Статья/Article
УДК 159.9
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10
О СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПОЗИТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1 2 Е. М. Кочнева *, А. В. Гришина *
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected]
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: реализация Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации требует обобщения имеющегося опыта работы с семьей; разработки новых форм, способов, методов и технологий работы с родителями (законными представителями) детей разного возраста; консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Актуальность настоящей статьи определяется еще и рядом противоречий, которые доказывают важность рассматриваемой проблемы, необходимость разработки и внедрения в практику модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства, среди них: а) в общественном сознании не представлена роль матери; б) наблюдается слабая дифференциация образа «Я - мать», т.е., с одной стороны, материнство признается как ценность, с другой стороны, обнаружен низкий рефлексивный уровень материнства; в) в современных исследованиях не получили достаточного освещения вопросы по психологии отцовства; о роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребенка, о значении отцовства для самого мужчины.
Материалы и методы: методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме; психологическое моделирование (построение модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства).
Результаты исследования: к настоящему времени в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке и практике известно множество разного рода моделей работы с семьей, которые объединяют в три подгруппы: модели помощи и поддержки; модели сопровождения; комбинированные модели.
Обсуждение и заключения: проведенное исследование в рамках рассматриваемых идеологий определило концептуальные положения, позволившие создать модель работы с родителями (законными представителями) детей, которая оказывает влияние на повышение общей культуры родителей (законных представителей) и будущих родителей в вопросах образования детей, на развитие их социальной, коммуникативной и психолого-
педагогической компетентности; актуализацию потребности «стать приемными родителями»; повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьей.
Ключевые слова: позитивное родительство; модель; сопровождение; поддержка; деятельность психолога.
Для цитирования: Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 10.
ON THE CREATION OF A MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
SUPPORT POSITIVE PARENTING
E. M. Kochneva1*, A. V. Grishina2*
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin Unyversity), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]
л
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin Unyversity), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: the implementation of the National Strategy for the Development of Education in the Russian Federation requires generalization of the experience gained with working with the family; development of new forms, methods, methods and technologies of work with parents (legal representatives) of children of different ages; consolidation of efforts of various civil society institutions and agencies at the federal, regional and municipal levels. The relevance of this article is also determined by a number of contradictions that prove the importance of the problem under consideration, the need to develop and introduce into practice a model of psychological and pedagogical follow-up for positive parenthood, among them: b) there is a weak differentiation of the image "I am a mother", i.e. on the one hand, motherhood is recognized as a value, on the other hand, a low reflective level of motherhood is found; c) modern studies do not provide sufficient information on the questions on the psychology of parenthood; about the father's role in the family, his influence on the formation of the child's personality, the significance of fatherhood for the man himself.
Materials and methods: The research methods of this article are determined by the specifics of the research topic. The article uses methods of theoretical research (analysis, synthesis, synthesis, comparison, etc.), the study of well-known research papers on the problem under consideration; psychological modeling (building a model of psychological and pedagogical follow-up of positive parenthood).
Results: Nowadays, domestic and foreign psychological and pedagogical science and practice provide many different kinds of models of work with the family, which are grouped into three subgroups: models of support and follow-up; tracking models; combined models.
Discussion and Conclusions. The conducted research within the framework of the ideologies under review has defined conceptual provisions that allowed creating a model of working with parents (legal representatives) of children, influencing the increase in the general culture level of parents (legal representatives) and future parents in matters of children's education, development of their social, communicative and psychological-pedagogical competence; actualization of the need to "become adoptive parents"; increase the professional competence of professionals working with the family.
Keywords positive parenting; model; accompaniment; follow-up; psychologist activity.
For citation: Kochneva E.M., Grishina A.V. On the creation of a model of psychological and pedagogical support positive parenting // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р. 10.
Введение
За последние десятилетия в стране произошли существенные изменения в социально-экономической сфере, которые оказали влияние на общую идеологию обучения и воспитания детей. В частности, еще в 2018 году в России стартовало объявленное Президентом страны десятилетие Детства, которое явилось продолжением реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Целью Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года явилось определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей, являясь особым социокультурным феноменом, транслирующим культуру от поколения к поколению, рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ключевая роль в воспитании подрастающего поколения испокон веков принадлежала семье, и сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости обеспечения поддержки семейного воспитания, содействия формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, повышения социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей.
