ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.015:376.545 DOI 10.26170/po19-09-24
ББК Ю962.14 ГРНТИ 14.33.07 Код ВАК 13.00.02
Вызова Мария Анатольевна,
аспирант, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; методист, Уральский региональный центр для музыкально одаренных детей и молодежи; 620077, г. Екатеринбург, ул. Антона Валека, 25; e-mail: [email protected]
НЕУСПЕШНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неуспешность; одаренные дети; музыкально одаренные дети; одаренность; педагогическая психология.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются проблемы неуспешности одаренных и музыкально одаренных обучающихся, рассмотренные в зарубежной психолого-педагогической литературе. Цель статьи - выявить причины и характерные черты неуспешности, на которые обращается внимание в зарубежной психолого-педагогической литературе, раскрыть предлагаемые авторами пути для устранения неуспешности музыкально одаренных детей. Методами исследования являются анализ и обобщение работ зарубежных исследователей, раскрывающих основные проблемы в развитии детской одаренности, неуспешности в ее проявлении в условиях семьи и образовательной организации. Результаты данной работы представлены в определении основных свойств личности, препятствующих успешному развитию способностей одаренных детей, таких как низкая самооценка, отсутствие мотивации; негативное отношение к школе, депрессия, приписывание успехов или неудач внешним факторам. Дана характеристика основных компонентов учебной и жизненной успешности музыкально одаренных обучающихся, включающих креативность, воображение, интуицию, открытость, восприимчивость, перфекционизм и самодисциплину. Особое внимание уделено основным типам развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего и специального образования. В статье рассмотрены особенности когнитивного развития одаренных детей в подростковом возрасте, а также влияние социально-экономического статуса на образовательные возможности музыкально одаренных обучающихся. Практическая значимость статьи заключается в том, что определены основные причины неуспешности одаренных детей, в том числе и музыкально одаренных. Выделены условия, необходимые для успешного обучения одаренного ребенка в различных типах образовательных учреждений.
Byzova Maria Anatolyevna,
Post-graduate Student, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University; Methodologis, Ural Regional Center for Musically Gifted Children and Youth, Ekaterinburg, Russia
INSUFFICIENCY OF MUSICALLY GIFTED CHILDREN AND WAYS OF ITS OVERCOMING (BY THE MATERIALS OF FOREIGN LITERATURE)
KEYWORDS: failure; gifted children; musically gifted children; giftedness; pedagogical psychology.
ABSTRACT. The article discusses issues related to the failure of gifted and musically gifted students, which are considered by foreign authors in the psychological and pedagogical literature. The purpose of the article is to identify the causes and characteristic features of failure, which are paid attention to in the foreign psychological and pedagogical literature, to reveal their proposed ways to eliminate the failure of musically gifted children. Research methods are analysis and generalization of the work of foreign researchers, revealing the main problems in the development of children's giftedness, failure to manifest them in a family and educational organization. The results of this work are presented in determining the basic personality traits that impede the successful development of the abilities of gifted children, such as: low self-esteem, lack of motivation; negative attitude to school, depression, attribution of success or failure to external factors. The characteristics of the main components of the educational and life success of musically gifted students are given, including creativity, imagination, intuition, openness, receptivity, perfectionism and self-discipline. Particular attention is paid to the main types of development of a gifted child in the context of the interaction of general and special education. The article discusses the features of the cognitive development of gifted children in adolescence, as well as the impact of socio-economic status on the educational opportunities of musically gifted students. The practical significance of the article lies in the fact that the main reasons for the failure of gifted children, including musically gifted ones, are identified. The conditions necessary for the successful education of a gifted child in various types of educational institutions are highlighted.
B1
н
(ведение. В настоящее время од- созданию психолого-педагогической систе-
>ним из приоритетных направлений мы сопровождения детской одаренности.
государственной политики является выяв- Проблема обучения одаренных детей
ление и развитие одаренных детей и моло- напрямую связана со стремительным по-
дежи, в связи с чем принят комплекс мер по вышением конкуренции, ориентацией на
© Бызова М. А., 2019
технологические и социокультурные инновации, усилением внимания к вопросам развития человеческого капитала российского общества.
Современное художественное образование - один из важнейших социальных институтов, который создан и существует в целях обучения, воспитания, социального, эмоционального и культурного развития человека, художественного становления его личности. Одной из приоритетных задач развития художественного образования является создание условий для выявления талантливых детей и молодежи, предоставление им возможностей для личностного и творческого роста.
