Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бякова Р. Р.

Освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в рамках дополнительного образования. Создание эффективной государственной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливой молодежи требует внедрения комплексных подходов к решению поставленных задач. Представлена разработанная и апробированная на базе автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики«Региональный образовательный центр одаренных детей» модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с выдающимися способностями, определены условия ее эффективной реализации и обоснована необходимость тиражирования в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бякова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GIFTED CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION

The article highlights issues of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in supplementary education. Developing an effective state system for identifying, accompanying and supporting gifted children and youth requires implementation of integrated approaches to solving the task. The article presents a model of psychological and pedagogical support of professional self-determina-tion of gifted children that is developed and tested on the basis of the Autonomous Educational Institution of the Udmurt Republic "Regional Educational Center for Gifted Children". The article determines the conditions for effective implementation and substantiates the need for replication of the model in regional centers for gifted children and in supplementary education institutions.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Раздел 1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Научная статья

УДК 371.398.048-056.45

РО!: 10.17853/2686-8970-2023-1-13-27

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в рамках дополнительного образования. Создание эффективной государственной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливой молодежи требует внедрения комплексных подходов к решению поставленных задач. Представлена разработанная и апробированная на базе автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики «Региональный образовательный центр одаренных детей» модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с выдающимися способностями, определены условия ее эффективной реализации и обоснована необходимость тиражирования в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: одаренные дети, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, региональные центры одаренных детей

Для цитирования: Бякова Р. Р. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в дополнительном образовании // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 13-27. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-13-27.

Римма Римовна Бякова

кандидат экономических наук, доцент, директор

Региональный образовательный центр одаренных детей, Ижевск, Россия

Byakova1972@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3365-4487

© Бякова Р. Р., 2023 INSIGHT. 2023. № 1 (13)

13

Section 1. SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION: MODERN DEVELOPMENT TRENDS

Original article

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GIFTED CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION

Rimma R. Byakova

Candidate of Sciences in Economics, Associate Professor, Director

Regional Educational Center for Gifted Children, Izhevsk, Russia

Byakova1972@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3365-4487

Abstract. The article highlights issues of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in supplementary education. Developing an effective state system for identifying, accompanying and supporting gifted children and youth requires implementation of integrated approaches to solving the task. The article presents a model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children that is developed and tested on the basis of the Autonomous Educational Institution of the Udmurt Republic "Regional Educational Center for Gifted Children". The article determines the conditions for effective implementation and substantiates the need for replication of the model in regional centers for gifted children and in supplementary education institutions.

Keywords: gifted children, psychological and pedagogical support, professional self-determination, regional centers for gifted children

For citation: Byakova R. R. Model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of gifted children in additional education // INSIGHT. 2023. № 1 (13). P. 13-27. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-13-27.

Введение и постановка проблемы. Современные общемировые процессы модернизации и трансформации социально-экономических систем обусловливают увеличение потребности общества в одаренных, творческих людях, способных адекватно отвечать на вызовы нового времени. В настоящее время экономика нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, творческой активностью и высокой социальной ответственностью.

14

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

Изучение одаренности сегодня - задача национального масштаба. Государственная политика в сфере работы с одаренными детьми ориентирована на создание эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи. Функционирование такой системы является одной из основных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. [1].

Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей создаются в соответствии с поручением Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. № Пр-2346 (п. 4б) с целью обеспечения необходимых условий для реализации Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [2].

Высокий уровень конкурентоспособности специалистов, характерный для всех сфер деятельности современного рынка труда, актуализирует проблему профессионального самоопределения обучающихся, в том числе и одаренных детей. Общеизвестно, что половина выпускников общеобразовательных школ России не связывают собственный профессиональный выбор с реальными возможностями, своим будущим и потребностями работодателей, четверть студентов прерывают обучение. В этом контексте правильный выбор профессии важен не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития государства и общества в целом.

Вместе с тем у одаренных детей процесс профессионального определения отличается сложностями, что обусловлено их психолого-педагогическими особенностями: высоким уровнем развития способностей разных типов, мотивации к той или иной деятельности, сформированностью эффективных способов ее выполнения, характеристиками психического развития. Стоит также отметить, что сопровождение и помощь в процессе профессионального самоопределения талантливой молодежи со стороны государства не носят системного характера.

Таким образом, для целостного развития личности одаренного ребенка, раскрытия его потенциала, полноценного «встраивания» в социальную и экономическую жизнь общества необходимы понимание специфики профессионального выбора талантливого подростка

INSIGHT. 2023. № 1 (13)

15

и системное психолого-педагогическое сопровождение определения его жизненного пути в рамках создания соответствующей образовательной инфраструктуры.

