Научная статья на тему 'Модель развития российских межнациональных ценностей курсантов вузов МВД России'

Модель развития российских межнациональных ценностей курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ МВД РОССИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / HIGHER SCHOOLS OF THE MIA OF RUSSIA / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / RUSSIAN NATIONAL VALUES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Евгений Александрович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе реализации в учебно-воспитательном процессе российских национальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the development of the russian international values among the university cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the issues of the cadets` vocational training improving in higher schools of the Russian Interior Ministry on the basis of implementation during the educational process the Russian national values.

Текст научной работы на тему «Модель развития российских межнациональных ценностей курсантов вузов МВД России»

творческих специальностей» / Харьков. гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2007.

- № 2. - С. 70-75.

2. Алперс, Э. Пилатес : совершенное руководство для сильного, стройного и

здорового тела / Э. Алперс. - М. : Изд.-во «АСТ», 2006. - 272 с.

3. Буркова, О. Пилатес - фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления / О. Буркова, Т. Лисицкая. - М. : Изд-во «Радуга», 2005. - 208 с.

4. Вейдер, С. Пилатес в 10 простых уроках : пер. с англ. / С. Вейдер. - Ростов-

на-Дону : Феникс, 2006. - 285 с.

5. Владимирова, А.В. Пилатес и фантазия / А.В.Владимирова // Советский

спорт. - 2003. - 17 апреля.

6. Казанцева, А.Ю. Пилатес : авторская программа физических упражнений для будущих мам / А.Ю. Казанцева. - М. : Изд-во «АСТ», 2008. - 64 с.

7. Крис, Дж. Пилатес / Дж. Крис. - М. : АСТ, 2005. - 235 с.

8. Макарова, Е.А. Пилатес - ваш путь к здоровью : учебное пособие / Е.А. Ма-

карова. - Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 2007. - 125 с.

9. Робинсон, Л. Пилатес : путь вперёд / Л. Робинсон, Г. Томсон. - М. : Попурри, 2003. - 192 с.

10. Рукавишникова, С.К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 82-86.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378.634:17.02

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Евгений Александрович Рыбаков, соискатель,

Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИМВД России)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе реализации в учебно-воспитательном процессе российских национальных ценностей.

Ключевые слова: вузы МВД России, учебно-воспитательный процесс, российские национальные ценности, профессиональная подготовка, профессиональное воспитание.

MODEL OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INTERNATIONAL VALUES AMONG THE UNIVERSITY CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Evgeniy Alexandrovich Rybakov, the competitor,

Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

The article deals with the issues of the cadets' vocational training improving in higher schools of the Russian Interior Ministry on the basis of implementation during the educational process the Russian national values.

Keywords: higher schools of the MIA of Russia, educational process, professional training, Russian national values, professional education.

В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях формирование гражданского общества в России, выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью, требует принципиально новых подходов [3]. Одним из направлений в

профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России можно выделить развитие межнациональных ценностей [4,6].

Широкий спектр педагогических методов и средств в настоящее время в полной мере позволяет реализовывать задачи профессиональной подготовки в вузах МВД России, однако и резервы совершенствования данного процесса имеются. Перспективы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России могут быть реализованы при разработке и внедрении педагогических моделей.

В современных условиях моделирование является весьма распространенным методом не только научных исследований, и методом решения актуальных вопросов педагогической практики. Модель признается одним из способов познания, то есть отражает объективную действительность, она вторична по отношению к разным формам существования этой действительности [2]. Моделирование позволяет глубже понимать взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения, может использоваться в целях исследования процессов и явлений окружающей действительности. По мнению В. А. Штоффа модель целесообразно рассматривать как «... некоторую реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему - оригинал, находится в ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [5, с. 18.].

Оригиналом является объект, непосредственно интересующий исследователя. Объектом моделирования в настоящем исследовании является процесс развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России. При конструировании модели исходным являлось суждение Б. А. Глинского о том, что модель - это «. такая мысленно или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [1].

В качестве методологической основы разработки модели был избран системный подход. К основным характеристикам системного подхода относятся: представление объекта изучения как целостного образования, как системы; выделение в этой системе определенного множества взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов; установление устойчивых, постоянных связей между элементами системы; выделение в микроструктуре системообразующих связей, обеспечивающих упорядоченность системы; выявление связей объектов изучения с внешней средой; изучение процесса функционирования и развития системы.

