Научная статья на тему 'О проблеме семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их психолого-педагогического сопровождения'

О проблеме семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1585
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СЕМЕЙНОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО / ЗАМЕЩАЮЩАЯ ЗАБОТА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ORPHANS / TO LIVE IN FAMILY / TO DEPUTIZE FOR PARENS / FAMILY EDUCATION / THE ESCORT OF THE TEACHER-PSYCHOLODIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Наталья Ивановна

Рассматривается актуальная проблема семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцент делается на приоритетность семейного воспитания и необходимость психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THIS PROBLEM IS ABOUT THE ESCORT OF FAMILY'S FORMS OF CHILDREN-OPHENS' UP BRINGING

This article is devoted by the topical problem. This problem of the problem of children without parents. It is impotant to live and to resieve education in the family. It is nessesary to have the escort of the teacher-psycholodist for children.

Текст научной работы на тему «О проблеме семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их психолого-педагогического сопровождения»

О ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Н.И. Кондратьева (Чита)

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема - семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцент делается на приоритетность семейного воспитания и необходимость психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, семейное жизнеустройство, замещающая забота, семейное воспитание, психолого-педагогическое сопровождение.

Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. Однако в настоящее время Россия переживает третью волну сиротства. Две предыдущие были связаны с войнами (Первой мировой войной и революцией и Великой Отечественной войной). В мирное время трудно признать и принять как естественные основные причины детского сиротства: алкоголизм родителей; жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями; преждевременная смерть родителей (чаще всего из-за неестественная); увеличение численности недееспособных родителей (одна из распространенных причин - психическое заболевание); отказ от детей младенческого возраста; большое количество родителей, находящихся в местах лишения свободы. Следствие указанных причин - невозможность воспитывать своих детей. Дальнейшая судьба детей, оставшихся без попечения родителей, определяется их устройством в детский дом либо в семью.

Жизнь ребенка в детском доме затрудняет социализацию ребенка, приводит к серьезным проблемам внут-риличностного, межличностного характера и т.д. Семейное жизнеустройство детей-сирот - один из важных путей решения проблемы сиротства, позволяющий реализовать право ребенка на семью. Семья является средой, в которой возможно установление интимных, эмоционально насыщенных отношений с родителями и формирование здоровой, активной и социально адаптированной личности [1, 2]. В своем ежегодном послании к Федеральному собранию Российской Федерации в 2006 г. Президент России В.В. Путин обозначил важность семенного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагая субъектам Российской Федерации обратить на эту проблему пристальное внимание, и отметил, что крайне важно восстановить старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу, ведь любовь к Родине начинается с любви к своей семье [3].

Среди важнейших факторов, определяющих значимость семейного воспитания, исследователи называют глубоко эмоциональный, интимный характер внутрисемейных отношений (Ю.П. Азаров, А.В. Петровский и др.), постоянство и длительность воспитательных воздействий (Т.А. Маркова, 3. Матейчек и др.), наличие

объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, постепенное приобщение их к социальной жизни и поэтапное расширение кругозора и опыта (Т.А. Куликова,

A.Г. Харчев), дифференцированность семейной социальной группы, в которой представлены различные возрастные, половые и профессиональные «подсистемы» (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников) [5].

В теории и практике психологии в настоящее время формируется система психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в ряде исследований (Г. Адамсон,

B. Голанс, О.М. Дерябина, А.И. Довгалевская, О.В. 3а-водилкина, В.К. Зарецкий, Н.П. Иванова, А. Кадушин, Г.С. Красницкая, Р.В. Овчарова, В.Н. Ослон, С.С. Пию-кова, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогорова, В.М. Це-луйко и др.). Необходима подготовка будущих родителей к принятию ребенка в семью. Анализ психологопедагогической литературы показал, что в основном авторами рассматриваются разнообразные подходы к работе с профессиональными приемными семьями [4, 6]. Проблема психолого-педагогического сопровождения таких форм семейного устройства, как опека, в доступной нам литературе освещена неполно. Сопровождение профессиональных и непрофессиональных форм семейного устройства имеет существенные отличия, связанные с мотивами принятия ребенка в семью, оплатой труда приемных родителей и т.д.

В Читинской области на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в пси-холого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования “Семья”» (далее по тексту - ГОУ «Центр Семья»), развивается новое направление деятельности - психолого-педагогическое сопровождение семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это направление реализуется через внедрение модели психолого-педа-гогического сопровождения семейного жизнеустройства де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработка, апробация, внедрение модели сопровождения происходило в несколько этапов.

