DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-360
УДК 159.96
РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ПО ДАННЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)
Е.В. Федореева (Красноярск, Россия) М.В. Сафонова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье фиксируется актуальность совершенствования психологического сопровождения образовательной деятельности. Выстраивание обновленной модели психологической службы возможно при понимании имеющихся заделов и дефицитов, ресурсов и стратегических приоритетов системы образования края. Цель статьи - описать результаты анализа представлений муниципальных органов управления об- ^ разованием о ресурсах, дефицитах и перспективах развития психологической службы в системе образования g Красноярского края.
Методологической базой исследования послужили анализ и обобщение концепций и моделей психо- Н логической службы И.В. Дубровиной, В.Э. Пахальяна, Л.М. Фридман, А.А. Реана, М.Р. Битяновой, подходов к <i организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в психологических И службах В.В. Рубцова, Е.И Метельковой, работ зарубежных психологов А. Валлона, К. Рейнолдса, Р.А. Сай и др.
В процессе исследования проведен опрос специалистов муниципальных органов управления обра- ^ s зованием, курирующих вопросы развития психологической службы. Всего в исследовании принял участие 2
нн MJ
61 человек. Опрос включал как количественные показатели доступности и вариативности психологического К С
W ¡5)
сопровождения, так и представления о задачах, содержании и управленческих механизмах развития психо- CQ Q
логических служб. U ^
Результаты. Были выявлены актуальные данные о доступности психологического сопровождения со ^ §
стороны организаций и специалистов муниципальных психологических служб. Рассмотрены имеющиеся про- ®
фессиональные дефициты действующих педагогов-психологов, к основным относятся низкий уровень владе- q q
ния технологиями работы с отдельными категориями детей, низкая культура оформления документации. Для ^ ^
повышения эффективности деятельности психологических служб от органов управления образованием ожи- ^ Q
даются изменения в системе повышения квалификации специалистов, ориентации на практическую подго- ^ ^
товку и организационно-нормативного регулирования деятельности психологов. pl, S
Заключение. Делается вывод о необходимости перестройки системы психолого-педагогического сопро- о Р
Я b
вождения с учетом целевых ориентиров деятельности, имеющихся ресурсов и возможностей взаимодей- q ствия организаций и специалистов психологических служб. р!;
Ключевые слова: психологическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, психологическая безопасность, профессиональные дефициты, психологическая компетентность.
Федореева Елена Владимировна - аспирант кафедры психологии института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; SPIN-код: 5452-1052; e-mail: [email protected]
Сафонова Марина Вадимовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования факультета начальных классов, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: 0000-0002-7925-274X; SPIN-код: 8787-9993; AuthorlD: 430620; e-mail: [email protected]
И С «
S
к
н и
w
PQ
Постановка проблемы. Изменения социально-экономической ситуации в стране, изменения, происходящие в сфере образования, диктуют необходимость не только корректировки целей образования, новых подходов к достижению образовательных результатов, но и совершенствования психологического сопровождения образовательной деятельности.
В настоящее время в стране нормативно регламентирована необходимость качественного психолого-педагогического сопровождения. Существует и запрос со стороны всех участников образовательных отношений в комплексной психолого-педагогической поддержке, активном участии в создании психологически безопасной образовательной среды. Возрастает спрос на квалифицированных специалистов.
Но вместе с тем невозможно обеспечить решение задач организации деятельности психологических служб, создания системы качественной психологической поддержки, обеспечения эффективного психологического сопровождения без научно-методического обоснования, осознания приоритетов развития личности и задач образования, важности этого сопровождения. Именно этот путь, результаты научных исследований, анализ практик позволят избежать ошибок при построении и развитии конкретных моделей психолого-педагогического сопровождения.
Обзор научной литературы по проблеме. Разные аспекты содержания и организации психолого-педагогического сопровождения освещались в работах М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, О.С. Газмана, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика, С.Д. Полякова, М.И. Роговцевой, Н.Ю. Синягиной, В.И. Сло-бодчикова, Ф.М. Фрумина, И.С. Якиманской и др. Большое количество исследований функционирования психологической службы как одного из компонентов целостной системы образования проведено И.В. Дубровиной и ее учениками. В работах Л.К. Селявиной1, С.Б. Малых
1 Селявина Л.К. Организация психолого-социальной помощи детям и подросткам в системе регионального образования (на примере г. Москвы): дис.... канд. психол. наук. М., 1999. 163 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ organizatsiya-psikhologo-sotsialnoi-pomoshchi-detyam-i-podrostkam-v-sisteme-regionalnogo-obr
раскрывается система психологическом поддержки образования [Рубцов и др., 1999], В.В. Рубцова, Е.И. Метельковой - организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в психологических службах, B. Müller, О.С. Гришановой - критерии эффективности психологических служб [Müller, 2021; Гришанова, Нелюбова, 2020].
