Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN117.pdf Статья опубликована 05.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Кириченко Д.В. Модель развития готовности к проектной деятельности и методика ее реализации // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Кириченко Дарина Валерьевна1
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Россия, Челябинск
Старший преподаватель кафедры «Педагогика» E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=809591
Модель развития готовности к проектной деятельности и методика ее реализации
Аннотация. В статье представлена педагогическая модель развития готовности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью к проектной деятельности в образовательном процессе вуза; охарактеризованы основные ее элементы. Изложена и обоснована основная методическая база, а также принципы и способы организации смоделированного педагогического процесса. Показана значимость программы спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR», ее потенциальные возможности, даны пояснения структурных элементов. Также продемонстрирована работа по созданию студенческого креативного объединения, имеющая целью формирование у студентов практических умений и навыков в рамках проектной деятельности и оказание консультативной помощи в управлении реальными проектами. В работе уделяется внимание важной роли преподавателей в организации проектной деятельности будущих бакалавров и повышению уровня студенческой готовности к данному виду занятий. В этой связи автором ставятся акценты на мотивационный профиль преподавателя и его эмоциональный интеллект. В статье рассматриваются наиболее эффективные варианты приемов обучения проектной деятельности в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: педагогическая модель; моделирование; образовательный процесс; развитие готовности; проектная деятельность; методы и приемы обучения; спецкурс; студенческое объедение; реклама и связи с общественностью; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход
Проведенное исследование, включающее в себя педагогическое наблюдение, анкетирование и экспертное мнение, показало, что закономерным явлением при обучении будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью на сегодня является недостаточно развитый когнитивный компонент как у самих студентов, так и у их преподавателей отсутствует в области проектной деятельности мотивационная составляющая, происходит
1 454079, г. Челябинск, ул. Зальцмана, д. 16, кв. 141
Мир Науки
2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
упадок профессиональных ценностей, следствием чего и становятся безынициативные и безыдейные настроения, сохраняется косность и инерция в образовательном процессе.
На основании полученных результатов [4] мы пришли к выводу, что для эффективного развития готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью необходимо выполнение ряда следующих условий:
• разработка модели готовности будущих бакалавров к проектной деятельности;
• внедрение спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR» в образовательный процесс вуза;
• постановка реальных проблемных ситуаций, требующих решения через разработку PR-проектов;
• организация поисковой и исследовательской работы студентов в рамках проектной деятельности.
Отметим, что названные условия являются частью нашей опытно-экспериментальной работы. Чтобы иметь ясное представление о сущности, структуре и содержании процесса развития готовности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью (РиСО) к проектной деятельности в образовательном процессе вуза, требуется изучение моделирования исследуемого явления. Необходимо конструирование модели, имитирующей пути создания и организацию специальной системы обучения. Приведем основные положения в рамках педагогического моделирования.
Словарь профессионального образования определяет модель обучения как отображение учебного процесса, организуемого и осуществляемого педагогом [1, с. 173].
Словарь терминов по общей и социальной педагогике указывает, что модель обучения -систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения [2, с. 58].
В рамках создания модели и ее понимания концептуальное значение имеют понятия «моделирование» и «педагогическое моделирование». В педагогической науке моделируют как образовательный процесс, так и педагогическую деятельность. Российская педагогическая энциклопедия определяет моделирование, во-первых, как метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; во-вторых, построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов2.
На наш взгляд, С.В. Сидоров дал наиболее краткое, но емкое определение педагогическому моделированию, в котором обозначил, что это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Он также отметил, что «главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях» [8].
Также отметим, что моделирование выделяет в объекте исследования основное и конкретное, именно то, что относится непосредственно к изучаемому процессу.
Ниже остановимся на рассмотрении разработанной нами модели развития готовности будущих бакалавров РиСО к проектной деятельности в образовательном процессе вуза (рис. 1).
2 Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. - Режим доступа: http://www.gumerinfo/biЫюtek (дата обращения: 01.12.2016).
Мир Науки
Проектируемая в изыскании модель состоит из следующих основных компонентов: цель; задач; методологическая база; организационные формы; критериально-оценочная часть, выраженная в компонентах и уровнях развития готовности к проектной деятельности.
Цель является системообразующим элементом любой педагогической модели. Целью внедрения представленной модели стало развитие готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза. Исходя из цели были определены задачи:
• сформировать ценностные ориентации профессиональной деятельности, развить мотивацию к проектной деятельности;
• закрепить профессиональные знания в области проектной деятельности рекламы и связей с общественностью;
• сформировать профессиональные умения и навыки в сфере разработки и управления проектами.
СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА бакалавр рекламы и связей с общественностью готовый к профессиональной проектной деятельности
Цель: развитие готовности к проектной деятельности будущих бакалавров РиСО в образовательном процессе вуза
Сформировать ценностные ориентации профессиональной деятельности
Закрепить профессиональные знания
Сформировать профессиональные компетенции
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
Подходы: компетентностный; личностно-ориентированный Принципы: связи теории с практикой, интеграции, стимулирования активности, сотрудничества
Организация процесса развития готовности будущего бакалавра РиСО к проектной деятельности в образовательном процессе вуза
Содержание: ФГОС ВО по направлению подготовки 031600 -РиСО; учебный план; программа спецкурса «Проектная деятельность в сфере РЯ»; методическое пособие; положение о студенческом объединении Условия: - методика развития готовности к проектной деятельности при организации учебно-воспитательной работы опирается на комплекс учебно-методической документации, средств обучения и контроля; - систематически целенаправленная ориентация студентов на внутренне-мотивированное овладение профессиональными знаниями и умениями; - преподаватель владеет методикой организации проектной деятельности и готов ее использовать.
Организационные формы: спецкурс; студенческая практика; студенческое объединение; смотры; вебинары; учебная экскурсия
Технологии: пр оектно- ор иентиро ванное обу че ние; модульное обучение; технология портфолио Методы: метод проектов, метод кейсов, словесные методы, эвристические и интерактивные методы обучения Средства: учебные презентации; средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры)
Компоненты готовности бакалавра РиСО к проектной деятельности
Ценностно-мотивационный Когнитивный Процессуально-деятельностный Оценочно-рефлексивный
Уровни развития готовности будущего бакалавра РиСО к проектной деятельности в образовательном процессе вуза
Базовый Функциональный Продвинутый
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня готовности будущего бакалавра РиСО к проектной деятельности в образовательном процессе вуза
Рисунок 1. Схема модели развития готовности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью к проектной деятельности в образовательном процессе вуза
(составлено автором)
Ведущая цель и задачи разработанной педагогической модели определяют ее внутреннее содержание. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности3. Содержание образования зафиксировано в официальных документах, например, в Государственном стандарте или учебной программе дисциплины. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует учебные (рабочие) программы, которые наполняют содержание образования.
Педагогическая модель нашего диссертационного исследования в качестве элементов содержания образования включает в себя: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью»; учебный план; программу спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR»; методическое пособие для преподавателей спецкурса; положение о студенческом объединении.
По мнению исследователей [12, с. 145] внутреннее содержание модели носит педагогический характер, так как раскрывает практику педагогической деятельности по достижению ведущей цели в рамках образовательного процесса.
На наш взгляд, развитию готовности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью к проектной деятельности будут способствовать разработка и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, отражающих идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов. Так как именно они, по утверждению Т. Ю. Тихоновой, признают приоритет индивидуальности, самоценности студента, который изначально является субъектом образовательного процесса; соотносятся на всех его ступенях с закономерностями профессионального становления личности; их содержание определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности [9, с. 57].
Также, на наш взгляд, компетентностный и личностно ориентированный подходы обеспечивают наиболее комфортные условия в образовательном процессе для преподавателя и студента. Рассмотрим кратко каждый из них.
Компетентностный подход в своей истории претерпевал множество изменений в назначении, области применения и содержания. Под компетентностным подходом в науке понимается принципиальная ориентация исследования, обеспечивающая изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности [12, с. 95].
Компетентность характеризуют также как набор компетенций, реализуемых в деятельности. Компетентность является ситуативной категорией, выражающей готовность к осуществлению деятельности в конкретных профессиональных условиях, в то время как компетенция - стабильный содержательный характер и свойства проявления [12, с. 96]. Проанализировав основные положения, мы пришли к выводу, что в нашем изыскании ключевой компетентностью является проектная деятельность, которая относится к профессиональным способностям личности в решении поставленных проектных задач.
В рамках личностно ориентированного подхода личность рассматривается как сознательный субъект, обладающий устойчивой системой индивидуальных черт, а индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни [12, с. 108]. Принципами организации этого подхода являются [11, с. 34] использование
3 Там же.
субъектного опыта обучающегося; предоставление студенту свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм; обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта педагога и студента на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Мы акцентируем внимание на том, что проектной деятельности, как профессиональной компетенции, стоит уделять повышенное внимание на третьем году обучения будущих бакалавров. Это время наиболее благоприятно для активной студенческой работы в рамках проектной деятельности. Связано это с тем, что к третьему курсу студенты наиболее адаптированы к образовательному процессу и учебной нагрузке. Но в то же время, по мнению Е.В. Горбуновой [3, с. 48], у студентов возникает разочарование «как в возможностях реализации собственных способностей в вузе, так и в ожиданиях от вуза, что отражается на снижении мотивации к обучению и нарастающем чувстве отчуждения от университета». Именно по этой причине нами были определены мобилизующие формы организации образовательного процесса, способствующие развитию профессионального потенциала студента, реализации его способностей, повышению эмоционального состояния как студента, так и в студенческом коллективе, улучшению взаимодействия между преподавателями и студентами. Помимо спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR», в педагогической модели были выделены следующие организационные формы, которым необходимо уделить особое внимание при развитии готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза: студенческая практика, студенческое объединение, смотр, вебинар и учебная экскурсия. Раннее внедрение некоторых из представленных форм поможет предупредить негативные настроения студенческой аудитории.
