УДК 378.147:37.015.31
ББК Ю962.3 ГРНТИ 15.81.21 Код ВАК 5.8.1
Котова Светлана Сергеевна,
SPIN-код: 6013-8535
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; е-mail: [email protected]
Холопова Екатерина Сергеевна,
SPIN-код: 2652-7091
аспирант, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; е-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшие учебные заведения; педагогическая психология; психолого-педагогическая служба; психологическая помощь; модели психолого-педагогической службы; психологическая поддержка
АННОТАЦИЯ. Мировой опыт организации психологической помощи в системе высшего образования демонстрирует недостаточность систематизации данного процесса, а также ее значительную зависимость от культурного и социального контекста. Немаловажным выступает и специфика отдельного университета, поскольку направленность обучения смещает проблематику запросов на психологическую помощь, а также особенности ее организации в виде внешней организации, внутренней службы или кабинета. Система профессионально-педагогического образования в качестве такой специфики выделяет двойственность подготовки, ее практическую и педагогическую составляющую, в связи с чем в модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования включен также педагогический компонент. Целью настоящей работы являются изучение мирового опыта организации психологической помощи и поддержки субъектов образовательного процесса в вузе и разработка модели психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования. Методологически исследование опирается на представление о психологической службе как о системе практического использования психологии, наделенной рядом особенностей, исходя из специфики сферы реализации. Выбор источников в обзоре литературы проводился по ключевым словам: «services of psychological support» и «model of psychological support of university education» глубиной 10 лет по базе данных ResearchGate. Для выявления потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностей организации в рамках исследования проведено анкетирование, в котором приняли участие 549 студентов профессионально-педагогического вуза, а также 60 работников вуза.
Результаты исследования позволяют выделить ряд подходов к психологической службе высшего образования и организации психологической поддержки и помощи в университете в зависимости от охвата контингента: от обучающихся до третьих лиц и организаций. В российской системе высшего образования деятельность психологической службы преимущественно направлена на всех участников образовательного процесса. Отдельные психологические службы вузов обладают своей спецификой исходя из особенностей образовательной организации. Модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования демонстрирует свою эффективность при выполнении следующих условий: при разработке модели учтен социальный заказ на квалифицированную психологическую помощь населению, а также требования к профессиональной компетентности педагога профессионального образования; помимо психологического компонента в модель включен педагогический аспект; производится учет потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержания и особенностей организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели психолого-педагогической службы на базе профессионально-педагогического университета с учетом потребности участников образовательного процесса организации высшего образования.
Практическая значимость заключается в возможности использования опыта разработки модели психолого-педагогической службы в системе профессионально-педагогического высшего образования и в адаптации модели под иные направления высшего образования.
БЛАГОДАРНОСТИ: выражаем благодарность сотрудникам Российского государственного профессионально-педагогического университета, оказавшим содействие в подготовке настоящего исследования, а также анонимным рецензентам данной статьи.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Котова, С. С. Модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования / С. С. Котова, Е. С. Холопова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2023. - № 6. - С. 275-289.
© Котова С. С., Холопова Е. С., 2023
Kotova Svetlana Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Kholopova Ekaterina Sergeevna,
Postgraduate Student, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SERVICE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
KEYWORDS: higher education institutions; pedagogical psychology; psychological and pedagogical service; psychological help; models of psychological and pedagogical services; psychological support
ABSTRACT. World experience in organizing psychological assistance in the higher education system demonstrates the lack of systematization of this process, as well as its significant dependence on the cultural and social context. The specifics of an individual university are also important, since the focus of training shifts the issue of requests for psychological help, as well as the features of its organization in the form of an external organization, internal service or office. The system of vocational pedagogical education, as such a specificity, highlights the duality of training, its practical and pedagogical components, and therefore the model of psychological and pedagogical service in the system of higher vocational pedagogical education also includes a pedagogical component.
The purpose of this work is to study the world experience in organizing psychological assistance and support for subjects of the educational process at a university and to develop a model of psychological and pedagogical service in the system of higher professional and pedagogical education.
Methodologically, the study is based on the idea of psychological service as a system of practical use of psychology, endowed with a number of features, based on the specifics of the sphere of implementation. The selection of sources in the literature review was carried out using the keywords: "services of psychological support" and "model of psychological support of university education" with a depth of 10 years using the ResearchGate database. To identify the needs of subjects of the educational process for psychological assistance, its content and organizational features, a survey was conducted as part of the study, in which 549 students of a vocational pedagogical university, as well as 60 university employees, took part. The results of the study allow us to identify a number of approaches to the psychological service of higher education and the organization of psychological support and assistance at the university, depending on the scope of the population: from students to third parties and organizations. In the Russian higher education system, the activities of psychological services are primarily aimed at all participants in the educational process. Individual psychological services of universities have their own specifics based on the characteristics of the educational organization. The model of psychological and pedagogical service in the system of higher vocational pedagogical education demonstrates its effectiveness if the following conditions are met: when developing the model, the social order for qualified psychological assistance to the population, as well as the requirements for the professional competence of a vocational education teacher, are taken into account; in addition to the psychological component, the model includes a pedagogical aspect; the needs of subjects of the educational process for psychological assistance, its content and the characteristics of the organization are taken into account.
The scientific novelty of the study lies in the development of a model of psychological and pedagogical service on the basis of a vocational pedagogical university, taking into account the needs of participants in the educational process of higher education organizations.
The practical significance lies in the possibility of using the experience of developing a model of psychological and pedagogical service in the system of vocational pedagogical higher education and in adapting the model to other areas of higher education.
ACKNOWLEDGMENTS: we express our gratitude to the staff of the Russian State Vocational and Pedagogical University who assisted in the preparation of this study, as well as to the anonymous reviewers of this article.
FOR CITATION: Kotova, S. S., Kholopova, E. S. (2023). Model of Psychological and Pedagogical Service in the System of Higher Professional and Pedagogical Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 275-289.
B1
»ведение. В мировом образовательном пространстве последние десятилетия развиваются системы психологического сопровождения и поддержки участников образовательного процесса на всех уровнях образования. При этом современная ситуация напряженности в обществе, связанная с процессами его развития, трансформации ценностного поля, цифро-визацией многих общественных процессов, а также политическими, экономическими,
социальными изменениями, эпидемиологическими рисками, во многом сказывается на организации и содержании процесса оказания психологической поддержки субъектов образования.
В Российской Федерации акцент на необходимости сохранения психологического благополучия ставится на государственном уровне, с 2021 года поднимаются вопросы систематизации процесса психологической помощи в системе высшего обра-
зования. В 2022 году разработана и утверждена концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, включающая план развития единой сети психологических служб, ее целей и задач [1].
Следует отметить, что организации высшего образования обладают своей спецификой: так, педагогические вузы нацелены на выпуск квалифицированных педагогов, обладающих развитыми психолого-педагогическими компетенциями, тогда как военные вузы в качестве результата обучения выделяют военно-профессиональные компетенции, медицинские университеты как ключевые выделяют собственные узкопрофессиональные знания, умения, навыки и способности [2; 3]. Различия в процессе обучения и требованиях к обучающемуся и выпускнику обосновывают некоторые различия в организации и содержании психологической помощи.
