Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении'

Формирование готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1713
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / PROJECT WORK / PREPARATION OF FUTURE TEACHERS / DIDACTIC PRINCIPLES / PROJECT METHOD / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / THE EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева А. А.

В данной статье рассматривается методика формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении, дидактические принципы, лежащие в основе данной методики и программа спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей вузов. Приводятся результаты эксперимента по внедрению спецкурса «Проектная деятельность» в учебный процесс ФГОС ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сараева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS READINESS TO PROJECT ACTIVITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

This article discusses the method of formation of future teachers' willingness to project activities in an educational institution, teaching the principles underlying this technique and program a special course «Project Activity» for students of pedagogical professions schools. The results of an experiment are held to introduce the special course «Project Activity» in the learning process GEF VPO « Samara State Academy of Social Sciences and Humanities ».

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2011 А.А.Сараева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.09.2011

В данной статье рассматривается методика формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении, дидактические принципы, лежащие в основе данной методики и программа спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей вузов. Приводятся результаты эксперимента по внедрению спецкурса «Проектная деятельность» в учебный процесс ФГОС ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Ключевые слова: проектная деятельность, подготовка будущего учителя, дидактические принципы, метод проектов, самостоятельная работа студентов, учебный проект.

Современный этап развития общества характеризуют непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных областях жизни, возросшая скорость обновления научных знаний, быстрая смена ситуаций деятельности. Возникло острое противоречие между традиционностью образовательной сферы и потребностями быстро развивающегося социума. Разрешить его можно только путем активного преобразования педагогических систем и внедрения в учебный процесс инновационных технологий.

Процесс реформирования системы образования в России сегодня носит достаточно радикальный характер, и при организации профессиональной подготовки учителей в вузе необходимо это учитывать. Решение большинства проблем образования подрастающего поколения зависит от профессионализма учителя, следовательно, возникает необходимость подготовки будущего педагога, в полной мере соответствующего требованиям современного общества: обладающего высоким уровнем общей культуры, творческими качествами, развитой фантазией, способностью быть генератором идей и инициатором их реализации. Для того чтобы будущий учитель мог воспитывать активных, социально-адаптированных, ответственных людей, способных к преобразованию и проектированию окружающей действительности, он сам должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков, в том числе и в области проектной деятельности, которая становится все более популярной в образовательной среде. Процесс подготовки будущего учителя к проектной деятельности должен быть целенаправленным и способствовать решению трех блоков задач: 1) обучающие задачи - знакомство с методом проектов как педагогической технологией, его особен-

Saraeva Anna Aleksandrovna, post-graduate student Department of Psychology. E-mail: samaradesmo@yandex. ru

ностями и ролью в современном образовании, овладение студентами проектно-технологическими знаниями; 2) развивающие задачи - развитие познавательного интереса, творческих способностей, умений и навыков, связанных с планированием и осуществлением проектной деятельности, в том числе с использованием ИКТ; 3) воспитательные задачи - воспитание целеустремленности, самостоятельности, требовательности к себе и другим, умения работать в команде, рефлексии, толерантности, эмпатии и других личностных качеств.

В соответствии с перечисленными задачами, которые необходимо решить, мы выделили три критерия готовности к организации и осуществлению проектной деятельности: 1) когнитивный критерий включает в себя комплекс знаний о сущности и дидактических особенностях проектной деятельности; понимание важности проектной деятельности в жизни человека; владение содержанием, последовательностью проектирования, интеллектуальную лабильность (обучаемость, способность к освоению нового вида деятельности); 2) операционно-деятельностный критерий позволяет очертить круг умений и навыков, том числе, в области информационно-технологической деятельности, необходимых для осуществления полноценной проектной деятельности в образовательном учреждении. 3) личностный критерий представляет собой совокупность определенных личностных качеств, необходимых будущему учителю для осуществления проектной деятельности: толерантность, общительность, не конфликтность, умение работать в команде, творческие способности (креативность).

Подготовка студентов - будущих педагогов к проектной деятельности нами осуществляется на основе пяти принципов обучения: интегративно-сти, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности и муль-

тимедийности. В дидактике под принципами обучения подразумеваются те исходные положения, которые лежат в основе отбора содержания, организации и методов обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. По определению М.А.Данилова, «принципы обучения -категории дидактики, характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования»1.

