ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2022, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221075 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11075 УДК 378.178
Психическое здоровье обучающихся как стратегическая цель развития образования: опыт комплексной поддержки студентов в США и России
Analysis of Models of Psychological Services in Higher Education: U.S. and Russian Experience
Авторы статьи
Халак Мария Евгеньевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-1897-8894
Мазанова Анна Евгеньевна,
руководитель межвузовской службы психологической поддержки обучающихся, ассистент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-8969-1922
Балыкова Мария Васильевна,
консультант межвузовской службы психологической поддержки обучающихся ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-7236-4458
Authors of the article
Maria E. Khalak,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Clinical Psychology, Privolzhsky Research Medical University, Nizhniy Novgorod, Russia [email protected] ORCID: 0000-0003-1897-8894
Anna E. Mazanova,
Head of Interuniversity Psychological Service for Students, Privolzhsky Research Medical University, Nizhniy Novgorod, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-8969-1922
Maria V. Balykova,
Counsellor of Interuniversity Psychological Service for Students, Privolzhsky Research Medical University, Nizhniy Novgo-rod, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-7236-4458
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Поступила в редакцию Received 19.08.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.22
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.22 Опубликована Published 31.10.22
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Халак М. Е., Мазанова А. Е., Балыкова М. В., 2022
Для цитирования
Халак М. Е., Мазанова А. Е., Балыкова М. В. Психическое здоровье обучающихся как стратегическая цель развития образования: опыт комплексной поддержки студентов в США и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. -С. 168-185. - URL: http://e-
koncept.ru/2022/221075.htm. DOI: 10.24412/2304-120X^022-11075
For citation
M. E. Khala, A. E. Mazanova, M. V. Balykova, Analysis of Models of Psychological Services in Higher Education: U.S. and Russian Experience // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 10. - P. 168185. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211075.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11075
Аннотация
Поддержание психического здоровья и благополучия личности в среде образования является актуальной проблемой для высших учебных заведений, особенно в период социальных, экономических, политических вызовов. Вопросы психологического благополучия учащейся молодежи и профилактики психических расстройств привлекают к себе все больше внимания со стороны исследователей и специалистов психологии и практической медицины, все чаще данные вопросы выносятся на стратегический уровень целей образовательного менеджмента. Целью статьи выступил анализ моделей функционирования психологических служб в системе высшего образования в России и преимущественно в США. В российских вузах на данный момент отсутствует единая концепция реализации комплексной помощи и сопровождения учащихся на всех курсах обучения. Авторы делятся опытом функционирования межвузовской службы психологической поддержки обучающихся, созданной на базе Приволжского исследовательского медицинского университета (г. Нижний Новгород). Авторами анализируется исследование уровня психического здоровья, а также выраженности симптомов депрессии и тревожности у студентов нижегородских вузов. Результаты исследования показали, что средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем уровень психологического, что подтвердилось статистически. Однако в целом уровень физического компонента имеет среднюю выраженность, что, вероятно, в большей степени и влияет на уровень психологического здоровья и душевного благополучия студентов. Исследование уровня депрессии показало, что 43,5% студентов имеют признаки депрессии: 22% - симптомы депрессии легкой степени, 17,5% - умеренно выраженной и 6% - тяжелой. 46% и 64% студентов имеют признаки высокого уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности соответственно. Данные состояния могут существенно влиять на результаты обучения. Полученные результаты показали необходимость введения в состав службы психиатра. Рассматриваемая модель межвузовской службы психологической поддержки может стать прототипом для создания региональных центров психологической и психолого-психиатрической помощи студентам в период обучения при содействии или в структуре медицинских вузов.
Abstract
Maintaining the mental health and well-being of the individual in the educational environment is an urgent problem for higher education institutions, especially in times of social, economic, political challenges. The issues of the psychological well-being of young students and the prevention of mental disorders are attracting more and more attention of researchers and specialists in psychology and practical medicine, and more and more often these issues are brought to the strategic level of the goals of educational management. The purpose of this article is to analyze the models of functioning of psychological services in the system of higher education in Russia and mainly in the USA. At the moment, Russian universities do not have a unified concept for the implementation of comprehensive assistance and support for students in all courses of study. The authors present the experience of functioning of the interuniversity psychological support service for students, created on the basis of the Privolzh-sky Research Medical University (Nizhny Novgorod). The study conducted by the authors analyzes the level of mental health, as well as the severity of depressions and anxiety symptoms among students of Nizhny Novgorod universities. The results of the study show that the average level of the physical component of students' health is higher than the level of the psychological one, which was confirmed statistically. However, in general, the level of the physical component has an average manifestation that probably affects the level of psychological health and mental well-being of students to a greater extent. The study of the level of depression showed that 43,5% of students had signs of depression: 22% - symptoms of mild depression, 17,5% - moderate and 6% - severe. 46% and 64% of students have signs of a high level of reactive (situational) and personal anxiety, respectively. These conditions can significantly affect learning outcomes. The results obtained showed the need to invite a psychiatrist to join the service. The considered model of the interuniver-sity psychological support service can become a prototype for the creation of regional centers for psychological and psycho-psychiatric care for students during the period of study with the assistance or in the structure of medical universities.
Ключевые слова
Key words
комплексная поддержка учащихся, психологическая служба вуза, образовательный процесс, психическое здоровье студентов, управление образованием
Благодарности
comprehensive support for students, psychological service of the university, educational process, students' mental health, education management
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность директору института клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ», к. м. н. Е. Д. Божковой, профессору кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ Во «ПИМУ» д. п. н. Л. Э. Семеновой, ассистенту кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» Е. В. Дорофееву за помощь в подготовке статьи.
The authors express their gratitude to the Director of the Institute of Clinical Psychology of the PRMU Candidate of Medical Sciences E.D. Bozhkova, Professor of the Department of General and Clinical Psychology of the PRMU Doctor of Education L.E. Semenova, Assistant of the Department of General and Clinical Psychology of the PRMU E. V. Dorofeev for their help in preparing the article.
Введение / 1п^о^сйоп
Укрепление и сохранение психического здоровья является не менее важной задачей, чем укрепление здоровья соматического. Педагогическая практика многих лет показывает, что для успешного освоения учебной программы и социального опыта необходимо соотносить эти процессы с индивидуальным опытом обучающегося, а также с его психическим состоянием. В настоящее время наблюдается значительный разрыв между интенсивно происходящими экономическими, политическими, социальными, информационными и духовными изменениями и низким уровнем адаптации людей к данным изменениям. Существование в условиях глобальной неопределенности неизменно ведет к росту уровня тревожности, напряженности, неуверенности в завтрашнем дне. Особенно выражено влияние неопределенности на молодых людей юношеского возраста, что проявляется в росте переживаний и развитии дезадаптации еще на этапе овладения профессией [1].