Профессионально-педагогические вузы, занимая промежуточное место между профессиональными образовательными организациями и педагогическими вузами, в качестве специфичных особенностей обладают двойственной направленностью подготовки обучающихся, включающей как профессиональный блок, так и психолого-педагогический. Выпускник профессионально-педагогического вуза должен быть способен как вести свою деятельность в отраслевом предприятии, так и преподавать ее в рамках образовательного процесса [4].
В социально-педагогическом аспекте актуальность разработки модели психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования обусловлена потребностями системы подготовки педагогов среднего профессионального образования в гармонизации образовательного процесса, организации психологической поддержки процесса профессионального развития обучающихся на стадии подготовки.
В научно-теоретическом аспекте актуальность исследования обоснована необходимостью определения научно-методологических подходов и особенностей организации психологической помощи в системе высшего профессионально-педагогического образования.
В научно-методическом аспекте актуальность исследования определена необходимостью разработки и внедрения в образовательный процесс эффективных методов и методик психолого-педагогического сопровождения.
Целью настоящего исследования являются изучение мирового опыта организа-
ции психологической помощи и поддержки субъектам образовательного процесса в вузе и разработка модели психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования.
Исследование основывается на следующих исследовательских вопросах:
1. Каков мировой опыт разработки моделей психологической службы в системе высшего образования?
2. Каков российский опыт разработки моделей психологической службы в системе высшего образования, в чем заключается специфика каждой модели?
3. Какие специфичные особенности модели психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования?
В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования будет наиболее эффективной при выполнении следующих условий:
1. При разработке модели учтены социальный заказ на квалифицированную психологическую помощь населению, а также требования к профессиональной компетентности педагога профессионального образования.
2. Помимо психологического компонента в модель включен педагогический аспект.
3. Производится учет потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностях организации.
Ограничения исследования заключается в том, что выявление потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностях организации проведено на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Обзор литературы. В психологической науке и практике выделяется ряд моделей психологической службы, подходов к определению, структуре и моделированию, что связано со сложностью и многоаспект-ностью понятия.
Обращаясь к зарубежным изысканиям, следует отметить, что психологическая служба в организациях высшего образования разных стран характеризуется своими особенностями, так как различными могут быть цели и задачи службы, контингент оказания психологической поддержки и помощи, а также ее формы.
Так, по мнению B. Müller, психологическая служба в образовании представляет собой независимую прикладную область психологии, реализующую психологиче-
скую помощь обучающимся, их семьям, педагогам, руководству и другому персоналу образовательной организации [5].
Схожего мнения придерживаются и греческие авторы C. Hatzichristou, P. Lianos, A. Lampropoulou, указывая, что особое внимание в системе образования Греции уделяется психической устойчивости и адаптации обучающихся и членов их семей, их поддержке во время кризисов, таких как стихийные бедствия, экономические кризисы и притоки беженцев.
Авторами представлена своя модель психологического сопровождения системы образования, основными критериями в которой являются уровни готовности к кризисам, оценка которых реализуется на основе многомерного подхода, учитывающего контекстуальные факторы и межкультурные и межнациональные особенности [6]. Основная цель психологической службы в таком случае - повышение устойчивости студента или группы.
Американская система высшего образования предполагает наличие в университетах возможности получения бесплатной психологической помощи, преимущественно в виде психологических кабинетов. При этом S. S. El-Hachem с коллегами, M. A. Arubuola, L. Jenkins с соавторами, J. Howell и авторский коллектив в составе M. Priestley, E. Louise Broglia и G. Hughes [7-10] указывают, что обращение за консультацией специалиста в студенческом сообществе все еще стигматизируется, что снижает информированность обучающихся о возможности получить психологическую помощь. Основными запросами студентов являются депрессивные состояния, тревожность перед экзаменами и проблемы со сном.
Аналогичная ситуация в австралийских университетах. Например, R. Taylor с авторами убедительно показали, что среди обращений за медицинской помощью в кампусе университета большая часть связана с психологическими проблемами, распространены депрессия, тревожность, стрессовые реакции и суицидальные мысли, при этом авторы также отмечают высокий уровень стигматизации психических проблем, что может сказываться на количестве обращений за специализированной помощью [11].
Особое внимание в американском образовательном пространстве уделяется поддержке педагогов в работе с обучающимися из групп риска. Так, коллектив авторов под руководством Ph. Vu представил исследование деятельности учебно-консультационных групп для педагогов, работающих с трудными обучающимися. Результаты показали, что обеспечение поддержки педагогам зна-
чительно улучшает эффективность их взаимодействия и сотрудничества с обучающимися [12]. Таким образом, цель психологической работы в университете расширяется не только на студентов, но и на педагогических работников.
В структуру европейских университетов также часто входят психологические службы, например служба психологического консультирования для студентов в Университете Генуи, Италия. C. S. Pace с коллегами указывают на потребность студентов в психологической помощи и результативности службы по решению таких проблем, как трудности в эмоциональной сфере обучающихся и межличностных отношениях [13].
Иного взгляда придерживаются бразильские авторы. Так, C. Bisinoto, C. Marinho и L. Almeida [14], а также L. Rodrigues de Medeiros и ее соавторы [15] указывают, что создание служб психологической поддержки в образовательных организациях высшего образования нацелено на содействие процессу адаптации к высшему образованию, повышение общего развития студентов, а также их интеграцию на рынке труда, при этом в большей степени такие службы содействуют повышению академической успеваемости студентов.
Отлична и ситуация в Японии. A. Nishio, M. Kakimoto, R. Horita, M. Yamamoto, проведя анализ особенностей оказания психологической помощи обучающимся, резюмируют, что в целом у студентов имеется возможность обратиться за психологической консультацией, однако специалисты, ее оказывающие, являются сторонними и посещают образовательные организации по запросу руководства, и понятие психологической службы как некой системы в японской практике отсутствует [16].
Нигерийские университеты также не предполагают в своей структуре психологическую службу или специальные кабинеты, однако студенты могут получить бесплатную помощь вне образовательной структуры. В своем исследовании O. Kukoyi, E. Orok, F. S. Oluwafemi и O. Tunrayo указывают на выраженную потребность студентов в психологической помощи при недостаточном количестве обращений за ней, сами студенты положительно относятся к системе охраны психического здоровья и благополучия, однако отсутствие социальной поддержки и порицание со стороны социума приводят к снижению стремления к непосредственному обращению за помощью [17].
Схожая ситуация в Индонезии. M. Damaiyanti, D. R. Fitriani, R. Ismahmudi, Y. Winarti отмечают необходимость оказания психологической помощи, в том числе обучающимся университетов, но недоста-
точную осведомленность населения и отсутствие системности [18].
Вьетнамская образовательная система, напротив, подразумевает включение центров психологической помощи в структуру образовательной организации, при этом деятельность этих центров может распространяться от обучающихся до иных лиц, нуждающихся в помощи, а также организаций по вопросам управления персоналом и развития бизнеса. Так, исследование возможностей университетских служб охраны психического здоровья во Вьетнаме, проведенное S. Sirikantraporn и H. A. Nguyen, показало наличие центров психологической помощи во многих университетах страны, что, однако, не исчерпывает потребности населения в психологических услугах [19].
