Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Павленко Татьяна Андреевна, канд. психол. наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 1аИапа_рау1епсо@ша11. га Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4
2020. Вып. 59. С. 136-148
Б01: 10.15382Миг^202059.136-148
ОИСГО: 0000-0001-6313-5576
Кирсанова Вероника Геннадиевна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой методики воспитания и дополнительного образования
ГБОУ ВО МО АСОУ
(Академия социального управления) Иг8апоуа.у@Ьк.ги Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8
ОИСГО: 0000-0001-5104-0641
Индивидуально-психологические различия
В ПЕРЕЖИВАНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
Т. А. Павленко, В. Г. Кирсанова
Аннотация: В статье рассматривается проблема переживания террористической угрозы в юношеском возрасте. Переживание террористической угрозы определяется как субъективная оценка риска стать жертвой теракта. Согласно данным современных исследований, террористическая угроза является стрессором высокой интенсивности. Интенсивность ее переживания зависит от индивидуально-психологических особенностей человека. Установлено, что молодежь значительно сильнее, чем взрослое население, переживает террористическую угрозу. Изучение особенностей переживания террористической угрозы именно молодежью становится актуальной проблемой. В статье приводятся данные о специфике совладания с переживанием террористической угрозы в юношеском возрасте (студенческой молодежью) и ставится вопрос о взаимосвязи степени этого переживания и личностными особенностями, а именно способностью к адаптации, характером совладающего поведения и базовыми убеждениями. Также рассматривается взаимосвязь индекса переживания террористической угрозы с перечисленными индивидуально-психологическими особенностями в выборке юношей и девушек. Повышение уровня переживания террористической угрозы у юношей и девушек зависит от разных базовых убеждений. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования переживания террористической угрозы в юношеском возрасте и использовании полученных данных в практике кризисного консультирования, в организации эффективной психологической помощи в рамках работы психологической службы учебных заведений.
Ключевые слова: переживание террористической угрозы, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, копинг-стратегии, стресс, стратегии совла-дания с трудностями, социально-психологическая адаптация, индивидуально-психологические особенности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира.
В жизни современного общества периодически происходят события, разделяющие ее на «до» и «после», меняя ее привычное течение и очерчивающие границу между тем, что было и теперь потеряно безвозвратно — определенная степень общественной безопасности, мир без этих страшных событий, воспоминаний, стойких негативных переживаний и т. д. К таким событиям относятся террористические акты против мирного населения. Ученые расходятся во мнении относительно времени зарождения терроризма как идеологии насилия, имеющей своей целью воздействие на общественное сознание через запугивание, устрашение. Специалистами называются различные исторические периоды, к которым можно отнести его возникновение, — от античных времен до начала ХХ в. В зависимости от исторических, экономических, культурных особенностей развития общества меняются формы проявления терроризма, детерминируемые также реакциями общества на террористическую угрозу. К важным социально-психологическим характеристикам террористической угрозы следует отнести: публичность теракта и его направленность на актуализацию страха у большого количества людей. Как непосредственные, так и косвенные участники событий испытывают целый спектр негативных чувств высокой интенсивности и осознают свои состояния как результат чьих-то намеренных действий.
Одно из важных направлений психологических исследований терроризма — это переживание террористической угрозы. Изучение представлений об угрозе и опасности у людей от 17 до 40 лет показало, что наиболее упоминаемыми угрозами оказались: терроризм, аварии на транспорте, землетрясения, онкологические заболевания1. Анализ воздействия угрозы терактов на психическое состояние человека становится актуальным в связи с увеличением числа терактов, их непредсказуемостью и поэтому постоянной потенциальной возможностью осуществления.
Переживание террористической угрозы выражается в субъективной оценке риска стать жертвой теракта2.
Террористические акты относятся к ненормативным критическим событиям, имеют внезапный и непредсказуемый характер, сопровождаются стойкими аффективными реакциями3. Террористические акты и террористическая угроза являются стрессорами высокой интенсивности, способными вызывать разные формы психической дезадаптации вплоть до ПТСР как у непосредственных, так
1 См.: Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымо-ва Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017. С. 66—79.
2 См.: Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. М., 2010. С. 29.
3 См.: Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман, ред. СПб., 2002.
