Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННОСТЬ В ШКОЛЕ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОТНОШЕНИЕ К СРЕДЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СРЕДОЙ / ATTITUDE TO THE ENVIRONMENT / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEVEL OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICAL SAFETY / SATISFACTION WITH THE ENVIRONMENT / SECURITY AT SCHOOL / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лизунова Г. Ю., Таскина И. А.

В статье рассмотрен один из актуальных и важных вопросов современного российского образования - формирование психологической безопасности образовательной среды в школе. Даны современные трактовки определений «психологическая безопасность» и «образовательная среда». Указано, что именно специально-организованная работа может способствовать конструктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, улучшению психологического климата в школьной среде, успешному формированию психологической безопасности в школе с большим или малым количеством обучающихся. В частности, представлены результаты исследования образовательной среды одной из сельских школ Республики Алтай, а также рассмотрена составленная и апробированная модель психологопедагогических условий формирования психологической безопасности, направления реализации разработанной модели. Кроме того, проанализированы результаты ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE SCHOOL IN THE ALTAI REPUBLIC)

The article considers one of the topical and important issues of modern Russian education - formation of the psychological safety of the educational environment at school. The paper gives the modern interpretations of the definitions of «psychological safety» and «educational environment». The authors note that it is specially organized work that can promote constructive interaction between all subjects of the educational process, improvement of the psychological climate in the school environment, successful formation of psychological safety at school with a large or small number of pupils. In particular, the article presents the results of the study of the educational environment of one of the rural schools of the Altai Republic and also reviews the compiled and tested model of psychological and pedagogical conditions for formation of psychological safety, the directions of implementation of the developed model. In addition, the paper analyses the results of the effectiveness of this model.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)»

УДК 159.9

Лизунова Галина Юрьевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3937-227Х e-mail: [email protected]

Таскина ирина Анатольевна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г Горно-Алтайск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: [email protected]

Lizunova Galina

Candidate of Philosophical Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-3937-227X e-mail: [email protected]

Taskina Irina

Candidate of Psychological Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia ORCID: 0000-0002-2388-3868 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-10-180-186

формирование психологической безопасности образовательной среды (на примере школы республики алтай)

Аннотация. В статье рассмотрен один из актуальных и важных вопросов современного российского образования - формирование психологической безопасности образовательной среды в школе. Даны современные трактовки определений «психологическая безопасность» и «образовательная среда». Указано, что именно специально-организованная работа может способствовать конструктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, улучшению психологического климата в школьной среде, успешному формированию психологической безопасности в школе с большим или малым количеством обучающихся. В частности, представлены результаты исследования образовательной среды одной из сельских школ Республики Алтай, а также рассмотрена составленная и апробированная модель психолого-педагогических условий формирования психологической безопасности, направления реализации разработанной модели. Кроме того, проанализированы результаты ее эффективности. Ключевые слова: защищенность в школе, компоненты психологической безопасности, модель психолого-педагогических условий, образовательная среда, отношение к среде, психологическая безопасность, субъекты образовательной среды, уровень психологической безопасности, удовлетворенность средой.

Для цитирования: Лизунова Г.Ю., Таскина И.А. Формирование психологической безопасности образовательной среды (на примере школы Республики Алтай)//Вестник университета. 2020. № 10. С. 180-186.

formation of psychological security of the educational environment (on the example of the school in the altai republic)

Abstract. The article considers one of the topical and important issues of modern Russian education - formation of the psychological safety of the educational environment at school. The paper gives the modern interpretations of the definitions of «psychological safety» and «educational environment». The authors note that it is specially organized work that can promote constructive interaction between all subjects of the educational process, improvement of the psychological climate in the school environment, successful formation of psychological safety at school with a large or small number of pupils. In particular, the article presents the results of the study of the educational environment of one of the rural schools of the Altai Republic and also reviews the compiled and tested model ofpsychological and pedagogical conditions for formation ofpsy-chological safety, the directions of implementation of the developed model. In addition, the paper analyses the results of the effectiveness of this model.

