УДК 159.9: 331.1
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-10
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1
1* 2* з*
Л. А. Цветкова , А. Н. Алехин , Н. Н. Королева
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
2
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: [email protected] Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация *e-mail: korolevanatalya@mail. ru
АННОТАЦИЯ
Введение: В статье рассматриваются теоретико-методологические основания профилактической модели деятельности педагога-психолога. Обосновывается необходимость разработки единой концептуальной модели психологической службы в системе образования. Показано, что в современных условиях возрастает значимость решения актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей.
Методы и материалы: Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога в образовании, теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация, анкетирование. В опросе, посвященном проблемам работы педагога-психолога, приняли участие 9357 респондентов - психологов, работающих в системе образования, и руководителей образовательных организаций различных регионов Российской Федерации.
Результаты исследования: Раскрыты основные области (направления) работы психолога в системе образования: психологическая (психолого-педагогическая) диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Показано, что объём и содержание деятельности психолога в системе образования значительно усложняется и расширяется. Усложнение и интенсификация работы современного педагога-психолога приводит к дифференциации областей и реализуемых моделей деятельности, при этом в части психолого-педагогического и методического сопровождения, экспертной и проектировочной деятельности деятельность психолога отчасти пересекается с
1 Статья подготовлена в рамках работы по ГК «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов», № госрегистрации 07.029.11.0001. Инв. № 40/17.
педагогической деятельностью. В связи с этим обосновывается необходимость более четкого определения и разграничения профессиональных задач педагога и психолога в образовании. Приводятся данные анкетного опроса, в котором участвовали педагоги-психологи различных регионов Российской Федерации. Результаты показали, что реальная работа психолога в образовательном учреждении в основном складывается из психодиагностических обследований и методического сопровождения образовательных программ, которые осуществляются вне целевых ориентиров деятельности. Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся педагоги-психологи не выделяют как актуальную задачу, не владеют технологиями психопрофилактической работы. Отмечается разрыв теории и практики психологии в образовании.
Обсуждение и заключения: Предложена профилактическая модель психологической службы в образовании. В соответствии с этим основной целью психологической службы в системе образования выступает психологическое здоровье детей и обучающихся. Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию отклонений психического развития, становления личности, социализации, а также сохранение и укрепление психологического здоровья, является основной областью деятельности психолога.
Ключевые слова: педагог-психолог, психологическая служба в образовании, психологическое здоровье, обучающиеся, психогигиена, психопрофилактика.
PREVENTIVE MODEL OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGIST I N THE SYSTEM OF EDUCATION
L. A. Tsvetkova1, A. N. Alekhin2, N. N. Koroleva3
1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
*[email protected]. ru Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
ABSNRACT
Introduction: In article the methodological bases of preventive model of activity of the educational psychologist are considered. Need of development of uniform conceptual model of psychological service for an education system is proved. It is shown that the importance of the solution of the current problems connected with preservation and strengthening of psychological health of children increases in modern conditions.
Materials and methods: The analysis of the normative documents regulating activity of the psychologist in education, the theoretical analysis, generalization, systematization, classification, questioning. 9357 respondents - the psychologists working in an education system and heads of the educational organizations of various regions of the Russian Federation participated in poll devoted to problems of work of the educational psychologist.
Results: The main fields (directions) of work of the psychologist in an education system are opened: psychological (psychology and pedagogical) diagnostics, psychological consultation, psychological correction and development, psychological education, psychological prevention. It is shown that the volume and content of activity of the psychologist in an education system considerably becomes complicated and extends. Complication and an intensification of work of the modern educational psychologist leads to differentiation of areas and the realized activity models, at the same time, regarding psychology and pedagogical and methodical maintenance, expert and design activity of the psychologist is partly crossed with pedagogical activity. In this regard need of more accurate definition and differentiation of professional tasks of the teacher and psychologist for education is proved. Data of the questionnaire conducted on selection of educational psychologists of various regions of the Russian Federation are provided. Results showed that real work of the psychologist in educational institution generally consists of psychodiagnostic inspections and methodical support of educational programs which are carried out of target reference points of activity. Educational psychologists do not allocate preservation and strengthening of psychological health of students as a relevant task, do not own technologies of scheduled maintenance. The rupture of the theory and practice of psychology in education is noted.
Discussion and Conclusions: The preventive model of psychological service in education is offered. According to it a main objective of psychological service in an education system psychological health of children and students acts. Prevention as the system of the actions directed to prevention and correction of deviations of mental development, formation of the personality, socialization, preservation and strengthening of psychological health is the main sphere of activity of the psychologist.
Keywords: the educational psychologist, psychological service in education, psychological health, pupils, psychohygiene, psychoprevention.
Введение
Профессиональная деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью расширения круга задач, решаемых психологом в образовательной среде нового типа. Востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с задачей развития интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, сформулированной в новом Законе об образовании и в современных образовательных стандартах. В современных условиях значимость психологического обеспечения образовательного процесса повышается, актуальными становятся задачи психолого-педагогического сопровождения развития личности и социализации обучающихся в условиях современного общества. Очевидна роль психологических служб образовательных организаций в решении актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей. Возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, обеспечивающим эффективное исполнение трудовых функций, предписанных профессиональным стандартом. Очередным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога становится разработка единой системы профессиональной
аттестации педагогов-психологов. В соответствии с этим возникает необходимость в системном анализе трудовой деятельности и трудовых функций педагогов-психологов, разработка единой организационно-деятельностной модели психологической службы в образовании с учетом особенностей современного образования и требований профессионального стандарта.
