9. Серкин В.П. Проблемы исследования и проектирования профессионального образа жизни // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015. - № 3 (74). - С. 28-31.
10. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. - 2012. - №4 (33). - С. 78-90.
11. Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. - 2009. - № 4. - С. 179-187.
12. Юсупов, П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2003. - 22 с.
Психология
УДК 370
кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. В статье анализируются основные проблемы развития психологических служб в высших учебных заведениях Российской Федерации. Представлено возможное решение выявленной проблемы. Подчеркивается цель психологических служб и практические задачи, связанные с требованиями времени, а также указывается необходимость трансформации задач и направлений деятельности психологических служб в системе высшего образования. Описаны основные проблемы, препятствующие эффективному развитию психологических служб. Отметим необходимость изменения ранее существовавшего представления об организациях психосоциальной поддержки в высших учебных заведениях. Эта потребность была продемонстрирована вызовами времени и, в свою очередь, необходимостью комплексного подхода, сочетающего теорию, практику, учебные задачи и формирование личности, в условиях социальной нестабильности и роста кризисных вмешательств. С акцентом на новые требования к психологическим услугам, во-первых, необходимо организовать психологическое консультирование и психотерапию, во-вторых, организовать работу, направленную на развитие навыков студентов по поддержанию их психического здоровья.
Ключевые слова: университетская психологическая служба, психологическая помощь студентам.
Annotation. This article analyzes the main problems of the development of psychological services in higher educational institutions of the Russian Federation. A possible solution to the identified problem is presented. The purpose of psychological services and practical tasks related to the requirements of the time are emphasized, and the need to transform the tasks and activities of psychological services in the higher education system is also pointed out. The main problems hindering the effective development of psychological services are described. We note the need to change the previously existing concept of organizations of psychosocial support in higher educational institutions. This need was demonstrated by the challenges of the time and, in turn, the need for an integrated approach that combines theory, practice, educational tasks and personality formation, in the context of social instability and the growth of crisis interventions. With an emphasis on the new requirements for psychological services, firstly, it is necessary to organize psychological counseling and psychotherapy, secondly, to organize work aimed at developing students 'skills to maintain their mental health.
Keywords: university psychological service, psychological assistance to students.
Введение. В условиях социальной трансформации России, в силу ее потребностей, наша система образования испытывает определенное давление со стороны общества. Поэтому образование участвует в различных модернизационных проектах, которые выражают логику перехода от традиционного образования, которое характеризуется переходом от парадигмы знаний к современному образованию с парадигмой способностей. Однако не все высшие учебные заведения готовы отвечать вызовам времени. Некоторые университеты не предоставляют психологических услуг вообще или только номинально, где сфера ответственности за психологические услуги определяется в рамках академических мандатов и не включает вопросы поддержки психического здоровья и безопасности.
Постановка целей и задач психологической службы в высших учебных заведениях является динамичным процессом и предполагает активные дискуссии с ключевыми участниками, заинтересованными в создании и функционировании психологических служб: руководством университета, студентами и психологами (см. рис. 1).
Рисунок 1. Определение целей и задач психологических служб вузов [4]
Мониторинг уровня психологического благополучия студентов, оценка их заинтересованности и готовности обратиться к психологу в вузе, представления о том, с какими проблемами они бы пошли к психологу - важный источник
информации для обоснования необходимости психологической службы, ее расширения и развития, а также определения приоритетных направлений деятельности. Однако важно понимать, что информация, полученная в прямых опросах, даже анонимных, имеет определенные ограничения, которые связаны не только с неготовностью отвечать откровенно на довольно деликатные вопросы, но и с симптоматически сниженной критичностью к своему состоянию, которая часто проявляется при разного рода состояниях психологического и психического неблагополучия.
Определяя основные цели и задачи функционирования психологической службы важно учитывать не только специфику университета, его стратегические задачи, видение руководства университета позиции психолога в общей структуре вуза и запросы студентов, но и общую оценку психологического и психического благополучия, характерную для региона, в котором находится университет. Ниже приводятся данные Росстата по количеству суицидов среди лиц в возрасте от 20 до 24 лет и их распределение по округам Российской Федерации.
Диаграмма 1. Показатели смертности от самоубийств за 2020 год в возрасте 20-24 года (в перцентилях) [8]
Представленные данные могут служить убедительным аргументом о необходимости и важности организации системы психологической помощи студентам в зонах повышенного риска.
Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание назначение психологической службы, следует отметить, что, по большей части, она разрабатывается на основе двух аспектов: образования и общества.