и у косвенных их жертв4. По данным зарубежных и отечественных исследований, наиболее частыми последствиями террористических актов и террористической угрозы становятся: стрессовые реакции, депрессия, расстройство сна, увеличение потребления психоактивных веществ, тревожные состояния, потеря жизненной активности и др.
Н. В. Тарабрина на основе эмпирических исследований установила, что не только теракты сами по себе оказываются стрессором, но и сформировавшееся после совершения теракта представление о «террористической угрозе» и ее ожидание5. В. В. Нуркова, Д. М. Бернштейн, Э. Ф. Лофтус6 описывают воздействие СМИ на психическое состояние людей в связи с террористической угрозой. Они отмечают, что СМИ обеспечивают максимальное приближение виртуальной информации к непосредственно пережитой, так как за счет визуальных теле- и фото-образов добавляется недостающий чувственный материал.
В своих исследованиях Н. В. Тарабрина и Ю. В. Быховец определяют характеристики, которыми стрессор «террористическая угроза» принципиально отличается от других травмирующих стрессоров7. Среди них: переживание угрозы жизни в контексте будущего человека; сложность прогнозирования теракта; бескомпромиссный характер терактов, отсутствие возможностей, которые могли бы предупредить нависшую угрозу; осознание своей личной уязвимости перед террористическим актом, а также того, что теракт может прервать жизнь любого человека и др.
В психологической структуре понимания и переживания террористической угрозы Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец выделяют три компонента — когнитивный, эмоциональный и поведенческий8. Когнитивный — это антиципация и репрезентация осознаваемого уровня реальности угрозы. Эмоциональный компонент находит свое выражение в ощущении утраты контроля над обстоятельствами. Поведенческий компонент — это те изменения поведения, которые оцениваются человеком как реакция на теракт, например увеличение потребления наркотических средств, алкоголя и сигарет после терактов, интенсивный поиск информации, объединение в общественные организации, обращение к религии и др.
4 См.: Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. № 9. Р. 1702-1705; Horowitz M. J. Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders // International Handbook of Traumatic Stress Syndromes / Wilson J., Raphael B., eds. New York, 1993. P. 49-60; Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Указ. соч. С. 28; Знаков В. В., Турок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 58-69; Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. М., 2010. № 2. С. 41-46.
5 См.: Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009. С. 187.
6 Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 64-72.
7 См.: Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Указ. соч. С. 27.
8 См.: Там же.
Зарубежные исследователи R. Janoff-Bulman9, M. J. Horowitz10 отмечают, что под воздействием травматического события происходят изменения, которые на субъективном уровне находят свое отражение в возникновении ощущения изменения личности. Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец считают, что можно выделить синдром психической устойчивости к террористической угрозе как индивидуальный когнитивно-эмоционально-поведенческий комплекс представлений человека, его чувств и действий11. При этом устойчивость к террористической угрозе не означает такую же устойчивость к другим стрессогенным факторам.
Интенсивное переживание террористической угрозы оказывается последствием пережитого стресса. В дальнейшем на этой основе может развиться новый стресс, важным фактором в этом случае ученые считают индивидуально-психологические особенности человека.
Среди личностных особенностей, способствующих развитию ощущения нависшей угрозы, О. Е. Кашкарова, М. В. Семенова Тян-Шанская, А. В. Кур-патов, М. В. Бухарина выделяют инфантильность, незрелость эмоций, слабую устойчивость к отрицательно окрашенным внешним раздражителям, экстер-нальную ориентацию, ригидность, преобладание вытеснений по истерическому типу12, Н. В. Тарабрина, И. С. Хожуев — определенные стили совладающего поведения13, Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец — высокий уровень тревоги, повышенную бдительность, склонность к переживанию отрицательных эмоций, эмоциональную нестабильность и др.14, А. В. Котельникова, М. А. Падун15, Р. Янофф-Бульман — базисные убеждения16; Е. М. Турок, Д. А. Федерякин — смысложизненные ориентации17; Н. Н. Казымова — наличие и особенности жизненной перспективы18.
9 См.: Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113-136.
10 См.: Horowitz M. J. Op. cit. P. 49-60.
11 См.: Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.11.2019).