Анализируя подходы к психологической службе высшего образования и организации психологической поддержки и помощи в университете, можно выделить следующие позиции:
1. Оказание психологической помощи осуществляется обучающим сторонними специалистами, психологическая служба является отдельной организацией и не сосредоточена на образовании.
2. Психологическая служба выступает частью образовательной системы и нацелена на повышение академической успеваемости студентов путем психологического сопровождения образовательного процесса.
3. Психологическая служба выступает частью образовательной системы, основной целью которой являются адаптация студентов к условиям обучения, поддержка их психического здоровья и психологического благополучия.
4. Психологическая служба как структура образовательной организации оказывает психологическую помощь и поддержку как студентам, так и профессорско-преподавательскому составу.
5. Психологическая служба как межведомственная структура реализует психологическую помощь обучающимся, их семьям, педагогам, руководству и другому персоналу образовательной организации.
6. Психологическая служба как межведомственная структура оказывает помощь, психологическую поддержку обучающимся, иным лицам, нуждающимся в помощи, а также консультирует организации по кадровым вопросам.
То есть в зависимости от потребности системы образования и общества определенной страны психологическая служба реализует свою деятельность с разной широтой: от повышения успеваемости студентов до сопровождения всех субъектов образовательного процесса и лиц, связанных с ними.
При этом метаанализ данных по обращениям студентов разных стран за психологической помощью, проведенный коллективом Университетского колледжа Лондона (T. G. Osbom, S. Li, R. Saunders и P. Fonagy), показал, что имеющиеся услуги не исчерпывают запрос студентов на помощь, авторы подчеркивают необходимость систематизации работы по предоставлению психологических услуг в университетах [20]. Схожие результаты были получены D. D. Ebert, M. Franke, F. Kählke, которые подчеркивают, что молодым людям, несмотря на выраженность потребности в психологической и психиатрической помощи, не хватает информации о возможностях ее получения, а также мотивации воспользоваться услугами психологической службы [21].
Исследование J. Watson, T. Lee и S. Handayani, проведенное в трех университетах (во Вроцлаве, Польша, в Семаранге, Индонезия, и в Индианаполисе, США), показало, что, исходя из культурного контекста по отношению к психическому здоровью и благополучию, содержание данных конструктов имеет значительные отличия, оказание помощи в данной сфере также значительно разнится [22].
В отечественных научных изысканиях представлен ряд моделей психологической службы и концепций оказания психологической помощи в организациях высшего образования РФ таких авторов, как: О. О. Анд-ронникова [23], А. И. Тащёва, Г. В. Валеева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева [24-27], М. В. Калтаева [28], Н. В. Матяш и М. В. Хох-лова [29], И. И. Хасанова [30], Э. Ф. Зеер [31], Ю. М. Забродин, Е. И. Метелькова, В. В. Рубцов [32], Г. А. Величко, Г. Ю. Лизуно-ва, И. А. Таскина [33], И. Е. Декман, Л. А. Овчинникова [34], Ю. А. Репкина, Д. В. Лукашенко, В. Е. Николашкин, Л. Егорова, М. Г. Сергеева [35], Н. А. Антонова, К. Ю. Ерицян, Л. А. Цветкова [36], в той или иной мере раскрывающих теоретико-методологические, организационные, содержательные, инструментальные и оценочно-результативные аспекты.
В рамках разработки модели психологической службы в условиях инженерного вуза Н. В. Матяш и М. В. Хохловой психологическая служба в системе высшего образования представляет собой единство многих составляющих - научной, прикладной, практической и организационной [29].
Так, научная включает проведение научно-исследовательской работы по проблемам методологии и теории индивидуальных проявлений возрастных закономерностей психического развития студентов, условий развития личности и становления субъектов профессиональной инженерной
деятельности в образовательной среде вуза. Прикладное направление направлено на использование психологических знаний всеми структурными подразделениями вуза, реализующими задачи образовательной деятельности. Практический компонент обеспечивает решение тех или иных конкретных проблем психологического характера, с которыми сталкиваются субъекты образовательной деятельности вуза на основе современных данных психологической науки. Организационный компонент предполагает организацию психологической службы, обеспечивающую ее наиболее эффективную деятельность в системе вуза.
Особую роль в данной модели авторы отводят обучающимся, как аспирантам и магистрам, так и бакалаврам. Так, модель предполагает активную роль студентов-тьюторов, а также организацию научных студенческих объединений, реализующих психологические исследования.
Таким образом, модель психологической службы в условиях инженерного вуза Н. В. Матяш и М. В. Хохловой направлена на решение обширного круга вопросов как научного характера, так и практического, при этом значительный объем деятельности, реализуемой службой, выполняют специально подготовленные студенты разных ступеней подготовки [29].
Разработанная М. В. Калтаевой модель деятельности психологической службы вуза представлена как система, включающая целевой, методологический, организационный, содержательный, результативный компоненты с их содержательными и функциональными особенностями.
Деятельность психологической службы ориентирована на стратегические цели и принципы современного высшего образования. Так, цель службы определяется как психологическое сопровождение личност-но-профессионального развития студентов - будущих специалистов в образовательном процессе вуза. Основные функции службы: исследовательская, психодиагностическая, развивающая, коррекционная, профилактическая и просветительская.
Содержание деятельности психологической службы предполагает 4 этапа, соответствующих этапам вузовского обучения, среди которых: профориентация, адаптация, специализация и профессионализация. То есть деятельность психологической службы начинается на этапе, предшествующем поступлению, контингентом в данном случае выступают абитуриенты, и продолжается во время всего обучения в вузе.
В качестве основного результата деятельности психологической службы М. В. Калтаева выделяет психологическую
готовность выпускника вуза к эффективной профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала [28].
Таким образом, рассмотренные модели охватывают общие вопросы организации психологической помощи субъектам образовательного процесса в вузе, а также имеют специфичные отличия, обусловленные запросом образовательной организации.
Методология, материалы и методы. Методологически исследование опирается на представление о психологической службе как о системе практического использования психологии, наделенной рядом особенностей, исходя из специфики сферы реализации.
Выбор источников в обзоре литературы проводился по ключевым словам «services of psychological support» и «model of psychological support of university education» глубиной 10 лет по базе данных ResearchGate.
Для выявления потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностях организации в рамках исследования проведено анкетирование, в котором приняли участие 549 студентов профессионально-педагогического вуза, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры всех направлений подготовки, из которых 127 юношей и 422 девушки в возрасте от 16 до 25 лет, а также 60 работников вуза, среди которых 50 женщин и 10 мужчин в возрасте от 20 до 65 лет и старше, 44 респондента являются преподавателями различных кафедр, 12 имеют статус административно-управленческого персонала и 4 -учебно-вспомогательного персонала.
В контексте разрабатываемой модели психолого-педагогическая служба определяется как система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, профессорско-преподавательского состава, иных работников, направленная на организацию благоприятных условий для обучения, личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, а также квалифицированную психологическую помощь, в том числе третьим лицам по их запросу.