Keywords: attitude to the environment, components of psychological safety, educational environment, level of psychological safety, model ofpsychological and pedagogical conditions, psychological safety, satisfaction with the environment, security at school, subjects of the educational environment.

For citation: Lizunova L.Yu., Taskina I.A. (2020) Formation of psychological security of the educational environment (on the example of the school in the Altai Republic). Vestnik universiteta. I. 10, pp. 180-186. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-10-180-186

Современное общее среднее образование вынуждено решать ряд серьезных задач, одна из которых заключается в необходимости создания такой образовательной среды, которая не только бы позволяла осуществлять качественное обучение школьников, но и была бы благоприятной для их психоэмоционального развития, то есть отвечала бы определенным характеристикам. Важнейшей из таких характеристик является психологическая безопасность, при отсутствии которой образовательная среда полностью утратит свою

© Лизунова Г.Ю., Таскина И.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

функциональность и педагогическое значение. «Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина», согласно «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», является одним из приоритетных направлений создания национальной безопасности является [1].

В связи с этим была определена тема нашего исследования. Цель исследования: изучение психологической безопасности образовательной среды. Задачи исследования: провести теоретический анализ проблемы по теме исследования; диагностирование уровня психологической безопасности образовательной среды школы; осуществить формирование психологической безопасности образовательной среды посредством создания необходимых психолого-педагогических условий.

Согласно представителям гуманистической психологии (А. Маслоу), личная безопасность человека является базовой потребностью, без удовлетворения которой, невозможно движение вверх по иерархии, «пирамиде» потребностей, невозможны самореализация и самовыражение.

В современных психолого-педагогических работах уделяется не маловажное значение вопросу психологической безопасности образовательной среды, рассматриваются различные определения этого понятия. Например, С. В. Тарасов рассматривает образовательную среду как комплекс психолого-педагогических условий. Они специально организованы, что позволяет эффективно развивать личность обучающихся. Образовательная среда, с его точки зрения, это подсистема социокультурной среды, выступающая в качестве материальных духовных и общественных условий организации деятельности человека [5].

О. Н. Богомягкова говорит о том, что психолого-педагогическая безопасность образовательной среды предполагает такое состояние субъектов педагогического процесса, при котором их психика не испытывает психоэмоционального насилия, не угнетается тревожностью и стрессом, а характеризуется спокойствием, открытостью, доверием к окружающей действительности. Именно поэтому психологическая безопасность представляет собой условие, способствующее реализации большинства потенциальных возможностей учащегося в отношении его интеллектуального, физического, духовного, культурного и личностного развития в рамках образовательного процесса [4]. Психологическая безопасность представляет собой интегративную категорию. Она может характеризоваться как: процесс (формирование безопасной среды); состояние (результат, гарантирующий защищенность); качество личности (некий внутренний ресурс человека, позволяющий сопротивляться внешним негативным воздействиям). И. А. Баева и В. В. Семикин рассматривают психологическую безопасность образовательной среды как состояние отсутствия угрозы психологического насилия, создания референтной, доверительной среды, удовлетворения потребности в общении ее субъектов, формирования у них психического здоровья [3]. Нарушение такого состояния приводит к проявлениям у субъектов образовательной среды различного рода симптомам, например, чувство страха, недоверие к окружающим, неуверенность в себе, безразличие к работе, учебе и др.

А. Г. Терещенко, ссылаясь на социологические исследования, утверждает, что 75 % родителей озабочены психологической безопасностью образовательной среды, в которой он находится не малую часть своего времени [6]. Таким образом, психологическая безопасность выступает стержневым моментом эффективного функционирования образовательной среды и требует организации целенаправленной работы по ее формированию.

Исходя из сформулированной цели и поставленных задач, осуществлены три этапа исследовательской работы.

