Научная статья на тему 'Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности'

Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5027
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-CONTROL / PRIMARY SCHOOL / LEARNING ACTIVITIES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна

В статье рассматривается проблема развития самоконтроля у младших школьников. Представлена модель развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности. Ключевые слова: самоконтроль, начальная школа, учебная деятельность, развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of self-control in primary school as a factor of their successful learning activities

The development of self-control in primary school as a factor of their successful learning activities The article deals with the problem of self-control development in primary school pupils. A model of self-control development in primary school pupils has been represented as a factor for their successful learning activities.

Текст научной работы на тему «Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности»

классных руководителей связано с саморефлек-сией профессиональной деятельности с позиции саногенного мышления, проектированием эффективной модели общения со старшеклассниками в ситуациях, связанных с наличием антагонизма в межличностных отношениях.

Повышение уровня деятельностно-

практического компонента педагогической толерантности происходит за счет отработки методов диалогического взаимодействия (алгоритм «Сократовской беседы», конструирование и обсуждение нравственных дилемм) и технологий организации и проведения коллективно творческих дел, деловых и ролевых игр. У классных руководителей отрабатывается навык управления ролевой структурой классного коллектива, психоло-го-педагогической поддержки непопулярных членов группы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов представлены в авторской методике «Оценка профессиональных компетенций классного руководителя по воспитанию толерантного поведения подростков и старшеклассников» (ОПККР) [1].

Литература

1. Вдовина Е.Г., Шадрин А.Н. Оценка профессиональных компетенций классных руководителей по организации воспитательной работы с классом // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №3 (34). -С. 23-28.

2. Новые технологии для Новой школы: сб. программ победителей II Всерос. конк. психол-пед. программ. - М.: Центр практической психологии образования, 2010. - 137 с.

Вдовина Елена Григорьевна, соискатель, Алтайская государственная педагогическая академия, директор Городского детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Потенциал». E-mail: vdovele@yandex.ru

Vdovina Elena Grigoryevna, competitor of the Altay state pedagogical academy, director of the City children's improving and educational (profile) center «Potential». E-mail: vdovele@yandex.ru

УДК 373.3.016

© Л.Н. Габеева

Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности

В статье рассматривается проблема развития самоконтроля у младших школьников. Представлена модель развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности. Ключевые слова: самоконтроль, начальная школа, учебная деятельность, развитие.

© Ь.И. ЄаЬеега

The development of self-control in primary school as a factor of their successful learning activities

The article deals with the problem of self-control development in primary school pupils. A model of self-control development in primary school pupils has been represented as a factor for their successful learning activities.

Keywords: self-control, primary school, learning activities, development.

Динамичные разносторонние изменения, происходящие в современном обществе, усложняют процессы адаптации человека к новым условиям. Особенно остро стоит проблема эффективного управления собственной деятельностью, требующего компетентного выполнения регулирующей и контролирующей функций, овладения действиями самоконтроля. Вышесказанное имеет большое значение для учащихся младшего школьного возраста, когда их ведущая учебная деятельность находится в стадии становления и эффективность

ее во многом зависит от уровня развития произвольности самоконтроля.

В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности. В психологии вопросы развития самоконтроля рассмотрены более глубоко (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, А.К. Маркова, М.И. Эль-конин и др.) [4]. В современных исследованиях

(А.Б. Воронцов, Л.В. Абакумова) на наш взгляд, вопросы самоконтроля рассматриваются без учета такого важного в начальном образовании фактора, как семья.

Практика показывает крайне низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.

Анализ ряда научных педагогических, психологических, методических исследований позволил выявить основные противоречия между:

- возрастающим значением самоконтроля в учебной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ самоконтроля учащихся в контексте личностно-ориентированного образования;

- осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;

- потребностью в формировании положительной мотивации младших школьников к самоконтролю и отсутствием соответствующей современной педагогической технологии.

Выявленные противоречия делают необходимым системный поиск путей и средств, развивающих самоконтроль младших школьников, обеспечивающих успешность их учебной деятельности.

В нашей исследовательской работе мы исходили из предположения, что для развития самоконтроля как фактора успешности учебной деятельности младших школьников необходимо выполнение следующих педагогических условий: формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление программы диагностики в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению понятия самоконтроля (СК) (Б.Г. Ананьев, А.Я. Арет, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И.

Божович, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, А.К. Маркова, Г.С. Никифоров и др.). Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как личностное качество, другие считают самоконтроль важнейшим компонентом в системе саморегуляции. Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей деятельности.

Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой элемент, как сопоставление своего действия (его хода) или его результата (или того и другого вместе) с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Исходя из поставленных перед нами задач исследования и анализа имеющихся дефиниций, мы определяем «самоконтроль младших школьников» как развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить свое поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.

Выявленные педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, которые отражены в гипотезе, позволили создать нам модель развития самоконтроля.