Обзор литературы. Тема одаренности в настоящее время является одной из актуальных научных проблем. Прежде всего она связана с развитием способностей. Б. М. Теплов предлагает в качестве рабочего использовать понятие способностей как индивидуальных свойств личности, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Одаренность, по мнению исследователя, это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [3]. Поясним данную мысль. Одаренность не может обеспечить полный успех в какой-либо деятельности, она лишь дает возможность для его достижения.

Немецкий психолог L. W. Stern определил одаренность как общую способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни [4].

Н. С. Лейтес понимал под одаренностью ребенка более высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [5].

В научной литературе много внимания уделяется проблеме структуры одаренности. Так, американский психолог J. P. Guilford считает, что интеллект может быть представлен тремя сторонами. Первая сторона - это операции. Она позволяет объединить пять групп интеллектуальных способностей: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление и оценку. Содержание является второй стороной интеллекта. Оно может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим. Третья сторона интеллекта - это обработанная информация, представленная в виде одного из конечных продуктов: единицы, классы, системы, отношения, трансформации или импликации [6].

Самой известной считается концепция одаренности, разработанная J. S. Renzulli. Он определил, что поведение одаренного человека есть взаимодействие трех главных качеств: общие или специаль-

16

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

ные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности [7]. Триада I. Б. ЯепгиШ -это три взаимно пересекающиеся окружности, каждая из которых символизирует один из выделенных факторов. Одаренность - сложный итог наложения друг на друга качеств (рис. 1). По мнению I. Б. Яе^иШ, к одаренным детям относятся все, кто показывает высокий уровень хотя бы по одному показателю. Следовательно, число талантливых людей сильно увеличивается по сравнению с процентом одаренных детей, выявленных тестом интеллекта и креативности (тестом достижений по Т. О. Гордеевой) [8].

Отечественными исследователями в рамках президентской программы «Одаренные дети» был разработан проект государственной концепции одаренности. Над ее созданием работали многие авторитетные ученые нашей страны (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева и др.) [9]. В концепции одаренность определяется как системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое задает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

INSIGHT. 2023. № 1 (13)

17

С учетом психолого-педагогических особенностей одаренных детей, а также возникающих в процессе их развития трудностей и проблем (неравномерность разных этапов становления, повышенная ранимость и чувствительность, низкая социальная адаптация, склонность к сверхвозбуждению, тревожности, страхи [10, 11]) становится очевидным необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения талантливого ребенка как необходимого условия раскрытия его потенциальных способностей.

Ключевой проблемой психологии профессионального развития личности является проблема профессионального самоопределения, которое рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент становления человека в профессиональном плане, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса [12].

Выбор профессии - это сочетание параметров «хочу», «могу» и «надо», возникающее как психологическое новообразование в возрасте от 14 до 25 лет. Если это сочетание гармонично, то оно удовлетворяет потребности государства, ребенка и его родителя.

К основным проблемам профессионального самоопределения одаренных детей относятся следующие: широта проявления таланта, раннее развитие, несформированность процессов планирования и низкий уровень самоконтроля, конформность [13, 14]. Следовательно, нужно не только принимать во внимание специфику профессионального выбора одаренного подростка, но и учитывать при определении стратегий деятельности основных участников процесса психолого-педагогического сопровождения: педагогов, психологов, самого субъекта, его родителей.

В последнее время значительная роль в профессиональном самоопределении обучающихся принадлежит системе дополнительного образования, которая может обеспечить «бесшовную» реализацию индивидуальной образовательной траектории в рамках осознанного профессионального выбора одаренного ребенка.

Методы и подход к исследованию. При разработке и внедрении структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей на базе АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» (далее - Центр) был применен комплексный подход (рис. 2).

18

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

Целевой блок | Потребности субъектов модели

Государство: потребность в одаренных гражданах, реализующих свой потенциал во благо развития общества Одаренные дети: потребность в реализации потенциала одаренности, самореализации и профессиональном самоопределении Родители: потребность в гармоничном развитии личности ребенка, его социализации, профессиональном самоопределении и сохранении здоровья

Цель: содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья

Задачи: • разработка системы диагностики одаренных детей, выявление одаренности, формирование индивидуальных маршрутов сопровождения; • содействие социализации, профессиональному самоопределению, развитию коммуникативных навыков талантливой молодежи; • обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; • развитие эмоциональной устойчивости и эмоционального интеллекта, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, нормализации поведения в экстремальных ситуациях

