УДК 74.58.я73:624 ББК р27
Рахимова Ольга Николаевна
магистр педагогики,
соискатель Кумертауский филиал Оренбургский государственный университет г. Кумертау Rakhimova Olga Nikolaevna master of pedagogy, the applicant Кумертауский branch Orenburg state University
Kumertau [email protected] Проектирование личностного саморазвития и самовоспитания бакалавров
вуза строительного направления Design of personal self-development and self-education of bachelors of the
University of the construction areas В статье уточнено содержание понятия личностного саморазвития и самовоспитания бакалавров строительного направления, профессионального саморазвития; раскрыты стадии профессионального саморазвития студентов; выявлена связь между саморазвитием и самовоспитанием бакалавров строительного направления; содержательно представлено педагогическое сопровождение творческого поиска студентов в решении учебных задач.
The article explained the content of the notion of personal self-development and self-education of bachelors of construction business, professional self-development; disclosed to the stage of professional development of the students; the relationship between the self-development and self-education of bachelors of construction business; meaningfully presented pedagogical support of creative search of students in solving training tasks.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, самовоспитание, педагогическое сопровождение.
Key words: professional self-development, self-education, pedagogical support. Актуальность темы состоит в том, зачем вообще нужно развиваться в
жизни и как себя замотивировать на необходимость изменений в студенческой
среде.
Особую актуальность в контексте организации образования приобретает проблема самовоспитания и саморазвития. Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки студентов строительного направления, способных самостоятельно ставить новые задачи, решать задачи
поиска новых технологических решений в области строительства, обеспечивающих в итоге повышение качества строительной продукции.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, определяя приоритеты государственной политики в сфере государственной молодежной политики, декларирует необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.
Обращение к проблеме самореализации студентов отражено в ФГОС ВПО 3 поколения, которое содержит понятие общекультурной компетенции (ОК6), где выпускник строительного направления должен стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Анализ процесса саморазвития невозможно дать без уточнения таких его составляющих, как «развитие человека и личности», «личностное развитие».
Принципиально важным в российской педагогике начала XX в. было направление исследования и формирования философских оснований образования и развития личности (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев). По мнению П.П. Блонского, основа учебного процесса - деятельность самого обучаемого. При этом саморазвитие личности объясняется активно - деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально - потреб-ностную сферу личности социально-культурологическим содержанием.
Основы процесса развития человека, дающие подходы к пониманию саморазвития, отражены в трудах Д. Б. Богоявленской, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Т. И. Ильиной, Е. Н. Кабановой-Меллер, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.
Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого (Ж.-Ж. Руссо,
К. А. Гельвеций и др.) способствовали утверждению взглядов на сознание как на выражение самовоспитания и самообразования.
Существует разница между понятиями развитие человека и развитие личности. Под развитием человека обычно понимается развитие способностей и приобретение новых навыков. Сюда часто относят также развитие возможностей, которые дают человеку физическое развитие.
Под развитием личности обычно понимается изменение личностных качеств, мировоззрения и ценностей, жизненных установок и стратегий поведения в социуме. Некоторые навыки также могут относиться к развитию личности, если они затрагивают напрямую сферу отношений, убеждений и поведения.
Следовательно, саморазвитие - это сознательное и целенаправленное самоизменение человека, положительно оцениваемое им самим и другими людьми.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить студента осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Профессиональному саморазвитию в образовательном пространстве отводится особое место, где реализуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственного профессионально-личностного образования и развития.
Профессионально-личностное саморазвитие студента предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, видение проблем в разнообразных ситуациях и осмысление путей их решения, способность к рефлексии, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию.
Первая стадия - самоопределение. Начинается она на первом курсе, в это время происходит формирование компонентов профессионально-личностного
саморазвития: самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления будущего бакалавра. Цели пока носят глобальный или размытый характер, представления о себе, как о бакалавре, о способах профессиональной деятельности весьма неопределенны.
Студенты затрудняются самостоятельно выделить причины неудач, ошибки и промахи при выполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии может быть либо заниженной, либо завышенной. Они также испытывают трудности в самоорганизации, считают, что гораздо проще работать под руководством преподавателей. Очень часто они боятся выхода на производственную практику.
