Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»'

ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY / MENTAL HEALTH / DISTANCE LEARNING / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Ирина Вилориевна, Жданова Светлана Юрьевна, Бузина Татьяна Сергеевна, Юдина Татьяна Олеговна, Кулыгина Майя Александровна

Современные российские ВУЗы сталкиваются с новым типом образовательных, воспитательных и психологических проблем, связанных с инклюзивным образованием, с мультикультурностью контингента учащихся, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на развитие психологической службы образования. Новая социокультурная ситуация развития молодого поколения ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования, которые отражены в результатах обсуждений и дискуссий, состоявшихся в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях», которая прошла 25-26 сентября 2020 г. в онлайн-формате. Во время конференции обсуждались следующие вопросы: социально-психологические аспекты современного образования, охрана здоровья студентов, специфика работы психологических служб вузов, психосоциальные аспекты дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии. По итогам конференции была разработана резолюция. В рамках резолюции конференции было предложено: распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья в практику работы отечественных вузов; способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена опытом между психологическими службами образовательных организаций; разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, касающиеся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Ирина Вилориевна, Жданова Светлана Юрьевна, Бузина Татьяна Сергеевна, Юдина Татьяна Олеговна, Кулыгина Майя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ABOUT THE RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION «MODERN PROBLEMS OF THE UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL SERVICE IN NEW REALITIES»

Modern Russian Universities face a new type of educational, educational and psychological problems related to inclusive education, multiculturalism of the student population, and a high level of heterogeneity in the cognitive and social development of the younger generation. All this forms a powerful social demand for the development of the psychological service of education. The new socio-cultural situation of development of the young generation poses a new problems of psychological support of the educational system, which are reflected in the deliberations and discussions held in the framework of all-Russian scientific-practical conference with international participation «Actual problems of psychological service of the University in the new reality», which took place on 25-26 September 2020 in an online format. During the conference, the following issues were discussed: socio-psychological aspects of modern education, health protection of students, the specifics of the work of psychological services of universities and psychosocial aspects of distance learning at a university in a pandemic. As a result of the conference, it was proposed: to disseminate and implement the positive results of the activities of psychological services in the field of mental health protection among domestic universities; promote the creation of a common Internet space for the exchange of experience between psychological services of educational organizations; to develop a number of methodological recommendations on the specifics of teaching in conditions of distance learning for the teaching staff.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2020 Философия. Психология. Социология Выпуск 4

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

УДК 001:159.9

Б01: 10.17072/2078-7898/2019-4-688-692

ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ВУЗА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»

Макарова Ирина Вилориевна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Жданова Светлана Юрьевна

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Бузина Татьяна Сергеевна

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Юдина Татьяна Олеговна

Московский физико-технический институт

Кулыгина Майя Александровна

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Хломов Кирилл Даниилович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)

Современные российские ВУЗы сталкиваются с новым типом образовательных, воспитательных и психологических проблем, связанных с инклюзивным образованием, с мультикультурностью контингента учащихся, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на развитие психологической службы образования. Новая социокультурная ситуация развития молодого поколения ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования, которые отражены в результатах обсуждений и дискуссий, состоявшихся в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях», которая прошла 25-26 сентября 2020 г. в онлайн-формате. Во время конференции обсуждались следующие вопросы: социально-психологические аспекты современного образования, охрана здоровья студентов, специфика работы психологических служб вузов, психосоциальные аспекты дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии. По итогам конференции была разработана резолюция. В рамках резолюции конференции было предложено: распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья в практику работы отечественных вузов; способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена опытом между психологическими службами образовательных организаций; разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, касающиеся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, психическое здоровье, дистанционное обучение, психологическая поддержка, психологическое сопровождение.