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации-от 28.12.2020 № Р-193 психологическая служба субъекта Российской Федерации - «организационная структура... объединяющая специалистов учреждений системы образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказывающих психологическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, родителям (законным представителям), педагогам» [Система..., 2020]. В литературе представлено достаточно много определений понятия «психолого-педагогическое сопровождение».
Ряд авторов рассматривают сопровождение как технологию деятельности психолога, педагога-психолога. Так, по мнению М.Р. Битяновой, «психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия» [Битянова, 1997].
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, исследовавшие особенности организации специального образования, определяют сопровождение как поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации [Семаго, Семаго, 2005]. В других определениях на первый план выдвигаются психологическая поддержка, сочувствие и соучастие в жизни человека [Газман, 2000; Bahr, Leduc, Hild et al., 2017], организованный процесс в рамках
формирования педагогической деятельности [Маркова и др., 2006; Сластенин, Подымова, 2015], сотрудничество, обеспечивающее беспроблемное взаимодействие [Кучерова и др., 2018; Коновалова, 2000], создание условий [Вахнина, Скосырская, 2021], формирование определенных черт, качеств, взглядов и других личностных новообразований [Попова2, 2013; Стрелкова, 2018].
Таким образом, обобщая рассмотренные определения, можно заключить, что психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Это должно лечь в основу функционирования психологических служб. При этом критериями успешности и, по сути, задачами и содержанием деятельности психологических служб станет уровень комфорта ребенка в образовательном процессе, безопасности образовательной среды, вовлеченности в образовательную деятельность [Millar et al., 2013; Битяно-ва, 1997]. Именно тогда психологическая служба станет основой, ресурсной базой для всех участников образовательного процесса.
Основоположником современной модели психологической службы можно назвать И.В. Дубровину. Под ее руководством проводились исследования психологической службы как одного из компонентов целостной системы образования, целью деятельности которой является обеспечение психологического здоровья детей [Дубровина, 1998].
Результаты исследования. Для исследования имеющихся ресурсов психологической службы образования, а также представлений о ее целевом и содержательном наполнении проведен опрос представителей муниципальных органов управления образования. Опросник
2 Попова О.С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования: автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 2013. 43 с. URL: https://nau-ka-pedagogika.com/viewer/382994/a?#?page=l
состоял из 8 вопросов и предполагал следующие содержательные блоки:
- профессиональное взаимодействие и сопровождение педагогов-психологов в муниципальном образовании;
- организация межведомственного взаимодействия муниципальной психологической службы (иного объединения педагогов-психологов) с иными органами и учреждениями;
- имеющиеся профессиональные дефициты действующих педагогов-психологов;
- потребность в повышении квалификации педагогов-психологов;
- меры, предпринятые муниципальным органом управления образования для повышения эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога;
- ожидаемые меры регионального уровня для повышения эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога;
- основные задачи муниципальной психологической службы.
По данным муниципальных органов управления, образованием в штатные расписания 844 общеобразовательных организаций (90 %) введены должности педагогов-психологов, причем в 515 организациях (61 %) работают не менее 1 специалиста. В штатных расписаниях 97 (10 %) школ отсутствует должность педагога-психолога. Как правило, эта проблема касается малокомплектных школ, расположенных территориально далеко от районного центра.
Из всех работающих педагогов-психологов 71 % имеют высшее психологическое образование, 25 % - высшее педагогическое образование и переподготовку по психологическому направлению, 2 % - среднее профессиональное педагогическое образование и переподготовку по психологическому направлению, остальные в настоящее время получают психологическое образование.
