Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: ЦЕННОСТИ И ТИПЫ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: ЦЕННОСТИ И ТИПЫ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТИП ПРОБЛЕМ / ЦЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гриднева С.В., Валеева Г.В., Тащёва А.И., Арпентьева М.Р.

Несмотря на разнообразие отечественных и особенно зарубежных исследований, посвященных проблемам ценностей и типов решаемых службами проблем, в данной сфере остается много пробелов. Многие из них связаны с ограниченным пониманием функций и сути работы психолога в вузе, преобладанием аналитических, а не интегративных попыток осмысления этих проблем. В противовес тенденциям технологизации и дегуманизации содержания и форм образования, психологическая служба вуза помогает развитию образования как теории и практики поддержки развития человека, активно включаясь в процесс реформ и инноваций как в контексте задач психологического сопровождения образовательного процесса, так и в контексте интенсивных и множественных влияний на его содержание и формы. Соблюдая базовые профессиональные принципы и ценности, психологи вуза помогают индивидуальным субъектам образования, поддерживая их развитие как полноценно функционирующих личностей, партнеров и профессионалов. Цель исследования - изучение ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего образования. Метод исследования - интегративный теоретический анализ проблематики ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования. Успех современных служб психологической помощи связан не только со способностью и готовностью придерживаться ценностей и целей, регулирующих отношения с клиентами и иными специалистами. Полученные данные могут быть полезны при разработке алгоритмов и программ работы с клиентами в междисциплинарных командах и в процессе совершенствования взаимоотношений специалистов службы сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гриднева С.В., Валеева Г.В., Тащёва А.И., Арпентьева М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: VALUES AND TYPES OF SOLVED PROBLEMS

Despite the variety of domestic and especially foreign studies devoted to the problems of va lues and types of problems solved by the services, there are many gaps in this area. Many of them are associated with a limited understanding of the functions and essence of the work of a psychologist at a university, the predominance of analytical, rather than integrative attempts to comprehend these problems. In contrast to the trends of technologization and dehumanization of the content and forms of education, the psychological service of the university helps the development of education as a theory and practice of supporting human development, actively engaging in the process of reforms and innovations both in the context of the tasks of psychological support of the educational process, and in the context of intensive and multiple influences on its content and forms. Observing the basic professional principles and values, psychologists of the university help individual subjects of education, supporting their development as fully functioning individuals, partners and professionals. The purpose of the study is to study the value and content specifics of the work of modern psychological services of higher education institutions. The research method is an integrative theoretical analysis of the problems of value and content specifics of the work of modern psychological services of institutions of higher professional education. The success of modern psychological assistance services is not only related to the ability and willingness to adhere to the values and goals governing relationships with clients and other specialists. The data obtained can be useful in the development of algorithms and programs for working with clients in interdisciplinary teams and in the process of improving the relationship of support service specialists.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: ЦЕННОСТИ И ТИПЫ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.98 :378 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.030

Психологическая служба вуза: ценности и типы решаемых проблем

С. В. Гриднева1, Г. В. Валеева2, А. И. Тащёва3, М. Р. Арпентьева4

кандидат психологических наук, доцент, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет. Россия, г. Ростов-на-Дону.

ORCID: 0000-0001-6947-5416. E-mail: gridneva-sveta@mail.ru 2кандидат психологических наук, доцент, Высшая школа физической культуры и спорта,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Россия, г. Челябинск. ORCID: 0000-0003-3140-1627. E-mail: valeeva-chel@mail.ru 3кандидат психологических наук, доцент, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный

университет. Россия, г. Ростов-на-Дону. ORCID: 0000-0001-5199-9254. E-mail: annaivta@mail.ru 4доктор психологических наук, доцент, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие». Россия, г. Калуга. ORCID: 0000-0003-3249-4941. E-mail: mariam_rav@mail.ru

Аннотация. Несмотря на разнообразие отечественных и особенно зарубежных исследований, посвященных проблемам ценностей и типов решаемых службами проблем, в данной сфере остается много пробелов. Многие из них связаны с ограниченным пониманием функций и сути работы психолога в вузе, преобладанием аналитических, а не интегративных попыток осмысления этих проблем. В противовес тенденциям технологизации и дегуманизации содержания и форм образования, психологическая служба вуза помогает развитию образования как теории и практики поддержки развития человека, активно включаясь в процесс реформ и инноваций как в контексте задач психологического сопровождения образовательного процесса, так и в контексте интенсивных и множественных влияний на его содержание и формы. Соблюдая базовые профессиональные принципы и ценности, психологи вуза помогают индивидуальным субъектам образования, поддерживая их развитие как полноценно функционирующих личностей, партнеров и профессионалов. Цель исследования - изучение ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего образования. Метод исследования - интегративный теоретический анализ проблематики ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования.