© Макарова И.В., Жданова С.Ю., Бузина Т.С., Юдина Т.О., Кулыгина М.А., Хломов К.Д., 2020

INFORMATION ABOUT THE RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION «MODERN PROBLEMS OF THE UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL SERVICE IN NEW REALITIES»

Irina V. Makarova

National Research University Higher School of Economics

Svetlana Yu. Zhdanova

Perm State University

Tatyana S. Buzina

A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Tatyana O. Yudina

Moscow Institute of Physics and Technology

Maya A. Kulygina

Moscow State Institute of International Relations

Kirill D. Khlomov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Modern Russian Universities face a new type of educational, educational and psychological problems related to inclusive education, multiculturalism of the student population, and a high level of heterogeneity in the cognitive and social development of the younger generation. All this forms a powerful social demand for the development of the psychological service of education. The new socio-cultural situation of development of the young generation poses a new problems of psychological support of the educational system, which are reflected in the deliberations and discussions held in the framework of all-Russian scientific-practical conference with international participation «Actual problems of psychological service of the University in the new reality», which took place on 25-26 September 2020 in an online format. During the conference, the following issues were discussed: socio-psychological aspects of modern education, health protection of students, the specifics of the work of psychological services of universities and psychosocial aspects of distance learning at a university in a pandemic. As a result of the conference, it was proposed: to disseminate and implement the positive results of the activities of psychological services in the field of mental health protection among domestic universities; promote the creation of a common Internet space for the exchange of experience between psychological services of educational organizations; to develop a number of methodological recommendations on the specifics of teaching in conditions of distance learning for the teaching staff.

Keywords: psychological service of the university, mental health, distance learning, psychological support, psychological support.

25-26 сентября 2020 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях».

Организаторами Конференции выступили следующие учреждения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Пермь), Федеральное государственное автономное образовательное учре-

ждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (г. Москва), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва), Федеральное государ-

ственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва) при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Конференция проходила в режиме онлайн.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, представляющих 18 субъектов Российской Федерации, а также страны ближнего и дальнего зарубежья: Республику Беларусь, Республику Молдова, Республику Болгария, Восточную Республику Уругвай, Соединенные Штаты Америки. Во время онлайн-трансляции непосредственно присутствовали 70 чел.

Состав участников конференции включал представителей Министерства образования и науки Российской Федерации; руководителей и сотрудников психологических служб вузов, руководителей и представителей профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

Статьи ряда авторов — участников конференции после проведения рецензирования будут опубликованы в журнале «Социальные и гуманитарные науки: теория и практика».

Конференция проведена с целью консолидации ресурсов профессионального сообщества для дальнейшего развития системы психологического сопровождения в вузе, что особенно важно в современных беспрецедентных условиях влияния пандемии С0УГО-19 и дистанционного обучения на психологическое благополучие и психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

Основными формами работы Конференции были:

• пленарное заседание по проблемам социально-психологических аспектов современного образования;

• круглый стол «Психосоциальные уроки дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии»;

• параллельные секции, предусматривающие профессионально-общественное обсуждение следующих тем:

• охрана здоровья студентов — приоритетное направление психологического

сопровождения в вузе на современном этапе;

• специфика психологической службы вуза в условиях пандемии;

• психологические особенности студентов;

• мастер-класс по использованию арт-терапии в работе с депрессией.

Участники конференции отметили, что перевод обучения на дистанционный формат вызвал у студентов обострение проблем с психическим и соматическим здоровьем, обусловил тревожные реакции, повышение требований к когнитивным функциям (внимание, восприятие), дополнительную нагрузку на зрительный и голосовой аппараты, ограничение социальных связей.

Было отмечено также, что растущая вариативность и разнообразие современного студенческого сообщества порождает новые типы образовательных, воспитательных и психологических задач, которые связаны с инклюзивным образованием, с мультикультурностью, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального потенциала молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на совершенствование психологической службы высшего образования.

По итогам Конференции предложено:

1. Распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья и психологической поддержки молодежи на площадках отечественных вузов.

2. Способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена информацией, опытом, методическими материалами между психологическими службами вузов Российской Федерации.