С каждым годом вопрос психологического благополучия человека и профилактики психических расстройств привлекает к себе все больше внимания со стороны исследователей и специалистов медицины и психологии. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса рассматривается как важная составляющая современной системы охраны психического здоровья, поэтому все чаще данный вопрос выносится на стратегический уровень целей образовательного менеджмента.
Считается, что юношеский возраст является наиболее активным, в котором происходит и формирование ценностно-смысловой системы, и профессиональное становление [2, 3]. Это то, что, в свою очередь, влияет на возможности адаптации к новым условиям учебной деятельности, жизни, социальному статусу на пути профессионального становления [4]. Согласно исследованиям, на адаптивные возможности у студентов младших курсов влияет недостаточная выраженность навыков учебной работы, низкий уровень эмоционально-волевой регуляции, слабо выраженные установки на приобретение профессии наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям [5]. Старшие курсы же более подвержены учебному выгоранию, переоценке отношения к учебе и профессии в целом, более выраженной неуверенности в завтрашнем дне.
Для повышения уровня адаптации, снижения тревожности и депрессивных настроений, а также для укрепления уровня психического здоровья важно переживание благополучия. Снижение данного ощущения также может приводить к развитию напряжения, скованности, эмоциональной дезориентации, снижению регуляции поведения, учебному выгоранию, истощению компенсаторных возможностей [6]. Снижаются ресурсные запасы личности, повышается вероятность развития каких-либо расстройств, обострения имеющихся соматических заболеваний или манифестации новых. Таким образом, для психического здоровья важна ценность ощущения благополучия.
Согласно последним исследованиям, психологическое благополучие - это гармоничность психических процессов и функций, ощущение целостности личности и внутреннего равновесия [7].
Для наиболее эффективного достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо выстраивание психологического сопровождения студента на протяжении всех лет обучения, что максимально позволит снизить риски развития дезадаптационных процессов. Под психологическим сопровождением чаще всего понимается «системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы вуза, направленная на изучение, формирование, развитие и коррекцию поведения и деятельности субъектов образовательного процесса» [8].
Обзор литературы / Literature review
Анализируя подходы к проблеме сохранения и поддержания психического здоровья, В. А. Медведев отмечает, что она отнюдь не нова и была сформулирована еще в трудах В. А. Ананьева и В. М. Бехтерева, получив дальнейшее развитие в психологических и педагогических трудах [9].
Что касается вопроса исследования психического здоровья обучающихся, то, с точки зрения Е. Ю. Кудрявцевой, оно должно выступать стратегической целью современного образования; это, несомненно, требует проведения комплексной работы, направленной на сохранение и поддержание психологического благополучия студентов [10]. Она отмечает, что образовательная среда и есть та особая психолого-педагогическая реальность, которая содержит все необходимые условия, созданные для сохранения и поддержания психологического здоровья личности, выделяя различные аспекты образовательной среды, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении студента.
Особый акцент Е. Ю. Кудрявцева делает на исследованиях, направленных на рассмотрение проблемы сохранения и поддержания психического здоровья личности в русле гуманистической психологии, в рамках которой особо подчеркивается, что сохранение психического здоровья входит в стратегию развития образовательной системы в целом [11].
В. А. Кручинин отмечает, что, как правило, психологическая служба в вузе - это отдельное структурное специализированное подразделение, главной функцией которого является содействие личностно-профессиональному развитию студентов [12].
Вопрос о внедрении психологического сопровождения образовательного процесса в вузе в нашей стране возник еще в 80-е годы прошлого века. Считается, что одна из первых психологических служб, появившихся в России, - это Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, по инициативе которой был реализован многолетний (1982-1988) научно-практический эксперимент по изучению теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школы должности психолога, а также созданием структуры школьной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. В то время были сформулированы основные цель и задачи психологической службы образования, определено содержание деятельности школьного психолога и виды его деятельности, отмечает Г. А. Величко с соавторами [13].
За рубежом деятельность психологических служб отлажена уже достаточно давно. Так, традиционно в большинстве университетов и колледжей в США есть студенческий медицинский центр и/или консультационный центр. Они оба могут оказывать психологическую поддержку, включающую в себя и психиатрическую помощь (в зависимости от учебного заведения - консультации, фармакологическая помощь и т. д.). Н. Даунс с группой авторов, анализируя современное состояние психологических служб для обучающихся в США, говорит, что совместная деятельность может быть административной, клинической, географической (совместное размещение), существует также единая электронная медицинская карта [14].
Д. Ритц с соавторами говорит, что в данный момент в США описаны четыре структурные модели психологической помощи в вузах [15]:
1. Консультационный центр, полностью объединенный с медицинским центром в кампусе (примерно 20% учреждений).
2. Слияние традиционного консультационного центра с комплексным студенческим отделением психиатрической помощи в медицинском центре (9%).
3. Психологические услуги, объединенные с медицинским центром только на административном уровне (11%).
4. Раздельные консультационные и медицинские центры (59%). Анализируя типы и объем предоставляемых услуг, П. С. Фрэнсис и А. С. Хорн
говорят, что они зависят от структуры отдела по работе со студентами учебного заведения, культуры кампуса и истории использования консультирования, типа учебного заведения (например, двухлетнее, четырехлетнее), бюджета и ресурсов, численности и квалификаций персонала [16].
Таблица 1
Функционал психологических служб в вузах США в зависимости от типа учебного учреждения
Критерий 2-годичные образовательные учреждения 4-годичные образовательные учреждения
Обязанности специалистов Широкий круг обязанностей, включающий прием, академическое консультирование и регистрацию, тестирование, обучение, консультации с преподавателями, карьерный коучинг и консультирование, кризис и вмешательство, психологическое просвещение, оценку психического здоровья, направления для долгосрочных услуг, личное консультирование Личное консультирование всех студентов; консультационные услуги преподавателям и сотрудникам; семинары, тренинги; консультирование пар; терапия и структурированные группы; предотвращение сексуальных посягательств
Структура рабочего времени Больше времени уделяется административной работе и меньше - непосредственно психологической (по сравнению с 4-годичными образовательными учреждениями) 61% рабочего времени выделено на прямые консультационные услуги, 22% времени сотрудников использовано для обучения, супервизии, консультаций и информационно-разъяснительной работы
Наличие психиатра в центре 8% 58%
А. Чаудхари и Э. Салинас отмечают, что учреждения среднего и крупного размера, а также частные учреждения чаще оказывают психиатрическую помощь, в то время как сельские колледжи и университеты ограничиваются лишь психологической поддержкой [17].
При отсутствии специалистов определенного профиля обратившихся студентов направляют в сторонние организации, однако эффективность аутсорсинговых консультационных услуг остается под вопросом. Так, по мнению Дж. Оуэн, 42% студентов, направленных за услугами за пределы консультационного центра, не могут связаться с поставщиком услуг по охране психического здоровья [18].