Поскольку специфика современного художественного образования определяет необходимость ранней профессиональной ориентации и профессионального развития обучающихся, особое место в обучении художественно одаренных детей стал занимать мотив успешности как важнейший ее показатель. В свою очередь, «мотив достижений» включен в основную структуру одаренности и оценивается отечественными психологами [1; 2; 3] как самый высокий показатель профессионального и личностного успеха. Исследования показывают, что «мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. При этом успешность рассматривается как осознание собственного профессионального роста, признание социума, которое вдохновляет, воодушевляет и усиливает мотивацию к дальнейшему профессиональному развитию. В связи с этим обратной стороной успеха является неуспешность, к которой ведет нереализован-ность потенциала художественно одаренных школьников и которая оказывает негативное влияние не только на образование, развитие профессиональных исполнительских качеств, но и на поведение и межличностные отношения.
Результаты исследования. Сегодня работ отечественных авторов, рассматривающих вопросы неуспешности одаренных детей, слишком мало. Это свидетельствует о том, что проблема неуспешности художественно одаренных детей до сих пор остается практически не изученной в России. В то же время за рубежом изучение данных проблем и поиск путей их преодоления составляют одно из главных направлений как в общей психологии одаренности, так и в психологии художественно одаренных детей [4].
Согласно исследованиям U. Ba§lanti, у успешных одаренных детей преобладают такие свойства личности, как самосознание, перфекционизм, лидерство, трудолюбие, любознательность [6]. Напротив, S. M. Reis и D. B. McCoach выделяют общие черты,
наличие которых у одаренных обучающихся препятствует достижению успеха: это низкая самооценка, отсутствие мотивации, негативное отношение к школе, депрессия, приписывание успехов или неудач внешним факторам [19].
K. Seeley, давая характеристику музыкально одаренным детям, указывает на наличие у них таких качеств, как креативность, воображение, интуиция, открытость, восприимчивость и самодисциплина. Он также отмечает, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных свойств личности становится препятствием на пути развития музыкально одаренного ребенка, что и не дает ему в полной мере реализовать свои способности [21].
Как показывают в своих исследованиях D. McCoach и D. Siegle, изначально в процессе профессиональной самореализации у музыкально одаренных детей проявляются не только свойства, связанные с типом нервной деятельности и темперамента, но и свойства характера, которые складываются под влиянием общественных условий, всего опыта отношений человека к коллективу, обществу и к себе. Некоторых музыкально одаренных детей с высокими профессиональными данными отличает контактность в общении, но отсутствие инициативы и мотивов к достижению успеха [16]. Такие обучающиеся склонны в точности выполнять требования педагога, не проявляя собственной заинтересованности. Авторы считают, что различия между одаренными обучающимися, добившимися высоких результатов, и неуспешными одаренными школьниками заключаются в слаборазвитом самовыражении, негативном отношении к школе и к учителям, отсутствии мотивации, навыков рефлексии и адекватной оценки личных достижений [15].
B. Devlin, S. Winebrenner в своих исследованиях отмечают, что особое внимание стоит уделять когнитивному и эмоциональному благополучию одаренных детей в подростковом возрасте, так как в этот период подростки подвержены переменам, включая всплески в физическом росте, новые интересы и интеллектуальное осознание. Социальное развитие одаренного ребенка усиливается в условиях соответствующей группы сверстников, в которой находится одаренный подросток. Также стоит учитывать, что в данный период академические потребности и интересы могут не совпадать с образовательным процессом, поскольку учебная программа ограничена по содержанию и темпам, что, в свою очередь, может привести к демотивации [9].
В своих работах M. Kaveh, D. Shojaeiza-deh, E. Shahmohammadi, H. Ardebili, A. Rhimi,
J. Boualhari обращают особое внимание на психическое здоровье одаренных обучающихся, которое является также фактором как успешности, так и неуспешности [14]. По данным их исследований, одаренные дети чаще сталкиваются с эмоциональными проблемами в подростковом возрасте из-за повышенной чувствительности к межличностным конфликтам, поэтому они испытывают большее психическое давление, чем их сверстники. Соответственно, как полагают N. Siefe и M. Naderi, психическое давление может приводить к проблемам со здоровьем [23; 6]. В своей работе K. Seeley подтверждает утверждение, что на успех одаренных детей, и в особенности на достижения музыкально одаренных обучающихся, влияет эмоциональная устойчивость к определенным факторам риска, ведущим к проблемам с обучением и препятствующим оптимальному развитию способностей. Музыкально одаренные дети чаще переживают психологический и эмоциональный кризис. Часто это связано с отсутствием концертно-исполнительской практики в период обучения и приводит к заниженной самооценке, низкому уровню успеваемости, и, как следствие, делает такого ребенка неуспешным [21]. Родители при воспитании такого одаренного ребенка сталкиваются с трудностями, а учителя из-за отсутствия опыта не могут способствовать развитию его потенциала в полной мере. Это подтверждает и мнение J. Piirto [18], который считает, что на успех музыкально одаренных детей влияет наличие благоприятной атмосферы в семье, так как именно семья оказывает ключевое воздействие на развитие таланта [8].