Для оказания психолого-педагогической помощи и методической поддержки участникам образовательных отношений в муниципальных образованиях функционируют 22 центра психолого-педагогической, медицинской
<
И £ а
4
tí PQ
5 к
ш н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с £tí
и
о
[-4
0
ё
и
Ян
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н
U
w
PQ
80% 60% 40% 20% 0%
71%
16%
5% 5% 3%
координация
I метод, объединение ■ МПС ■ базовая ОО ■ ППМС-центр □ отсуствуют
Рис. 1. Объединения, обеспечивающие координацию взаимодействия специалистов психологических служб (распределение в %) Fig. 1. Associations that ensure coordination of interaction among specialists in psychological services (distribution in %)
и социальной помощи, а также 32 иные организации (территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, методические центры, консультационные центры, базовые образовательные организации).
Если говорить о выстраивании профессионального взаимодействия, его координации, формировании некоторой площадки профессионального общения, чаще всего эти функции берет на себя методическое объединение педагогов (79 %). Причем это может быть методическое объединение специалистов сопровождения, но чаще всего педагогов-психологов. В трех муниципальных образованиях создана муниципальная психологическая служба, еще в трех эти функции закреплены за образовательной организацией, в двух - исключительно в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). В 10 муниципальных образованиях (16 %) вообще отсутствуют объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения для методической поддержки при организации образовательного процесса.
Межведомственное взаимодействие традиционно выстроено с психолого-медико-педагогическими комиссиями (90 % муниципалитетов), органами опеки и попечительства (74 %), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (72 %). Можно говорить о приоритетном внимании со стороны специалистов психологических служб к отдельным категориям
детей: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, состоящие на разных видах учета. При этом только по одному муниципалитету заявили о выстроенных взаимосвязях с центрами занятости населения, учреждениями культуры, четыре (7 %) - с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО). При этом зачастую СО НКО имеют ресурсы, владеют технологиями организации первичной профилактики, создания безопасной психологической среды, а также эффективными методами работы с разными категориями детей и их родителей.
Далее нами проанализированы представления об имеющихся дефицитах педагогов-психологов, работающих в системе образования в настоящее время, и, соответственно, желаемые направления повышения квалификации.
Среди дефицитов специалисты муниципальных органов управления образованием выделяют следующие:
1) невладение или низкий уровень владения технологиями работы с отдельными категориями детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей с девиантным поведением). Об этом говорят в 45 муниципалитетах (74 %). Это опять же подчеркивает внимание к детям с особыми образовательными потребностями в ущерб комплексному подходу выстраивания безопасной психологической среды для всех участников образовательных отношений;
Рис. 2. Профессиональные дефициты педагогов-психологов (распределение в %) Fig. 2. Professional deficits of educational psychologists (distribution in %)
2) низкая культура оформления документации педагога-психолога (41 %). Причем в указанной группе дефицитов встречаются как полное «незнание необходимой документации педагога-психолога», «неумение вести документацию педагога-психолога», так и конкретные точечные сложности, связанные с «оформлением и реализацией коррекционно-развивающей программы для детей с РАС»;
3) отсутствие компетенций дистанционного сопровождения образовательного процесса, использование дистанционных технологий в психолого-педагогической деятельности (25 %). Ситуация, связанная с пандемией новой корона-вирусной инфекции Covid-19, обнажила проблемы дистанционного образования. Неготовыми к ней оказались представители разных сфер, в том числе образования. Конечно, реализация образовательного процесса требует и психолого-педагогического сопровождения, причем порой даже более интенсивного. Но отсутствие технологий, методов сопровождения в практике специалистов показало востребованность их разработки, адаптации и внедрения;
4) несформированность экспертной позиции, отсутствие навыков экспертизы образовательной среды, программ, проектов (15 %). От педагогов-психологов ожидают действий по экспертизе образовательных программ, их соответствию требованиям федеральных образовательных стандартов, возрастным особенностям, преемственности образовательных результатов,
при этом отмечая, что экспертная компетентность у них зачастую не сформирована;
5) неуточненные дефициты, связанные с реализаций основных должностных функций, например «организация коррекционно-разви-вающей деятельности», «психопрофилактика» (34 %). К этой же группе можно отнести отсутствие навыков планирования, проектирования собственной деятельности с учетом образовательной политики, возрастных особенностей, специфики образовательного учреждения. Стоит отметить, что подобные не совсем четкие представления о профессиональных дефицитах психологов, мнение о том, что они практически «не умеют ничего», может свидетельствовать и о несформированных представлениях самих специалистов органов управления образованием о целях, задачах и специфике деятельности психологической службы. Только понимание этого, а также анализ ресурсов системы психологического сопровождения в территориальном образовании могут вывести на осознание дефицитов и способов их ликвидации;
6) отдельно хотелось бы выделить еще одну группу, напрямую связанную не с профессиональными дефицитами, а некоторыми условиями организации психолого-педагогического сопровождения и личностными особенностями специалистов. Например, «недостаток материально-технического оснащения», «дефицит времени», «профессиональное выгорание», «недостаток профессионального общения».
