ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 371.125.8(470.5) DOI 10.26170/po20-01-12
ББК Ю96 ГРНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Васягина Наталия Николаевна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 387; e-mail: [email protected]
Ибатуллина Анастасия Владимировна,
заведующий отделом развития психологической службы в образовании и службы медиации, ГБУ СО «ЦППМСП „Ладо"»; 620039, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 8; e-mail: [email protected]
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическая служба; модели психологической службы; психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогическая помощь; участники образовательного процесса.
АННОТАЦИЯ. Проблема исследования. Сегодня обществом осознана необходимость направить усилия системы образования на реализацию личностного и интеллектуального потенциала детей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с развитием и укреплением психологической службы, разработкой вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона. Целью настоящей статьи является описание актуального состояния и перспектив развития психологической службы в системе образования Свердловской области.
Методология и методы исследования. Основополагающими для исследования являются системно-эволюционный подход и психологическая теория деятельности. Исследование выполнено с использованием следующих методов: историографический, сравнительный, систематизации и концептуализации научных идей, теоретического моделирования.
Основные результаты. В статье проанализирована инфраструктура психологической службы образования, ее организационно-управленческая структура и порядок управления деятельностью. Впервые описана модель Службы: содержание и преемственность практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций разных типов и видов и ППМС-центров в регионе обеспечивается совокупностью четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих ступеней психолого-педагогического сопровождения, что позволяет обеспечить доступность, качество и полноту психолого-педагогической помощи для всех категорий детей в возрасте от 0 до 18 лет, их родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций всех типов и видов, независимо от их местонахождения на территории Свердловской области. Приведены сведения о кадровом обеспечении Службы, данные по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказания им психологической помощи и поддержки, содействия в трудных жизненных ситуациях, в позитивной социализации, а также организации психологического консультирования родителей.
Выводы. В Свердловской области сложилась уникальная модель психологической службы, позволяющая решать задачи обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса с учетом региональной специфики. Условиями повышения эффективности психологического сопровождения участников образовательного процесса будут являться развитие инфраструктуры, обеспечение консорциума науки и практики и единства регионального пространства Службы, обеспечение доступности и полноты спектра качественного психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической, медико-социальной помощи всем субъектам образования; поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников; развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
Рекомендации. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям, в работе специалистов психологической службы системы образования.
Vasyagina Nataliya Nikolaevna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Ibatullina Anastasia Vladimirovna,
Head of the Department of Development of Psychological Service in Education and Mediation Services SBI SR CPPMSA "Lado", Ekaterinburg, Russia
ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SERVICE
IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE SVERDLOVSK REGION
KEYWORDS: psychological service; model of psychological service; psychological and pedagogical support; psychological and pedagogical assistance; participants of the educational process.
ABSTRACT. The problem of research. Today, society is aware of the need to direct the efforts of the education system to realize the personal and intellectual potential of children as the main wealth of the country and the main resource for progress in all spheres of public life. The effectiveness of solving these complex issues is largely related to the development and strengthening of the psychological service, the development of variable models of the psychological service of education, corresponding to the goals and objectives of the development of each specific region.
The purpose of this article is to describe the current state and prospects for the development of psychological services in the education system of the Sverdlovsk region.
Methodology and research methods. Fundamental to the study are the system-evolutionary approach and the psychological theory of activity. The research was carried out using the following methods: historio-graphic, comparative, systematization and conceptualization of scientific ideas, theoretical modeling. Research progress and main results. The article analyzes the infrastructure of the psychological service of education, its organizational and managerial structure and the order of activity management. Described the Service model: content and continuity of the practical activity of teachers-psychologists of educational institutions of different types and PPMS centers in the region is provided by a collection of four interrelated and complementary stages of psychological and pedagogical support that allows you to ensure the availability, quality and completeness of the psycho-pedagogical assistance for all categories of children aged 0 to 18 years, their parents (legal representatives) students, teachers and administration of educational organizations of all types and kinds, regardless of their location in the Sverdlovsk region. The data on the personnel support of the Service, data on the provision of professional retraining and advanced training of teachers in order to obtain the competencies necessary for the preservation and strengthening of psychological and mental health and development of students, providing them with psychological assistance and support, assistance in difficult life situations, in positive socialization, as well as the organization of psychological counseling. Summary. In the Sverdlovsk region there is a unique model of psychological service, which allows to solve the problem of providing psychological support to participants of the educational process, taking into account the regional specifics. Conditions of increase of efficiency of psychological support of participants of educational process will be development of infrastructure, the consortium of science and practice and unity of the regional space Service, accessibility and completeness of the range of quality of psychological and pedagogical support, psycho-pedagogical and medico-social assistance to all subjects of education; maintaining a high level of professional qualifications of teachers; the development of intra-and interagency cooperation. Recommendations. The materials of the study can be used in the preparation of students studying in psychological and pedagogical areas, in the work of specialists of the psychological service of the education system.
Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения в настоящее время. Сегодня психологическая служба образования в России находится в фокусе особого внимания. В современных стандартах образования большое значение уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. По существу, речь идет об осознанной обществом необходимости направить усилия системы образования на реализацию интеллектуального и личностного потенциала, творческой энергии растущих людей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни [4; 5]. Все большее внимание уделяется индивидуализации образования, созданию условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся вне зависимости от индивидуальных возможностей, образовательных потребностей и особенностей их психофизического развития [13; 15]. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с дальнейшим развитием и
укреплением психологической службы. При этом абсолютно очевидно, что региональное разнообразие России является тем фактором, учет которого позволяет сделать политику в области психологического сопровождения образования более адресной. И при сохранении общих для всего образовательного пространства страны аспектов деятельности Службы создает условия для существования вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона [1].
Целью настоящей статьи является описание актуального состояния и перспектив развития психологической службы в системе образования Свердловской области.
Анализ последних исследований и публикаций (в том числе и международных) по рассматриваемой проблеме и выделение нерешенных задач рассматриваемой проблемы. Основные положения школьной психологической службы разработаны такими учеными, как А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов и др. Ресурсный потенциал и специфические особенности системы образования рассмотре-
© Васягина Н. Н., Ибатуллина А. В., 2020
ны И. В. Дубровиной, Е. И. Метельковой. Эффективность модели психологической службы в образовании определяется ее активностью, целенаправленностью, социальной обусловленностью, раскрывается и обосновывается принципами психологической теории деятельности (А. H. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов). Особенности трансформации психологической службы в образовании в контексте вызовов и рисков современного детства рассматриваются В. В. Рубцовым.
Анализ последних отечественных публикаций показывает, что научное и профессиональное сообщество реагирует на изменения в системе образования, подчеркивает актуальность развития психологической службы образования и многоаспектность этого процесса, исследования направлены на выработку новых тенденций, систематизацию и структурирование психолого-педагогической деятельности (В. В. Рубцов, С. H. Костромина, В. Э. Пахалья, H. H. Вася-гина, О. В. Решетников, Б. Р. Мандель и др.).
Современные зарубежные исследователи наряду с описанием исторических направлений школьной психологии (Т. К. Fagan, K. W. Price, R. G. Floyd, K. Smithson) рассматривают наиболее востребованные обществом темы - критерии эффективности психологической службы образования и социальные ожидания (K. Mägi, E. Kikas, L. Marvin Simner), психологические аспекты образования в поликультурной среде (April G. Simcox, Karen L. Nuijens, Courtland C. Lee). Обзор трансформаций психологической службы в США описан отечественными исследователями во временном срезе 30 лет (Т. В. Ермолова, Т. В. Иволина).
Анализ существующей литературы показал, что в современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно отражена региональная специфика, которая в литературе в большей степени сводится к описанию опыта конкретных образовательных организаций, психологических центров, результатов внедрения современных нормативных стандартов, положений, рекомендаций. Отсутствие комплексного и объемного описания психологической службы образования Свердловской области с учетом особенностей региона и перспективных социально-экономических ориентиров приводит нас к обоснованию проблематики нашей статьи и дальнейших исследований.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическими основаниями исследования являются системно-эволюционный подход (H. H. Моисеев, И. Пригожин, В. С. Степин) и психологическая теория деятельности (А. H. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов и др.). Ис-
следование выполнено с использованием следующих методов: историографический, сравнительный, систематизации и концептуализации научных идей, теоретического моделирования.