Отдельные исследования в области образовательных достижений музыкально одаренных обучающихся были посвящены влиянию окружающей среды на развитие детей с высоким уровнем способностей. Результаты данных исследований показали, что в успешности музыкально одаренных детей значительную роль играет социально-экономический статус. Проанализировав данный фактор, L. Feinstein [12] отмечает, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом в среднем не достигают успеха из-за отсутствия вовлеченности родителей в образовательный процесс ребенка, и, как правило, такие дети демонстрируют хорошие результаты только на раннем этапе своего развития [13]. Тем не менее данные генетических исследований показывают, что влияние окружающей среды на развитие детей с высокими способностями является ключевым в достижении успеха художественно одаренных обучающихся [26].
K. B. Rogers считает, что одаренные дети чаще всего становятся успешными, если они
находятся в группе обучающихся со схожими способностями и образовательными потребностями [20]. Исследователь утверждает, что эта технология дает учащимся с высоким потенциалом реальную возможность совершенствовать свои знания и навыки и достигать более глубокого понимания предмета среди таких же, как они [8].
Исследования Франца Монкса и Ирен Ипенбург (F. Mnks, I. Ypenburg) указывают на то, что ключевым компонентом успешности является реализация потенциала. Однако не все художественно одаренные дети становятся успешными по достижении старшего возраста. Как полагают Ф. Монкс и И. Ипенбург, большая часть одаренных детей не имеет возможностей для развития своих способностей, так как сказывается нехватка должного внимания и поддержки со стороны учителей и близких либо полное игнорирование обществом. Это обусловлено и тем, что ранние проявления определенного уровня развития, например, музыкальных способностей, не предопределяют будущих возможностей человека, так как невозможно предвидеть ход дальнейшего развития одаренности [17].
Еще одним фактором, влияющим на успех и самореализацию музыкально одаренного ребенка, авторы считают наличие способностей в разных видах деятельности. Дети могут быть талантливыми не только в сфере музыкального образования, но и проявлять неординарные способности, например, в изучении химии, физики, показывать высокие результаты в спорте и т. д. Внимание родителей и учителей к процессу обучения таких детей позволяет на раннем этапе выявить склонность музыкально одаренного ребенка к тому или иному виду деятельности и тем самым выбрать правильную траекторию развития его потенциала. В связи с этим L. Silverman относит их к так называемым «разносторонне» одаренным обучающимся, которые требуют определенных стилей обучения, связанных с повышенными образовательными потребностями [24]. Для успеха таких детей с ними должны работать специально обученные педагоги, которые будут полностью вовлечены в их образовательный процесс [25].
Неуспешность одаренного ребенка рассматривается и с позиции профессиональных особенностей педагога. Так, K. Rogers в своих исследованиях отмечает, что обучающийся может оказаться той одаренной личностью, которая достигнет успеха и без посторонней помощи или вопреки окружению. В связи с этим в процессе сопровождения такого одаренного обучающегося педагог должен иметь внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности, проявляющу-
юся в заинтересованности своей работой и наличии собственного мнения. Также между учителем и одаренным учащимся должны быть особые, доверительные, «помогающие» отношения. По мнению ученого, условиями, способствующими эффективному обучению, являются наличие доверия, предоставление самостоятельности и автономности, демократизм в общении между педагогом и учеником; ощущение безопасности и взаимопонимания и положительный эмоциональный фон обучения, ощущение учеником состояния успеха в обучении [20].
J. Drummond, рассматривая вопросы успеха в работе с музыкально одаренным ребенком, особое внимание уделяет поощрению его творчества. Это связано с тем, что творческая самореализация приобретает особую значимость в период отрочества и заключается в потребности музыкально одаренных детей в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности [10].