Успех современных служб психологической помощи связан не только со способностью и готовностью придерживаться ценностей и целей, регулирующих отношения с клиентами и иными специалистами. Полученные данные могут быть полезны при разработке алгоритмов и программ работы с клиентами в междисциплинарных командах и в процессе совершенствования взаимоотношений специалистов службы сопровождения.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, академическая служба сопровождения, психологическое сопровождение образования, тип проблем, ценности академического консультирования, цен-ностно-ориентационное единство, образовательный коллектив.

Введение. Актуальность исследования. Современное образование переживает период интенсивных перемен, далеко не все из которых функциональны и, таким образом, необходимы: многие реформы и инновации в современном образовании не только не помогают человеку развиваться и становиться полноценно функционирующей целостностью, но и активно этому мешают. Психологическая служба вуза может помочь как индивиду, так и образовательной организации в целом разобраться с теми проблемами, которые возникают на этом пути. Чтобы осуществить это, сотрудникам служб нужно четкое понимание ценностно-целевых оснований тех принципов и типов проблем, с которыми они должны и вынуждены работать.

Работа психологических служб университетов России протекает с многочисленными трудностями, значительная часть которых связана с проблемами определения задач и соот-

© Гриднева С. В., Валеева Г. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р., 2022

ветствующих им типов проблем клиентов служб, а также ценностно-целевых аспектов работы сотрудников служб. Несмотря на разнообразие отечественных и особенно зарубежных исследований, посвященных проблемам ценностей и типов решаемых службами проблем, в данной сфере остается много пробелов. Многие из них связаны с ограниченным пониманием функций и сути работы психолога в вузе, преобладанием аналитических, а не интегративных попыток осмысления этих проблем.

Постановка задачи исследования. В противовес настойчивой тенденции технологи-зации и дегуманизации содержания и форм образования, психологическая и иные службы вуза способствуют развитию образования как теории и практики поддержки развития человека в качестве полноценно функционирующей целостности, активно включаясь в процесс реформ и инноваций как в контексте задач психологического сопровождения образовательного процесса, так и в контексте интенсивных и множественных влияний на его содержание и формы. Соблюдая базовые профессиональные принципы и ориентируясь на стоящие за ними ценности, психологи вуза, действуя как сплоченный задачами деятельности профессиональный коллектив, работают с целым спектром целевых (психологических) и смежных с ними проблем субъектов образовательных отношений.

Многие проблемы неразрешимы без согласования активности специалистов, ценностей помощи и «точек приложения усилий» с другими специалистами и службами вуза [2; 6; 14; 15]:

- наличие сплоченного «образовательного коллектива» со сформированным ценност-но-ориентационным единством его членов [5];

- прозрачность и действенность ценностных и целевых оснований работы специалистов служб, форм и содержания их работы.

Однако во многих, даже современных, исследованиях и практических разработках сохраняется выраженная тенденция осмыслять деятельность специалистов академических психологических служб вне связи с иными службами университета, игнорировать вопросы формирования и развития коллектива служб и его междисциплинарных связей, соответствия реализуемой деятельности базовым целям и ценностям психологической помощи, учитывая как традиционное понимание ее сути, так и специфику актуальных запросов и состояния служб в современных вузах того или иного региона, страны и т. д.

Методы и процедуры исследования. Цель исследования - изучение ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего образования.

Метод исследования - интегративный теоретический анализ проблематики ценностной и содержательной специфики работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что на современном этапе развития вузовских служб психологической помощи их успех связан с осознанием ведущих принципов помощи как ценностей, направляющих работу с клиентами и сотрудничество с иными специалистами университета по поводу помощи клиентам и по форме, и по содержанию, и по процессу и, таким образом, выступающих как метатехнологии психологической поддержки.

Разнообразие проблем и типов проблемных ситуаций, технологий и направлений работы помогает структурировать и оформить в единое, синергетическое целое ведущие этические принципы, ценности помощи. Психологическая служба вуза имеет много общих черт с другими академическими службами, в том числе службами средних школ, однако здесь, в отличие от работы школьных служб, сопровождение профессионального становления, функционирования и развития является главным фокусом, через который осмысляются проблемы клиентов, их разные типы. Поэтому основная функция психологической службы вуза - психологическая поддержка (сопровождение) образования как процесса профессионального становления и развития человека. Другая функция - психологическая помощь субъектам образования по поводу личностных, межличностных и учебно-профессиональных проблем - может не иметь прямого отношения к их университетской жизни.