На первом этапе работы необходимо было измерить исходный уровень сформированности психологической безопасности образовательной среды в выбранной школе Республики Алтай методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы», И. А. Баева) [2]. На второй этапе происходили разработка и внедрение модели психолого-педагогических условий, необходимых для формирования психологической безопасности образовательной среды школы. Третий этап был посвящен оценке эффективности внедренной модели, формулирование выводов и составление рекомендаций специалистам школы по формированию ее психологической безопасности.

Для проведения эмпирического исследования была выбрана одна из школ Республики Алтай. В исследовании приняли участие 195 человек: 96 обучающихся 7-11 классов, 26 учителей и 73 родителя обучающихся 7-11 классов.

Чтобы получить данные о сформированном уровне психологической безопасности образовательной среды школы, респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты-методики И. А. Баевой. Построение вопросов представлено таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов. Методика-анкета

содержит вопросы, позволяющие оценить психологическую безопасность школы по трем критериям: отношение к образовательной среде школы; значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими; защищенность от психологического насилия во взаимодействии. В основе методики лежит субъективно-оценочный метод исследования. Согласно автору методики И. А. Баевой, «психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии» [2].

На первом этапе исследования наши респонденты показали следующие результаты.

По критериям «Отношение к образовательной среде школы», «Удовлетворенность характеристиками образовательной среды школы» и «Защищенность в образовательной среде школы» наибольший показатель по среднему уровню отношения к образовательной среде школы (36 %, 34 % и 40 % соответственно). Не маленький процент респондентов показали отношение к образовательной среде школы на уровне ниже среднего и низком (42 %, 42 % и 38 % соответственно).

Учителя оценили психологическую безопасность образовательной среды школы по критериям «Отношение к образовательной среде школы» «Удовлетворенность характеристиками образовательной среды школы» и «Защищенность в образовательной среде школы» по высокому уровню 40 %, по среднему уровню 40 %, по низкому уровню 20 %.

Наименьшую удовлетворенность психологической безопасностью образовательной среды школы демонстрируют учащиеся, наибольшую - педагоги, между ними находятся оценки родителей. Родители по критерию «Отношение к образовательной среде школы» показали средний уровень психологической безопасности (36 %), «Удовлетворенность характеристиками образовательной среды школы» - средний уровень (32 %), «Защищенность в образовательной среде школы» также - средний уровень (40 %). Не маленький процент родителей оценивают психологическую безопасность образовательной среды по критериям на низком уровне (36 %, 36 % и 28 % соответственно).

С целью повышения уровня психологической безопасности образовательной среды школы, разработана и реализована модель психолого-педагогических условий. Данная модель включила в себя работу по четырем направлениям:

1) формирование здоровьесберегающей среды: выработка у обучающихся привычки к здоровому образу жизни, двигательной активности, здоровому питанию, занятиям физкультурой и спортом, неприятию вредных привычек;

2) создание системы школьного самоуправления учащихся преследовало решение следующих задач: конструктивное построение взаимоотношений в школе между взрослыми и детьми; создание площадки обсуждения противоречивых вопросов; выявление и осуществление точек соприкосновения внутришкольных коллективов; объективные оценка разработанных проектов и отбор для их реализации; планирование и осуществление форм взаимодействия с родителями педагогов и обществ обучающихся; вовлечение в активную жизнь школы родительских групп; адаптация к социуму обучающихся, нуждающихся в поддержке и помощи; участие обучающихся в законотворческой работе в школе;

3) разработка программы поддержки и сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся, создание научного общества учащихся: развитие заинтересованности школьников научно-исследовательской работой, повышение их учебной мотивации, усиление их познавательного интереса, улучшение отношения к учебному процессу во всех его проявлениях;

4) формирование коммуникативной культуры, на основе проведения специальных тренингов, поскольку именно отсутствие коммуникативной культуры является одним из наиболее существенных факторов, снижающих возможность формирования психологически комфортной и безопасности обстановки в школе. Формирование коммуникативной культуры будет способствовать развитию уверенности в себе в процессе общения, сплочению обучающихся, созданию позитивной эмоциональной атмосферы, снятию эмоционального напряжения, развитию способности к рефлексии и эмпатии, формированию эффективной коммуникации.

