Статья/Аг11с1е
УДК 159.923.2 (378. 178)
Б01: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-8
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И МЕХАНИЗМОВ1
Ю. В. Селиванова1, Т. В. Склярова2
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
Саратов, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассматриваются социально-психологические особенности личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Предметом исследования стали наиболее значимые факторы, влияющие на адаптацию таких студентов к академической среде, а также механизмы её оптимизации. Увеличение числа абитуриентов с инвалидностью предопределяет в контексте социально-образовательной инклюзии развитие доступной среды в виде безбарьерного архитектурного и академического пространства, создание психологически комфортного инвайронмента. Проблема личностного самоопределения студентов с инвалидностью в процессе высшего профессионального образования актуализируется с учётом специфики их мировосприятия, освоения компетенций, межличностной коммуникации.
Материалы и методы. В работе над статьей был проведен теоретический анализ комплекса отечественных и зарубежных научных источников (монографий, статей и публикаций по теме исследования, результатов диссертационных исследований по психологии, социологии, педагогике), позволивший обобщить и систематизировать международный и российский опыт как в отношении общего положения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования, так и в отношении особенностей личностного самоопределения студентов с инвалидностью в вузе; метод теоретического обобщения, контент-анализ, вторичный анализ эмпирических данных.
Результаты исследования. В результате авторского анализа и интерпретации имеющихся научных источников обобщены и систематизированы данные проведенных международных и российских социально-психологических исследований. Полученные в ходе вторичного анализа данные позволили выявить и обосновать базовые факторы, влияющие на личностное самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья: жизнестойкость, интернальность, самодостаточность (личностная, социальная, профессиональная). Предложен ряд механизмов повышения уровня социально-психологической адаптации. Обсуждение и заключения. В статье представлена авторская интерпретация международного и отечественного опыта социально-психологических исследований,
1 Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
(№20-013-00534 А).
направленных на выявление актуальных факторов личностного самоопределения студентов-инвалидов. В качестве реального механизма повышения адаптивных способностей у студентов с инвалидностью и мотивации личностного самоопределения предложено развитие локальных (университетских) центров комплексной поддержки.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, личностное самоопределение.
Для цитирования: Селиванова Ю.В., Склярова Т.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №2. С. 8.
PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF FACTORS AND MECHANISMS1
• 1 * 2 J. V. Selivanova , T. V. Skliarova
1Saratov State University, Saratov, Russian Federation
2
Yuri Gagarin state technical university of Saratov, Saratov, Russian Federation ABSTRACT
Introduction. The article examines the socio-psychological features of personal self-determination of students with disabilities and disabilities. The subject of the study were the most significant factors influencing the adaptation of such students to the academic environment, as well as the mechanisms of its optimization. The increase in the number of applicants with disabilities predetermines in the context of social and educational inclusion the development of an accessible environment in the form of barrier-free architectural and academic space, the creation of a psychologically comfortable invision. The problem of personal self-determination of students with disabilities in the process of higher vocational education is updated with the specifics of their worldview, mastering of competences, interpersonal communication.
Materials and methods. The paper conducted a theoretical analysis of a set of domestic and foreign scientific sources (monographs, articles and publications on the topic of research, results of dissertation studies on psychology, sociology, pedagogy) which allowed to generalize and systematize international and Russian experience both in relation to the general situation of students with disabilities in higher education, and the specifics of personal self-determination of students with disabilities; method of theoretical generalization, content analysis, secondary analysis of empirical data.
Results. As a result of the author's analysis and interpretation of available scientific sources, the data of international and Russian socio-psychological studies are summarized and systematic. The data obtained during the secondary analysis made it possible to identify and substantiate the basic factors that affect the personal self-determination of students with disabilities: resilience, internality,
1 The reported study was funded by RFBR, project «Personal self-determination and adaptive readiness of students with disabilities in an inclusive education» number 20-013-00534 A. Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 2
self-sufficiency (personal, social, professional). A number of mechanisms to improve the level of socio-psychological adaptation have been proposed.
Discussion and Conclusions. The article presents the author's interpretation of international and domestic experience of socio-psychological research aimed at identifying the actual factors of personal self-determination of students with disabilities. As a real mechanism for improving adaptive abilities, students with disabilities and motivations for personal self-determination proposed the development of local (university) integrated support centers.
