Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: КРУГ ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: КРУГ ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1546
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко Г. А., Лизунова Г. Ю., Таскина И. А.

В статье рассмотрен актуальный и важный вопрос современного высшего образования - проблемы и развитие психологической службы в вузе. Практика работы психологами-консультантами в вузе показывает назревшую необходимость обсуждения этого вопроса. Студенты, пришедшие из школ и колледжей, привыкли видеть психологов среди своих «помощников» по решению психологических проблем, проблем в общении со сверстниками и преподавателями. Кроме того, испытывая воздействие среды, студенты, особенно младших курсов, нуждаются в поддержке со стороны психологической службы. Авторами обоснована необходимость дальнейшего развития психологической службы высшего учебного заведения. Обозначен круг проблем, актуальных для психологических служб вузов. Определено функциональное назначение психологической службы вуза, указывается ее цель и задачи и вносятся предложения по направлениям совершенствования организации и развития психологических служб в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: A RANGE OF PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article considers the topical and important issue of modern higher education: problems and development of psychological services at the university. The practice of working as psychologists-consultants at the university shows the current need to discuss this issue. Students who have come from schools and colleges are used to seeing psychologists among their “helpers” to solve psychological problems, problems in communicating with peers and teachers. In addition, the students, especially undergraduates, being experiencing the impact of the environment, need support from the psychological service. The authors substantiate the need for further development of the psychological service of a higher educational institution, identify a range of problems relevant to the psychological services of universities. The functional purpose of the psychological service of the university is determined. Its purpose and objectives are indicated, and proposals on ways to improve the organisation development of psychological services in higher educational institutions are given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: КРУГ ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.99

Величко Галина Анатольевна

канд. психол. наук, СПб ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9274-3597 e-mail: velichko_g@gipsr.ru

Лизунова Галина Юрьевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «ГорноАлтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-3937-227Х e-mail: ufkz2008@mail.ru

Таскина Ирина Анатольевна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «ГорноАлтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: taskina-i@mail.ru

Galina A. Velichko

Cand. Sci. (Psy.), Saint Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0001-9274-3597 e-mail: velichko_g@gipsr.ru

Galina Yu. Lizunova

Cand. Sci. (Phil.), Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-3937-227Х e-mail: ufkz2008@mail.ru

Irina A. Taskina

Cand. Sci. (Psy.), Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: taskina-i@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-12-179-184

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: КРУГ ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен актуальный и важный вопрос современного высшего образования - проблемы и развитие психологической службы в вузе. Практика работы психологами-консультантами в вузе показывает назревшую необходимость обсуждения этого вопроса. Студенты, пришедшие из школ и колледжей, привыкли видеть психологов среди своих «помощников» по решению психологических проблем, проблем в общении со сверстниками и преподавателями. Кроме того, испытывая воздействие среды, студенты, особенно младших курсов, нуждаются в поддержке со стороны психологической службы. Авторами обоснована необходимость дальнейшего развития психологической службы высшего учебного заведения. Обозначен круг проблем, актуальных для психологических служб вузов. Определено функциональное назначение психологической службы вуза, указывается ее цель и задачи и вносятся предложения по направлениям совершенствования организации и развития психологических служб в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, психологическая помощь студентам, адаптация студентов-первокурсников, социальная дезадаптация, психологическая помощь преподавателям, психолого-педагогическое сопровождение, проблемы психологической службы, направления развития

Для цитирования: Величко Г. А., Лизунова Г.Ю. Таскина И.А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития//Вестник университета. 2021. № 12. С. 179-184.

PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: A RANGE OF PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Abstract. The article considers the topical and important issue of modern higher education: problems and development of psychological services at the university. The practice of working as psychologists-consultants at the university shows the current need to discuss this issue. Students who have come from schools and colleges are used to seeing psychologists among their "helpers " to solve psychological problems, problems in communicating with peers and teachers. In addition, the students, especially undergraduates, being experiencing the impact of the environment, need support from the psychological service. The authors substantiate the need for further development of the psychological service of a higher educational institution, identify a range of problems relevant to the psychological services of universities. The functional purpose of the psychological service of the university is determined. Its purpose and objectives are indicated, and proposals on ways to improve the organisation development of psychological services in higher educational institutions are given.