Принцип интегративности направлен на формирование целостных знаний, интегративных умений у будущих специалистов посредством организации учебного процесса на основе интеграции знаний педагогических дисциплин, дисциплин предметной подготовки, информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Принцип ориентации на самообразование и саморазвитие студентов отвечает за самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков студентов в процессе проектной деятельности. Основная роль преподавателя заключается в руководстве самостоятельной работой студентов.

Принцип свободного выбора студентом образовательной траектории предполагает самостоятельное определение направления проектной деятельности, тематики проектов и отражает профессиональные интересы студента, способствует повышению уровня профессиональной культуры и мотивации. Наличие мотивации к самостоятельному изучению темы - необходимое условие успешности проекта.

Принцип креативности способствует развитию творческого мышления студентов в процессе создания проектов. Креативность - неотъемлемая черта проектной деятельности, без нее данная деятельность невозможна. Создание проекта от начала до конца требует активного творчества, самовыражения, поэтому данный принцип позволяет студенту приобрести навыки самореализации, открыть и развить в себе творческие способности.

Принцип мультимедийности отвечает за многоаспектное и целостное восприятие информации с целью более полноценного усвоения знаний. Термин «мультимедийность» означает многока-нальность предъявляемой информации. Он усиливает свойство наглядности в познавательной деятельности, создает единство всех видов мышления, активизирует логико-эвристический стиль мышления, способствует развитию познавательной активности студентов.

На основе сформулированных дидактических принципов и критериев оценки, нами были определены содержание, структура, формы и методы подготовки студентов - будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учрежде-

1 Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. - М.: 1975. - С. 119.

нии и составлена программа спецкурса «Проектная деятельность». Данный спецкурс разработан для студентов третьего курса (6 семестр) педагогических специальностей вузов, но может быть применен в качестве курса по выбору основной образовательной программы подготовки бакалавров любого профиля по направлению 050100 «Педагогическое образование». Программа спецкурса рассчитана на 72 учебных часа (2 зачетных единицы), из них аудиторной работы - 36 часов, самостоятельной работы - 36 часов, форма отчетности - зачет. Цель спецкурса: формирование готовности будущих учителей к проектной деятельности. Задачи спецкурса: 1) Получение студентами необходимой базы знаний об актуальности, сущности, этапах, формах и методах проектной деятельности в современном образовании; 2) Развитие критического мышления, умения анализировать, формулировать проблему и находить пути её решения; 3) Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности; 4) Совершенствование умений и навыков владения информационно-коммуникационными технологиями: компьютерными программами, мультимедийными средствами, сетевыми сервисами Интернета и пр.; 5) Развитие умения работать в команде; 6) Формирование навыков публичного выступления и презентации результатов деятельности; 7) Совершенствование навыков самостоятельной работы; 8) Развитие творческого мышления (креативности).

В результате изучения спецкурса студент должен знать: сущность и дидактические особенности проектной деятельности; методику организации проектной деятельности; формы, методы и средства проектной деятельности в образовательных учреждениях различного типа; психологию общения в процессе работы над проектом; структуру, типологию проектов; этапы работы над проектом. Студент должен уметь: организовать проектную деятельность в образовательном учреждении; реализовывать проектную деятельность в образовательном учреждении; владеть основными понятиями, связанными с проектной деятельностью, и уметь их применять в процессе работы над проектом; применять знания по психологии общения в ходе командной работы над проектом; находить и использовать необходимую информацию и другие ресурсы для подготовки проекта; анализировать собственную проектную деятельность и деятельность товарищей с целью ее совершенствования. Программа спецкурса состоит из десяти модулей.

Модуль 1. Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления компетентностного подхода в образовании. Метод проектов как педагогическая технология. Его становление, развитие и

место в современном образовании (Дж. Дьюи, В.Килпатрик, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и т.д.). Актуализация проектной деятельности в условиях перехода к компетентностно-ориен-тированной модели образования.

Модуль 2. Сущность и дидактические особенности проектной деятельности. Понятия «проект», «проектная деятельность», «метод проектов». Цель, задачи и особенности проектной деятельности. Типология проектов по различным признакам. Структура учебного проекта и этапы его реализации.