Основные результаты. Психологическая служба в системе образования Свердловской области создана в 2004 году. На сегодняшний день в системе образования Свердловской области функционируют 10 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (3 государственных и 7 муниципальных), 38 психолого-медико-педагогических комиссий (21 государственная и 17 муниципальных), 8 центров психологической поддержки несовершеннолетних (4 областных и 4 муниципальных), 25 служб ранней помощи (9 областных и 16 муниципальных), 435 Школьных служб примирения (из них 21 территориальная), 22 консультативных пункта помощи семьям, имеющим детей. В образовательных организациях работают 804 педагога-психолога.
Координация деятельности Службы на всех ее уровнях осуществляется Министерством образования и молодежной политики Свердловской области под руководством Главного внештатного педагога-психолога.
В соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [7] с учетом специфики образовательного кластера Свердловской области и регионального опыта организации психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической и медико-социальной помощи в Свердловской области разработана региональная стратегия (концепция) развития Психологической службы в системе образования. Развитие психологической Службы осуществляется с опорой на такие структуры, как центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии и специализированные психологические службы [12].
В соответствии с дорожной картой реализации стратегии развития Психологической службы в системе образования Свердловской области в регионе созданы Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Свердловской области (утв. Министерством образования и молодежной политики от
26.12.2018) и региональный Ресурсный центр по психолого-педагогическому сопровождению (утв. Министерством образования и молодежной политики от
18.07.2019); разработаны региональная Модель психологической Службы в системе образования Свердловской области (утв. Координационным советом по развитию
психологической службы в системе образования Свердловской области от 08.11.2019) и Положение о психологической службе в системе образования Свердловской области (утв. Министерством образования и молодежной политики от 03.12.2019).
Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников, научными центрами и структурными подразделениями Уральского педагогического кластера, учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, МЧС, общественными организациями, оказывающими образовательным организациям помощь в воспитании и развитии обучающихся.
Содержание и преемственность практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций разных типов и видов и ППМС-центров в регионе обеспечивается совокупностью четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих ступеней психолого-педагогического сопровождения (первая - вторая ступени), психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (третья - четвертая ступени). Такая логика организации деятельности Службы позволяет обеспечить доступность, качество и полноту психолого-педагогической помощи для всех категорий детей в возрасте от 0 до 18 лет, их родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций всех типов и видов, независимо от их местонахождения на территории Свердловской области.
Первая и вторая ступени реализуются на базе образовательных организаций, через создание психолого-педагогических условий для сопровождения основных и дополнительных образовательных программ и участников образовательного процесса -обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов и администрации данных образовательных организаций.
На первой ступени основная роль в обеспечении психологической комфортности и безопасности образовательной среды, оказании психологической поддержки, сохранении и укреплении психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся и воспитанников, создании условий для их самореализации в социально позитивных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей отводится педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся и воспитанников. Педагог-психолог создает условия для поддержания необходимого уровня психологической культуры
указанных выше участников образовательного процесса, оказывает информационную и консультативную помощь, обучает эффективным способам оказания психологической поддержки воспитанников и обучающихся, навыкам построения конструктивных взаимоотношений и разрешения межличностных конфликтов, гармонизации детско-родительских отношений, навыкам рефлексии и самоанализа, знакомит с маркерами, указывающими на нарушение психологического благополучия обучающихся (воспитанников) и пр. [1; 3; 9; 11].
На второй ступени психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся осуществляется непосредственно педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой педагогических работников с его участием с помощью комплекса взаимосвязанных видов профессиональной деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, проведение коррекционно-разви-вающих занятий, психологическое просвещение и психологическая профилактика [10]. Основным направлением психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников является психологическое сопровождение их обучения, воспитания и развития. Перечень, объем, содержание названных видов и направлений деятельности определяются педагогом-психологом по согласованию с руководителем образовательной организации с учетом ее специфики, материально-технических и кадровых ресурсов, актуальных задач, стоящих перед организацией.
Особое внимание в соответствии со спецификой образовательной организации может быть уделено выявлению возможностей, способностей и склонностей детей; определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии; созданию особых психолого-педагогических условий для обеспечения развития воспитанников и обучающихся; сопровождению обучающихся при переходе на новый образовательный уровень и адаптации на нем; психологическому сопровождению профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки, профильного обучения и др. [2; 6; 15].