Главной организационной формой в структуре предложенной педагогической модели является спецкурс «Проектная деятельность в сфере PR». Дидактической целью программы является обобщение и систематизация знаний по проектной деятельности. Особенностью организации учебного процесса спецкурса является технология модульного обучения. Ее сущность состоит в том, что преподаваемая информация разделяется на единицы - модули, определяющие гибкость и динамичность учебного процесса. Студент, в свою очередь, самостоятельно достигает конкретных целей, в данном случае, проектной деятельности в процессе работы с конкретным модулем. В рамках нашего исследования модули представляют собой проектные задания и рекомендации по работе с ними. В целом, рабочая программа спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR» интегрирует научно-прикладные знания профессионального цикла с целью развития профессиональных умений и повышения уровня развития готовности к практической, проектной деятельности. Проектно-модульная система обучения, в нашем случае, обеспечивает решение педагогических задач, где учитываются интересы и склонности будущих бакалавров РиСО, расширяются и углубляются знания по профильным дисциплинам, а также, в числе других, формируются профессиональные компетенции - ПК-4, ПК-5 (проектная деятельность). Спецкурс «Проектная деятельность в сфере PR» для студентов направления подготовки РиСО реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта, значительно углубляет их и дополняет проектными заданиями по различным темам. Основным принципом организации учебных занятий спецкурса становится поэтапное выполнение проектной работы и усвоение специальных знаний. Для корректной работы преподавателей спецкурса нами было разработано методическое пособие «Организация модульного обучения по спецкурсу «Проектная деятельность в сфере PR», которое в 2016 году рекомендовано к изданию Методическим советом УралГУФК.
Спецкурс рассчитан на два семестра, и общая трудоемкость его составляет 252 часа. Программа продумана и составлена таким образом, что каждый из четырех модулей и последовательность в них учебных элементов в некоторой степени отражают этапы проектной деятельности: мотивационный, организационно-подготовительный, конструктивный, отчетно-оформительский, презентативный, оценочно-рефлексивны. Особенностью спецкурса является сквозная разработка одного или нескольких проектов малой группой студентов или индивидуально каждым, которая проходит через все учебные элементы. Во время вводного занятия, соответствующего первому модулю и УЭ-0, преподаватель представляет заранее подготовленные варианты и темы проектов, и дает возможное, краткое, обоснованное их решение, тем самым мотивируя и направляя студентов.
Подчеркнем, что основной принцип организации учебных занятий - поэтапное выполнение проектной работы и параллельное усвоение специальных знаний. Добавим, что модульные блоки имеют междисциплинарные связи со специальными дисциплинами, предусмотренными учебным планом подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью. Сделано это с целью усиления эффекта запоминания и сохранения информации. А модульная технология в свою очередь помогает преподавателю остановиться на наиболее актуальных темах, ликвидации «белых пятен» в знаниях студентов и углубленном изучении профессиональных вопросов, обеспечивая тем самым индивидуальный темп учения. В целом содержание четырех модулей представляет собой основы проектирования исследовательских и творческих PR-проектов, работу над этапами проекта, изучение программного обеспечения, информацию по управлению проектами (Project Management).
Выбор форм, методов, средств и приемов обучения в спецкурсе соответствует содержанию учебных элементов и темам занятий. Представленные в программе элементы обучения эпизодически варьировались и дополнялись по просьбе самих студентов. В спецкурс были включены наиболее интересные (с позиции студента) формы ведения занятий -нетрадиционные виды лекций, описание которых приводиться ниже.
Лекционные занятия включают в основном теоретические блоки и направлены на формирование у студентов когнитивного компонента. Ориентируясь на тему учебного элемента, преподаватель имеет возможность пригласить практикующего специалиста, разбирающегося в этой узкоспециализированной деятельности. В этом случае рекомендуется использовать форму «лекции вдвоем». Данный вид наиболее эффективен в начале изучения любого объемного материала. По этой причине нами были проведены занятия совместно с приглашенными специалистами преимущественно на первых этапах знакомства с новой темой и проблемой исследования, в основном этот период приходится на УЭ-1. Отметим, что «лекции вдвоем» позволили студентам наладить личные контакты с практикующими специалистами и мастерами рекламы и PR, получить ответы на смелые вопросы профессионального плана, увлечься текущей и настроиться на дальнейшую проектную деятельность, а также сохранить мотивацию.