Построение модели развития российских межнациональных ценностей курсантов вузов МВД России потребовало рассмотрения ее типа. В качестве средства познания избрана структурно-функциональная модель, имитирующая внутреннюю организацию и структуру оригинала, способ поведения (функции) оригинала.

Разработанная модель выполняет три функции: образовательную, развивающую, воспитательную.

Образовательная функция развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России заключается в понимании, осмыслении их сущности, в формировании поведения в соответствии с правами и нормами российского социума. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции предполагают соединение изучения теории с практической деятельностью: отношение к людям, уважение к соотечественникам и представителям других наций.

Развивающая функция заключается в том, что овладение знаниями органично связано с развитием определенного уровня мышления, самосознания, которые в свою очередь эффективно способствуют формированию ценностно-эмоциональных отношений курсантов к российским национальным ценностям.

Воспитательная функция отражает отождествление личностно-значимых качеств с российскими национальными ценностями.

Разработанная модель рассматривается как система, состоящая из определен-

ных взаимосвязанных элементов: цели, задач, принципов, содержания, технологии и результата.

Важным для реализации структурно-функциональной модели является целевой элемент, который представлен единством цели и системы задач. Комплексное решение задач обеспечивает достижение генеральной цели.

Цель модели: развитие российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России, которое рассматривается как поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и курсантов, направленных на осознание последними российских национальных ценностей, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.

Задачами данного процесса являются: воспитание знаний о нормах российских национальных ценностей и понимание их содержания на основе художественной культуры; ориентация на отождествление своего поведения с этими нормами; развитие способностей их реализации в своей деятельности.

В педагогических законах и закономерностях отражаются существенные, объективные, повторяющиеся в определенной последовательности связи между педагогическими явлениями и процессами. В настоящем исследовании можно выделить следующие явления и процессы:

- учет индивидуальных познавательных особенностей и способностей, потребностей и личностных качеств курсантов в процессе изучения художественной культуры России и региона;

- направленность преподавателей и кураторов на воспитание ценностного отношения к художественной культуре России и региона, которая является составной частью развития российских межнациональных ценностей, его компонентом и напрямую не сводится к усвоению определенной системы художественных знаний;

- необходимость обучения курсантов навыкам самообучения при изучении художественной культуры региона (самостоятельное формулирование цели; выбор адекватных средств и методов ее достижения; организация и проведение работы, самоконтроль и самооценка).

Развитие российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России базируется на принципах: координации, диалогичности, преемственности, интеграции, которые обладают как научной, так и прикладной ценностью и играют значительную роль в организации образовательного процесса. Они являются исходными положениями, направляющими весь процесс реализации сконструированной модели.

Принципы модели развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России реализуются при наличии определенных социальных, организационно-педагогических и индивидуально-психологических условий, под которыми понимается совокупность факторов, в которых она осуществляется.

Социальные условия выражаются не только в требованиях к курсанту как будущему профессионалу органов внутренних дел со стороны общества и государства, в которых выражается социальный заказ на специалиста определенной сферы, но и создании благоприятной, направленной на оптимальное их развитие, психологической атмосферы в процессе профессиональной подготовки.

Под индивидуально-психологическими условиями понимается наличие у курсантов способностей, определяющих направленность их личности на определенную профессиональную деятельность и профессионально значимых личностных особенностей, которые трансформируются в профессиональные склонности и интересы, воздействуют на мотивацию и ценностно-смысловые составляющие. Они обеспечивают включение курсанта в процесс изучения художественной культуры региона, его эффективность и успешность через совершенствование структуры данного процесса за счет усиления субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и курсантов и развития значимых личностных особенностей, воздействующих на ценностно-смысловые со-

ставляющие на занятиях и во внеучебных воспитательных мероприятиях.

Организационно-педагогические условия обеспечивают включение курсанта в воспитательную деятельность, ее эффективность и успешность через совершенствование ее структуры и изучение художественной культуры региона.

Организационно-педагогические условия предполагают: организацию воспитательного процесса, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому курсанту; воспитание мотивации изучения художественной культуры России и региона, что позволяет избежать многослойного дублирования материала, экономя учебное время и снижая физические и интеллектуальные затраты обучаемых.