Я
и £
Н m
i К
I
Н
к и
HQ
К
0
1
X
W PQ Н
и
Он
с
и ^
0
1
и
W
tr
S
ь
I—I <
э
к
S
X
н
U
Ш PQ
Об этом говорят 16 % специалистов. Как раз указанные дефициты могут быть ликвидированы усилиями органов управления образованием через объединение ресурсов, планирование деятельности, создание муниципальных моделей и психологических служб.
Мы проанализировали, насколько соотносятся выделяемые дефициты с запросами на тематику необходимых курсов повышения квалификации педагогов-психологов. Интересно, что в 22 муниципальных образованиях (34 %) эти две позиции вообще не соотносятся. Например, в качестве дефицита выделяются: формы и методы организации работы с детьми и обучающимися в дистанционном режиме, проведение диагностик в условиях дистанционного обучения; платформы или электронные среды для педагогов-психологов (как у учителей-предметников) для организации профессиональной деятельности; организация наставничества для педагогов-психологов в образовательной организации; технологии коррек-ционной работы с детьми с ОВЗ, индивидуальные программы коррекционной работы; владение электронными программами обработки диагностических данных. При этом педагоги-психологи формулируют запрос на курсы по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению, по работе с кризисными состояниями. Опять же отметим, что только комплексный системный подход в организации психолого-педагогического сопровождения, объединяющий усилия всех сотрудников от управленцев до непосредственных специалистов сопровождения, позволит выстроить эффективную деятельность психологической службы.
Следующим направлением для нашего анализа выступили меры муниципального управления образованием, уже предпринятые для развития психологической службы:
1) организация курсов повышения квалификации - наиболее популярная мера (79 %) поддержки специалистов. Причем часть муниципалитетов ограничиваются формированием заявки и курсов Краевого института повышения квалификации и информированием об
иных возможностях. Часть муниципалитетов самостоятельно обеспечивают возможность профессионального развития специалистов. Например, в Ачинске по результатам анкетирования психологов проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, «дни практической психологии» в связи с наибольшим интересом специалистов именно в практическом опыте. В Красноярске функционируют круглогодичные школы молодого психолога «О профессии доступно» и консультантов «Короткая консультация», ежегодно проводятся декадник психологии «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современных условиях», Ярмарка психолого-педагогических практик, стажировки и супервизии для педагогов-психологов;
2) обеспечение возможности для обмена опытом педагогов-психологов, наставничества молодых специалистов (33 %). В роли таких площадок выступают дни открытых дверей, открытые занятия, формирование системы наставничества и поддержки;
3) организация методического объединения педагогов-психологов (специалистов сопровождения). Такую меру поддержки выделяют 28 муниципальных образований края (46 %). Интересно, что общее количество функционирующих методических объединений значительно выше. В этой связи можно предположить, что отсутствует включение управления образования в деятельности методических объединений, а значит, не происходит стратегических изменений в системе психолого-педагогического сопровождения;
4) развитие конкурсного движения среди специалистов психолого-педагогического сопровождения (20 %). Участие в конкурсах профессионального мастерства выступает и как возможность повышения квалификации, профессионального диалога, экспертной оценки профессиональной деятельности, способ профессионального и личностного развития. Тем не менее наблюдается сопротивление в организации этих конкурсов со стороны муниципалитетов и, как следствие, в участии со стороны специалистов.
Следующие муниципальные меры по развитию психологической службы выделяют лишь четыре управления образованием (7 %): организация внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия, создание и функционирование подразделений для оказания психолого-педагогической помощи (консультативные пункты, службы ранней помощи, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии и др.), разработка нормативно-правовой базы. При этом зачастую именно этих мер ожидают непосредственные участники образовательных отношений. Актуальность и ре-сурсность организации сетевого взаимодействия, развитие служб помощи, нормативное обеспечение позволят преодолеть дефициты системы сопровождения.