К специфичным особенностям психолого-педагогической службы профессионально-педагогического вуза в отличие от вузов иных направленностей, в том числе педагогических, относится в первую очередь фокусирование на профессионально-педагогическом аспекте подготовки, формировании идентичности педагога профессионального образования, компетенций как специалиста отрасли, так и педагогических, включающих в себя способность и готов-
ность преподавать материал, объясняя и демонстрируя усвоенную деятельность. Подготовка в таком случае имеет двойственную основу, а усваиваемые ценности, установки и психологические характеристики, развиваемые в процессе, могут вступать в конфликт, в связи с чем как направление деятельности Службы выделяется сопровождение профессионального становления обучающихся.
Не менее важным выступают сопровождение и работников вуза, снижение негативного влияния профессиональных факторов педагога, профилактика выгорания и профессионального стресса. Педагоги всех образовательных ступеней в организациях любых направленностей стакиваются с профессиональными негативными факторами, однако профессионально-педагогическая подготовка в качестве еще одного фактора добавляет столкновение профессиональной и педагогической составляющих.
Педагог может обладать значительной подготовкой и опытом в отрасли, но при этом иметь сложности с представлением собственных знаний и навыков обучающимся, тогда как в другом случае педагог, напротив, может обладать эффективными навыками ведения педагогической деятельности, но иметь недостаточную практическую подготовку, не иметь опыта реализации труда в ней, не актуализировать современные исследования в науке и практике. Оптимизация деятельности в случае фокусирования на одном аспекте деятельности при недостаточности развития другого, выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития преподавателя в рамках системы высшего образования будут выступать основной целью психологического сопровождения профессиональной деятельности.
Основными целями деятельности ППС является оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и работникам вуза, в том числе экстренной психологической помощи; осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса, способствующего психологическому благополучию, психическому здоровью, позитивной социализации обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета.
Основными задачами ППС выступают:
- создание благоприятного социально-психологического климата в университете;
- содействие в повышении уровня адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе;
- психологическая помощь и поддержка в решении проблем обучающихся и работников вуза, обратившихся в службу;
- повышение психологической компетентности преподавателей и студентов;
- содействие благоприятному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся и работников вуза;
- помощь в развитии межличностных коммуникаций и навыков делового общения у обучающихся и работников вуза, обратившихся в службу;
- психолого-педагогическое сопровождение представителей социально незащищенных групп лиц из числа обучающихся и работников вуза (лица с ограниченными возможностями здоровья, сироты, студенческие семьи, иногородние, иностранные граждане и т. п.), обратившихся в службу;
- психологическая поддержка для преодоления эмоционального выгорания у работников вуза, обратившихся в службу;
- организация и реализация дополнительных услуг.
Психолого-педагогическое сопровождение в вузе рассматривают как комбинаторную технологию, включающую в себя в качестве психологического аспекта:
- диагностику исходного уровня и динамику профессионального воспитания студентов (выявление характера и особенностей социально-профессиональных установок, ожиданий, намерений, интересов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможностей студентов);
- психологическую помощь в развитии профессионально-личностного потенциала;
- психологическую поддержку в преодолении трудностей самостоятельного проектирования деятельности и поведения;
- содействие в профессиональном самоопределении студента.
В качестве педагогического аспекта психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
- эстетизацию образовательно-воспитательной среды вуза;
- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- создание высокоорганизованного студенческого сообщества;
- оптимизацию социально-профессионального партнерства студентов и преподавателей.
Согласно модели, вся детальность психолого-педагогической службы вуза подразделяется на следующие направления в соответствии с объектами деятельности (рис.):
1. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в рамках которого объектом выступают особые категории участников образовательного процесса (обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, группы риска, иностранные граждане).
Основными специфичными задачами при организации сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ являются: содействие в реализации учебного процесса с учетом особых образовательных потребностей, содействие в налаживании коммуникации преподавателей и студентов, студентов внутри академической группы, адаптация инклюзивных обучающихся к образовательной среде вуза, академической группе, социокультурная реабилитация и профессиональное становление, а также реализация системного подхода в сопровождении профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Сопровождение инклюзивных обучающихся реализуется по запросу, в соответствии с которым разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, включающая проблемные аспекты включения обучающегося в образовательный процесс и среду. При недостижении обучающимся совершеннолетия согласие на сопровождение запрашивается у родителей или законных представителей, они же задействуются в процессе, посещая консультации и получая рекомендации специалистов по оптимизации процесса обучения обучающегося как в социальном аспекте, так и в психолого-педагогическом, например по поддержке обучающегося в период экзаменационной сессии и адаптации к образовательной среде.
Сопровождение особых категорий включает в себя также мониторинг психологического благополучия студентов и выявление студентов группы риска, а именно обучающихся, проявляющих признаки де-виантного поведения всех типов: аддиктив-ного, суицидального, антисоциального, агрессивного. Осуществляются дальнейшая разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиантных проявлений у обучающихся групп риска.
При этом в работе Службы особый акцент делается на позитивной профилактике, т. е. обучение и развитие у участников образовательного процесса стратегий и образцов поведения, способствующих конструктивному разрешению конфликтных и стрессовых ситуаций. Поскольку выбор де-
виантного поведения осуществляется за неимением более эффективных альтернатив разрешения ситуации, специалистами Службы осуществляется предоставление вариативных способов поведения, демонстрируется их результативность, что расширяет адаптивный потенциал личности.
2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Данное направление предполагает психологическую помощь студентам и поддержку их личностного развития и самоопределения, в том числе сопровождение адаптационного этапа обучения первокурсников, мероприятия по снятию психоэмоционального напряжения в предсессионный период, активизация психических ресурсов, психопрофилактика психолого-педагогических трудностей, а также экстренная психологическая помощь обучающимся.
3. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. Сопровождение профессионального развития работников, в том числе профессорско-преподавательского состава, профилактика профессионального выгорания, профилактика и коррекция стрессовых состояний, оптимизация социально-психологического климата в коллективе, поддержание мотивации профессиональной деятельности и помощь в проектировании траекторий профессионального развития и саморазвития [31].
Таким образом, психолого-педагогическая служба профессионально-педагогического вуза согласно разработанной модели нацелена на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и работникам вуза, в том числе экстренной психологической помощи; осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса, способствующего психологическому благополучию, психическому здоровью, позитивной социализации обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета. Помимо оказания психологической помощи ППС может выступать полигоном для проведения научных исследований как научными работниками вуза, так и студентами.
Социальный заказ на квалифицированную психологическую помощь населению
Г
т
Требования к профессиональной компетентности педагога СПО
т
Администрация вуза
Институты, филиалы, колледж Управления
запрос на доступную психологиче-
скую помощь
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Цель: организация доступной квалифицированной психологической помощи и сопровождения в трудных жизненных ситуациях обучающихся и работников, а также третьих лиц, нуждающихся в психологической помощи
Задачи:
- обеспечение доступности квалифицированной психологической помощи всем категориям обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, и работникам вуза;
- обеспечение высокого качества и полноты спектра психолого-медико-социальной помощи;
- организация мероприятий по оценке риска, профилактике и коррекции агрессивного поведения, формированию жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;
- организация и проведение социально-психологического тестирования;
- адаптация обучающихся к условиям образовательной среды вуза;
- профилактика и квалифицированная помощь в преодолении эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников профессионально-педагогического вуза;
- укрепление личностной и духовно-нравственной сферы обучающихся, внутренней позиции личности;
- создание условий для самостоятельного осознанного выбора профессиональной области в рамках выбранной профессии и построения личных профессиональных планов;
- участие в мониторингах актуального состояния психологических служб и научных исследованиях в интересах развития психологического сопровождения высшего образования;
- проведение психологической экспертизы образовательных материалов.