Keywords: psychological service of the university, psychological assistance to students, adaptation of first-year students, social dysadaptation, psychological assistance to teachers, psychological and pedagogical support, problems ofpsychological service, directions of development

For citation: Velichko G.A., Lizunova G.Yu., Taskina I.A. (2021) Psychological service of the university: a range of problems and directions of development. Vestnik universiteta, no. 12, pp. 179-184. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-12-179-184

© Величко Г. А., Лизунова Г.Ю. Таскина И.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Velichko G.A., Lizunova G.Yu., Taskina I.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Процесс становления и развития психологической службы в сфере образования начался в нашей стране около 40 лет назад в 80-е гг. ХХ в. У истоков зарождения этой службы стояла Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, которая инициировала и осуществила многолетний (1982-1988) научно-практический эксперимент, по изучению теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, и созданием структуры школьной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. Именно тогда были обозначены цель и задачи психологической службы образования, определено содержание деятельности школьного психолога и виды его деятельности [4].

Процесс институционализации психологической службы в образовании постепенно набирал обороты и в 2015 г. Министерством труда и социальной защиты был утвержден профессиональный стандарт педагога психолога (психолог в сфере образования), введенный в действие с 1 января 2017 г., в котором была обозначена основная цель деятельности - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ [1]. Данный стандарт заложил основы профессиональных требований к психологу в сфере образования.

В 2017 г. Министерством образования и науки России была утверждена «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» в целях реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Целью концепции является определение стратегии развития психологической службы в системе российского образования для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся [2]. В 2020 г. Министерством просвещения Российской Федерации разрабатываются методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, в которых уже реализован системный подход к организации таких служб, определена структура специалистов, входящих в психологическую службу [3].

Постановка проблемы

Обзор основных вех в становлении психологической службы в системе современного российского образования позволяет признать, что на протяжении последних десятилетий этот процесс наиболее динамично и системно осуществляется на уровне системы общего образования. Однако стоит отметить участившиеся случаи социальной дезадаптиции молодых людей студенческого возраста, использующих смертельное оружие для сведения счетов с людьми, с которыми у них возникли конфликты [11; 12; 10], случаи вербовки студенческой молодежи в радикальные группировки и организации [9], статистику, характеризующую возраст первичного проявления психических расстройств [14], а также вопросы, связанные с адаптацией обучающихся первых курсов к новым для них условиям организации образовательной деятельности, адаптации к новому коллективу, проблемы преодоления психологического дискомфорта в связи с оторванностью от родных, близких и друзей. Остро стоят для студенческой молодежи вопросы профессионального и личностного самоопределения, переживания по поводу профессиональной пригодности и готовности к исполнению будущих профессиональных обязанностей, психологические проблемы, обусловленные кризисами личностного развития, эмоциональными расстройствами, потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, потребностями построения жизненной стратегии, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний.

Последствиями указанных проблем могут быть различные события, относящиеся как к социальному уровню, так и к уровню личности: трагедии, связанные с потерями жизней людей, нежелание осваивать профессию, разрыв дружеских связей, уход в себя, появление зависимостей и суицидальное поведение. Обозначенные проблемы побуждают специалистов в сфере высшего образования осознавать, насколько актуальной задачей является создание и полноценное функционирование психологических служб в системе высшего профессионального образования.

Несмотря на то, что такие службы во многих российских вуза уже существуют, чаще всего они ограничиваются созданием штатной единицы психолога, которому в одиночку не решить весь круг существующих

проблем и не под силу справиться с реально существующим объемом работы. В настоящее время требуется проведение системной работы, ориентированной на согласование усилий, профессионального сообщества и государственных органов власти в сфере образования, цель которой - институционализация психологической службы в системе высшего образования.