Образовательные цели связаны с обучением и воспитанием студентов, которые выявляют и максимизируют свой интеллектуальный и личностный потенциал, существующие тенденции и интересы [10]. В рамках реализации этой цели необходимо организовать эффективную систему психологического сопровождения для обеспечения профессионального развития студентов в психологически безопасной образовательной среде в соответствии с принципом синергии воздействия. О.А. Белобрыкина отмечает, что эта цель в конечном итоге приводит к созданию условий, в которых может быть сформирован квалифицированный работник, профессионал в определенной области [13].
Социальные цели направлены на организацию помощи обучающимся в преодолении психологических трудностей, вызванных образовательными и другими (возрастными, социальными, природными) причинами. В конечном итоге социальная цель образования приводит к созданию условий, способных сформировать человеческую личность.
В рамках реализации этих целей перед психологическими службами университета стоит задача удовлетворения потребностей различных групп студентов. В связи с этим необходимо уточнить задачи, стоящие перед психологическими службами, понять требования к их ролям. Всестороннее понимание психологической службы, в рамках высшего образования, позволяет выделить следующие направления ее деятельности: психотерапия, профориентация, профессиональное консультирование, обеспечение образовательной деятельности, обучение психологической грамотности. В рамках комплексного подхода к работе психологических служб в образовательных учреждениях Л. Дарлинг-Хаммонд и соавторы описывают четыре направления деятельности специалистов по психосоциальной службе, которые отвечают основным потребностям развития и позволяют развивать специалиста по психосоциальной службе [13].
Авторы описывают эти области следующим образом:
• благоприятная среда включает позитивные, устойчивые отношения, физическую, эмоциональную и личную безопасность, а также чувство принадлежности и целеустремленности;
• эффективные стратегии обучения, которые поддерживают мотивацию, способности и самостоятельное обучение;
• социальное и эмоциональное обучение, развитие навыков, привычек и мышления для достижения академического прогресса, эффективности и продуктивного поведения (саморегуляция, исполнительная функция, внутриличностное осознание, навыки межличностного общения, деятельность);
• система поддержки, обеспечивающая здоровое развитие и удовлетворяющая потребности студентов [13].
В соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации в их стране Л.А. Осьмук, В.В. Дегтярева и И.В. Жданова определили следующее в качестве основного направления деятельности университетских психологических служб: повышение личной и психологической адаптивности студентов и поддержка студенческих сообществ во время стихийных бедствий, таких как экономические спады, приток беженцев и стихийные бедствия [9]. Авторы обогащают интегрированную модель поддержки, разрабатывая многоуровневую модель готовности к кризисным ситуациям, которая включает в себя многомерный подход, учитывающий контекстуальные факторы, а также кросс-культурные и межэтнические характеристики. Модель основана на повышении стабильности студентов или групп.
На современном этапе развития высшего образования необходимо изменить существовавшее ранее представление об организации психологического сопровождения в высших учебных заведениях. Этот сдвиг оправдан вызовами времени и требованием комплексного подхода к сочетанию теории, практики, учебных задач и формирования личности в условиях социальной нестабильности и роста кризисного вмешательства.
Полученные результаты и понимание работы психологических служб в вузах позволили нам выделить 5 основных организационных моделей психологических служб в системе высшего профессионального образованияб
1. Психологи, работающие в структуре кафедры, основными функциями которой являются социальная, воспитательная работа и/или организация внеучебной деятельности студентов. Эта закономерность наиболее распространена в небольших университетах, где число студентов не превышает 5000 человек. В этом случае психолог несет особую ответственность в своем профессиональном самоопределении, отслеживая процессы, влияющие на его собственную профессиональную идентичность, достижение и поддержание высокого уровня профессиональной деятельности.
2. Психологический центр, как самостоятельная структура, обладающая определенной автономией и независимостью, которая имеет возможность сосредоточиться на решении психологических проблем. Такая система организации является традиционной в европейских и американских университетах, она близка к совершенству с точки зрения профессиональных принципов и соблюдения этических норм. Проблема с функционированием этой модели заключается в финансировании, поскольку она полностью принадлежит бюджету университета, а в Соединенных Штатах это бремя несут сами студенты, оплачивая ежегодные студенческие сборы и страховые компании.