Обеспечение деятельности
Ресурсы:
- материально-технические;
- кадровые.
Взаимодействие:
- внутривузовское;
- межвузовское;
- внешнее.
Формы: индивидуальные, групповые, дистанционные (чат, видео, аудио).
Направления деятельности:
1. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса особых категорий.
2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
3. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности.
Принципы: добровольность; анонимность; конфиденциальность.
Виды (возмездные и безвозмездные):
психологическое консультирование психодиагностика
психолого-педагогическое просвещение V-
психопрофилактика
психокоррекционная и развивающая деятельность
организационно-методическая деятельность
Результаты:
Обучающиеся Особые категории Работники Внешние заявители
Обеспечение психологического благополучия обучающихся, психологической компетентности и осознанного построения профессиональных планов. Обеспечение адаптации обучающихся особых категорий к обучению, дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в текущих соци-ально-средовых условиях. Оптимизация ведения профессиональной деятельности, профилактика и коррекция негативных факторов профессиональной среды. Повышение уровня психологического благополучия, удовлетворение запросов заявителей на психологическую помощь в рамках компетенций работников Службы.
Рис. Модель психолого-педагогической службы профессионально-педагогического вуза
Результаты исследования и их обсуждение. Подводя итоги проведенного анкетирования студентов и работников профессионально-педагогического вуза, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлен достаточно высокий уровень предпочтения дистанционных форматов работы по психолого-педагогической поддержке как студентов, так и работников. Однако для более углубленной и индивидуальной работы участники анкетирования предпочитают личное обращение. Полученный результат позволяет говорить о
2. Выделены проблемные поля психологической помощи студентам и работникам вуза. Студенты нуждаются в поддержке в кризисных и стрессовых ситуациях, многие отмечают повышение тревожности, справиться самостоятельно с которой им не хватает ресурсов. Также многие замечают снижение настроения и мотивации, апатию, причем как в процессе учебно-профессиональной деятельности, так и в повседневных делах, общении и личной жизни. Особенно актуален запрос на восстановление мотивации и оптимизации настроения в конце учебного семестра, в предсессионный период. Помимо указанных проблем, молодые люди часто испытывают трудности при сепарации от родительской семьи, отстаивании своей автономности при переходе к самостоятельной жизни, а также при профессиональном и личностном самоопределении. Работников больше интересуют тема взаимоотношений с коллективом и проблема профилактики и коррекции стресса. Многие отмечают проблему профессионального выгорания и стресса, а также возросшую тревожность и нервно-психическое напряжение.
возможности цифровизации ряда процессов в работе психолого-педагогической службы в части первичного взаимодействия, например опроса о целях обращения с помощью чат-бота и направления на консультацию в оптимальном формате; применения компьютерных средств психологической диагностики; методов аудиовизуальной коррекции психоэмоционального напряжения; консультирования в форматах видеоконференции, переписки с помощью мессенджеров.
Таблица
Обсуждение результатов. Результаты проведенного исследования демонстрируют различие подходов к организации психологической помощи в системе высшего образования. Так, в зарубежном образовательном пространстве выделяются подходы в зависимости от широты аудитории, которой оказываются психологическая помощь и поддержка в рамках работы психологических служб и центров.
Наименьшее включение образовательной организации высшего образования в процесс оказания психологической помощи предполагает ее осуществление сторонними специалистами, психологическая служба в таком случае является отдельной организацией и не сосредоточена на образовании (данный подход распространен в Японии и Нигерии).
При включении психологической службы в систему образования выделяются как узкие цели ее деятельности, например содействие в повышении академической успеваемости, предполагающее работу с контингентом обучающихся (Бразилия), адаптация студентов к условиям обучения,
Запросы при обращении к специалисту психолого-педагогической службы
снижение настроения, истощение - 59,6% студентов и 36,7% работников
снижение мотивации - 55,2% студентов и 46, 7% работников
проблемы снижения удовлетворенности жизнью - 41,2% студентов и 36,7% работников
реакции на стрессовые ситуации - 37,5% студентов и 20% работников
проблемы самоопределения и поиска смысла жизни 43% студентов
страхи, фобии, ухудшение сна и иные трудности - 37, 5% студентов и 30% работников
конфликтные ситуации в коллективе, с обучающимися и близкими людьми - 30% работников
Навыки, которые участники анкетирования хотели бы развить
уверенность в себе - 57,7% студентов, 26,7% работников гибкость - 36,1% студентов коммуникативные навыки - 44,4% студентов
эффективная саморегуляция - 41% студентов, 26,7% работников стрессоустойчивость -46,7% работников 52,2% студентов,
Желаемый возраст психолога
от 25 до 35 лет - 67,6% студентов от 41 до 50 - 46,7% работников
Способ обращения в психолого-педагогическую службу
очно-индивидуальное - 82,1% студентов и 70 ботников % ра- дистанционное в форме переписки - 39,7% студентов, 20% работников
видеоконференции - 29,3% студентов, 16,7% ников забот- Групповой формат -ботников 12% студентов и 16,7% ра-
поддержка их психического здоровья и психологического благополучия (Греция), так и более широкие, например оказание психологической помощи и поддержки студентам и профессорско-преподавательскому составу, в некоторых системах также семьям, руководству и другому персоналу образовательной организации (США, Австралия).
Наибольшее расширение деятельности психологической службы предполагает ее работу в качестве межведомственной структуры, оказывающей помощь, психологическую поддержку обучающимся, иным лицам, нуждающимся в помощи, а также консультирование организаций по кадровым вопросам, в том числе психологическая помощь персоналу, помощь при его карьерном и профессиональном развитии (Вьетнам).
В российской системе высшего образования развитие психологической службы только начинается, в настоящий момент подход к ее организации в целом не имеет существенных отличий от опыта других стран, но имеет ряд особенностей. Деятельность психологической службы преимущественно направлена на всех участников образовательного процесса, ряд отдельных служб предполагает оказание психологической помощи также третьим лицам, нуждающимся в ней, что подтверждается исследованиями С. В. Гридневой, А. И. Тащёвой и М. Р. Арпентьевой [24].
Отдельные психологические службы вузов обладают своей спецификой исходя из особенностей образовательной организации, характеризуются более обширным функционалом, например научным аспектом деятельности, наличием помощи в профессиональном самоопределении и развитии. Разработанная в рамках настоящего исследования модель психолого-педагогической службы выделяет педагогический аспект деятельности как специфичный для системы высшего профессионально-педагогического образования.
Полученная модель и отдельные ее аспекты могут быть внедрены в процесс реализации психологической службы вузов, предполагающих педагогический компонент подготовки: педагогических и профессионально-педагогических, как российских, так и зарубежных, поскольку общая цель и задачи работы психологической службы вне зависимости от имеющихся различий направлены на повышение и сохранение психологического благополучия участников образовательного процесса.