Результаты исследования. Ценности психологических служб сопровождения высшего профессионального образования. Проблематика целей психологической помощи и типов решаемых ею проблем в школах, вузах и иных образовательных учреждениях - одна из основных и самых старых в истории практической психологии и психотерапии. Эта проблематика, как кажется, является настолько хрестоматийной, что не требует никаких особенных дополнений, пересмотров, интеграций. Кроме того, список принципов и заложенных в них

ценностей помощи слабо варьирует от одной ступени образования к другой, что хотя и побуждает исследователей видеть универсальные направления, принципы, технологии и фокусы (целевые мишени) помощи [19; 23; 24], но не приводит к тому, чтобы искать интегратив-ные теоретические основания такой помощи. Традиционный эмпиризм выделения структурирующих помогающее взаимодействие этических принципов и ценностей не вызывает отторжения, поскольку является вполне «рабочим». Попытки же структурировать это поле чаще всего, в том числе на уровне программных документов и т. п., включая кодексы этики психологов, супервизоров, законы о психологической помощи, положения о психологической службе вуза и т. п., заканчиваются переписыванием существующих принципов в новом порядке, с новыми акцентами. Структурирование поля принципов и ценностей помощи осуществляется либо в направлении разведения принципов и ценностей взаимодействия с клиентами и с сотрудниками службы (например, в работах В. Кочюнаса), либо в направлении выделения метапринципов или метатехнологий (в работах К. Роджерса, А. В. Орлова, М. Р. Ар-пентьевой). При этом практически все исследователи сходятся во мнении о том, что ценности и цели психологических служб учреждений высшего профессионального образования - это ведущие, определяющие аспекты их деятельности, помогающие осмыслить их предназначение и задающие конкретные методики и направления работы [2; 11; 28 и др.].

Анализируя разнообразные подходы к построению перечня ведущих ценностей современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования, можно выделить:

• ценности организации работы психологической службы и взаимодействия с другими специалистами вуза внутри и за пределами службы, в том числе в полидисциплинарных (междисциплинарных) командах:

- доверие и стремление к уважению коллег по службе и иных специалистов, стремление к сотрудничеству, готовность и способность уважать людей на всех уровнях и во всех типах отношений, подтверждать значимость и человечность собеседников, ценить инклюзив-ность, междисциплинарность и разнообразие [13; 15; 17; 18; 20];

- профессионализм и стремление к дальнейшему повышению профессионализма, продолжению профессионального развития, готовность и способность к наставничеству и обмену компетенциями, стремление к межпрофессиональному диалогу и умение включаться в него [1; 10; 22];

- самостоятельность и ответственность, готовность и способность быть лидером, создавать, внедрять и совершенствовать инновации, стремление и умение быть в курсе профессионального творчества и инноваций, готовность и способность поощрять процессы перемен, в том числе роста и развития, терпимость к ошибкам и провалам развития клиентов и коллег [8; 11; 19; 26];

- проницательность и эмпатийность, умение и стремление проявлять сочувствие и мудрость, уважение внутренних (опытных, экспериментальных) и экспертных (научно обоснованных) знаний и умений клиента и коллег [2; 16; 19; 21];

- поддержка отношений отзывчивости, справедливости и доступности помощников службы для студентов и сотрудников университета, созидание университетского сообщества как коллектива путем развития связности как основы для психического здоровья и благополучия всех людей [12; 18; 20; 22].

• ценности взаимодействия с клиентами разных типов и с разными типами проблем («целевых мишеней») [2; 14; 15; 28 и др.]:

- безусловное принятие и уважение клиентов, клиенто-центрированность помощи, в том числе в русле принципов конфиденциальности [2; 4; 15; 23; 25];

- безоценочное понимание или эмпатия, рефлексия и отказ от насилия и принуждения клиента к изменениям, фасилитация перемен и принятие ошибок и отказов клиентов от трансформаций и т. д. [5; 11; 16; 23];

- искренность, конгруэнтность, аутентичность (транспарентность) специалиста, осознанность, самостоятельность, ответственность и свобода [12; 14; 23; 25];

- конкретность взаимодействия, связь с конкретной ситуацией и субъектами: его обращенность, предметность и персонифицированность [2; 4; 5; 6];

- видение в клиентах потенциальных сотрудников, «наивных психологов» - волонтеров, готовых организованно, в ходе специальной подготовки, и спонтанно оказывать помощь другим клиентам (студентам и преподавателям) [5; 8; 10; 14; 15].