Актуальность настоящего проекта обусловлена рядом противоречий, которые показывают важность рассматриваемой проблемы и доказывают необходимость ее внедрения в практику взаимодействия представителей различных ведомств (органов власти, образовательных организаций, социальных служб и т.д.) для создания условий благоприятного воспитания и развития современных детей. Укажем некоторые их них.
В общественном сознании до сих пор не представлена роль матери. Проведенные психологами и педагогами (А.Г. Асмолов, Н.Н. Васягина, В.А. Сластенин,
В.К. Шабельников, Л.Б. Шнейдер и др.) исследования, свидетельствуют о двойственности представлений о материнстве в современном социуме. С одной стороны, в настоящее время возрождается изначальная сущность материнства и растущая потребность женщин в воспитательном сопровождении своих детей, с другой стороны, общество приветствует ориентацию женщин на активную профессиональную деятельность.
Актуальное субъектное состояние подавляющего большинства современных женщин, по мнению ученых (Н.Н. Васягина, О.Г. Исупова, Л.Б. Шнейдер и др.), характеризуется противоречивостью осознания себя матерью, недостаточным уровнем субъектности. С одной стороны, материнство признается как ценность, с другой стороны, обнаружен низкий рефлексивный уровень материнства, слабая дифференциация образа «Я - мать», наличие ролевых конфликтов в сферах «мать», «жена», «профессионал», «свободно реализующаяся женщина».
В современной психологической науке проблемы влияния семейного воспитания на развитие личности детей относятся к числу интенсивно разрабатываемых. В большинстве работ основное место уделяется психологии детско-родительских отношений вообще и психологии материнства, в частности. При этом психология отцовства, роль отца в семье, его влияние на формирование личности ребенка, значение отцовства для самого мужчины все еще не получило достаточного освещения; исследований по этим вопросам крайне мало.
Обзор литературы
В психолого-педагогических науках проведено достаточно много исследований по проблемам дошкольного, школьного, семейного воспитания и развития детей, накоплен колоссальный опыт эффективной работы в этой сфере, многое из того, что разработано, требует обобщения, оценки и активного внедрения в практику.
В настоящее время насчитывается достаточно много отечественных и зарубежных моделей работы с семьей. В частности, можно обозначить модель оказания родителям помощи и поддержки (родители, столкнувшись с проблемами развития ребенка, обращаются за помощью к психологу); модель сопровождения (родители осознанно выстраивают траекторию развития своего ребенка, а психолог в этом процессе находится рядом). Анализ мировой практики работы психологов с семьей показывает необходимость организации деятельности в двух направлениях (комбинированная модель): первое - поддерживающее, оказывающее помощь при возникновении трудностей у родителей (законных представителей); второе - сопровождающее полноценное благополучное развитие их детей (Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Н.С. Глуханюк, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова, Р.В. Овчарова, Ю.П. Федорова, О.В. Хухлаева, Т.И. Чиркова и др.).
Однако следует заметить, что «психологическое сопровождение развития детей раннего возраста совместно с их родителями только тогда даст положительный эффект и будет плодотворной, если оно будет иметь четкую методологическую основу и содержательную определенность. Основными структурными составляющими методологии деятельности психолога с близкими взрослыми детей первых трех лет жизни, дошкольного и школьного возраста являются: принципы, способы, методы и правила изучения психического развития ребенка раннего возраста и методология его воспитания и обучения» [19, с. 9].
С целью обоснования содержательной определенности модели психологического сопровождения развития детей и подростков были проанализированы наиболее часто
встречающиеся подходы к пониманию рассматриваемого феномена и уточнен его научно-терминологический тезаурус.
Психологическое сопровождение в работах отечественных авторов трактуется как:
- система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей (М.Р. Битянова) и условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации (Е.А. Козырева);
- особый вид помощи, технология, обеспечивающая оказание помощи на определенном этапе развития детей в решении разного рода проблем (Э.М. Александровская), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъектов развития за выбор решения актуальных проблем (Е.И. Казакова);
- мультидисциплинарный подход, обеспечиваемый единством усилий всех субъектов образовательного пространства и специалистов смежных профессий (Е.И. Казакова);
- позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребенка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом (Т.И. Чиркова).
Мы понимаем психологическое сопровождение как систему профессиональной деятельности психологов и педагогов и при необходимости специалистов смежных профессий (социальных и медицинских работников), направленную на обеспечение социально-психологических условий позитивного развития детей и подростков в онтогенезе.