12 См.: Кашкарова О. Е., Семенова Тян-Шанская М. В., Курпатов А. В., Бухарина М. В. Задачи кризисной службы в оказании помощи пострадавшим в случае террористического акта // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора / М. М. Решетников, ред. СПб., 2018. С. 148-154.
13 См.: Хожуев И. С., Тарабрина Н. В. Социально-демографические факторы совладаю-щего поведения лиц с опытом переживания стрессов высокой интенсивности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 456-469.
14 См.: Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Указ. соч.
15 См.: Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М., 2012.
16 См.: Janoff-Bulman R. Op. cit. P. 113-136.
17 См.: Турок Е. М., Федерякин Д. А. Психологические различия понимания и переживания гражданами террористической угрозы // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности». Владивосток, 2014. С. 234-242.
18 См.: Казымова Н. Н. Жизненная перспектива как фактор устойчивости человека к переживанию террористической угрозы // Психология повседневного и травматического
Р. Янофф-Бульман рассматривал базисные убеждения как когнитивно-эмоциональные структуры, отражающие глубинные представления о себе и мире в целом19. Убеждения, касающиеся позитивного «Я»-образа, своей ценности и значимости, доброжелательности окружающего мира и справедливых отношений между «Я» и окружающим миром. При переживании травматических событий человек сталкивается с собственной уязвимостью и беспомощностью, преодоление которой сопряжено с работой с базовыми убеждениями.
Совладание с жизненными трудностями, в описании Р. Лазаруса, связано с постоянным изменением когнитивных и поведенческих усилий человека для управления внешними и внутренними требованиями, подвергающими его ис-пытанию20.
В настоящее время существует много различных классификаций видов психологического преодоления жизненных трудностей, в основном зарубежных авторов.
М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко говорят о том, что шок, связанный с переживанием террористической опасности, приводит к срыву нервно-психического тонуса, обусловливает лабильность телесных и психических функций и создает благоприятную почву для других психических реакций21.
В исследованиях В. В. Знакова установлено, что молодежь значительно сильнее, чем взрослое население, переживает террористическую угрозу и проявляет высокий уровень тревожности, а также ниже оценивает доброжелательность мира22.
Б. Г. Ананьев юношеский возраст называет периодом развития всех компонентов личности23. И. П. Стрельцова отмечает, что конструктивный опыт со-владания с возникающими трудными ситуациями жизнедеятельности в студенческом возрасте служит основой для формирования конструктивных стратегий совладания со стрессами и кризисными ситуациями в зрелости24.
В. В. Знаков, Е. М. Турок в своих исследованиях установили, что молодые люди понимают террористическую угрозу и ее причины как нечто противоречащее принятым в обществе правовым и моральным нормам, но сведений о совла-дании с переживанием террористической угрозы ими указано не было25.
Мы предположили, что степень переживания террористической угрозы зависит от выраженности способности к адаптации, характера совладающего поведения, особенностей базовых убеждений.
стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 264—278.
19 См.: Janoff-Bulman R. Op. cit. P. 113-136.
20 См.: Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Л. Леви, ред. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
21 См.: Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов. М., 2006.
22 См.: Знаков В. В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание. С. 64-99.
23 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2010.
24 См.: Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
25 См.: Знаков В. В., Турок Е. М. Указ. соч. С. 58-69.
Целью своего исследования мы видим изучение особенностей переживания террористической угрозы молодежью.
Выборку составили молодые люди от 18 до 22 лет: 30 мужчин и 60 женщин, всего испытуемых — 90 человек. Все они являются студентами различных высших образовательных организаций г. Москвы.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1. 0ПТУ-50 (Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец) для исследования переживания угрозы террористического акта; включает в себя все три компонента переживания террористической угрозы: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
2. Шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман) для исследования базовых убеждений личности.
3. Копинг-тест преодоления стресса (Р. Лазарус) с целью определения способов преодоления трудностей, копинг-стратегий.
4. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) для выявления более общих характеристик способности к адаптации и связанных с этим черт личности.
Статистическая обработка данных при сравнении групп осуществлялась с использованием критерия Пирсона.
При анализе данных по методике 0ПТУ-50 применяется один общий индекс переживания террористической угрозы.