Особые трудности для педагогов нередко представляет общение с очень одаренными учащимися. Они обладают хорошим восприятием и остротой реакции, однако способности могут сочетаться с агрессивностью, проявляющейся в нетерпимости к другому мнению и сопротивлении требованиям со стороны педагога. Восхищение со стороны окружающих врожденными способностями укрепляет веру таких детей в свой успех. Однако вместо поощрения детей к упорной работе, новым попыткам и постоянным усилиям в преодолении трудностей взрослые просто подтверждают и вознаграждают их особый природный дар. Исследования С Dweck'а подтверждают, что если похвала за успех, который был достигнут только благодаря природным данным, больше, чем за достигнутый благодаря приложению усилий, это закладывает потенциальную уязвимость учащихся с высокими способностями, проявляющуюся, когда они начинают сталкиваться с неудачами. Поэтому когда эти учащиеся встречаются с более сложными ситуациями в образовательном процессе или концертно-исполни-тельской деятельности, что особенно часто случается при переходе из младших в средние классы, они с большой вероятностью встречаются с неприятностями. Они оказываются не в состоянии приложить достаточно усилий для поддержания своего успеха и ответить на новые вызовы. На этих этапах незначительные нарушения, которые раньше прощались за высокий уровень способностей, начинают оцениваться более строго. Это приводит к разрушению самооценки музыкально одаренных детей, привыкших избегать трудностей, и к выводу об
отсутствии у них музыкальных способностей, формированию выученной беспомощности и полной неуспешности [11].
Как демонстрирует в своих исследованиях Н. Аккапа^ сегодня на неуспешность одаренных детей главным образом влияет неразработанность образовательных программ, в которых учитывались бы их потребности [5]. В результате одаренные дети терпят неудачу из-за отсутствия интереса к образовательному процессу. Обучающиеся, обладающие более высоким интеллектом или творческими способностями по сравнению с ровесниками, но по тем или иным причинам не достигшие успеха, по мнению автора, представляют большую потерю для страны и всего человечества. Также на каждом этапе взросления одаренным обучающимся для достижения успеха требуются специально разработанные образовательные условия, которые должны удовлетворять их интересы. Таким образом, одаренных или талантливых детей следует вовлекать в область специального образования, к которому относится и художественное образование, требующее разработки как специальных образовательных программ, так и программ индивидуального сопровождения художественно одаренных детей [15].
Seidullayeva Gulzhan, Kyakbayeva ШЬо1-syn, Baiymbetova Gulzada, Talgat Alashbayev Ег1ап в своих исследованиях, посвященных вопросам успеха одаренных детей, указывают на важность взаимодействия школы и семьи. Однако авторы пришли к выводу, что этому препятствуют современные социальные условия. В результате выделены следующие компоненты, которые необходимы для успешного развития одаренных обучающихся:
- поддержание психологического и физиологического здоровья одаренных детей;
- формирование личности ребенка, способствующее полному развитию его способностей;
- поиск новых технологий, которые помогут родителям и учителям в развитии личностных особенностей ребенка;
- обучение родителей, включающее анкетирование, образовательную подготовку, проведение конференций с целью получения основ педагогических и психологических знаний.
Таким образом, в образовательном пространстве должны быть разработаны новые механизмы взаимодействия между родителями и школой, которые будут способствовать наибольшему раскрытию потенциала одаренного ребенка [22].
Заключение. Как показал анализ работ зарубежных авторов по вопросам неуспешности одаренных детей и обучающихся в специ-
альных музыкальных заведениях, указываются следующие причины данного явления:
- низкая самооценка, отсутствие мотивации, навыков рефлексии, адекватной оценки личных достижений, негативное отношение к школе, депрессия, приписывание успехов или неудач внешним факторам;
- эмоциональные проблемы в подростковом возрасте;
- эмоциональная неустойчивость к определенным факторам риска;
- низкий уровень социально-экономического статуса;
- отсутствие образовательных программ, отвечающих потребностям одаренных обучающихся.
Зарубежными авторами выявляются и определенные способы устранения причин неуспешности одаренных детей, в том числе следующие:
- поддержка психологического и физиологического здоровья одаренных детей;
- уделение внимания когнитивному и эмоциональному благополучию одаренных детей в подростковом возрасте;
- формирование личности ребенка, способствующее полному развитию его способностей;
- доверительные, «помогающие» отношения между педагогом и обучающимся;
- поощрение творчества, ощущение учеником успешности в обучении;
- разработка специальных образовательных программ и программ индивидуального сопровождения художественно одаренных детей;
- взаимодействие школы и семьи;
- поиск новых технологий, способствующих развитию личностных особенностей ребенка.