Материалы и методы
Методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме; психологическое моделирование (построение модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства).
Методы теоретического исследования позволят сопоставить результаты известных исследований по рассматриваемой проблеме, выделить противоречия, доказывающие актуальность проблемы; обозначить научно-терминологический словарь и сформулировать концептуальные теоретические положения проблемы.
В психологии моделирование применяется в двух вариантах: моделирование психики и организация/воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности. Модель -упрощенный мысленный или знаковый образ объекта или системы объектов [3]. Метод моделирования позволит схематично представить и обосновать взаимообусловленность и взаимосвязанность, используемых конструктов.
Результаты исследования
Генеральная идея разработанной модели сопровождения позитивного родительства заключается в консолидации усилий по оказанию консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Схематически генеральная идея отображена в виде модели «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» (рисунок).
Представленная модель обусловливает профессиональную деятельность специалистов в рамках трех основных разделов: психолого-педагогического; информационно-методического и научно-исследовательского, целеполагание которых предусматривает:
- создание системы сопровождения родителей (законных представителей), обусловливающей повышение их психолого-педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (психолого-педагогический раздел);
- создание комплекса информационно-методических и учебных материалов для субъектов образовательного процесса по вопросам их психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (информационно-методический раздел);
- обеспечение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия (научно-исследовательский раздел).
В рамках рассматриваемых идеологий были сформулированы концептуальные положения настоящего проекта (функционирование модели «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства»):
- родители (законные представители) в процессе работы с психологом получают нужную для себя информацию о том явлении в психическом развитии ребенка, которое вызывает у них беспокойство, с учетом возраста ребенка (раннее развитие от 0 до 3; развитие от 3 до 7; развитие от 7 до 10; подростковый и юношеский возраст);
- родители (законные представители) в процессе работы с психологом имеют возможность понять причины возникновения явления, вызывающего у них беспокойство, осознать последствия и необходимость развития/коррекции рассматриваемого явления;
- психологи помогают исключить неуверенность родителей (законных представителей) в отношении правильности действий при взаимодействии с ребенком; учат простым диагностическим приемам и методикам (как и зачем наблюдать; как вести дневник наблюдений, как заполнять таблицы развития и т.д.);
- в случае, если требуется специальная дополнительная помощь со стороны специалистов смежных профессий (медицинского работника; психолога-дефектолога, логопеда и т.д.), то психологи обеспечивают родителей (законных представителей) информацией о том, где получить консультацию нужного специалиста;
- с позиции «сопровождение» психологи проводят работу, направленную на обеспечение гармонии и безопасности во взаимоотношениях родителей (законных представителей) и детей, обеспечивающую условия для полноценного развертывания потенциальных возможностей и индивидуальности детей;
МОДЕЛЬ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
(«ЦЕНТР ППСПР»)
Психолого-педагогический
Информационно-методический раздел
Научно-исследовательский раздел
Создание системы сопровождения родителей (законных представителей), обусловливающих повышение их психолого-педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Создание комплекса информационно-методических и учебных материалов для субъектов образовательного процесса по вопросам их психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям
Обеспечение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия
Информационно-
просветительская
деятельность
Формы работы: очное взаимодействие (психологические клубы родителей, круглые столы, лектории, дискуссионные площадки); дистанционное взаимодействие (вебинары, онлайн-конференции, аккаунты в сети Интернет, фестивали, виртуальный кабинет психолога и т.д.). Предполагаемые результаты: повышение психолого-педагогической культуры воспитания детей, развитие рефлексивных способностей
Формы работы : индивидуальные и групповые консультации, очные и дистанционные.
Предполагаемые результаты: оказано не менее 30000 единиц услуг; создано не менее 10 площадок для оказания консультативных услуг
Формы работы: очное взаимодействие (группы встреч, психологические тренинги); дистанционное взаимодействие (виртуальный кабинет психолога, форум, чат).