Модуль 3. Организация и реализация проектной деятельности в учебном процессе образовательного учреждения. Способы включения проектной деятельности в работу школы или учреждения СПО. План действий по реализации программы проектной деятельности. Создание условий для реализации программы проектной деятельности в школе или учреждении СПО. Требование к педагогическим кадрам в реализации программы проектной деятельности. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Модуль 4. Развитие проектного мышления. Проектная деятельность как средство формирования и развития критического мышления и учебно-исследовательских компетенций учащихся. Таксономия приемов учебно-исследовательской деятельности. Различные модели мышления: «таксономия мыслительных умений» Б.Блума; «уровни знаний» Р.Марзано; «16 приемов мышления» по А.Коста и Б.Калику.

Модуль 5. Разработка идеи проекта и его планирование. Разработка дидактических целей и методических задач проекта; формулировка проблемы и темы проекта; использование направляющих вопросов в проектной деятельности и их составление. Описание проекта и представление его online.

Модуль 6. Поиск и отбор информации и других ресурсов для подготовки проекта. Поиск информации в различных источниках: работа с библиотечными, архивными и электронными каталогами, справочной литературой, поиск информационных лакун и отбор информации для их заполнения. Электронные ресурсы: поиск информации в сети Интернет, использование сетевых сервисов: блогов, вики-сайтов, электронной почты, интерактивных ресурсов Веб 2.0 для совместной работы и т.д. Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью. Наблюдение и эксперимент. Способы первичной обработки информации.

Модуль 7. Работа в команде. Формы общения; особенности командной работы; роли участников группового взаимодействия; виды взаимодействия в группе; регулирование и разрешение конфликтов.

Модуль 8. Создание продуктов проектной деятельности. Поиск ответов на основополагающие вопросы, анализ информации, аргументация и выводы. Разновидности продуктов проектной деятельности. Использование инструментов «Визуальное ранжирование», «Видение причины», «Предъявление доказательства». Выбор лучшего инструмента для выполнения работы.

Модуль 9. Презентация и продвижение проекта. Виды и формы презентации. Публичное выступление: планирование, подготовка, риторические приемы, невербальные средства; ведение дискуссии.

Модуль 10. Оценивание проектной деятельности и ее продуктов. Сущность оценивания проектной деятельности и его стратегии. Формирующее и итоговое оценивание. Критерии оценивания. Использование обратной связи и листов самооценки.

Программа спецкурса «Проектная деятельность» имеет методическое подкрепление в виде разработанных методических рекомендаций студентам и преподавателям, памяток по организации проектной деятельности, комплекта заданий для практических и семинарских заданий и т.д. Апробация спецкурса осуществлялась в 2010 / 2011 уч. году в ФГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (г. Самара) на факультетах: начального образования, физической культуры и спорта, математики, физики и информатики. В основу системы методов, отобранных для экспериментального обучения, был положен деятельностный подход. В качестве ведущего выступал метод организации деятельности, которая рассматривалась нами как обязательное условие естественного саморазвития личности обучающегося и средство организации педагогического процесса. Представленное содержание спецкурса «Проектная деятельность» осваивается студентами в различных формах организации учебной деятельности: лекция, семинар и самостоятельная работа студентов.

Лекция была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе. Она должна не только давать знания, но и способствовать формированию компетентного специалиста, разностороннему развитию будущего учителя. Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут заменить лекцию, но она должна быть еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей способности изучаемой научной дисциплины и специфику аудитории, психологические закономерности познания, переработку услышанного, его воздействия на формирование оценок, взглядов и возможности новых информационных технологий.

Следующей формой, используемой в процессе подготовки будущего учителя к проектной деятельности, является семинар. Семинар раскрыва-

ет большие возможности для активизации работы студентов, для проверки, уточнения и систематизации полученных знаний в практической деятельности, позволяет научиться вести диалог, дискуссию, работать в команде. Особая роль на семинарских занятиях отводится активным формам обучения, направленным преимущественно на развитие у студентов творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи: анализ конкретной ситуации, «интеллектуальная разминка», «мозговой штурм», дидактическая игра, «круглый стол», групповой тренинг.

