_регион крупным планом ..._
УДК 378.14
Найн Александр Альбертович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Конева Ольга Игоревна
Аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Аннотация. В статье описана технология формирования деонтологической культуры, применяемая в процессе обучения бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». Предложена трактовка данной дефиниции с позиции разных авторов, показаны подходы, методы и средства, используемые в рамках данной технологии. В основе представленной технологии - интегративно-развивающий подход, суть которого сводится к интеграции учебного процесса, практики и внеучебной работы студентов, будущих бакалавров сферы рекламы и связей с общественностью.
Ключевые слова: технология формирования деонтологической культуры, бакалавры, реклама и связи с общественностью, педагогическая технология, интегративно-развивающий подход.
Nayn Alexander Albertovich
Doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the department of advertizing and public relations of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
Konevа Olga Igorevnu
Graduate student of chair of advertizing and public relations of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
FORMATION TECHNOLOGY DEONTOLOGICAL CULTURE IN THE LEARNING PROCESS FUTURE BACHELORS ON-BOARD "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS"
Abstract. In article the technology of formation of the deontological culture, applied in the course of training of bachelors of the "Advertising and Public Relations" direction is described. The treatment of this definition from a position of different authors is offered, approaches, methods and the means used within this technology are presented. At the heart of the presented technology - the integrative developing approach, which essence is reduced to integration of educational process, practice and nonlearning work of students, future bachelors in the sphere of advertizing and public relations.
Keywords: technology of formation of deontological culture, bachelors, advertizing and public relations, educational technology, integrative developing approach.
Дефиниция «технология» происходит от греческих слов techne - искусство и logos -учение. Подчеркнем, при этом, что в общем смысле под технологией понимается «совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства» [6, с. 797]. Это определение достаточно прочно вошло в лексикон современ-
ной педагогической науки. «Педагогическая технология» означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Необходимо отметить, что в 60-70-е годы XX века это понятие ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения, в этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.
РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ...
Технологический подход, по мнению Г. К. Селевко, открывает широкие возможности для освоения различных областей образовательной, педагогической действительности, что позволяет:
- с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-значимых проблем [8, с. 9-10].
Технологический подход к обучению сегодня активно развивается отечественной педагогической школой: В. А. Беликов, М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, В. И. Кон-друх, О. Л. Назарова и др^их. А. Я. Найн и З. М. Уметбтев трактуют технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения! теоретически обоснованных процессов обучеоео к воспитание позеолпю-щих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [55, с. 80]. Аналио литературных источников позволяет сделать вывод о том, что исследователи вкладывают разные трактовки в определкнии понятия педагогическая технология. Так, педагогическая технология, по мнению В. А. Бели-
кова, — это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [1, с. 4]. Отметим, что понятие «образовательная технология» представляется более широким, так как образование включает, помимо педагогических, разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические и другие аспекты. Согласимся с определением Г. К. Селевко, который утверждает, что педагогическая технология - это «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая к намеченным результатам» [8, с. 51].
Процесс формирования педагогической технологии можно представить а виде рисунка 1.
Основаниями технологии формирования деонтологической культуры будущего бакалавра по связям с общественностью и рекламе является ориентация на формирование личности студента как будущего профессионала, с высоким уровнем деонтологической куиьтуры, проявляющимся в его профессио-налсной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Технология формирования деонтологической культуры будущего бакалавре в сфере рекламы и PR должна осуществляться в соответствии с оскрвным принципом междисциплинарного подходи - интеграцией, с применением технологии активного обучения!, на основе использования методов группового, проОлемного, модтаьного и проектного обучения. В основе технологии
Содержание образования
Риоунок 1 - Процесс педагогической технохогии
РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ...
формирования деонтологической культуры будущего бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью лежит интегра-тивно-развивающий подход, суть которого сводится к достижению цели исследования путем интеграции учебного процесса, практики и внеучебной работы студентов, будущих бакалавров.
На рисунке 2 показано, что формирование деонтологической культуры будущего бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью основано на взаимосвязи учебного процесса, практики и внеучебной деятельности студентов. Реализация данной технологии осуществляется в рамках специально разработанного и апробированного в учебном процессе спецкурса «Деонтоло-гическая культура», который рассчитан на 55 часов (из них: 20 часов - лекционный курс, 34 часа -другие формы активных занятий). В данном спецкурсе широко используется технология активного обучения: организация учебного процесса, при котором каждый учащийся имеет ролевое задание, о результате выполнения которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой учебно-познавательной задачи.
Данная технология включает следующие методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся [4, с. 148-149]:
1. драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала;
2. инверсия - перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан;
3. метод групповой дискуссии - организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи;
4. метод морфологического анализа - выделение главных характеристик объекта, затем по каждому из них записываются всевозможные варианты;
5. мозговая атака -совместный поиск решения трудной проблемы;
6. театрализация - инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников.
Среди всех вышеперечисленных методов большое внимание в рамках спецкурса уделяется методу групповой дискуссии. Прежде всего, данный метод предполагает отказ от диалога «учитель-ученик» и переход к взаимоотношениям «учитель-группа-ученик». Сторонники групповой работы утверждают, что тем самым завязываются более прочные связи в коллективе, усиливается коллективное соперничество. Так, например, В. И. Пе-трушин правомерно считает, что «переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы, способствует возникновению внутренней мотивации учащихся» [7, с. 247]. Материалы исследования показали, что именно групповая работа способствует формированию умения работать в команде, которое является одним из наиболее важным в профессиональной деятельности PR-специалиста.