Важно отметить то, что никаких «конкретных» связей ценностей и принципов помощи с «конкретными» проблемами и целями работы специалистов исследователи и методисты не выделяют: базовые принципы помощи или структурирующие их ценности помощи являются сквозными, универсальными, то есть метатехнологическими. Технологии помощи могут иметь большую или меньшую адекватность и ориентированность на решение тех или иных проблем, как, например, социально-психологический тренинг нацелен на помощь в решении задач развития человека как партнера и члена социума, в том числе профессионала, а консультирование чаще фокусируется на внутриличностных проблемах, становлении и развитии человека как личности. На уровне же ценностей и, как их обычно обозначают, принципов помощи речь идет именно о наиболее общих, метатехнологических аспектах работы.

Как правило, ранее преобладала тенденция обращать внимание на ценностно-целевой контекст отношений отдельного, конкретного психолога с отдельным, конкретным клиентом. Однако со временем, с накоплением и осмыслением опыта организационных служб психологической помощи/сопровождения, важными моментами стали иные: те, что связаны с единством целей разных специалистов, включая психологов университетской службы психологической помощи, с ценностно-ориентационным единством, благодаря которому возникает и развивается коллектив специалистов службы и, далее, образовательный коллектив. Поэтому в «перечнях» принципов работы специалистов психологических служб разных организаций, включая образовательные, все чаще стали появляться ценности и принципы, отражающие (организационные) правила взаимодействия специалистов служб друг с другом и иными специалистами.

В общем, ценности академической службы неразрывно связаны с целью и задачами службы в вузе, с тем содержанием, которое становится предметом исследования и преобразования. Очевидна главная цель сопровождения образовательного процесса - помочь студентам и преподавателям управлять своим психическим здоровьем, разработать и осуществить стратегии жизнедеятельности, которые помогут им успешно завершить курс обучения и приступить к работе, успешно преподавать в вузе и/или сменить работу и иные условия жизнедеятельности. Эта цель требует от каждого специалиста умения и желания быть реально включенным в процесс преобразований, развития вуза как результирующую процессов и результатов развития его студентов и/или сотрудников как членов образовательного коллектива вуза.

Однако, несмотря на наличие более или менее конкретных и специфически психологических целей и задач работы специалистов служб, многие проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, междисциплинарны. Но даже там, где проблемы клиента являются «чисто психологическими», существует возможность варьировать пути работы с клиентом. Здесь важно сотрудничество специалистов, объединенных едиными ценностями и единым пониманием «целевых мишеней» и способов работы с ними.

«Целевые мишени» работы психологических служб сопровождения высшего профессионального образования. Типы проблем и запросов на их решение, с которыми работает служба, - основные целевые мишени труда специалистов. Как правило, служба психологической поддержки образования создается руководством вуза в первую очередь для поддержки людей с умеренными или слабовыраженными коррекционно-психологическими потребностями [1; 23; 27], делая акцент на практики раннего и краткосрочного вмешательства. Сотрудникам служб желательно поэтому иметь разноплановый и многоуровневый опыт консультативной и иной работы с различными психологическими проблемами становления и развития человека как личности, партнера и профессионала, начиная от стресса и депрессии и заканчивая проблемами адаптации и расстройствами пищевого поведения. Однако не менее важна специализация профессионалов служб: углубленное и расширенное представление о содержании и процессе работы с тем или иным типом проблем и запросов.

Служба, как правило, не ставит диагнозов и не предписывает какого-либо «лечения», она по определению не является кризисной службой. Однако в реальности многие службы, особенно в России, где потребность в психологической помощи субъектам и иным стейкхол-дерам образования велика, а возможности помощи существенно от нее отстают, часто осуществляют и (анти)кризисную поддержку, нередко достаточно длительную, включая психотерапевтические и образовательные формы работы. В зависимости от потребностей клиентов предлагаемая поддержка включает: краткосрочные целенаправленные блоки психотерапии, консультации по благополучию, консультационные услуги по психическому здоровью,

психологическое образование и групповую работу, предоставление ресурсов для самопомощи. Как правило, службы/центры психологической помощи в вузе предоставляют бесплатные консультации студентам и преподавателям во время стрессовых, конфликтных и трудных жизненных ситуаций и поощряют их обращаться к ним за помощью в решении самых насущных проблем. Но во многих случаях психологи понимают важность комплексной, в том числе не только психологической, но и социальной, медицинской, экономической и юридической помощи клиентам. Они понимают также, что все это разнообразие типов проблем и технологий работы с проблемами должно быть «упорядочено» в их сознании и деятельности, в деятельности работы службы. Основой «упорядочивания» может служить та или иная модель психологической службы вуза, особенно целевые мишени помощи, которые выделяются исходя из задач службы, запросов клиентов и компетенций работающих в службе специалистов.

