Научная статья на тему 'Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности'

Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаряев Н. В.

В данной статье рассматривается проектирование структурно-функциональной модели на основе аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного подходов формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности с учетом организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности»

УДК 378 ББК 74.480.05

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Гаряев ЧВВАКИУ(ВИ)

В данной статье рассматривается проектирование структурнофункциональной модели на основе аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного подходов формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности с учетом организационнопедагогических условий.

Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки и внедрения в педагогический процесс военного вуза модели формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности.

В педагогической науке метод моделирования понимается как создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части [1]. Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающей действительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Моделированию, как научному методу, посвящены работы философов Б.А. Глинского, Б.С. Грязного, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, В.А. Штоффа и педагогов А.И. Архангельского, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, А.А. Кирсанова, В.В. Краевского и др. Нам импонирует мнение В.В.Краевского, который характеризует моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях [1].

Моделирование всегда определяется через понятие «модель». Слово «модель» произошло от латинского слов «modus», «modulus» (мера, образ, способ) и его первоначальное значение было связано со строительством. Для нашего исследования также важна точка зрения В.А. Штоффа, который под моделью понимает мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме [2].

По мнению Г.Н. Серикова, В.А. Сласте-нина, В.Н. Михеева, В.А. Штоффа и других ученых, чтобы объект был моделью другого объекта (оригинала), он должен обладать следующими характерными чертами: 1) быть системой; 2) находиться в некотором соотношении сходства с оригиналом; 3) по некоторым параметрам отличаться от оригинала; 4) замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования; 5) обеспечивать возможность получения нового знания об оригинале в результате исследования.

Несмотря на то, что модель многозначна, она сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта или системы объектов [2].

Соотнесенность модели оригиналу конкретизируется как соотнесенность некоторых свойств и отношений модели непосредственно с интересующими исследователя свойствами и отношениями оригинала. В связи с этим под оригиналом следует понимать не целостный объект в его качественно-количественной специфике, во всем богатстве его разнообразных свойств, связей, отношений, а лишь некоторый ограниченный комплекс тех свойств, связей, отношений, которые непосредственно интересуют исследователя.

Прежде чем осуществлять построение выбранной модели, необходимо определить ее тип. По способу реализации нашего исследования отвечает создание идеальной модели (вид - представление, подвид - описательная). Проанализировав природу сущности моделей и учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является структурно-функциональной, по-

Теория и методика профессионального образования

скольку при построении модели мы будем моделировать внутреннюю и внешнюю структурную организацию процесса формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности в воспитательном пространстве военного вуза (см. рисунок).

Методологической основой структурно-функциональной модели являются личностнодеятельностный, аксиологический, синергетический подходы. Аксиологический подход к построению модели отражает наше принципиальное отношение к воинской деятельности как виду профессиональной деятельности. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества. Синергетический подход делает акцент на изучение механизма самопроизвольного возникновения, самосохранения, самоорганизации и саморазвития структур. В нашем случае мы полагаем, что формирование толерантного сознания курсанта в воспитательном пространстве военного вуза должно быть тесно связано с формированием навыков саморегуляции поведения и самосовершенствования личности военнослужащего, ответственного за безопасность жизнедеятельности населения.

В конкретном выражении это подразумевает управление через структурные компоненты воспитательного пространства военного вуза в адаптивной форме, учитывающей внутренние тенденции развития, т.е. управление через создание определенных организа-ционно-педагогических условий для оптимального формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности.

Личностно-деятельностный подход к формированию толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности означат интерпретацию этого процесса как целенаправленной военно-учебной деятельности личности будущего офицера в общем контексте жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла воинской деятельности для обеспечения социальной безопасности страны, сохранения мира на Земле.

Фундаментом личностного компонента будущего офицера являются качества военного руководителя: сознательность, убежденность, общественная активность, принципиальность, решительность, терпимость, мило-

сердие. В связи с тем, что офицер всегда на виду и является образцом для подчиненных, курсант стремится формировать у себя такие качества нравственного наставника, как нравственная безупречность, честность и правдивость, коллективизм, заботливое отношение к личному составу, самокритичность.

