Научная статья на тему 'Программа психолого-педагогического сопровождения биологической семьи в условиях реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Программа психолого-педагогического сопровождения биологической семьи в условиях реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
440
68
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мазурчук Екатерина Олеговна

Происходящие в современной России социально-экономические и общественно-политические изменения обуславливают необходимость психолого-педагогического сопровождения биологической семьи. Признание за ребенком права жить и воспитываться в семье актуализирует проблему деинституционализации как основной стратегии профилактики социального сиротства - признание ценности семьи, материнства, отцовства и детства. Вышесказанное определяет необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа направлена на поиск и практическое внедрение современных подходов к работе с биологической семьей, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления детско-родительских отношений, обуславливающих существенные изменения в семейной системе, обеспечивающих реализацию и защиту права ребенка жить и воспитываться в семье.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мазурчук Екатерина Олеговна,

PROGRAM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE BIOLOGICAL FAMILY IN THE CONDITIONS OF REFORMING INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA

Socio-economic and socio-political changes taking place in modern Russia cause the demand for psycho-pedagogical support of biological families. The recognition of the child's right to live and be raised in a family actualizes the problem of de-institutionalization as the main strategy for prevention of social orphanhood the recognition of the value of family, motherhood, fatherhood and childhood. The above identifies the need to develop a program of psychological and pedagogical support of biological families of children brought up in institutions for orphans and children left without parental care. The program is aimed at practical implementation of modern approaches in the work with biological families, optimal forms and methods of interaction to strengthen the parent-child relationship, causing significant changes in the family system, ensuring realization and protection of the right of the child to live and grow up in the family.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Программа психолого-педагогического сопровождения биологической семьи в условиях реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 37.013.42

ББК Ч466.46 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07

Мазурчук Екатерина Олеговна,

ассистент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: MazurchukE@yandex.ru

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическое сопровождение; биологическая семья; этапы психолого-педагогического сопровождения; условия психолого-педагогического сопровождения и направления деятельности.

АННОТАЦИЯ. Происходящие в современной России социально-экономические и общественно-политические изменения обуславливают необходимость психолого-педагогического сопровождения биологической семьи. Признание за ребенком права жить и воспитываться в семье актуализирует проблему деинституционализации как основной стратегии профилактики социального сиротства - признание ценности семьи, материнства, отцовства и детства. Вышесказанное определяет необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа направлена на поиск и практическое внедрение современных подходов к работе с биологической семьей, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления детско-роди-тельских отношений, обуславливающих существенные изменения в семейной системе, обеспечивающих реализацию и защиту права ребенка жить и воспитываться в семье.

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

Assistant Lecturer of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROGRAM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE BIOLOGICAL FAMILY IN THE CONDITIONS OF REFORMING INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA

KEY WORDS: psycho-pedagogical support; biological family; stages of psycho-pedagogical support; conditions of psycho-pedagogical support and directions of activity.

ABSTRACT. Socio-economic and socio-political changes taking place in modern Russia cause the demand for psycho-pedagogical support of biological families. The recognition of the child's right to live and be raised in a family actualizes the problem of de-institutionalization as the main strategy for prevention of social orphanhood - the recognition of the value of family, motherhood, fatherhood and childhood. The above identifies the need to develop a program of psychological and pedagogical support of biological families of children brought up in institutions for orphans and children left without parental care. The program is aimed at practical implementation of modern approaches in the work with biological families, optimal forms and methods of interaction to strengthen the parent-child relationship, causing significant changes in the family system, ensuring realization and protection of the right of the child to live and grow up in the family.

Масштаб сиротства в современной ховного и нравственного оздоровления вос-

России, границы и характер его питанников, оказавшихся в трудной жизнен-

воздействия на социальную сферу общества ной ситуации. Однако ребенок, воспитываю-

позволяют утверждать, что сегодня это на- щийся в детском доме, лишен очень многого,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

циональная проблема. При этом нарушение без чего невозможно полноценное развитие и

структуры и функций семьи, рост числа становление его как личности. Дети-сироты,

разводов и количества неполных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей и

асоциальный образ жизни ряда семей, па- не получившие положительного опыта се-

дение жизненного уровня, ухудшение усло- мейной жизни, не могут создать полноцен-

вий содержания детей, нарастание психо- ную семью. Воспитываясь в государственных

эмоциональных перегрузок у взрослого на- учреждениях, они часто повторяют судьбу

селения, распространение жестокого обра- своих родителей, лишаясь родительских прав,