Примеры типов проблем, подходящих для работы со специалистами службы, таковы [6; 12; 27; 29; 30]:

- беспокойство и паника, текущие трудности, связанные с тяжелой утратой и другими видами утраты;

- трудности и проблемы создания, поддержания и завершения отношений в интимно-личностной и профессионально-деловой или учебной сферах;

- состояния легкой или умеренной депрессии и астении, иные субъективно негативные и непонятные состояния и психофизиологические нарушения;

- кризисы и значительные изменения в жизни, вызывающие нарушения уверенности в себе и в мире, чувства собственного достоинства и уважения к другим людям.

Специалисты также оказывают «превентивные» услуги тем, кто хочет, чтобы их опасения не переросли в более серьезные проблемы.

Коучинг как направление работы означает психологическую поддержку развития человека, помощь клиентам, стремящимся к повышению качества своей жизни, к самоактуализации и самореализации.

Менее распространенные случаи включают:

- проблемы психопатологического типа, например, активный психоз или интенсивные насильственные или агрессивные наклонности клиента, нестабильные/пограничные психические состояния;

- ПТСР или сложную травму, выводящие человека из строя жизни фобии/навязчивые симптомы и иные проявления ПТСР;

- зависимости, включая зависимость от психоактивных веществ, игроманию, а также нестабильные и/или тяжелые расстройства пищевого и потребительского поведения;

- текущее и нестабильное суицидальное/самоповреждающее поведение, требующее экстренного вмешательства.

В этих случаях считается, что лучше всего направить студента или преподавателя к специалисту, способному оказывать адресную и фокусированную помощь достаточно долго и являющемуся специалистом в работе с теми или иными проблемами. Однако такая возможность имеется далеко не всегда, даже если человек находится на грани между нормой и патологией или уже перешел ее - психолог может взять на себя роль помощника и в этом случае. С точки зрения профессиональной компетентности и ценностей помощи работа с такими клиентами требует высокого мастерства и специальной подготовки, а также четкого соблюдения этических норм (императивов) и ценностей. Ценности и этические императивы защищают и клиента, и специалиста от неудач, позволяют войти в целительный диалог, чтобы найти новое направление развития. Компетенции, необходимые для такой помощи, - результат направленной подготовки специалиста в области экстремальной и кризисной психологической поддержки, психосоматики и антипсихиатрии, трансперсональной и процессуальной работы, работы с травмами и посттравматическими расстройствами, в области парадоксальной и стратегической психотерапии и т. д.

Утверждение одной из ведущих ценностей помощи: ко всем вопросам и клиентам предписывается относиться с эмпатией/чуткостью, с уважением/принятием и пониманием/мудростью [6; 14; 15; 16] - оказывается не всегда выполнимо. В этих и некоторых иных случаях специалисту важно уметь выйти из «консультативного запроса», в том числе полностью завершить консультирование или тренинг, отказав клиенту в помощи и/или переориентировав клиента на работу с иными специалистами вуза или междисциплинарной командой помощников. Такие ситуации не являются, особенно в кризисные периоды социального развития,

редкими. Они говорят о важности супервизорской и ко-визорской поддержки, повышения квалификации и самообразования специалистов, о важности осознания ведущих принципов и целей консультативной, тренинговой и иной психологической работы как механизмов защиты клиентов и специалистов, как метатехнологий, направляющих работу специалиста от исследования запроса до выхода из запроса клиента (и работы с клиентом).

Они также говорят о важности сплоченности, ценностно-ориентационного единства коллектива специалистов служб психологической помощи и образовательного коллектива вуза в целом: подтверждение, принятие и помощь со стороны коллег, возможность учиться друг у друга и поддерживать друг друга и клиентов в решении стоящих перед ними проблем - одно из важнейших условий результативности работы всех подразделений и структур университета [3; 7; 9].

Анализируя результаты проведенного исследования, можно заключить, что выдвинутые нами предположения нашли свое обоснование, ведущими условиями успешности работы служб являются их умение и стремление придерживаться базовых ценностей, регулирующих отношения с клиентами и иными специалистами в процессе построения и совершенствования образовательного коллектива вуза.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть полезны при разработке современных моделей и программ работы специалистов психологической и иных служб вуза.

Заключение. Новизна осуществленного нами исследования связана с постановкой проблем интегративного осмысления ценностей и целевых мишеней работы вузовских психологических служб как структур инновационного образовательного лидерства. Практическая значимость исследования связана с поиском направлений совершенствования работы служб, прояснением роли и места служб в становлении и развитии образовательного коллектива вуза, в создании, внедрении и рефлексии инноваций и реформ образования.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что академические службы вузов могут быть более или менее междисциплинарными, однако сам вуз представляет собой систему межпрофессиональных отношений по поводу образования. Данные отношения, особенно там, где они достигли стадии коллектива или ценностно-ориентационного единства и где каждый участник коллектива готов и способен реализовать функции лидерства и сотрудничества, способствуют созданию результативной, успешной системы психологической и/или междисциплинарной поддержки студентов и иных субъектов образования.