Модель включает в себя:

- цель - развитие самоконтроля у младших школьников;

- задачи: развитие у младших школьников умений критически оценить свое поведение и умственную деятельность и на этой основе добиться стоящих перед ними ближайших и актуальных целей учебной деятельности;

- совокупность условий формирования положительной мотивации к самоконтролю: контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей, взаимоконтроль «ученик-ученик», взаимоконтроль «ученик-учитель»;

- показатели развития самоконтроля: уровень наличия потребности в СК (стремление к самопроверке и отношение к внешнему контролю), уровень овладения приемами прогнозирующего, пооперационного и итогового СК (способность действовать по заданному образ-

цу, умение действовать строго по инструкции, способность придерживаться плана проверки, способность к программированию и планированию, умение выполнять поставленную задачу и руководить своими действиями в соответствии с заданными правилами); уровень произвольного СК (умение принять учебную задачу, самостоятельность, сосредоточенность, включаемость в работу);

- результат самоконтроля - новообразование младших школьников, которое влияет на успешность учебной деятельности.

В формировании положительной мотивации к самоконтролю учащегося ведущую роль играет его самопознание и активность в учебной деятельности, а также внутренние и внешние условия.

На наш взгляд, самопознание совершается: во-первых, путем анализа результатов своей собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами; во-вторых, путем осознания отношения других людей к себе и отдельных качеств личности, поведения, деятельности; в-третьих, путем самонаблюдения своего состояния, мыслей и чувств. Активность как качество личности иногда рассматриваем как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности.

Внутренними условиями мы считаем способность к целеполаганию, умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними, способность критически оценивать свою работу, умение осуществлять коррекцию своей деятельности. Внешними условиями, влияющими на развитие самоконтроля, мы считаем сложность выполняемой деятельности, окружающую среду (освещение, шум и т.д.), режим труда и отдыха. Чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и, соответственно, к возрастанию вероятности ошибочных действий [5].

Определение уровня развития самоконтроля у младших школьников осуществлялось с помощью критериев, которые в модели представлены показателями, выявленными на основе изучения психолого-педагогической литературы (А.Л. Венгер, И.В. Тухман, Т.В. Чередникова) [7].

Спроектированная нами модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности представляется нам целостной, т.к.

все составляющие ее компоненты взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат, представленный в модели новообразованием личности ребенка - самоконтролем, являющимся фактором успешной учебной деятельности.

В исследовании нами описан педагогический эксперимент. Результаты диагностики констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о достаточно низком уровне самоконтроля у младших школьников при поступлении в начальную школу, который объясняется тем, что дети не могут еще держать под контролем свою умственную деятельность, а также тем, что существует проблема развития самоконтроля у детей дошкольного возраста. Большая часть педагогов признает необходимость развития самоконтроля у учащихся при усвоении предметных знаний, умений и навыков. Однако не все учителя, признающие необходимость данной работы, считают себя компетентными в этих вопросах и основной причиной считают недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовленность.

Результаты констатирующего эксперимента определили необходимость целенаправленной работы по развитию самоконтроля у младших школьников в рамках учебного процесса. Организация экспериментальной работы строилась с учетом психологических особенностей развития самоконтроля младших школьников. В соответствии с этим мы выделили следующие основные направления обучающего эксперимента: 1) подготовка учителей к реализации условий развития самоконтроля у младших школьников; 2) обоснование для родителей и учащихся необходимости развития самоконтроля как фактора успешности учебной деятельности; 3) формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников.

Для реализации первого направления работы был разработан и проведен курс «Развитие самоконтроля у младших школьников в процессе обучения». Задачами данного курса являлись: 1) формирование целостного представления о сущности и психологических особенностях самоконтроля младших школьников как свойстве субъекта; 2) создание педагогических условий развития самоконтроля.

Занятия проводились не только с учителями экспериментальных классов, но и с учителями начальных классов городских школ в виде семинаров, организованных городским управлением образования.

На этапе работы по второму направлению обучающего эксперимента учитель проводил

работу с родителями по формированию педагогических знаний по развитию самоконтроля и в целом по организации учебной деятельности их детей. Работа происходила одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Во время проведения семинаров, дискуссий, «круглых столов» создавались условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей [6]. Педагог также использовал рефлексивные приемы на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.

Итогом реализации третьего направления обучающего эксперимента и модели развития самоконтроля у младших школьников стала методическая разработка курса: «Развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности». Курс рассчитан на три года начальной школы. Основными задачами курса являются: формирование потребности детей в осуществлении самоконтроля через критическую оценку своих действий и их результатов; обогащение знаний о самоконтроле; обучение осуществлению проверки по готовому образцу; развитие умения у учащихся обнаруживать ошибки в действиях своих товарищей, учителя; развитие самостоятельности, самоорганизации; повышение познавательного интереса, активности; развитие умственных способностей.

В процессе проведения обучающего эксперимента мы использовали многообразие методов, форм и средств обучения, в содержание занятий внесли игровые моменты [1]. Старались, чтобы дети не механически выполняли учебные

действия, а подходили к этому творчески, были эмоционально заинтересованными в происходящем. Взаимодействие с детьми осуществлялось в диалоговом режиме, при этом отказались от критики и оценки, поощрялись самостоятельные суждения учащихся.