щения с детьми в семьях свидетельствуют о тем самым, расширяя поле социального си-

кризисе современной семьи и приводят к ротства [15]. Указанное выше приводит к то-

росту социального сиротства [11]. му, что общее психологическое, физическое и

Образовательные учреждения для детей- социальное развитие детей замедляется и ис-

сирот и детей, оставшихся без попечения ро- кажается. Российские исследователи

дителей, прикладывают все усилия для ду- (М. К. Бардышевская, И. В. Дубровина,

© Мазурчук Е. О., 2015

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Э. А. Минкова, В. С. Мухина) говорят о формировании особого типа личности у воспитанника детского дома, связанного с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного, свободного поведения, с преобладанием зависимого и реактивного поведения [8]. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием защитных реакций:

• вместо творческого мышления развивается шаблонное;

• вместо становления произвольности поведения - ориентация на внутренний контроль;

• вместо умения самостоятельно справиться с трудной ситуацией - тенденция к излишне бурному проявлению эмоций.

В этой связи представители государственной власти, делового сообщества, науки, образования, здравоохранения и других социально важных институтов общества все чаще заявляют о необходимости реализации политики деинституционализации как основной стратегии профилактики социального сиротства - признание ценности семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

За последние годы как на федеральном, так и на региональном уровнях принят ряд документов по вопросу совершенствование механизмов функционального взаимодействия с биологической семьей воспитанника детского дома. При этом неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни, низкий уровень психологической, педагогической, правовой культуры и воспитанности родителей, сложности в принятии роли родителя, несформирован-ность ценностно-смысловой основы материнства и отцовства затрудняют процесс оздоровления детско-родительских отношений и возвращения ребенка в биологическую семью [3].

Приоритетные направления государственной и региональной политики в области оказания помощи и поддержки семье и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, обусловили необходимость разработки Программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве объекта психолого-педагогического сопровождения выступает биологическая семья как целостная система, обеспечивающая экономическую, социальную и физическую безопасность ребенка, объединяющая всех своих членов чувством любви и общности.

Предметом психолого-педагогического сопровождения являются психолого-педагогические, структурные и функциональные изменения в семейной системе после крушение жизненных перспектив.

В рамках Программы предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение различных субъектов, к числу которых относятся:

- государственные органы и должностные лица;

- организации и учреждения, деятельность которых связана с профилактикой неблагополучия;

- общественные объединения;

- педагоги;

- воспитанники;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- биологические родители (родственники).

В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения будет являться поиск и практическое внедрение современных подходов в работе с биологической семьей, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления детско-ро-дительских отношений, обуславливающих существенные изменения в семейной системе, обеспечивающих реализацию и защиту права ребенка жить и воспитываться в семье.

Для достижения поставленной цели становится необходимым решить ряд задач психолого-педагогического сопровождения. Во-первых, осуществить диагностирование и анализ социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное влияние на восстановление семьи как благоприятной среды для успешной жизнедеятельности ребенка; прогнозирование позитивной стратегии и тактики. Во-вторых, организовать просветительскую работу, обеспечивающую правовую грамотность родителей и воспитанников, способствовать овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания, основами здорового образа жизни. В-третьих, организовать совместную работу по предупреждению социального сиротства, мобилизовать потенциальные возможности семьи. В-четвертых, развивать консультационные услуги для оказания адресной помощи воспитанникам и родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Психолого-педагогическое сопровождение биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится на следующих принципах:

• обеспечение максимального психологического комфорта всем субъектам психолого-педагогического сопровождения;

• соблюдение интересов ребенка;

• построение взаимодействия всех субъектов на паритетных началах;

• признание за каждым субъектом права на собственную позицию и мнение, выбор решения, уважительное отношение к позиции, мнению и выбору решения;

• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний.

Внедрение в практику новой Программы заставляет основательно разрабатывать этапы ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает три этапа и рассчитана на три года

Первый этап - «Подготовительный». В его рамках планируется осуществить ряд действий, направленных на сбор и анализ информации, необходимой для запуска программы. Реализация этапа начинается с персонализации задач, определения ответственных, выбора средств решения задач, установления сроков и формы контроля. Затем проводится анализ эффективности существующих подходов, форм и методов работы с биологической семьей, осуществляется поиск образцов социально-педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для реализации программы. Создается банк передовых социально-педагогических технологий, а также банк данных о различных общественных организациях, заинтересованных в оказании социальной помощи биологической семье. Далее на первом этапе реализации программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется разработка методических материалов, обеспечивающих достижение основных направлений работы образовательного учреждения:

• индивидуальная карта семьи;

• технология работы с биологической семьей;

• журнал регистрации дистанционной связи с биологическими родителями;

• конспекты лекций для родительского лектория (информационный бюллетень);

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• планы индивидуальных бесед;

• подготовка диагностического инструментария для оценки результатов психолого-педагогического сопровождения биологической семьи;

• подготовка диагностического инструментария, обеспечивающего процесс психолого-педагогического сопровождения биологической семьи (тесты, проективные методики);

• подготовка методических рекомендаций социальному педагогу, воспитателям и педагогу-психологу по организации психолого-педагогического сопровождения биологической семьи.