С целью подведения итогов работы по реализации модели создания психолого-педагогических условий по формированию психологической безопасности образовательной среды проведено повторное измерение уровня психологической безопасности образовательной среды школы по той же методике-анкете И. А. Баевой.

Анализ повторного измерения состояния образовательной среды позволяет говорить о росте ее положительных оценок. У педагогов наблюдаются незначительные улучшения в оценке психологической безопасности школы, однако, у родителей и обучающихся наблюдается существенный рост всех показателей психологической безопасности образовательной среды по методике. Особенно это касается детей.

40

35 30 25 20 15 10 5 0

0х «

е

I

<и Ч I О

а

о <и а

0 ш

1

ч

3

Очень высокий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

I Первое

Составлено авторами по материалам исследовани

Повторное

Рис. 1. Сравнение результатов первого и повторного диагностирования учащихся по критерию «Отношение к образовательной среде школы»

На рисунке 1 показано сравнение показателей обучающихся в отношении к образовательной среде школы. Следует отметить не только рост среднего показателя, но и рост высокой оценки и снижение низкой. У большинства обучающихся отмечается положительное отношение к образовательной среде школы. Многие из них органично встроились в предложенную модель психолого-педагогических условий формирования психологической безопасности школы, нашли способы самовыражения и проявления своих способностей и возможностей.

На рисунке 2 видим похожую ситуацию по движению оценок психологической безопасности школы с рисунком 1. Личное, активное участие в жизни школы, реализация своих идей и предложений способствовали повышению у многих обучающихся удовлетворенности образовательной средой школы. Участие в школьном самоуправлении, в работе научного общества, защита совместно разработанных проектов с другими ребятами и педагогами, посещение занятий социально-психологического тренинга позволило школьникам обрести уверенность в своих силах, освоить приемы презентации себя, творческой реализации проектов, принять участие в мероприятиях районного и республиканского масштаба.

Изменения в положительную сторону показателей по критерию «Защищенность в образовательной среде школы» видим на рисунке 3. Эту «защищенность» многие обучающиеся, вместе со взрослыми, педагогами и родителями, создавали сами. Такому положению дел способствовали мероприятия и занятия, направленные на развитие эффективности общения, взаимодействия, взаимопонимания, сплочению поколений. Общие дела, особенно с неравнодушными родителями, папами, по направлению популяризации здорового образа жизни, физической подготовки в сочетании с развитием познавательной активности детей меняли представление у всех участников исследования к образовательной среде школы, психологической безопасности в частности.

40 35

30 -

о4

и

i 25

и «

К

-

£

10 -

Очень высокий Высокий

Средний Ниже среднего

Низкий

| Первое ^ Повторное

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Сравнение результатов первого и повторного диагностирования учащихся по критерию «Удовлетворенность образовательной средой школы»

50

«

I

<и Ч I О

с

о <и а

о «

ч

3

40

30

20

10

уппН

Очень высокий

Высокий

11 Пп

Средний Ниже среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий

] Первое

Составлено авторами по материалам исследования

] Повторное

Рис. 3. Сравнение результатов первого и повторного диагностирования учащихся по критерию «Защищенность в образовательной среде школы»

Эффективность модели психолого-педагогических условий формирования психологической безопасности школьной среды хорошо видна и на показателях родителей, особенно в критерии «Защищенность в образовательной среде школы» (на высоком уровне скачок показателя с 16 % до 28 %). Именно личное участие родителей в мероприятиях реализации модели, часто со своими детьми вместе, позволило им посмотреть изнутри на положение дел в школе, взаимоотношения между обучающимися, возможность преподнести личный

ов 15

0

пример, поделиться умениями и навыками, например, спортивными, творческими, интеллектуальными. Детям и родителям вместе приходилось решать немало кейсов, где необходима была слаженная работа, взаимовыручка, демонстрация умения обращаться за помощью и предлагать ее. По реализации модели особенно активизировался «Совет отцов». Именно здесь они увидели явную, практическую пользу своей организации.

