Научная статья на тему 'Активные методы обучения для бакалавров по направлению подготовки «Строительство»'

Активные методы обучения для бакалавров по направлению подготовки «Строительство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE / BACHELOR'S DEGREE / ACTIVE METHODS / FORMS OF PRACTICE / ORGANIZATION OF LEARNING / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / БАКАЛАВР / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Владимировна

Цель: на основе анализа активных методов обучения выявить, на сколько, актуализируются знания при изучении специальных дисциплин у бакалавров направления подготовки «Строительство». Метод проведения работы: анализ различных активных методов обучения при изучении специальных дисциплин. Результаты: представленные данные анализа активных методов обучения показали, что получаемые бакалаврами знания актуализировались при создании определенных условий. Область применения результатов: результаты исследования будут представляют интерес у преподавателей специальных дисциплин направления подготовки «Строительство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF METHODS OF TRAINING OF BACHELORS ON DIRECTION «CONSTRUCTION»

Purpose: based on the analysis of active learning methods to identify how, updated know-ledge in the study of special subjects in bachelors of direction of preparation «Building». Methodology: analysis of different active learning methods in the study of special disciplines. Results: analysis data of active learning methods has shown that the obtained a ba-chelor’s of knowledge has resulted in the creation of certain conditions. Practical implications: the results of the study will be of interest teachers of special disciplines of the specialty «Construction».

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения для бакалавров по направлению подготовки «Строительство»»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-33 УДК 378.1

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Аверьянова Е.В.

Цель: на основе анализа активных методов обучения выявить, на сколько, актуализируются знания при изучении специальных дисциплин у бакалавров направления подготовки «Строительство».

Метод проведения работы: анализ различных активных методов обучения при изучении специальных дисциплин.

Результаты: представленные данные анализа активных методов обучения показали, что получаемые бакалаврами знания актуализировались при создании определенных условий.

Область применения результатов: результаты исследования будут представляют интерес у преподавателей специальных дисциплин направления подготовки «Строительство».

Ключевые слова: актуализация знаний; бакалавр; активные методы; формы занятий; организация обучения.

THE CHOICE OF METHODS OF TRAINING OF BACHELORS ON DIRECTION «CONSTRUCTION»

Averyanova E.V.

Purpose: based on the analysis of active learning methods to identify how, updated knowledge in the study of special subjects in bachelors of direction ofpreparation «Building».

Methodology: analysis of different active learning methods in the study of special disciplines.

Results: analysis data of active learning methods has shown that the obtained a bachelor 's of knowledge has resulted in the creation of certain conditions.

Practical implications: the results of the study will be of interest teachers of specialdisciplines of the specialty «Construction».

Keywords: actualization of knowledge; bachelor 's degree; active methods; forms of practice; organization of learning.

На сегодняшний день очень быстро развиваются компьютерные технологии, научно-технический прогресс является средством которое удовлетворяет потребности человека, поэтому преподавателю при подготовке бакалавров для того чтобы привлечь внимание, актуализировать знания требуется постоянное совершенствование, применения различных методов обучения [1]. Основной характеристикой выпускника высшей школы являются не только компетентное применение полученных знаний на практике, но и коммуникабельность, мобильность, компьютерная грамотность. В этой связи при изучении специальных дисциплин направления подготовки «Строительство» необходимо акцентировать процесс познания, который зависит только от самого бакалавра. Для того чтобы достичь данной цели необходимо знать как лучше усваивается полученный материал [2]. То есть бакалавр может усваивать информацию лучше, например, в коллективной работе или только индивидуально, в различных условиях, с опорой на восприятие, память, внимание либо весь личностный потенциал бакалавра, с помощью активных методов обучения либо репродуктивных.

Многими учеными в своих работах исследовали активные методы обучения в различных областях науки, но на сегодняшний день недостаточно изучено использование активных методов по направлению подготовки «Строительство». Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения актуализации знаний и эффективности процесса обучения с целью подготовки бакалавров строительных направлений [3].

При применении преподавателем высшей школы активного метода обучения можно решить следующие учебно-организационные задачи:

■ координировать процесс обучения;

■ обеспечить активное участие в учебном занятии как подготовленных, так и неподготовленных бакалавров;

■ отслеживать усвоение полученных знаний.