Предполагаемые результаты : повышение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей-сирот
Формы работы : курсы повышения квалификации, лектории, разработка рекомендаций для субъектов образовательного процесса. Предполагаемые результаты: обучение специалистов по работе с родителями и детьми (ICDP: уровень участника и фасилитатора)
Формы работы: мониторинг, экспертиза результатов специализированной помощи; обобщение передового опыта; конференции. Предполагаемые результаты: информация в СМИ об итогах работы; научные публикации в журналах SCOPUS/ Web of Science; ВАК и РИНЦ
Рисунок - Модели работы в «Центре ППСПР»: а) очный прием родителей (законных представителей); б) дистанционный формат взаимодействия по запросу родителей (законных представителей); в) мобильные группы оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным
представителям)
Консультативная деятельность
Психолого-
педагогическое
сопровождение
Учебно-методическая
Научно-
исследовательская деятельность
Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №3
MODEL "PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF POSITIVE PARENTHOOD"
("Center for PPSPP")
Psychological and pedagogical escort
Psychological and pedagogical section
Information and methodical section
Research section
Creating a system of accompaniment to parents (legal representatives), which determine their psychological and pedagogical culture in the issues of upbringing and development of children of early and preschool age
Creation of a complex of information-methodical and educational materials for subjects of the educational process on the issues of their psychological readiness and adaptation to new educational conditions
Providing a clear methodological basis and content-specific psycho-pedagogical support of the educational process; designation of common principles, methods, methods and rules of interaction
Forms of work: full-time interaction (psychological clubs ofparents, round tables, lecture halls, discussion platforms); remote interaction (webinars, online conferences, online accounts, festivals, a virtual psychologist's office, etc.).
Expected results: an increase in the psychological and pedagogical culture of raising children, the development of reflexive abilities
Forms of work: individual and group counseling, in-person and remote.
Expected results: at least 30,000 units of services rendered; At least 10 advisory services sites established
Forms of work: full-time interaction (groups of meetings, psychological training); remote interaction (virtual psychologist's office, forum, chat).
Expected results: increased motivation of citizens regarding the adoption of orphans in their families
Forms of work: advanced training courses, lectures, development of recommendations for subjects of the educational process. Intended Outcomes: parent and child specialist training (ICDP: Participant and Facilitator Level)
Forms of work: monitoring, examination of the results of specialized assistance; compilation of best practices; conference. Expected results: information in the media about the results of the work; scientific publications in SCOPUS / Web of Science; HAC and RSCI
Figure - Models of work in the "PPSPP Center": a) face-to-face reception of parents (legal representatives); b) remote interaction format at the request of parents (legal representatives); c) mobile groups providing psychological and pedagogical assistance to parents (legal representatives)
Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 3
- с позиции «сопровождение» психологи проводят работу, направленную на осознание родителями (законными представителями) необходимости: а) включения в жизнь детей мира культуры общения, духовности и искусства; б) создания условий для целенаправленного воспитания познавательных и эмоционально-волевых функций у детей; в) учета индивидуальных особенностей детей, их уникальности и неповторимости, своеобразия темпов развития, терпимости и понимания;
- психологи осуществляют деятельность, направленную на повышение мотивации граждан, желающих принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют им всю необходимую информацию по данному вопросу, обсуждают возможные риски;
- психологи работают с молодежью в контексте формирования эмоционально-позитивного отношения к созданию семьи, рождению детей, реализации себя как ответственных родителей, повышения социальной ответственности молодежи к родительству.
Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя выполнение следующих взаимосвязных видов работ.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанными с особенностями психического, духовно-нравственного, патриотического развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Информационно-просветительская работа проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; лицами, которые обдумывают форматы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами. Информационно-просветительская работа обеспечивает восполнение необходимых знаний и развитие ключевых компетенций, обусловливающих нормальное психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной организации. Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление работы в формате очного взаимодействия (психологические клубы для родителей; дискуссионные площадки, круглые столы; лектории) и дистанционного взаимодействия (онлайн-конференции, вебинары, общение в социальных сетях: ВКонтакте, БасеЬоок и т.д.).
Консультационная деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей и иные вопросы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью. Консультативная деятельность предполагает осуществление деятельности в рамках групповых (выездных) консультаций («Школа приемных родителей»; «Позитивное родительство»; «Фестиваль успешного родительства»); индивидуальных (очных) консультаций родителей (законных представителей) и дистанционных консультаций
посредством Интернет-соединения. Получатель консультации может получить психолого-педагогическую, методическую или консультативную помощь в зависимости от запроса.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье и оказание помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения взрослых, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает осуществление деятельности в рамках очного взаимодействия («Группы встреч», работа в сенсорной комнате, психологические тренинги), цель которого - обсуждение возможных или существующих проблем, поиск приемлемых решений, обсуждение условий для полноценного благоприятного развития ребенка
Учебно-методическая деятельность направлена на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). Учебно-методическая деятельность предполагает профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическую помощь родителям (законным представителям) посредством разработки методических рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям.