Реализации перечисленных принципов и условий повышения эффективности развития российских межнациональных ценностей на основе художественной культуры России и региона, наиболее полно соответствуют следующие функции: организация долгосрочного планирования образовательной деятельности на основе программы изучения художественной культуры России и региона; совершенствование структуры воспитательной работы с курсантами по формированию российских национальных ценностей; создание условий для разработки программы изучения художественной культуры России и региона, наиболее полно отвечающих интересам курсантов и возможностям вуза.

Методы повышения эффективности развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России рассматриваются не только как способы специфической организации воспитательного процесса с помощью программ спецкурса, но и как способы взаимодействия преподавателей и курсантов.

Все методы в комплексе представлены как неразрывное и взаимодополняемое единство по реализации цели и задач организации педагогического взаимодействия. Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того, насколько они соответствуют конкретной ситуации.

Представляется целесообразным использование следующих методов:

- организационные - способы воздействия, обеспечивающие упорядоченность, как знаний, так и занятий по программе спецкурса, которые включают в себя различные направления деятельности, как преподавателя, так и курсантов;

- психолого-педагогические - способы взаимодействия, направленные на максимальное развитие компетентности курсантов в художественной культуре региона, воспитание способностей к саморазвитию в данной области, а также создание комфортной обстановки на занятиях и мероприятиях.

Являясь управляемым процессом, развитие российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России имеет следующие признаки: целенаправленность, регулируемость, систематичность, организованность, структурность.

В заключение необходимо отметить, что, выделенные закономерности, принципы, условия, функции, методы и признаки способствуют развитию российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России на основе художественной культуры России и региона. Однако лишь комплексное использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России обеспечит высокую эффективность развития российских межнациональных ценностей курсантов вуза МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного познания / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Е.А. Никитин. - М. : Изд-во МГУ, 1965. - 280 с.

2. Моделирование педагогической ситуации : проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Т.С. Сухобской. - М. : Педагогика, 1981. - 319 с.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года // Российская газета [Электронный ресурс]. - 2005. - 26 апреля. - Режим доступа:

http://www.rg.ru.

4. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rost.ru.

5. Штофф, В.А. Современные проблемы идеологии научного познания / В.А. Штофф. - М. : Знание, 1975. - 68 с.

6. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9:61 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ У БОЛЬНЫХ ГЕМОРРОЕМ В ПРОЦЕССЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

Валентина Станиславовна Сачук, ассистент,

Санкт- Петербургская Государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эмоционально-негативного состояния тревоги у больных геморроем в ходе хирургического лечения.

Ключевые слова: геморрой, предоперационный период, послеоперационный период, тревога, ситуативная (реактивная) тревожность, состояние.

EMOTIALLY - NEGATIVE CONDITION OF ANXIETY AMONG THE HAEMORRHOIDS PATIENTS DURING THE SURGICAL TREATMENT

Valentina Stanislavovna Sachuk, the assistant,

Saint-Petersburg State Medicine Academy named after I.I.Mechnikov

Annotation

The article presents the research results of the study of emotionally negative condition of anxiety among the patients with haemorrhoids during the surgical treatment.

Keywords: haemorrhoids, preoperative period, post operational period, anxiety, situational (reactive) anxiety, condition.

ВВЕДЕНИЕ

По данным литературы, геморроем страдает более 14% взрослого населения, а его удельный вес среди болезней прямой кишки составляет около 40%. При этом большинство пациентов являются людьми трудоспособного возраста [2]. Среди оперативных колопроктологических операций, геморроидэктомия прочно занимает первое место, составляя 29-33% от общего числа. Так как геморрой является хирургическим заболеванием, как правило, требующим оперативного вмешательства, его лечение сопряжено с травматическим воздействием предоперационного и послеоперационного эмоционального стресса. Основными проявлениями операционного стресса выступают эмоционально-негативные феномены, чаще всего тревога.

Изучению состояния тревоги в клинике внутренних болезней традиционно уделяется значительное внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями. Ч.Д.Спилбергер использует термин «тревога» для описания субъективно неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения и ожидания неблагополучного развития событий. Это состояние, по мнению автора, возникает в ситуации неопределенной опасности, угрозы и содержит в себе ожидание негативной оценки, восприятия отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению. В отечественной литературе тревога определяется как отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.