Изменения показателей по критерию «Удовлетворенность образовательной средой школы» у учителей привлек внимание. Наблюдаем повышение высокой оценки этой характеристики у педагогов с 20 % до 30 %. Педагоги отмечают, что увидели эффективное сочетание в предложенной модели различных направлений формирования психологической безопасности образовательной среды, были приятно удивлены откликом и проявлением инициативы родителей.

На основе анализа проделанной работы разработаны рекомендации администрации, педагогам школы, родителям и другим специалистам, работающим в образовательной организации.

Таким образом, учитывая результаты исследования, можем утверждать, что образовательная среда в нашей школе является психологически комфортной и безопасной, значительная часть участников исследования показали положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности внутри школьной среды. Проведенное исследование и анализ полученных результатов подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование психолого-педагогической безопасности образовательной среды школы будет эффективным, если создать психолого-педагогические условия, которые будут включать комплексную работу по следующим направлениям: 1) формирование здоровьесберегающей среды; 2) создание системы школьного самоуправления учащихся; 3) внедрение программы поддержки и сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся, создание научного общества обучающихся; 4) формирование коммуникативной культуры, на основе проведения социально-психологического тренинга. Предложенная модель показала свою эффективность и значимость, а также оказало влияние на психолого-педагогические, коммуникативные особенности участников исследования. В результате ее внедрения отмечается качественное улучшение психологического климата в школе, взаимоотношений всех участников исследования.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/11782/page/2 (дата обращения: 14.09.2020).

2. Баева, И. А. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - С. 105-118.

3. Баева, И. А., Семикин, В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. -№ 12. - С. 7-19.

4. Богомягкова, О. Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. - 2013. -№ 1. - С. 60-67.

5. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2011. - Т. 3. - № 3. - С. 133-138.

6. Терещенко, А. Г. Безопасность образовательной среды как основа социально-педагогической деятельности с личностью учащегося, оказавшегося в трудной школьной ситуации // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Иркутск, 18-19 ноября 2016 г. - Иркутск: Иркут, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/so_soderzhanie/So-43.pdf (дата обращения: 14.09.2020).

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrya 1997 g. N 1300 (red. ot 10.01.2000) "Ob utverzhdenii Konzeptsii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the National Security Concept of the Russian Federation" No.1300, datedon December 17, 1997 (as amended, datedon January 10, 2000]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/11782/page/2 (accessed 14.09.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2020

2. Baeva I. A. Metodika "Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy shkoly" [Methodology "Psychological safety of the school's educational environment» "]. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Providingpsychological security in an educational institution], Pod red. I. A. Baevoi. St. Petersburg, Rech, 2006. pp. 105-118.

3. Baeva I. A., Semikin V V Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy, psikhologicheskaya kul'tura i psikhicheskoe zdorov'e shkol'nikov [Safety of the educational environment, psychological culture and mental health of schoolchildren]. Izvestiya Rossiiskogo gos-udarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2005, vol. 5, no.12, pp. 7-19.

4. Bogomyagkova O.N. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Psychological security of the University's educational space]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, 2013, no. 1, pp. 60-67.

5. Tarasov S. V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [Educational environment: concept, structure, typology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2011, vol.3, no 3. pp. 133-138.

6. Tereshchenko A. G. Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy kak osnova sotsial'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti s lichnost'yu uchashchegosya, okazavshegosya v trudnoi shkol'noi situatsii [Safety of the educational environment as the basis of social and pedagogical activity with the personality of a pupil who finds himself in a difficult school situation]. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti, okazavsheisya v trudnoi zhiznennoi situatsii. Irkutsk, 18-19 noyabrya 2016 g. [Social and pedagogical support of a person who finds himself in a difficult life situation]. Irkutsk, Irkut 2016. Available at: http://library.isu.ru/ru/ resources/e-library/conf_works_ISU/so_soderzhanie/So-43.pdf (accessed 14.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.