Научно-исследовательская деятельность направлена на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в семью детей, оставшихся без попечения взрослых, в вопросах психического развития и воспитания детей. Научно-исследовательская деятельность предполагает: а) распространение передового опыта работы с родителями (законными представителями) детей и гражданами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей посредством научных публикаций; б) повышение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и повышения общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей).
В соответствии с Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России специалисты осуществляют деятельность, опираясь на основные этические принципы: конфиденциальности; компетентности; ответственности; этической юридической правомочности; благополучия клиента; профессиональной кооперации; квалификационной пропаганды психологии и информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психолога в международном сообществе.
Обсуждение и заключения
Ключевыми ожидаемыми результатами по итогам реализации настоящего проекта являются:
- консолидация усилий представителей различных ведомств (органов власти, образовательных организаций и т.д.) для создания условий благоприятного воспитания и развития современных детей;
- повышение общей культуры родителей (законных представителей) и будущих родителей в вопросах образования детей, развитие их социальной, коммуникативной и психолого-педагогической компетентности;
- актуализация потребности «стать приемными родителями» граждан, желающих принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышение профессиональной компетентности специалистов, оказывающих психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям).
Список использованных источников
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с. (Практическая психология в образовании). URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.03.2019).
3. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
4. Васягина Н.Н. Субъектность матери: теория и практика // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 86-92.
5. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: учебное пособие. Курган: Курганский государственный университет, 2003. 123 с.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2007. 176 с.
7. Кочнева Е.М., Костылева Е.А., Арсакова Ю.Е. Карьера как предмет исследований в психологии: парадоксы, риски и возможности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 238-242.
8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие - практикум. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный университет, 2015. 552 с.
9. Метелькова Е.И. Психологическая служба в системе образования: институциализация законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования // Вестник практической психологии образования. 2017. №2. С. 24-31. URL: http://psyiournals.ru/vestnik psyobr/2017/n2/Metelkova.shtml (дата обращения: 07.03.2019).
10. Морозова Л.Б., Кочнева Е.М. Психологическая безопасность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61(1). С. 364-368.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.
12. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
13. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7, №3. C. 1-11. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301
14. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования). URL: https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_509/ (дата обращения: 14.03.2019).
15. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Том 9, №2. С. 60-80. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2018090205
16. Севастьянова У.Ю. Особенности отцовского отношения с разным родительским стажем // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 113-116.
17. Токарева Ю.А. К вопросу о создании нормативной модели воспитательной деятельности отца // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 117-121.
18. Хухлаева О.В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 353 с. (Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр). URL: https://biblio-online.ru/bcode/416943 (дата обращения: 07.04.2019).
19. Чиркова Т.И. Психолог в Материнской школе. Подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. 268 с.
20. Этический кодекс психолога Российского психологического общества. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics klyatva.php (дата обращения: 14.03.2019).
21. Bisbey T.M., Reyes D.L., Traylor A.M., Salas E. Teams of psychologists helping teams: The evolution of the science of team training // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 278289. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000419.
22. Lee J.C., Lovibond P.F., Hayes B.K., Navarro D.J. Negative evidence and inductive reasoning in generalization of associative learning // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 289-303. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000496.
23. Dombrowski S.C., McGill R.J., Canivez G.L. An alternative conceptualization of the theoretical structure of the Woodcock-Johnson IV Tests of Cognitive Abilities at school age: A confirmatory factor analytic investigation // Archives of Scientific Psychology. 2018. Vol. 6(1). Pp. 1-13. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000039.
24. Greve A., Cooper E., Tibon R., Henson R.N. Knowledge is power: Prior knowledge aids memory for both congruent and incongruent events, but in different ways // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 325-341. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000498.
25. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Skitnevskaya L., Kostina O. The Problem of Socio-Psychological Adjustment of Personality in the Scientists' Studies // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 47064715. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114901.pdf (accessed: 15.03.2019).
26. Proctor R.W., Vu K.-P.L. How psychologists help solve real-world problems in multidisciplinary research teams: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 271-277. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000458
27. Serebryakova T.A., Morozova L.B., Kochneva E.M., Zharova D.V., Kostina O., Kostyleva E.A., Kolarkova O.G. Emotional Stability as a Condition of Students' Adaptation to Studying in a Higher Educational Institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 15. Pp. 7486-7494. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1117402 (accessed: 15.03.2019).
28. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Social and Psychological Adaptation of Higher School Students: Experimental Study // Man in India.
2017. Vol. 97(9). Pp. 151-162.
29. Monroe A.E., Plant E.A. The dark side of morality: Prioritizing sanctity over care motivates denial of mind and prejudice toward sexual outgroups // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 342-360. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000537
30. McMahon S.D., Todd N.R., Martinez A., Coker C., Sheu C.F., Washburn J., Shah S. Aggressive and prosocial behavior: Community violence, cognitive, and behavioral predictors among urban African American youth // American Journal of Community Psychology. 2013. Vol. 51, no. 3-4. Pp. 407-421. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-012-9560-4
31. Molano A., Jones S.M., Brown J.L., Aber J.L. Selection and Socialization of Aggressive and Prosocial Behavior: The Moderating Role of Social-Cognitive Processes // Journal of Research on Adolescence. 2013. Vol. 23, no. 3. Pp. 424-436. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12034
32. O'Donohue W., Willis B. Problematic images of science in undergraduate psychology textbooks: How well is science understood and depicted? // Archives of Scientific Psychology.
2018. Vol. 6(1). Pp. 51-62. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000040
33. Kostina O., Simonova M., Belinova N., Kochneva E., Empirical understanding of the problem of value orientations students // Opcion. 2018. Vol. 34(85). Pp. 672-686
34. Jung J., Grim P., Singer D.J., Bramson A., Berger W.J., Holman B., Kovaka K. A multidisciplinary understanding of polarization // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 301-314. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000450
35. Causadias J.M., Umana-Taylor A.J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2018. Vol. 73(6). Pp. 707-712. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000336
36. Sumner R., Burrow A.L., Hill P.L. The development of purpose in life among adolescents who experience marginalization: Potential opportunities and obstacles // American Psychologist. 2018. Vol. 73(6). Pp. 740-752. DOI: http://dx.doi. org/10.1037/amp0000249
37. Wedding D. Public education and media relations in psychology // American Psychologist. 2017. Vol. 72(8). Pp. 764-777. DOI: http://dx.doi. org/10.1037/amp0000202
38. Farber E.W., Ali M.K., Van Sickle K.S., Kaslow N.J. Psychology in patient-centered medical homes: Reducing health disparities and promoting health equity // American Psychologist. 2017. Vol. 72(1). Pp. 28-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0040358
39. Collins S.E., Clifasefi S.L., Stanton J. et al. Community-based participatory research (CBPR): Towards equitable involvement of community in psychology research // American Psychologist. 2018. Vol. 73(7). Pp. 884-898. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000167
40. Goodman G.S., Goldfarb D., Quas J.A., Lyon A. Psychological counseling and accuracy of memory for child sexual abuse // American Psychologist. 2017. Vol. 72(9). Pp. 920-931. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000282
41. Phelps R., Bray J.H., Kearney L.K. A quarter century of psychological practice in mental health and health care: 1990-2016 // American Psychologist. 2017. Vol. 72(8). Pp. 822-836. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000192
42. Lee J.H. Can predictors of trait social anxiety also predict state social anxiety? Integrating personality and cultural variables of social anxiety in Asian Americans // Asian American Journal of Psychology. 2019. Vol. 10(1). Pp. 58-67. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000120
43. Wang C., La Salle T., Wu C., Do K.A., Sullivan K.E. School climate and parental involvement buffer the risk of peer victimization on suicidal thoughts and behaviors among Asian American middle school students // Asian American Journal of Psychology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 296-307. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000138
References
1. Aleksandrovskaya E.M., Kokurkina N.I., Kurenkova N.V. Psychological support for schoolchildren. Moscow, Academy Publ., 2002. 208 p.
2. Bityanova M.R. Organization of psychological work at school. Moscow, Perfection Publ., 1997. 298 p. (Practical psychology in education). Available at: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1 (accessed: 03.03.2019).
3. Large psychological dictionary. 4th edition, extended / compilers and general editors B.G. Meshcheryakov, VP. Zinchenko. Moscow, AST MOSCOW Publ.; St. Petersburg, Prime-Evroznak Publ., 2009. 811 p.
4. Vasyagina N.N. Mother's subjectivity: theory and practice. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyah sovremennogo sociokul'turnogo prostranstva: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yekaterinburg, 2012. Pp. 86-92.