В. В. Гузеев в своей работе разделяет группы в процессе обучения на три типа [2, с. 24]: первый тип - группы выравнива-
Рисунок 2 - Технология формирования деонтологической культуры
_регион крупным планом ..._
Таблица 1 - Типологии и комбинации студенческих групп в рамках образовательного процесса
Группы выравнивания Группы поддержки Группы развития
Сочетание студентов с разным уровнем сформированности деонтологической культуры в группах - НМ, НМС, НМСВ, НМВ, НС, НСВ, НВ. Сочетание студентов с разным уровнем сформированности деонтологической культуры в группах -М, С, В. Сочетание студентов с разным уровнем сформированности деонтологической культуры в группах - МС, СВ, МСВ, МВ.
ния; второй тип - группы поддержки; третий тип - группы развития. Необходимо отметить, что состав групп для выполнения поставленных задач преподавателя формируется не стихийно, а зависит от разных уровней сформированности деонтологиче-ской культуры: начальный (Н), минимальный (М), средний (С), высокий (В).
В группы первого типа входят студенты, имеющие начальный (Н), самый низкий уровень формирования деонтологической культуры и их коллеги с более высоким уровнем формирования (М, С, В). Подобные группы создаются специально для данных студентов, с целью «подтянуть» их до более высокого уровня. В группах второго типа присутствуют студенты, имеющие одинаковый уровень сформированности деонтологиче-ской культуры, поэтому их часто называют «однородными», созданными для того, чтобы «поддержать» сформированный уровень деонтологической культуры. Группы третьего типа, называющиеся «группы развития», состоят из учащихся соседних уровней, служат для того, чтобы студенты с более низким уровнем переходили на более высокий уровень сформированное™. Отразим перечисленные выше процессы в таблице 1.
Деонтологическая составляющая, по нашему мнению, должна присутствовать и во внеучебной деятельности студентов направления реклама и связи с общественностью.
Известно, что внеучебная деятельность этого направления подготовки отличается яркостью и насыщенностью: посвящение в студенты, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы PR-проектов - лишь немногие формы её проявления.
Необходимо отметить, что в рамках конкурсов PR-проектов используется такой лич-ностно ориентированный метод обучения, как метод проектов. Он приносит удовлетворение студентам от полученного результата их деятельности, несмотря на это, метод поддерживает педагогические цели на всех уровнях. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть как индивидуальным, так и результатом скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий [2], которые представлены в таблице 2.
В заключение отметим, что деонтологи-ческая культура бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью - это система норм, знаний, базовых ценностей, формируемая в системе профессиональной подготовки, через требования профессионального долга, проявляющаяся в поведении и профессиональной деятельности.
Формирование деонтологической культуры бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью - это сложный и много-
Таблица 2 - Стадии проектной деятельности обучающихся
Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность руководителя
1 2 3 4
Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают проект с руководителем при необходимости получают дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
Продолжение таблицы 2 - Стадии проектной деятельности обучающихся
1 2 3 4
Планирова- 1.Определение источников информа- Вырабатывают план Предлагает идеи,
ние ции действий. Формули- высказывает предпо-
2. Определение способов сбора и руют задачи ложения
анализа информации
3. Определение способов представле-
ния результата (формы отчёта) 4. Установление процедур и критериев
оценки результата и процесса
5. Распределение задач (обязанностей)
между членами команды
Исследова- Сбор информации, решение промежу- Выполняют иссле- Наблюдает, советует,
ние точных задач. Основные инструменты: дование, реализуя косвенно руководит
интервью, опросы, наблюдения, экс- промежуточные деятельностью
перименты задачи
Результаты и/или вы- Анализ информации. Формулирование выводов Анализируют информацию Наблюдает, советует
воды
Представ- Возможные формы представление Отчитываются, Слушает, задаёт целе-
ление или результатов (отчёта): устный отчёт, обсуждают сообразные вопросы
отчет письменный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материала
Оценка Участвуют в оценке Оценивает усилия уча-
результатов путем коллектив- щихся, креативность,
и процесса ного обсуждения и самооценок качество отчёта
гранный процесс. Исходя из этого факта, при реализации этого процесса необходимо опираться на метод интеграции, который является стержнем представленной нами технологии. Формирование деонтологиче-ской культуры должно проходить в прочной взаимосвязи учебного процесса, производственной практики студентов и внеучебной работы.
Библиографический список
1. Беликов В. А. Элементы технологии обучения: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей школ. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 88.с
2. Гузеев В. В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное
проектное обучение. Ч. 1. - М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. - 48 с.
3. Игнатьева Е. Ю. Концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 39- 45.
4. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
5. Найн А. Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учебное пособие. - Магнитогорск: Изд-во Магн. гос. ун-та, 2008. - 127 с.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М.: ТОО «Пассим», 1994. - 304 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т. Т. 1. - М. : НИИ Школьных технологий, 2006. - 816 с.