Научная статья на тему 'Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников'

Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3475
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / SELF-CONTROL / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / TEACHING ENVIRONMENT / LEARNING ACTIVITIES / MOTIVATION / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габеева Лариса Николаевна

В статье описаны выявленные автором в ходе исследования педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, раскрыто их содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of development of self-control at younger schoolchildren

The author has identified pedagogical conditions of development of self-control at younger school children, their content has been revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников»

ное образование не менее и даже более актуально для взрослых. Можно сказать, чем больше возраст человека, тем выше должен быть уровень его физической культуры. С возрастом в организме человека происходят изменения, требующие соблюдения человеком соответствующих норм и правил физической культуры, повышения своего образования в области физической культуры.

В-четвертых, предмет физической культуры, ее методы приобретают новое содержание в силу стремительного развития женских видов спорта: женского футбола, женского бокса и кикбоксинга, женских видов борьбы и др. Физкультура как наука также должна стать более женской. Здесь проблем гораздо больше, чем в физической культуре для мужчин. Формальное распространение «мужской» физической культуры и спортивной тренировки на женщин связано с рисками для здоровья женщин.

В-пятых, предмет физической культуры и спортивной науки должен включать этнокультурные и экологические особенности занятий физкультурой и спортом. В методике этих занятий не может быть знака равенства между японской, монгольской, иранской, кавказской или американской культурой и традициями. Мир физической культуры и спорта разнообразен. Изучение спортивного поведения требует кросскультурного подхода.

В-шестых, в эпоху глобализации и интенсификации взаимодействия культур возможен эффект «плавильного котла», когда доминирующая культура поглощает культуры «мень-

шиств». Этот эффект возможен и при взаимодействии физических культур: традиционные физические культуры «меньшиств» (например, традиционная физическая культура бурят может быть ассимилирована доминирующей мировой физической культурой). Поэтому в настоящее время необходима стратегия мультикультура-лизма и в системе физической культуры, направленная на сохранение всех традиционных физических культур. Бурятская традицонная физическая культура должна найти свое место в мировой культуре, поскольку она самоценна. Бурятская национальная борьба, стрельба из лука, скачки лошадей, издавна культивируемые в народе под названием «эрын гурбан наадан» (три игры мужей) и представляющие традиционное спортивное мужское троеборье, имеют ускоренную сущность, являются атрибутом бурятской физической культуры и могут служить существенным компонентом высоких спортивных достижений и фактором этнической идентификации.

Есть и другие факторы (профессионализация спорта, физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями, новые виды спорта, в т.ч. экстремальные), влияющие на предмет физической культуры и спорта.

Отмеченные кардинальные изменения потребовали инновационных подходов в управлении физической культурой и спортом, направленных на их гуманизацию и демократизацию, реализацию их социально-валеологических, личностноразвивающих, глобально-интегрирующих, этно-и мультикультурных функций.

Литература

1. Абаев Н.В., Калмыков С.В. Методы психофизической тренировки цигун в боевом искусстве УШУ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского пединститута им. Д.Банзарова, 1993.

2. Алма-Атинская декларация здоровья для всех к 2QQQ году / ВОЗ. 1978.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2QQ7.

Бумбошкин Владислав Матвеевич, руководитель Республиканского агентства физической культуры и спорта, заслуженный тренер России, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]/ тел.: (3Q12) 21-45-3б факс.: (3Q12) 21-75-29 моб.тел.: 8 (9Q25) б5-бб-93

Bumboshkin Vladislav Matveevich, head of the Republican Agency of Physical Culture and Sport, Merited Coach of Russia, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]/td: (3Q12) 21-45-3б fax.: (3Q12)21-75-29 mob.tel.: 8 (9Q25) б5-бб-93.

УДК 373.3.016

© Л.Н. Габеева Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников

В статье описаны выявленные автором в ходе исследования педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, раскрыто их содержание.

Ключевые слова, самоконтроль, младшие школьники, педагогические условия, учебная деятельность, мотивация, диагностика.

L.N. Gabeeva

Pedagogical conditions of development of self-control at younger schoolchildren

The author has identified pedagogical conditions of development of self-control at younger school children, their content has been revealed.

Keywords: self-control, younger schoolchildren, teaching environment, learning activities, motivation, diagnostics.

Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.

В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития.

Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.

В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и методики их реализации.

Более глубоко вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, Д.Б. Эльконин и др.)

[2,6]. Несмотря на то, что исследованию педагогических проблем самоконтроля в учебной деятельности младших школьников уделялось определенное внимание, они не получили еще должного решения в контексте личностноориентированного подхода к развитию учащихся.

Работы Ц.Г. Бебришвили, Л.Я. Жогло, Г.А. Собиевой и других относятся к периоду советской школы. Более современными являются исследования А.Б. Воронцова, Л.В. Абакумовой, но в их работах, на наш взгляд, вопросы самоконтроля рассматриваются без учета такого важного в начальном образовании фактора, как семья [2].