3. Функции психологической службы возложены на преподавателей кафедры психологии. Часто выполнение этих функций частично связано с преподавателем в качестве учебной нагрузки, а иногда это полностью волонтерская работа. Эта модель вызывает много вопросов и сомнений. Прежде всего, с точки зрения соблюдения этических стандартов, могут возникнуть двойные отношения, когда психологи представляются студентам в качестве преподавателей и консультантов, из-за смешения ролей, которые уже существуют.
4. Студенческая психологическая ассоциация. Как правило, куратором этой формы является также преподаватель кафедры психологии, который может консультироваться с куратором одновременно.
5. Система аутсорсинга организации психологической помощи. В этом случае функция психологической поддержки и помощи студентам локализуется за пределами университета в соответствии с неоплачиваемым или платным соглашением о сотрудничестве между университетом и сторонней профессиональной психологической организацией. В этом случае обеспечивается высокая степень профессионализма, качества и этических стандартов, но также существует риск потери контроля над этими процессами, что может иметь серьезные последствия [2].
Профессиональная подготовка психологов, работающих в вузах, повышение квалификации университетских психологов, образовательные стандарты данной специализации - это лишь некоторые из наиболее важных и насущных вопросов, которые необходимо обсудить и найти решения.
К примеру, студенты ВУЗов, особенно на первом курсе, сталкиваются с большим спектром разноплановых проблем. Во-первых, они должны адаптироваться к условиям быстрых изменений и неопределенности. Во-вторых, они находятся в изоляции от обычной системы поддержки. В-третьих, студенты должны иметь дело с различными личностными и психологическими проблемами, которые варьируются от проблем адаптации и развития, академических, профессиональных проблем до психических заболеваний (воздействие социально-травматического стресса, связанного с COVID-19 и необходимой самоизоляцией, переход к дистанционным формам обучения). Предполагается, что психологические службы будут оказывать необходимую психологическую поддержку участникам образовательного процесса.
В рамках целей высшего образования психологические службы призваны способствовать развитию, адаптации и обучению студентов, предотвращая при этом опасное и саморазрушительное поведение. По сути, служба решает задачу обеспечения комплексного учебного процесса для эффективного прохождения и создания условий для формирования личности выпускников. Однако механизмы, используемые университетами для достижения этой цели, широко варьируются в зависимости от философии или миссии учреждения. Хотя психологические службы в российской системе высшего образования появились давно, они не стали обязательными подразделениями университета и были созданы по инициативе администрации университета или психологов.
Уточнение текущих задач, стоящих перед психологическими службами университета, позволяет выделить следующие направления деятельности:
• оказывать психологическую поддержку участникам образовательного процесса, в том числе студентам, преподавателям, руководству университета, родителям студентов, администрации университета, работодателям. В основу этой поддержки входит задача оптимизации учебного процесса, включая методическую помощь в выборе методов и содержания обучения, соответствующих индивидуальным особенностям студента;
• обеспечение психологической безопасности образовательной среды вуза;
• создание условий для практико-ориентированного обучения студентов по выбранной профессии;
• поддержка процесса адаптации студентов, особенно тех, кто учится на первом курсе;
• консультирование и поддержка обучающихся с особыми психологическими, патологическими или психическими трудностями;
• инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями [9].
Следует отметить, что для выполнения задачи психологической поддержки необходимо провести соответствующие мероприятия. Анализ основных видов деятельности (осуществление которых входит в компетенцию психологических служб университета) позволяет выявить значительный спектр возможных вариантов.
Среди основных видов деятельности принято выделять:
• психологическое сопровождение образовательного процесса: профилактика, обучение, поддержка, помощь;
• деятельность специалиста;
• психодиагностика;
• психотерапия и психологическая коррекция.
Психопрофилактика - это деятельность психологических служб университета, направленная на повышение психологической устойчивости студентов (как индивидуальных, так и групповых характеристик). В то же время необходимо выделить четыре уровня воздействия на обучающихся:
• повышение жизнестойкости как личностной черты, полезной в повседневной жизни;
• повышение потенциала в случае неблагоприятных событий;
• поддержка эмоциональной устойчивости.
В рамках этого направления необходимо обучать студентов в следующем:
• применятьметоды самоуправления;
• развивать эмоциональный интеллект;
• ставить позитивные цели, проявлять сострадание;
• развивать конструктивные отношения;
• брать на себя ответственность [12].
Консультации и курсы могут быть организованы как в индивидуальной, так и в групповой форме. Также стоит учитывать, что студенты проявляют интерес к развитию навыков управления стрессом, управления временем, планирования карьеры и жизни, построения семьи и отношений, а также финансовой грамотности [14].