В ограниченном количестве муниципальных образований (1-2) предпринимаются следующие меры для развития психологической службы: освещение психолого-педагогической деятельности в СМИ с целью популяризации направления деятельности среди населения, материально-техническое оснащение кабинетов специалистов, аттестация педагогов-психологов, контроль за организацией психолого-педагоги-ческого сопровождения в образовательных организациях. Тем не менее, на наш взгляд, указанные меры также имеют важное значение при построении региональной модели психологической службы, как и действия, ожидаемые от органов управления регионального уровня.
Большинство представителей муниципальных органов управления образованием ожидают изменений в системе повышения квалификации специалистов психолого-педагогического сопровождения (61 %). Сюда относятся повышение практикоориентированности курсов, изменение тематики в соответствии с вызовами времени и дефицитами педагогов-психологов, повышение вариативности обучающих мероприятий, в том числе проведение семинаров, выездных погружений, тренингов, открытие стажер-ских площадок, пилотных площадок для проведения и тиражирования исследований.
В этой же логике сформулирована и другая группа популярных запросов: организация единого виртуального пространства взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения (33 %). Это могут быть единая платформа, объединение межсетевого взаимодействия, которое обеспечивает не только возможность профессионального диалога, но и размещения полезных ресурсов, успешных практик, опыта деятельности педагогов-психологов и других специалистов психологических служб.
Обновленного нормативно-правового регулирования ожидают в 20 муниципальных образованиях (33 %). Причем ожидают как стратегические документы, такие как концепция психологической службы в Красноярском крае, модель психологической службы, так и рекомендованный единый портфель диагностических методик, рабочей документации педагога-психолога, примерных программ. Особо выделяются ожидания об изменении норматива нагрузки педагога-психолога (10 %): уменьшение количества обучающихся на ставку специалиста. Несколько муниципалитетов (13 %) предлагают рассмотреть дополнительные меры по материально-техническому оснащению деятельности психологических служб, возможно, через грантовые конкурсы.
Можно выделить интересные, на наш взгляд, предложения от отдельных муниципалитетов. Например, организация мероприятий с руководителями образовательных организаций, органов местного самоуправления по развитию мотивации на создание психологических служб, проведение мониторингов деятельности психологических служб и дефицитов педагогов-психологов, развитие конкурсного движения не только среди педагогов, но и детей.
Основополагающим при планировании развития региональной психологической службы имеют представления о ее целевых показателях.
Представители органов управления образованием задачи муниципальной психологической службы видят, прежде всего, в развитии профессиональных компетенций педагогов-
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
РМ
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
60% 40% 20% 0%
43%
21% 28% _ia%_13%_li%_
I развитие профкомпетенций психологов обмен опытом, тиражирование I адресная помощь ■ сопровождение реализации программ
I научно-метод. и программное обеспечение межведомственное взаимодействие
Рис. 3. Задачи муниципальной психологической службы (распределение в %) Fig. 3. Tasks of municipal psychological service (distribution in %)
психологов (43 %), создании условий для обмена опытом, обобщения и тиражирования опыта деятельности психологических служб (21 %), а также в оказании адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, сопровождении обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, адаптации и социализации (28 %). По 13 % специалистов ставят перед муниципальной психологической службой задачу обеспечения психологического сопровождения реализации образовательных программ и развития научно-методического и программного обеспечения деятельности служб. Чуть меньше (11 %) говорят о важности выстраивания межведомственного взаимодействия. Отдельные специалисты выделяют задачи организации просветительской, профилактической деятельности среди участников образовательных отношений, обеспечения доступной психологической помощи, создания психолого-педагогических условий в образовательных организациях, проектирования, моделирования деятельности психологической службы в контексте ее включения в воспитательную работу школы, а также ликвидации дефицита специалистов и формирования нормативно-правовой базы.
Заключение
1. Большинство образовательных организаций края укомплектовано штатными педагогами-психологами, многие из которых имеют высшее психологическое образование. При этом менее чем в половине муниципальных образований края есть отдельные структурные объединения,
обеспечивающие психологическую помощь детям, их родителям и педагогам.