Завершение подготовительного этапа Программы предполагает ее презентацию на педагогическом совете, совете государственных опекунов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представление рецензентам для проведения внешней экспертизы.

Второй этап - «Организационно-исследовательский» - предполагает реализацию основных направлений Программы с учетом изменений в федеральном и региональном культурно-образовательном пространстве по разработанной технологии работы с биологической семьей.

«Итоговый этап» является заключительным в реализации программы. Он необходим для получения информации о результатах и их анализа. В рамках данного этапа предполагается проведение диагностики эффективности реализации основных направлений и коррекция неблагоприятных тенденций развития. Итоговый этап завершается обсуждением результатов реализации Программы на педагогическом совете, совете государственных опекунов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Процесс реализации указанных выше этапов Программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализирует необходимость использовать определенные направления деятельности. В рамках программы они обозначены как:

• аналитико-прогностическое;

• просветительское;

• организационно-координирующее;

• консультационное.

Аналитико-прогностическое направление включает следующие компоненты:

• изучение истории биологической семьи с целью выявления причин помещения ребенка в детский дом;

• сбор первичной информации о данной биологической семье через различные источники;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• диагностика семейного благополучия, выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию биологической семьи;

• заполнение индивидуальной карты биологической семьи;

• формирование банка данных о биологических семьях воспитанников;

• составление индивидуальном траектории развития биологической семьи в соответствии с разработанной технологией работы с биологической семьей;

• выявление отношения воспитанника к биологической семье.

Просветительское направление деятельности конкретизируется в следующем:

• организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;

• организация правового всеобуча;

• знакомство с положительным опытом воспитания детей;

• оказание практической помощи и педагогической поддержки;

• знакомство с различными вариантами позитивных стратегий и тактик функционирования семьи.

Следующее, организационно-коорди-нирующее, направление предполагает:

• осуществление посреднической работы в сложившейся кризисной для биологической семьи ситуации;

• мобилизацию потенциальных возможностей семьи;

• психологическую коррекцию и социально-педагогическую реабилитацию биологической семьи;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• разработку и совместное выполнение плана действий по реабилитации биологической семьи;

• организацию и проведение контролируемых встреч при условии положительной индивидуальной траектории развития биологической семьи;

• психологическую подготовку ребенка к передаче его в биологическую семью при условии положительной индивидуальной траектории ее развития.

В рамках консультационного направления деятельности необходимо:

• проведение индивидуальных консультаций с биологической семьей по актуальным для нее проблемам;

• проведение индивидуальных консультаций с воспитанником по возникающим в процессе взаимодействия проблемам;

• использование индивидуальных поручений биологической семье в зависимости от ее траектории развития;

• проведение индивидуальных собеседований с членами биологической семьи, кровными родственниками, воспитанником.

Одной из важных составных частей Программы психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются условия реализации. Указанный

факт объясняется тем, что система условий реализации Программы образует в детском доме культурно-образовательную среду, которая:

• обеспечивает достижение цели психолого-педагогического сопровождения и его качество;

• гарантирует сохранение и укрепление психологического, эмоционального и социального здоровья воспитанников;

• обеспечивает для субъектов психолого-педагогического сопровождения:

- возможность достижения планируемых результатов;

- восстановление семейного благополучия;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- формирование социально значимых ценностей, здоровый образ жизни;

- индивидуализацию процесса психолого-педагогического сопровождения отдельно взятой биологической семьи посредством проектирования и реализации индивидуальных траекторий развития, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке социального педагога, воспитателей, педагога-психолога и других специалистов;

- организацию комплексного взаимодействия с государственными и общественными организациями, направленного на восстановление семейного благополучия;

- формирование у родителей опыта социально одобряемой деятельности;

- формирование у родителей экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

- использование современных подходов, форм и методов психолого-педагогического сопровождения, обновление содержания Программы и технологий ее реализации в соответствии с требованиями нового времени;

- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников детского дома, повышение их профессионально-педагогической компетентности.