Первый этап (2003-2004 гг.) - изучение общественного мнения, востребованность и необходимость пси-

холого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка основных компонентов модели. Было проведено несколько социологических опросов населения Читинской области (городского и сельского), позволяющих изучить степень знаний о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, мотивы принятия в семью и т.д. Обобщенные результаты анкетирования показали: свыше 90% из 200 опрошенных отметили необходимость получения информации об устройстве детей-сирот в семью; 70% респондентов имели верное представление о такой форме устройства детей, как усыновление; только 22% дали верное определение опеке и попечительству; 11% знали, что такое патронатное воспитание, и только 5% верно дали определение приемной семье. Между тем самой распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью в Читинской области является опека и попечительство.

Важно, на наш взгляд, что необходимость психологической помощи, сопровождения семей в период оформления документов, адаптации ребенка к новой среде отмечена в 75% случаев. Опрос специалистов органов опеки также показал необходимость такого вида помощи.

Полученные результаты позволили наметить теоретические направления исследования вопроса психоло-го-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анкетирование, направленное на изучение мнения родителей, воспитывающих кровных детей, о возможности принять ребенка в семью, позволило сделать следующие выводы. В свою семью приняли бы ребенка-сироту родители при условии: материальной стабильности - 40%, помощи от государства - 40%, осведомленности об истории рождения - 13,3%, любви к ребенку - 19%, поддержки близких - 7%, наличия льгот при обучении - 7%. По мнению 80% семей, проблема семейного жизнеустройства касается каждой семьи, а не только тех, кто заинтересован в этом по личным причинам. Ведущими мотивами принятия ребенка в семью 70% опрошенных считают невозможность иметь собственных детей, наряду с этим 50% отмечают любовь к детям. На основании данных анкетирования был подробно разработан блок по информированию населения о формах устройства детей в семью. Одновременно проводился анализ имеющейся литературы.

На втором этапе (2005-2006 гг.) была апробирована и внедрена модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как деятельность, касающаяся не только подготовки семей к принятию ребенка и

сопровождения семьи в дальнейшем, но и как краткосрочное обучение специалистов, работающих с семьями, имеющими приемных детей. Обучение специалистов осуществляется для всех районов Читинской области. Нами были выделены следующие практические задачи:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на пропаганду семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Обеспечить подготовку специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по защите и охране прав детства, специалистов органов опеки и попечительства) через проблемные семинары во всех районах области.

3. Разработать общий алгоритм консультирования опекунов, приемных родителей, обратившихся в ГОУ «Центр Семья», их дальнейшее сопровождение.

4. Подготовить диагностический инструментарий для изучения различных сфер личности, сферы общения, стиля семейного воспитания, мотивов создания семьи и т.д.

Поставленные задачи реализуются через такие формы работы, как семинары, лекции, круглые столы, творческие гостиные, дни открытых дверей, театрализованные мероприятия с одновременным проведением дискуссий о трудностях и путях их решения в приемных семьях, выпуск брошюр и практических рекомендаций для родителей, тренинги, ролевые игры, коррекционноразвивающие занятия с детьми, индивидуальное психологическое консультирование по запросу и др.

Целевой группой для нас стали кандидаты в опекуны и потенциальные приемные родители, опекуны, специалисты, работающие с семьями, имеющими приемных детей.

Показателем эффективности внедряемой модели могут служить повышение уровня родительской компетентности участников целевой группы, а также повышение степени активности и заинтересованности в вопросах психолого-педагогического сопровождения семей с приемными детьми участников целевой группы.

В реализуемой модели нами были выделены несколько взаимосвязанных направлений:

1. Краткосрочное обучение специалистов новым формам работы с семьей в виде выездных проблемных семинаров. Основным содержанием проблемных семинаров стали лекции с элементами обсуждения и самостоятельной работы, обучение практическим формам и методам работы с семьями, информирование об общих принципах психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства.

2. Практические занятия для опекунских семей в виде тренингов по оптимизации детско-родительских отношений, дискуссий, обмена опытом и т.д.

3. Информационная работа в виде пропаганды семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Подготовка будущих родителей к принятию ребенка в семью.

Неотъемлемой частью модели было изучение особенностей воспитания ребенка в опекунской семье, определение предпочитаемых стилей воспитания. Проведенное в 2006 г. психодиагностическое исследование позволило наиболее точно отразить все направления модели. Результаты данного исследования значимы для нашей работы и представлены ниже. В работе использовались следующие методики: опросник «Анализ семейного взаимодействия» (АСВ) [7], опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО). Для подтверждения некоторых характеристик детско-родительских отношений дополнительно использовалась методика изучения внутрисемейных отношений PARI.