Важным направлением деятельности является методическое и экспертное сопровождение учебного процесса. Организация обучения, ситуация, связанная с трудностями в освоении процедуры, мотивация к профессиональной деятельности, построение карьеры - все эти вопросы остаются в центре внимания экспертов.
Во-первых, необходимо оказывать психологическую поддержку обучающимся, которые сталкиваются с особыми трудностями в процессе обучения. В эти группы входят студенты:
• люди, переживающие травматические события личного или социального характера [7];
• в кризисной ситуации [5];
• мигранты и беженцы [6];
• инвалиды и лица с особыми заболеваниями [1; 6; 7; 9].
Психологический стресс и тревога являются показателями нарушения здоровья, приводящими к психическим расстройствам, требующими целенаправленной поддержки, консультирования и психотерапии [14]. Во время учебы в университете студенты испытывают тяжелые психические расстройства, диагностированные до или после поступления, но усугубляющиеся под влиянием повышенной учебной нагрузки, которая обычно связана с расстройствами настроения, тревогой. В ситуациях, требующих особого внимания со стороны психологических служб, возникают проблемы, связанные с переживанием горя и утраты, дисфункцией семьи, разрушением ценностей, дискриминацией по признаку религии и маргинализацией. Поэтому в рамках работы психологических служб университета существует потребность в деятельности специалистов, способных оказать необходимую психотерапевтическую помощь, диагностировать проблему и т.д.
Важно сотрудничать с психологическими службами местных центров психологической, психотерапевтической, духовной поддержки и помощи, что позволяет организовать всестороннюю поддержку студентов в случае возникновения сложных проблем, решение которых не входит в возможности служб психологической поддержки университета. Нельзя игнорировать повсеместность развития и адаптации. В контексте высшего образования необходимы консультации по вопросам адаптации студентов, их развития и обучения. Поэтому перед психологической службой университета стоит большое количество задач и их решение было бы невозможно без системной работы по многоуровневому комплексному подходу и интерактивной организации всех служб.
Выводы. Таким образом, необходимость изменения подхода к организации психологической службы в вузах оправдана вызовами времени и требует комплексного подхода для дальнейшей успешной реализации. У психологических служб появился новый фокус внимания, который включает в себя не только задачи, поддерживающие учебный процесс, но и поддержание психического здоровья, адаптивность к обучению и преодолению стресса. Важно помнить, что психологические службы не являются «социальными чрезвычайными ситуациями». Их цель - проведение целенаправленной работы по профилактике, обучению, консультированию, методической поддержке и психотерапии. Преодоление иллюзий позволит нам выстроить соответствующую модель психологической службы в вузах.
Литература:
1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 2. - С. 29-41.
2. Ефремова О.И. Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2019. - № 2.
3. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 3. - С. 1-15.
4. Копосов Е., Бобылев В., Кручинин В. Психологическая служба вуза: теория и практика // Высшее образование в России, 2019. - № 3.
5. Макарова И.В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 27-28 октября 2018 г.) / Отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ; НИУ ВШЭ, 2018. - 424 с.
6. Мищерина И.В. Кризисное состояние личности студента и особенности его проявления // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 12-13 декабря 2019 г.). Ростов-на-Дону, 2019. - С. 99-106.
7. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - № 3. - С. 114-127.
8. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2020. - Том 11. - № 2. -С. 30-42.
9. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 22. - № 1. - С. 140-149.
10. Рубцов В.В., Метелькова Е.И., Арсеньева Т.Н. Проблемы создания организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 148-149.
11. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: Монография / Гут Ю.Н. [и др.]. - Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2017. - 342 с.
12. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: монография / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: Издательский дом «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 342 с.
13. Теория и практика психологической службы в образовании: Учебное пособие. 2-е изд., доп. / Авторсост. О.А. Белобрыкина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - 508 с.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук Гришина Анастасия Викторовна
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Севастополь);
кандидат психологических наук, доцент Косцова Мария Викторовна
Севастопольский государственный университет (г. Севастополь);
кандидат биологических наук, доцент Быстрюков Виктор Александрович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Аннотация. В данной статье представлено исследование влияния пандемии на копинг-стратегии в подростковом возраста. Было выявлено, что эмоциональный компонент копинг-стратегии и немотивированная тревожность подростков изменилась в период пандемии. Поэтому юноши и девушки, в первую очередь, нуждаются в эмоциональной поддержке, а также в работе с эмоциональным откликом в чрезвычайной ситуации.