Keywords: socio-psychological adaptation, inclusive education, students with disabilities, personal self-determination.
For citation: Selivanova J.V., Skliarova T.V. Personal self-determination of students with disabilities: socio-psychological analysis of factors and mechanisms // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 2. Р. 8.
Введение
Поступление в университет рассматривается как значительное достижение и важные перемены в жизни самого студента и его близких. Эти перемены в ряде случаев сопровождаются комплексом трудностей. Причин несколько: новая архитектурная и физическая среда, новые социокультурные отношения и роли. Развитие навыков социальной адаптации, как правило, опирается на поиск комплекса причин, детерминант, событий и факторов, формирующих механизмы самоопределения личности. Студенческая молодёжь, обучающаяся в университете, принадлежит к категории общества, которая особенно остро реагирует на социальные изменения. Поэтому чем выше уровень социальной адаптации, тем успешнее человек сможет «вписаться» в социально-экономические, профессиональные, политические и иные процессы жизнедеятельности социума. Именно образовательная среда выступает стратегическим фактором развития в жизни студентов с инвалидностью [9, 10, 11]. Возможность получения профессионального образования способствует полноценному развитию личности человека, в том числе равенству возможностей на рынке труда, а также повышению уровня независимости (К Ве11аассо, 2017).
Особого внимания процесс самоопределения и самореализации требует в случае, когда речь идет о студентах с инвалидностью [5, 12, 22]. Получение диплома для подавляющего большинства студентов в вузе является предсказуемым. В контексте инвалидности данный процесс зависит от потенциальных возможностей студента, наличия навыков и умений использовать свои жизненные стратегии и ресурсы. В совокупности от этого и будет зависеть успешность его обучения в вузе, степень адаптации к условиям высшего профессионального образования, а также эффективное построение дальнейшей жизненной траектории [23, с. 39].
Обзор литературы
Несмотря на относительно давний интерес классиков к изучению способности индивида интегрироваться в социокультурное пространство и адаптироваться к
происходящим изменениям (например, теория социального мира П. Бурдье, теория социального действия М. Вебера [3], теории социализации личности в контексте ее становления и развития Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, гуманистическая концепция психологии личности К. Роджерса, идеи экзистенциональной психологии А. Маслоу, фундаментальные положения теории деятельности, концепции культурно-исторического развития личности Л.С. Выготского), в последнее время аспекты развития личности активно анализируются в новом контексте [1, 2, 4]. На повестке дня междисциплинарные исследования, посвященные изучению жизненных стратегий, самоопределения и саморегулирования, потенциальных возможностей человека с инвалидностью (А.Н. Баталова, С.А. Калашникова, Н.А. Симанова, Н И. Скок).
Масштабное исследование, направленное на изучение проблем самоопределения студентов-инвалидов, проведенное в США, выявило тенденцию постоянного роста их числа в системе высшего образования (S. Barbara, S. Hong, 2014). Сопоставив результаты своего исследования с ранними работами, в которых исследуются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья при переходе из средней школы в высшую, авторы отмечают необходимость создания системы поддержки для таких студентов (Ferrell, Marshall, 2004). Это дает возможность адаптироваться не только к академической среде, но и интегрироваться в неформальное пространство студенческой жизни. Поскольку личностные и социальные навыки у студентов-инвалидов сформированы не всегда полностью, нежели у обычных студентов. Например, они с меньшей вероятностью склонны говорить о своих потребностях, не готовы оценивать свою собственную деятельность, нести ответственность (отсутствие локуса контроля), слабые навыки самопрезентации (Hong и др., 2007; Вехмайер, 1996). В конечном итоге это может свидетельствовать об отсутствии навыков самоопределения и вести к пассивной интеграции в высшее образование, к социальной неловкости, академическим проблемам и психологическому стрессу, что связано с попытками ассимиляции в новой среде (Frieden, 2004; Hong и др., 2007; Розенбаум, 2004) [29].
В результате было получено новое знание о том, что большинство студентов-инвалидов сталкиваются с внешними и внутренними барьерами. К внешним барьерам были отнесены: отношение к инвалидам со стороны административного и академического сообществ, социальное давление; к внутренним барьерам - желание выглядеть как «нормальные», необходимость быть независимыми, борьба с имеющимися самоограничениями (в том числе физическими), общественным мнением. В качестве основного вывода исследования выступили предложения о необходимости создания системы поддержки для студентов-инвалидов [29].
