УДК 364-787.2:37.013.42 ББК Ч466.46+С991
ГСНТИ 14.07.01; 15.81.21
Код ВАК 13.00.01; 19.00.07
Мазурчук Екатерина Олеговна,
аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Мазурчук Нина Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деинституционализация; психолого-педагогическое сопровождение; технология сопровождения; этапы технологии сопровождения; биологическая (кровная) семья.
АННОТАЦИЯ. Современное социокультурное пространство России характеризуется проведением политики развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех регионах Российской Федерации, согласно нормативным документам, деинститу-ционализация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее перспективной и создает условия для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Помимо закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации форм устройства особую значимость приобретает возвращение ребенка в биологическую (кровную) семью. Возникновение новой формы жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обуславливает необходимость разработки и внедрения технологии сопровождения данной категории семей, которая направлена на возвращение статуса «родителя» родителям, выразившим желание восстановить родительские права, или расширение их правовых полномочий.
Mazurchuk Ekaterina Olegovna,
Post-graduate Student of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Mazorchuk Nina Ivanovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogic University; Ekaterinburg, Russia.
TECHNOLOGY OF SUPPORT OF A BIOLOGICAL FAMILY IN THE CONTEXT OF DEINSTITUTIONALIZATION OF STATE INSTITUTIONS FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
KEYWORDS: deinstitutionalization; psycho-pedagogical support; technology of support; stages of technology of support; biological (blood) family.
ABSTRACT. The contemporary socio-cultural space of Russia is characterized by the policy of development of family forms of placement of children-orphans and children left without parental care. In all regions of the Russian Federation, according to regulations, the deinstitutionalization of establishments for children-orphans and children left without parental care is the most promising policy and it creates conditions for the realization of the right of the child to live and grow up in a family. Particular significance is given to the return of the child into a biological (blood) family in addition to its forms guaranteed in the Family Code of the Russian Federation. The emergence of a new form of arrangement of the life of a child left without parental care determines the need for the development and implementation of technology of support for this category of families, which would be aimed at regaining the status of «parent» to parents who have expressed a desire to restore parental rights, or the extension of their legal powers.
П:
олитика деинституционализации .как основной стратегии профилактики социального сиротства в нашей стране обусловила изменения видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они закреплены в положении «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая
2014г. № 481, и предполагают смещение акцентов в сторону признания ценности семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье [7]. Главным условием эффективности политики деинституцио-нализации является обеспечение своевременной, комплексной, адресной, квалифицированной помощи детям и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации [11].
Согласно данной политике приоритетными являются различные формы семейного устройства: усыновление, опека / попе-
© Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И., 2015
чительство, приемная семья, патронатная семья, «гостевая семья» [10]. Однако детальный анализ семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, дает основание полагать, что воссоединение биологической семьи является наиболее перспективной формой, так как имеет существенный потенциал развития в условиях признания семьи базовой национальной ценностью.
Процесс воссоединения биологической (кровной) семьи включает решение ряда промежуточных и основных задач. К промежуточным задачам следует отнести:
• внедрение инновационных технологий работы с кризисной семьей;
• разработка процедуры социального патроната;
• введение процедуры временного изъятия ребенка из семьи;
• разработка плана по защите прав ребенка.
К основным задачам, как показал анализ деятельности государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится психолого-педагогическое сопровождение биологической (кровной) семьи.
Идея психолого-педагогического сопровождения в отечественной науке стала развиваться с момента формирования гуманистической направленности образования.
Так, в отечественной науке для обозначения данного процесса было принято использовать несколько терминов:
• «содействие» (И. В. Дубровина);
• «соработничество» (С. С. Хоружий);
• «событие» (В. И. Слободчиков);
• «сопровождение» (А. М. Волков);
• «психологическое, или психолого-педагогическое сопровождение» (М. Р. Би-тянова) [4; 14; 12; 8; 2].
Одним из наиболее распространенных, как показывает анализ научных источников, стал термин «сопровождение», а затем «психолого-педагогическое сопровождение». Данный факт обусловлен широким смыслом слова «сопровождение», который совпадает с сущностными характеристиками психолого-педагогической помощи категориям лиц, находящимся в кризисной ситуации.