В опросе для директоров консультационных центров (562 человека), проведенном в 2019 году The Association for University and College Counseling Center Directors (AUCCCD) под руководством П. ЛеВинесс c группой авторов, была проанализирована статистика причин обращений учащихся за помощью [19]. Наиболее частой проблемой клиентов консультационного центра была тревога (60,7%), затем депрессия (48,6%), стресс (47,0%), семейные проблемы (29,0%), определенные проблемы в отно-
шениях (27,0%), трудности в учебе (26,2%), нарушение сна (17,7%), социальная изоляция/ одиночество (17,5%), травма (17,2%), адаптация к новой среде (17,0%), суицидальные мысли (14,4%), а также проблемы с едой/образом тела (13,6%). В среднем 23,5% клиентов центра принимали прописанные психиатром препараты.
Руководители центров также сообщили, что в среднем 13,3% территории их кампуса обслуживается консультационным центром. Консультационные центры в небольших учебных заведениях, как правило, обслуживают наибольший процент всего их студенческого населения. 37,2% консультационных центров используют вариант поэтапной помощи, который означает предложение различных вариантов обслуживания на территории всего кампуса, начиная от полного отсутствия оказания помощи и заканчивая еженедельной терапией в консультационном центре. В зависимости от центра варианты могут включать соответствующие формы самопомощи, оздоровительный коучинг, группы поддержки, занятия осознанностью, соответствующие приложения и онлайн-ресурсы и т. д.
Ежегодно наблюдается увеличение спроса на психологическую и психиатрическую помощь. Наиболее часто центры используют следующие стратегии для управления объемом обращений: сортировка студентов на основе срочности (45,0% сообщили об этой стратегии), направление большей части студентов за пределы кампуса для получения услуг (38,1%) и сокращение предложений по работе с клиентами (30,8%).
54,1% центров не имеют лимита числа сеансов, еще 46,4% имеют гибкий лимит числа сеансов (лимит существует, но делаются исключения), и только 0,4% имеют «жесткий» лимит (без исключений). Для центров с лимитом сеансов средний объем оказания услуг составляет 12,6 сеанса за учебный год.
41,6% директоров сообщают, что большинство клиентов посещают встречи еженедельно. 37,1% сообщают, что встречаются со студентами в среднем раз в две недели. Среднее время ожидания всеми студентами первой встречи составляет 6,1 рабочих дня, среднее время ожидания от момента сортировки студентов до времени следующего клинического приема - 8,7 дня.
П. ЛеВинесс также отмечает, что в 19,7% центров есть консультанты, работающие в других офисах на территории кампуса. В среднем 61,6 часа в неделю консультанты проводят в школе/колледже при университете, 38,6 часа в неделю - в медицинских учреждениях, 32,9 часа - в неделю в общежитиях, 26,3 часа в неделю - на занятиях спортом, 15,9 часа в неделю - в представленных студенческих офисах и 31,8 часа в неделю в других местах [20].
Что касается психиатрической помощи, то, по мнению Н. Даунс с соавторами, оптимальная модель оказания психиатрической помощи в высших учебных заведениях содержит несколько ключевых элементов [21]:
1. Первичная оценка
Всестороннее, многомерное первичное обследование - установление проблемы, симптомов, оценивание употребления учащимся психоактивных веществ, анамнеза.
Первичная оценка также включает в себя краткое изложение развития, занятости и академического опыта учащегося, а также текущее психическое состояние. А. Муньос-Соломандо добавляет, что первичная оценка также включает оценку психологических сил и стратегий выживания и обсуждение образовательных и социальных ресурсов, доступных учащемуся [22].
Практикующие психиатры обычно хорошо осведомлены о законах о конфиденциальности в отношении здоровья, но они также должны обладать знаниями относительно
конфиденциальности в области законодательства в сфере образования. Медицинские работники колледжей должны знать о дополнительных проблемах, связанных с согласием на лечение, а также с законами о конфиденциальности в области здравоохранения и образования в случаях, если обратившемуся за помощью студенту нет 18 лет.
Оценка риска самоубийства и убийства является важной частью первичной оценки психического здоровья студентов. Психиатры и другие практикующие врачи должны быть знакомы с ресурсами на территории кампуса для учащихся из групп высокого риска суицида, включая группу по оценке поведенческих угроз, сторонних психологов-консультантов, правоохранительные органы и т. д. Психиатр колледжа и другие медицинские работники могут взаимодействовать с местными отделениями неотложной помощи, чтобы быть в курсе возможных суицидальных происшествий, или тенденций самоубийств, или самоповреждений в кампусе.
2. Планирование лечения и постановка цели
Планирование лечения включает обсуждение рисков и преимуществ медикаментозного и немедикаментозного лечения, а также альтернатив. Психиатр должен быть чуток к академическому календарю и принимать соответствующие решения о лечении, например, выбирать поддерживающие вмешательства за неделю до выпускных экзаменов и т. д. Приверженность лечению повышается, когда учащиеся принимают активное участие в планировании своего лечения.
Психиатры в учебных заведениях большое внимание уделяют подбору препаратов, по возможности не приводящих к ухудшению когнитивных функций студентов, а также разработке плана лечения, учитывающего периоды экзаменов, каникул, спортивных и общественных мероприятий.
Глубокое понимание систем поддержки на территории кампуса, вариантов поэтапного ухода и политики колледжа в отношении академического отпуска важно для консультирования студентов, нуждающихся в психиатрической помощи. Доступ в Интернет к консультационным и студенческим центрам здоровья позволяет упростить этот процесс. Потенциальные члены лечебной команды кампуса - врачи медицинского центра, психиатр, психолог консультационного центра, куратор кампуса или социальный работник, научный консультант и работник офиса для студентов с ограниченными возможностями. Психиатры могут проконсультироваться с соответствующим руководством кампуса, чтобы определить политику, связанную с обменом информацией между этими организациями. Д. Эберт, П. Мортье говорят о том, что в идеале большая часть лечащей бригады будет иметь доступ к электронной медицинской карте с разной степенью доступа для обеспечения эффективной совместной работы [23].
Для студентов, относимых к группе риска, были разработаны различные протоколы психиатрической помощи в условиях высших учебных заведений. Эти группы населения включают первокурсников, иностранных студентов, женщин детородного возраста, представителей сексуальных меньшинств.
