Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ'

ВОСПРИЯТИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ / ОПРОСНИК / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / TERRORIST THREAT EXPERIENCE / QUESTIONNAIRE / ADOLESCENCE / ADULTHOOD / OLD AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конарева И.Н.

В статье анализируется восприятие террористической угрозы жителями Республики Крым. Используется опросник ОПТУ-50 Быховец Ю. В. и Тарабриной Н. В. Опрос проведен в конце 2017 года. Выборку составили 305 респондентов в возрасте 17-73 лет, из них 238 женщин и 67 мужчин. Результаты рассмотрены в аспекте половозрастных различий. Женщины рассмотренных возрастных групп характеризуются более низкими показателями по шкале «антиципация» и более высокими оценками по другим шкалам опросника по сравнению с мужчинами. В выборке юношеского возраста интенсивность переживания террористической угрозы с возрастом респондентов увеличивалась, а в выборке зрелого возраста - снижалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Конарева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF THE TERRORIST THREAT BY CITIZENS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: A GENDER AND AGE ASPECT

The article analyzes the intensity of the experience of the terrorist threat by the citizens of the Republic of Crimea. The questionnaire OPTU-50 Y. V. Bykhovets and N. V. Tarabrina was used. The survey was conducted at the end of 2017. The sample consisted of 305 respondents aged 17-73 years, of which 238 were women and 67 were men. The results are considered in terms of age and gender differences. Women of all age groups are characterized by lower rates on the “anticipation” scale and higher grades on other scales of the questionnaire compared to men. In the sample of youthful age, the intensity of the experience of the terrorist threat increased with the age of the respondents, and in the sample of mature age, it decreased.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 4. С. 59-67.

УДК 159.922

ВОСПРИЯТИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ

Конарева И. Н.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: i.n.konareva@mail.ru

В статье анализируется восприятие террористической угрозы жителями Республики Крым. Используется опросник ОПТУ-50 Быховец Ю. В. и Тарабриной Н. В. Опрос проведен в конце 2017 года. Выборку составили 305 респондентов в возрасте 17-73 лет, из них 238 женщин и 67 мужчин. Результаты рассмотрены в аспекте половозрастных различий. Женщины рассмотренных возрастных групп характеризуются более низкими показателями по шкале «антиципация» и более высокими оценками по другим шкалам опросника по сравнению с мужчинами. В выборке юношеского возраста интенсивность переживания террористической угрозы с возрастом респондентов увеличивалась, а в выборке зрелого возраста - снижалась.

Ключевые слова: переживание террористической угрозы, опросник, юношеский возраст, зрелый возраст, пожилой возраст.

ВВЕДЕНИЕ

Террористические акты - это публично совершаемые опасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или отдельных социальных групп и лиц, и которые оказывают воздействие на психику как травматические стрессоры.

Считается, что информационные сообщения о террористических актах в СМИ и других коммуникационных средствах могут быть рассмотрены как психотравмирующие стрессоры, способные привести к развитию признаков стресса у так называемых «косвенных» жертв (косвенные жертвы - это лица, ставшие свидетелями терактов посредством СМИ). Такие лица и могут демонстрировать симптоматику посттравматического стресса (ПТС) [1, 2].

Отличием данного вида стрессора является временная неопределенность и соотнесенность с будущим. Психологическое воздействие террористической угрозы на индивидуума Тарабрина Н. В. и Быховец Ю. В. объясняют существованием такого психологического конструкта как «переживание террористической угрозы». Это специфический эмоционально-когнитивный комплекс, связанный с субъективным оцениваем вероятности теракта и риска стать жертвой теракта, проявляющийся в изменении привычных форм поведения [2].

Цель работы - выявить различия в переживании террористической угрозы жителями Крыма разного пола и возраста.

59

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 305 жителей Республики Крым в возрасте 1773 лет (238 женщин и 67 мужчин). Психологическое тестирование включало предъявление «Опросника переживания террористической угрозы» (ОПТУ-50). Опросник разработан Ю. В. Быховец и Н. В. Тарабриной в Лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН. Он позволяет оценить интенсивность переживания террористической угрозы (ТУ) у косвенных жертв террористических актов [1, 3]. Опросник содержит три шкалы и также подсчитывается суммарный индекс переживания террористической угрозы (ПТУ). Оценки по шкалам были переведены в проценты. Всю выборку разделили на три возрастные группы - юношеский, средний и пожилой возраст. Статистический аппарат исследования представлен критериями и Манна-Уитни и Я Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные психологического тестирования во всей выборке представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели опросника ОПТУ во всей выборке (п=305)

Показатели Среднее значение ± Миним. -

станд. откл. максим. знач.