На этой стадии будущий бакалавр характеризуется формированием навыков самоосознания, развитием рефлексивных способностей, актуализацией интереса к общепрофессиональным дисциплинам, развитием у них способности к профессиональной интерпретации явлений и событий, формированием позитивного принятия себя и других, альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем. Студенты-первокурсники проявляют живой интерес к выявлению своих индивидуальных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Они с интересом моделируют различные профессиональные ситуации, выступая в них в качестве бакалавра, демонстрируют свои знания.
Тем не менее, студенты пока еще имеют весьма смутное представление о своих идеалах, образах, к которым нужно стремиться. Самостоятельно никто из них не может четко сформулировать ближайшие цели, как правило, на этой стадии, цель для всех едина - получить диплом. Они не в состоянии серьезно подойти к решению той или иной профессиональной проблемы или задачи, ответы на вопросы, как правило, являются воспроизведением ранее услышанного или увиденного, а поведение в предложенных ситуациях сконцентрировано на подражании кому-либо.
Результатом прохождения этой стадии должно стать формирование у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности. Для этого необходима специально организованная система педагогических мероприятий.
Следующая стадия профессионально-личностного саморазвития - самовыражение - реализуется в условиях собственно профессиональной подготовки. Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, профессиональных знаний и умений. Характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного студента таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной и профессиональной самореализации. Студенты начинают логично рассуждать, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся пополнить знания о себе как будущем профессионале. Постепенно происходит соотнесение усвоенных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Формируются навыки саморегуляции. Появляются первые прогнозы собственных результатов.
Данная стадия в профессионально-личностном саморазвитии будущего бакалавра строительного направления характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, устойчивыми навыками самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые студенты считают наиболее благоприятными.
Результатом этой стадии профессионально-личностного саморазвития должны стать актуализация способности будущих бакалавров строительного направления к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности.
т
1ретия стадия - устойчивого саморазвития - предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется
сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего бакалавра. Результатом данной стадии должна стать актуальная потребность у будущего строителя в дальнейшем саморазвитии, сформированная субъектность.
Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах студента личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития. Таким образом, можно сказать, что профессиональное саморазвитие будущих бакалавров - это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (когда профессионализм становится ценностью для личности) Следовательно, к основным ступеням профессионального саморазвития можно отнести профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессиональное совершенствование.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием понимается целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза - сложная, методически обеспеченная совокупность личностно-ориентированных методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие.
Структура педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза, включает три компонента:
1. организационно-педагогический (рациональное сочетание традиционных и новых методов и форм обучения, усиление их диалоговой функции, направленных на воспитание активной, самостоятельно познающей, саморазвивающейся личности студента);
2. содержательный (разработаны исследовательские задания, обеспечивающие творческое проявление и самореализацию студентов в учебно-познавательной деятельности; увеличена доля творческих форм работы со студентами с целью повышения их инициативности и активности);
3. технологический (установка внимания профессорско-преподавательского состава вуза на личность студента, использование «порт-фолио», а вся работа базируется на положениях личностно-ориентированного подхода).
Критериями результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента выступают вовлеченность студентов в разнообразную деятельность, направленную на формирование знаний, умений и навыков, отношений и развитие личностно значимых качеств; учебные и личностные достижения студентов в образовательном процессе; методическое обеспечение процесса сопровождения; востребованность студентами услуг сопровождения.
Весьма важным направлением сопровождения можно считать взаимодействие учебно-педагогическое в рамках учебных курсов; на основе совместно организованной научно-исследовательской деятельности со студентами и адресной педагогической помощи и поддержки. Обобщенными ключевыми понятиями личностно-развивающей поддержки являются:
- личность не становится, а изначально является субъектом познавательной и творческой активности, отсюда - приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности студента как активного носителя субъектного опыта дея-
тельности, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательного процесса в вузе;
- проектирование образовательного процесса предусматривает возможность актуализации стремления личности к индивидуальной деятельности, к преобразованию всех аспектов жизнедеятельности. При конструировании и реализации образовательного процесса выявляется субъективный опыт каждого участника, и фиксируются складывающиеся способы учебной и творческой деятельности;
- сотрудничество преподавателя и студента, направленное на обмен опытом деятельности, осуществляется в специально организованной совместной деятельности участников;
- результатом образовательного процесса выступает личностное становление студентов.