5. Duhnovskij S.V. Psychological support for adolescents in critical situations: a training manual. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2003. 123 p.
6. Druzhinin V.N. Family psychology. St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 176 p.
7. Kochneva E.M., Kostyleva E.A., Arsakova YU.E. Career as a subject of research in psychology: paradoxes, risks and opportunities. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, 2016, vol. 5, no. 2(15), pp. 238-242.
8. Liders A.G. Psychological examination of the family: a training manual - workshop. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow, Moscow Psychological and Social University Publ., 2015. 552 p.
9. Metel'kova E.I. Psychological service in the education system: the institutionalization of the legislatively enshrined right of the child to psychological and pedagogical assistance in obtaining education. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya, 2017, no. 2, pp. 24-31. Available at: http://psyjournals.ru/vestnik psyobr/2017/n2/Metelkova.shtml (accessed: 07.03.2019).
10. Morozova L.B., Kochneva E.M. Psychological safety of the modern teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya, 2018, vol. 61(1), pp. 364-368.
11. Ovcharova R.V. Practical psychology of education: a textbook for students of psychological faculties of universities. Moscow, Academy Publ., 2003. 448 p.
12. Ovcharova R.V. Parenthood as a psychological phenomenon: a textbook. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2006. 496 p.
13. Polivanova K.N. Modern parenthood as a subject of research. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru, 2015, vol. 7, no. 3, pp. 1-11. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301.
14. Professional'nyj standart «Pedagog-psiholog» (psiholog v sfere obrazovaniya). Available at: https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_509/ (accessed: 14.03.2019).
15. Rean A.A., Konovalov I.A. Social perceptual image of various social groups in the minds of adolescents. Social'naya psihologiya i obshchestvo, 2018, vol. 9, no. 2, pp. 60-80. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2018090205.
16. Sevast'yanova U.YU. Features of the fatherly relationship with different parental experience. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyah sovremennogo sociokul'turnogo prostranstva: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yekaterinburg, 2012. Pp. 113-116.
17. Tokareva YU.A. On the issue of creating a normative model of educational activities of the father. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyah sovremennogo sociokul'turnogo prostranstva: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yekaterinburg, 2012. Pp. 117-121.
18. Huhlaeva O.V. Psychological service in education. School psychologist: textbook for undergraduate, specialty and graduate. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 353 p. (Series: Bachelor. Specialist. Master). Available at: https://biblio-online.ru/bcode/416943 (accessed: 07.04.2019).
19. CHirkova T.I. Psychologist in the Parent School. Preparation of bachelors in the direction of "Psychological and pedagogical education": a textbook. Moscow, University textbook: INFRA-M Publ., 2017. 268 p.
20. Ethical code of the psychologist of the Russian psychological society. Available at: http://pno.pfo/rpo/documentation/ethics_klyatva.php (accessed: 14.03.2019).
21. Bisbey T.M., Reyes D.L., Traylor A.M., Salas E. Teams of psychologists helping teams: The evolution of the science of team training. American Psychologist, 2019, vol. 74(3), pp. 278289. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000419
22. Lee J.C., Lovibond P.F., Hayes B.K., Navarro D.J. Negative evidence and inductive reasoning in generalization of associative learning. Journal of Experimental Psychology: General, 2019, vol. 148(2), pp. 289-303. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000496
23. Dombrowski S.C., McGill R.J., Canivez G.L. An alternative conceptualization of the theoretical structure of the Woodcock-Johnson IV Tests of Cognitive Abilities at school age: A confirmatory factor analytic investigation. Archives of Scientific Psychology, 2018, vol. 6(1), pp. 1-13. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000039
24. Greve A., Cooper E., Tibon R., Henson R.N. Knowledge is power: Prior knowledge aids memory for both congruent and incongruent events, but in different ways. Journal of
Experimental Psychology: General, 2019, vol. 148(2), pp. 325-341. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000498
25. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Skitnevskaya L., Kostina O. The Problem of Socio-Psychological Adjustment of Personality in the Scientists' Studies. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 11, pp. 47064715. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114901.pdf (accessed: 15.03.2019).
26. Proctor R.W., Vu K.-P.L. How psychologists help solve real-world problems in multidisciplinary research teams: Introduction to the special issue. American Psychologist, 2019, vol. 74(3), pp. 271-277. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000458
27. Serebryakova T.A., Morozova L.B., Kochneva E.M., Zharova D.V., Kostina O., Kostyleva E.A., Kolarkova O.G. Emotional Stability as a Condition of Students' Adaptation to Studying in a Higher Educational Institution. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 15, pp. 7486-7494. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1117402 (accessed: 15.03.2019).
28. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Social and Psychological Adaptation of Higher School Students: Experimental Study. Man in India., 2017, vol. 97(9), pp. 151-162.
29. Monroe A.E., Plant E.A. The dark side of morality: Prioritizing sanctity over care motivates denial of mind and prejudice toward sexual outgroups. Journal of Experimental Psychology: General, 2019, vol. 148(2), pp. 342-360. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000537
30. McMahon S.D., Todd N.R., Martinez A., Coker C., Sheu C.F., Washburn J., Shah S. Aggressive and prosocial behavior: Community violence, cognitive, and behavioral predictors among urban African American youth. American Journal of Community Psychology, 2013, vol. 51, no. 3-4, pp. 407-421. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-012-9560-4
31. Molano A., Jones S.M., Brown J.L., Aber J.L. Selection and Socialization of Aggressive and Prosocial Behavior: The Moderating Role of Social-Cognitive Processes. Journal of Research on Adolescence, 2013, vol. 23, no. 3, pp. 424-436. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12034
32. O'Donohue W., Willis B. Problematic images of science in undergraduate psychology textbooks: How well is science understood and depicted? Archives of Scientific Psychology, 2018, vol. 6(1), pp. 51-62. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000040
33. Kostina O., Simonova M., Belinova N., Kochneva E., Empirical understanding of the problem of value orientations students. Opcion, 2018, vol. 34(85), pp. 672-686.
34. Jung J., Grim P., Singer D.J., Bramson A., Berger W.J., Holman B., Kovaka K. A multidisciplinary understanding of polarization. American Psychologist, 2019, vol. 74(3), pp. 301-314. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000450
35. Causadias J.M., Umana-Taylor A.J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue. American Psychologist, 2018, vol. 73(6), pp. 707-712. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000336
36. Sumner R., Burrow A.L., Hill P.L. The development of purpose in life among adolescents who experience marginalization: Potential opportunities and obstacles. American Psychologist, 2018, vol. 73(6), pp. 740-752. DOI: http://dx.doi. org/10.1037/amp0000249
37. Wedding D. Public education and media relations in psychology. American Psychologist, 2017, vol. 72(8), pp. 764-777. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000202
38. Farber E.W., Ali M.K., Van Sickle K.S., Kaslow N.J. Psychology in patient-centered medical homes: Reducing health disparities and promoting health equity. American Psychologist, 2017, vol. 72(1), pp. 28-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0040358
39. Collins S.E., Clifasefi S.L., Stanton J. et al. Community-based participatory research (CBPR): Towards equitable involvement of community in psychology research. American Psychologist, 2018, vol. 73(7), pp. 884-898. DOI: http://dx.doi. org/10.1037/amp0000167
40. Goodman G.S., Goldfarb D., Quas J.A., Lyon A. Psychological counseling and accuracy of memory for child sexual abuse. American Psychologist, 2017, vol. 72(9), pp. 920-931. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000282
41. Phelps R., Bray J.H., Kearney L.K. A quarter century of psychological practice in mental health and health care: 1990-2016. American Psychologist, 2017, vol. 72(8), pp. 822-836. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000192
42. Lee J.H. Can predictors of trait social anxiety also predict state social anxiety? Integrating personality and cultural variables of social anxiety in Asian Americans. Asian American Journal of Psychology, 2019, vol. 10(1), pp. 58-67. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000120
43. Wang C., La Salle T., Wu C., Do K.A., Sullivan K.E. School climate and parental involvement buffer the risk of peer victimization on suicidal thoughts and behaviors among Asian American middle school students. Asian American Journal of Psychology, 2018, vol. 9(4), pp. 296-307. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000138
© Кочнева Е.М., Гришина А.В., 2019
Информация об авторах Кочнева Елена Михайловна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: e.m. kochneva@yandex. ru Гришина Анна Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: angrishina@mail. ru
Information about authors
Kochneva Elena Michaylovna - the candidate of psychological sciences, the associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: e.m.kochneva@yandex .ru
Grishina Anna Viktorovna - the candidate of psychological sciences, the associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 17.04.2019 Принята к публикации: 01.06.2019 Опубликована: 09.08.2019