Возраст 22,35 ± 11,61 17,0 - 73,0

Антиципация 61,99 ± 13,52 29,1 - 97,3

Устойчивость к ТУ 52,57 ± 12,64 20,0 - 86,1

Признаки постравматического стресса 40,06 ± 11,70 18,7 - 90,0

Индекс ПТУ 53,09 ± 7,34 26,4 - 76,0

Показатель по шкале «антиципация» был выражен выше среднего значения и составил 62 %, т.е. респонденты в какой-то мере обладают способностью к предвосхищению событий, в данном случае террористических актов. Развитая способность к антиципации может вызывать у субъекта тревогу по поводу своего будущего, т.к. он многие события и раздражители внешней среды оценивает относительно вероятной возможности теракта.

Показатель шкалы «устойчивость к террористической угрозе» зарегистрирован на уровне 52 %. Респонденты испытывают определенные эмоциональные переживания по поводу возможности повторных терактов и думают о предполагаемом месте теракта. В связи с этим могут менять свои планы на ближайшие события, тем самым изменяя свое повседневное поведение. Они испытывают также беспокойство при большом скоплении людей, что в целом снижает уверенность в себе.

Показатель шкалы «признаки посттравматического стресса» был выражен ниже среднего уровня (40 %), но все же достаточно, т.е. у респондентов

60

присутствуют такие признаки как избегание определенных ситуаций и объектов, подозрительность, физиологическая возбудимость на определенную информацию и прочее.

Проведение корреляционного анализа показало, что чем больше показатели по шкале «антиципация», тем меньше показатели по шкале «устойчивость к ТУ» (т.е. лучше устойчивость, т.к. шкала обратная) и меньше показатели по шкале «признаки ПТС» (т.е. наблюдается меньше признаков), а также чем хуже устойчивость к ТУ, тем больше признаков ПТС и больше индекс ТУ (все корреляции достоверны на уровне р<0,01).

Корреляционный анализ между возрастом респондентов и оценками опросника выявил достоверную положительную взаимосвязь между тремя показателями:

р-1еуе1

Антиципация 0,275

Устойчивость к ТУ 0,002

Признаки ПТС 0,0009

Индекс ПТУ 0,00003

Согласно интерпретации шкал, чем старше респонденты, тем эмоционально переживают потенциальную террористическую угрозу, больше симптомов ПТС на информационное воздействие о терактах имеют больший индекс переживания ТУ под воздействием СМИ.

80 70

Ё 60 о и

3 50

40 30

10 20 30 40 50 60 70 80

возраст

Рис. 1. Корреляционное поле показателей возраста и индекса ПТУ

во всей выборке.

Результаты тестирования лиц разных возрастных групп отражены в таблице 2.

они более проявляют и в целом

61

Таблица 2

Показатели опросника ОПТУ в трех возрастных группах

Показатели Юношеский Зрелый Пожилой

возраст (п=248) возраст (п=37) возраст (п=20)

Возраст 18,61 ± 1,01 25,40 ± 5,78 65,00 ± 4,42

Антиципация 62,51 ± 13,27 59,82 ± 14,19 59,28 ± 13,22

Устойчивость к ТУ 51,81 ± 12,51 51,97 ± 12,68 61,43 ± 10,49

Признаки ПТС 39,07 ± 11,05 38,76 ± 8,62 55,86 ± 13,25

Индекс ПТУ 52,95 ± 7,24 51,42 ± 7,28 58,14 ± 5,78

Различия между показателями респондентов юношеского и зрелого возраста были не достоверны.

Показатели респондентов юношеского и пожилого возраста особенно сильно различались по шкале «признаки ПТС» (критерий и Манна-Уитни):

p-level 0,265 0,001 0,000 0,030

Показатели респондентов зрелого и пожилого возраста более всего также различались по шкале «признаки ПТС»:

p-level

0,893 0,013 0,000004 0,001

Таким образом, у респондентов юношеского возраста, по сравнению с лицами других возрастных периодов, сильнее развита антиципация. У лиц пожилого возраста меньше способность к антиципации, намного ниже устойчивость к ТУ, интенсивнее проявляются признаки ПТС, в связи с этим больше индекс ПТУ.

Результаты тестирования лиц юношеского возраста, которых было подавляющее большинство в нашей выборке (п=248), отражены в таблице 3.