Лекция-консультация. Необходимость в ней возникает при активном поиске решений студенческого проекта. Известно несколько вариантов ее проведения. Но в соответствии с разработанной моделью мы в работе использовали только два из них.
Первый. За два дня до занятия по спецкурсу «Проектная деятельность в сфере PR» преподаватель должен собрать в письменном виде вопросы студентов, касающейся их текущей работы над проектом. При подготовке к занятию преподавателю необходимо учитывать текущий модуль программы спецкурса и его содержание. Опираясь на специфику задаваемых вопросов, преподаватель вправе менять порядок учебных элементов (в рамках одного модуля), варьировать и дополнять информацию по теме студенческих проектов. После подготовки преподаватель проводит занятие на первом часе в виде лекции, отвечая попутно на заданные заранее вопросы, развивая тему согласно учебной программе или по своему усмотрению.
Второй час занятия проходит интерактивно: студенты задают дополнительные вопросы, обмениваются мнениями. В заключение преподаватель подводит итоги и, если требуется, раздает индивидуальные или групповые задания.
Второй. Занятие так же разделено на две части. В первой половине преподаватель дает краткое сообщение по выдвинутой теме или проблеме студенческого проекта, рассказывает об опыте современных исследователей-теоретиков или практикующих специалистов, знакомит студентов с яркими примерами. Часто преподаватель в этот промежуток рекомендует к просмотру или смотрит вместе со студентами кинофильмы, видеофильмы, документальное кино или короткие видеоролики («мувики»), раскрывающие предмет занятия. На втором часе преподаватель отвечает на вопросы студентов.
Проблемная лекция. Необходимость в ней возникает тогда, когда важно активизировать процесс познания, мыслительную и творческую деятельность студентов. В процессе изложения учебного материала преподаватель создает проблемные ситуации, выявляет противоречия, тем самым подталкивая студентов на поиск решений и их анализ. На этих занятиях через сотрудничество и диалог с преподавателем студенты получают новые знания, занимаются исследовательской деятельностью. Учебные элементы программы, предусматривающие проведение проблемных лекций, имеют корреляционную зависимость с практическими заданиями, подробно описанными в разработанном автором методическом пособии «Организация модульного обучения по спецкурсу «Проектная деятельность в сфере PR». В результате проведения проблемных лекций у студентов наблюдается концентрация внимания на изучаемой теме, формируется познавательный интерес, развиваются аналитические способности; обучающиеся рассуждают, коммуницируют между собой и преподавателем. Тем самым мы добиваемся усвоения теоретических знаний, одновременно организуя и мотивируя студентов к продуктивной проектной деятельности.
Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). Такая лекция обладает особенностью удерживать внимание аудитории. У студентов наблюдается активный мыслительный процесс, они запоминают, воспринимают, оперативно ориентируются в информации, анализируют и оценивают ее. Данный вид лекции не рекомендуется проводить на первых занятиях новой дисциплины или, как в нашем случае, нового модуля. Лекция с запланированными ошибками находит свое место в рамках учебных элементов программы спецкурса, предусматривающих повторение материала из профессионального цикла. Отметим, что междисциплинарные связи спецкурса с другими дисциплинами позволяют студентам распознать запланированные ошибки. Мы в своей работе придерживались следующей методики организации лекции. Объявив тему лекции, преподаватель сообщал, что в ней будет сделано некоторое количество ошибок. Подчеркнем, что преподаватель заранее подготовил (написал, напечатал) перечень запланированных ошибок. При чтении материала убедительным тоном были намеренно допущены ошибки. Реакция студентов часто мгновенна, преподаватель в свою очередь поощряет внимание студентов, обсуждает с ними ложные сведения. Студенты размышляют, в результате чего появляются аргументы и доказательства. В студенческой группе наблюдается приподнятое настроение, активизируется психическая деятельность, студенты увлечены и азартны - им важно найти ошибку у лектора и доказать свои знания. Лекция с запланированными ошибками в нашей работе преследует важную цель - контроль остаточных знаний и повышение интереса к проектной деятельности.
Лекция-беседа (лекция-дискуссия, лекция-диспут). Данный вид лекции предусматривает активное вовлечение студентов в учебный процесс спецкурса. Происходит живое общение преподавателя с обучающимися. Мы использовали отдельные вопросы к аудитории для выяснения мнения или уровня осведомленности (не для проверки знаний), как средства активизации мышления студентов, а дальнейшая дискуссия во время занятия могла переходить
в диспут и наоборот. Важно следить преподавателю за тем, чтобы вопросы не оставались без внимания и ответов, а студенты, обдумывая ответ, самостоятельно могли приходить к выводам, которые заложены в материалах лекции. Тем самым студенты осознают значимость обсуждаемой проблемы, повышается интерес к изучаемому материалу.