В дидактике множество разных подходов к классификации методов обучения [4]. Несмотря на это эффективности можно достичь только при определенных условиях обучения бакалав-

ров, а также при решении определённых дидактических функций. Отличием активного метода обучения является активация бакалавров, а также их учебно-познавательная деятельность.

В качестве активных методов обучения, по направлению подготовки «Строительство», можно рассмотреть проведение проблемные лекции, лекции вдвоем, лекция пресс-конференция, поисковая лабораторная дента, семинары, деловые игры, коллективная мыслительная деятельность.

Активный метод обучения необходим для того чтобы бакалавры могли решить самостоятельно поставленные задачи, тем самым овладеть новыми умениями и навыками [5].

Активные методы проявляются в обучении, когда перед бакалаврами ставятся задачи, не только усвоит знания, сформировать навыки, но и развить коммуникабельность, творческую креативность, индивидуальный подход к решению профессиональных задач, что не маловажно при трудоустройстве бакалавров.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности бакалавров [6], улучшение активности мыслительной деятельности при изучении специальных дисциплин. Преподаватель не просто излагает материал аудитории, а способствует активному ее участию, то есть преподаватель не дает готовые знания, а позволяет самостоятельно овладевать знаниями в процессе активного познания, то есть активными методами обучения можно считать метод мыслительной деятельности.

В исследовании были проанализированы учебные занятия по специальным дисциплинам, в которых приняло участие 2 преподавателя профильных кафедр и 2 академические группы (профили «Городское строительство и хозяйство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»). Согласно проведенному анализу:

Таблица 1

Уровень актуализации новых знаний (до эксперимента)

Группа ГСХ Группа ПСК

Преподаватель 1 низкий низкий

Преподаватель 2 средний высокий

Таблица 2 Уровень актуализации новых знаний (после эксперимента)

Группа ГСХ Группа ПСК

Преподаватель 1 высокий средний

Преподаватель 2 высокий высокий

То есть при применении активных методов обучения бакалавры более осознанно подходят к получению знаний, становятся более коммуникабельными и креативными.

В процессе учебной деятельности развиваются личностные характеристики бакалавра. Именно преподаватель, при использовании активных методов обучения подталкивает бакалавров на самостоятельное овладения знаниями, то есть актуализирует знания, активирует мыслительный процесс, способствует развитию коммуникативных способностей, своими действиями вызывает интерес к познанию нового материала, чтобы без труда решать поставленные задачи.

Список литературы

1. Аверьянова, (Жогова) Е.В. Актуализация знаний и информации у студентов / Е.В. Аверьянова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - 7691 КБ. ISBN 978-5-4418-022-8.

2. Аверьянова, (Жогова) Е.В. Мастерство молодого преподавателя, его рост и развитие профессиональных способностей. Теория, методика и организация педагогической работы: коллективная монография / Е.В. Аверьянова и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. С. 145-157. ISBN 978-5-94301-194-8.

3. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориентированные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова. - Оренбург, 2015. 236 с.

4. Рахимова, О.Н. Учебная ситуация как средство самореализации творческих умений студентов высшей школы / О.Н. Рахимова // Казанская наука. 2013. №9. С. 300-303. ISSN 20789955. (реестр ВАК).

5. MсGee A.A., Markarian M.D. Optimum Allocation of Research (Engineering Manpower within a Multi-Project Organizational Structures). IRE Trans. Engng. Manag. Vol. 9. No. 3, 1962.

6. Jonathan Furner Philosophy and information studies. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2010. Vol. 44. Iss. 1. Рр. 159-200.

7. Erol Gelenbe, Jean-Pierre Kahane Fundamental Concepts in Computer Science (Advances in Computer Science and Engineering: Texts). Imperial College Press, 2009. 172 p.

8. Abdel-Hamid, T., Madnick, S. Software Project Dynamics, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1991.

9. Introduction to scrum an agile process. Режим доступа: http://www.mountaingoatsoftware.com/ topics/scrum

10. Баранова В.А. Вопрос главный и, похоже, пока риторический: школьники, студенты и педагоги о воспитании ответственности // Народное образование. 2011. № 4. С. 22-26.

11. Коновалова Е.В. Диалоговая культура студентов как средство формирования профессионального самосознания // В мире научных открытий. 2015. № 9. С. 100-105.

12. Артюхина М.С. Интерактивные технологии в контексте современной гуманитарно-ориентированной системы образования // В мире научных открытий. 2014. №3(54). С. 38-49.

13. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

14. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. - М.: Мысль, 2010. Т. 3. 692 с.

15. Ломакина Г.Р. Создание среды общения как ключевая задача учителя иностранного языка // В мире научных открытий, № 3, 2014. C. 283-295.

16. Смолкин А.А. Методы активного обучения. - М., 1991. 176 с.

17. Горбатова М.К., Назипова М. Методики преподавания в высшей школе. - Нижний Новгород, 2012. 53 с.

18. Андреева Н.П. Педагогические и информационные ресурсы формирования социокультурного пространства детского творчества. - Набережные Челны, 2012. 166 с.

References

1. Averyanova, (Jogeva) E B. Updating knowledge and information of students / E.V. Averyanova // University complex as a regional center of education, science and culture: materials of all-Russian scientific-methodical conference. - Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2012. 1 electron. opt. disk (CD-ROM) - 7691 KB. ISBN 978-5-4418-022-8.

2. Averyanova, (Jogeva) E.V. a Skill of the young teacher, his growth and development of professional abilities. Theory, methodology and organization of pedagogical work: the collective monograph / E.V. Averyanova and others / Ed. by S.S. Chernov. - Novosibirsk: Publishing house «SIBPRINT», 2010. Pp. 145-157. ISBN 978-5-94301-194-8.

3. Rakhimova O.N. Competence-oriented situation as a factor of realization of future bachelors in the direction «Construction»: [Text]: dis. ... candidate. PED. Sciences / O.N. Rakhimov. - Orenburg, 2015. 236 p.

4. Rakhimov, O.N. The teaching situation as a means of self-realization of creative abilities of students in higher education / O.N. Rakhimov // Kazan science. 2013. No. 9. Pp. 300-303. ISSN 2078-9955 (the registry HAC).

5. McGee A.A. and Markarian M.D. Optimum Allocation of Research (Engineering Manpower within a Multi-Project Organizational Structures). IRE Trans. Engng. Manag. Vol. 9. No. 3, 1962.

6. Jonathan Furner Philosophy and information studies. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2010. Vol. 44. Iss. 1. Pp. 159-200.

7. Erol Gelenbe, Jean-Pierre Kahane Fundamental Concepts in Computer Science (Advances in Computer Science and Engineering: Texts). Imperial College Press, 2009. 172 p.

8. Abdel-Hamid, T. and Madnick, S. Software Project Dynamics, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1991.

9. Introduction to scrum an agile process. Access mode: http://www.mountaingoatsoftware.com/top-ics/scrum

10. Baranov V.A. and the main Question appears rhetorical: pupils, students and teachers about the education responsibility // National education. 2011. No. 4. Pp. 22-26.

11. Konovalova E.V. Dialog the culture of students as a means of formation of professional identity // In the world of scientific discoveries. 2015. No. 9. Pp. 100-105.

12. Artyukhin M.S. Interactive technologies in the context of contemporary Humanities-oriented system of education // In the world of scientific discoveries. 2014. No. 3(54). Pp. 38-49.

13. Dictionary-reference book on pedagogy / Author.-comp. V.A. Mizherikov; Under the General editorship of P.I. Pitkasilta. - M.: TC Field, 2004. 448 p.

14. New encyclopedia of philosophy: V 4 vol. - M.: Thought, 2010. Vol. 3. 692 p.

15. Lomakina G.R. the Creation of an environment of communication as a key task of foreign language teacher // In the world of scientific discoveries, № 3, 2014. Pp. 283-295.

16. Smolkin A.A. the Methods of active learning. - M., 1991. 176 p.

17. Gorbatova K.M., Nazipova M. Methods of teaching in higher education. - Nizhny Novgorod, 2012. 53 p.

18. Andreeva N.P. Teaching and information resources socio-cultural integration of children's creativity. - Naberezhnye Chelny, 2012. 166 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Аверьянова Екатерина Владимировна, стаpший ^еподаватель кафедpы гоpодского

стpоительства и хозяйства CTporn^bHoro факультета

Кумертауский филиал ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» переулок 2-й Советский, д. 3б, г. Кумертау Республика Башкортостан, 453300, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 6391-9205

DATA ABOUT THE AUTHOR

Averyanova Ekaterina Vladimirovna, senior lecturer of the Department of urban development and agriculture construction faculty

Kumertau state branch Orenburg state University

2-nd Sovetskaya, 3b, Kumertau, Republic of Bashkortostan, 453300, Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.