Материалы и методы
Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога в образовании, теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация, анкетирование. В опросе, посвященном проблемам работы педагога-психолога, приняли участие 9357 респондентов - психологов, работающих в системе образования, и руководителей образовательных учреждений различных регионов Российской Федерации.
Результаты исследования
Традиционно в деятельности педагога-психолога определяются такие основные области (направления), как психологическая (психолого-педагогическая) диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика [34, 39, 41, 45, 46, 53]. В то же время объём и содержание деятельности психолога в системе образования значительно усложняется и расширяется. В условиях перехода на новую модель образования, связанную с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, психолог в образовательном учреждении реализует роль методиста, эксперта, исследователя. Расширение областей деятельности и усложнение связанных с ними профессиональных задач приводит к появлению вариативных моделей работы педагога-психолога, которые различаются по ведущей направленности деятельности [1, 3]. С.В. Алехиной, М.Р. Битяновой [1] выделяются четыре основных модели деятельности психолога в образовании: «консультант», «методист», «куратор», «координатор». Деятельность психолога-консультанта направлена, в первую очередь, на помощь в преодолении проблем и затруднений в развитии и социализации обучающихся. Психолог-методист занимается, главным образом, решением вопросов, связанных с повышением качества образования, психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательной и управленческой деятельности. Психолог-координатор осуществляет в основном исследовательскую деятельность по сбору, анализу, систематизации научно-практических материалов по психолого-педагогическому сопровождению, реализует мониторинговые технологии, осуществляет взаимодействие образовательной организации с другими управленческими и общественными структурами.
Таким образом, усложнение и интенсификация работы современного педагога-психолога приводит к дифференциации областей и реализуемых моделей деятельности, при этом в части психолого-педагогического и методического сопровождения, экспертной и проектировочной деятельности деятельность психолога отчасти пересекается с педагогической деятельностью. В связи с этим появляется необходимость более четкого определения и разграничения профессиональных задач педагога и психолога в образовании.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных психологии в образовании и деятельности педагога-психолога, единого понимания содержания, видов и форм его работы к настоящему времени не выработано. Формулируются различные подходы к определению целевых ориентиров и концептуальных оснований деятельности психологической службы в системе образования [9, 10, 12, 19, 38].
Так, в концепции психологической службы, разработанной лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО под руководством И.В. Дубровиной [39], психологическая служба образования рассматривается как интегральная организация, представляющая собой единство четырех взаимосвязанных аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Основной целью психологической службы выступает сохранение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Однако существуют и другие трактовки целей деятельности педагога-психолога [12, 28, 29, 34]. Так, Е.И. Изотова [12] конкретизирует аспекты деятельности психологической службы по объекту психологической практики, выделяя задачи, связанные с реализацией и выполнением таких трудовых функций, как:
— социально-психологическая адаптация детей к образовательному учреждению и коллективу сверстников;
— консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам оптимизации управленческих решений, стиля взаимодействия педагога с детьми, оптимизации детско-родительских отношений, профориентации;
— коррекционная работа, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка;
— профилактическая работа по предотвращению психологических отклонений и девиаций.
С позиции Л.М. Фридмана [49, 50], цели школьной психологической службы соотносятся с главной целью школьного образования на современном этапе и определяются как научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, ориентированного на воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Данная позиция позволяет особо выделить такие виды деятельности, как психологическая диагностика, психологическое просвещение и психолого-педагогическая коррекция в структуре трудовой деятельности психолога образовательного учреждения.
Еще одна точка зрения на основную цель психолого-педагогической службы в системе образования представлена в работах В.Э. Пахальяна [35, 36], В.Ф. Луговой, И.А. Трегубенко [26] и др. По мнению этих авторов, основная цель психологической службы - профилактика и коррекция возможных психологических проблем, создание условий для благоприятной социально-психологической адаптации личности всех участников педагогического процесса. Профилактическая работа в общеобразовательном учреждении выступает важным условием сохранения и укрепления психического здоровья детей, их интеллектуального потенциала, социального благополучия, успешной адаптации обучающихся и решения других актуальных задач современной школы. Согласно представленной концепции, основная задача социально-психологической службы
сопровождения - работа со здоровыми детьми, ориентированная на минимизацию риска получения психологических травм, предотвращение психологических проблем, увеличение адаптационного потенциала личности.
Выделяемые указанными авторами приоритетные направления работы психолога образовательного учреждения акцентируют такие задачи, как:
— диагностическая работа по изучению запросов к образовательному учреждению и психологической службе всех субъектов образовательного процесса;
— психологическая диагностика причин проблем, возникающих в процессе прохождения учеником образовательного маршрута;
— психологическая диагностика ресурсов, адаптационного потенциала личности;
— диагностическая, просветительская и консультативная работа по формированию профориентационной компетентности старшеклассников;
— психологическая профилактика, направленная на формирование условий для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся и педагогов, формирования и воспитания психологической, валеологической культуры личности как превентивного ресурса здоровьесбережения.
Многообразие взглядов на предназначение психологической службы, часто встречающаяся подмена целевых ориентиров психологической службы образования организационными вопросами, разнообразие моделей функционирования психологической службы подчеркивают актуальность задачи разработки единой концептуальной модели психологической службы в системе образования [37].