3. Направления дальнейшего развития
Выделяются следующие приоритетные направления развития центров психологической помощи в учреждениях высшего образования в США:
1) четкое разграничение обязанностей академического и карьерного консультирования и консультационных и психологических служб;
2) административная автономность консультационного центра для избежания нарушения конфиденциальности обращающихся;
3) создание систем предотвращения кризисных ситуаций и реагирования в кампусе считается необходимым, по мнению П. С. Хрэнсиса и А. С. Хорна [24];
4) обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи с помощью единой системы направлений, которая координирует консультационные услуги, медицинские услуги в кампусе и службы для лиц с ОВЗ, добавляют Д. Эберт, П. Мортье [25];
5) предоставление психологам и психиатрам в кампусе возможности эффективно отслеживать лиц из группы высокого риска, когда они обращаются в отделение неотложной помощи, что повышает вероятность получения учащимися своевременного доступа к психологическим и психиатрическим услугам, улучшает координацию услуг в кампусе и общественных программах, а также способствует сокращению количества повторных госпитализаций и посещений отделений неотложной помощи, считает Н. Даунс [26];
6) расширенные курсы по вопросам психического здоровья и навыкам поддержания хорошего самочувствия для студентов и выпускников, по мнению Дж. П. Шаткин и у. Даймонд, повышают осведомленность и улучшают понимание психологических проблем, помогают избавиться от стигматизации психических заболеваний в сообществе кампуса и стимулируют интерес к психиатрии среди будущих стажеров и клиницистов [27];
7) усовершенствованные системы сотрудничества между кампусными сообществами и академическими медицинскими центрами несут двунаправленную пользу за счет расширения возможностей по оказанию более интенсивной и специализированной помощи учащимся из групп высокого риска и за счет содействия систематическим академическим исследованиям позднего подросткового периода и периода раннего взросления;
8) относительно новой структурной моделью помощи являются телепсихиатрия и телепсихология - консультации по телефону, видеосвязи, в письменном формате и т. д. По данным AUCCCD, в 2016 году 10% консультационных центров предлагали ту или иную форму телепсихологии. Р. Конрад с соавторами определяет телепсихическое здоровье как вариант, помогающий расширить доступ к улучшению психического здоровья для студентов. Тем не менее остаются многочисленные препятствия для реализации телеконсультаций, они различаются в зависимости от штата [28]. Д. Эберт, П. Мортье отмечают, что многие учащиеся по-прежнему не могут получить доступ к психиатрическому лечению из-за отсутствия паритета в оплате как психиатрических, так и телемедицинских услуг, законов и нормативных актов, которые не позволяют врачам практиковать за пределами штата, а также неуверенности в том, будут ли оказываться психиатрические услуги, предоставляемые их школой, во время непредвиденных случаев [29].
Психическое здоровье студентов колледжей резко ухудшилось во время пандемии [30]. Опрос студентов колледжей Active Minds в апреле 2020 года показал: 80% студентов колледжей сообщили, что пандемия негативно повлияла на их психическое здоровье, а 55% не знали, куда обращаться, если им срочно понадобится психиатрическая помощь. К сожалению, даже до пандемии большинство студентов колледжей сообщали, что они не знают, как получить доступ к службам охраны психического здоровья. Р. Конрад и M. Риба также говорят о том, что даже среди лиц со значительными психическими симптомами большинство не получали психиатрического лечения [31].
4. Альтернативные направления, программы, движения
Консультационные центры колледжей реализуют различные профилактические программы. Общие элементы большинства таких программ включают инфор-
мационно-разъяснительную работу и просвещение; обучение студентов, преподавателей и сотрудников; специальное обучение персонала общежитий и новые веб-приложения, которые помогают учащимся справляться со стрессом или общаться с сотрудниками службы охраны психического здоровья.
П. Джоффе в своем исследовании говорит о том, что в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн действует программа предотвращения суицида у студентов [32]. Любой учащийся, демонстрирующий суицидальные мысли или поведение, автоматически обязан посетить четыре сеанса обязательной оценки, проводимой Группой по предотвращению самоубийств. Группа по предотвращению фокусируется на оценке плана учащегося и доступа к средствам для совершения самоубийства; реконструкции обстоятельств, спровоцировавших суицидальные мысли и поведение; регистрации суицидальных мыслей учащегося в течение всей его жизни и рассмотрении политики самообеспечения университета и последствий несоблюдения этой политики. Студент попадает в программу автоматически при суицидальной угрозе любого уровня (демонстративной или реальной). Одновременно с этим существует множество других ресурсов кампусов и сообществ, предназначенных для улучшения выявления и лечения психических заболеваний у студентов и аспирантов.
1. Группы по анализу поведения (BIT) были созданы после случая стрельбы в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году и превратились из групп по оценке угроз и групп реагирования на кризисы в группы профессионалов университетского городка, которые собираются на регулярной основе для выявления студентов, демонстрирующих рисковое поведение или каким-то образом нарушают порядок в кампусе, а затем вмешиваются до того, как возникнет серьезная проблема. В. Ван Брант с соавторами, описывая модель BIT, говорят о том, что членом 92% групп является сотрудник консультационного центра, как правило, директор консультационного центра [33]. Однако роль консультантов в BIT ограничена из-за характера законов о конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, которые не разрешают разглашение информации о студентах без их письменного согласия. Исключения делаются в случае причинения серьезного и предсказуемого вреда себе или другим, такого как потенциальное самоубийство, насилие и убийство, как указано в различных законах штатов и профессиональных кодексах этики.
2. Существуют также инновационные программы, которые используют стандартные методы лечения совместно с университетским сообществом и его ресурсами, чтобы повысить вероятность успеха студентов, уменьшить стигматизацию психических заболеваний и создать в кампусе среду, способствующую повышению психологического благополучия, например программа Action for Depression Awareness, Prevention, and Treatment (ADAPT). Первая фаза программы ADAPT включает в себя распространение информации о депрессии и самоубийстве, проведение образовательных занятий о том, как предотвратить и лечить депрессию, а также организацию семинаров для обучения людей тому, как разговаривать с людьми из группы риска и помогать им. П. С. Хрэнсис и А. С. Хорн говорят, что дальнейшие усилия консультационного центра сосредоточены на создании и распространении брошюр, выделении раздела веб-сайта для информации об ADAPT и депрессии [34].
3. Альянс высшего образования в области психического здоровья (HEMHA), как отмечает Н. Даунс с соавторами, представляет собой партнерство организаций, включая AUCCCD, ACHA, Американскую академию детской и подростковой психиатрии,
Американскую психиатрическую ассоциацию, Американскую психологическую ассоциацию и Национальную ассоциацию администраторов студенческого персонала. HEMHA занимается разработкой документов и протоколов, регулирующих деятельность психологических служб в системе высшего образования в США [35, 36].
Что касается Российской Федерации, то в 2015 году Министерством труда и социальной защиты был утвержден профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования), введенный в действие с 1 января 2017 года, в котором была обозначена основная цель деятельности - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ [37]. В стандарте заложены основные профессиональные требования к психологу в сфере образования.
Позднее, в 2017 году, Министерство образования и науки России утвердило отдельную «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» рамках реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Целью концепции является разработка и реализация стратегии развития психологической службы в системе российского образования для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциали-зации обучающихся [38].