Углубляясь в этимологию слова «сопровождение» можно наблюдать, что в толковом словаре С. И. Ожегова данный термин рассматривается как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь» [6]. В словаре синонимов «сопровождение» это «провожать, сопутствовать, идти рука об руку, следовать за кем-то, конвоировать; вторить, подыгрывать, аккомпанировать».
Проведенный лингвистический анализ дает основание полагать, что понятие «сопровождение» имеет несколько содержательных трактовок. Следует отметить, что смысл толкования зависит от области применения термина, но всегда обозначает одновременность происходящего явления или действия. В этой связи, особого внимания заслуживает тот факт, что, если мы употребляем рассматриваемое слово как глагол с возвратной частицей «ся» в содержательной характеристике смещается акцент на сопровождаемого (курируемого). Данный факт позволяет рассмотреть понятие «сопровождение» как «процесс влечения за собой; как непосредственное продолжение или следствие», «процесс снабжения, дополнения чем-либо». Именно такая трактовка позволяет использовать термин «сопровождение» в рамках практической деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для проявления потенциала личности биологических родителей.
В этой связи психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как:
• помощь биологическим родителям, в основе которой лежит сохранение максимума их свободы и ответственности за выбор решения актуальной проблемы;
• мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников;
• помощь в формировании ориентаци-онного поля, где ответственность за действие несет сама семья [1].
Основной целью психолого-педагогического сопровождения биологических родителей является открытие перспектив личностного роста, переход в «зону развития» личности, которая ранее им была недоступна.
Основной сущностной характеристикой данного процесса становится создание условий для перехода биологических родителей к самопомощи.
Методологический анализ разнообразных концепций позволяет констатировать тот факт, что сопровождение на современном этапе рассматривается как форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи (патронаж).
Однако следует отметить тот факт, что в отличие от коррекции сопровождение предполагает не «исправление недостатков», а поиск внутренних потенциальных ресурсов развития биологических родителей, опору на их возможности и создание специфических условий для гармонизации взаимоотношений в разных диадах (ребенок-родитель, родитель-родитель). В этом
случае результатом психолого-педагогического сопровождения будет выступать инте-гративное качество - адаптивность.
Е. И. Казакова в рамках своего исследования предлагает рассматривать сопровождение как метод, процесс, службу.
Исходя из этого утверждения, автор предлагает рассматривать метод сопровождения как способ практического осуществления процесса сопровождения, тогда как службу сопровождения она определяет как средство реализации процесса сопровождения.
Е. И. Казакова утверждает, что процесс психолого-педагогического сопровождения должен базироваться на 5 ключевых принципах:
• мультидисциплинарность процесса сопровождения;
• приоритет интересов сопровождаемого;
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• непрерывность процесса сопровождения;
• стремление к автономизации [9].
Существенный вклад в развитие представлений о сопровождении внесла Р. В. Ов-чарова, предложившая несколько его видов и разработавшая модель психолого-педагогического сопровождения.
В рамках своего исследования автор определяет сопровождение как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья биологической семьи, полноценного развития личности ее членов и формирования их как субъектов жизнедеятельности [5].
Ю. П. Федорова [13] констатирует, что стандартные направления (психодиагностика, психокоррекция, консультирование и просвещение) деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения приобретают свою специфику при работе с биологической семьей, находящейся в сложной жизненной ситуации.
Так, характерными чертами психодиагностического направления, по ее мнению, выступают:
• обусловленность диагностических результатов социальной ситуацией, в которой находится биологическая семья, и субъективными сложностями, с которыми сопряжено это положение;
• использование диагностики как стартовой площадки сопровождения, нацеленность ее на информационное обеспечение данного процесса;
• систематичность отслеживания психолого-педагогического статуса биологиче-
ской семьи с точки зрения ее актуального состояния и перспектив ближайшего развития на всем протяжении сопровождения;
• направленность на выявление сильных сторон, потенциала личности членов биологической семьи;
• определение целесообразности выбранной стратегии сопровождения.
Автор отмечает, что содержание сопровождения должно соответствовать тем особенностям биологической семьи, которые были выявлены на диагностическом этапе, и обеспечивать ее полноценное развитие на данном этапе.
Психокоррекционная работа, по мнению исследователя, будет определяться теми компонентами психолого-педагогического статуса биологической семьи, уровень развития и содержание которого не соответствует норме.