2. К профессиональным дефицитам педагогов-психологов относят низкий уровень владения технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями, культуры оформления документации, а также отсутствие основных функциональных навыков.
3. Для развития системы психолого-педагогического сопровождения муниципальными органами управления образованием организация обеспечивается возможностью повышения квалификации, обмена опытом педагогов-психологов, наставничества молодых специалистов, участия в работе методического объединения педагогов-психологов (специалистов сопровождения).
4. При этом с краевого уровня ожидаются изменения в системе повышения квалификации, создания единого виртуального пространства взаимодействия и обновленной нормативно-правовой базы для развития психологических служб.
5. К задачам муниципальной психологической службы относятся развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов, создание условий для обмена опытом, обобщения и тиражирования опыта деятельности психологических служб, а также оказание адресной психологической помощи обучающимся.
С учетом полученных данных будет разработана организационно-функциональная модель психологической службы в системе образования Красноярского края.
Библиографический список
1. Битянова М.Р., Глазунова О.И. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 1. С. 5-8. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Bitianova.shtml
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1997. 297 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1
3. Вахнина В.В., Скосырская Ю.А. Психологическое сопровождение как стержневой компонент процесса социально-психологического обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6, № 4. С. 76-100. DOI: 10.12737/25000543-2021-6-4-76-100. EDN ZTHJPE. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45947/view
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-33.
5. Гришанова О.С., Нелюбова Я.К. Эффективность профилактической работы школы в оценках специалистов социально-психологической службы // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3, № 2. С. 15-21. EDN JACPNF. URL: https://ijmp.ru/archives/10155
6. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1998/ n2/Dubrovina.shtml
7. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные моде- <;
PQ
ли психологической службы образования // Психологическая наука и образование. www.psyedu. и
Я
ru. 2016. Т. 8, № 3. С. 1-15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n3/zabrodin_metelkova_ Ч rubtsov.shtml О
8. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом ^ сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 229 с. URL: https://search.rsl. W ru/ru/record/01000706297
о <j
9. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специа- W н
щ W
листа в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального об- и С
GQ
разования // Научный результат. Сер.: Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. н g
С. 63-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-buduschego-spetsialista- S
v-obschey-sisteme-vospitatelnoy-raboty-organizatsiy-srednego-professionalnogo/viewer ®
О ^
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Возрастные особенности мотивации учения и уме- о О
i—i ^
ние школьников учиться // Педагогическая психология: хрестоматия. СПб.: Питер, 2006. о § С. 57-62. EDN YUHZOR. URL: http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/markova-a-k-matis-t-a-orlov-a-b- ^ щ
м F
vozrastnye-osobennosti-motivatsii-ucheniya-i-umenie-shkolnikov-uchitsya.htm £ к
ьч f—i
11. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. О Р
д н
И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с. URL: https://www.phantastike. U S
S Гт1
com/age_psychology/mental_health_children/html/ ^ д
12. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 5-32. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1999/ n2/Rubtsov.shtml
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специально- НН го образования: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2005. 336 с. URL: https://studfile.net/preview/ Н"Н 2419635/
14. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: ме- Г > тод. реком. / Б.М. Абушкин, С.В. Алехина, Г.С. Банников и др.; Министерство просвещения Рос- ^^ сийской Федераци и. М.: Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2020. 120 с. URL: https://rospsy.ru/node/930
15. Сластенин В.А., Подымова В.А. Эффективность образовательного процесса // Педагогическая наука и образование. 2015. № 7. С. 12.