И, наконец, самостоятельная работа, которая является основой вузовского образования. Самостоятельная работа, по мнению В.И.Загвязин-ского, - это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им2. Одним из основных элементов подготовки будущих учителей к проектной деятельности является их самостоятельная деятельность по созданию учебного проекта. Студентам заранее сообщаются требования к условиям его выполнения: 1) проект разрабатывается по инициативе студентов; 2) работа над проектом является исследовательской и осуществляется при помощи специализированных моделирующих программ; 3) проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения; 4) проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя; 5) цели проекта сужены до 1 - 3 решаемых задач; 6) проект реалистичен, учитывает потребности и пожелания потребителей.

Оценка готовых студенческих работ осуществлялась в соответствии со специально разработанной нами критериальной шкалой, которая включает в себя три уровня качества проекта: низкий, средний и высокий. Каждая учебная группа студентов, участвующая в эксперименте, была разбита на 4 подгруппы (в среднем по 5 - 6 человек), которые работали над своей темой проекта. Таким образом, оценивалась не индивидуальная, а коллективная работа, и все участники одной подгруппы получали одну и ту же оценку за проект. Распределение по уровням результатов оценки учебных проектов, выполненных контрольными и экспериментальными группами, представлено на рис. 1.

60 50 40 30 20 10 0

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Контр. Гр. Эксп. Гр.

2 Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. - М.: 2001. - С. 154.

Рис. 1. Результаты оценки учебных проектов

Результаты оценки выполненных студентами учебных проектов показали, что на низком уровне проекты были выполнены в основном контрольными группами (43,6%); в экспериментальных группах этому уровню соответствовали работы лишь 5,5% студентов. Проекты среднего уровня подготовили примерно равное количество подгрупп студентов: 51,6% в экспериментальных группах и 56,4% в контрольных. И, наконец, на высоком уровне было выполнено семь проектов только студентами экспериментальных групп (42,9%); у контрольных групп данный показатель равен нулю. Эти данные свидетельствуют о том, что экспериментальные группы, изучавшие спецкурс «Проектная деятельность» оказались в большей степени подготовленными к проектной деятельности, чем контрольные, обучавшиеся по традиционной системе.

Наблюдение за ходом работы студенческих проектных коллективов показало, что в экспериментальных группах, обучавшихся по программе спецкурса «Проектная деятельность», повысился уровень профессиональной мотивации и профессионального мышления, активизировались когнитивные процессы - мышление (логическое), восприятие, внимание, память, воображение; произошло развитие познавательной самостоятельности и способности к генерированию оригинальных идей, формирование умений критического, логического анализа информации.

У будущих учителей стали более развитыми и ярко выраженными умения и навыки оперативного добывания и обработки информации, владения поисковыми системами (Rambler, Google, Yandex), программами для создания презентаций и других продуктов, некоторые студенты познакомились с графическими редакторами, получили навыки работы со сканером и соответствующим программным обеспечением.

Наблюдались определенные изменения и в личностном плане: у многих студентов проявились такие качества, как активность, инициативность, ответственность, стремление к самореализации, толерантность; явное развитие получило умение работать в группе, приходить к согласию, разрешать конфликты. Кроме оценки разрабо-

танных студентами проектов, с целью определения уровня подготовки будущих педагогов к проектной деятельности, нами были осуществлены два контрольных среза (констатирующий и формирующий) в начале и в конце учебного семестра. Методика опытно-экспериментальной работы состояла из трех частей, в соответствии с ранее выделенными критериями: когнитивным, опера-ционно-деятельностным и личностным: 1) Оценка уровня подготовки студентов к проектной деятельности по когнитивному критерию: а) анкета «Что Вы знаете о проектной деятельности?»; б) тест «Интеллектуальная лабильность» по В.Т.Козловой. 2) Оценка уровня подготовки студентов к проектной деятельности по операционно-деятельностному критерию: анкета «Проектные умения и навыки». 3) Оценка уровня подготовки студентов к проектной деятельности по личностному критерию: а) тест «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» по К.Томасу; б) тест «Оценка уровня общительности» по В.Ф. Ряховскому; в) тест «Нестандартность мышления» по Н.А.Литвинцевой.