В исследовании принимали участие 88 семей. При анализе стилей семейного воспитания полученные результаты мы сравнили с результатами стилей семейного воспитания в семьях с кровными детьми; для оценки различий между двумя выборками использовался критерий U Манна-Уитни. Сравнению подверглись результаты опросника родительского отношения Варги-Столина и опросника АСВ.

По опроснику родительского отношения не были выявлены статистически значимые различия между двумя выборками. Как в основной, так и в контрольной выборке выражена шкала «Симбиоз», «Кооперация». В процентном выражении интересна шкала «Симбиоз» -80% семей с опекаемыми детьми стремятся к симбиотическим отношениям, ощущают постоянное чувство тревоги за ребенка, стремятся быть с ним единым целым (70% - в семьях с кровными детьми).

По методике «АСВ» статистически достоверные различия были получены по таким признакам семейного воспитания, как «гиперпротекция» (шкала Г+), «потворствование» (шкала У+), «игнорирование потребностей ребенка» (шкала У—), «чрезмерность требований-обязанностей» (шкала Т+), «недостаточность требований-запретов» (шкала 3—), «предпочтение детских качеств» (шкала ПДК), «проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств» (шкала ПНК), «воспитательная неуверенность» (шкала ВН), «предпочтение мужских качеств» (шкала ПМК), «предпочтение женских качеств» (шкала ПЖК). Каждый из указанных признаков в семьях с опекаемыми детьми достоверно превосходит признаки, выявленные в семьях, воспитывающих только кровных детей.

В основной выборке наблюдается непоследовательность в воспитании, воспитательная неуверенность, по-

вышенная забота о ребенке. Преобладающим стилем семейного воспитания в основной выборке является «потворствующая гиперпротекция» (66%), в семьях с кровными детьми данный показатель составляет 43%. Стиль «доминирующая гиперпротекция» также занимает ведущее место. Среди нарушений стилей семейного воспитания этот стиль составляет 25% (21% - в семьях с кровными детьми). Практически не выражен такой стиль воспитания, как «гипопротекция» (9% семей с опекаемыми детьми). Не выявлены в основной группе такие стили, как «эмоциональное отвержение», «жестокое обращение» и «повышенная моральная ответственность». В контрольной группе стили «гипопротекция» и «повышенная моральная ответственность» составляют 14%.

Беседы с опекунами подтверждают полученные результаты. Так, в 75% семей воспитываются дети родственников, которые лишены родительских прав, отбывают наказание в местах лишения свободы. Опекуны отмечают, что иногда чувствуют «бессилие в процессе воспитания», «не знают, что делать с ребенком». Некоторые опекуны приняли ребенка в семью потому, что «внезапно узнали о том, что родители лишены родительских прав, не хотели, чтобы ребенок попал в детский дом, хотя и не были готовы к воспитанию еще одного члена семьи». Больше половины семей ссылаются на сложности в воспитании ребенка в связи с тем, что «возраст родителей, когда появился приемный ребенок, был за сорок лет».

Третий этап (2007-2008 гг.) - обобщение и анализ результатов. Предварительный анализ полученных данных показал, что планомерная и систематическая работа, внедрение модели психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере опеки позволяет повысить степень эффективности воспитания детей в семье. В целом растет готовность педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства, социальных педагогов к использованию новых форм и методов работы с семьей; у опекунов появляется потребность принимать психолого-педагоги-ческую помощь специалистов, повышается психологическая культура семьи.

Таким образом, результаты данного исследования, на наш взгляд, являются важными для дальнейшего развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Забайкалье и повышения эффективности воспитания в условиях семейной заботы.

Литература

1. Баркер Б. Фостерные семьи // Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: Матер. Междунар. науч.-практ. конф.

М., 1998. С. 92-100.

2. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 144 с.

3. Нормативные документы в помощь опекунам и попечителям. Чита, 2006. С. 2-18 с.

4. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопро-

сы психологии. 2001. № 3. С. 79-85.

5. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис. ... канд. пед. наук. М.: РГБ, 2003.

6. Целуйко В.М. Приемные дети и приемные родители // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 2. С. 40-65.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. 656 с.

THIS PROBLEM IS ABOUT THE ESCORT OF FAMILY’S FORMS OF CHILDREN-OPHENS’ UP BRINGING N.I. Kondratieva (Chita)

Summary. This article is devoted by the topical problem. This problem of the problem of chidren without parents. It is impotant to live and to resieve education in the family. It is nessesary to have the escort of the teacher-psycholodist for children.

Key words: orphans, to live in family, to deputize for parens, family education, the escort of the teacher-psycholodist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.