Принципы

Субъектность одаренного ребенка, признание его ценности Свобода выбора, демократичный стиль взаимодействия с одаренными детьми Согласованность участников сопровождения одаренных детей

Операционно-деятельностный блок | Содержательный компонент | Диагностика одаренности

Сопровождение и поддержка одаренных детей

Разработка индивидуальной образовательной траектории Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение, консультирование, коррекционно-развиваю-щая работа, организация работы с родителями Сетевое взаимодействие, интеграция с субъектами образовательной деятельности, индустриальными и научными партнерами

Создание системы мотивационной поддержки одаренных детей

Зачисление в Государственный информационный ресурс об одаренных детях, в реестр одаренных детей Стимулирование одаренных детей через стипендии, премии и другие виды материального поощрения Обеспечение общественного признания одаренных детей

Технологический компонент

Направления: диагностическое, просветительское, тренин-говое, консультативное, профилактическое, кор-рекционно-развивающее Методы: активное и интерактивное обучение, рефлексивные и диагностические методики, включение в социокультурную деятельность Формы: индивидуальные (беседа, консультация, анкетирование, индивидуальная диагностика); групповые (занятие, групповая консультация, диагностика, тренинг, деловые игры); массовые (экскурсии, массовые мероприятия)

| Оценочно-результативный блок | Мониторинг развития одаренности

Оценка успехов обучающихся на всех этапах обучения Реализация программ постсопровождения Формирование и ведение реестра мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей

Критерии (показатели) профессионального самоопределения одаренного ребенка

Когнитивный: • развитый эмоциональный интеллект (как элемент самопознания); • знание индивидуальных склонностей испособностей; • способность к самооценке Мотивационный: • понимание значения выбора профессии в жизни человека; • знание содержания труда по избранной профессии; • отношение родителей, друзей к профессиональному выбору Деятельностный: • способность делать выбор, намечать траекторию профессионального самоопределения; • взаимодействие с образовательными организациями, готовность к выполнению намеченного плана профессионального становления

Результат: обучающийся Центра, реализующий потенциал своей одаренности в полной мере, психологически и физически здоровый, осознающий значимость правильного профессионального выбора в личной жизнедеятельности, способный самостоятельно наметить траекторию своего профессионального самоопределения

Рис. 2. Структурно-функциональная модель

психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в Региональном образовательном центре одаренных детей

МЭЮНГ. 2023. № 1 (13)

19

В структуре разработанной модели выделено 3 блока: целевой, операционно-деятельностный и оценочно-результативный; первый определяет взаимосвязь всех структурных элементов, их функции (содержание), а также конечный результат.

На основе изучения субъектов модели были определены следующие потребности:

• у государства - в одаренных гражданах, реализующих свой потенциал во благо развития общества;

• у ребенка - в реализации потенциала одаренности, самореализации и профессиональном самоопределении;

• у родителя - в гармоничном развитии личности ребенка, его социализации, профессиональном самоопределении и сохранении здоровья.

Таким образом, цель реализации модели можно сформулировать следующим образом: содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

В рамках реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) разработка системы диагностики одаренных детей, выявление одаренности, формирование индивидуальных маршрутов сопровождения;

2) содействие социализации, профессиональному самоопределению, развитию коммуникативных навыков талантливой молодежи;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей в процессе выбора будущей профессиональной деятельности;

4) развитие эмоциональной устойчивости, эмоционального интеллекта, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, нормализации поведения в экстремальных ситуациях.

Эффективность модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения талантливой молодежи может быть достигнута при условии реализации ряда основополагающих принципов:

• признание субъектности и ценности каждого одаренного ребенка;

• свобода выбора, демократичный стиль взаимодействия с талантливыми детьми;

• согласованность значительного числа участников сопровождения одаренного ребенка.

20

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

В состав операционно-деятельностного блока модели входят два основных структурных элемента:

1) содержательный, определяющий основные этапы реализации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей;

2) технологический, включающий направления, методы и формы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи.

В рамках модели функционируют следующие направления психолого-педагогического сопровождения: диагностическое, просветительское, тренинговое, консультативное, профилактическое, а также коррек-ционно-развивающее; важная роль отводится методам активного и интерактивного обучения, поскольку они способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию эмоционального интеллекта и самостоятельного критического мышления у одаренных детей. Использование диагностических методов нацелено на выявление ребенка с выдающимися способностями, а также оценку результативности психолого-педагогического сопровождения. Применение рефлексивных методик будет способствовать постоянному осмыслению, анализу и перестройке полученного опыта, обеспечивать саморазвитие и рост самосознания детей в рамках их профессионального самоопределения.

