УДК 378.6
Nikiforov P.V. MODEL OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL VALUES OF CADETS OF HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article deals with improving the training of students in high schools on the basis of the Russian Interior Ministry in the implementation of the educational process in the Russian national values.
Key words: higher schools of the MIA of Russia, educational process, professional training, Russian national values, professional education.
П.В. Никифоров, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе реализации в учебно-воспитательном процессе российских национальных ценностей.
Ключевые слова: вузы МВД России, учебно-воспитательный процесс, российские национальные ценности, профессиональная подготовка, профессиональное воспитание.
В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях формирование гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью требует принципиально новых подходов [1]. Одним из направлений в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России можно выделить развитие национальных ценностей [2].
Широкий спектр педагогических методов и средств в настоящее время в полной мере позволяет реализовывать задачи профессиональной подготовки в вузах МВД России, однако и резервы совершенствования данного процесса имеются. Перспективы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России могут быть реализованы при разработке и внедрении педагогических моделей.
В современных условиях моделирование является весьма распространенным методом не только научных исследований, но и методом решения актуальных вопросов педагогической практики. Модель признается одним из способов познания, то есть отражает объективную действительность, она вторична по отношению к разным формам существования этой действительности [3]. В педагогических исследованиях вопросы моделирования широко освещены в работах С.И. Архангельского, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и других. По мнению В.А. Штоффа модель целесообразно рассматривать как «...некоторую реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему - оригинал, находится в ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [4, с. 18].
Оригиналом является объект, непосредственно интересующий исследователя. Объектом моделирования в настоящем исследовании является процесс развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России. При конструировании модели исходным являлось суждение Б.А. Глинского о том, что модель - это «.такая мысленно или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [5, с. 47].
В качестве методологической основы разработки модели был избран системный подход. К основным характеристикам системного подхода относятся: представление объекта изучения как целостного образования, как системы; выделение в этой системе определенного множества взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов; установление стабильных, постоянных связей между элементами системы; выделение в микроструктуре системообразующих связей, обеспечивающих упорядоченность системы; выявление связей объектов изучения с внешней средой; изучение процесса функционирования и развития системы.
Построение модели развития российских национальных ценностей курсантов вузов МВД России потребовало определение ее типа. В качестве средства познания избрана структурнофункциональная модель, имитирующая внутреннюю организацию и структуру оригинала, его способ поведения.
Разработанная модель выполняет три функции: образовательную, развивающую, воспитательную.
Образовательная функция заключается в понимании, осмыслении сущности российских национальных ценностей, в формировании поведения в соответствии с правами и нормами российского социума. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции предполагают соединение изучения теории с практической деятельностью: отношение к людям, уважение к соотечественникам и представителям других наций.
Развивающая функция заключается в том, что овладение знаниями органично связано с развитием определенного уровня мышления, самосознания, которые в свою очередь эффективно способствуют формированию ценностно-эмоциональных отношений курсантов к российским национальным ценностям.
Воспитательная функция отражает отождествление личностно-значимых качеств с российскими национальными ценностями.
Разработанная модель рассматривается как система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов: цели, задач, принципов, содержания, технологии и результата.
Важным для реализации структурно-функциональной модели является целевой элемент, который представлен единством цели и системы задач. Комплексное решение задач обеспечивает достижение генеральной цели. Цель модели определена как развитие российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России, которое рассматривается как поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и курсантов, направленных на осознание последними российских национальных ценностей, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.
Задачами данного процесса являются: воспитание знаний о нормах российских национальных ценностей и понимание их содержания на основе художественной культуры; ориентация на отождествление своего поведения с этими нормами; развитие способностей их реализации в своей деятельности.
В педагогических законах и закономерностях отражаются существенные, объективные, повторяющиеся в определенной последовательности связи между педагогическими явлениями и процессами. В настоящем исследовании можно выделить следующие: учет индивидуальных познавательных особенностей и способностей, потребностей и личностных качеств курсантов в процессе изучения художественной культуры России и региона; направленность преподавателей и кураторов на воспитание ценностного отношения к художественной культуре России
и региона, которая является составной частью развития российских национальных ценностей, его компонентом и напрямую не сводится к усвоению определенной системы художественных знаний; важность обучения курсантов навыкам самообучения при изучении художественной культуры региона (самостоятельное формулирование цели; выбор адекватных средств и методов ее достижения; организация и проведение работы, самоконтроль и самооценка).
Развитие российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России базируется на принципах: координации, диалогичности, преемственности, интеграции, которые обладают как научной, так и прикладной ценностью и играют значительную роль в организации образовательного процесса. Они являются исходными положениями, направляющими весь процесс реализации сконструированной модели.