В методике Р. Янофф-Бульмана выделяются три категории базовых убеждений:
1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла.
2. Убеждение, что мир полон смысла.
3. Убеждение в ценности собственного «Я».
При интерпретации копинг-теста преодоления стресса (Р. Лазарус) рассматриваются следующие копинги:
1. Конфронтационный копинг.
2. Дистанцирование.
3. Самоконтроль.
4. Поиск социальной поддержки.
5. Принятие ответственности.
6. Бегство — избегание.
7. Планирование решения проблемы.
8. Положительная переоценка.
В методике диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) выделяются шесть интегральных показателей: адаптация (адаптивность, дезадаптивность), принятие других (принятие других, непринятие других), интернальность (внутренний контроль, внешний контроль), самовосприятие (принятие себя, непринятие себя), эмоциональная комфортность (эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт), стремление к доминированию (доминирование, ведомость).
Цель нашего исследования заключалась в определении особенностей со-владания с переживанием террористической угрозы в юношеском возрасте (сту-
денческой молодежью) и в изучении вопроса о взаимосвязи степени этого переживания и личностными особенностями, а именно способностью к адаптации, характером совладающего поведения и базовыми убеждениями.
Рассмотрим полученные в исследовании личностные и половые различия в переживании террористической угрозы студенческой молодежью (средний возраст испытуемых 18,4). Для обработки данных был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Переживание террористической угрозы и индивидуально-психологические особенности студенческой молодежи
Индивидуально-психологические особенности Индекс переживания ТУ (террористической угрозы)
отношение к благосклонности мира ,246*
отношение к осмысленности мира ,245*
убеждение относительно собственной ценности -,046
конфронтационный копинг ,078
дистанцирование -,058
самоконтроль -,189*
поиск социальной поддержки ,216*
принятие ответственности ,018
бегство — избегание ,252**
планирование решения проблемы -,127
положительная переоценка -,022
адаптация -,211*
самопринятие -,145
принятие других ,012
эмоциональный комфорт -,215*
интернальность -,307**
стремление к доминированию -281**
адаптивность -,229
дезадаптивность ,010
принятие себя -,342*
непринятие себя ,215
принятие других -,138
непринятие других ,068
эмоциональный комфорт -,219
эмоциональный дискомфорт ,092
внутренний контроль -,319*
внешний контроль ,086
Индивидуально-психологические особенности Индекс переживания ТУ (террористической угрозы)
доминир ование -,178
ведомость ,083
эскапизм (уход от проблем) -,092
Условные обозначения: * корреляция значима на уровне 0,05; ** корреляция значима на уровне 0,01.
Переживание террористической угрозы значимо связано со следующими ко-пингами: самоконтроль, поиск социальной поддержки и склонность к бегству — избеганию. Регулирование своих чувств и действий отрицательно коррелирует с переживанием террористической угрозы (г = -,189, р < 0,05): чем выше уровень самоконтроля, тем ниже уровень переживания террористической угрозы. Положительная корреляция переживания террористической угрозы и поиска социальной поддержки (г = ,216, р < 0,05), а также склонности к бегству — избеганию (г = ,252, р < 0,01), свидетельствуют о том, что чем более выражены эти копинги, тем выше уровень переживания террористической угрозы у респондентов.
Переживание террористической угрозы значимо связано с убеждением в благосклонности мира (г = ,246, р < 0,05) и убежденностью в контролируемости и подчиненности событий жизни законам справедливости (г = ,245, р < 0,05). Чем выше убеждение молодых людей в том, что в мире больше добра, чем зла, добрых людей, чем злых, тем выше уровень переживания террористической угрозы. Чем сильнее убежденность в контролируемости и подчиненности событий законам справедливости, распределении событий соответственно тому, что человек заслуживает, тем выше уровень переживания террористической угрозы.