Деловая игра. Ей отводится значительная роль в программе спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR». Данный вид находит свое место в учебных элементах, предусматривающих получение студентами целостного представления о деятельности и действиях специалиста в области рекламы и связей с общественностью при решении проектных задач. В основном деловая игра в рамках спецкурса - это имитация рабочего процесса и моделирование различных производственных ситуаций (знакомство и коммуникация с заказчиком проекта, составление брифа проекта, выход из конфликтной ситуации, презентация проекта заказчику и другое). Посредством деловой игры у студентов появляется возможность сформировать умения и навыки социального взаимодействия и профессиональной коммуникации, получить практические знания и положительные эмоции.
Помимо основных методов обучения нами в педагогической практике были апробированы некоторые приемы, способствующие прогрессированию состояния готовности к проектной деятельности студентов и активизации их работы над проектами.
Отметим, что успех образовательного процесса и эффективность методов обучения часто зависит от применяемых преподавателем педагогических приемов. Уточним, что педагогическим приемом называется деталь метода, отдельные операции и моменты в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы [1, с. 253].
Во время проведения лекций на спецкурсе мы часто использовали классические варианты педагогических приемов, например, такие как объяснение, рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий (показ кинофрагментов, видеозаписей, компьютерных программ, презентаций). Многообразие методики преподавания экспериментального спецкурса представляют приемы, представленные ниже.
Первым важным приемом стало использование памятки для самостоятельной работы с целью обеспечить студентов рациональными способами и инструментами дальнейшей индивидуальной проектной деятельности. Памятки включали алгоритм этапов проектной деятельности, структуру PR-проекта, рекомендации к его разработке, сводную таблицу критериев и оценок публичной защиты, а также презентации PR-проекта.
Второй прием, внедренный в рамках спецкурса - показ образцов и детальный анализ студенческих проектов и проектов, выполненных профессионалами в области рекламы и связей с общественностью.
Третий прием - ИНСЕРТ: I - interactive (интерактивная), N - noting (познавательная), S -system for (система), E - effective (для эффективного), R - reading (чтения), T - thinking (и размышления). Он был нами заимствован из технологии развития критического мышления. Часто данный прием используется при работе с текстом, когда нужно изучить большой объем информации. В нашем педагогическом процессе ИНСЕРТ нашел свое место при работе с модулем 4 спецкурса «Проектная деятельность в сфере PR», где предусмотрен объемный учебный материал, раскрывающий систему Project Management. Методика приема заключается в том, что студент при работе с текстом должен делать маркировку специальными значками:
«V» - знал раньше;
«+» - новая информация; «-» - противоречиво, у меня другое мнение; «?» - непонятно, нужны объяснения, уточнения; «!» - очень интересно, надо запомнить.
В своей работе мы использовали специальный раздаточный материал (копии статей, глав из книг и других источников). Отметим, что студенту требуется обращать особое внимание на поступающую информацию, важна большая концентрация на каждой строчке текста. На заключительном этапе значимой становится рефлексия, где студенты вместе с преподавателем обсуждают изученный материал, анализируют его, ссылаясь на только что сделанные наглядные, понятные и актуальные маркировки. В последнем четвертом модуле спецкурса прием ИНСЕРТ помогает студентам овладеть новыми знаниями методологии управления проектами, сравнить свои знания, умения и навыки с прогрессивными, профессиональными концепцией и руководством Project Management (PMBOK). Тем самым у студентов появляется возможность усовершенствовать свои идеи, разработки, проекты, разнообразить их, доработать и приблизиться к профессиональному, международному уровню.
Существенным фактором, влияющим на развитие готовности к проектной деятельности будущих бакалавров, является производственная практика студентов. Мы разработали приложение к программе учебно-производственной практики (третий курс), включающее методические рекомендации к организации проектной деятельности и ее варианты, структуру проектных заданий, понятийный аппарат и требования к оформлению отчетных работ и презентаций, а также примеры отзывов на проекты. Изменения коснулись и основных разделов программы. Так, в разделе «Методические указания по оформлению материалов практики» в IV пункте Дневника мы заменили «План-сценарий рекламной или PR-кампании» на «PR-проект». Таким образом, работа приобрела более масштабный и трудоемкий характер. Основным требованием для баз практики стало то, что студенты должны обсуждать реальные проблемы компании, ставить актуальные задачи для их решений и писать отзывы на подготовленные практикантами проекты. Студентам, в свою очередь, было рекомендовано проявлять активность, инициативность, обсуждать каждую новую идею со специалистами организации. В конце отведенного периода практиканты разрабатывали «жизненные» проекты и реализовывали PR-мероприятия в реальных условиях. На защиту практики в обязательном порядке приглашались специалисты организаций и другие базисные субъекты PR-проектов, которые входили в состав комиссии по итогам практики. Они помогали оценивать качество выполненных проектных работ, анализировали характерные недочеты и способы и устранения, давали практичные рекомендации.