Важнейшим условием эффективного психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся является углубленный анализ их личности и поведения в различных ситуациях, взаимоотношений со сверстниками, родителями (законными представителями) и педагогами [1; 8]. Выявленные особенности становятся основанием для планирования и реализации коррекционно-развивающих мероприятий и построения индивидуальных обра-
зовательных маршрутов обучающихся.
Решение вопросов, связанных с проблемами обучения, воспитания и развития обучающихся и воспитанников, требующих участия иных специалистов образовательной организации (учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог) и специалистов других ведомств и служб (в соответствии с утвержденными регламентами внутриведомственного и межведомственного взаимодействия), осуществляется ПМПк. Состав ПМПк определяется целями и задачами конкретной образовательной организации или спецификой рассматриваемого случая. По итогам работы ПМПк выносится заключение и разрабатывается программа индивидуального сопровождения обучающегося с указанием участвующих в ее реализации специалистов и куратора случая.
Специализированная помощь на уровне образовательной организации оказывается педагогом-психологом данной организации при условии наличия у него дополнительного профессионального образования или повышения квалификации по соответствующему направлению и/или в случаях территориальной удаленности ППМС-центра.
На третьей ступени специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций оказываются муниципальными ППМС-центрами, которые могут иметь юридический статус или быть созданными при образовательной организации в формате консультативного пункта или ресурсного центра, иметь общую (ЦППМСП г. Лесной, ЦПМСС г. Ревда и др.) или специализированную направленность (центр «Одаренность и технологии», «Речевой центр», «Центр помощи семье и детям» и др.), и территориальными ПМПК (тПМПК).
Плановая помощь участникам образовательного процесса оказывается по направлению ПМПк, педагога-психолога образовательной организации, либо по индивидуальным запросам. Экстренная помощь оказывается без направления в день обращения.
Содержанием деятельности ППМС-центров муниципального уровня является:
- углубленная комплексная диагностика случая (психологическое и психическое развитие ребенка, его социальная ситуация, состояние здоровья и пр.);
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям раннего возраста, детям и подросткам, имеющим ограниченные возможности здоровья, с выраженной одаренностью, выраженными признаками дезадаптации и девиантного поведения, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- психологическая помощь несовершеннолетним обучающимся, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
- участие в разрешении конфликтов между родителями, педагогами и администрацией по запросу органов управления образованием муниципального образования или администрации образовательных организаций;
- психологическое просвещение руководителей образовательных организаций муниципального образования;
- обеспечение психолого-педагогических условий реализации образовательных программ по запросу руководителей образовательных организаций (на условиях аутсорсинга);
- работа с педагогами-психологами образовательных организаций по сформированному запросу (супервизия);
- организация взаимодействия педагога-психолога со специалистами ППМС-центра при необходимости решения сложной проблемы, связанной с развитием или здоровьем ребенка;
- комплексная оценка и подготовка кандидатов в замещающие родители;
- участие в работе методических объединений педагогов-психологов муниципального образования;
- анализ состояния психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве муниципалитета и представление необходимой информации органу управления образованием муниципалитета для принятия управленческих решений;
- организационно-методическое обеспечение психолого-педагогических мони-торингов образовательной системы муниципального образования; информационное, организационное, методическое обеспечение деятельности Службы на территории муниципального образования.
Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи, организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций осуществляется территориальными ПМПК.
На четвертой ступени специализированная помощь участникам образовательного процесса, в т. ч. подтверждение или опровержение диагнозов, запланированных коррекционно-реабилитационных мероприятий, экспертных заключений, сделан-
ных специалистами предыдущих ступеней сопровождения и помощи, а также содействие в профессиональной деятельности специалистам муниципальных ППМС-центров и тПМПК, оказываются областными ППМС-центрами, имеющими профильную специализацию, и центральной ПМПК.
Плановая помощь оказывается по направлению муниципальных ППМС-центров и/или тПМПК, либо по запросам граждан, имеющих детей в возрасте от 0 до 18 лет, в случае отсутствия территориальной или иной возможности получить специализированную помощь на предыдущих ступенях. Экстренная помощь оказывается без направления в день обращения.