Результаты опытно-экспериментальной работы, а также их проверка с помощью методов математической статистики, свидетельствуют о том, что в тех группах, где преподавался спецкурс «Проектная деятельность», студенты показали более высокие результаты по всем трем критериям оценки: когнитивному, операционно-дея-тельностному и личностному, чем в тех группах, где обучение происходило традиционным путем. Так, например, низкий уровень теоретических знаний о проектной деятельности в ходе констатирующего эксперимента показали 50% студентов контрольных групп и 45% студентов экспериментальных групп, а в ходе формирующего - 49% контрольных групп (практически без изменений) и только 11% экспериментальных (снижение на 34%). Средний уровень продемонстрировали в начале эксперимента 46,8% студентов контрольных групп и 52,7% экспериментальных, а в заключение эксперимента - 44,6% студентов контрольных и 39,5% экспериментальных. Высокий уровень знаний был обнаружен у 3,2% в контрольных группах и 2,3% в экспериментальных группах в констатирующем эксперименте и 6,4% и 49,5% соответственно в формирующем эксперименте. Интеллектуальная лабильность изменилась не очень значительно: низкий уровень повысился с 40,4% до 41,5% у контрольных групп и снизился с 47,2% до 35,1% у экспериментальных групп; средний уровень остался неизменным у контрольных групп - 46,8% и понизился с 47,2% до 35,1% у экспериментальных групп; высокий уровень уменьшился с 12,8% до 11,7% у контроль-

ных групп и увеличился с 17,6% до 20,9% у экспериментальных.

Показатели изменений готовности будущих учителей к проектной деятельности по операци-онно-деятельностному критерию оказались еще более ярко выраженными: низкий уровень снизился с 40,5% до 39,3% у контрольных групп и с 39,6% до 6,6% у экспериментальных групп; средний уровень - с 52,1% до 49% у контрольных групп и с 56% до 37,4% у экспериментальных групп; высокий уровень повысился с 7,4% до 11,7% у контрольных групп и с 4,4% до 56% у экспериментальных. То есть, количество студентов, изучивших спецкурс «Проектная деятельность», у которых операционно-деятельностный компонент проектной деятельности находится на высоком уровне, увеличился весьма значительно -на 51,6%.

Что касается личностного критерия готовности будущих учителей к проектной деятельности, то характер его изменений таков: низкий уровень предрасположенности к конфликтному поведению у контрольных групп повысился с 31,9% до 33%, средний уровень - с 43,6% до 45,7%, а высокий уровень - снизился с 24,5 до 21,3%; у экспериментальных групп низкий уровень снизился с 31,8% до 27,5%, средний уровень - с 46,2% до 41,7%, а высокий уровень повысился с 22% до 30,8%. Уровень общительности изменился таким образом: у контрольных групп низкий уровень снизился с 28,7% до 27,7%, средний уровень повысился с 44,7% до 45,7%, а высокий уровень остался на одном и том же уровне - 26,6%; у экспериментальных групп низкий уровень снизился с 29,6% до 15,4%, средний уровень - с 44% до 35,2%, а высокий уровень повысился с 26,4% до 49,4%. Показатель «нестандартность мышления» также переменился у всех студентов, участвовавших в эксперименте: у контрольных групп его низкий уровень еще снизился с 38,3% до 36,2%, средний уровень - с 49% до 47,8%, а высокий уровень повысился с 12,7% до 16%; у экспериментальных групп низкий уровень снизился с 48,3% до 39,6%, средний уровень повысился с 44% до 50,5%, а высокий уровень повысился с 7,7% до 9,9%. То есть, в целом у студентов, изучивших наш спецкурс, улучшился и личностный показатель готовности к проектной деятельности. Таким образом, полученные результаты эксперимента доказывают эффективность разработанной методики формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS READINESS TO PROJECT ACTIVITIES

IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2011 A.A.Saraeva

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article discusses the method of formation of future teachers' willingness to project activities in an educational institution, teaching the principles underlying this technique and program a special course «Project Activity» for students of pedagogical professions schools. The results of an experiment are held to introduce the special course «Project Activity» in the learning process GEF VPO « Samara State Academy of Social Sciences and Humanities ».

Keywords: project work, preparation of future teachers, didactic principles, project method, independent work of students, the educational project.

Saraeva Anna Aleksandrovna, post-graduate student Department of Psychology. E-mail: samaradesmo@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.