Важным моментом результативности работы является согласованность ее ценностей и «целевых мишеней», наличие упорядоченной системы способов и технологий решения имеющихся и предотвращения возможных психологических и смежных проблем, целостной психологической поддержки развития и образования.

Специфика работы современных психологических служб учреждений высшего профессионального образования в плане реализуемых и утверждаемых ими систем ценностей связана с поиском и утверждением таких ценностей, как метатехнологий, универсальных принципов, структурирующих поддержку клиентам, обращающимся по поводу различных типов проблем.

Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.

2. Арпентьева М. Р. Консультативный диалог: современные модели и концепции // Профессиональная библиотека работника социальной службы. М. : Социальное обслуживание, 2018. № 3. 256 с.

3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев : Освгга Укра!ни, 2007. 332 с.

4. Валеева Г. В. Особенности консультирования преподавателей педагогического вуза // Психологическая служба университета: реальность и перспективы : мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И. Б. Умняшова, И. В. Макарова. М. : МГППУ, НИУ ВШЭ, 2017. С. 241-247.

5. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа - коллектив - команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 96-115.

6. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. СПб. : Питер, 2009. 400 с.

7. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Гуткина Н. И. и др. Практическая психология образования. СПб. : Питер Пресс, 2007. 592 с.

8. Зотова Т. В. Психологическая служба в образовании. М. : Онтопринт, 2014. 154 с.

9. Макаренко А. С. Марш тридцатого года. М. : Просвещение, 1988. 288 с.

10. Минигалиева М. Р. Психологическое консультирование: теория и практика. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 609 с.

11. Минигалиева М. Р. Супервизия как процесс взаимопонимания: фокусы, стратегии и схемы понимания субъектов супервизии. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing, 2012. 300 c.

12. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М. : Юрайт, 2021. 465 с.

13. Савинков С. Н. Психологическая служба в образовании. М. : Юрайт, 2022. 169 с.

14. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы // Психологическая служба университета: реальность и перспективы : мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И. Б. Умняшова, И. В. Макарова. М. : МГППУ, НИУ ВШЭ, 2017. С. 36-45.

15. Тащёва, А., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов н/Д. : Южный федеральный университет, 2016. 342 с.

16. Anning A., Cottrell D., Frost N. et al. Developing multi-professional teamwork for integrated children's services. Maidenhead : Open University Press, 2010. 160 p.

17. Avolio B., Walumbwa F. O., Weber T. J. Leadership: Current theories, research and future directions // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Pp. 421-449.

18. Burke M. G., Sauerheber J. D., Hughey A. W., Laves K. Helping Skills for Working with College Students: Applying Counseling Theory to Student Affairs Practice. N. Y. : Routledge, 2016. 222 p.

19. College Student Mental Health Counseling: A Developmental Approach / eds. by S. Degges-White, Chr. Borzumato-Gainey. L. : Springer Publishing Company, 2013. 384 p.

20. Daniels H., Leadbetter J. and Warmington P. Learning in and for multi-agency working // Oxford Review of Education. 2007. Vol. 33. Pp. 521-538.

21. Dikel W. Student Mental Health: A Guide For Teachers, School and District Leaders, School Psychologists and Nurses, Social Workers, Counselors, and Parents (Norton Books in Education). L. : W. W. Norton & Company, 2019. 384 p.

22. Goffee R., Jones G. Why should anyone be led by You? Boston, MA : Harvard Business Review Press, 2006. 256 p.

23. Hodges Sh., Shelton K., Lyn M. The College and University Counseling Manual: Integrating Essential Services Across the Campus. L. : Springer Publishing Company, 2016. 382 p.

24. Iarovici D. Mental Health Issues and the University Student. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 2014. 258 p.

25. Metz K L, Figge C. J., Alto M. E. et al. New Frontiers in Mental Health // Innovations in Global Mental Health / ed. by S. O. Okpaku. Cham : Springer, 2021. Pp. 879-898. URL: https://DOI: 10.1007/978-3-030-57296-9_145.

26. Miller-Kneale M., Young A. School Counselor Leadership. N. Y. : American School Counselor Association, 2013. 117 p.

27. Mindfulness and Acceptance for Counseling College Students: Theory and Practical Applications for Intervention, Prevention, & Outreach (The Context Press Mindfulness and Acceptance Practica Series) / ed. by J. Pistorello. N. Y. : Context Press, 2013. 296 p.