Поле реальной профессиональной деятельности психолога в системе образования также остаётся проблематичным как в части своего методологического, так и методического обеспечения. Результаты проведенного нами анкетного опроса, в котором приняли участие 9357 респондентов - психологов, работающих в системе образования, и руководителей образовательных учреждений различных регионов Российской Федерации, отчётливо свидетельствуют о противоречиях в понимании ими содержания своей деятельности. Так, большинство педагогов-психологов в качестве приоритетов своей деятельности указывают, по сути, педагогическую деятельность - психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (66% респондентов). 52,6% психологов выделяют среди видов собственной деятельности проведение психологической диагностики детей и обучающихся. При этом, по отзывам респондентов, наибольшее внимание в своей работе (26,4% рабочего времени педагога-психолога в течение года) они уделяют проведению коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися, которую отметили в качестве значимого вида трудовой деятельности менее половины (46,2%) респондентов. 22,8% рабочего времени педагога-психолога отводится на психологическую диагностику, около 20% - на психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, которое отмечают среди видов трудовой деятельности 48,8% психологов. На психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ, которое в качестве основного вида деятельности указывает большинство респондентов, отводится всего лишь 17,5% рабочего времени за год. При этом педагоги-психологи лучше всего владеют психодиагностическим инструментарием (54,1% педагогов-психологов используют более 10 психодиагностических
методик в своей работе), а также психокоррекционными технологиями (32,3% педагогов-психологов используют более 10 различных технологий, 30,4% - 6-10 технологий). Психопрофилактику как основное направление своей профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, отметили лишь 44% психологов. Данный вид деятельности занимает 14,8% их рабочего времени. Разнообразие используемого инструментария в этом виде деятельности невелико -44,2% педагогов-психологов используют только 1-2 технологии. Более чем 10 технологиями психопрофилактической работы владеют лишь 22,2% специалистов. В итоге реальная работа психолога в образовательном учреждении в основном складывается из психодиагностических обследований и методического сопровождения образовательных программ, которые осуществляются вне целевых ориентиров деятельности. Психокоррекционная и развивающая работа, не являясь приоритетной для большинства психологов, оказывается наиболее трудоёмкой в общем объёме рабочего времени. Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся педагоги-психологи не выделяют как актуальную задачу, зачастую не владеют технологиями психопрофилактической работы.
Всё это свидетельствует о серьёзном разрыве теории и практики психологии в образовании. Такой разрыв отчасти является следствием тех проблем, которые переживает современная «психология переходного периода», когда стало очевидно, что фундаментальные теории, порождённые в соответствующей социокультурной ситуации, не стали основанием практической деятельности, а заимствованные психологические и психотерапевтические концепции прошлого столетия (психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психотерапия) не поддаются какой-либо формальной артикуляции и, следовательно, не могут стать методическим основанием профессиональной деятельности. Нужно отметить, что это относится в полной мере не только к школьной психологии, но и к клинической и организационной психологии.
Известно, что в истории науки сходные задачи уже решались, методические основания в других предметных областях, обращённых к проблемам помощи человеку в разнообразных условиях и при разнообразной деятельности, были выработаны и сформулированы. Речь идёт о таких разделах профилактической медицины, как психогигиена и психопрофилактика.
Долгое время ближе других специалистов в частной жизни человека был врач, именно докторам доверялось здоровье целых семей, зачастую нескольких их поколений. Уже в прошлом веке писались и издавались такие книги, как: А. Черни «Врач как воспитатель ребёнка» [52], Рихард фон Крафт-Эбинг «О здоровых и больных нервах» [22]. Отчасти в этой практике стало развиваться знание, организованное затем в самостоятельную врачебную дисциплину - медицинскую психологию в её исходном понимании как продолжения врачебного опыта на высшие проявления человека - его психические переживания, состояния, реакции. Врачи-психологи: Р. Крафт-Эбинг, Э. Кречмер, С.С. Корсаков, П.Б. Ганнушкин - формулировали задачи охраны здоровья детей, школьников, работников производств, руководителей. Эти и другие авторы писали и о психологических проблемах воспитания детей, задачах оптимизации условий работы в психологическом аспекте, предупреждении нарушений развития и заболеваний психики, то есть о том, что позже
оформилось в самостоятельные области профилактической медицины - психогигиену и психопрофилактику.
Так, В.М. Бехтерев [4] писал о том, что характерологические отклонения проявляются уже в раннем возрасте и во многом зависят от условий воспитания, которые могут быть скорректированы. А основоположник отечественной гигиены Ф. Эрисман утверждал соответственно: «Гигиена была бы весьма односторонней, если бы она в своих стремлениях сохранить нормальное состояние человеческого организма не обращала бы большого внимания на умственную и нравственную сторону человеческой жизни» [56, с. 9]. Термин «психогигиена» изначально был введен в обиход в 1900 году психиатром Робертом Зоммером - основателем психиатрической клиники в Гиссене. Начало её в качестве научной дисциплины и практической деятельности не без оснований связывают с появлением книги Клиффорда У. Бирса «Разум, который нашёл себя». Основные задачи психогигиены, которые были сформулированы К.У. Бирсом и Адольфом Мейером в 1908 году, таковы:
— сохранение здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний;
— повышение качества ухода за психически больными, их лечения;
— анализ значимости понимания психических аномалий для решения различных проблем человеческой жизни в сфере экономики, воспитания, профилактики преступного поведения и т.п.