Теоретический анализ решения проблемы

Системный подход в решении данной задачи предполагает анализ совокупности проблем, характеризующих состояние психологических служб в системе высшего образования. К основным проблемам, оказывающим влияние на качество функционирования психологических служб вуза следует отнести:

- отсутствие государственной концепции развития психологических служб в системе высшего профессионального образования, позволяющей консолидировать усилия заинтересованных сторон: профессионального сообщества, органов власти в сфере образования, администрации вузов;

- недостаточную разработанность нормативно-правовой основы деятельности психологических служб вуза;

- отсутствие единого методического подхода к организации деятельности психологических служб, в том числе определения количественного состава специалистов, исходя из численности обучающихся и сотрудников в вузе;

- обеспечение систематической научно-методической поддержки педагогов-психологов психологических служб вузов;

- отсутствие финансовых и кадровых возможностей вузов обеспечить необходимое количество педагогов-психологов в структуре психологических служб (так, специалисты отмечают существование основной этической проблемы: при наличии в штате преподавателей психологии, имеющих квалификацию и опыт консультирования возможно ли их привлекать в качестве консультантов своих студентов и коллег по работе) [8];

- несформированность единой системы взаимодействия при оказании профессиональной психологической помощи в вузе [7];

- неравномерность уровня и качества оказания профессиональной психологической помощи, владения диагностическим инструментарием;

- недостаточное внимание к решению психологических проблем преподавателей и сотрудников вузов.

Психологическая служба вуза должна представлять собой организационную структуру, цель которой состоит в обеспечении психологического сопровождения профессионального и личностного развития обучающихся в образовательной среде высшего учебного заведения и оказании психологической помощи всем участникам образовательного процесса по преодолению возникающих психологических трудностей.

Основными задачами в деятельности психологической службы являются:

- выявление студентов группы риска, нуждающихся в социально-психологической помощи;

- оказание социально-психологической помощи и поддержки студентов в период адаптации во взаимодействии с участниками образовательного процесса;

- формирование у студентов умений преодолевать возникающие трудности, навыков целеполагания и ответственности за принятие собственных решений;

- психологическое просвещение студентов в формировании базовых навыков понимания себя, значимых других и окружающих;

- активизация психологических ресурсов студентов, формирование навыков тайм-менеджмента и эффективной организации свободного времени;

- развитие коммуникативных компетенций участников образовательного процесса;

- психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения и преодоления тревожности по поводу готовности к исполнению будущих профессиональных обязанностей, определение направлений развития профессионально важных качеств;

- оказание социально-психологической помощи студентам в противодействии формированию зависимостей, а также девиантного и деликвентного поведения через активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к негативным внешним воздействия;

- содействие руководящему и преподавательскому составу университета в создании благоприятного социально-психологического климата, необходимого для успешной работы и формирования гармоничной личности студентов [6].

В структуру психологической службы вуза в зависимости от его размера и профиля подготовки могут входить психолог-консультант, социальный психолог или несколько психологов консультантов в зависимости от количества студентов, обучающихся в вузе и количества преподавателей и сотрудников вуза, а также социальный педагог (педагоги). В то же время психологическая служба вуза может быть организована по принципу совещательного органа и включать, помимо штатных психолога-консультанта, социального психолога и социального педагога (педагогов), еще и кураторов, деканов факультетов, руководителя структурного подразделения по работе со студентами, сотрудников службы телефона доверия.

Анализ результатов

Анализируя опыт работы психологов в вузе, стоит отметить, что в организации психологической службы при проведении психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе актуальным является онлайн-консультации [5]. Такая форма взаимодействия сокращает расстояние между психологом и студентом, делает психолога доступным, позволяет оперативно решать актуальные вопросы. Для этого возможно создание странички психолога на сайте организации, в социальной сети, например [13], и/или программы для сетевого общения Skype, WhatsApp и т. п.

Перспективные направления развития психологических служб вуза непосредственно связаны с кругом проблем и задачами психологических служб высшей школы. Как нам представляется их целесообразно разделить на две группы: первая связана с процессами институционализации психологических служб, а вторая с актуальными задачами развития направлений деятельности психологических служб вуза.

