Научная статья на тему 'Организация работы со специалистами органов управления образованием и образовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот'

Организация работы со специалистами органов управления образованием и образовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
205
88
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кондратьева Наталья Ивановна

Cтатья посвящена актуальной проблеме сопровождению семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцент в статье делается на некоторые аспекты работы со специалистами, работающими с семьями, имеющими приемных детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Кондратьева Наталья Ивановна,

To the question of psychological and pedagogical support of orphan children

This article is devoted to the urgent problem of support of family living arrangement of orphan children and children without parents care. In this article the focus is on some aspects of training professionals working with families who have adopted children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Организация работы со специалистами органов управления образованием и образовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот»

10.

11.

хологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: МПСИ: МОДЭК, 2004. - 536 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 1998. - 456 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник

для студентов вузов. - М.: Гадарики, 2007. - 349 с.

12. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Полиус, 1998. - 639 с.

13. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. -М.: Смысл, 2000. - 456 с.

14. Grasel Cornelia: Die Rolle des Wissens beim Um-welthandel- oder: Warum Umweltwissen trage ist. Un-terrichtswissenschaft. Zeitschrift fur Lehrforschung. - 1999. - № - 3. - S. 196 - 209.

Васильева Наталия Сергеевна - аспирант кафедры социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права (Иркутск). E-mail: vasilevans@rambler.ru

Vasilieva Natalia Sergeevna - post-graduate student of department of social and economic psychology of Baikal University of Economy and Law (Irkutsk). E-mail: vasilevans@rambler.ru

УДК 371.9 Н.И. Кондратьева

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот

Статья посвящена актуальной проблеме - сопровождению семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акцент в статье делается на некоторые аспекты работы со специалистами, работающими с семьями, имеющими приемных детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, психолого-психологическое сопровождение, приемные семьи.

N.I. Kondratieva

to the question of psychological and pedagogical support of orphan children

This article is devoted to the urgent problem of support offamily living arrangement of orphan children and children without parents care. In this article the focus is on some aspects of training professionals working with families who have adopted children.

Key words: orphan children, children without parental support, psychological and pedagogical support, adoptive families.

Проблема семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна, требует серьезной как научной, так и практико-ориентированной проработки.

В отечественной практике разработаны разнообразные подходы, модели сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (А.В. Быков, Г.И. Гусарова, И.Н. Курбацкий, В.Н. Ослон, Н.Г. Осухова, Е.Б. Шашарина, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга), в которых доказано, что психологопедагогическое сопровождение в настоящее время является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми и взрослыми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в целом, ребенку, родителям, специалистам, участвующим в процессе сопровождения [2; 3].

В настоящее время все большее внимание специалистов обращено к проблеме создания системы психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в исследованиях О.М. Дерябиной, А.И. Довгалевской, О.В. Заво-дилкиной, В.К. Зарецкого, Н.П. Ивановой, Г.С. Красницкой, Р.В. Овчаровой, В.Н. Ослон, С.С. Пиюковой, А.С. Спиваковской, А.Б. Холмогоровой, В.М. Целуйко и др., обосновывающих необходимость подготовки будущих родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей [1;4].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основном авторами рассматриваются разнообразные подходы работы с профессиональными приемными семьями. Проблема

психолого-педагогического сопровождения таких форм семейного устройства, как опека (попечительство), относящихся к непрофессиональным семьям, в доступной нам литературе освещена неполно. При этом несомненно, что сопровождение профессиональных и непрофессиональных форм семейного устройства имеет существенные отличия, связанные с мотивами принятия ребенка в семью, готовностью принять помощь разных специалистов, возмездностью труда приемных родителей и мн.др. [5; 6; 7].