Первый Международный конгресс по психической гигиене состоялся в мае 1930 года в Вашингтоне. Удивителен факт, но в гетто Терезин в концлагере Терезиенштадт, венский врач Виктор Франкл, основатель экзистенциального анализа, создал «Отдел психогигиены» для помощи заключенным в кризисных ситуациях. В. Франкл исходил из того, что при оказании психологической помощи шансы людей на выживание будут выше. Заключенный в Терезиенштадт философ Эмиль Утиц использовал подобные практики, которые были отражены в докладе под названием «Гигиена души в Терезиенштадте», сделанном 24 ноября 1942 года. Генрих Менг, один из основателей Франкфуртского психоаналитического института, в 1945 году был приглашён на специально созданную для него первую в Европе кафедру психогигиены [11,48,55].
Вопросам педагогики, в том числе и лечебной, также уделялось особое внимание в медицинской психологии. Уже В.Н. Мясищев, автор теории отношений личности, отмечал, что гиперопекающее воспитание выступает одной из причин формирования истерического характера, повышенная строгость и требовательность родителей может привести к возникновению у ребенка психастенических особенностей личности [30, 31]. Эти представления получили научное обоснование в работах видных отечественных психиатров О.В. Кербикова и В.Я. Гиндикина [14], которые на основании клинических исследований показали, что гиперопека и безнадзорность как стили воспитания часто выявляются у возбудимых психопатов. Эмоциональная отстраненность родителей, унижение ребенка, отсутствие внимания к его проблемам являются причинами возникновения неврозов. Иными словами, проблемы психогигиены одновременно являются и проблемами воспитания. Отсутствие своевременной коррекции акцентуаций характера у детей и подростков может в дальнейшем приводить к формированию психопатий и более серьезных психических расстройств, которые проявляются в дезадаптации, повышенной конфликтности, отклоняющемся поведении [23, 25, 44].
Таким образом, в XX веке складывается система психологического обеспечения деятельности человека: гигиеническая донозологическая диагностика и основанная на ее результатах первичная психопрофилактика [5,6,33,54]. Основы гигиенической психодиагностики были заложены в работах И.М. Сеченова, а затем И.П. Павлова, в которых впервые были описаны методы определения сенсомоторных, моторных и вегетативных составляющих условно-рефлекторных реакций. В итоге появилась возможность исследовать систему взаимосвязей между психическими и физиологическими процессами, объективно изучать механизмы адаптации человека к окружающей среде и ее нарушений как индикаторов здоровья и болезни. Именно в научной школе Сеченова-Павлова, основные положения которой развивались в трудах А.А. Ухтомского, была сформирована методология исследования высшей нервной деятельности, анализа типологических характеристик центральной нервной системы, изучения сложных взаимоотношений человеческого организма со средой. Психические и нейрофизологические свойства в их взаимосвязи рассматривались такими учеными, как Б.М. Теплов, П.К. Анохин, К.В. Судаков, Ф.П. Ведяев, К.К. Платонов и др. [8, 13, 18, 47].
Значительную роль в становлении гигиенической диагностики сыграло становление тестологии и психометрики в начале ХХ века. В работах Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, А. Бине, И. Мюллера, Э.Г. Вебера, Г. Гельмгольца и др. были созданы основы психологических измерений, разработано большое количество методов и процедур выявления индивидуальных психофизиологических и психологических особенностей человека. В арсенал психологических методов были включены различные тесты, опросники, позволяющие диагностировать различные характеристики интеллекта и личности [6,54].
Психогигиена рассматривает человека в единстве структуры и функций психики, взаимоотношений личности и социума. Методологические основания донозологической диагностики уходят своими корнями в глубокую древность, к истокам научной медицины (еще римский врач Гален указывал на так называемое «третье состояние» человека - не здоровье, не болезнь, - в котором, по его наблюдениям, пребывало значительное количество людей, причем некоторые из них в течение практически всей жизни). В конце XIX столетия такие отечественные ученые, как А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, подчеркивали необходимость раннего выявления преморбидных состояний как предвестников болезни. В настоящее время проблема донозологических состояний раскрывалась в работах Санкт-Петербургской школы гигиенистов. Так, Г.И. Сидоренко, Н.Д. Кошелевым, Г.В. Селюжицким и др. обосновано понятие гигиеничной диагностики, направленной на выявление особенностей жизненной среды человека во взаимосвязи с состоянием его здоровья, и прежде всего на дозонологическом уровне [11, 20].
Рассмотрение единства среды, ее качества, происходящих в ней изменений и здоровья человека позволяет преодолеть разрыв между теориями личности и эмпирическими исследованиями ее различных проявлений, реализовать комплексный подход к здоровью на различных его уровнях, заложенный в трудах отечественных психологов и психиатров [6, 18, 25, 27, 40]
Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика, равно как и психологическая коррекция, никогда не рассматривались в качестве самостоятельных целей, но всегда как задачи, решение которых направлено на достижение цели сохранения и укрепления здоровья, то есть решаемых в рамках психогигиены и психопрофилактики.
Уже в XX столетии в связи с задачами экономического, военного, специального характера ставились и решались проблемы дифференциации психического здоровья человека по уровням, группам [42,51], разрабатывались концепты работоспособности, нервно-психической устойчивости, нервно-психического напряжения [15,21,32]. В результате этих изысканий в советском здравоохранении, в военной и профессиональной медицине сложились ясные и продуктивные концепты психогигиены и психопрофилактики, которым следовали в том числе и образовательные учреждения до организации в них психологических служб.