28. Mutiso V. N., Musyimi C. W., Mokua C. et al. Setting Up School Mental Health Program // Innovations in Global Mental Health / ed. by S. O. Okpaku. Cham : Springer, 2021. Pp. 779-790. URL: https://DOI: /10.1007/978-3-030-57296-9_81.

29. Sharkin B. S. Being a College Counselor on Today's Campus: Roles, Contributions, and Special Challenges. N. Y. : Routledge, 2012. 193 p.

30. Student Mental Health and Wellbeing in Higher Education: A practical guide / eds. by N. Barden, R. Caleb. L. : SAGE Publications Ltd, 2019. 240 p.

Psychological service of the university: values and types of solved problems

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. V. Gridneva1, G. V. Valeeva2, A. I. Tasheva3, M. R. Arpentyeva4

1PhD in Psychological Sciences, associate professor, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University. Russia, Rostov-on-Don. ORCID: 0000-0001-6947-5416. E-mail: gridneva-sveta@mail.ru

2PhD in Psychological Sciences, associate professor, Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

Russia, Chelyabinsk. ORCID: 0000-0003-3140-1627. E-mail: valeeva-chel@mail.ru 3PhD in Psychological Sciences, associate professor, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University. Russia, Rostov-on-Don. ORCID: 0000-0001-5199-9254. E-mail: annaivta@mail.ru 4Doctor of Psychological Sciences, associate professor, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social assistance "Assistance". Russia, Kaluga. ORCID: 0000-0003-3249-4941. E-mail: mariam_rav@mail.ru

Abstract. Despite the variety of domestic and especially foreign studies devoted to the problems of va lues and types of problems solved by the services, there are many gaps in this area. Many of them are associated with a limited understanding of the functions and essence of the work of a psychologist at a university, the pre-

dominance of analytical, rather than integrative attempts to comprehend these problems. In contrast to the trends of technologization and dehumanization of the content and forms of education, the psychological service of the university helps the development of education as a theory and practice of supporting human development, actively engaging in the process of reforms and innovations both in the context of the tasks of psychological support of the educational process, and in the context of intensive and multiple influences on its content and forms. Observing the basic professional principles and values, psychologists of the university help individual subjects of education, supporting their development as fully functioning individuals, partners and professionals. The purpose of the study is to study the value and content specifics of the work of modern psychological services of higher education institutions. The research method is an integrative theoretical analysis of the pro b-lems of value and content specifics of the work of modern psychological services of institutions of higher professional education.

The success of modern psychological assistance services is not only related to the ability and willingness to adhere to the values and goals governing relationships with clients and other specialists. The data obtained can be useful in the development of algorithms and programs for working with clients in interdisciplinary teams and in the process of improving the relationship of support service specialists.

Keywords: psychological service of the university, academic support service, psychological support of education, type of problems, values of academic counseling, value-oriented unity, educational team.

References

1. Arpent'eva M. R. Akademicheskoe social'no-psihologicheskoe konsul'tirovanie i prepodavanie psihologii v vuze [Academic socio-psychological counseling and teaching psychology at a university]. Kaluga. KSU n. a. K. E. Ciolkovsky. 2016. 750 p.

2. Arpent'eva M. R. Konsul'tativnyj dialog: sovremennye modeli i koncepcii [Consultative dialogue: modern models and concepts] // Professional'naya biblioteka rabotnika social'noj sluzhby - Professional library of a social service worker. M. Social service. 2018. No. 3. 256 p.

3. Bondarenko A. F. Psihologicheskaya pomoshch': teoriya i praktika [Psychological assistance: theory and practice]. Kiev. Osvita Ukrainy. 2007. 332 p.

4. Valeeva G. V. Osobennosti konsul'tirovaniya prepodavatelej pedagogicheskogo vuza [Features of consulting teachers of a pedagogical university] // Psihologicheskaya sluzhba universiteta: real'nost' i perspektivy: mat-ly I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Moskva, 27-28 oktyabrya 2017g. - Psychological service of the University: reality and prospects : materials of the I All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, October 27-28, 2017 / ed. by I. B. Umnyashova, I. V. Makarova. M. MSPPU, HSE. 2017. Pp. 241-247.

5. Doncov A. I., Dubovskaya E. M., Zhukov Yu. M. Gruppa - kollektiv - komanda. Modeli gruppovogo razviti-ya [Group - collective - team. Group development models] // Social'naya psihologiya v sovremennom mire -Social psychology in the modern world. M. Aspect Press. 2002. Pp. 96-115.

6. Dubrovina I. V. Psihologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii [Psychological service in modern education]. SPb. Piter. 2009. 400 p.

7. Dubrovina I. V., Andreeva A. D., Gutkina N. I. i dr. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. SPb. Piter Press. 2007. 592 p.