В нашем случае при построении модели мы будем имитировать внутреннюю структурную организацию процесса формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности. В отличие от традиционной точки зрения, изложенной выше, на основе анализа психологопедагогической литературы в структуру формирования толерантного сознания будущего офицера мы включаем два блока социализации: внутренний и внешний. Извне можно стимулировать внутреннее развитие личности в желаемых направлениях или тормозить некоторые нежелательные тенденции формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности. Формированием толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности извне нерезультативно, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающим самоорганизацию деятельности, саморазвитие сознания, самостроительство личности курсантов. Поэтому эффективность формирования толерантного сознания курсантов зависит от гармоничного сочетания двух управленческих направлений - извне и изнутри. Однако, оба типа формирования должны опираться на принцип деятельностного отношения к воспитанию личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза, требующий соответствия содержания, методов и форм социальной безопасности жизнедеятельности уровню развития и самобытности воинской деятельности, историческим корням (традициям и обычаям), менталитету, социальным и межличностным отношениям в стране.

Таким образом, созданная нами структурно-функциональная модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности отвечает всем требованиям к построению идеальной модели, в структуру которой включаем внутренний блок (мотивационный, ориентационный, эмоцио-нально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты); внешний блок представлен нами через когнитивный и практико-ориентированный компоненты, средства, формы, методы, диагности-

68

Вестник ЮУрГУ, № 16, 2006

Гаряев Н.В.

Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности...

Социальный заказ общества: обеспечение социальной безопасности страны

£

Цель: выявление пед. условий формирования толерантного сознания курсантов как основы

социальной безопасности

Внутренние факторы

Блок Содержание

Мотивационный Совокупность мо-гивов воинской деятельности

Эмоционально- волевой Мотивы,внутренние планы действий, стратегия, тактика толерантного поведения

Ориентационный Ориентация на профессию офицера с учетом общечеловеческих ценностей

Личностно- операциональный Психологические знания о психике воина, его действиях в экстремальных си-гуациях

Самоконтроль Способность к самосовершенствованию

Функции

Целепола-

гающая

Воспита-

тельная

Организа-

торская

Общест-

венно-

политиче-

ская

Оценочно-

рефлексив-

ная

1X1

Внешние факторы

Блок Содержание

Когнитивный Знания об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, знания о себе как о воине

Практико- ориентирован- ный Включение в процесс обучения конструк-гивным способам выхода из конфликтных ситуаций

Средства социализации Социальные программы

Формы, методы социализации Интерактивное и рефлексивное обучения, направленные на формирование толерантного сознания

Диагностика Уровни развития толерантного сознания как основы безопасности

Педагогические условия: военный вуз сможет организовать воспитательное пространство, обеспечивающее развитие будущего офицера; воспитание духовно-нравственной ценности воинской деятельности курсантов; формирование военно-учебной деятельности как субъект-субъектное взаимодействие будущего офицера с людьми, обществом, миром и с самим собой на основе принципов гуманности, интернационализма, терпимости, рефлексии

Результат: сформированность толерантного сознания у курсантов военного вуза как основы социальной безопасности страны

Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности

ческий аппарат - все это позволит воздействовать на курсанта, на его готовность жить и служить на благо Отечеству. Представленные нами функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть условия организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование образовательного процесса военного вуза. В связи с этим под моделью формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности мы будем понимать педагогически обоснованную систему, отражающую структурно-функциональные

связи воспитательного процесса военного вуза, учитывающие организационно-педагогические условия, представленные в необходимой наглядной форме и способные предоставлять новые знания об объекте исследования.

Литература

1. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя / В. В. Краевский - Самара: СамГПИ, 1994. -165 с.

2. Штофф, В. А. Моделирование и философия /В.А. Штоф. - М-Л.: Наука, 1966. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.