Консультативная и просветительская деятельность в процессе сопровождения биологической семьи должна организовываться в трех основных направлениях:
• сбор и учет информации о развитии биологической семьи;
• разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с членами биологической семьи;
• проектирование процесса их психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, подводя итог рассмотрению основных положений исследования Ю. П. Федоровой, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается ей как комплексная технология и эффективная система профессиональной деятельности, проявляющаяся в различных формах.
Сопоставляя все рассмотренные точки зрения на психолого-педагогическое сопровождение, можно резюмировать, что данный процесс имеет качественное разнообразие видов, направлений и форм, которые различаются по своей направленности, предмету и объекту. Однако при всем многообразии подходов к рассмотрению процесса сопровождения биологической семьи прослеживается малоизученность технологических основ его применения.
В этой связи, актуализируется потребность в разработке технологии психолого-педагогического сопровождения биологической семьи, предусматривающей достижение результата и получение продукта деятельности субъектов сопровождения. Предложенная технология включает 5 этапов. Перейдем к более детальному рассмотрению каждого из них.
Так, первый этап нацелен на выявление причин помещения ребенка в государственное учреждение для детей-сирот и де-
тей, оставшихся без попечения родителей. Указанная цель достигается пошаговым движением к результату и продукту.
Шаг 1. Изучение истории биологической семьи.
Шаг 2. Сбор первичной информации о данной биологической семье через различные источники.
Шаг 3. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию биологической семьи.
Шаг 4. Выявление отношения ребенка к биологической семье.
Результатом первого этапа будет являться осознание социальным педагогом существующих проблем. Продуктом - индивидуальная карта биологической семьи.
На втором этапе целью выступает организация максимально возможной помощи биологическим родителям. Для ее достижения необходимо совершить следующий ряд шагов.
Шаг 5. Изучение и использование ресурсов ближайшего социального окружения.
Шаг 6. Поиск референтного лица в социальном окружении семьи.
Шаг 7. Разработка и внедрение индивидуального плана работы с биологической семьей, включающего:
• организацию родительского всеобуча;
• организацию совместной работы с государственными учреждениями, социальными службами, общественными организациями для:
- медико-социального просвещения;
- пропаганды здорового образа жизни;
- медико-социального патронажа;
- социального контроля;
- социального планирования;
- правового просвещения;
- правового контроля и т.д.
Шаг 8. Осуществление посреднической работы (отдел опеки - социальный педагог - биологическая семья; ребенок -педагог-психолог - биологическая семья и т.п.). Выдвинутая цель определяет результат второго этапа, который заключается в оптимизации процесса функционирования биологической семьи, изменении отношения к ребенку:
• повышение уровня жизни семьи;
• частичный отказ от аддиктивного поведения;
• восстановление контактов биологической семьи с ближним социальным окружением;
• улучшение бытовых условий;
• решены специфические для данной семьи проблемы.
Продуктом второго этапа реализации технологии психолого-педагогического сопровождения является индивидуальная
траектория развития биологической семьи с положительной перспективой.
Третий этап нацелен на установление контакта между ребенком и биологическими родителями и предполагает совершение двух последующих шагов.
Шаг 9. Непосредственное взаимодействие ребенка с биологической семьей (организованные и контролируемые встречи).
Шаг 10. Косвенное взаимодействие ребенка с биологической семьей (телефонные звонки, письма, фото, зшз-сообщения, подарки и т. п.).
Третий этап завершается установлением взаимодействия ребенка с биологической семьей:
• включение родителей в референтную группу ребенка;
• частота контакта;
• характер взаимодействия (позитивный, негативный, нейтральный).
Полученный результат обуславливает продукт третьего этапа - карта наблюдения за характером взаимодействия, заключение по результатам диагностики с использованием методик «Рисунок семьи» и «Мой круг общения», журнал регистрации контролируемых контактов ребенка и биологических родителей.
Целью четвертого этапа является психолого-педагогическая подготовка ребенка к процессу его передачи в биологическую семью. Достижение цели обеспечивается следующим движением.
Шаг 11. Диагностика эмоционального состояния ребенка на текущий момент. Коррекция эмоционального состояния в случае необходимости.
Шаг 12. Подготовка ребенка к суду с использованием элементов психотерапии.
Шаг 13. Подготовка ребенка к жизни в новых условиях (расширение поведенческого репертуара).