В 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации были разработаны методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, в которых отражен системный подход к организации таких служб, определена структура специалистов, входящих в психологическую службу [39].
Таким образом, можно заключить, что система психолого-психиатрического сопровождения в США имеет довольно широкий инструментарий для сопровождения учебного процесса, часто включает врачебную помощь, что нехарактерно для отечественных психологических служб университетов. Но, несмотря на данную детальную проработку, доступность психологической и психиатрической помощи пока еще остается недостаточной. Что касается России, хотя в некоторых вузах страны и имеются психологические службы, отсутствует единая концепция реализации данного вида помощи и сопровождения учащихся на всех курсах обучения.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Идея создания межвузовской службы психологической поддержки обучающихся на базе ФГБОу ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» («ПИМу») Минздрава России возникла в 2020 году, когда отметился рост случаев социальной дезадаптации молодых людей студенческого возраста, использующих неконструктивные способы разрешения возникших личных проблем [40]. Усилившиеся процессы глобальной неопределенности также заострили вопросы профессионального и личностного самоопределения, усилили переживания по поводу профессиональной пригодности и готовности к исполнению будущих профессиональных обязанностей, обнажили психологические проблемы, которые связаны с кризисами личностного развития, различными эмоциональными расстройствами. Все это чаще сопровождается потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, ухудшениями в детско-родительских отношениях и межличностных коммуникациях в целом, потребно-
стями построения жизненной стратегии, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний, что в целом снижает общий уровень психологического благополучия молодых людей, обучающихся в вузах. Последствиями озвученных проблем могут выступать различные события социального и личностного аспектов: академическое выгорание, снижение мотивации к обучению, появление различных зависимостей, а в ряде крайних случаев и трагедии, связанные с связанные с потерями жизней людей, суицидальное поведение. Обозначенные проблемы подтвердили актуальность создания межвузовской психологической службы и в системе высшего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Так, в становлении можно выделить пилотный этап (декабрь 2020 года - май 2021 года), работы межвузовской психологической службы, а с октября 2021 года служба является частью проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха» в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Целью работы выступает поддержание психологического здоровья личности в среде образования.
Результаты исследования / Research results
С декабря 2020 года по май 2021 года межвузовская служба психологической поддержки обучающихся в Приволжском исследовательском медицинском университете была представлена пилотным проектом. На протяжении этого этапа наблюдался устойчивый рост обращений к специалистам службы и активное участие студентов в просвещенческих мероприятиях, направленных на освещение распространенных проблем, свойственных возрасту целевой аудитории проекта, и методов их преодоления. Оценка качественных и количественных результатов позволила поставить вопрос о функционировании службы на постоянной основе.
За пилотный период за консультацией специалистов обратились 76 человек из девяти вузов региона. 28% обратившихся получили две и более консультации. Также была проведена серия открытых лекций, слушателями которых стали 2760 студентов. Основным каналом информирования студенческой молодежи был социальные сети, где освещалась возможность получить бесплатную психологическую помощь и посетить любые мероприятия (лекции, семинары, тренинги, поучаствовать в диалоге формата «вопрос -ответ») команды специалистов медицинского университета. Отметим, что этот период пришелся на этап дистанционного обучения в ряде вузов, самоизоляции студентов по болезни и постковидного синдрома у переболевших новой коронавирусной инфекцией, что также повлияло на характер обращений в психологическую службу и необходимость ведения работы с применением дистанционных технологий.
В 2021-2022 годах специалисты службы начали исследование качества жизни студентов региона, общие результаты которого находятся на стадии подготовки к публикации. В исследовании приняли участие 1288 студентов I-VI курсов трех крупных вузов Нижнего Новгорода в возрасте от 17 до 36 лет: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (617 человек), ФГБОУ ВО «ПИмУ» Минздрава России (474 человека) и НИУ ВШЭ НН (197 человек). Одной из методик исследования был опросник "SF-36 Health Status Survey", согласно которому уровень психического здоровья студентов значительно ниже уровня физического здоровья. Анализ полученных результатов показал уровень выраженности физического компонента здоровья чуть выше среднего (PH = 55,09±6,33) и сниженный уровень психического компонента, или душевного
здоровья (МН = 35,11±8,64). Вместе с тем сравнение результатов по вузам не показало наличия статистически значимых различий, что позволяет нам сделать вывод о наличии общей тенденции к снижению уровня психического компонента здоровья среди студентов в целом вне зависимости от места и профиля обучения.
В 2021 году было проведено исследование, направленное на оценку выраженности симптомов депрессии и тревоги среди студентов нижегородских вузов. Депрессия и тревожные расстройства являются серьезным социально-экономическим бременем, значительно снижающим качество жизни человека, а также оказывающим существенное влияние на трудовой прогноз. С этой точки зрения исследование распространенности тревожных состояний и депрессии среди студенческой молодежи обладает высокой психопрофилактической и социально экономической значимостью. Респондентами выступили 200 студентов (164 девушки и 36 юношей, средний возраст 19±0,12 лет). Для оценки уровня депрессии использовалась шкала Бэка, уровень тревожности оценивался по шкале самооценки Спилбергера. Результаты показали, что, согласно использованной шкале Бэка, 43,5% студентов имеют признаки депрессии: 22% имели симптомы депрессии легкой степени, 17,5% - умеренно выраженной и 6% - тяжелой. Суммарный процент студентов, имеющих признаки высокого уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности по шкале Спилбергера, составил 46% и 64% соответственно. Низкие показатели реактивной тревожности отмечались только у 14%, а личностной - у 4,5% респондентов.
Полученные результаты исследований указывают на высокую актуальность оказания психолого-психиатрической помощи студентам Нижнего Новгорода.
Наличие в команде специалистов межвузовской психологической службы: кризисных, клинических психологов, врача-психиатра - позволяет оказывать профессиональную психологическую и психолого-психиатрическую помощь обучающимся вузов Нижегородского региона. Сочетание очной и дистанционной форм взаимодействия со студентами позволяет сделать доступной помощь для тех, кто обучается на очных и заочных отделениях, а также проживает в отдаленных районах Нижегородской области или находится на лечении. Оказание медицинской помощи возможно только при наличии в вузе лицензии на медицинскую деятельность, что при всей актуальности делает практически невозможным включение психиатрического приема в рамках работы психологического центра или службы в вузе.
Задачи межвузовской службы психологической поддержки обучающихся:
1. Выявление актуальных потребностей обучающихся вузов в социально-психологической поддержке путем опросов, социологического и психологического анализа, скрининговой психологической диагностики.
2. Повышение психологической грамотности студентов, привлечение внимания к проблемам психологического благополучия, просветительская деятельность (открытые лекции, круглые столы).
3. Определение маршрутов индивидуальной психологической (при необходимости - медицинской) помощи.