16. Смолярчук И.В., Толстошеина В.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-inklyuzivnom-obrazovanii/viewer
17. Стрелкова О.В. Психологическое сопровождение будущих специалистов как формирование потребности в психологических знаниях // Балтийский морской форум: матер. VI Междунар. Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 03-06 сентября 2018 г. Калининград: Обособленное структурное подразделение «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2018. С. 254-262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36734180
18. Технология оценки образовательной среды школы: учебно-методическое пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов, Е.В. Высоцкая, А.З. Зак и др.; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Уланов-ской. Обнинск: ООО «Исследовательская группа "Социальные науки"», 2010. 288 с. URL: https:// www.pirao.ru/upload/iblock/c1b/tekhnologiya_ocenki.pdf
19. Bahr M.W., Leduc J.D., Hild M.A., Davis S.E., Summers J.K., Mcneal B. Evidence for the expanding role of consultation in the practice of school psychologists // School Psychol. 2017. Is. 54. P. 581-595. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/pits.22020
20. Millar G.M., Lean D., Sweet S.D., Moraes S.C., Nelson V. The psychology school mental health initiative: an innovative approach to the delivery of school-based intervention services // School Psychol. 2013. Is. 28. P. 103-118. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0829573512468858
21. Müller B., Hagen A., Vannini N., Büttner G. Measurement of the effects of school psychological services: A scoping review. // Frontiers in Psychology. 2021. 16 April. URL: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/fpsyg.2021.606228/full
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-360
RESOURCES AND OUTLOOKS FOR DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SERVICES IN EDUCATIONAL SYSTEM OF KRASNOYARSK KRAI (BASED ON DATA BY MUNICIPAL BODIES OF EDUCATION MANAGEMENT)
E.V. Fedoreeva (Krasnoyarsk, Russia) M.V. Safonova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article captures the relevance of improving psychological support of educational activity. It is possible to build an updated model of psychological service if we understand existing backlogs and deficits, resources and priorities of the educational system in the region.
The purpose of the article is to describe the views of regional educational authorities on the aforementioned topics.
The theoretical and methodological basis of the study is research on the development of psychological service as one of the components of an integral education system (by I.V. Dubrovina), technological concept of school psychological service (by M.R. Bityanova), our approach to the organization providing psychological and pedagogical p§
assistance to students in psychological services (by V.V. Rubtsov and Ye.I. Metelkova) and the system of psychological 3
©
support of an educational process (by L.K. Selyavina and S.B. Malykh). >
c_j
During the research, a survey of specialists of regional educational authorities, who curate all problems of psychological services' development, was held. There were 61 participants in total. The survey included both quantitative indicators of the availability and variability of psychological support, and ideas about the tasks, content and management mechanisms for the psychological services' development.
Research results. Relevant quantitative data of organizations and specialists of regional psychological services £ ®
O
was collected.
We looked into existing problems of deficit of working teachers/psychologists: they are mainly caused by a low
level of proficiency in working with exceptional children groups and a low level of paperwork handling. For psycho- S o
logical services to develop effectively, changes in the system are expected: educational authorities need to change g W the specialists' growth system, and to be oriented towards practical teaching of psychologists and organizational/ regulatory activities regarding their work.
Conclusion. We concluded that it is necessary to restructure the system of psychological support, taking into O O
account the target guidelines for activities, available resources, and opportunities for interaction. q O
Keywords: psychological service, psychological and pedagogical support, psychological assistance, psychologi- ^ o
cal safety, professional deficits, psychological competence. rj ¡x1
PL, S
O P
Fedoreeva Elena V. - PhD Candidate, Psychology Department, Institute of Psychological and Pedagogical Education, № ^ KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); SPIN-code: 5452-1052; e-mail: [email protected] <J ^
Safonova Marina V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Edu- ^ E cation, Faculty of Primary Classes, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-0002-7925-274X; SPIN-code: 8787-9993; AuthorID: 430620; e-mail: [email protected]
s к
References
1. Bityanova M.R., Glazunova O.I. An anthropological approach to solving problems of success of a child's education at school // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). ^H 2005. Vol. 10, No. 1. P. 5-8. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Bitianova.shtml
2. Bityanova M.R. Organization of psychological work at school Moscow: Sovershenstvo, 1997. 297 p. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm #$p1
[ 169 ]
U
Ш
PQ
3. Vakhnina V.V., Skosyrskaya Yu.A. Psychological support as a core component of the process of socio-psychological security provision for persons subject to state protection // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika (Applied Psychology and Pedagogy). 2021. Vol. 6, No. 4. P. 76-100. DOI: 10.12737/25000543-2021-6-4-76-100. EDN ZTHJPE. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45947/view
4. Gazman O.S. Pedagogy of freedom: Path to humanistic civilization of the 21st century // Klassnyy ru-kovoditel (Classroom Teacher). 2000. No. 3. P. 6-33.