Антиципация Устойчивость к ТУ Признаки ПТС

Общий индекс переживания ТУ

Антиципация Устойчивость к ТУ Признаки ПТС

Общий индекс переживания ТУ

Таблица 3

Показатели опросника ОПТУ лиц юношеского возраста

Показатели Женщины (п=188) Мужчины (п=60)

Возраст 18,64 ± 0,97 18,56 ± 1,23

Антиципация 62,46 ± 12,63 64,42 ± 15,61

Устойчивость к ТУ 53,39 ± 11,82 46,75 ± 13,23

Признаки ПТС 39,25 ± 10,99 38,26 ± 11,41

Индекс ПТУ 53,60 ± 6,70 50,51 ± 8,48

62

Юноши характеризовались большей способностью к антиципации (чем девушки), они представляют конкретные действия для предотвращения терактов. Устойчивость к ТУ у юношей развита лучше (показатель меньше, шкала обратная) и признаки ПТС выражены несколько меньше. Все это влияет на то, что интенсивность переживания ТУ у них в целом ниже, чем у девушек.

Сравнение выраженности показателей в выборках девушек и юношей (критерий и Манна-Уитни) показало наличие достоверных различий в оценках шкалы «устойчивость к ТУ» (Рис. 2), а также индекса ПТУ:

р-1еуе1

Антиципация 0,959

Устойчивость к ТУ 0,0003

Признаки ПТС 0,584

Индекс ПТУ 0,006

70---

60

50

40

30

±Std. Dev. О ±Std. Егг. • Меап

девушки юноши

Рис. 2. Межгрупповое сравнение показателя по шкале «устойчивость к ТУ»

у девушек и юношей.

Корреляционный анализ, проведенный между показателями опросника и возраста в подгруппе лиц юношеского возраста, выявил достоверную положительную взаимосвязь показателей возраста с тремя шкалами 0ПТУ-50:

р-1еуе1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антиципация 0,041

Устойчивость к ТУ 0,050

Признаки ПТС 0,351

Индекс ПТУ 0,00002 (Рис. 3)

Согласно интерпретации шкал, чем старше респонденты в этой возрастной группе, тем у них лучше развита способность к антиципации, они более

63

эмоционально переживают потенциальную террористическую угрозу и в целом имеют больший индекс переживания ТУ.

80 70

Ё 60 о и

3 50

40 30

16 17 18 19 20 21 22

возраст

Рис. 3. Корреляционное поле показателей возраста и индекса ПТУ в подгруппе юношеского возраста.

Корреляционный анализ, проведенный в выборке девушек, выявил некоторые отличия в достоверных корреляциях:

р-1еуе1

Антиципация 0,052

Устойчивость к ТУ 0,147

Признаки ПТС 0,374

Индекс ПТУ 0,003

В выборке юношей также найдены специфические корреляции:

р-1еуе1

Антиципация 0,677

Устойчивость к ТУ 0,007

Признаки ПТС 0,549

Индекс ПТУ 0,0002

Таким образом, с возрастом у девушек возрастает способность к антиципации, а у юношей - возрастает устойчивость к ТУ (т.к. обратная шкала).

Количество признаков посттравматического стресса достоверно не коррелировало с возрастом в этой возрастной группе, что можно объяснить их небольшим жизненным опытом. Однако общий показатель интенсивности переживания ТУ демонстрировал тесные взаимосвязи с возрастом респондентов, как девушек, так и юношей.

Результаты тестирования лиц зрелого возраста. Респондентов первого периода зрелого возраста (от 21-22 до 35 лет) было относительно немного (п=37).

64

Сравнение выраженности показателей между женщинами (п=32) и мужчинами (п=5) показало наличие достоверных различий в оценках шкал «антиципация» и «устойчивость к ТУ». В целом показатели по шкале «антиципация» были ниже у женщин, а остальные оценки - выше, чем у мужчин (как и в выборке лиц юношеского возраста). Таким образом, у женщин данного возраста меньше развита способность к антиципации, хуже устойчивость к ТУ и больше признаков ПТС. Однако индекс ПТУ в целом оказался меньше, чем у мужчин (из-за низкого уровня антиципации).

Ниже приведены расчеты критерия и Манна-Уитни:

р-1еуе1

Антиципация 0,029

Устойчивость к ТУ 0,035

Признаки ПТС 0,068

Индекс ПТУ 0,929

Корреляционный анализ выявил достоверные отрицательные взаимосвязи возраста с баллами индекса ПТУ, т.е. противоположный результат по сравнению с выборкой юношеского возраста. Получается, что чем старше представители зрелого возраста, тем меньше включается антиципация, в связи с этим лучше устойчивость к ТУ (обратная шкала), хотя наблюдается накопление признаков стресса, и в целом менее интенсивно переживается угроза теракта.