В эксперименте участвовало 142 учащихся общеобразовательных школ Республики Бурятия, 28 учителей и 78 родителей.

Результаты устных и письменных опросов по каждому ученику определялись на основе экспертной оценки педагогов, методистов по установленным ранее показателям и заносились в карту наблюдения в виде эквивалента уровня: нулевой, низкий, средний, высокий. На основании индивидуальных карт наблюдений, которые заполнялись в течение трех лет обучения, для каждой из трех экспериментальных баз составлялись сводные карты уровня развития самоконтроля.

Оценка уровня развития самоконтроля у каждого учащегося осуществлялась по трем критериям: потребность к самоконтролю; владение приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля; произвольный самоконтроль. Экспертные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Начальный срез определения уровня развития самоконтроля у младших школьников проведен в конце первого полугодия первого года обучения. В конце второго и третьего класса соответственно проведены промежуточный и итоговый срезы. Состояние уровня развития самоконтроля на начало, середину и конец эксперимента представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная динамика изменения уровня развития самоконтроля (в % от общего количества учеников)

Начальный срез Промежуточный срез Итоговый срез

Низ. Сред. Выс. Низ. Сред. Выс. Низ. Сред. Выс.

ЭБ 1 КК 25 62,5 12,5 20,84 62,5 16,66 16,66 62,5 20,84

ЭК 42,3 50 7,7 19,23 53,84 26,93 3,85 57,7 38,45

ЭБ 2 КК 33,33 53,34 13,33 30 56,67 13,33 23,33 60 16,66

ЭК 33,33 51,85 14,82 14,81 62,96 22,23 0 74,07 25,93

ЭБ 3 КК 62,5 31,25 6,25 50 43,75 6,25 43,75 50 6,25

ЭК 42,1 52,6 5,3 21,05 63,16 15,79 5,26 73,68 21,06

Из данных таблицы видно, что в ходе эксперимента произошло увеличение числа учащихся, достигших высокого уровня развития самокон-

троля, в среднем на 3,89% в контрольных группах и на 19,2% - в экспериментальных группах. Количество учащихся с низким уровнем само-

контроля уменьшилось в среднем на 12,36% от общего количества в контрольных группах и на 36,2% - в экспериментальных группах. Количество учащихся, достигших среднего уровня, в среднем увеличилось на 8,47% от общего количества в контрольных группах и на 17% - в экспериментальных группах.

Сопоставляя полученные данные, мы отмечаем положительную динамику развития самоконтроля у учащихся экспериментальных групп по сравнению с учащимися контрольных групп.

Итогом нашего экспериментального исследования стало определение уровня успеваемости младших школьников. Для его определения был использован метод экспертной оценки. Экспертами выступили классные руководители начальных классов, в которых учились испытуемые. Им была предложена схема оценки успешности учебной деятельности в общем и по отдельным предметам. Эксперты оценивали каждого ребенка по предложенной схеме.

Уровень успешности в учебной деятельности младших школьников мы выявляли по окончании каждого учебного года обучения по двум уровням: низкий и высокий.

При обработке экспериментальных данных мы использовали два параметра: самоконтроль учащихся и успеваемость. Применив метод ранговой корреляции по Спирмену, мы выявили, что коэффициент ранговой корреляции равен

0,97, т.е. достаточно высок и говорит о том, что между величиной самоконтроля и успеваемостью учащихся существует статистически достоверная зависимость.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о более значимом развитии в экспериментальных группах, чем в контрольных, и росте уровня успешности учебной деятельности. Чем выше оказался уровень развития самоконтроля у учащегося, тем выше уровень успешности его учебной деятельности. Данный факт до-

казывает эффективность сформулированных педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников в условиях личностноориентированного образования.

Проведенная нами опытная работа подтвердила первоначально выдвинутое предположение и показало общедидактическую значимость внедрения результатов в практическую деятельность. Вместе с тем она не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. К проблемам, требующим дальнейшего исследования, относятся также вопросы содержания и организации развития самоконтроля в учебной деятельности.

Литература

1. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. -144 с.

2. Габеева Л.Н. Формирование самоконтроля у учащихся младших классов на уроках математики // Вестн. Бурят. ун-та. Сер. 8. Теория и методика обучения естественно-математическим дисциплинам. -Улан-Удэ, 2004. - Вып. 1. - С. 163-169.

3. Габеева Л.Н. Психологические особенности формирования самоконтроля у младших школьников в процессе изучения математики // Вестн. Бурят. унта. Сер. 8. Теория и методика обучения естественноматематическим дисциплинам. - Улан-Удэ, 2004. -Вып. 2. - С. 142-148.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.

- М., 1996. - 544 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

6. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук [и др.]; под общ. ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. - Мн.: Экоперспектива, 2003. - 480 с.

7. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - М., 2004. - №.2. - С. 20-24.

Габеева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественных наук Бурятского госуниверситета. Тел. (30і-2)442395.

Gabeeva Larisa Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of mathematics and natural sciences, Buryat State University.Ph. (3Q1-2)442395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.