Очевиден ряд противоречий между:

- общественной потребностью в психологопедагогическом сопровождении семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отсутствием налаженной и отработанной системы психологопедагогического сопровождения в этой области, особенно непрофессиональных форм семейного жизнеустройства;

- большим потенциалом психологопедагогического сопровождения и недостаточной практической разработанностью форм и методов психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач семейного жизнеустройства, поэтому нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В разработанной модели нами были выделены внешние и внутренние условия ее успешной реализации. Внешние условия мы определили как готовность педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства, социальных педагогов к активному участию в психологопедагогическом сопровождении семейного жизнеустройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сделав его первичным в нашей работе. Первичность внешних условий доказала свою эффективность тем, что, приобретая знания по психолого-педагогическому сопровождению, специалисты органов опеки и попечительства, педагоги-психологи и социальные педагоги могут организовать эффективную работу с приемными семьями в районах Забайкальского края. Специально организованные проблемные обучающие семинары для специалистов в районах края позволили как можно быстрее распро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

странить опыт работы в данном направлении.

Внутренние условия мы определили как психолого-педагогическое сопровождение семьи, в которой воспитывается приемный ребенок, организуемое через проведение подготовительных практических занятий и занятий по оптимизации родительско-детских отношений, индивидуальное психологическое консультирование, просветительскую работу. Внутренние условия это также психологические особенности и предпосылки развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящей статье представлены результаты диагностической работы, направленной на изучение готовности специалистов к активной работе с приемными семьями.

В исследовательской части нашей работы были использованы следующие методики: анкета «Барьеры педагогической деятельности» в редакции Т.В. Шамовой. В нашем исследовании мы использовали анкету, изменив формулировку некоторых вопросов. Для нас важно было проанализировать изменение стимулирующих и препятствующих факторов, способствующих обучению, развитию и саморазвитию специалистов, педагогов-психологов и социальных педагогов до и после проведения проблемных семинаров. Цель анкеты: выявить способности специалистов к саморазвитию, а также факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию специалистов в работе. Использование данной анкеты помогает определить готовность специалистов к психолого-педагогическому сопровождению семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выбор тестовой карты коммуникативной деятельности, разработанной на основе анкеты А.А. Леонтьева, обосновывается тем, что данная методика позволяет выявить особенности общения специалистов в процессе проведения проблемных семинаров, их отношение к предлагаемому материалу. В процессе работы со специалистами проводилось также изучение мотивации достижения в профессиональной деятельности.

Полученные данные подвергались математической обработке. Для проверки гипотезы о статистической достоверности результатов проводился анализ тестовых данных с использованием критерия Т-Вилкоксона и U- критерия Манна-Уитни.

Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы.

В работе со специалистами органов опеки и

попечительства, педагогами-психологами, социальными педагогами изучение способности к саморазвитию позволило выделить наиболее важные позиции до внедрения модели. Наиболее важными для себя утверждениями специалисты считают: получение удовольствия от освоения нового, стремление быть более открытым, поиск обратной связи, анализ своих чувств и опыта, осознание того влияния, которое оказывают люди, стремление изучить себя, рефлексия своей деятельности. Менее значимыми в группе являются следующие утверждения: «возникающие препятствия стимулируют мою активность», «я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты», «я широко дискутирую по интересующим меня вопросам».

Среди препятствующих факторов в работе в группе отмечаются ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства - на первом месте, на втором месте - собственная инерция, недостаток времени - на третьем месте, четвертое и пятое место занимают враждебность окружающих и отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей. После внедрения модели такие препятствующие факторы, как недостаток времени и стесненные жизненные обстоятельства, не являются значимыми.

Среди стимулирующих факторов в работе специалисты указывают обучение на курсах, методическую работу, занятие самообразованием, интерес к работе. После внедрения модели средние оценки стимулирующих факторов в группе возросли, такой фактор, как интерес к работе, стал более значим и стал занимать второе место.

Изучение барьеров в деятельности специалистов с выделением препятствующих и стимулирующих факторов проводилось до и после внедрения модели, они распределились следующим образом. Средние значения всей группы по каждому вопросу были проранжированы и подвергнуты математической обработке с помощью Т-критерия Вилкоксона.

После внедрения модели количество значимых стимулирующих факторов возросло. Более конкретными стали способы достижения поставленных в работе целей и заинтересованность в применении новых форм работы. Для подтверждения полученных результатов мы изучали барьеры в деятельности специалистов в контрольной группе, то есть в районах, в которых внедрение модели психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей не производилось. Исследование проводилось в контрольной и экспериментальной группах, в начале и в конце календарного года.