Профессионально-педагогическое образование имеет двухкомпонентную основу: профессиональный компонент, т. е. непосредственное обучение профессии, и педагогический - способности обучить полу-
ченной профессии других. Сложность в получении такой двойственной подготовки, а также в дальнейшем трудоустройстве обуславливает потребность студентов в том числе в профессиональном консультировании, выстраивании профессиональной траектории, осознании себя в качестве педагога профессионального образования, что также входит в деятельность психолого-педагогической службы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Немаловажным является выделение в качестве отдельного направления деятельности психологического сопровождения профессиональной деятельности, т. е. оказание психологической помощи и поддержки работникам университета не только в контексте их взаимодействия с обучающимися, но и в рамках профессионального развития, профилактики выгорания и профессионального стресса. Только отдельные психологические службы ставят данные задачи наравне с сопровождением обучающихся, тогда как психологические проблемы работников оказывают не меньшее влияние на успешность образовательной деятельности, нежели трудности студентов.
Результаты эмпирического исследования и практический опыт психолого-педагогической службы демонстрируют наличие у работников потребности в оказании психологической помощи в рамках образовательной организации, однако содержание запросов работников связано преимущественно с негативными факторами профессиональной деятельности, тогда как студенты нуждаются в поддержке их самоопределения в разных сферах.
Заключение. Результаты исследования особенностей психологической службы высшего образования и разработки модели психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, можно выделить ряд подходов к психологической службе высшего образования и организации психологической поддержки и помощи в университете в зависимости от охвата контингента: от обучающихся до третьих лиц и организаций.
Во-вторых, в российской системе высшего образования деятельность психологической службы преимущественно направлена на всех участников образовательного процесса. Отдельные психологические службы вузов обладают своей спецификой исходя из особенностей образовательной организации.
В-третьих, в качестве специфичных особенностей модели психолого-педагогической
службы в системе высшего профессионально-педагогического образования можно выделить педагогический аспект, а также помощь и поддержку в процессе профессионального самоопределения обучающихся и профессионального развития работников вуза.
Таким образом гипотеза исследования, согласно которой модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования будет наиболее эффективной при выполнении следующих условий: при раз-
работке модели учтены социальный заказ на квалифицированную психологическую помощь населению, а также требования к профессиональной компетентности педагога профессионального образования; помимо психологического компонента в модель включен педагогический аспект; производится учет потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностях организации, подтверждается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронникова, О. О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи / О. О. Андронникова. - Текст : непосредственный // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 85-94.
2. Антонова, Н. А. Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза / Н. А. Антонова, К. Ю. Ерицян, Л. А. Цветкова. - Текст : непосредственный // Психология человека в образовании. -2020. - Т. 3, № 2. - С. 208-217.
3. Басюк, В. С. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития / В. С. Басюк, С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова. -Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27, № 6. - C. 4-18.
4. Бузина, Т. С. Определение стратегически важных направлений в работе психологической службы медицинского вуза / Т. С. Бузина, С. Олейников, И. В. Макарова. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2023. - № 1. - С. 120-130.
5. Величко, Г. А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития / Г. А. Величко, Г. Ю. Лизунова, И. А. Таскина. - Текст : непосредственный // Вестник университета. - 2021. - № 12. -С. 179-184.
6. Гриднева, С. В. Модели психологического сопровождения образования в вузе / С. В. Гриднева, А. И. Тащёва, М. Р. Арпентьева. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в современном мире. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 337-350.
7. Гриднева, С. В. Психологическая служба вуза: ценности и типы решаемых проблем / С. В. Гридне-ва, Г. В. Валеева, А. И. Тащёва, М. Р. Арпентьева. - Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. - 2022. - № 2 (144). - С. 161-169.
8. Декман, И. Е. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / И. Е. Декман, Л. А. Овчинникова. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - № 3 (32). - С. 329-332.
9. Забродин, Ю. М. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования / Ю. М. Забродина, Е. И. Метелькова, В. В. Рубцов. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогические исследования. - 2016. - Т. 8, № 3. - С. 1-15.
10. Зеер, Э. Ф. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе / Э. Ф. Зеер, О. С. Попова. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2015. - № 1 (4). - С. 88-99.
11. Кручинин, В. А. Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза / В. А. Кручинина, М. В. Калтаева. - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2012. - 201 с. - Текст : непосредственный.
12. Матяш, Н. В. Модель психологической службы в инженерном вузе / Н. В. Матяш, М. В. Хохлова. -Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25174 (дата обращения: 24.02.2023).
13. Тащёва, А. И. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования / А. И. Тащёва, Г. В. Валеева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева. - Текст : непосредственный // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - №2 (58). - С. 201-205.
14. Хасанова, И. И. Интерактивная психологическая служба в условиях цифровой трансформации общества / И. И. Хасанова. - Текст : непосредственный // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : материалы XIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 года. - Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. - С. 790-795.
15. Холопова, Е. С. Модель педагогического сопровождения формирования профессионально-педагогической идентичности студентов / Е. С. Холопова, С. С. Котова. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 4 (51). - С. 162-168.
16. Arubuola, M. A. Perception of Mental Health in Relation to the Use of Mental Health Services among Youths / M. A. Arubuola. - Text : electronic // Research Square. - 2023. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/343879057_Perception_of_Mental_Health_in_Relation_to_the_Use_of_Mental_Health_ Services_among_Youths (mode of access: 21.02.2023).
17. Bisinoto, C. Educational psychology in higher education: Current scene in Portugal / C. Bisinoto, C. Marinho, L. Almeida. - Text : immediate // Revista de Psicología (PUCP). -2014. - Vol. 32 (1). - P. 93-119.
18. Damaiyanti, M. Community Mental Health Services and Research Clinic (KP2KJM) Muhammadiyah University of East Kalimantan / M. Damaiyanti, D. R. Fitriani, R. Ismahmudi, Y. Winarti. - Text : immediate / / Jurnal Pengabdian Kepada Masyarakat. - 2021. - Vol. 7, no. 4. - P. 216-222.
19. Ebert, D. D. Increasing intentions to use mental health services among university students. results of a pilot randomized controlled trial within the world health organization's world mental health international college student initiative / D. D. Ebert, M. Franke, F. Kählke. - Text : electronic / / International Journal of Methods in Psychiatric Research. - 2018. - No. 28 (2). - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30456814/ (mode of access: 13.04.2023).
20. El-Hachem, S. University students' intentions to seek psychological counseling, attitudes toward seeking psychological help, and stigma / S. El-Hachem, N. Lakkis, M. Osman, G. Hanane. - Text : immediate // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. - 2023. - P. 1-14.
21. Hatzichristou, C. Supporting Vulnerable Groups of Students in Educational Settings: University Initiatives and Partnerships / C. Hatzichristou, P. Lianos, A. Lampropoulou. - Text : immediate // Psychology in Russia: State of the Art. - 2019. - Vol. 12, no. 4. - P. 65-78.
22. Jenkins, L. Innovations in University-School Partnerships to Provide Mental Health Services / L. Jenkins, J. Kinney, S. Kaminski, J. Howell. - Text : electronic // Journal of Applied School Psychology. - 2023. -Vol. 89 (1). - URL: https://www.researchgate.net/publication/331867308_Utilization_of_Mental_Health_ Services_in_Educational_Setting_by_Adolescents_in_the_United_States (mode of access: 14.02.2023).