Принципы модели развития российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России реализуются при наличии определенных социальных, организационно-педагогических и индивидуально-психологических условий, под которыми понимается совокупность факторов, под влиянием которых она осуществляется.
Социальные условия выражаются не только в требованиях к курсанту как будущему профессионалу органов внутренних дел со стороны общества и государства, в которых выражается социальный заказ на специалиста определенной сферы, но и в создании благоприятной, направленной на оптимальное их развитие, психологической атмосферы в процессе профессиональной подготовки.
Под индивидуально-психологическими условиями понимается наличие у курсантов способностей, определяющих направленность их личности на определенную профессиональную деятельность и профессионально значимых личностных особенностей, которые трансформируются в профессиональные склонности и интересы, воздействуют на мотивацию и ценностносмысловые составляющие. Они обеспечивают включение курсанта в процесс изучения художественной культуры региона, его эффективность и успешность через совершенствование структуры данного процесса за счет усиления субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и курсантов и развития значимых личностных особенностей, воздействующих на ценностносмысловые составляющие на занятиях и во внеучебных воспитательных мероприятиях.
Организационно-педагогические условия обеспечивают включение курсантов в воспитательную деятельность, ее эффективность и успешность через совершенствование ее структуры и изучение художественной культуры региона. Создание организационно-педагогических условий предполагает: организацию воспитательного процесса, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому курсанту; воспитание мотивации изу-
Библиографический список
чения художественной культуры России и региона, что позволяет избежать многослойного дублирования материала, экономя учебное время и снижая физические и интеллектуальные затраты обучаемых.
Реализации перечисленных принципов и условий повышения эффективности развития российских национальных ценностей на основе художественной культуры России и региона, наиболее полно соответствуют следующие функции: организация долгосрочного планирования образовательной деятельности на основе программы изучения художественной культуры России и региона; совершенствование структуры воспитательной работы с курсантами по формированию российских национальных ценностей; создание условий для разработки программы изучения художественной культуры России и региона, наиболее полно отвечающих интересам курсантов и возможностям вуза.
Методы повышения эффективности развития российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России рассматриваются не только как способы специфической организации воспитательного процесса с помощью программ спецкурса, но и как способы взаимодействия преподавателей и курсантов.
Все методы в комплексе представлены как неразрывное и взаимодополняемое единство по реализации цели и задач организации педагогического взаимодействия. Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того, насколько они соответствуют конкретной ситуации.
Представляется целесообразным использование следующих методов: организационные - способы воздействия, обеспечивающие упорядоченность как знаний, так и занятий по программе спецкурса, которые включают в себя различные направления деятельности как преподавателя, так и курсантов; психо-лого-педагогические - способы взаимодействия, направленные на максимальное развитие компетентности курсантов в художественной культуре региона, воспитание способностей к саморазвитию в данной области, а также создание комфортной обстановки на занятиях и мероприятиях.
Являясь управляемым процессом, развитие российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России имеет следующие признаки: целенаправленность, регулируемость, систематичность, организованность, структурность.
В заключение необходимо отметить, что, выделенные принципы, условия, функции, методы и признаки способствуют развитию российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России на основе художественной культуры России и региона. Однако, лишь комплексное использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм учебно-воспитательного процесса вуза МВД России обеспечит высокую эффективность развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России.
1. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Э/р]. - Р/д: http://www.rost.ru
2. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года [Э/р]. - Р/д: http://kremlin.ru/transcripts/17118
3. Моделирование педагогической ситуации: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Т.С. Сухобской. - М., 1981.
4. Штофф, В.А. Современные проблемы идеологии научного познания. - М., 1975.
5. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Е.А. Никитин. - М., 1965.
6. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М., 2004.
Bibliography
1. Stenogramma vihstupleniya Pervogo zamestitelya Predsedatelya Praviteljstva Rossii Dmitriya Medvedeva na sovethanii rukovodstva MVD Rossii 29 fevralya 2008 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.rost.ru
2. Poslanie Prezidenta Federaljnomu Sobraniyu ot 12 dekabrya 2012 goda [Eh/r]. - R/d: http://kremlin.ru/transcripts/17118
3. Modelirovanie pedagogicheskoyj situacii: problemih povihsheniya kachestva i ehffektivnosti obthepedagogicheskoyj podgotovki uchitelya / pod red. Yu.N. Kulyutkina, T.S. Sukhobskoyj. - M., 1981.
4. Shtoff, V.A. Sovremennihe problemih ideologii nauchnogo poznaniya. - M., 1975.
5. Glinskiyj, B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo poznaniya / B.A. Glinskiyj, B.S. Gryaznov, E.A. Nikitin. - M., 1965.
6. Yuridicheskaya pedagogika / pod red. V.Ya. Kikotya, A.M. Stolyarenko. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 20.05.13