Я Спирмена р-1еуе1 Антиципация -0,325 0,121

Устойчивость к ТУ -0,352 0,092

Признаки ПТС 0,182 0,394

Индекс ПТУ -0,512 0,050 (Рис. 4)

н С

о

и

ч Я 8

80

70

60

50

40

20

22

24

26

28

30

32

34

36

возраст

Рис. 4. Корреляционное поле показателей возраста и индекса ПТУ в подгруппе зрелого возраста.

65

Результаты тестирования лиц пожилого возраста. Третью возрастную группу составили лица пожилого возраста (от 55 до 73 лет), 18 женщин и двое мужчин. Общая закономерность усредненных значений ОПТУ повторяла данные лиц среднего возраста: показатели по шкале «антиципация» были ниже у женщин, а остальные оценки - выше по сравнению с мужчинами. Межгрупповые сравнения оценок женщин и мужчин не показали достоверных различий. Корреляционный анализ не выявил достоверных взаимосвязей возраста с показателями ОПТУ. По-видимому, в этой возрастной группе существуют более сложные психологические механизмы, опосредующие данные взаимосвязи, например такие, как смысложизненные ориентации и базисные убеждения.

ВЫВОДЫ

1. В результате опроса и статистической обработки данных выявлена гендерная и возрастная специфика субъективного переживания террористической угрозы лицами юношеского, зрелого и пожилого возраста (как женщин, так и мужчин), проживающих в Крыму. Показано, что, несмотря на косвенную информацию о террористических актах, получаемую из СМИ, у респондентов проявлены признаки такого психологического конструкта как «переживание террористической угрозы». Однако следует отметить, что результаты для респондентов зрелого и пожилого возраста получены в пилотажном исследовании с привлечением небольшого количества респондентов и поэтому требуют дальнейшего уточнения на больших выборках.

2. В подгруппе лиц юношеского возраста молодые люди, по сравнению с девушками, характеризовались большей способностью к антиципации, достоверно лучшей устойчивостью к террористической угрозе, меньшими признаки ПТС и, как следствие, более низкой интенсивностью переживания террористической угрозы.

3. В подгруппе лиц зрелого возраста наблюдалась аналогичная картина по выраженности усредненных показателей. Однако корреляционный анализ показал противоположный результат взаимосвязей показателей по сравнению с выборкой юношеского возраста. Получается, что чем старше представители зрелого возраста, тем меньше включается антиципация, в связи с этим лучшая устойчивость к террористической угрозе и менее интенсивно переживается потенциальная угроза теракта.

Список литературы

1. Быховец Ю. В. Представления о террористическом акте и переживание террористической угрозы жителями разных регионов РФ: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю. В. Быховец. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 130 с.

2. Тарабрина Н. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы / Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5 (10). - С. 4.

3. Быховец Ю. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: Руководство / Ю. В. Быховец, Н. В. Тарабрина. - М.: ИП РАН, 2010. - 84 с.

66

KoHapeBa M. H.

PERCEPTION OF THE TERRORIST THREAT BY CITIZENS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: A GENDER AND AGE ASPECT

Konareva I. N.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: i.n.konareva@mail.ru

The article analyzes the intensity of the experience of the terrorist threat by the citizens of the Republic of Crimea. The questionnaire OPTU-50 Y. V. Bykhovets and N. V. Tarabrina was used. The survey was conducted at the end of 2017. The sample consisted of 305 respondents aged 17-73 years, of which 238 were women and 67 were men. The results are considered in terms of age and gender differences. Women of all age groups are characterized by lower rates on the "anticipation" scale and higher grades on other scales of the questionnaire compared to men. In the sample of youthful age, the intensity of the experience of the terrorist threat increased with the age of the respondents, and in the sample of mature age, it decreased.

Keywords: terrorist threat experience, questionnaire, adolescence, adulthood, old age.

References

1. Byhovec Ju.V., Predstavlenija o terroristicheskom akte i perezhivanie terroristicheskoj ugrozy zhiteljami raznyh regionov RF: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.13, 130 s. (Institut psihologii RAN, M., 2007).

2. Tarabrina N.V. and Byhovec Ju.V., Sovremennoe sostojanie psihologicheskih issledovanij terroristicheskoj ugrozy, Medicinskaja psihologija v Rossii, 5 (10), 4 (2011).

3. Byhovec Ju.V. and Tarabrina N.V., Psihologicheskaja ocenka perezhivanija terroristicheskoj ugrozy: Rukovodstvo, 84 s. (IP RAN, M., 2010).

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.