23. Kukoyi, O. Factors affecting the utilization of mental health services among undergraduate students in a Nigerian University / O. Kukoyi, E. Orok, F. S. Oluwafemi, O. Tunrayo. - Text : electronic // Heliyon. - 2022. -Vol. 8 (8). - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9667261/ (mode of access: 21.02.2023).
24. Müller, B. Measurement of the Effects of School Psychological Services: A Scoping Review / B. Müller, A. von Hagen, N. Vannini, G. Büttner. - Text : immediate // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - P. 1-15.
25. Nishio, A. Compulsory educational mental health support system in Japan / A. Nishio, M. Kakimoto, R. Horita, M. Yamamoto. - Text : immediate // Pediatrics international. - 2020. - Vol. 65 (5). - P. 529-534.
26. Osborn, T. G. University students' use of mental health services: a systematic review and meta-analysis / T. G. Osborn, S. Li, R. Saunders, P. Fonagy. - Text : immediate // International Journal of Mental Health Systems. - 2022. - No. 16 (1). - P. 16-57.
27. Pace, C. S. Psychological Counseling Service "Together" at University of Genoa: Students' Psychological Profile in Pre and Post Pandemic / C. S. Pace, M. C. Usai, F. Bizzi et al. - Text : immediate // Frontiers in Psychology. - 2022. - No. 13. - P. 1-7.
28. Priestley, M. Student Perspectives on improving mental health support Services at university / M. Priestley, E. L. Broglia, G. Hughes, L. Spanner. - Text : immediate // Counselling and Psychotherapy Research. -2021. - Vol. 22 (10). - P. 197-206.
29. Repkina, Y. A. Professional Development of an Educational Psychologist in the System of Psychological and Counseling Service of the University / Y. A. Repkina, D. V. Lukashenko, V. E. Nikolashkina et al. - Text : electronic // Propósitos y Representaciones. - 2021. - No. 9. - URL: https://revistas.usil.edu.pe/ index.php/pyr/article/view/985 (mode of access: 26.04.2023).
30. Rodrigues de Medeiros L. Cartography of the welcoming services for students with psychological distress in brazilian public universities / L. Rodrigues de Medeiros, K. C. do Carmo Rodrigues, A. Macedo de Queiroz et al. - Text : immediate // Cogitare Enfermagem. - 2022. - No. 27. - http://dx.doi.org/10.5380/ce.v27i0.75756.
31. Sirikantraporn, S. Challenges and Opportunities for University Mental Health Services in Vietnam / S. Sirikantraporn, H. A. Nguyen. - Text : electronic // New Approaches to University Education in Asia. - 2019. -URL: https://www.researchgate.net/publication/339739993_Challenges_and_Opportunities_for_University_ Mental_Health_Services_in_Vietnam (mode of access: 16.02.2023).
32. Startseva, O. N. Organization of the social and psychological support service at a higher educational institution (by the example of the Yaroslavl State Medical University) / O. N. Startseva. - Text : immediate // Medical Ethics. - 2023. - No. 2. - P. 13-16.
33. Tashcheva, A. Current issues of psychological support of education / A. Tashcheva, G. Valeeva, S. Grid-neva, M. Arpentieva. - Text : immediate // Professional education in the modern world. - 2023. - No. 12. -
P. 779-792.
34. Taylor, R. On-campus mental health services for Australian university students: A retrospective analysis of service utilization / R. Taylor, R. Lipscomb, S. Sanatkar et al. - Text : immediate // Australasian Psychiatry. -2023. - P. 540-544.
35. Vu, P. Experimental evaluation of instructional consultation teams on teacher beliefs and practices / P. Vu, K. B. Shanahan, S. Rosenfield et al. - Text : immediate // School Education Psychology. - 2013. - No. 1. -P. 67-81.
36. Watson, J. The reflexive relationship between available university services and mental health ideations: A complexity informed perspective / J. Watson, T. Lee, S. Handayani. - Text : immediate // Frontiers in Communication. - 2022. - No. 7 (959677). - P. 1-14.
REFERENCES
1. Andronnikova, O. O. (2020). Psikhologicheskaya sluzhba v sisteme vysshego obrazovaniya: problemy i aktual'nye zadachi [Psychological Service in the Higher Education System: Problems and Current Tasks]. In Vest-nik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. Vol. 17. No. 1, pp. 85-94.
2. Antonova, N. A., Eritsyan, K. Yu., Tsvetkova, L. A. (2020). Zapros na psikhologicheskuyu pomoshch' stu-dentov pedagogicheskogo vuza [Request for Psychological Assistance from Students of a Pedagogical University]. In Psikhologiya cheloveka v obrazovanii. Vol. 3. No. 2, pp. 208-217.
3. Basyuk, V. S., Malykh, S. B., Tikhomirova, T. N. (2022). Federal'naya set' psikhologicheskikh sluzhb obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya: kontseptsiya, prioritety i resursy razvitiya [Federal Network
of Psychological Services of Educational Organizations of Higher Education: Concept, Priorities and Development Resources]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Vol. 27. No. 6, pp. 4-18.
4. Buzina, T. S., Oleinikov, S., Makarova, I. V. (2023). Opredelenie strategicheski vazhnykh napravlenii v rabote psikhologicheskoi sluzhby meditsinskogo vuza [Determination of Strategically Important Directions in the Work of the Psychological Service of a Medical University]. In Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. No. 1, pp. 120-130.
5. Velichko, G. A., Lizunova, G. Yu., Taskina, I. A. (2021). Psikhologicheskaya sluzhba vuza: krug problem i napravleniya razvitiya [Psychological Service of the University: Range of Problems and Directions of Development]. In Vestnik universiteta. No. 12, pp. 179-184.
6. Gridneva, S. V., Tashcheva, A. I., Arpentieva, M. R. (2022). Modeli psikhologicheskogo soprovozhdeniya obrazovaniya v vuze [Models of Psychological Support of Education at a University]. In Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. Vol. 12. No. 2, pp. 337-350.
7. Gridneva, S. V., Valeeva, G. V., Tashcheva, A. I., Arpentieva, M. R. (2022). Psikhologicheskaya sluzhba vuza: tsennosti i tipy reshaemykh problem [Psychological Service of the University: Values and Types of Problems to Be Solved]. In Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 2 (144), pp. 161-169.
8. Dekman, I. E., Ovchinnikova, L. A. (2020). Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Psychological Support of the Educational Process at a University]. In Azimut nauchnykh issle-dovanii: pedagogika i psikhologiya. No. 3 (32), pp. 329-332.
9. Zabrodin, Yu. M., Metelkova, E. I., Rubtsov, V. V. (2016). Kontseptsiya i organizatsionno-strukturnye modeli psikhologicheskoi sluzhby obrazovaniya [Concept and Organizational-Structural Models of Psychological Education Service]. In Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. Vol. 8. No. 3, pp. 1-15.
10. Zeer, E. F., Popova, O. S. (2015). Psikhologicheskoe soprovozhdenie individual'nykh obrazovatel'nykh trayektorii obuchayushchikhsya v professional'noi shkole [Psychological Support of Individual Educational Trajectories of Students in a Vocational School]. In Obrazovanie i nauka. No. 1 (4), pp. 88-99.
