Научная статья на тему 'Модель развития самоконтроля у младших школьников'

Модель развития самоконтроля у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1621
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / КОНТРОЛЬ / ВЗАИМОКОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SELF-CONTROL / DEVELOPMENT / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL ACTIVITY / MODEL / CONTROL / MUTUAL CONTROL / EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна, Содномова Надежда Бадма-Цыреновна

В статье представлена модель развития самоконтроля младших школьников как итог многолетнего исследования и результат выявленных педагогических условий развития данного качества личности. Дана характеристика каждого структурного компонента модели. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «самоконтроль», представлено авторское определение данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна, Содномова Надежда Бадма-Цыреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-control development model for primary school students

In this article, the authors present a self-control development model for primary school students as a result of multi-year research and the identified educational conditions for the development of this personal quality. The paper characterizes each component of the model and considers different approaches to the definition of the “self-control”. The authors give an original definition for this concept.

Текст научной работы на тему «Модель развития самоконтроля у младших школьников»

УДК 371.261:373.3

https://doi.oig/10.24158/spp.2017.3.17

Габеева Лариса Николаевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры технологического образования

и профессионального обучения

Педагогического института

Бурятского государственного университета

Содномова Надежда Бадма -Цыреновна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры педагогики

начального и дошкольного образования

Педагогического института

Бурятского государственного университета

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Gabeeva Larisa Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Technological Education and Vocational Training Department, Pedagogical Institute, Bu ryat State Un ive rsity

Sodnomova Nadezhda Badma-Tsyrenovna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Primary and Preschool Education Department, Pedagogical Institute, Bu ryat State Un ive rsity

SELF-CONTROL DEVELOPMENT MODEL FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье представлена модель развития самоконтроля младших школьников как итог многолетнего исследования и результат выявленных педагогических условий развития данного качества личности. Дана характеристика каждого структурного компонента модели. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «самоконтроль», представлено авторское определение данного понятия.

Ключевые слова:

самоконтроль, развитие, младшие школьники, учебная деятельность, модель, контроль, взаимоконтроль, педагогические условия.

Summary:

In this article, the authors present a self-control development model for primary school students as a result of multi-year research and the identified educational conditions for the development of this personal quality. The paper characterizes each component of the model and considers different approaches to the definition of the "self-control". The authors give an original definition for this concept.

Keywords:

self-control, development, primary school students, educational activity, model, control, mutual control, educational conditions.

В рамках действующего федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во главу угла поставлены формирование универсальных учебных действий, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Первоочередной задачей школы является развитие у учащихся универсальной интеллектуальной способности человека - самоконтроля. С помощью него происходит переход внешнего действия во внутренний план, т. е. действия контроля учителя преобразуются в действие самоконтроля ученика. Благодаря этому ребенок впервые обращается не к предмету своих действий, а к своим действиям и их результатам.

Решение проблемы развития самоконтроля у учащихся требует изучения определенных теоретических основ на философском и психолого-педагогическом уровнях.

Проблемы контроля и самоконтроля являются весьма древними, долгое время выступают спутниками школы, сопровождают ее развитие. Об особенностях контроля и самоконтроля свидетельствуют священные книги разных народов, дошедшие до нас. Они содержат не только религиозные положения, но и важные педагогические идеи.

Определенные упоминания о контроле и самоконтроле знаний учащихся обнаруживаются в источниках о Китае периода конфуцианства (551-479 гг. до н. э.). В главе «Об учении», которая помещена в трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, речь идет о содержании и порядке проверки степени усвоения знания. Упоминания о контроле и самоконтроле можно встретить и в источниках античного периода.

На протяжении всей истории философских исследований, имевших целью рассмотрение самоконтроля как важного личностного умения, поискам средств самоконтроля отводилась значительная роль (Гераклит, Демокрит, Плутарх, Плутон, Р. Декарт, Д. Локк, Д. Юм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.). Д. Дьюи считал итоговой целью образования создание силы самоконтроля [1]. Одним из первых занялся проблемой развития самоконтроля с психологических позиций Зигмунд Фрейд. Чтобы объяснить способность человека контролировать свое поведение, он постулирует наличие в составе его психики некоторого внутреннего агента, который принимает решения, связанные с контролем поведения. З. Фрейд интерпретировал самоконтроль как инстинкт самосохранения «я». Развитие «я» автоматически ведет к усилению самоконтроля [2].

В дальнейшем усилия зарубежных психологов были направлены на установление того факта, что самоконтролю обучаются, самоконтроль - это заученная стратегия.

Разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля отражены и в отечественной психолого-педагогической литературе. В частности, вопросы самоконтроля рассматривали Б.Г. Ананьев, А.Я. Арет, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.П. Бочаров, Т.И. Гаваков, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.Г. Ковалев, А.К. Маркова, Г.С. Никифоров, Н.Ф. Талызина, В.В. Чебышева, С.А. Юдашева и др.

Одни авторы рассматривают самоконтроль как свойство личности, другие полагают, что самоконтроль есть акт умственной деятельности человека (форма проявления и развития самосознания, мышления, качества ума, признак его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности или умение контролировать свою деятельность [3].

При всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, результата или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других образец составляют сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.

В рамках нашего исследования определяем «самоконтроль младших школьников» как развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности. Как видно из определения, понятие «самоконтроль» учащихся ограничено рамками учебного процесса.

Результатом исследования стала модель развития самоконтроля (СК) у младших школьников в учебной деятельности (УД) (рис. 1) [4].

Рассмотрим подробнее содержание модели развития самоконтроля у младших школьников.