Особый интерес в рамках нашей статьи представляет организация социокультурного пространства, в частности образовательной среды, затрагивающей адаптацию, связанную с преодолением различных барьеров [7, 18, 20, 28]. Например, это раскрыто в исследованиях физических и психологических барьеров и форм поддержки для студентов инвалидов, проводимых в Испании (А. Moriña, M.D. Cortés, N. Melero, 2014) [30]. Немаловажным вопросом является адаптация первокурсников, обучающихся в университете, к внеучебной жизни, поскольку именно наличие у студентов-инвалидов успешного опыта в преодолении бытовых проблем часто способствует повышению их жизнестойкости (K. Gartner, 2017).
На сегодняшний день имеется успешный опыт понимания культуры инклюзии и стратегии построения общества равных возможностей (Н.В. Карпушкина, С.Н. Каштанова,
В.А. Кудрявцев, Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина) [19]. Тем не менее западные исследования показали, что зачастую студенты с ограниченными возможностями здоровья относятся к угнетенной группе, которая сталкивается с множеством проблем, в том числе если речь идет о доступности высшего образования (Kaycee L. Bills, 2019).
Анализ опыта обучения студентов с инвалидностью в чешских вузах показывает, что до настоящего времени наиболее частыми барьерами, с которыми сталкиваются эти студенты, являются институциональные, поведенческие и физиологические. Наиболее важными, по мнению самих студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ), остаются поддержка семьи, поддержка сверстников и поддержка ассистентов-помощников [26, 31]. Основными стратегиями студентов, которые они используют для преодоления барьеров, являются уверенность в себе, самоопределение, метапознание, попытки «вписаться», оптимизм и планирование карьеры (I. Strnadova, V. Hajkova, L. Kvetonova, 2015).
Методология исследования
В качестве теоретической рамки статьи использованы: экзистенциональный подход в анализе развития личности А. Маслоу [14], идеи К. Манхейма [13] о влиянии социальных процессов на процессы познания, экологическая теория А. Пинкуса и А. Минаха [1]. Был осуществлен авторский контент-анализ исследований, проводимых в России в период с 2013 по 2020 гг. (вторичный анализ был проведен на основе отечественных исследований, проходивших в трёх крупных российских городах - Москва, Омск, Саратов) и направленных на выявление доминирующих факторов, оказывающих влияние на процесс самоопределения студентов с инвалидностью. Обобщение и систематизация результатов международных и российских данных позволили нам выявить значимые маркеры жизненных стратегий студентов-инвалидов и предложить механизмы их поддержки.
Результаты исследования
Исследование самосознания студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья на этапе профессионального развития (Москва: Е.Ю. Пряжникова, Д.И. Чистовкий), основанное на методиках Е. Пряжниковой, дало возможность авторам получить результаты по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, представлениях студентов о своей будущей работе в качестве психолога, уровню сложности обучения в вузе и представлениях студентов «Я-реальное и Я-идеальное». Выводы, полученные в итоге, таковы: профессиональное самосознание студентов с особыми потребностями детерминировано не столько проблемами со здоровьем, сколько социальной ситуацией, в которой происходит развитие личности студента с инвалидностью; важное значение для студентов-инвалидов имеет сотрудничество с людьми, оказание другим профессиональной помощи, носящий социально ориентированный характер [15; 17, с. 89].
Исследование личностных и мотивационных факторов социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (Омск: С.В. Чернобровкина, Н.В. Грушко) опиралось на различные психодиагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А.К. Осницкого; тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьевой; методика
уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажиной, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинд; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой; тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью Л.В. Мищенко, методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.Н. Чикер, В.Э. Винокуровой. Основной целью являлось изучение адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательного учреждения по ряду направлений: 1) архитектурная доступность; 2) доступность образовательной среды; 3) социально-психологическая среда. Для нас интерес представляло изучение социально-психологической среды [23, с. 41].
Итогом проведенного исследования в Омске стали данные об уровне социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Так, например, показатели жизнестойкости студентов-инвалидов и ее компоненты не имели принципиальных отличий от аналогичных показателей студентов контрольной группы (студентов без ограниченных возможностей здоровья и инвалидности). Как и в предыдущем исследовании, для студентов с ограниченными возможностями здоровья мотивирующим фактором обучения выступают профессиональные и коммуникативные перспективы, ведущими ценностными ориентирами в профессии являются служение и интеграция смыслов жизни. Особое внимание стоит обратить на перечень факторов, оказывающих влияние на уровень социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья параметры жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска), общая интернальность, мотивация избегания неудач, профессиональные ценностные ориентации: предпринимательство и служение [23, с. 39].