Взаимосвязь переживания террористической угрозы с показателями социально-психологической адаптации обнаружилась в отрицательной корреляции между переживанием террористической угрозы и адаптацией (г = -,211, р < 0,05), эмоциональным комфортом (г = -,215, р < 0,05), интернальностью (г = -,307, р < 0,01), стремлением к доминированию (г = -,281, р < 0,01), принятием себя (г = -,342, р < 0,05), внутренним контролем (г = -,319, р < 0,05). Чем лучше человек адаптирован, тем ниже индекс переживания террористической угрозы; более высокий эмоциональный комфорт также способствует снижению уровня переживания. Чем выше интернальность, как преобладание внутреннего контроля над внешним, тем ниже уровень переживания террористической угрозы, также, чем сильнее проявляется стремление к доминированию, тем ниже индекс переживания террористической угрозы. Более высокий уровень принятия себя у молодых людей коррелирует со снижением индекса переживания террористической угрозы.
Анализ взаимосвязи степени переживания террористической угрозы с личностными особенностями отдельно у девушек-студенток и юношей-студентов показал, что есть прямая корреляция переживания террористической угрозы с базисными убеждениями об осмысленности мира (г = ,293, р < 0,05), и обрат-
ная корреляция с принятием себя (г = -,342, р < 0,05) и внутренним контролем (г = -,319, р < 0,05). Представления о неслучайности событий и воздаянии человеку за его дела взаимосвязано с более высоким индексом переживания террористической угрозы. А более высокий уровень принятия себя и преобладание внутреннего контроля взаимосвязаны с более низким индексом переживания террористической угрозы.
У юношей-студентов переживание террористической угрозы положительно коррелирует с базисными убеждениями о благосклонности мира (г = ,550, р < 0,01). Ббльшая степень убежденности о преобладании добра и добрых людей в мире взаимосвязана с более высоким индексом переживания террористической угрозы.
Таким образом, можно говорить, что взаимосвязь переживания террористической угрозы с характером совладающего поведения выражается в более низком индексе переживания террористической угрозы при выраженном копинге самоконтроль, а также принятием себя, стремлением к доминированию во взаимодействии, характерном для личности преобладании внутреннего контроля над внешним, благополучием, отражающимся в эмоциональном комфорте и адаптированности. Все перечисленные личностные особенности позволяют повышать чувство подконтрольности мира, что важно для ощущения подвластности обстоятельств значимых для жизни и благополучия личности. Возможность личного контроля над обстоятельствами является важным фактором определения риска возникновения события.
Более высокий индекс переживания террористической угрозы взаимосвязан со стратегиями поиска социальной поддержки и склонности к бегству — избеганию. Возможно, что масштабность, непредсказуемость и необратимость последствий террористических актов диктует выбор данных стратегий и отражает крайне низкую степень контроля неожиданной стрессогенной ситуации, а также нежелание сталкиваться с подобной ситуацией и темой сильных переживаний, смерти, потерь.
Повышение уровня переживания террористической угрозы у юношей и девушек зависит от разных базовых убеждений. Девушки переживают террористическую угрозы тем острее, чем более уверены, что события в мире имеют смысл и неслучайны, т. е. в этом случае внезапный характер террористической угрозы разрушает их представление об осмысленности событий. Юноши переживают террористическую угрозы тем острее, чем выше их уверенность в доброй расположенности мира и людей к ним, т. е. возможная угроза теракта изначально меняет их убеждение о доброте мира.
Полученные данные о переживании террористической угрозы молодежью, взаимосвязь переживаний и личностных особенностей юношей и девушек могут быть использованы в практике кризисного консультирования, в организации эффективной психологической помощи в рамках работы психологической службы учебных заведений.
Список литературы
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2010.
Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. М., 2010.
Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. М.,
2010. № 2. С. 41-46.
Знаков В. В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 64-99.
Знаков В. В., Турок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 58-69.
Казымова Н. Н. Жизненная перспектива как фактор устойчивости человека к переживанию террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 264-278.
Кашкарова О. Е., Семенова Тян-Шанская М. В., Курпатов А. В., Бухарина М. В. Задачи кризисной службы в оказании помощи пострадавшим в случае террористического акта // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора / М. М. Решетников, ред. СПб., 2018. С. 148-154.
Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман, ред. СПб., 2002.
Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов. М., 2006.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Л. Леви, ред. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 64-72.
Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М., 2012.
Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.
Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.11.2019).
Турок Е. М., Федерякин Д. А. Психологические различия понимания и переживания гражданами террористической угрозы // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности». Владивосток, 2014. С. 234-242.
Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017.
Хожуев И. С., Тарабрина Н. В. Социально-демографические факторы совладающего поведения лиц с опытом переживания стрессов высокой интенсивности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 456-469.
Horowitz M. J. Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders // International Handbook of Traumatic Stress Syndromes / Wilson J., Raphael B., eds. New York, 1993. P. 49-60.
Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113-136.
Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. № 9. P. 1702-1705.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 59. P. 136-148 DOI: 10.15382/sturIV202059.136-148
Tatiana Pavlenko, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, tatiana_pavlenco@mail. ru 4 Vtoroy Sel'skokhozyastvennyi proezd, 129226, Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0001-6313-5576
Veronika Kirsanova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Head of Department of Methods of Upbringing and Further Education, Academy of Social Management [email protected] 8 Vtoroy Starovatutinsky proezd, 129281, Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0001-5104-0641
Individual Psychological Differences in the Experience of Terrorist Threats Among Students
T. Pavlenko, V. Kirsanova
Abstract: The article discusses the problem of experiencing the terrorist threat by young people. The experience of a terrorist threat is defined as a subjective assessment of the risk of becoming a victim of a terrorist attack. According to modern research, the terrorist threat is a high-intensity stressor. The intensity of this experience depends on the individual psychological characteristics of a person. It was established that young people experience a terrorist threat more intensively than the adult population. Studying the peculiarities of experiencing a terrorist threat by young people is an urgent problem. The article presents these features of coping with the experience of the terrorist threat in students and studies the relationship between the degree of this experience and personal
characteristics, namely the ability to adapt, the nature of coping behavior and basic beliefs. The relationship of the terrorist threat experience index with the listed individual psychological characteristics in a sample of young men and women is also examined. Increasing the level of experience of a terrorist threat in males and females depends on different basic beliefs. The conclusion is drawn about the need for further study of the experience of the terrorist threat in young people and the use of the data obtained in the practice of crisis counseling, in organising effective psychological assistance in the framework of the psychological service of educational institutions.
Keywords: experiencing a terrorist threat, students, basic personal beliefs, coping strategies, stress, coping strategies, socio-psychological adaptation, individual psychological characteristics, belief in the favor and meaningfulness of the world.
References
Anan'ev B. G. (2010) "Chelovek kak predmet poznanija" [Man as a subject of knowledge]. St. Petersburg (in Russian).
Byhovec Ju., Tarabrina N. (2010) "Psihologicheskaja ocenka perezhivanij a terroristicheskoj ugrozy: Rukovodstvo" [Psychological assessment of the experience of a terrorist threat: A guide]. Moscow (in Russian).
Enikolopov S., Mkrtchjan A. (2010) "Psihologicheskie posledstvija terrorizma i rol' SMI v processe ih formirovanii" ["Psychological consequences of terrorism and the role of the media in the process of their formation"]. Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal, 2010, vol. 2, pp. 4146 (in Russian).
Harlamenkova N. E., Tarabrina N. V., Byhovec Ju. V., Vorona O. A., Kazymova N. N., Dymova E. N., Shatalova N. E. (2017) Psihologicheskaja bezopasnost' lichnosti: implicitnaja i jeksplicitnaja koncepcii [Psychological security ofthe individual: implicit and explicit concepts]. Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2017 (in Russian).
Horowitz M. J. (1993) "Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders" in Wilson J. and Raphael B. (eds.) International Handbook of Traumatic Stress Syndromes. New York, pp. 49—60.
Hozhuev I. S., Tarabrina N. V. (2016) "Social'no-demograficheskie faktory sovladajushhego povedenij a lic s opytom perezhivanij a stressov vysokoj intensivnosti" ["Socio-demographic factors of coping behavior of individuals with experience of experiencing high intensity stresses"] in Psihologjapovsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstvija, sovladanie [Psychology of everyday and traumatic stress: threats, consequences, coping]. Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2016, pp. 456-469 (in Russian).
Janoff-Bulman R. (1989) "Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct". Social Cognition, 1989, vol. 7, no. 2, pp. 113-136.