Первая группа направлений развития психологических служб вуза предполагает:

- разработку государственной концепции по развитию психологической службы в системе высшего образования;

- разработку нормативно-правовых основ функционирования психологических служб (создание типового положения о психологической службе высшего учебного заведения);

- создание районных или областных центров вузовской психологической службы в регионах, цель которых оказание методической поддержки, консультирование студентов вузов, в которых существует дефицит профессиональных кадров в сфере практической психологии, осуществление психологической экспертизы сложных случаев;

- обеспечение методического обеспечения деятельности педагогов-психологов психологических служб вуза;

- анализ возможностей полного (соответствующего потребностям вуза) укомплектования кадрами психологических служб;

- организацию системы повышения квалификации сотрудников психологических служб вуза.

Вторая группа направлений развития психологических служб в системе высшего образования связана с

актуальными задачами развития направлений деятельности психологических служб вуза, к ней относятся:

- разработка системы мероприятий, направленных на выявлении студентов, относящихся к группе риска;

- разработка программ адаптации и социально-психологического сопровождения студентов первых курсов;

- разработка программ психологического просвещения для студентов и сотрудников вуза;

- развитие службы «Телефон доверия» с привлечением к работе в ней студентов-магистрантов последнего года обучения, обучающихся по психологическим специальностям (в качестве организации места прохождения производственной практики);

- развитие групповых форм коррекционно-развивающей работы со студентами, имеющими сходные группы проблем;

- развитие сайта психологической службы, обеспечение возможности открытой записи на прием, возможности оставить отзывы, осуществление просветительской деятельности;

- координация деятельности структурных подразделений вуза в осуществлении работы по психологической поддержке студентов;

- создание условий для психологической поддержки преподавательского состава: консультирование и работа по психологическому просвещению профессорско-преподавательского состава, работа по профилактике профессионального выгорания.

Заключение

Таким образом, в целях ускорения темпов качественного развития психологических служб высшей школы требуется системный подход к решению существующих проблем, привлечение всех заинтересованных сторон образовательного процесса для обеспечения благоприятных социально-психологических условий для обучения в вузе, укрепления психологического здоровья студентов и преподавателей, создания условий для преодоления жизненных затруднений, личностной и профессиональной самореализации студентов, раскрытия их личностного потенциала.

Библиографический список

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» / Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71166760/#friends (дата обращения: 22.09.2021).

2. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 19.12.2017) // Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 22.09.2021).

3. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва, 2020. - 209 с.

4. Дубровина, И. В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. - 1998. - Т. 3, № 2. - С. 4-8.

5. Лизунова, Г. Ю., Таскина, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2 (43). - С. 53-58 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42918648 (дата обращения: 01.09.2021). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-53-58

6. Ооржак, Л. Н., Фрокол, А. С. Организация деятельности психологической службы вуза (анализ опыта Тувинского государственного университета) // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 4. Педагогические науки. -2016. - № 4 (31). - C. 12-20 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-psihologicheskoy-sluzhby-vuza-analiz-opyta-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-1 (дата обращения: 22.09.2021).

7. Сенник, Л. В., Михеева, И. В. Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог - 2020: коллективная монография / под ред. В. В. Рубцова и др. - М., 2020. - С. 7.

8. Тащева, А. И., Гриднева, С. В., Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы / Сборник «Психологическая служба университета: реальность и перспективы»: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. - М.: МГППУ НИУ ВШЭ, 2017. - С. 36-44.

9. Александров, А. Варвара Караулова получила 4,5 года колонии // Коммерсант. - 2016. - 22 декабря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3177830 (дата обращения: 22.09.2021).

10. Горбунов, А., Козуров, Д. Не дерись с агрессором // Комсомольская правда. - 2018. - 18 октября [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26896.4/3940564/ (дата обращения: 22.09.2021).

11. Молодой человек устроил стрельбу в Пермском университете // Lenta.ru. - 2021. - 20 сентября [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2021/09/20/shooting/ (дата обращения: 22.09.2021).

12. Стрельба в гимназии в Казани - трагедия, которая потрясла всех // Новости. Первый канал. - 2021. - 16 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2021-05-16/406565-strelba_v_gimnazii_v_kazani_tragediya_kotoraya_ potryasla_vseh (дата обращения: 22.09.2021).