Отметим, что система условий учитывает организационную структуру детского дома, а также его взаимодействие с социальными партнерами.

Рассмотрим подробнее каждое условие. Психолого-педагогические условия обеспечивают:

• преемственность подходов, форм и методов социально-психологического сопровождения биологической семьи;

• учет специфики возрастного, психофизического и эмоционального развития контингента воспитанников и родителей;

• вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения (сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни у родителей, психолого-педагогическая поддержка воспитанников и родителей);

• вариативность форм психолого-педагогического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, кор-рекционная работа, просвещение и др.).

Методические условия необходимы для обеспечения реализации Программы и гарантируют широкий, постоянный и устойчивый доступ для всех субъектов психолого-педагогического сопровождения к любой информации, связанной с реализацией Программы, достижением планируемых результатов, организацией процесса сопровождения и условиями его осуществления.

Методическое обеспечение реализации Программы гарантирует информационную поддержку психолого-педагогической деятельности субъектов сопровождения на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (поиск документов по любому критерию, доступ к электронным материалам и ресурсам Интернета).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Кадровые условия предполагают непрерывность профессионального развития педагогических работников детского дома за счет обеспечения освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ, раскрывающих сущность и содержание работы с биологической семьей, в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Педагогические работники детского дома должны быть активно включены в научно-исследовательскую деятельность, тесно сотрудничать с вузами города и страны. Эти работники должны иметь научные публикации, участвовать в научно-практических конференциях различного уровня, семинарах, круглых столах по актуальным проблемам работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Материально-технические условия обеспечивают следующие возможности реализации Программы:

• размещение необходимой информации на сайте детского дома;

• обеспечение доступа к библиотеке детского дома, к информационным интернет-ресурсам, множительной технике для тиражирования методических, текстогра-фических и аудиовидеоматериалов.

К организационным условиям реализации Программы относится:

• обеспечение частоты встреч с биологическими семьями - один раз в месяц (по ситуации) в течение первого этапа реализации программы, на втором и третьем этапе - по необходимости, но не реже одного раза в два месяца;

• выстраивание постоянного доверительного контакта с биологическими семьями;

• формирование плана работы с биологической семьей в соответствии с результатами диагностики, отраженными в индивидуальной карте семьи, и его корректировка в течение года.

Далее, на наш взгляд, необходимо описать ожидаемые результаты реализации Программы, т. е. объяснить, чего именно позволит достичь проведение мероприятий, предусмотренных ею:

• организовать социально-педагогическую, психолого-педагогическую, медико-социальную помощь биологическим семьям;

• достичь максимально возможного повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей, их правовой грамотности путем реализации медико-социального и психолого-педагогического просвещения, пропаганды здорового образа жизни, медико-социального патронажа, социального контроля, социального планирования, правового просвещения, правового контроля с привлечением учреждений социальной сферы, организаций и предприятий, общественных объединений;

• развить пропаганду положительного опыта детско-родительских отношений благополучных семей, здорового образа жизни.

Мы полагаем, что реализация Программы по предложенным этапам и с использованием описанных выше направлений деятельности должна привести к получению конечных таких результатов:

• снижение количества неблагополучных семей;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• формирование благоприятного семейного микроклимата для жизни и развития детей;

• повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей, правовой грамотности;

• добровольный и сознательный подход родителей к выбору форм и методов восстановления детско-родительских отношений;

• получение положительного опыта детско-родительских отношений неблагополучными семьями;

• увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и др.;

• сокращение количества проявлений неблагополучия в семьях;

• повышение уровня социальной активности родителей.

Дать качественную оценку конечным результатам, на наш взгляд, поможет использование описанных в Программе индикаторов эффективности. К ним относится:

• увеличение доли родителей, получивших социально-педагогические, психолого-психологические и др. консультации, от общего числа родителей;

• увеличение доли семей, приобщенных к здоровому образу жизни, от общего количества семей;

• проведение эффективной реабилитации и адаптации детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• увеличение процента трудоустроенных родителей;

• снижение количества социально опасных семей.

Представленная в данной статье Программа психолого-педагогического сопровождения биологической семьи воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не претендует на исчерпывающие решение актуальной для современного общества проблемы. В дальнейшем планируется разработка содержания основных направлений психолого-педагогического сопровождения указанной категории граждан, поиск инновационных методов, приемов и технологий.

ЛИТЕРАТУРА

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Амосова А. А. Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 379-381. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=l78235l3.