Таким образом, основной задачей педагога в работе с одаренными, в том числе и музыкально одаренными детьми, как указывается в зарубежных источниках, является активное использование данных способов на практике, что позволяет снять проблему неуспешности таких детей в их музыкальном и общем развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитин А. А. Художественная одаренность. - М. : Классика-XXI, 2010. - 176 с.
2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 176 с.
3. Тагильцева Н. Г., Матвеева Л. В., Бызова М. А. Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 3. - 204 с.
4. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. - М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2008. - 212 с.
5. Akkanat H. "Ustun veya Ozel Yetenekliler" // Ustun Yetenekli Qocuklar: Se^ilmi^ Makaleler Kitabi, Qocuk Vakfi Yayinlari: 63, I. Turkiye Ustun Yetenekli Qocuklar Kongresi Yayin Dizisi: 1 / ed.: R. §irin, A. Kulaksizoglu & A. E. Bilgili. - istanbul, 2004. - P. 169-192.
6. A public health approach to mental health // The word health report / World Health Organization. -2001 : Mental health: New understanding, new hope. - ISSN. 1020-3311. - P. 3-17.
7. Ba§lanti U. Investigating the Underachievement of University Students in Turkey: Exploring Subscales / / International Journal of Progressive Education. - 2008. - No 4. - P. 2-3.
8. Deniz O., Kenan K. Special Education Teachers and Their Opinions about the Education of Gifted Students Procedia // Social and Behavioral Sciences. - 2015. - No 190. - P. 358-363.
9. Devlin B., Winebrenner S. Cluster Grouping Fact Sheet: How to Provide Full-time Services for Gifted Students on Existing Budgets [Electronic resource] // The National Research Center on the Gifted and Talented -1992. - Retrieved, 2002. - Mode of access: http://www.sp.uconn.edu/nrcgt/news/spring92.htm.
10. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators // International Journal of Music Education: Research Practice. - 2010. - No 28 (2). - P. 117-126.
11. Dweck C. S. Self theories: their role in motivation, personality and development. - Philadelphia, PA : Taylor and Francis, 1999.
12. Feinstein L. How early can we predict future educational achievement? // CentrePiece / Centre for Economic Performance, London School of Economics. - 2003. - No 8 (2). - P. 24-30.
13. Feinstein L. Inequality in the early cognitive development of British children in the 1970 cohort. // Economica. - 2003. - No 70 (277). - P. 73-98.
14. Kaveh M., Shojaeizadeh D., Shahmohammadi E., Ardebili H., Rhimi A., Boualhari J. Teachers role in elementary school mental health: Reasult of an Interventional study // Journal Of Payesh. - 2003. - No 2 (2). -P. 95-103. - (Persian).
15. Lutfu Qakir. The relationship between underachievement of gifted students and their attitudes toward school environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 152. - P. 1034-1038.
16. McCoach D. B., Siegle D. Factors that differentiate gifted achievers from gifted undersachievers // Gifted Child Quarterly. - 2003a. - No 47. - P. 144-154.
17. Mnks F. J., Ypenburg I. H. Hoogbegaafdheid bij kinderen. - Amsterdam : Uitgeveij Boom, 2011.
18. Piirto J. Talented children and adults; their development and education. - 2nd. ed. - Ohio : Merrill Prentice Hall, 1999.
19. Reis S. M., McCoach D. B. The underachievement of gifted students: what do we know and where do we go? // Gifted Child Quarterly. - 2000. - No 44. - P. 152-169.
20. Rogers K. B. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related attitudes // Gifted Child Quarterly. - 2014. - No 58. - Jan. 1. - P. 51-68.
21. Seeley K. High risk gifted learners // Handbook of Gifted Education Boston / N. Colangelo, G. Davis (eds). - Allyn and Bacon, 2003. - P. 444-452.
nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 9
181
22. Seidullayeva Gulzhan, Kyakbayeva Ulbolsyn, Baiymbetova Gulzada, Talgat Nurgul, Alashbayev Erlan. An Importance Of Mutual Assistance Of School And Family In Development Of A Gifted Child // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 136. - P. 405-409.
23. Siefe N. M., Naderi M. Psychology and educational for the children with special needs. Ch. 1. - First ed. / Tehran Arasbaran. - (Persian).
24. Silverman L. K. Asynchronous development // The social and emotional development of gifted children. What do we know? / ed. by M. Neihart, S. M. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. - Washington : Prufrock Pr., Inc., 2002. - P. 31-37.