4. Проведение мероприятий, направленных на решение и профилактику социально-психологических проблем: индивидуальное психологическое консультирование, групповая работа (мастер-классы, тренинги навыков, семинары).
5. Массовое освещение возможностей психологической помощи и поддержки среди обучающихся.
6. Разработка научно-методических рекомендаций по организации психологического сопровождения студентов для регионов, заинтересованных в создании и развитии данного направления.
7. Обмен опытом и обучение специалистов вузов области для повышения эффективности воспитательной работы и психологической поддержки в вузах.
Может быть выделено три основных направления работы:
1) научно-исследовательская, методическая работа (проведение диагностики и скринингов, разработка методических рекомендаций, совместные исследования с коллегами из других вузов и ссузов);
2) просвещение и профилактика;
3) оказание психолого-психиатрической помощи.
Основные формы психологического сопровождения обучающихся в нижегородских вузах, реализуемые Межвузовской службой психологической поддержки обучающихся:
- индивидуальное психологическое консультирование и краткосрочная психотерапия (до пяти консультаций в течение календарного года);
- групповые тренинги и семинары;
- когнитивный тренинг;
- открытые лекции;
- индивидуальные занятия по коррекции стресс-индуцированных расстройств с помощью биологической обратной связи.
В связи с большой потребностью со стороны обучающихся в команду психологической службы был введен психиатр.
Все мероприятия бесплатны для студентов.
Статистика обращений показала, что за семь месяцев более 300 студентов из девяти вузов Нижегородской области получили 700 индивидуальных консультаций специалистов межвузовской психологической службы. 79% обратившихся получили более одной консультации специалиста. Согласно открытой информации (сайты университетов, официальные сообщества в социальных сетях и рекламные записи) у 40% учебных заведений, студенты которой обращались за помощью или участвовали в групповых мероприятиях службы, не упоминается наличие возможности получение психологической помощи студентами. Анализ анкет обращавшихся студентов показал, что причинами обращений в межвузовскую службу (даже при наличии подобных отделов и служб в стенах своего университета) являются:
- гарантия конфиденциальности (это самый популярный ответ, так как присутствует беспокойство о том, что факт обращения может сказаться на учебе или стать известным преподавателю, куратору и пр.);
- минимальное время ожидания консультации специалиста;
- возможность консультации у клинического психолога или психиатра при необходимости;
- широкое освещение возможности получения квалифицированной помощи в социальных сетях и на интернет-ресурсах;
- репутация медицинского вуза (присутствует страх получения неквалифицированной помощи или использования методов работы, не имеющих научной обоснованности);
- положительные отзывы/рекомендации знакомых или друзей.
Перспективы:
- создание модели региональной службы психологической поддержки обучающихся вузов и учреждений среднего профессионального образования (центр медико-психологической помощи студентам);
- снижение стигматизации психологических проблем и служб психологического здоровья;
- повышение внимания молодежи к ментальному здоровью и психологическому благополучию и профилактика деструктивного поведения;
- мониторинг показателей психологического здоровья студентов в процессе обучения в вузе и ссузе.
Заключение / Conclusion
Исследования подтверждают значимость комплексного сопровождения для поддержания психического здоровья учащихся и повышения эффективности учебного процесса. Вместе с тем на данный момент такие службы не являются обязательным подразделением в вузах и ссузах, вопрос их создания и формах работы обычно определяется администрацией учебных заведений. На сегодняшний день в России пока не сформирована единая модель психологической службы, в центре внимания находится вопрос о принятии концепции психологического сопровождения участников образовательного процесса с учетом опыта региональных практик психологического сопровождения в среде высшего образования.
Современная служба комплексной поддержки учащихся призвана вести целенаправленную работу по профилактике, просвещению, консультированию, методическому сопровождению, психотерапии, активному формированию мультипрофессио-нальной команды.
Межвузовская служба психологической поддержки студентов региона на базе медицинского вуза имеет ряд значимых преимуществ: возможность включения в команду специалистов врачей (психиатра, невролога), клинического психолога; создание полипрофессиональной команды специалистов; оказание профессиональной помощи студентам вузов, в структуре которых нет психологических служб (реализация аутсорсинговой модели); возможность обучения профессорско-педагогического состава работе с острыми кризисными ситуациями обучающихся и обеспечение маршрутами обеспечения студента психологической или медицинской помощи.
Ограничения подобного решения: необходимость системы взаимодействия специалистов вузов по информированию студентов о работе межвузовской психологической службы; необходимость решения вопросов софинансирования вузами оплаты услуг специалистов при их бесплатности для студентов; необходимость получения согласия на обработку персональных данных студентов и их хранение; потребность в разработке коммерческого сектора услуг по исчерпанию установленных бесплатных консультаций в случае необходимости продолжения работы.
Предлагаемая модель межвузовской службы психологической поддержки может стать прототипом для создания региональных центров психологической и психолого-психиатрической помощи студентам при содействии или в структуре медицинских вузов. Поддержание психического здоровья студентов посредством подключения межвузовской психологической службы на протяжении всего обучения позволит обеспечить успешное усвоение социального опыта и формирование адекватного личного опыта обучающихся, что в перспективе может улучшить состояние образовательной системы в целом.
Ссылки на источники / References
1. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст. / сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: УГПУ, 2013. - 146 с. ISBN 978-5-7186-0537-2.
2. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - Т. 1. - С. 111-118.
3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Сфера, 2013. - 464 с.
4. Кудрявцева Е. Ю., Кергилова Н. В., Лизунова Г. Ю. Актуальность сохранения и укрепления социально-психического здоровья студенческой молодежи в условиях модернизации современного образования // История и педагогика естествознания. - 2015. - № 4. - С. 31-33.
5. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. - 2009. - Т. 2. - № 2 (48). - С. 98-105.
6. Корниенко Д. С. Личностные предикторы психологического благополучия // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 (2). - С. 429-432.
7. Усынина Т. П., Цветнова А. Д. Психологическое благополучие студентов и факторы, его определяющие // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2. - № 1 (16). - С. 122-124.
8. Кручинин В. А., Калтаева М. В. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 129.
9. Медведев А. В. Социально-психологические аспекты развития психологического здоровья студентов в процессе профессионализации в вузе: дис. канд. психол. наук. - Курск, 2010. - С. 4.
10. Кудрявцева Е. Ю., Кергилова Н. В., Лизунова Г. Ю. Актуальность сохранения и укрепления социально-психического здоровья студенческой молодежи в условиях модернизации современного образования. - С. 33.
11. Кудрявцева Е. Ю., Кергилова Н. В., Лизунова Г. Ю. Актуальность сохранения и укрепления социально-психического здоровья студенческой молодежи в условиях модернизации современного образования. - С. 31.
12. Кручинин В. А., Калтаева М. В. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента. - С. 129.
13. Величко Г. А., Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития // Вестник университета. - 2021. - № 12. - С. 180.