3. Подготовить методическое пособие с обобщением опыта работы психологических служб вузов в период пандемии.

4. Поставить вопрос о создании общегородских Центров психического здоровья студентов для оказания комплексной медико-психологической и психиатрической помощи.

5. Опубликовать материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участи-

ем «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях» в электронном и печатном формате.

6. Отметить положительный эффект практической деятельности участников конференции в оказании психологической помощи молодежи в условиях дистанционного обучения.

7. Разработать ряд методических рекомендаций о специфике преподавания в условиях дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава вузов Российской Федерации.

8. Продолжить продвижение идеи визитов сотрудников психологических служб вузов для обмена опытом.

9. Подготовить справочник с описанием структуры и деятельности психологических служб в университетах России.

Провести очередную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологической службы вуза» в декабре 2021 г.

Получено 06.10.2020

Об авторах

Макарова Ирина Вилориевна

кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического консультирования

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 117312, Москва, ул. Вавилова, 7; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1881-3846

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития

Пермский государственный национальный

исследовательский университет,

614990, Пермь, ул. Букирева, 15;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531

Бузина Татьяна Сергеевна

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей психологии

Московский государственный

медико-стоматологический университет

им. А.И. Евдокимова,

127473, Москва, ул. Делегатская, 20;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8834-251X

Юдина Татьяна Олеговна

заместитель начальника отдела социально-психологического сопровождения

Московский физико-технический институт, 141701, Московская обл., Долгопрудный, ул. Институтский пер., 9; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3692-7636

About the authors

Irina V. Makarova

PhD in Psychology, Docent,

Director of the Center for Psychological Counseling

National Research University Higher School of Economics, 7, Vavilov st., Moscow, 117312, Russia; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1881-3846

Svetlana Yu. Zhdanova

Doctor of Psychology, Docent,

Head of the Department of Developmental

Psychology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State University,

15, Bukirev st., Perm, 614990, Russia;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531

Tatyana S. Buzina

Doctor of Psychology, Docent,

Head of the Department of General Psychology

A.I. Yevdokimov Moscow State University

of Medicine and Dentistry,

20, Delegatskaya st., Moscow, 614990, Russia;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8834-251X

Tatyana O. Yudina

Deputy Head of the Department of Social Psychological Support

Moscow Institute of Physics and Technology, 9, Institutskiy ln., Dolgoprudny, Moscow Region, 141701, Russia;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3692-7636

Кулыгина Майя Александровна

кандидат психологических наук

старший научный сотрудник Учебного центра, ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения г. Москвы, 117152, Москва, Загородное ш., 2;

психолог Медико-психологического центра, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4255-8240

Хломов Кирилл Даниилович

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований,

руководитель психологической службы института общественных наук

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154

Maya A. Kulygina

PhD in Psychology

Senior Researcher at the Educational Center, Psychiatric Hospital no. 1 named after N.A. Alexeev of the Department of Health of Moscow, 2, Zagorodnoye hwy., Moscow, 117152, Russia;

Psychologist of the Medical and Psychological Center, Moscow State Institute of International Relations, 76, Vernadskiy av., Moscow, 119454, Russia;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4255-8240

Kirill D. Khlomov

PhD in Psychology, Senior Researcher of the Laboratory of Cognitive Research, Head of the Psychological Service of the Institute of Social Sciences

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

82, Vernadskiy av., Moscow, 119571, Russia;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Макарова И.В., Жданова С.Ю., Бузина Т.С., Юдина Т.О., Кулыгина М.А., Хломов К.Д. Информация о Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 688-692. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-688-692

For citation:

Makarova I.V., Zhdanova S.Yu., Buzina T.S., Yudina T.O., Kulygina M.A., Khlomov K.D. [Information about the Russian scientific and practical conference with international participation «Modern problems of the university psychological service in new realities»]. VestnikPermskogo universiteta. Filosofía. Psihologia. Sociología [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology], 2020, issue 4, pp. 688-692 (in Russian). DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-688-692

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.