Статус ППМС-центра, оказывающего профильную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и членам их семей закреплен за Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс"».
Содержанием деятельности ППМС-центра «Ресурс» являются:
- углубленная комплексная диагностика детей с ОВЗ (психологическое и психическое развитие ребенка, его социальная ситуация, состояние здоровья и пр.);
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, осваивающими адаптированные основные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- консультирование членов семей детей с ОВЗ по вопросам создания условий, обеспечивающих наиболее полную их социализацию и интеграцию в общество и культуру;
- оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных образовательных программ, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ, проживающих на территории Свердловской области и др.
Статус ППМС-центра, оказывающего профильную помощь лицам, испытывающим трудности в социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсуди-
мыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления закреплен за Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ладо"».
Содержанием деятельности ППМС-центра «Ладо» являются:
- оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений, в т. ч. с выездом к месту нахождения субъекта (независимо от его территориальной расположенности);
- углубленная комплексная диагностика детей с поведенческими нарушениями (психологическое и психическое развитие ребенка, его социальная ситуация, состояние здоровья и пр.);
- комплексная помощь детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, пережившим насилие, в том числе сексуальное, в ситуации межличностного и внутриличностного конфликта, суицидальной готовности и др.;
- комплексная помощь детям и подросткам с дезадаптивными формами поведения, в том числе с общественно опасным поведением, зависимыми формами поведения и пр.;
- комплексная помощь детям и подросткам, находящимся в конфликте с законом или являющимся пострадавшими/свидетелями преступных деяний, с целью гарантии соблюдения их прав и психологической безопасности в процессе следственного и судебного делопроизводства и предупреждения рецидивов;
- анализ рисков и их причин, трудностей социального и психологического характера детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и дальнейшая работа совместно с родителями (законными представителями) по нивелированию факторов риска, мобилизации внутренних и поиску внешних ресурсов, формированию позитивных социальных установок, конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий;
- оказание помощи специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого и закрытого типа по вопросам обучения, воспитания и развития воспитанников;
- осуществление учета поведенческих нарушений разной степени тяжести на территории Свердловской области и др.
Центральная ПМПК осуществляет деятельность, реализующую функции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведению их комплексного обследования и подготовке рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педаго-
гической помощи и организации их обучения и воспитания, которая осуществляется по запросам родителей (законных представителей).
Логистическим центром, обеспечивающим согласованность и синхронизацию всех ступеней региональной модели Службы, системность, преемственность, комплексность коррекционно-развивающих, профилактических действий является Региональный ресурсный центр. Для обеспечения эффективности психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической и медико-социальной помощи в регионе Региональный ресурсный центр анализирует образовательную ситуацию в регионе и областных ППМС-центрах, готовит предложения для принятия управленческих решений, создает банк экспертов по конкретным проблемам и направлениям деятельности, осуществляет прямое взаимодействие с субъектами Службы независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности.
Для обеспечения навигации в пространстве Службы и информационной поддержки педагогических работников, родителей (законных представителей), представителей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об организациях и специалистах, осуществляющих психолого-педагогическую, медицинскую, социальную помощь и сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, создана интерактивная карта, которая размещена на главной странице официального сайта ГБУ СО «ЦППМСП „Ладо"».
Решение отдельных аспектов деятельности психологической службы обеспечивается действующими на территории области специализированными службами. Так, с целью оказания комплексной помощи детям раннего возраста с выявленными и неустановленными нарушениями развития и их родителям на базе ГБУ СО «ЦППМСП „Ресурс"» создан Центр ранней помощи. В настоящее время в области ведется работа по разработке региональной концепции развития сети Центров (Служб) психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста, утвержден состав межведомственной рабочей группы по ее разработке. С целью профилактики социальных рисков дезадаптации несовершеннолетних и внедрения медиативных технологий как эффективного воспитательного и профилактического ресурса образования в регионе создана сеть школьных служб примирения. К работе в школьных службах примирения привлечены 706 обучающихся, 33 представителя родительской общественности и 358 педагогических работников,
в т. ч. педагогов-психологов. В 2019 г. школьными службами примирения проведено 1005 восстановительных программ, 865 восстановительных программ находятся в процессе реализации. Общее число участников восстановительных программ составило 4158 человек, что на 20% больше чем в 2018 г. С целью обеспечения доступности психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в Свердловской области на базе ГБУ СО «ЦППМСП „Ладо"» создана Консультативная служба по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, филиалы (консультативные пункты) представлены во всех административных округах области. В 2019 году психолого-педагогическую поддержку по вопросам развития, воспитания и образования детей получили 20237 родителей.