2. Анохина Н. Е., Зикратов В. В. Родительское образование: каким ему быть в современных условиях? // Социальная педагогика. 2010. № 5. С. 32-37. URL: http://elibrary.ru/item.as p?id=l5543890.

3. Васягина Н. Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей / / Пед. образование в России. 2011. № 3. С. 126-132.

4. Гордеева М. Зона особого внимания // Семья и школа. 2013. № 7/8. С. 24-27.

5. Жаров А. А. Лишение родительских прав в отношении детей, оставшихся без попечения родителей / / Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 9-10. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=15210321.

6. Иванов А. С. Лица, лишенные родительских прав, кто они? URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=18079326.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М. : Ин-т психотерапии, 2003.

8. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства / под ред.

B. С. Мухиной. М. : Прометей, 2011.

9. Русакова Н. А. Социально-педагогическое сопровождение социализации подростков, лишенных родительского попечения, в профессиональной замещающей семье // Народное образование. 2009. № 6.

C. 102-105.

10. Тарасова С. А. Крылова И. Г. Институт для родителей: повышение психолого-педагогической компетентности // Социальная педагогика в России. 2011. № 2. С. 44-50. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=16357 314.

11. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

12. Шихмирзаева С. Н. Особенности работы педагога-психолога в неблагополучных семьях // Известия дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 64-66. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=17776262.

13. Штраус В. Особенности психолого-педагогического и социального сопровождения субъектов образовательного процесса // Воспитательная работа в школе. 2012. № 5. C. 47-50. URL: http: //ebiblioteka.ru/search/simple/doc?art=1&id=27334159.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

14. Шульга Т. И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник моск. гос. обл. ун-та. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 40-44. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15604352.

15. Юнда И. Ф. Социально-психологические основы семейной жизни. Киев, 2010.

LITERATURE

1. Amosova A. A. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka neblagopoluchnykh semey // Regional'noe ob-razovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2012. № 5. S. 379-381. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=17823513.

2. Anokhina N. E., Zikratov V. V. Roditel'skoe obrazovanie: kakim emu byt' v sovremennykh usloviyakh? // Sotsial'naya pedagogika. 2010. № 5. S. 32-37. URL: http://elibrary.ru/item.as p?id=15543890.

3. Vasyagina N. N. Obuchenie kak forma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya roditeley // Ped. obrazovanie v Rossii. 2011. № 3. S. 126-132.

4. Gordeeva M. Zona osobogo vnimaniya // Sem'ya i shkola. 2013. № 7/8. S. 24-27.

5. Zharov A. A. Lishenie roditel'skikh prav v otnoshenii detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley // Voprosy yuvenal'noy yustitsii. 2010. № 4. S. 9-10. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15210321.

6. Ivanov A. S. Litsa, lishennye roditel'skikh prav, kto oni? URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18079326.

7. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. M. : In-t psikhoterapii, 2003.

8. Osobennosti razvitiya lichnosti rebenka, lishennogo roditel'skogo popechitel'stva / pod red. V. S. Mukhi-noy. M. : Prometey, 2011.

9. Rusakova N. A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsializatsii podrostkov, lishennykh roditel'skogo popecheniya, v professional'noy zameshchayushchey sem'e // Narodnoe obrazovanie. 2009. № 6. S. 102-105.

10. Tarasova S. A. Krylova I. G. Institut dlya roditeley: povyshenie psikhologo-pedagogicheskoy kompetent-nosti // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. 2011. № 2. S. 44-50. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16357 314.

11. Tseluyko V. M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i. M. : VLADOS-PRESS, 2006.

12. Shikhmirzaeva S. N. Osobennosti raboty pedagoga-psikhologa v neblagopoluchnykh sem'yakh // Izves-tiya dagestanskogo gos. ped. un-ta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 1. S. 64-66. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=l7776262.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13. Shtraus V. Osobennosti psikhologo-pedagogicheskogo i sotsial'nogo soprovozhdeniya sub"ektov ob-razovatel'nogo protsessa / / Vospitatel'naya rabota v shkole. 2012. № 5. C. 47-50. URL: http: //ebiblioteka.ru/search/simple/doc?art=1&id=27334159.

14. Shul'ga T. I. Spetsifika okazaniya pomoshchi sem'yam gruppy riska // Vestnik mosk. gos. obl. un-ta. Se-riya: Psikhologicheskie nauki. 2010. № 4. S. 40-44. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15604352.

15. Yunda I. F. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy semeynoy zhizni. Kiev, 2010.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.