Следующей организационной формой смоделированного педагогического процесса является студенческое объединение. Параллельно с основными направлениями работы в рамках апробации модели велась деятельность по развитию и поддержке молодежной инициативы -создание студенческого креативного объединения, получившего название - «СКО Енот».
В нашем исследовании организация студенческого объединения имеет целью оказание практической помощи в проектной деятельности и управлении реальными проектами. Студенческое объединение организуется как компонент студенческого самоуправления на базе образовательного учреждения. Минобрнауки России отмечает, что участие студенческих организаций (объединений) в управлении вузов является важным фактором развития высшей школы. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в
структуре образовательной организации возможно создание советов обучающихся (в вузах и учреждениях СПО - студенческие советы)4.
Участие в студенческом объединении главным образом влияет на активное формирование мотивационно-ценностного компонента развития готовности к проектной деятельности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью. Так как именно студенческие объединения являются тем местом, где формируется личность молодого человека, приобретаются необходимые лидерские качества, умение работать в коллективе, выделять главные проблемы и находить оптимальные пути их решения [5, с. 6-7]. По нашему мнению, от того, как проявит себя студент во время обучения, зависит его дальнейшая траектория профессиональной карьеры.
Чаще всего студенческие объединения относятся к неформальным студенческим сообществам, которые официально не регистрируются, но ведут активную работу по различным направлениям. Они имеют один основополагающий документ, регламентирующий их деятельность и утвержденный администрацией учебного заведения, как правило, это устав или положение [5, с. 8]. В образовательной среде выделяют три уровня студенческих объединений: академический (уровень отдельной академической группы студентов), факультетский (из числа студентов факультета разных курсов), общеуниверситетский (участие студентов различных факультетов). В связи с этими положениями мы пролоббировали среди студентов необходимость создания академического студенческого объединения, соблюдая принципиальные условия: инициаторами являются студенты-лидеры, поддерживающим звеном становится куратор из числа преподавателей.
Студенческое креативное объединение «СКО Енот» стало первым серьезным, большим и долгосрочным студенческим проектом в рамках нашей экспериментальной работы. Объединение стало прототипом рекламного агентства полного цикла, сотрудники - студенты, которые способны оказывать полный спектр услуг профессионального агентства на индивидуальных условиях (грамоты, благодарственные письма, отзывы). Открытие студентами собственного предприятия на базе образовательного учреждения - это известная форма бизнес-инкубатора, способная подкреплять исследовательские и практические навыки и умения обучающихся. Особенность студенческого объединения данного уровня - это создание адаптивной среды, обеспечивающей возможности для развития профессионального потенциала студента, в нашем случае - развитие готовности к проектной деятельности. Студенты самостоятельно управляли деятельностью объединения, но мы периодически подкрепляли их мотивацию с помощью таких форм, как участие в вебинарах, актуальных для темы предстоящего исследования и разработки будущего проекта; организация учебных экскурсий на профессиональные выставки. Студентами был создан аккаунт в социальной сети «Вконтакте», где находиться полная информация об услугах, представлены реализованные проекты и портфолио каждого студента - участника «СКО Енот». Технология создания портфолио нами также была применена в рамках создания контента официального портала «СКО Енот». Одной из целей объединения стало позиционирование студентами самих себя как будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью, претендентов на открытые вакансии в области коммуникации. Предполагалось, что построенная логистика объединения позволит заказчику найти узкоспециализированного специалиста и изучить выполненные им работы. Делая заказ, клиент получает не только свежие идеи и
4 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/273 Р2-оЬ-оЬга/о\;пш/ (дата обращения: 21.01.2017).
профессионально выполненную работу, он помогает раскрыть потенциал студентов, получая при этом инновационный продукт, который требует целевая аудитория любого бизнеса.
Презентация разработанных и реализованных проектов проходила как в рамках самого образовательного учреждения в присутствии экспертного совета (состоящего из профессорско-преподавательского состава, практикующих специалистов, представителей базисного субъекта проекта), так и на площадках бизнес-структур. Всего за два года опытно-экспериментальной работы студентами из числа «СКО Енот» было разработано и защищено 16 проектов. Среди заказчиков были следующие организации: политическая партия «Партия Великое Отечество», школа коррекции веса «Колибри», рабочая группа по проблеме Томинского ГОКа, авторское ателье «Дарикири», детская игровая студия «Три совы», банкетный зал «КиСС», агентство праздников «ШарМ74» и другие. Произведенный студентами объем проектных работ за 201416 учебные годы превосходит в два-три раза показатели предыдущих лет.
Ниже в статье особо подчеркнем важность приемов, способствующих формированию мотивационно-ценностного компонента готовности к проектной деятельности в образовательном процессе будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью. Проектная деятельность - активная, творческая и поэтапная работа, которую предстоит осилить студенту с легкостью и энтузиазмом при правильном подходе преподавателя. Это напрямую зависит от умения преподавателя сформировать мотивацию у студентов.