14. Downs N. S., Alderman T., Schneiber K., Swerdlow N. R. Treat and Teach Our Students Well: College Mental Health and Collaborative Campus Communities // Psychiatric Services. - 2016. - 67. - Р. 958. - URL: https://DOI.org/10.1176/appi.ps.201500465.
15. Reetz D. et al. The Association for University and College Counseling Center Directors Annual. Survey // Reporting period: September 1, 2015 through August 31. - 2016. - Р. 1-118.
16. Francis P. C., Horn A. S. Counseling services and student success // Midwestern Higher Education Compact Research Brief. - 2016. - Р. 4.
17. Chaudhary A., Salinas E. The college mental health caucus survey. APA Annual meeting. - 2011. - URL: http://www.mhec.org/sites/mhec.org/files/201602counseling_services.pdf.
18. Owen J., Devdas L., Rodolfa E. University counseling center off-campus referrals: An exploratory investigation // Journal of College Student Psychotherapy. - 2007. - 22(2). - Р. 14.
19. LeViness Р. et al. The Association for University and College Counseling Center Directors Annual Survey: 2019 Reporting period: July 1, 2018 through June 30, 2019. - 2020. - Р. 1.
20. LeViness Р. et al. The Association for University and College Counseling Center Directors Annual Survey: 2019 Reporting period: July 1, 2018 through June 30, 2019. - 2020. - Р. 2.
21. Downs N., Galles E., Skehan B., Lipson S. K. Be True to Our Schools—Models of Care in College Mental Health // Current Psychiatry Reports. - 2018. - 20(9). - Р. 72. DOI: 10.1007/s11920-018-0935-6.
22. Munoz-Solomando A., Townley M., Williams R. Improving transitions for young people who move from child and adolescent mental health services to mental health services for adults: lessons from research and young people's and practitioners' experiences // Current Opinion in Psychiatry. - 2010. - 23. - Р. 311-317.
23. Ebert D. D., Mortier P. et al. Mental Health-International College Student Initiative collaborators (2019). Barriers of mental health treatment utilization among first-year college students: First cross-national results from the WHO World Mental Health International College Student Initiative // International journal of methods in psychiatric research. - 2019. - 28(2). - Р. 11. e1782. DOI: 10.1002/mpr.1782.
24. Francis P. C., Horn A. S. Counseling services and student success // Midwestern Higher Education Compact Research Brief. - 2016. - Р. 1-22.
25. Ebert D. D., Mortier P. et al. Mental Health-International College Student Initiative collaborators (2019). Barriers of mental health treatment utilization among first-year college students: First cross-national results from the WHO World Mental Health International College Student Initiative. - Р. 9. e1782.
26. Downs N., Galles E., Skehan B., Lipson S. K. Be True to Our Schools - Models of Care in College Mental Health.
27. Shatkin J. P., Diamond U. Psychiatry's next generation: teaching college students about mental health // Academic Psychiatry. - 2015. - 39. - Р. 527-532.
28. Conrad R. C., Hahm H. C., Koire A. et al. College student mental health risks during the COVID-19 pandemic: implications of campus relocation // J Psychiatr Res. - 2021. - 136. - Р. 117-26.
29. Ebert D. D., Mortier P. et al. Mental Health-International College Student Initiative collaborators (2019). Barriers of mental health treatment utilization among first-year college students: First cross-national results from the WHO World Mental Health International College Student Initiative. - Р. 3. e1782.
30. Active Minds. Spring 2020 Student Survey. 2020. - URL: https://www.activeminds.org/studentsurvey/
31. Conrad R. C., Riba M. Current Opportunities Within College Mental Health // Academic psychiatry: the journal of the American Association of Directors of Psychiatric Residency Training and the Association for Academic Psychiatry. - 2021. - 45(5). - Р. 549-551.
32. Joffe P. An empirically supported program to prevent suicide in a college student population // Suicide and Life-Threatening Behavior. - 2008. - 38(1). - Р. 87-103.
33. Van Brunt B., Reese A., Lewis W. S. The 2015 NaBITA Whitepaper: Whose on the team? Mission, membership, and motivation. - Berwyn, PA: National of Behavior Intervention Team Association, 2015. - Р. 8.
34. Francis P. C., Horn A. S. Counseling services and student success. - Р. 5.
35. Downs N., Galles E., Skehan B., Lipson, S. K. Be True to Our Schools - Models of Care in College Mental Health.
36. Downs N. S., Alderman T., Schneiber K., Swerdlow N. R. Treat and Teach Our Students Well: College Mental Health and Collaborative Campus Communities. - P. 958.
37. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Информационно-правовой портал Гарант. - С. 2. - URL: https://base.garant.ru/71166760/
38. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 19.12.2017) // Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. - С. 8. - URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/
39. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: метод. рек. / Министерство просвещения Российской Федерации. - М., 2020. - С. 3. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573870871.
40. Молодой человек устроил стрельбу в Пермском университете // Lenta.ru. - 2021. - 20 сент. - URL: https://lenta.ru/brief/2021/09/20/shooting/
1. Bratchikova, Yu. V. (ed.) (2013). Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom pros-transtve [Mental health of the individual in the modern educational environment]: sb. st., UGPU, Ekaterinburg, 146 p. ISBN 978-5-7186-0537-2 (in Russian).
2. Koz'mina, L. B. (2013). "Dinamika psihologicheskogo blagopoluchiya studentov-psihologov v period obucheniya v vuze" [Dynamics of the mental health of psychology majors during their studies at the university], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, № 11, t. 1, pp. 111-118 (in Russian).
3. Kulagina, I. Yu., & Kolyuckij, V. N. (2013). Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Sfera, Moscow, 464 p. (in Russian).
4. Kudryavceva, E. Yu., Kergilova, N. V., & Lizunova, G. Yu. (2015). "Aktual'nost' sohraneniya i ukrepleniya social'no-psihicheskogo zdorov'ya studencheskoj molodezhi v usloviyah modernizacii sovremennogo obrazovaniya" [The relevance of preserving and improving the socio-mental health of students in the conditions of modernization of modern education], Istoriya i pedagogika estestvoznaniya, № 4, pp. 31-33 (in Russian).
5. Grigorenko, E. Yu. (2009). "Psihologicheskoe blagopoluchie studentov i opredelyayushchie ego factory" [Mental health of students and its determining factors], Problemy razvitiya territorii, t. 2, № 2 (48), pp. 98-105 (in Russian).
6. Kornienko, D. S. (2014). "Lichnostnye prediktory psihologicheskogo blagopoluchiya" [Personal predictors of mental health], Fundamental'nye issledova-niya, № 11 (2), pp. 429-432 (in Russian).
7. Usynina, T. P., & Cvetnova, A. D. (2017). "Psihologicheskoe blagopoluchie studentov i faktory, ego opredelyayushchie" [Mental health of students and factors determining it], Vestnik Soveta molodyh uchyonyh ispecialistov Chel-yabinskoj oblasti, t. 2, № 1 (16), pp. 122-124 (in Russian).