Таким образом, главная задача педагогического сопровождения не в том, что бы дать экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать студента к осмыслению своих проблем. Только от желания самого сопровождаемого зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Можно сказать, что сопровождение - это, во-первых, целостная и комплексная система поддержки и помощи; во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате - эффективное выполнение отдельным человеком своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Обязательная субъектная активность и самостоятельность обучаемого, когда он - творец и создатель себя и своей деятельности предполагает развитие личности в образовательном пространстве. В связи с этим необходимо включение студента в выполнение таких действий и операций, в которых он проявляет функцию субъекта и приобретает опыт субъектирования компонентов содержания образования. Активное взаимодействие участников образовательно-
воспитательного процесса осуществляется посредством проблематизации его содержания.
Ситуация как наивысшее проявление личностных функций индивида представляет собой динамическую систему взаимоотношений студентов, которая, благодаря её отраженности в сознании формирует личностную потребность и стремление к целенаправленной деятельности, активизирует познавательные интересы. Поэтому учебные проблемные ситуации - основное ядро развития студентов. Ситуация не возникает произвольно, стихийно - её создает преподаватель.
Профессиональное саморазвитие студента ведет к непрерывному самообразованию бакалавра, так как вне самообразования идея личностного и профессионального его развития неосуществима. Перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.
Окончание высшего учебного заведения не означает для студента завершения обучения и достижения им вершин профессионального мастерства. Скорее наоборот - именно с этого момента и начинается трудный путь к подлинному профессионализму.
Библиографический список
1. Рыженков П.Е., Марусова Е.В., Хаславская Л.М. и др.; Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 351 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с.
4. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М.: Логос, 1994.
5. Бардовская, Н.В. Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2001. - 326 с.
6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с.
8. Половинкин, А. И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Половинкин - М.: Машиностроение, 1988. - 368 с.
9. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики. / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1980. - 347 с.
10. Ярошевский, М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии [Текст] / М.Г.Ярошевский // М.: Наука, 1977. - 335 с.
Bibliography
1. Ryzhenkov P.E., Марусова E.V., Хаславская L.M. and others; Self-organization of students of the first course: Textbook. textbook / Ed. by P. E. Ryzhenkov. - Novosibirsk: Izd-vo Новосиб. University, 1990. - 120 s.
2. Bozovic, L.I. Selected psychological works: problems of formation of the personality / CHERNYSHOVA Bozovic; Ed. by D. I. Фельдштейна. - M: the international pedagogical Academy, 1995. - 351 s.
3. Asmolov, A.G. Psychology of personality / A.G. Asmolov. - M: Longman, 1990. -
368 s.
4. Ilyasov I.I., N.A. Galatenko Design training course on academic discipline. - M: Logo, 1994.
5. Bard, N.V. Rean, A.A. Pedagogy. Textbook for universities. - SPb., 2001. - 326 s.
6. Belkin, A. S. Fundamentals of pedagogy: textbook. Handbook for students. the high. Cand. schools, institutions / A. S. Belkin. - M: Publishing center «Academy», 2000. - 192 s.
7. Krysko, V.G. Psychology and pedagogy in diagrams and tables / C. D. krys. - Minsk.: Harvest, 1999. - 384 s.
8. Polovinkin, A. I. Basics of engineering creativity: textbook. Handbook for students. universities / A. I. Polovinkin - M: Mashinostroenie, 1988. - 368 s.
9. Скаткин, M. S. Problems of modern didactics. / M.S. Скаткин. - M: Pedagogy, 1980. -
347 s.
10. Yaroshevsky, M.G. Problems of scientific creativity in modern psychology [Text] / М.Г.Ярошевский // M: Nauka, 1977. - 335 s.