Результатом текущего этапа будет установление стабильного эмоционального состояния ребенка. Продуктом - заключение по итогам диагностического обследования эмоционального состояния ребенка.
Заключительный - пятый - этап технологии психолого-педагогического сопровождения нацелен на отстаивание интересов биологических родителей в восстановлении родительских прав, снятии ограничения в родительских правах. Для этого необходимо последовательное продвижение по двум завершающим шагам.
Шаг 14. Содействие в составлении искового заявления по восстановлению в родительских правах, снятию ограничения в родительских правах.
Шаг 15. Подготовка документов и доказательств, свидетельствующих о готовнос-
ти биологической семьи принять на воспи- лизации государственных учреждений для тание ребенка. детей-сирот и детей, оставшихся без попеВ качестве результата пятого этапа пред- чения родителей, предложенная техноло-полагается возвращение статуса «родителя» гия психолого-педагогического сопровож-или расширение правовых полномочий. дения биологических родителей является Продуктом будет выступать решение суда. действенным инструментом воссоединения
Резюмируя вышесказанное, следует биологической семьи. отметить, что в условиях деинституциона-
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Mетодология современной психологии : монография. M. : MПСИ; Воронеж : MО-ДЭК, 2009. 216 с.
2. Битянова M. Р. Организация психологической работы в школе. URL: http://psych]iЪ.ru/mgppu/Ъit/bit-GGl-.htm.
3. Васягина H. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве. Екатеринбург, 2013.
4. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. M., 2GG1. С. 50-54.
5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. M. : Институт психотерапии, 2003.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/22S042.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
S. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды : коллект. моногр. URL: http://www.rae.ru/monographs/i3S.
9. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л. M. Шипицыной. M. : ВЛАДОС, 2003.
10. Семейный Кодекс РФ, принятый ГД ФС РФ 08.12.1995 г. (действующая редакция от 01.09. 2013 г.).
11. Семья Г. В. Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против. M., 2005.
12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. URL: http: //psy.khspu.ru/wp-content.pdf.
13. Федорова Ю. П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2003.
14. Хоружий С. С. Философия под антропологическим углом зрения. URL: https://docviewer.yandex.ru/?ur]=http%зA%2F%2Fiph.ras.ru%2FupШ]e%2Froot%2FЪiЪ]io%2Fpj%2Fpj_3%2Fз .pdf&name=3.pdf&]ang=ru&c=5б2dfG3S55dc&page=l7.
REFERENCES
1. Berulava G. A. Metodologiya sovremennoy psikhologii : monografiya. M. : MPSI; Voronezh : MO-DEK, 2009. 21б s.
2. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole. URL: http: //psych]iЪ.ru/mgppu/Ъit/Ъit-GGl-.htm.
3. Vasyagina N. N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve. Ekaterinburg, 2013.
4. Dubrovina I. V. Sem'ya i sotsializatsiya rebenka // Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: khre-stomatiya. M., 2001. S. 50-54.
5. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. M. : In-stitut psikhoterapii, 2003.
6. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar' URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/22S042.
7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 maya 2014g. № 481 «O deyatel'nosti organizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, i ob ustroystve v nikh detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley».
S. Psikhologicheskaya adaptatsiya i psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka v oslozhnennykh usloviyakh zhiz-nennoy sredy : kollekt. monogr. URL: http://www.rae.ru/monographs/i3S.
9. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka / pod red. L. M. Shipit-synoy. M. : VLADOS, 2003.
10. Semeynyy Kodeks RF, prinyatyy GD FS RF GS.12.1995 g. (deystvuyushchaya redaktsiya ot 01.09. 2013 g.).
11. Sem'ya G. V. Reforma sirotskikh uchrezhdeniy. Deinstitutsionalizatsiya: za i protiv. M., 2005.
12. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. URL: http://psy.khspu.ru/wp-content.pdf.
13. Fedorova Yu. P. Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov v chastnoy shkole : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kursk, 2003.
14. Khoruzhiy S. S. Filosofiya pod antropologicheskim uglom zreniya. URL: https://docviewer.yandex.ru/?ur]=http%зA%2F%2Fiph.ras.ru%2Fup]fi]e%2Froot%2FЪiЪ]io%2Fpj%2Fpj_3%2Fз .pdf&name=3.pdf&]ang=ru&c=5б2dfG3S55dc&page=l7.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Л. Фоменко.