8. Zotova T. V. Psihologicheskaya sluzhba v obrazovanii [Psychological service in education]. M. Ontoprint. 2014. 154 p.

9. Makarenko A. S. Marsh tridcatogo goda [March of the thirtieth year]. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 1988. 288 p.

10. Minigalieva M. R. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: teoriya i praktika [Psychological counseling: theory and practice]. Rostov-na-Donu. Phoenix. 2008. 609 p.

11. Minigalieva M. R. Superviziya kak process vzaimoponimaniya: fokusy, strategii i skhemy ponimaniya sub'ektov supervizii [Supervision as a process of mutual understanding: focuses, strategies and schemes of understanding the subjects of supervision]. Saarbrucken. Lambert Academic Publishing. 2012. 300 p.

12. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. M. Yur-ayt. 2021. 465 p.

13. Savinkov S. N. Psihologicheskaya sluzhba v obrazovanii [Psychological service in education]. M. Yurayt. 2022. 169 p.

14. Tashchyova A. I., Gridneva S. V. Psihologicheskaya sluzhba v universitete: organizacionnye, eticheskie i metodicheskie problemy [Psychological service at the University: organizational, ethical and methodological problems] // Psihologicheskaya sluzhba universiteta: real'nost' i perspektivy: mat-ly I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Moskva, 27-28 oktyabrya 2017 g. - Psychological service of the University: reality and prospects : materials of the I All-Russian scientific and practical conference with international. participation, Moscow, October 27-28, 2017 / ed. by I. B. Umnyashova, I. V. Makarova. M. MSPPU, HSE. 2017. Pp. 36-45.

15. Tashchyova, A., Voroncov D. V., Gridneva S. V. Konsul'tativnaya psihologiya: bazovye metodicheskie problemy [Consultative psychology: basic methodological problems]. Rostov-na-Donu. Southern Federal University. 2016. 342 p.

16. Anning A., Cottrell D., Frost N. et al. Developing multi-professional teamwork for integrated children's services. Maidenhead : Open University Press, 2010. 160 p.

17. Avolio B., Walumbwa F. O., Weber T. J. Leadership: Current theories, research and future directions // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Pp. 421-449.

18. Burke M. G., Sauerheber J. D., Hughey A. W., Laves K. Helping Skills for Working with College Students: Applying Counseling Theory to Student Affairs Practice. N. Y. : Routledge, 2016. 222 p.

19. College Student Mental Health Counseling: A Developmental Approach / eds. by S. Degges-White, Chr. Borzumato-Gainey. L. : Springer Publishing Company, 2013. 384 p.

20. Daniels H., Leadbetter J. and Warmington P. Learning in and for multi-agency working // Oxford Review of Education. 2007. Vol. 33. Pp. 521-538.

21. Dikel W. Student Mental Health: A Guide For Teachers, School and District Leaders, School Psychologists and Nurses, Social Workers, Counselors, and Parents (Norton Books in Education). L. : W. W. Norton & Company, 2019. 384 p.

22. Goffee R., Jones G. Why should anyone be led by You? Boston, MA : Harvard Business Review Press, 2006. 256 p.

23. Hodges Sh., Shelton K., Lyn M. The College and University Counseling Manual: Integrating Essential Services Across the Campus. L. : Springer Publishing Company, 2016. 382 p.

24. IaroviciD. Mental Health Issues and the University Student. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 2014. 258 p.

25. Metz K. L., Figge C. J., Alto M. E. et al. New Frontiers in Mental Health // Innovations in Global Mental Health / ed. by S. O. Okpaku. Cham : Springer, 2021. Pp. 879-898. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-57296-9_145.

26. Miller-Kneale M., Young A. School Counselor Leadership. N. Y. : American School Counselor Association, 2013. 117 p.

27. Mindfulness and Acceptance for Counseling College Students: Theory and Practical Applications for Intervention, Prevention, & Outreach (The Context Press Mindfulness and Acceptance Practica Series) / ed. by J. Pistorello. N. Y. : Context Press, 2013. 296 p.

28. Mutiso V. N., Musyimi C. W., Mokua C. et al. Setting Up School Mental Health Program // Innovations in Global Mental Health / ed. by S. O. Okpaku. Cham : Springer, 2021. Pp. 779-790. URL: https://doi.org/10.1007/ 978-3-030-57296-9_81.

29. Sharkin B. S. Being a College Counselor on Today's Campus: Roles, Contributions, and Special Challenges. N. Y. : Routledge, 2012. 193 p.

30. Student Mental Health and Wellbeing in Higher Education: A practical guide / eds. by N. Barden, R. Caleb. L. : SAGE Publications Ltd, 2019. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.