В организации системы психопрофилактических мероприятий рассматривается три уровня [17, 44]. Первичная психопрофилактика - мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском нарушений психического здоровья следует считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизирующихся, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях. Основой первичной психопрофилактики является «донозологическая диагностика».
Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, стремится не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.
Третичная психопрофилактика - это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни.
По аналогии для психолога, работающего в системе образования, первичная профилактика включает в себя виды деятельности, направленные на всех субъектов образовательного процесса; вторичная профилактика предполагает меры, направленные на детей и педагогов - тех, кто находится в ситуации повышенного риска возникновения или сохранения нарушений личностного и психического генеза; третичная профилактика обозначает меры вмешательства в случаях выявленного и установленного нарушения, при этом вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение усугубления нарушений.
Программы первичной профилактики - это программы психологического просвещения детей и родителей; обучения педагогов, психологов, социальных педагогов; информационные кампании и т.п.
Программы вторичной профилактики - это программы, направленные на преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях) как для детей, так и для взрослых. К вторичной
профилактике можно отнести и программы, направленные на работу с детьми и семьями группы риска. Дети группы риска - это дети-инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные и беспризорные дети, дети с алкогольной, наркотической и игровой зависимостями, дети с проблемами в поведении, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Программы третичной профилактики - это программы вмешательства терапевтического плана. Как правило, программы вмешательства - это реализуемые наряду с медицинской помощью, юридической, социальной и педагогической поддержкой программы индивидуальной и групповой терапии, разрабатывающиеся с учетом специфики нарушения у ребенка. При их разработке учитываются такие факторы, как психологический возраст ребёнка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы, характер травмы, уровень доверия к взрослому человеку, а также особенности его социального окружения и ситуации жизнедеятельности.
Фактически вторичная и третичная профилактика включают в себя коррекционно-развивающую работу с определенными категориями обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляющих «группы риска» или уже имеющих различного рода нарушения развития, ограниченные возможности здоровья, испытывающих трудности в обучении и социализации.
Задачи психогигиены в работе школьного психолога реализуются в таких видах его деятельности, как психологическая экспертиза образовательной среды, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Именно эти виды деятельности позволяют выявить благоприятные и неблагоприятные факторы образовательной среды, выступающие как предикторами, так и факторами риска гармоничного психического развития и социализации ребенка.
Очевидно, что психолог в современной системе образования призван решать задачи первичной, вторичной и третичной (в связи с организацией инклюзивного образования) психопрофилактики. Однако основной областью деятельности психолога в системе образования выступает первичная профилактика, в рамках которой он работает со всеми участниками образовательного процесса в плане создания условий для развития личности, обеспечения психологического здоровья в образовательной среде.
Согласно концепции И.В. Дубровиной [39], здоровье детей выступает в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Психическое здоровье трактуется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое и рассматривается как динамическая совокупность психических свойств и качеств, которые обеспечивают гармонию между разными аспектами личности человека, а также между обществом и человеком, обеспечивая возможность полноценного функционирования человека в процессе его жизни и деятельности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и выступает как состояние внутренней согласованности личности, которое позволяет личности адекватно и свободно реализовывать индивидуальные и возрастные возможности.
В проекте Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что деятельность психологической
службы образования должна строиться с учетом приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адекватности образования задачам возрастного развития детей и школьников. Главная цель психологической службы определяется как психологическое здоровье всех участников образовательного процесса, понимаемое как духовно-нравственное становление личности и её полноценное развитие на всех этапах онтогенеза [16].
Обсуждение и заключения
Для реализации ведущих целевых ориентиров работы педагога-психолога, связанных с обеспечением психологического здоровья всех субъектов образования, и прежде всего обучающихся (воспитанников), наиболее адекватной является профилактическая модель деятельности. В данной модели именно психологическая профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию отклонений психического развития, становления личности, социализации, сохранение психологического здоровья, является основной областью деятельности психолога.
Психопрофилактика - это не отдельный вид деятельности, а вся работа психолога в образовании по созданию благоприятных условий для подержания и укрепления психологического здоровья, по предотвращению и коррекции нарушений психического развития и социализации детей и подростков. Эта работа необходимо включает в себя такие виды деятельности, как психологическая диагностика, коррекция, просвещение и консультирование, по сути, выступающие средствами достижения этой цели. Инструментами деятельности выступают диагностические скрининговые и мониторинговые технологии, технологии тренинга, консультирования и обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. №4 (октябрь-декабрь). С. 66-73.
2. Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С. и др. Введение в психологию М.: Прайм-Еврознак, 2007. 816 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 271 с.
4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97-131.
5. Богданов Е.Н., Задыкин В.Г. Прикладная психологическая диагностика. Калуга: КГПУ, 2003. 538 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 430 с.
7. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.,1999. 144 c.
8. Быков К.М. Развитие идей И.П.Павлова (задачи и перспективы) // Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. М., 1950. С. 4756.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
10. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8, №3. C. 1-15. DOI: 10.17759/psyedu.2016080301.
11. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы // Сибирский психологический журнал. 2012. №45. С. 32-38.
12. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
13. Каганов В.М. Мировоззрение И.М.Сеченова. М., 1948. 260 с.
14. Кербиков О.В., Гиндикин В.Я. Психопатия как клиническая проблема // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1960. Вып. 1. С. 61-76.
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.
16. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (проект). URL: http://www.psy.msu.ru/search.html?searchid=2110522&text (дата обращения: 15.04.2017).
17. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. 608 с.
18. Коробчанский В.А. Психогигиена: как мы ее представляем в 2007 году // Врачебная практика: научно-практический журнал. 2007. №1. С. 108-115.
19. Королева Н.Н., Гончарова О.М., Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Виноградов П.Н.. Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронное научное издание. URL: http://www.emissia.ors/offline/2013/2097.htm (дата обращения: 15.04.2017).
20. Кошелев Н.Ф., Захаренко М.П., Селюжинский Г.В. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине // Гигиена и санитария. 1992. №11 -12. С. 14-17.
21. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы: лекция / под ред. Л.И. Спивака. Л.: ВМедА, 1984. 29 с.
22. Крафт-Эбинг Р. О здоровых и больных нервах. М.: Издатель А.Ю. Заславский, 2009. 128 с.
23. Леонгард К. Акцентуированные личности: пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981. 390 с.
24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. 208 с.
25. Личко А.Н. Подростковая психиатрия. Л., 1979. 335 с.
26. Луговая В.Ф., Трегубенко И.А. Психодиагностические методы и развивающие программы в деятельности школьной психологической службы: учебно-методическое пособие. СПБ.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. 191 с.
27. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии. М.: Медицина, 1973. С. 374.
28. Метелькова Е.И. О стратегии модернизации Службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С. 99-108.
29. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 25 с.
30. Мясищев В.Н. Вопросы психогигиены. М.: Медицина, 1971. 450 с.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
32. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Ленинградский университет, 1983. 167 с.
33. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. М.: Из-во Института психотерапии, 2005. 688 с.
34. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
35. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 103-113.
36. Пахальян В.Э. Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании. URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii/html (дата обращения: 15.04.2017).
37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». URL: http://xn--273—84d1 f.xn--p 1 ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-10022015-no-vk-26807 (дата обращения: 15.04.2017).
38. Поливанова К.Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства. URL: http://docplayer.ru/56726373-Vzroslenie-segodnya-socialnye-izmeneniya-sovremennogo-detstva-k-polivanova.html (дата обращения: 15.04.2017).
39. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935. 370 с.
41. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия РАО.
1999. №1. С. 49-58.
42. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.
43. Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гигиена и санитария. 1992. №4. С. 3-10.
44. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию: учебник для студентов медицинских вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2000. Т. II. 381с.
45. Степанов С.Ю., Растянников А.В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. 1998. №2. С. 76-84.
46. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 88-95.
47. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. 356 с.
48. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 240 с.
49. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 97-107.
50. Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование. 1992. Сентябрь-октябрь. С. 2732.
51. Фролов Б.С., Овечкина И.В. Объективная оценка психического состояния детей и подростков под влиянием лечебных и профилактических воздействий // Кризис и школа: материалы региональной научно-практической конференции по детской психиатрии, психотерапии и психологии. СПб., 2003. С. 39-43.
52. Черни А. Врач как воспитатель ребенка / пер. с 6-го немец. изд. В.Э. Еслуловой. Л.: Практическая медицина, 1928. 64 с.
53. Шарапановская Е.В., Брылева О.А. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2010. 236 с.
54. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. М.: Из-во МГУ, 2002. 320 с.
55. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2: Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. М.: Когито-Центр, 2001. 750 с.
56. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного труда. СПб., 1877. 9 с.
REFERENCES
1. Alehina S.V., Bitjanova M.R. Monitoring as a kind of professional activity of the teacher-psychologist. Vestnikprakticheskoj psihologii obrazovanija, 2009, no. 4 (oktjabr'-dekabr'), p.66-73 (in Russian).
2. Atkinson Rita L., Atkinson Richard S. i dr. Introduction to Psychology. Moscow, Prajm-Evroznak, 2007. 816 p. (In Russian)
3. Baeva I.A. Psychological safety in the education. St. Petersburg, «Sojuz» Publ., 2002. 271 p. (in Russian).
4. Behterev V.M. Problems of human development and education. Moscow-Voronezh, 1997. Pp. 97-131 (in Russian).
5. Bogdanov E.N., Zadykin V.G. Applied psychological diagnostics. Kaluga, KGPU, 2003. 538 p. (In Russian)
6. Bodalev A.A., Stolin V.V. General psychodiagnostics. St. Petersburg, Rech' Publ., 2002. 430 p. (in Russian).
7. Bratchenko S.L. Introduction to the humanitarian expertise of education. Moscow,1999. 144 p. (in Russian).
8. Bykov K.M. Development of IP Pavlov's ideas (tasks and prospects). Nauchnaja sessija, posvjashhennaja problemam fiziologicheskogo uchenija akademika I.P. Pavlova. Moscow, 1950. Pp. 47-56 (in Russian).
9. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Age and pedagogical psychology: a textbook for students of all specialties of pedagogical universities. Moscow, Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2003. 512 p. (In Russian)
10. Zabrodin Ju.M., Metel'kova E.I., Rubcov V.V. The concept and organizational-structural models of the psychological service of education. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru, 2016, T.8, no. 3, pp. 1-15. doi: 10.17759/psyedu.2016080301 (in Russian).
11. Zalevskij G.V., Kuz'mina Ju.V. Psychohygiene in the context of the psychology of health: a brief history, problems and problems. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal, 2012, no. 45, pp.32-38 (in Russian).