11. Kruchinin, V. A., Kaltaeva, M. V. (2012). Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy stanovleniya i razvitiya psikhologicheskoi sluzhby vuza [Theoretical and Organizational Foundations of the Formation and Development of the Psychological Service of a University]. Nizhny Novgorod, NNGASU. 201 p.
12. Matyash, N. V., Khokhlova, M. V. (2016). Model' psikhologicheskoi sluzhby v inzhenernom vuze [Model of Psychological Service in an Engineering University]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25174 (mode of access: 24.02.2023).
13. Tashcheva, A. I., Valeeva, G. V., Gridneva, S. V., Arpentieva, M. R. (2022). Psikhologicheskaya sluzhba vuza: osnovnye zadachi i napravleniya funktsionirovaniya [Psychological Service of the University: Main Tasks and Directions of Functioning]. In Gumanitarii: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya. No. 2 (58), pp. 201-205.
14. Khasanova, I. I. (2020). Interaktivnaya psikhologicheskaya sluzhba v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obshchestva [Interactive Psychological Service in the Conditions of Digital Transformation of Society]. In Nauka. In-formatizatsiya. Tekhnologii. Obrazovaniye: vaterialy XIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 24—28 fevralya 2020 goda. Ekaterinburg, Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet, pp. 790-795.
15. Kholopova, E. S., Kotova, S. S. (2022). Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoi identichnosti studentov [Model of Pedagogical Support for the Formation of Professional Pedagogical Identity of Students]. In Professional'noe obrazovanie i rynok truda. No. 4 (51), pp. 162-168.
16. Arubuola, M. A. (2023). Perception of Mental Health in Relation to the Use of Mental Health Services among Youths. In Research Square. URL: https://www.researchgate.net/publication/343879057_Perception_ of_Mental_Health_in_Relation_to_the_Use_of_Mental_Health_Services_among_Youths (mode of access: 02.21.2023).
17. Bisinoto, C., Marinho, C., Almeida, L. (2014). Educational Psychology in Higher Education: Current Scene in Portugal. In Revista de Psicología (PUCP). Vol. 32 (1), pp. 93-119.
18. Damaiyanti, M., Fitriani, D. R., Ismahmudi, R., Winarti, Y. (2021). Community Mental Health Services and Research Clinic (KP2KJM) Muhammadiyah University of East Kalimantan. In Jurnal Pengabdian Kepada Masyarakat. Vol. 7. No. 4, pp. 216-222.
19. Ebert, D. D., Franke, M., Kählke, F. (2018). Increasing Intentions to Use Mental Health Services among University Students. Results of a Pilot Randomized Controlled Trial within the World Health Organization's World Mental Health International College Student Initiative. In International Journal of Methods in Psychiatric Research. No. 28 (2). URL: https://pubmed.ncbi.nlm. nih.gov/30456814/ (mode of access: 13.04.2023).
20. El-Hachem, S., Lakkis, N., Osman, M., Hanane, G. (2023). University Students' Intentions to Seek Psychological Counseling, Attitudes toward Seeking Psychological Help, and Stigma. In Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, pp. 1-14.
21. Hatzichristou, C., Lianos, P., Lampropoulou, A. (2019). Supporting Vulnerable Groups of Students in Educational Settings: University Initiatives and Partnerships. In Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 12. No. 4, pp. 65-78.
22. Jenkins, L., Kinney, J., Kaminski, S., Howell, J. (2023). Innovations in University-School Partnerships to Provide Mental Health Services. In Journal of Applied School Psychology. Vol. 89 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/331867308_Utilization_of_Mental_Health_Services_in_Educational _Setting_by_Adolescents_in_the_United_States (mode of access: 14.02.2023).
23. Kukoyi, O., Orok, E., Oluwafemi, F. S., Tunrayo O. (2022). Factors Affecting the Utilization of Mental Health Services among Undergraduate Students in a Nigerian University. In Heliyon. Vol. 8 (8). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9667261/ (mode of access: 21.02.2023).
24. Müller, B., von Hagen, A, Vannini, N., Büttner, G. (2021). Measurement of the Effects of School Psychological Services: A Scoping Review. In Frontiers in Psychology. Vol. 12, pp. 1-15.
25. Nishio, A., Kakimoto, M., Horita, R., Yamamoto, M. (2020). Compulsory Educational Mental Health Support System in Japan. In Pediatrics international. Vol. 65 (5), pp. 529-534.
26. Osborn, T. G., Li, S., Saunders, R., Fonagy, P. (2022). University Students' Use of Mental Health Services: A Systematic Review and Meta-analysis. In International Journal of Mental Health Systems. No. l6 (l), pp. l6-57.
27. Pace, C. S., Usai, M. C., Bizzi, F. et al. (2022). Psychological Counseling Service "Together" at University of Genoa: Students' Psychological Profile in Pre and Post Pandemic. In Frontiers in Psychology. No. l3, pp. l-7.
28. Priestley, M., Broglia, E. L., Hughes, G., Spanner, L. (2021). Student Perspectives on Improving Mental Health Support Services at University. In Counseling and Psychotherapy Research. Vol. 22 (l0), pp. l97-206.
29. Repkina, Y. A., Lukashenko, D. V., Nikolashkina, V. E. et al. (2021). Professional Development of an Educational Psychologist in the System of Psychological and Counseling Service of the University. In Propósitos y Representaciones. No. 9. URL: https://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/985 (mode of access: 04.26.2023).
30. Rodrigues de Medeiros L., do Carmo Rodrigues K. C., Macêdo de Queiroz A. et al. (2022). Cartography of the Welcoming Services for Students with Psychological Distress in brazilian Public Universities. In Cogitare Enfermagem. No. 27. http://dx.doi.org/10.5380/ce.v27i0.75756.
31. Sirikantraporn S., Nguyen H. A. (20l9). Challenges and Opportunities for University Mental Health Services in Vietnam. In New Approaches to University Education in Asia. URL: https://www.researchgate.net/ publication/339739993_Challenges_and_Opportunities_for_University_Mental_Health_Services_in_Vietnam (mode of access: l6.02.2023).
32. Startseva, O. N. (2023). Organization of the Social and Psychological Support Service at a Higher Educational Institution (by the Example of the Yaroslavl State Medical University). In Medical Ethics. No. 2, pp. 13-16.
33. Tashcheva, A., Valeeva, G., Gridneva, S., Arpentieva, M. (2023). Current Issues of Psychological Support of Education. In Professional education in the modern world. No. l2, pp. 779-792.
34. Taylor, R., Lipscomb, R., Sanatkar, S. et al. (2023). On-campus Mental Health Services for Australian University Students: A Retrospective Analysis of Service Utilization. In Australasian Psychiatry, pp. 540-544.
35. Vu, P., Shanahan, K. B., Rosenfield, S. et al. (2013). Experimental Evaluation of Instructional Consultation Teams on Teacher Beliefs and Practices. In School Education Psychology. Vol. l, pp. 67-8l.
36. Watson, J., Lee, T., Handayani, S. (2022). The Reflexive Relationship between Available University Services and Mental Health Ideations: A Complexity Informed Perspective. In Frontiers in Communication. Vol. 7 (959677), pp. l-l4.