13. Центр социально-психологической помощи ГАГУ // ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/ club108050056 (дата обращения: 22.09.2021).

14. Solmi, M., Radua, J., Olivola, M. et al Age at onset of mental disorders worldwide: large-scale meta-analysis of 192 epidemiological studies // Molecular Psychiatry. - 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nature.com (дата обращения: 22.09.2021). https://doi.org/10.1038/s41380-021-01161-7

BecmuuK yuueepcumema № 12, 2021

References

1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 514n dated on July 24, 2015 "On Approval of the Professional Standard "Teacher-Psychologist (Psychologist in the Field of Education)", Information and legal portal Garant. Available at: https://base.garant.ru/71166760/#friends (accessed 22.09.2021).

2. The Concept of the Development of Psychological Services in the Education System in the Russian Federation for the Period up to 2025 (approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated on December 19, 2017), Laws, Codes, Regulations of the Russian Federation. Available at: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologich-eskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (accessed 22.09.2021).

3. The System of Functioning of Psychological Services in Educational Organisations: Methodological Recommendations, The Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow, 2020, 209 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dubrovina I. V. Psychological service of education: scientific foundations, goals and means, Psychological Science and Education, 1998, vol. 3, no. 2, pp. 4-8. (In Russian).

5. Lizunova G. Yu., Taskina I. A. Psychological and pedagogical support of students with disabilities and with special health needs in the university environment, VestnikAltaiskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2020, no. 2 (43), pp. 53-58. (In Russian). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-53-58

6. Oorzhak L. N., Frokol A. S. Organization of psychological service activity at the university (analysis of the experience of the Tuva State University), Vestnik of Tuva State University. Issue 4. Pedagogical Sciences, 2016, № 4 (31), pp. 12-20. (In Russian).

7. Sennik, L.V., Mikheeva, I.V Organization and development of psychological services in the vocational education system of the Tomsk region for the period up to 2025, Psychological and Pedagogical Programs and Technologies in the Educational Environment. Catalog - 2020: Collective Monograph, ed. y V. V. Rubtsov et al, Moscow, 2020, p. 7. (In Russian).

8. Tashcheva A. I., Gridneva S.V. Psychological service at the University: organisational, ethical and methodological problems, Collection "Psychological service of the University: reality and prospects": Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Moscow, October 27-28, 2017, responsible editors I. B. Umnyashova, I. V. Makarova, Moscow, Moscow State University of Psychology and Pedagogy, National Research University Higher School of Economics, 2017, pp. 36-44. (In Russian).

9. Aleksandrov A. Varvara Karaulova received 4.5 years in a penal colony, Kommersant, 2016, December 22. Available at: https:// www.kommersant.ru/doc/3177830 (accessed 22.09.2021).

10. Gorbunov A., Kozurov D. Don't fight with the aggressor, Komsomolskaya Pravda, 2018, October 18. Available at: https://www. kp.ru/daily/26896.4/3940564/ (accessed 22.09.2021).

11. A young man staged a shooting at Perm University, Lenta.ru, 2021, September 20. Available at: https://lenta.ru/brief/2021/09/20/ shooting/ (accessed 22.09.2021).

12. Shooting at a gymnasium in Kazan is a tragedy that shocked everyone, Pervyi Kanal News, 2021, May 16. Available at: https:// www.1tv.ru/news/2021-05-16/406565-strelba_v_gimnazii_v_kazani_tragediya_kotoraya_potryasla_vseh (accessed 22.09.2021).

13. Centre for Social and Psychological Assistance of SAGU, Vkontakte. Available at: https://vk.com/club108050056 (accessed 22.09.2021).

14. Solmi M., Radua J., Olivola M. et al. Age at onset of mental disorders worldwide: large-scale meta-analysis of 192 epidemiological studies, Molecular Psychiatry, 2021. Available at: https://www.nature.com (accessed 22.09.2021). https://doi.org/10.1038/ s41380-021-01161-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.