Ключевые слова. пандемия, копинг-стратегия, подростковый возраст, немотивированная тревожность.
Annоtation. This article presents a study of the impact of the pandemic on coping strategies in adolescence. It was found that the emotional component of coping strategy and unmotivated anxiety in adolescents changed during the pandemic. Therefore, young men and women, first of all, need emotional support, as well as work with an emotional response in an emergency.
Keywords: pandemic, coping strategy, adolescence, unmotivated anxiety.
Введение. Современное общество сталкивается с условиями пандемии опасного вируса не впервые. Однако короновирус 2019/2020 гг. имеет ряд отличительных черт. В данном случае мы говорим о внимании сообщества психологическому / психическому здоровью и его взаимосвязи с физическим. Именно благодаря этому, психологический аспект пандемии является темой востребованной и порождающей значительное количество исследований.
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной прикладной психологии [1, 3]. Жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, особенно в период, когда жизнь людей планеты изменилось навсегда, и теперь каждый знает, даже ребенок, что такое - «пандемия» [1, 2].
В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы (интеллектуальные, когнитивные и эмоциональные) для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно в условиях чрезвычайной ситуации.
Таким образом, целью данной статьи является выявление специфики копинг-стратегий у подростков до и во время пандемии: сравнительный анализ.
Изложение основного материала статьи. Копинг (англ. «coping», «coping strategy») - совладание. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с новыми запросами жизни, в которой субъект чувствует себя в зоне некомпетентности.
Несмотря на многочисленные исследования данного феномена, до сих пор не сформировалось единого понимания копинга. В 1962 году термин «coping» появился в науке благодаря Л. Мерфи. Ученый изучала специфику переживания детьми возрастных кризисов. Психолог предположил, что дети используют конкретные защитные механизмы, чтобы совладать с кризисом. Таким образом, Л. Мерфи определила копинг как стратегию преодоления фрустрирующих ситуаций.
Российский психолог С.К. Нартова-Бочавер выделила три подхода к объяснению копинга и копинг-поведения.
Первый подход основывается на неопсихоаналитическом направлении Н. Хаана. Автор разделяет понятия копинг и механизм защиты. Ученый определяет понятие копинг-процесса как механизм, выделяющий защитные реакции, которые помогают преодолеть проблему без искажения действительности.
Во втором подходе ученые А. Биллингс и Р. Моос рассматривают понятие копинг как черту личности, отвечающую на стрессовые ситуации определенным образом. Авторы рассмотрели копинг-стратегию в трех механизмах преодоления фрустрирующей ситуацией. Первый вид направлен на оценку стресса, его преодоление, а так же попытку человека выяснить значение ситуации, то есть сделать психологический анализ. Второй вид нацелен на устранение источника стресса. Третий вид копинг-стратегии направлен на эмоции, которые выражаются в совладании со стрессом, и благодаря которым человек уменьшает эмоциональное напряжение.
Третий подход к определению понятия копинга считается самым разработанным. Его представители, известные ученые, когнитивные психологи Р. Лазарус и С. Фолкман. Они рассматривают феномен копинг как попытки человека преодолеть состояния ущерба.
Р. Лазарус разделяет два основных вида психологической реакции на стрессовую ситуацию. Первый-это временное облегчение. Этот процесс выражается в смягчении страданий, связанных со стрессом. Второй вид - непосредственные двигательные реакции, которые выражаются в использовании защитных механизмов, то есть копинг- стратегий.
Особенно актуальна проблема совладающего поведения в подростковый период, когда идет полная перенастройка организма: формирование гендерной, социальной идентичности, чувства взрослости, выработка личностной стратегии. Возникает вопрос, каким образом подростки справились с ситуацией пандемии? Это и стало предметом нашего исследования.
В рамках констатирующего эксперимента была выдвинута гипотеза: предполагается, что существуют значимые различия по уровню тревожности и копинг-статегий у подростков до и во время пандемии.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование на базе ГБОУ СОШ № 14 г. Севастополя. Выборка - 42 обучающихся 8-А, 9-А и 8-Б, 9-Б классов (57% юношей и 43% девушек). Выборка считается связанной, так как исследование проводилось в 8 и 9 классах, чтобы выделить, насколько пандемия изменила уровень тревожности и копинг-стратегий у подростков.
Исследование проводилось в два этапа:
1 этап - 2019-2020 учебный год. На данном этапе у учащиеся 8 классов изучались копинг-стретегии по Хейму и уровень тревожности до пандемии.