В регионе созданы условия для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказания им психологической помощи и поддержки, содействия в трудных жизненных ситуациях, в позитивной социализации. Решение данной задачи обеспечивается реализацией в Свердловской области регионального проекта «Педагогические кадры XXI века», предусматривающего непрерывность психолого-педагогического образования в соответствии с персонифицированными траекториями профессионального развития педагогических работников. Ведущим учреждением высшего образования, осуществляющим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников является ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) [2], на базе которого создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (Распоряжение правительства Свердловской области от 09.10.2019 г.). На базе УрГПУ разработаны и реализуются 270 модульных программ дополнительного образования (с обязательным включением модулей психологической направленности), обучение по которым в период с 2017 по 2019 гг. прошли 18135 педагогических работников области.
В рамках исполнения государственного задания Министерства образования и молодежной политики в 2019 году мероприятия по повышению квалификации педагогических работников, ориентированные на
получение/актуализацию психологических компетенций, были проведены и на базе подведомственных Министерству образования и молодежной политики организациях. Так, в ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» реализована 1 программа профессиональной переподготовки, 10 программ повышения квалификации психологического содержания, обучение по которым прошли соответственно 25 и 575 педагогических работников области; на базе ГБУ СО «ЦППМСП „Ладо"» реализованы 4 программы повышения квалификации психологического содержания, обучение по которым прошли 450 педагогических работников.
Выводы исследования. Таким образом, инфраструктура психологической службы в системе образования Свердловской области позволяет решать задачи обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса. В соответствии с дорожной картой реализации стратегии развития Психологической службы в системе образования Свердловской области в регионе будет продолжена деятельность по обеспечению развития психологической службы в системе образования, в том числе обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказания им психологической помощи и поддержки, содействия в трудных жизненных ситуациях, в позитивной социализации, а также организации психологического консультирования родителей (законных представителей).
Основными задачами развития Службы являются:
- обеспечение единства регионального пространства психологической службы в системе образования Свердловской области (нормативно-правовая база, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение);
- развитие инфраструктуры за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
- обеспечение доступности психолого-педагогического сопровождения, психоло-
го-педагогической, медико-социальной помощи всем субъектам образования, независимо от ведомственной принадлежности и территориальной расположенности образовательной организации;
- обеспечение полноты спектра психологической помощи для всех категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей, склонных к поведенческим рискам, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекаемых семей, из семей, находящихся в социально опасном положении, и других);
- управление качеством психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической и медико-социальной помощи через внедрение единых стандартов, механизмов, критериев и показателей эффективности при сохранении вариативности содержания и методов профессиональной деятельности педагога-психолога с учетом целей и актуальной ситуации образовательной организации (специфики реализуемых образовательных программ, особенностей контингента, возможностей организации);
- поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников через организацию непрерывного психолого-педагогического образования, обеспечение условий для персонификации траекторий профессионального развития педагогов-психологов, создание электронных платформ и ресурсов информаль-ного развития психолого-педагогической квалификации;
- обеспечение консорциума науки и практики: разработка научных оснований деятельности, проведение научных исследований в интересах Службы, применение научно-обоснованных технологий и методов в практической деятельности психолога образования, разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;
- развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексного подхода к работе со случаем, согласованности и преемственности действий в ситуации решения совместных задач, рационального использования ресурсов, обмена эффективными практиками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васягина, Н. Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области / Н. Н. Васягина, С. А. Минюрова, И. В. Песто-ва // Вестник практической психологии образования. - 2019. - № 1. - С. 32-40.
2. Васягина, Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности / Н. Н. Васягина, Е. Л. Афанасенкова // Педагогическое образование в России. - 2019. -№ 2. - С. 10-30.
3. Дубровина, И. В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе/ И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). - С. 6-11.
4. Дубровина, И. В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И. В. Дубровина // Портал психологических изданий PsyJoumais.ru. - 2011. - № 3 (28).