С момента рождения ребенка начинается сложный путь его социального развития и формирования личности. Уже в первые недели жизни детей обнаруживаются различия в их возбудимости, активности, быстроте и устойчивости реакций на внешние воздействия. Предположение о задатках - пока что простое умозаключение, вытекающее из того, что в ходе обучения и развития способностей заметна разница между детьми [5]. Способности, достаточные для усвоения всех предметов школьной программы, освоения любых действий в самых различных видах деятельности, могут быть сформированы у любого здорового ребенка [6]. Вот почему можно утверждать, что определенный уровень способностей к самоконтролю присущ каждому школьнику. Необходимо только понимать, что эти уровни существуют, уметь их выявлять и развивать.

Важным обстоятельством развития самоконтроля у младших школьников представляется их активность в учебной деятельности - одном из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека. От активности зависит успешность данной деятельности. Наша основная задача - активизировать деятельность по развитию самоконтроля, а через это влиять на общую активность учащихся.

На развитие самоконтроля в процессе учебной деятельности влияют внутренние и внешние условия. К внутренним условиям относим: способность к целеполаганию, умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними, способность критически оценивать свою работу, умение осуществлять коррекцию своей деятельности. Внешними условиями, влияющими на развитие самоконтроля, считаем: сложность выполняемой деятельности, окружающую среду (освещение, шум и т. д.), режим труда и отдыха. Чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и, соответственно, к возрастанию вероятности ошибочных действий.

Одним из педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников является формирование положительной мотивации, которое должно обеспечить включение школьника в процесс развития самоконтроля у него при единстве целей, задач и содержания данного процесса, при полноценном использовании различных методов и средств теоретической и практической деятельности [7]. В свою очередь условиями формирования данного процесса являются: контроль со стороны учителя, родителей, взаимоконтроль «ученик - ученик», «ученик - учитель».

С какой целью выполняется контроль? Контроль осуществляет учитель, главным образом с целью выяснения возможности дальнейшей работы по обучению учащихся. Это назначение контроля не случайно, так как соответствующие представления формируются в ходе профессиональной подготовки учителя. А.К. Маркова считает контрольные действия со стороны учителя основой развития самоконтроля, причем последний понимается как один из компонентов саморегуляции интеллектуальной активности учащегося.

Рисунок 1 - Модель развития самоконтроля у младших школьников

в учебной деятельности

В роли воспитателей, направляющих процесс развития самоконтроля, выступают родители учащихся. Их роль заключается в контроле учебной деятельности детей. Педагогам предлагаем в первые дни в школе и в дальнейшем проводить беседы с родителями о важности оказания помощи детям в формировании учебной деятельности. Беседы можно проводить на родительских собраниях или специально организованных семинарах, направленных на обучение родителей воспитанию у детей навыков самоконтроля.

Следующим условием является взаимоконтроль. Чем можно объяснить тот факт, что ученику нужно «присмотреться» к работе своего товарища, прежде чем контролировать собственные действия? Этот феномен самосознания школьника можно объяснить его более требовательным отношением к другому (его работе, поступку), чем к самому себе (своей работе, поступку). Статус роли учителя требует от него беспристрастного, объективного подхода к работе товарища.

Наблюдения за учебным процессом в некоторых школах Улан-Удэ показывают, что весь контроль учебной работы учащихся, как текущей, так и итоговой, проводит единолично сам учитель. Детей, как правило, не учат методам и приемам взаимоконтроля, вследствие этого они

не овладевают приемами самоконтроля. Результатом является то известное явление, что выпускники школ не обладают развитыми формами рефлексии своей деятельности и поведения, у них нет стойкой привычки и потребности в самоконтроле своей работы, своих поступков.

Создание условий формирования положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников возможно при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающем активизацию самостоятельной деятельности учащегося, повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности.

Еще одним из условий развития самоконтроля у младших школьников выступает создание и осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля. Программа диагностики уровня развития самоконтроля у младших школьников включает в себя: цель, содержание (критерии оценки уровня развития самоконтроля), результаты и определение влияния на успешность учебной деятельности учащихся. В качестве таких показателей выступают: наличие потребности в самоконтроле, овладение приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля, произвольность самоконтроля. Результатом программы диагностики является определение уровня развития самоконтроля у младших школьников и влияния его на успешность учебной деятельности, которая определялась по специальной методике.

Таким образом, для эффективного развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности следует учитывать следующие педагогические условия:

- формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников;

- осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

- осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности.

Новизна этих условий заключается в том, что они разработаны с позиций личностно ориентированного подхода, ранее не были рассмотрены в условиях учебной деятельности начального образования.

В ходе работы над моделью развития самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности были сделаны следующие выводы:

- Модель представляет собой целостность педагогических обстоятельств, реализующихся через механизм взаимодействия субъектов образовательного процесса (учитель - ученик, ученик - ученик, родитель - ученик, учитель - родитель).

- Эффективность реализации разработанной модели зависит от вышеперечисленных педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.

- Результатом реализации модели является успешная учебная деятельность младших школьников, которая проявляется в самостоятельном и активном проявлении самоконтроля (потребность в самоконтроле, овладение приемами самоконтроля, произвольность самоконтроля).

Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой методических основ развития самоконтроля у младших школьников.

Ссылки:

1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской. М., 1997. 203 с.

2. Цит. по: Синицына О.Н. Дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 168 с.

3. Андропова Л.О. Развитие самоконтроля в структуре я-концепции учителя начальных классов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 249 с.

4. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 171 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. 160 с.

6. Там же.

7. Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. Berlin ; Heidelberg ; N. Y. ; Tokyo, 1983. 354 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.