После проведения обучающих семинаров произошло изменение количественного и качественного состава указанных выше факторов. Значительно возросло количество стимулирующих факторов в работе, повысился интерес и доверие к выполняемой деятельности (статистическая достоверность результатов р<0,05). Статистически значимых отличий в контрольной группе, где занятия не проводились, не произошло.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность применять новые формы работы с семьями во многом определяется отношениями, возникающими во время проведения семинаров. В связи с чем вспомогательным методом исследования стала коммуникативная карта деятельности. Высокие показатели экспертных оценок свидетельствуют о доброжелательности, заинтересованности во время семинаров, поощрении инициативы, активности, гибкости при представлении материала, индивидуальном подходе, что позволяет повысить эффективность такой формы работы.

В группах специалистов органов опеки и попечительства, педагогов-психологов, социальных педагогов до начала внедрения модели и после ее осуществления изучалась мотивация достижения. Достоверность результатов измерялась с помощью непараметрических методов: T-критерия Вилкоксона, U-критерия Манна-Уитни. Мотивация достижения по мере участия специалистов в проблемных семинарах изменялась в пользу мотивации достижения успеха (средние баллы в выборке увеличились). В нашем исследовании мы использовали данные, полученные в ходе исследования в выборке из 20 педагогов-психологов, 20 социальных педагогов и 20 специалистов органов опеки и попечительства (всего б0 человек). Результаты в экспериментальной выборке мы сравнили с результатами, полученными в контрольных группах.

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что планомерная работа со специалистами как часть модели психологопедагогического сопровождения семейного жизнеустройства позволяет на более высоком уровне выстраивать работу с семьями, имеющими приемных детей, расширить возможности психологопедагогического сопровождения.

Таблица І

Полученные результаты изучения мотивации достижения в группах

№ Группы (п=20) Экспериментальная грунна Контрольная грунна

T критерий U критерий T критерий U критерий

Тэмн. р U эмн. р Тэмн. Р U эмн. р

і Специалисты органов опеки и попечительства T=9 р<0,01 U=105,5 Р<0,01 - - - -

2 Педагоги-психологи T=9 р<0,01 U=108,5 Р<0,01 T=48 р<0,05 - -

3 Социальные педагоги T=21,5 р<0,01 - - - - - -

Литература

1. Абросимова О.Б. Программа комплексной подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители // Семейная психология и семейная терапия. 2008. №1. С. 78-136.

2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: учеб. пособие. - М.: УРАО, 2001. - 100 с.

3. Гусарова Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области // Народное образование. 2001. №7. - С. 182188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация в замещающей семье. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2002. - 100 с.

5. Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сб. / под общ. ред Н.П. Ивановой. - М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2007. - 192 с.

6. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79-85.

7. Целуйко В.М. Приемные дети и приемные родители // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 2. С. 40-65.

Кондратьева Наталья Ивановна - старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, директор центра диагностики и консультирования «Семья» (Чита). E-mail: semya2003@list.ru

Kondratieva Natalia Ivanovna - senior teacher of department of theoretical and applied psychology of Zabaikalskiy State Humanitarian-pedagogical University, director of the center of diagnostics and consulting «Family» (Chita). E-mail: semya2003@list.ru

УДК 378.1+37.013.42 Т.С. Базарова

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

В статье рассматриваются основные положения концепции профессиональной подготовки социального работника в системе университетского образования в регионе. Представлена характеристика содержания, форм и методов педагогического процесса, направленного на формирование профессионально компетентной личности будущего специалиста, на примере Бурятского государственного университета. Дано обоснование применения социально-педагогических ситуаций на каждом этапе профессиональной подготовки, обусловленных требованиями к социальному работнику, осуществляющему профессиональную деятельность в полиэтническом регионе.

Ключевые слова: модель личности социального работника, профессиональные компетенции, социально-педагогические ситуации, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, психологическая поддержка, психодиагностика.

T.S. Bazarova

THE SYSTEM OF SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL PROVIDING OF PROFESSIONAL TRAINING OF A SOCIAL WORKER

The article deals with the basic points of the concept ofprofessional training of a social worker in the system of university education in the region. The characteristics of the content, forms and methods of the pedagogical process directed to the formation of a professionally competent personality of a future expert on the example of Buryat State University are presented. The reasons of use