5. Дубровина, И. В. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан / / Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для академического бакалавриата / под ред. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. В. Лубовский [и др.]. - Москва, 2017. - С. 14-28. - Сер. «Бакалавр. Академический курс».
6. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е. И. Изотова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
7. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министром образования и науки 19.12.2017. - URL: https: //legalacts.ru/ doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi. -Текст : электронный.
8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебное пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003.
9. Практическая психология образования : учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. -Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 592 с.
10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18.08.15, регистрационный № 38575. -URL: https://minjust.consultant.ru/documents/i5864?items=i&page=i. - Текст : электронный.
11. Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга/ И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 400 с.
12. Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация / под ред. С. Б. Малых. - Москва, 2007. - С. 15-23.
13. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации „Десятилетия детства"». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954. - Текст : электронный.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. - Текст : электронный.
15. Фридман, Л. М. О концепции школьной психологической службы / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 97-106.
REFERENCES
1. Vasyagina, N. N. Regional'naya model' vnedreniya professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» v Sverdlovskoy oblasti / N. N. Vasyagina, S. A. Minyurova, I. V. Pestova // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. - 2019. - № 1. - S. 32-40.
2. Vasyagina, N. N. Samorazvitie i samorealizatsiya pedagogicheskikh rabotnikov v professional'noy deyatel'nosti / N. N. Vasyagina, E. L. Afanasenkova / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 2. - S. 10-30.
3. Dubrovina, I. V. Psikhologicheskaya kul'tura i zadachi vospitaniya v sovremennoy shkole/ I. V. Dubrovina / / Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. - 2018. - № 1-2 (54-55). - S. 6-11.
4. Dubrovina, I. V. Psikhologicheskaya sluzhba na sovremennom etape razvitiya obshchego srednego obrazovaniya / I. V. Dubrovina / / Portal psikhologicheskikh izdaniy PsyJoumais.ru. - 2011. - № 3 (28).
5. Dubrovina, I. V. Istoriya i sovremennoe sostoyanie psikhologicheskoy sluzhby obrazovaniya v nashey strane i za rubezhom / I. V. Dubrovina, A. M. Prikhozhan // Psikhologo-pedagogicheskoe vzaimodeystvie uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / pod red. A. M. Prikhozhan, N. N. Tolstykh, D. V. Lubovskiy [i dr.]. - Moskva, 2017. - S. 14-28. - Ser. «Bakalavr. Akademicheskiy kurs».
6. Izotova, E. I. Psikhologicheskaya sluzhba v obrazovatel'nom uchrezhdenii / E. I. Izotova. - Moskva : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007. - 288 s.
7. Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v sisteme obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennaya Ministrom obrazovaniya i nauki 19.12.2017. - URL: https://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi. - Tekst : elektronnyy.
8. Ovcharova, R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : uchebnoe posobie dlya stud. psikhol. fak. universitetov / R. V. Ovcharova. - Moskva : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2003.
9. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : uchebnoe posobie / pod red. I. V. Dubrovinoy. - 4-e izd. -Sankt-Peterburg : Piter, 2006. - 592 s.
10. Professional'nyy standart «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)», utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 24.07.2015 № 514n, zaregistrirovannyy Ministerstvom yustitsii Rossiyskoy Federatsii 18.08.15, registratsionnyy № 38575. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/15864?items=1&page=1. - Tekst : elektronnyy.
11. Psikhologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii : rabochaya kniga/ I. V. Dubrovina [i dr.] ; pod red. I. V. Dubrovinoy. - Sankt-Peterburg : Piter, 2009. - 400 s.
12. Psikhologicheskie tsentry. Organizatsiya, soderzhanie deyatel'nosti, dokumentatsiya / pod red. S. B. Malykh. - Moskva, 2007. - S. 15-23.
13. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2017 № 240 «Ob ob"yavlenii v Rossiyskoy Federatsii „Desyatiletiya detstva"». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954. - Tekst : elektronnyy.
14. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. - Tekst : elektronnyy.
15. Fridman, L. M. O kontseptsii shkol'noy psikhologicheskoy sluzhby / L. M. Fridman // Voprosy psikhologii. - 2001. - № 1. - S. 97-106.