Формы организации обучения и профессионального становления талантливой молодежи классифицированы следующим образом:

• индивидуальные занятия с конкретным обучающимся (беседа, индивидуальная диагностика/консультация, тьюториал);

• групповые формы работы (игра, беседа, семинар, тренинг в группе, занятие, групповая диагностика/консультация, групповой тьюториал);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• работа с большим числом обучающихся (наблюдение, массовые мероприятия, экскурсии).

Основные этапы реализации модели: диагностика одаренности, мониторинг ее развития, сопровождение талантливых детей, создание системы мотивационной поддержки.

С целью проверки эффективности каждого инструмента модели была проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития эмоционального интеллекта у обучающихся в рамках дополнительной общеобразовательной программы (ДООП) «Развитие эмоционального интеллекта» и профильной смены «Развитие эмоционального интеллекта: когнитивные исследования».

INSIGHT. 2023. № 1 (13)

21

В рамках формирующего этапа эксперимента подростки проходили обучение по программе развития эмоционального интеллекта. Работа проводилась 1 раз в неделю по 2 ч в течение четырех месяцев: с 4 февраля по 20 мая 2021 г. (всего 16 занятий).

Результаты исследования. Рассмотрим эффективность и результативность разработанной модели в разрезе ее основных показателей. Когнитивный критерий предполагает развитый эмоциональный интеллект как одно из условий самопознания ребенка, знание индивидуальных склонностей и способностей, способность к самооценке и самоопределению.

В рамках модели большое внимание уделяется формированию эмоционального интеллекта у обучающихся Центра, что может быть реализовано через дополнительные общеразвивающие программы и профильные смены.

На рис. 3 представлены сравнительные результаты определения уровня эмоционального интеллекта у подростков по дополнительной общеразвивающей программе «Развитие эмоционального интеллекта» (методика ЭмИн Д. В. Люсина [14]) в период с февраля по май 2021 г. (выборка исследования: 34 человека (26 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 15-17 лет). Н1 и Н2, С1 и С2, В1 и В2 - число респондентов (%), показавших соответственно низкий, средний или высокий уровень развития навыков понимания и управления эмоциями по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

ВЭИ

МЭИ

ОЭИ

Шкала

Рис. 3. Уровни развития эмоционального интеллекта у обучающихся по ДООП на констатирующем и контрольном этапах эксперимента: И - Н1; □ - Н2; В - С1; 0 - С2; ЕЭ - В1; □ - В2

22

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

У большинства респондентов отмечается повышение уровня внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ), отражающего степень развития способности к пониманию и управлению собственными эмоциями. Вместе с тем снижение высоких показателей по данной шкале связано с осознанием этих навыков на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим: обучающиеся начали более критично оценивать свое эмоциональное состояние.

Итоги исследования показали повышение уровня межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ): подростки стали больше внимания уделять внешнему проявлению эмоций, умению распознавать эмоциональное состояние других людей. Общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ), определяемый как сумма показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ, подтверждает, что у большинства респондентов коммуникативно-эмпатические способности развиты достаточно высоко.

На рис. 4 представлены сравнительные результаты определения уровня эмоционального интеллекта у обучающихся по программе профильной смены «Развитие эмоционального интеллекта: когнитивные исследования» (методика Н. Холла [14]) в период с 21 по 30 марта 2022 г. в Кампусе «Тау» (выборка исследования: 42 человека (35 девочек и 7 мальчиков) в возрасте 15-17 лет).

Рис. 4. Уровни развития эмоционального интеллекта у обучающихся по программе профильной смены на констатирующем и контрольном этапах эксперимента:

И - низкий; [Г] - средний; - высокий

Шкала

МЭЮНГ. 2023. № 1 (13)

23

В результате эксперимента наблюдается положительная динамика высокого и снижение низкого уровней практически по всем критериям методики, за исключением самомотивации, в рамках которого произошло перераспределение: с низкого уровня в средний.

Повышение уровня эмоционального интеллекта является одним из факторов самопознания, эмоциональной зрелости и, как следствие, взвешенной самооценки и профессионального самоопределения одаренного ребенка.

Мотивационный критерий модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка с выдающимися способностями включает понимание значения выбора профессии в жизни человека; знание содержания трудовой деятельности; отношение родителей, друзей к профессиональному выбору.