12. Izotova E.I. Psychological Service in an Educational Institution: A Textbook for Higher Educational Establishments. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. 288 p. (In Russian).
13. Kaganov V.M. The worldview of I.M. Sechenov. Moscow, 1948. 260 p. (In Russian).
14. Kerbikov O.V., Gindikin V.Ja. Psychopathy as a clinical problem. Zhurnal nevropatologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova, 1960. Vyp. 1, pp. 61-76 (in Russian).
15. Kitaev-Smyk L.A. Psychology of stress. Psychological anthropology of stress. Moscow, Academic Project Publ., 2009. 943 p. (In Russian)
16. Koncepcija razvitija psihologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (proekt) [The concept of the development of psychological service in the educational system in the Russian Federation for the period until 2025 (draft)]. Available at: http://www.psy.msu.ru/search.html?searchid=2110522&text. (accessed 15.04.2017) (in Russian).
17. Korkina M.V., Lakosina N.D., Lichko A.E. Psychiatry. Moscow, Medicina Publ., 1995. 608 p. (In Russian).
18. Korobchanskij V.A. Psychohygiene: how do we imagine it in 2007. Vrachebnaja praktika: Nauch.-prakt. Zhurn, 2007, no. 1, pp. 108-115 (in Russian).
19. Koroleva N.N., Goncharova O.M., Proekt Ju.L., Bogdanovskaja I.M., Vinogradov P.N. Social semiotics of the life environment of the modern child. Pis'ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnoe nauchnoe izdanie. Available at: http://www.emissia.org/offline/2013/2097.htm. (accessed 15.04.2017) (in Russian).
20. Koshelev N.F., Zaharenko M.P., Seljuzhinskij G.V. The problem of hygienic donosological diagnosis in modern medicine. Gigiena i sanitarija, 1992, no. 11-12, pp.14-17 (in Russian).
21. Kramarenko G.I., Rudoj I.S. Neuropsychic instability in conscripts: lecture. Ed. L.I. Spivak. L ., VMeda Publ., 1984. 29 p. (In Russian)
22. Kraft-Jebing R. About healthy and sick nerves. Moscow, Izdatel' A.Ju. Zaslavskij, 2009. 128 p. (In Russian)
23. Leongard K. Accentuated persons. Per. with him. Kiev, Vishcha school Publ., 1981. 390 p. (In Russian).
24. Lichko A.E. Psychopathy and accentuation of character in adolescents. L., Medicina Publ., 1977. 208 p. (In Russian)
25. Lichko A.N. Teenager psychiatry. L., 1979. 335 p. (In Russian).
26. Lugovaja V.F., Tregubenko I.A. Psychodiagnostic methods and development programs in the activities of the school psychological service: a teaching aid. St. Petersburg, Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012. 191 p. (In Russian)
27. Lurija A.R. Foundations of Neuropsychology. Moscow, Medicina Publ., 1973. 374 p. (In Russian).
28. Metel'kova E.I. On the modernization strategy of the Service of Practical Psychology of Education as an Instrument for the Social Development of the Educational System. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2010, no. 2, pp. 99-108 (in Russian).
29. Metel'kova E.I. Psihologicheskaja sluzhba kak resurs razvitija sovremennogo obrazovanija. Diss. kand. psihol. nauk [Psychological service as a resource for the development of modern education. Cand. psychol. sci.]. Moscow, 2010. 25 p. (In Russian)
30. Mjasishhev V.N. Questions of psychohygiene. Moscow, Medicina Publ., 1971, 450 p. (In Russian)
31. Mjasishhev V.N. Psychology of relations. Moscow, MPSI Publ., 2005. 158 p. (In Russian)
32. Nemchin T.A. States of neuropsychic tension. Leningrad, Leningradskij universitet, 1983. 167 p. (In Russian)
33. Noss I.N. A guide to psychodiagnostics. Moscow, Instituta psihoterapii Publ., 2005. 688 p. (In Russian)
34. Ovcharova R.V. Practical psychology of education: Proc. allowance for stud. psychol. fact. Universities. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. 448 p. (In Russian)
35. Pahal'jan V.Je. Psychoprophylaxis in Education. Voprosy psihologii, 2002, no. 6, pp. 103-113 (in Russian).
36. Pahal'jan V.Je. Psihoprofilakticheskaja model' raboty psihologa v obrazovanii [Psychoprophylactic model of the work of a psychologist in education]. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2130-psixoprofilakticheskaya-model-raboty-psixologa-v-obrazovanii/html. (accessed 15.04.2017) (in Russian).
37. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 10 fevralja 2015 g. № VK-268 «O sovershenstvovanii dejatel'nosti centrov psihologo-pedagogicheskoj, medicinskoj i social'noj pomoshhi» [Letter from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 10 February 2015 No. VK-268 "On the improvement of the activities of the centers of psychological, pedagogical, medical and social assistance"]. Available at: http://273-fz.rf/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-10022015-no-vk-26807. (accessed 15.04.2017) (in Russian).
38. Polivanova K.N. Vzroslenie segodnja - social'nye izmenenija sovremennogo detstva [Growing up today: the social changes of modern childhood]. Available at: http://www.gosbook.ru/ node/21848 (accessed 15.04.2017) (in Russian).