В проводимом нами исследовании понятие «самоконтроль» учащихся ограничено рамками учебного процесса. Исходя из поставленных перед нами задач исследования и анализа имеющихся определений, мы определяем «самоконтроль младших школьников» как развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности [2].

Практика показывает низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено небольшое число детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.

Анализ научно-педагогической литературы и состояния учебной деятельности школьников позволил обнаружить следующие противоречия между:

- возрастающим значением самоконтроля в учебной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ самоконтроля учащихся в контексте личностно-

ориентированного образования;

- осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и отсутствием научно обоснованного взаимодействия всех субъектов образования для его развития;

- потребностью в формировании положительной мотивации младших школьников к самоконтролю и отсутствием соответствующей современной педагогической технологии.

Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы развития самоконтроля у младших школьников и возрастание его роли в условиях личностноориентированного образования обусловили актуальность и позволили сформулировать проблему: каковы педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, влияющие на успешность их учебной деятельности.

Понятие «условие» трактуется следующим образом:

- среда, обстановка, в которой обеспечивается эффективность развития умений самоконтроля в учебной деятельности;

- обязательное выполнение, осуществление определенных педагогических мер для создания необходимой среды, обстановки, позволяющей осуществлять формирование умений самоконтроля у младших школьников.

Нами выявлены следующие педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности:

- формирование положительной мотивации к самоконтролю;

- осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

- оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля;

- осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности [2].

Рассмотрим содержание каждого условия развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.

При формировании положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников необходимо учитывать все потребности, способности, стремления, уровень активности, внешние и внутренние условия, определяющие поведение ребенка и побуждающие его к деятельности.

«Я сам» - великолепное стремление уже

младшего школьника, которое нужно поддерживать. Понимание школьником своих возможностей происходит при активном включении в самостоятельную деятельность. Это позволяет ему ставить перед собой новые цели, осуществлять саморегуляцию.

Стремление к самостоятельности принадлежит к числу фундаментальных мотивов Homo sapiens. Мотив этот побуждает человека к испытанию себя, к открытию себя [3].

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как побуждение, на потребность, на цель, на намерение, свойства личности.

Мы придерживаемся мнения, что «мотив -это любое побуждение к действию» [4].

Наряду с понятием «мотив» рассматривается понятие мотивации, т.к., по мнению многих ученых, мотивация и мотив - две взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории.

Все определения мотивации, которые давали в разное время ученые, можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова [5], мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением и т. д. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а динамичное образование, как процесс, механизм. Создание положительной мотивации к самоконтролю мы рассматриваем как процесс, механизм формирования мотива, что обеспечит включение школьника в процесс развития самоконтроля при единстве целей, задач и содержания данного процесса, а также при полноценном использовании различных методов и средств в теоретической и практической деятельности.

Поскольку самоконтроль является одним из основных компонентов учебной деятельности, то факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к самоконтролю, также как и к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала, направленного на развитие самоконтроля;

- организация работы, направленной на развитие самоконтроля;

- коллективные формы учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, следовательно, не побуждает к самоконтролю, в целом к учебной деятельности. Поэтому, учитывая потребность детей в самоконтроле, нужно умело подобрать соответствующий учебный материал.

Он должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.

Отбор учебного материала, направленного на развитие самоконтроля у младших школьников, является одним из условий развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

В педагогике существует два основных механизма формирования у учащихся нужной мотивации. Первый путь, иногда называемый «снизу вверх», означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызывала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Ребенок включается под руководством педагога в реальные виды деятельности и приобретает практический опыт выполнения, так как в процессе деятельности ситуативные побуждения обучаемого при их систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования.

Другой путь, называемый «сверху вниз», заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие [].

Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играют коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или

другому объекту (например, к знаниям какого-то предмета, какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у него возникает особое теоретическое отношение к этому объекту как к некой ценности, а также потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.

В организации нашей работы, направленной на развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности, мы используем оба механизма, поскольку полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать их в себя.

Формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников - достаточно сложный процесс. Условиями формирования данного процесса являются:

- контроль со стороны учителя;

- контроль со стороны родителей;

- взаимоконтроль «ученик-ученик»;

- взаимоконтроль «ученик-учитель».

В роли воспитателей, направляющих процесс развития самоконтроля, выступают родители учащихся. Их роль заключается в контроле учебной деятельности детей.

Педагогам мы предлагаем в первые дни и в дальнейшем проводить беседы с родителями о необходимой помощи детям с целью формирования учебной деятельности. Беседы можно проводить во время родительских собраний или специально для этого организованных семинаров, направленных на обучение родителей воспитанию навыков самоконтроля. Педагог рассматривает методы и приемы самоконтроля, применяемые в математике, русском языке, литературе, географии, рисовании, естествознании и др. предметах. Педагог также дает родителям рекомендации к отработке данных методов и приемов.