8. Kruchinin, V. A., & Kaltaeva, M. V. (2009). "Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya i profession-al'nogo stanovleniya studenta" [Psychological support of the student's personal and professional development], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 1, p. 129 (in Russian).
9. Medvedev, A. V. (2010). Social'no-psihologicheskie aspekty razvitiya psihologicheskogo zdorov'ya studentov v processe professionalizacii v vuze [Socio-psychological aspects of the students' mental health development in the process of professionalization at the university]: dis. kand. psihol. nauk, Kursk, p. 4 (in Russian).
10. Kudryavceva, E. Yu., Kergilova, N. V., & Lizunova, G. Yu. (2015). Op. cit., p. 33.
11. Ibid., p. 31.
12. Kruchinin, V. A., & Kaltaeva, M. V. (2009). Op. cit., p. 129.
13. Velichko, G. A., Lizunova, G. Yu., & Taskina, I. A. (2021). "Psihologicheskaya sluzhba vuza: krug problem i naprav-leniya razvitiya" [Psychological service of the university: range of problems and directions of development], Vestnik universiteta, № 12, p. 180 (in Russian).
14. Downs, N. S., Alderman, T., Schneiber, K., & Swerdlow, N. R. (2016). "Treat and Teach Our Students Well: College Mental Health and Collaborative Campus Communities", Psychiatric Services, 67, p. 958 (in English).
15. Reetz, D. et al. (2016). "The Association for University and College Counseling Center Directors Annual. Survey", Reporting period: September 1, 2015 through August 31, pp. 1-118 (in English).
16. Francis, P. C., & Horn, A. S. (2016). "Counseling services and student success", Midwestern Higher Education Compact Research Brief, p. 4 (in English).
17. Chaudhary, A., & Salinas, E. (2011). The college mental health caucus survey. APA Annual meeting. Available at: http://www.mhec.org/sites/mhec.org/files/201602counseling_services.pdf (in English).
18. Owen, J., Devdas, L., & Rodolfa, E. (2007). "University counseling center off-campus referrals: An exploratory investigation", Journal of College Student Psychotherapy, 22(2), p. 14 (in English).
19. LeViness, R. et al. (2020). The Association for University and College Counseling Center Directors Annual Survey: 2019 Reporting period: July 1, 2018 through June 30, 2019, p. 1 (in English).
20. Ibid., p. 2.
21. Downs, N., Galles, E., Skehan, B., & Lipson, S. K. (2018). "Be True to Our Schools - Models of Care in College Mental Health", Current Psychiatry Reports, 20(9), p. 72. DOI: 10.1007/s11920-018-0935-6 (in English).
22. Munoz-Solomando, A., Townley, M., & Williams, R. (2010). "Improving transitions for young people who move from child and adolescent mental health services to mental health services for adults: lessons from research and young people's and practitioners' experiences", Current Opinion in Psychiatry, 23, pp. 311-317 (in English).
23. Ebert, D. D., Mortier, P. et al. (2019). "Mental Health-International College Student Initiative collaborators (2019). Barriers of mental health treatment utilization among first-year college students: First cross-national results from the WHO World Mental Health International College Student Initiative", International journal of methods in psychiatric research, 28(2), p. 11. e1782. DOI: 10.1002/mpr.1782 (in English).
24. Francis, P. C., & Horn, A. S. (2016). Op. cit., pp. 1-22.
25. Ebert, D. D., Mortier, P. et al. (2019). Op. cit., p. 9. e1782.
26. Downs, N., Galles, E., Skehan, B., & Lipson, S. K. (2018). Op. cit.
27. Shatkin, J. P., Diamond, U. (2015). "Psychiatry's next generation: teaching college students about mental health", Academic Psychiatry, 39, pp. 527-532 (in English).
28. Conrad, R. C., Hahm, H. C., Koire, A. et al. (2021). "College student mental health risks during the COVID-19 pandemic: implications of campus relocation", J Psychiatr Res, 136, pp. 117-26 (in English).
29. Ebert, D. D., Mortier, P. et al. (2019). Op. cit., p. 3. e1782.
30. (2020). Active Minds. Spring 2020 Student Survey. Available at: https://www.activeminds.org/studentsurvey/ (in English).
31. Conrad, R. C., & Riba, M. (2021). "Current Opportunities Within College Mental Health", Academic psychiatry: the journal of the American Association of Directors of Psychiatric Residency Training and the Association for Academic Psychiatry, 45(5), pp. 549-551 (in English).
32. Joffe, P. (2008). "An empirically supported program to prevent suicide in a college student population", Suicide and Life-Threatening Behavior, 38(1), pp. 87-103 (in English).
33. Van Brunt, B., Reese, A., & Lewis, W. S. (2015). The 2015 NaBITA Whitepaper: Whose on the team? Mission, membership, and motivation, National of Behavior Intervention Team Association, Berwyn, PA, p. 8 (in English).
34. Francis, P. C., & Horn, A. S. (2016). Op. cit., p. 5.
35. Downs, N., Galles, E., Skehan, B., & Lipson, S. K. (2018). Op. cit.
36. Downs, N. S., Alderman, T., Schneiber, K., & Swerdlow, N. R. (2016). Op. cit., p. 958.
37. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 24 iyulya 2015 g. № 514n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovaniya)" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of July 24, 2015 No. 514n "On approval of the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)"], Informacionno-pravovoj portal Garant, p. 2. Available at: https://base.garant.ru/71166760/ (in Russian).
38. "Koncepciya razvitiya psihologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utverzhdeno Ministerstvom nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 19.12.2017)" [Concept for the development of psychological service in the education system in the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on December 19,
39.
40.
2017)], Zakony, kodeksy, normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii, p. 8. Available at: https://le-galacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (in Russian).
(2020). Sistema funkcionirovaniya psihologicheskih sluzhb v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: metod. rek. [The system of functioning of psychological services in educational institutions: methodological recomendations], Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii, Moscow, p. 3. Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/573870871 (in Russian).
(2021). "Molodoj chelovek ustroil strel'bu v Permskom universitete" [A young man started shooting at Perm University], Lenta.ru, 20 sent. Available at: https://lenta.ru/brief/2021/09/20/shooting/ (in Russian).
Вклад авторов
Contribution of the authors
М. Е. Халак - обзор отечественной литературы, подбор диагностического материала.
А. Е. Мазанова - описание результатов работы межвузовской психологической службы и результатов исследования.
М. В. Балыкова - обзор зарубежной литературы.
M. E. Khalak - a review of domestic literature, selection of diagnostic material.
A. E. Mazanova - description of the results of the work of the interuniversity psychological service and the results of the study.
M. V. Balykova - a review of foreign literature.