39. Practical psychology of education. Ed. I. Dubrovina. 4 th ed., Pererab. and additional. St. Petersburg, Peter Publ., 2004. 592 p. (In Russian)
40. Rubinshtejn S.L. Fundamentals of Psychology. Moscow, 1935. 370 p. (In Russian)
41. Rubcov V.V. Psychological support of modern education. Izvestija RAO, 1999, no. 1, pp. 49-58 (in Russian).
42. Semichev S.B. Predilexual psychiatric disorders. L., Medicina Publ., 1987 (in Russian).
43. Sidorenko G.I. Environmental Hygiene in Modern Conditions. Gigiena i sanitarija, 1992, no. 4, pp. 3-10 (in Russian).
44. Sidorov P.I., Parnikov A.V. ntroduction to clinical psychology: a textbook for students of medical schools. Moscow, Akademicheskij Proekt, Ekaterinburg, Delovaja kniga, 2000. Vol. II, 381p. (in Russian).
45. Stepanov S.Ju., Rastjannikov A.V. Reflexive-innovative approach to the organization of psychological service in the district. Prikladnaja psihologija, 1998, no. 2, pp. 76-84 (in Russian).
46. Stepanova M.A. About criteria of professionalism of the school psychologist. Voprosy psihologii, 2002, no. 1, pp. 88-95 (in Russian).
47. Uhtomskij A.A. Selected works. L., Nauka, 1978. 356 p. (In Russian)
48. Frankl V. Say "Yes!" To life: a psychologist in a concentration camp. Moscow, Alpina non-fiction, 2017. 240 p. (In Russian)
49. Fridman L.M. On the concept of the school psychological service. Voprosy psihologii, 2001, no. 1, pp. 97-107 (in Russian).
50. Fridman L.M. With whom to work a school psychologist. Narodnoe obrazovanie, 1992. Sentjabr'-oktjabr', p. 2732 (in Russian).
51. Frolov B.., Ovechkina I.V. Objective assessment of the mental state of children and adolescents under the influence of therapeutic and preventive effects. Krizis i shkola: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii po detskoj psihiatrii, psihoterapii i psihologii. St. Petersburg, 2003, pp. 39-43 (in Russian).
52. Cherni A. The doctor as a child's teacher / trans. from the 6th German. ed. V.E. Yeslulova. L., Practical medicine, 1928. 64 p. (In Russian)
53. Sharapanovskaja E.V., Bryleva O.A. Actual problems of development of psychological service in education. Bryleva-Barnaul, AltGPA Publ., 2010. 236 p. (In Russian)
54. Shmelev A.G. Psychodiagnostics of personality traits. Moscow, MGU Publ., 2002. 320 p. (In Russian).
55. Encyclopedia of Deep Psychology. Т. 2: New directions in psychoanalysis. Psychoanalysis of society. Moscow, Kogito-Center Publ., 2001, 750 p. (In Russian)
56. Jerisman F.F. Professional hygiene or hygiene of mental work. St. Petersburg, 1877, p. 9 (in Russian).
Информация об авторах
Цветкова Лариса Александровна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, профессор, доктор психологических наук, ORCID ID: 0000-0002-4080-7103, ResearcherID: J-4513-2013, AuthorID: 7006374015, e-mail: [email protected].
Алехин Анатолий Николаевич - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, профессор, доктор медицинских наук, ORCID ID: 0000-0002-6487-0625, Scopus Author ID: 56661970100, e-mail: [email protected].
Королева Наталья Николаевна - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, профессор, доктор психологических наук, ORCID ID: 0000-0003-4399-6330, Researcher ID: D-9910-2017, e-mail: [email protected]
Information about the authors
Tsvetkova Larisa Aleksandrovna - Herzen State Pedagogical University of Russia, 191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, professor, Doctor of Psychology, ORCID ID: 0000-00024080-7103, ResearcherID: J-4513-2013, AuthorID: 7006374015, e-mail: [email protected] Alekhin Anatoly Nikolaevich - Herzen State Pedagogical University of Russia, 191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, professor, Doctor of Psychology, ORCID ID: 0000-00026487-0625, Scopus Author ID: 56661970100, e-mail: [email protected]
Koroleva Natalya Nikolaevnа - Herzen State Pedagogical University of Russia, 191186, St. Petersburg, emb. of the Moika River, 48, professor, Doctor of Psychology, ORCID ID: 0000-00034399-6330, Researcher ID: D-9910-2017, e-mail: [email protected]
Вклад соавторов
Цветкова Л.А. - научное руководство, анализ теоретико-методологических оснований разработки единой концептуальной модели психологической службы в системе образования, курирование сбора данных анкетного опроса, направленного на самоанализ содержания
своей профессиональной деятельности, в котором приняли участие 9357 респондентов -психологов, работающих в системе образования, и руководителей образовательных учреждений различных регионов Российской Федерации;
Алехин А.Н. - анализ теоретико-методологических оснований профилактической модели деятельности педагога-психолога, определение приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения, подготовка начального варианта статьи; Королева Н.Н. - критический анализ и доработка текста статьи.
Contribution
Tsvetkova L.A. - scientific leadership, analysis of theoretical and methodological foundations for the development of a single conceptual model of psychological service in the education system, supervising the collection of questionnaire data, in which 9357 respondents - psychologists working in the educational system and heads of the OS of different regions of the Russian Federation - participated in the self-analysis of the content of their professional activities; Alekhin A.N. - analysis of the theoretical and methodological foundations of the preventive model of the activity of the teacher-psychologist; identification of priority tasks in the work of the psychologist of the educational institution; preparation of the initial version of the article; Koroleva N.N. - critical analysis and revision of the text of the article.