Следующим направлением в исследовании особенностей самоопределения студентов с инвалидностью стал анализ особенностей самоактуализации личности студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования (Саратов: М.Д. Коновалова), где автором использованы методика «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шострома (адаптация Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) и опросник удовлетворенности учебной деятельностью (Л.В. Мищенко). Полученный результат показал, что студенты с инвалидностью имеют низкие показатели самоактуализации (ориентация либо только на прошлое, либо только на будущее; недостаточная способность планирования и соотнесения своей деятельности в перспективе). Кроме того, было отмечено отсутствие ощущения себя самодостаточными личностями (ориентация на мнение окружающих, поиск сочувствия и понимания) [6, с. 224-225].
Сопоставив полученные исследователями результаты, мы предположили, что, несмотря на различающиеся аспекты исследований и применяемые методики, можно выявить схожие маркеры, влияющие на процесс личностного самоопределения студентов с инвалидностью в вузе. Так, с нашей точки зрения, важными факторами, оказывающими влияние на уровень социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья являются: жизнестойкость; интернальность; личностная, профессиональная и социальная самодостаточность.
История личного успеха человека во многом зависит от его профессиональной востребованности и успешности. С нашей точки зрения, уместно проинтерпретировать данный тезис через идеи экзистенциональной психологии А. Маслоу: серьезное описание «подлинной личности» происходит путем изменения самой личности и ее отношения к обществу. Изменения личности (по А. Маслоу) происходят посредством ее самоизменения,
выхода за границы своего микромира [14]. Ещё одно подтверждение важности личностного самоопределения мы находим в работах Т.В. Кудрявцева, по мнению которого профессиональное становление человека проходит через самоопределение личности в профессиональном плане. Каждый из обозначенных ученым этапов (возникновение и формирование профессиональных интересов; профессиональная подготовка; непосредственно профессиональная деятельность; профессиональная самореализация) начинают приобретать особый смысл, если речь идёт о человеке с инвалидностью или ограничением возможностей здоровья [8].
Механизмом решения этих задач могут стать развивающиеся разнообразные формы поддержки студентов с инвалидностью: разработка программ поддержки, создание дополнительных сервисов. Принципиальным моментом в развития таких форм должна быть их локальность. Иными словами, речь идёт о «ближнем круге» поддержки. Эффективность механизмов основана на возможности взаимодействия с конкретными ситуациями, это дает возможность обмена имеющимся индивидуальным опытом между самими студентами, создавая эффект «сопричастия успеху». Происходит не только конструирование реальности на экзо- и макроуровнях, с использованием риторических идиом, основанных на лозунгах к достижению успеха [27]. Развитие локальной (университетской) службы социально-психологической поддержки, использующей «родные истории успеха», дает понимание, что достижение профессионального роста возможно и реально, что стимулирует и значительно повышает уровень самоопределения личности.
Подобная позиция подтверждается исследованиями представлений студентов с инвалидностью о собственной успешности, способности интегрироваться в студенческую жизнь [24, 25]. Было установлено следующее: от эффективности и полезности работы служб поддержки в университете в значительной степени зависит успешность учебной работы. Регулярные посещения службы поддержки (в среднем около 5 раз в семестр), например, по вопросам проживания, заметно способствовали повышению среднего балла успеваемости. Однако, по мнению респондентов, информация о работе и услугах университетских служб поддержки не всегда доступна и нуждается в большем продвижении (M. Abreu, A. Hillier, A. Frye, J. Goldstein, 2016).
Обсуждение и заключения
Развитие инклюзивного профессионального образования в России получило достаточно мощный импульс. Во многом это связано с выходом на современный рынок труда значительного числа высококвалифицированных специалистов, имеющих инвалидность. Сегодня востребованы те профессионалы, которые знакомы с новейшими технологиями (производственными, информационными), владеющие навыками использования в работе инновационных технологий. Однако не все молодые специалисты (студенты - выпускники вузов с инвалидностью) имеют возможность реализовать себя в профессии. К причинам, тормозящим эффективное трудоустройство выпускников с инвалидностью, с одной стороны, относятся недостаточно проработанные способы межведомственного взаимодействия (работодатель - вуз). С другой стороны, наблюдается отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, карьерных амбиций, компетенций по ведению переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства. Это может быть связано как с объективными причинами
(отсутствие опыта написания резюме, самопрезентации, специализированных рабочих мест), так и субъективными (боязнь неудачи).