5. Grishanova O.S., Nelyubova Ya.K. The effectiveness of preventive work at school based on assessments of experts from socio-psychological service // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Vol. 3, No. 2. P. 15-21. EDN JACPNF. URL: https://ijmp.ru/archives/10155
6. Dubrovina I.V. Psychological educational service: scientific grounds, goals and means // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 1998. Vol. 3, No. 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1998/n2/Dubrovina.shtml
7. Zabrodin Yu.M., Metelkova E.I., Rubtsov V.V. The concept and organizational and structural models of the psychological service of education // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 2016. Vol. 8, No. 3. P. 1-15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n3/ zabrodin_metelkova_rubtsov.shtml
8. Konovalova N.L. Prevention of violations in the development of personality with psychological support of schoolchildren. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2000. 229 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000706297
9. Kucherova O.E., Tarasova S.I., Anokhina S.V. Professional education of a future specialist in the general system of educational work of secondary vocational education organizations // Nauchnyy rezul'tat. Ser. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya (Scientific Result. Series: Pedagogy and Psychology of Education). 2018. Vol. 4, No. 4. P. 63-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-buduschego-spetsialista-v-obschey-sisteme-vospitatelnoy-raboty-organizatsiy-srednego-professionalnogo/viewer
10. Markova A.K., Mathis T.A., Orlov A.B. Age-related features of teaching motivation and ability of schoolchildren to learn. In: Pedagogical psychology: a textbook. St. Petersburg: Piter, 2006. P. 57-62. EDN YUHZOR. URL: http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/markova-a-k-matis-t-a-orlov-a-b-vozrastnye-os-obennosti-motivatsii-ucheniya-i-umenie-shkolnikov-uchitsya.htm
11. Mental health of children and adolescents in the context of psychological service / ed. by I.V. Dubrovina. 4th ed. Yekaterinburg: Delovaya kniga, 2000. 176 p. URL: https://www.phantastike.com/age_psy-chology/mental_health_children/html/
12. Rubtsov V.V., Selyavina L.K., Malykh S.B. System of psychological support of education // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 1999. No. 2. P. 5-32. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1999/n2/Rubtsov.shtml
13. Semago M.M., Semago N.Ya. Organization and content of the activity of a psychologist of special education: a methodological guide. Moscow: ARKTI, 2005. 336 p. URL: https://studfile.net/pre-view/2419635/
14. The system of functioning of psychological services in general education organizations: methodological recommendations / B.M. Abushkin, S.V. Alyokhina, G.S. Bannikov et al.; Ministry of Education of the Russian Federation. Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2020. 120 p. URL: https://rospsy.ru/node/930
15. Slastenin V.A., Podymova V.A. Efficiency of educational process // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie (Pedagogical Science and Education). 2015. No. 7. P. 12.
16. Smolyarchuk I.V., Tolstosheina V.M. Psychological and pedagogical support of children in inclusive education // Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik (Volga Pedagogical Bulletin). 2014. No. 1. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-inklyuzivnom-obra-zovanii/viewer
17. Strelkova O.V. Psychological support of future specialists as the formation of the need for psychological knowledge. In: Proceedings of the VI International Baltic Sea Forum "Baltic Sea Forum": in 6 volumes. Kaliningrad, 03-06 September 2018. Kaliningrad: A separate structural subdivision of the Baltic State Academy of Fishing Fleet, Kaliningrad State Technical University, 2018. P. 254-262. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36734180
18. Technology for assessing educational environment of school: an educational and methodological guide for school psychologists / V.V. Rubtsov, E.V. Vysotskaya, A.Z. Zak et al.; edited by V.V. Rubtsov, I.M. Ulanovskaya. Obninsk: OOO "Issledovatelskaya gruppa "Sotsialnye nauki", 2010. 288 p. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/c1b/tekhnologiya_ocenki.pdf
19. Bahr M.W., Leduc J.D., Hild M.A., Davis S.E., Summers J.K., Mcneal B. Evidence for the expanding role of consultation in the practice of school psychologists // School Psychol. 2017. Is. 54. P. 581-595. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/pits.22020
20. Millar G.M., Lean D., Sweet S.D., Moraes S.C., Nelson V. The psychology school mental health initiative: an innovative approach to the delivery of school-based intervention services // School Psychol. 2013. Is. 28. P. 103-118. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0829573512468858
21. Müller B., Hagen A., Vannini N., Büttner G. Measurement of the effects of school psychological services: A scoping review. // Frontiers in Psychology. 2021. 16 April. URL: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/fpsyg.2021.606228/full
с
PQ
Ph W
« И «
S К
ш
PQ