Значительный вклад в формирование мотивационного критерия вносят тьюторы Центра, основные результаты их работы: ресурсное расширение организации, профессиональное самоопределение, повышение учебной мотивации одаренных детей. Педагогами-психологами и тьюторами Центра ежегодно около 1000 детей и родителей вовлекаются в мотивационные мероприятия в рамках диагностических процедур, развивающих тренингов и метапредметных профильных смен.

Деятельностный критерий модели предполагает способность одаренного ребенка делать выбор, намечать траекторию профессионального самоопределения; умение взаимодействовать с образовательными организациями в рамках личных профессиональных интересов, а также готовность к выполнению намеченного плана профессионального становления.

В результате реализации представленной модели в Центре все одиннадцатиклассники 2022 г. успешно прошли обучение по дополнительным общеобразовательным программам, стали активными участниками профориентационных мероприятий. Каждый выпускник выбрал свой дальнейший образовательный путь в высшей школе. 43 % детей продолжили обучение в таких высших учебных заведениях, как Удмуртский государственный университет, Ижевский государственный технический университет, Удмуртский государственный аграрный университет. На выбор выпускниками вузов Удмуртской Республики повлияла и реализация совместных профориентационных мероприя-

24

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

тий Центра с научными партнерами (всего в 2021/22 уч. г. в них приняли участие около 1000 обучающихся).

5 % школьников выбрали вузы соседних регионов (Казанский федеральный университет, Нижегородский государственный университет), 52 % выпускников Центра продолжают свое обучение в Москве и Санкт-Петербурге.

Определение специальности для каждого обучающегося стало осознанным шагом на пути к изучению и освоению выбранной профессии (рис. 5).

10

Рис. 5. Выбор специальности выпускниками Центра в 2022 г., %: У)| - инженерная, 1Т; [Г] - экономическая, юридическая; 0 - естественнонаучная (экология, химия, биология, генетика, медицина); ЁЭ - прочие

Заключение. Следует отметить, что разработанная модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей позволяет выявить и устранить проблемы, обусловленные особенностями их развития. В ходе формирующего эксперимента были установлены условия, необходимые для ее эффективной реализации:

• учет потребностей всех субъектов модели (государство (общество), родители, одаренные дети);

• системный характер выполнения комплекса мероприятий по профессиональному самоопределению талантливой молодежи, вовлеченность и координация всех участников модели;

МЭЮНГ. 2023. № 1 (13)

25

• сетевое взаимодействие, интеграция с субъектами образовательной деятельности региона и России в целом (организации среднего профессионального и высшего образования, индустриальные и социальные партнеры);

• обеспечение сотрудничества с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей.

Модель может быть использована в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования. Ее основные положения нашли отражение в проекте закона «О выявлении, развитии, поддержке и реализации талантов у детей и молодежи в Удмуртской Республике», утвержденном распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 26 сентября 2G22 г. № 1040-р.

Список источников

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728.

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2016 г. URL: kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.

3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтера, В. Я. Романова. 2-е изд. М.: ЧеРо, 2002. С. 262-272.

4. Stern L. W. Die intelligenz der Kinderund Jugendlichen und die Methoden ihrer Untersuchung an Stelle einer dritten Auflage des Buches: Die intelligenzprüfung an kindern und jugendlichen. Leipzig: J. A. Barth, 1920. 357 s.

5. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.]; под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 408 с.

6. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. Vol. 5, iss. 9. P. 444-454.

7. Renzulli J. S. The Enrichment Triad Model: a Guide for Developing Defensible Programs for the Gifted and Talented // Gifted Child Quarterly. 1976. Vol. 20, iss. 3. P. 303-326.

26

ИНСАЙТ. 2023. № 1 (13)

8. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. 2011. № 1 (15). URL: http://www.psystudy.ru/ index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html ?tmpl.

9. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.]. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с. URL: https://psychlib.ru/inc/ absid.php?absid=56064.

10. Богоявленская Д. Б., Артеменков С. Л., Жукова Е. С. Лонги-тюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122-137. https://doi.org/10.17759/ exppsy. 2021140309.

11. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 14-21. https://doi.org/10.17759/chp.2019150202.

12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

13. Пряжников Н. С., Карловская Н. Н. Образ счастья в профессиональном и личностном самоопределении // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2022. № 1. С. 72-85. https://doi.org/10.24147/ 2410-6364.2022.1.72-85.

14. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте / Н. С. Пряжников [и др.]; под ред. С. В. Молчанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2022. 271 с.

15. Энциклопедия психодиагностики. URL: psylab.info.

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 27.02.2023.

The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 27.02.2023.

INSIGHT. 2023. № 1 (13)

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.