На сегодняшний день при поддержке сети РУМЦ ведется масштабная работа по развитию и совершенствованию инклюзивного профессионального образования во всех университетах России [7, 16]. Разработанные Программа психолого-педагогического сопровождения и Программа содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью хорошо сочетают в себе идеи экологической теории А. Пинкуса и А. Минахана (усиление способности студентов с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью преодолевать трудности, налаживать социальные и коммуникативные связи, способствовать эффективному функционированию систем, развивать социальную политику) [21]. В качестве целей таких программ выступают: создание благоприятной среды, обеспечивающей помощь в профессиональном и личностном развитии студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, усвоение ими как будущими специалистами общекультурных и профессиональных компетенций, помощь в адаптации этой категории студентов к современному образовательному процессу, реализуемому в высшей школе с учетом имеющихся особых потребностей.
В заключение отметим, что число студентов с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет во всем мире. Неоспоримым фактом является то, что развитие инклюзивной политики в области образования, социального обслуживания способствует формированию в обществе инклюзивной культуры. Вопрос успешной адаптации студентов-инвалидов к образовательному пространству вуза является актуальным и требующим социально-психологической, психолого-педагогической проработки. Важно учитывать не только интеграцию в вузовскую среду студентов с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, но и наличие у них возможности удовлетворять свои социальные и психологические потребности.
Список использованных источников
1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 71-80.
2. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. М.: Прометей, 2016. 126 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906879196.html (дата обращения: 12.04.2020).
3. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
4. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: ФЛИНТА, 2017. 164 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512450.html (дата обращения: 14.04.2020).
5. Князева А.П., Корнеева Е.Н. Психологическая инвалидизация, или Личностная идентичность инвалида // Ярославский педагогический вестник. 2005. №2. С. 93-99.
6. Коновалова М.Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3(27). С. 220-227. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-220-227.
7. Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 5. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/1061/767 (дата обращения: 19.04.2020).
8. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. №2. С. 20-30.
9. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования В современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №2. С. 106.
10. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №1. С. 15-26.
11. Лонская Л.В. Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях // Омский научный вестник. 2007. №6(62). С. 142-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-professionalizatsii-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 17.04.2020).
12. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, №6. С. 87-101.
13. Манхейм К. Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. С. 222-223.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.
15. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С. 122-128.
16. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.14. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/1045/760 (дата обращения: 18.04.2020).
17. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. C. 81-91.
18. Склярова Т.В., Зайцев Д.В. Инклюзивность виртуальной образовательной среды современного вуза: контекст инвалидности // Polish Journal of Science. 2019. Vol. 2, no. 15. Pp. 64-69.
19. Склярова Т.В., Зайцева О.В., Зайцев Д.В. Инклюзия детей-инвалидов в общество: равенство прав и возможностей // Сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 июня 2019 г.). Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 57-59.
20. Склярова Т.В., Зайцева О.В., Зайцев Д.В. Инклюзия детей-инвалидов в общество: анализ с позиций критической социологии // Alma mater. 2019. №12. С. 22-26.
21. Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Учебное пособие по курсу «Профессиональная этика» для студентов специальности 022100. Саратов, 1999. 116 с.
22. Смаль Е. В. Общая и профессиональная самоактуализация личности студента в процессе обучения в вузе. Минск, 2010. 167 с.
23. Чернобровкина С.В., Грушко Н.В. Личностные и мотивационные факторы социально-психологической адаптации студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. №3. С. 39-51.
24. Щетинина Е.Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Психология развития. 2015. №4. С. 306-309.
25. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2015.
26. Berggren U.J., Rowan D., Bergback E., Blomberg B. Disabled students' experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United States - a comparative institutional analysis // Disability & Society. 2016. Vol. 31, no. 3. Pp. 339-356. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599.2016.1174103.
27. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge, MA. Harvard University Press, 1979.