В науке [6; 10] выделяют два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. В этом случае поведение студента может быть охарактеризовано как мотивированное «изнутри», так и «извне». Обучающийся при внутренней мотивации вовлекается в проектную деятельность ради нее самой, он с радостью отдается процессу, имеет определенные переживания и ценностные ориентации. Внешняя мотивация студентов довольно часто нацелена на получение каких-либо наград и послабление по отношению к учебному процессу. В связи с этим внутренне мотивированное поведение студента имеет для нас большее значение в рамках повышения уровня мотивационно-ценностного компонента готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью.
На протяжении всей работы по апробации разработанной модели мы использовали как традиционные приемы стимулирования, так и инновационные. Первоначально были выявлены наиболее перспективные из них в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими приемами, направленными на формирование внутренней мотивации студента.
В первую группу вошли просьба, поручения, поощрение, предъявление требований, похвала, признание, замечания и формальная оценка в виде баллов, грамоты и благодарности от компаний и организаций, являющихся заказчиками проектов. В качестве эмоциогенных компонентов, направленных на активизацию познавательного интереса, мы использовали исторические факты, примеры из жизни интересных людей, эмоциональные «переменки», паузу.
Вторая группа - нетривиальная, имеющая в нашей работе принципиальное значение. Ниже более подробно остановимся на характеристике этих эффективных приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования обучающихся.
Прием создания ситуации успеха заключается в создании цепочки ситуаций, при которых у студента раскрывается возможность добиться хороших результатов. В итоге у студента появляются чувство уверенности в собственных силах и ощущение легкости в осуществления проекта. Важно соблюдение алгоритма, переработанного под специфику нашего исследования:
1. Снятие страха: «надо пробовать, искать, только в этом случае что-то получится», «вы все знаете, осталось теорию превратить в практику», «без ошибок и
трудностей никто и никогда не начинал работать», «без преодоления сложностей ни одна работа не становится уникальной»;
2. Предсказание успеха: «вы обязательно справитесь», «все получится», «никто не сомневается в успехе», «новый взгляд - заказчик будет доволен»;
3. Тайный инструктаж (намек, пожелание): «попробуйте начать с ...», «есть занимательная история о ...», «не забудьте про ...», «а далее можно использовать ...», «подобная работа из этой сферы была у ...»;
4. Включение стимула, мотива: «ваш проект достоин шорт-листа профессионалов, подумайте, может стоит отправить его на рассмотрение профессионалами конкурса ...», «это будет отличная работа для портфолио...», «за эту работу можно получить хорошее материальное вознаграждение», «вас могут пригласить на стажировку (практику)», «в этой компании есть открытая вакансия.», «этот опыт вам обязательно пригодится ...»;
5. Персональная исключительность: «вы самые перспективные ...», «директору компании интересно посмотреть на что вы способны ...», «у вас самое лучшее образование ...», «кроме вас с этим никто не справиться ...», «у вас уже есть опыт в этой работе ...», «вы самые креативные ...»;
6. Мобилизация активности: «уже не терпится увидеть результат», «все наслышаны о вашем проекте, когда планируете закончить ...», «сроки подачи заявки на конкурс не за горами ...», «на презентацию проекта придет гость ...»;
7. Высокая оценка элемента (переживание успеха не целого результата, а только его одной, отдельной части): «самая сильная часть проекта - это ...», «на защите проекта делайте акцент на это мероприятие ...».
Прием «Эмоциональной активизации» находит отражение в использовании преподавателем любопытных примеров, опытов, аналогий, необычных решений, занимательных фактов. Здесь важен способ подачи материала, приветствуются задания творческого и интерактивного характера. В нашей работе данный прием проходит сквозь все организационные формы педагогической модели, но местное значение приобрел в рамках практических заданий из спецкурса, опубликованных в методическом пособии.
Прием «Даю шанс» предполагает педагогическую ситуацию, при которой студенческая группа (малая группа, индивидуально каждый студент) неожиданно приобретает возможность раскрыть свой потенциал в проектной деятельности. Преподаватель предоставляет уникальный шанс проявить свои способности через разработку проекта для какой-либо частной, локальной организации, с руководителями которой заранее все согласовал. Важно, чтобы студенты осознали этот шанс, оценили и материализовали.
Прием «Эврика» состоит в провоцировании преподавателем ситуации, когда студент неожиданным для себя образом открывает новые возможности и перспективы решения проектных задач. Преподаватель должен постоянно поддерживать вдохновение студента и направлять его на решение более сложных задач. Наше исследование подтверждает, что важно находить и подчеркивать способности у каждого студента группы, распознавать индивидуальные склонности, особенности, раскрывать творческие умения и навыки. Согласно данному приему преподаватель дает технические задания согласно индивидуальности и уникальности обучающегося, в групповых проектах помогает правильно распределить роли или задачи между студентами. Все это способствует раскрытию неизвестных ранее студенту способностей и его неожиданным решениям в реализации проектной деятельности.