Kashkarova O. E., Semenova Tjan-Shanskaja M. V., Kurpatov A. V., Buharina M. V. (2018) "Zadachi krizisnoj sluzhby v okazanii pomoshhi postradavshim v sluchae terroristicheskogo akta" ["The tasks of the crisis service in providing assistance to victims in the event of a terrorist act"], in Psihologja i psihopatologija terrorizma. Gumanitarnye strategii antiterrora [Psychology and Psychopathology of Terrorism. Humanitarian Strategies of Antiterror]. St. Petersburg, pp. 148-154 (in Russian).
Kazymova N. N. (2016) "Zhiznennaja perspektiva kak faktor ustojchivosti cheloveka k perezhi-vaniju terroristicheskoj ugrozy" ["Life perspective as a factor of a person's resistance to the experience of a terrorist threat"], in Psihologij a povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstvija, sovladanie [Psychology of everyday and traumatic stress: threats, consequences, coping], Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», pp. 264-278 (in Russian).
Korkina M. V., Lakosina N. D., Lichko A. E., Sergeev I. I. (2006) Psihiatrija. Uchebnik dlja studentov med. vuzov [Psychiatry. Textbook for students of med. universities]. Moscow: MEDpress-inform (in Russian).
Lazarus R. (1970) "Teorija stressa i psihofiziologicheskie issledovanija" ["Theory of stress and psychophysiological studies"] in Jemocionalnyjstress [Emotional stress]. Leningrad: Medicina, pp. 178-208 (in Russian).
Nurkova V. V., Bernshtejn D. M., Loftus Je. F. (2003) "Jeho vzryvov: sravnitel'nyj analiz vospominanij moskvichej o terroristicheskih aktah 1999 g. (Moskva) i 2001 g. (N'ju-Jork)" [" The Echo ofthe Explosions: A Comparative Analysis of Muscovites' Memoirs ofthe Terrorist Acts of 1999 (Moscow) and 2001 (New York)"]. Psihologicheskj zhurnal, vol. 1, pp. 64-72 (in Russian).
Padun M. A., Kotel'nikova A. V. (2012) Psihicheskaja travma i kartina mira. Teorija, jempirja, praktika [Mental trauma and a picture of the world. Theory, empirical practice]. Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2012 (in Russian).
Perre M., Bauman U. (eds.) (2002) Klinicheskajapsihologja [Clinical psychology]. St. Petersburg: Piter (in Russian).
Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. (2003) "Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster". American Journal of Psychiatry, 2003, vol. 160, no. 9, pp. 1702-1705.
Tarabrina N. V. (2009) Psihologja posttravmaticheskogo stressa: Teorja ipraktika [Psychology of Post-Traumatic Stress: Theory and Practice]. Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2009 (in Russian).
Tarabrina N. V., Byhovec Ju. V. (2011) "Sovremennoe sostojanie psihologicheskih issledovanjj terroristicheskoj ugrozy [Jelektronnyj resurs]". Medicinskaja psihologja v Rossii: jelektron. nauch. zhurn, 2011, vol. 5, available at: http://medpsy.ru (15.11.2019).
Turok E. M., Federjakin D. A. (2014) "Psihologicheskie razlichij a ponimanij a i perezhivanija grazhdanami terroristicheskoj ugrozy" ["Psychological differences in the understanding and experience of the terrorist threat by citizens"], in Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Lichnost' v jekstremal'nyh uslovjah i krizisnyh situacjah zhiznedejatelnosti ["Materials of the 1V International Scientific and Practical Conference "Personality in Extreme Conditions and Crisis Situations of Life"]. Vladivostok, 2014, pp. 234-242 (in Russian).
Znakov V. V. (2016) "Social'no-demograficheskie i psihologicheskie razlichija v ponimanii moskvichami terroristicheskoj ugrozy" ["Socio-demographic and psychological differences in the understanding of the terrorist threat by Muscovites"], in Psihologja povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstvja, sovladanie [Psychology of everyday and traumatic stress: threats, consequences, coping], Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", pp. 64-99 (in Russian).
Znakov V. V., Turok E. M. (2010) "Ponimanie i perezhivanie terroristicheskoj ugrozy" ["Understanding and experiencing the terrorist threat"]. VestnikMoskovskogo universiteta, 2010, vol. 1, pp. 58-69 (in Russian).