28. Emmers E., Baeyens D., Petry K. Attitudes and self-efficacy of teachers towards inclusion in higher education // European Journal of Special Needs Education. 2019. Vol. 35. Pp. 139-153. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2019.1628337.
29. Hong Barbara S.S. Qualitative Analysis of the Barriers College Students With Disabilities Experience in Higher Education // Journal of College Student Development. 2015. Vol. 56, no. 3. Pp. 209-226. DOI: 10.1353/csd.2015.0032.
30. Moriña A., Cortés M.D., Melero N. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out // Disability & Society. 2014. Vol. 29, no. 1. Pp. 44-57. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599.2013.769862.
31. Strnadová I., Hájková V., Kvetoñová L. Voices of university students with disabilities: inclusive education on the tertiary level - a reality or a distant dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 10. Pp. 1080-1095. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1037868.
References
1. Ajsmontas B.B., Odincova M.A. Socio-psychological support for students with disabilities and disabilities. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2017, vol. 22, no. 1, pp. 71-80. (In Russ.)
2. Valiev I.N. Stereotypes of social interaction. Moscow, Prometej Publ., 2016. 126 p. Available at: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906879196.html (accessed: 12.04.2020). (In Russ.)
3. Veber M. Selected works: translation from German / compiled, general edition and afterword by Yu.N. Davydov; foreword P.P. Gaidenko. Moscow, Progress Publ., 1990. 808 p. (In Russ.)
4. Volynskaya L.B. Sociocultural and personal adaptation of a person at various stages of the life cycle. Moscow, FLINTA Publ., 2017. 164 p. Available at: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512450.html (accessed: 14.04.2020). (In Russ.)
5. Knyazeva A.P., Korneeva E.N. Psychological disability, or the Personal identity of a disabled person. YAroslavskijpedagogicheskij vestnik, 2005, no. 2, pp. 93-99. (In Russ.)
6. Konovalova M.D. Features of self-actualization of students' personality in the process of inclusive professional education. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, 2018, vol. 7, no. 3(27), pp. 220-227, doi: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-220-227. (In Russ.)
7. Krasnopevceva T.F., Fil'chenkova I.F., Vinokurova I.V. To the question of the readiness of scientific and pedagogical workers of the university to implement inclusive education. Vestnik
Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 1, p. 5. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1061/767 (accessed: 19.04.2020). (In Russ.)
8. Kudryavcev T.V. Psychological and pedagogical problems of higher education. Voprosy psihologii, 1981, no. 2, pp. 20-30. (In Russ.)
9. Kutepova E.N., Suncova A.S. Theoretical analysis of the problem of inclusive education in modern scientific research. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 2, p. 106. (In Russ.)
10. Leont'ev D.A. Psychology of freedom: to the formulation of the problem of self-determination of personality. Psihologicheskij zhurnal, 2000, vol. 21, no. 1, pp. 15-26. (In Russ.)
11. Lonskaya L.V. Analysis of the concept of professionalization in psychological and pedagogical research. Omskij nauchnyj vestnik, 2007, no. 6(62), pp. 142-146. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-professionalizatsii-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (accessed: 17.04.2020). (In Russ.)
12. Maddi S.R. Meaning in the decision-making process. Psihologicheskij zhurnal, 2005, vol. 26, no. 6, pp. 87-101. (In Russ.)
13. Manhejm K. The diagnosis of our time: translation from German and English. Moscow, YUrist Publ., 1994. Pp. 222-223. (In Russ.)
14. Maslou A. Motivation and personality. St. Petersburg, 2008. 352 p. (In Russ.)
15. Mishchenko L.V. On the problem of diagnosing students' attitudes toward educational activities. Vestnikprakticheskojpsihologii obrazovaniya, 2007, no. 3, pp. 122-128. (In Russ.)
16. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Egorova P.A., YArkova D.D. Professional self-determination and professional career of studying youth in the conditions of the integrative complex "school - university". Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 4, p. 14. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1045/760 (accessed: 18.04.2020). (In Russ.)
17. Pryazhnikova E.YU., CHistovskij D.I. Self-consciousness of students with disabilities at the stage of professional development. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, vol. 19, no. 4, pp. 81-91. (In Russ.)
18. Sklyarova T.V., Zajcev D.V. Inclusion of the virtual educational environment of a modern university: the context of disability. Polish Journal of Science, 2019, vol. 2, no. 15, pp. 64-69. (In Russ.)