Мы видим, что реализация условий развития самоконтроля у младших школьников возможна при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родите -лей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося, повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности.

Еще одним из условий развития самоконтроля у младших школьников является создание и осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля. Анализ учебнометодической литературы показал недостаточ-

ную разработанность данного вопроса. На констатирующем этапе исследования была поставлена задача выбора показателей, адекватно отражающих ход эксперимента. В результате экспериментальной работы мы пришли к выводу, что невозможно выбрать один показатель, который бы позволил качественно и количественно измерить критерии - признаки, на основе которых осуществляются оценка, суждение и отра-

жение основных закономерностей созданной дидактической системы. Анализ литературы и экспериментальные данные позволили в качестве критериев оценки уровня развития у младших школьников самоконтроля выделить:

- потребность в самоконтроле;

- овладение приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля;

- произвольность самоконтроля.

Таблица 1

Критериально-уровневая шкала определения уровня потребности в самоконтроле

Уровень Наличие потребности в СК

Стремление к самопроверке Отношение к внешнему контролю

Нулевой Неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверка лишь по просьбе учителя. Легко отказывается от своего мнения.

Низкий Уверенность в правильном выполнении действий; проверка по просьбе учителя (иногда самостоятельно). Индифферентное.

Средний Испытывают потребность в самоконтроле, самопроверка по собственной инициативе. Ожидание внешнего контроля как подтверждения (опровержения).

Высокий Самопроверка по собственной инициативе Критичное восприятие результатов внешнего контроля, стремление понять, осознать.

Таблица 2

Критериально-уровневая шкала определения уровня овладения учащимися приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля

Уровни Параметры данного уровня

Овладение приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля

Способность действовать по заданному образцу Способность придерживаться плана проверки Способность действовать строго по инструкции Способность к программированию и планированию

Нулевой Частичное воспроизведение образца. Сличает действия, зафиксированные в памяти за счет многократных повторений Хаотичность действий, импульсивность, план проверки выполняется формально Ошибочное следование инструкции. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов планирование частичное, наблюдается использование неадекватных способов поэлементного планирования

Низкий Введенные схемы действия осознаются; образец, заданный материально, Сличается Стремление придерживаться плана проверки, но одновременное проведение контроля действия затруднено Воспризведение с несколькими ошибками (больше 1-2 ошибок), попытка самостоятельного следования инструкции в новых условиях Планирование неполное, элементы планирования перемежаются с реализацией отдельных шагов решения с помощью учителя

Средний Правильное воспроизведение образца, заданного материально Полностью придерживаются заданного плана проверки Воспризведение с 1-2 ошибками, самостоятельное следование инструкции в новых условиях Самостоятельное поэлементное планирование

Высокий Действия соотносятся с образцом, заданным через систему условий План выдерживается полностью. В него вносятся свои индивидуально обоснованные пункты, выведенные из анализа предыдущих ошибок Точное воспроизведение, самостоятельное следование инструкции в новых условиях Планирование подробное, целостное

Таблица З

Критериально-уровневая шкала определения уровня произвольного самоконтроля

Параметры данного уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни Произвольность СК

принятие учебной задачи сохранение учебной задачи самостоя- тельность сосредото- ченность включае-мость

Нулевой Инструкцию не усваивает Непродолжительное время при выполнении одного задания При постоянном руководстве со стороны взрослого Не может сосредоточиться Нуждается во внешних по-бужденииях

Низкий После многократных разъяснений Только в части заданий При час-том обращении к взрослому Время от времени Медленная

Средний После дополнительных напоминаний В большинстве заданий При эпизодическом обращении за помощью взрослого Большей частью Средняя (сначала медленно, потом быстрее)

Высокий С первого раза На протяжении всего задания Выполнение без помощи взрослого Всегда Быстрая

Программа диагностики уровня развития самоконтроля у младших школьников включает в себя цель, содержание (критерии оценки уровня развития самоконтроля), результаты и определение влияния на успешность учебной деятельности учащихся.

Целью программы диагностики является всестороннее целостное обследование объекта для оценки его уровня развития самоконтроля и отнесение каждого к определенной группе, типу, классу.

Уровневая характеристика данных показателей представлена в таблицах 1, 2, 3.

Результатом программы диагностики является определение уровня развития самоконтроля у младших школьников и влияния его на успешность учебной деятельности, которая определялась по специальной методике.

Итак, для эффективного развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности следует учитывать следующие педа-

гогические условия:

• формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников;

• осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

• осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности;

• оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

Новизна этих условий заключается в том, что они разработаны с позиций личностноориентированного образования, ранее не были рассмотрены в условиях учебной деятельности начального образования.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.

2. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2007. - 157 с.

3. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Академия, 2003. - 432 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998. - 705 с.

5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2001. - 134 с.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1997. - 416 с.

Габеева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 67QQQQ, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Gabeeva Larisa Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 67QQQQ, Ulan-Ude, Smolin st., 24а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.