Прием «Ассистирование» способствует устойчивому сотрудничеству между преподавателем и студентом. Сущность данного приема заключается в том, что эффективность обучения повышается при личном присутствии студента на профессиональной арене. В своей работе мы постоянно взаимодействовали со студентами, и особенно этот прием оказался эффективен в рамках создания студенческого объединения. Мы подключали студентов к осуществлению отдельных элементов: поиску информации и ее адаптации к теме занятия, взаимообучению, организации собраний и смотров, составлению протокола собрания участников студенческого объединения, написанию совместных проектов, осуществлению контроля за деятельностью проектных команд, выполнение функции управляющего проектом, совместная работа над составлением методических рекомендаций и другие. Благодаря данному приему студент осваивает профессионально значимую деятельность, становиться соучастником реального образовательного процесса и проектной деятельности.
Подчеркнем, что важно обращать внимание на мотивационный профиль преподавателя, который чаще всего является свидетельством удовлетворенности своей работой и мотивации. Отметим, что преподаватель должен понимать, что студенческая мотивация в образовательном процессе во многом зависит от создания условий, при которых обучающемуся хотелось бы достигать большего и обучаться эффективней. Внутренне мотивированный студент проявляет определенную активность, он чувствует и осознает необходимость, желание работать над проектами. В этом случае будущий бакалавр осознанно и целенаправленно использует проектную деятельность, проявляет максимальные усилия. В педагогике формирование и развитие мотивации студентов находится в компетенции преподавателя. Он не должен забывать о возложенной обязанности, и, наоборот, ему необходимо прилагать усилия к развитию своего собственного эмоционального интеллекта, уделяя особое внимание настроению, желаниям и мотивации обучающихся, оптимально используя проектную деятельность в своей совместной работе со студентами. Только собственный пример преподавателя станет подспорьем для развития студенческой мотивации.
Таким образом, в статье мы раскрыли основные организационные формы и описали некоторые методы и приемы обучения, которые использовали при апробации смоделированного педагогического процесса. В целом мы показали, что процесс развития готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью будет эффективным, если он осуществляется в соответствии с моделью в условиях педагогической интеграции, включающей в себя комплекс частных нововведений; основой методики организации обучения и воспитания станет активизация проектной деятельности и развитие познавательной самостоятельности студентов через усиление роли педагогического взаимодействия и партиципативного стиля управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО. 1999. - 538 с.
2. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. - 135 с.
3. Горбунова Е.В. Адаптация студентов 1-3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни // Universitas. Журнал о жизни университетов [2013] №1 (Том 1). С. 48-64.
4. Кириченко Д.В. Педагогический диагноз проблемы развития готовности к проектной деятельности студентов рекламы и связей с общественностью /
Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (14-15 апреля 2016 г.). - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. Часть 2. - С. 189195.
5. Крюкова, Т.Б. Студенческие объединения: создание, становление, функционирование: методические рекомендации для студентов / Т.Б. Крюкова, Т.В. Королева. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2012. - 92 с.
6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, ТА. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
7. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Челябинск; Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 115 с.
8. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] / сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_2.htm (дата обращения: 01.12.2016).
9. Тихонова, Т.Ю. Разработка технологии портфолио для студентов спортивных вузов: мотивационный и содержательный этапы / Т.Ю. Тихонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2011. - №13 (146). - С. 56-60.
10. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Электронный ресурс] / В.И. Чирков // Сообщество и публикации «НК-РоЛа1». -Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/samodeterminaciya-i-vnutrennyaya-motivaciya-povedeniya-cheloveka (дата обращения: 01.12.2016).
11. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
12. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. -317 с.
Kirichenko Darina Valer'evna
The Urals state university of physical culture, Russia, Chelyabinsk
E-mail: [email protected]
Model for developing readiness for the project activities and its implementing techniques
Abstract. The article presents a pedagogical model for developing readiness of the future bachelors of advertising and public relations for the project activities in the educational process of university and characterizes its main elements. The author sets out and substantiates the main procedural framework, as well as the principles and methods of organizing the modeled pedagogical process. The importance of the specialized course program "Project activities in the PR field" and its potentialities are shown and explanations of structural elements are given. The article also demonstrates the work on the creation of the students' creative association, aimed at the formation of working knowledge and skills among the students in the framework of project activities and rendering consultative assistance in management of the real projects. The work gives attention to the important role of teachers in organizing the project activities of the future bachelors and raising the level of students' readiness for this type of studies. In this connection the author makes emphasis on the motivational profile of the teacher and his emotional intellect. The article considers the most effective options for teaching the project activities in the framework of educational process.
Keywords: pedagogical model; simulation; educational process; development of readiness; project activities; methods and techniques of teaching; special course; students' association; advertising and public relations; competency-based approach; learner-centered approach