19. Sklyarova T.V., Zajceva O.V., Zajcev D.V. The inclusion of children with disabilities in society: equality of rights and opportunities. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sterlitamak, 28 iyunya 2019 g.). Sterlitamak, AMI Publ., 2019. Pp. 57-59. (In Russ.)
20. Sklyarova T.V., Zajceva O.V., Zajcev D.V. The inclusion of children with disabilities in society: an analysis from the perspective of critical sociology. Alma mater, 2019, no. 12, pp. 22-26. (In Russ.)
21. Sklyarova T.V., YArskaya-Smirnova E.R. Textbook on the course "Professional Ethics" for students majoring 022100. Saratov, 1999. 116 p. (In Russ.)
22. Smal' E.V. General and professional self-actualization of the student's personality in the process of learning at a university. Minsk, 2010.167 p. (In Russ.)
23. CHernobrovkina S.V., Grushko N.V. Personal and motivational factors of socio-psychological adaptation of university students with disabilities. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psihologiya», 2017, no. 3, pp. 39-51. (In Russ.)
24. SHCHetinina E.B. The resilience of students with disabilities as a factor in successful socio-psychological adaptation to the environment of a higher educational institution. Psihologiya razvitiya, 2015, no. 4, pp. 306-309. (In Russ.)
25. SHCHukina M.A. Psychology of personality self-development: subjective approach: the author's abstract of the dissertation of the doctor of psychological sciences. St. Petersburg, 2015. (In Russ.)
26. Berggren U.J., Rowan D., Bergbäck E., Blomberg B. Disabled students' experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United States - a comparative institutional analysis. Disability & Society, 2016, vol. 31, no. 3, pp. 339-356, doi: https://doi.org/10.1080/09687599.2016.1174103.
27. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge, MA. Harvard University Press, 1979.
28. Emmers E., Baeyens D., Petry K. Attitudes and self-efficacy of teachers towards inclusion in higher education. European Journal of Special Needs Education, 2019, vol. 35, pp. 139-153, doi: https://doi.org/10.1080/08856257.2019.1628337.
29. Hong Barbara S.S. Qualitative Analysis of the Barriers College Students With Disabilities Experience in Higher Education. Journal of College Student Development, 2015, vol. 56, no. 3, pp. 209-226, doi: 10.1353/csd.2015.0032.
30. Moriña A., Cortés M.D., Melero N. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out. Disability & Society, 2014, vol. 29, no. 1, pp. 44-57, doi: https://doi.org/10.1080/09687599.2013.769862.
31. Strnadová I., Hájková V., Kvetoñová L. Voices of university students with disabilities: inclusive education on the tertiary level - a reality or a distant dream? International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 10, pp. 1080-1095, doi: https://doi.org/10.1080/13603116.2015.1037868.
© Селиванова Ю.В., Склярова Т.В., 2020
Информация об авторах Селиванова Юлия Викторовна - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация, SPIN-код: 2473-3710, ORCID: 0000-0003-2375-4131, e-mail: [email protected].
Склярова Татьяна Валентиновна - кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела по социальной работе, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов, Российская Федерация, SPIN-код: 5311-6894, ORCID: 0000-00015786-1352, e-mail: [email protected].
Information about the authors Selivanova Julia Viktorovna - Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Correctional Pedagogy, Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education, Saratov State University, Saratov, Russian Federation, SPIN code: 2473-3710, ORCID: 0000-0003-2375-4131, email: [email protected].
Sklyarova Tatyana Valentinovna - Associate Professor, Head of the Department of Social Work, Yuri Gagarin state technical university of Saratov, Saratov, Russian Federation, SPIN-code: 53116894, ORCID: 0000-0001-5786-1352, e-mail: [email protected].
Вклад соавторов
Селиванова Юлия Викторовна - научное руководство, развитие методологии, критический анализ и доработка текста.
Склярова Татьяна Валентиновна - сбор данных и формализованный анализ, изучение концепции, подготовка начального варианта текста, компьютерные работы.
Contribution of authors Selivanova Julia Viktorovna - is a scientific guide, the development of methodology, a critical analysis and refinement of the text.
Sklyarova Tatyana Valentinovna - data collection and formalized analysis, study of the concept, preparation of the initial version of the text, computer works.
Поступила в редакцию: 29.04.2020 Принята к публикации: 20.05.2020 Опубликована: 03.06.2020