25. §ukran Tantay, Oktay Kurt. Research on Istanbul Beyazit Ford Otosan primary school for gifted or talented children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 152. - P. 1022-1028.
26. Thomas M. S. C., Forrester N. A., Ronald A. Multi-scale modeling of gene-behavior associations in an artificial neural network model of cognitive development // Cognitive Science. - 2016. - No 40 (1). - P. 51-99. -DOI: https: //doi.org/10.1111/cogs.12230.
REFERENCES
1. Nikitin A. A. Khudozhestvennaya odarennost'. - M. : Klassika-XXI, 2010. - 176 s.
2. Petrushin V. I. Muzykal'naya psikhoterapiya: teoriya i praktika. - M. : VLADOS, 2000. - 176 s.
3. Tagil'tseva N. G., Matveeva L. V., Byzova M. A. Lichnostno orientirovannye modeli razvitiya muzykal'no odarennykh detey / / Obrazovanie i nauka. - 2019. - T. 21. - № 3. - 204 s.
4. Shcheblanova E. I. Neuspeshnye odarennye shkol'niki. - M. ; Obninsk : IG-SOTsIN, 2008. - 212 s.
5. Akkanat H. "Ustun veya Ozel Yetenekliler" // Ustun Yetenekli Qocuklar: Se^ilmi^ Makaleler Kitabi, Qocuk Vakfi Yayinlari: 63, I. Turkiye Ustun Yetenekli Qocuklar Kongresi Yayin Dizisi: 1 / ed.: R. §irin, A. Kulaksizoglu & A. E. Bilgili. - istanbul, 2004. - P. 169-192.
6. A public health approach to mental health // The word health report / World Health Organization. -2001 : Mental health: New understanding, new hope. - ISSN. 1020-3311. - P. 3-17.
7. Ba§lanti U. Investigating the Underachievement of University Students in Turkey: Exploring Subscales / / International Journal of Progressive Education. - 2008. - No 4. - P. 2-3.
8. Deniz O., Kenan K. Special Education Teachers and Their Opinions about the Education of Gifted Students Procedia // Social and Behavioral Sciences. - 2015. - No 190. - P. 358-363.
9. Devlin B., Winebrenner S. Cluster Grouping Fact Sheet: How to Provide Full-time Services for Gifted Students on Existing Budgets [Electronic resource] // The National Research Center on the Gifted and Talented -1992. - Retrieved, 2002. - Mode of access: http://www.sp.uconn.edu/nrcgt/news/spring92.htm.
10. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators // International Journal of Music Education: Research Practice. - 2010. - No 28 (2). - P. 117-126.
11. Dweck C. S. Self theories: their role in motivation, personality and development. - Philadelphia, PA : Taylor and Francis, 1999.
12. Feinstein L. How early can we predict future educational achievement? // CentrePiece / Centre for Economic Performance, London School of Economics. - 2003. - No 8 (2). - P. 24-30.
13. Feinstein L. Inequality in the early cognitive development of British children in the 1970 cohort. // Economica. - 2003. - No 70 (277). - P. 73-98.
14. Kaveh M., Shojaeizadeh D., Shahmohammadi E., Ardebili H., Rhimi A., Boualhari J. Teachers role in elementary school mental health: Reasult of an Interventional study // Journal Of Payesh. - 2003. - No 2 (2). -P. 95-103. - (Persian).
15. Lutfu Qakir. The relationship between underachievement of gifted students and their attitudes toward school environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 152. - P. 1034-1038.
16. McCoach D. B., Siegle D. Factors that differentiate gifted achievers from gifted undersachievers // Gifted Child Quarterly. - 2003a. - No 47. - P. 144-154.
17. Mnks F. J., Ypenburg I. H. Hoogbegaafdheid bij kinderen. - Amsterdam : Uitgeveij Boom, 2011.
18. Piirto J. Talented children and adults; their development and education. - 2nd. ed. - Ohio : Merrill Prentice Hall, 1999.
19. Reis S. M., McCoach D. B. The underachievement of gifted students: what do we know and where do we go? // Gifted Child Quarterly. - 2000. - No 44. - P. 152-169.
20. Rogers K. B. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related attitudes // Gifted Child Quarterly. - 2014. - No 58. - Jan. 1. - P. 51-68.
21. Seeley K. High risk gifted learners // Handbook of Gifted Education Boston / N. Colangelo, G. Davis (eds). - Allyn and Bacon, 2003. - P. 444-452.
22. Seidullayeva Gulzhan, Kyakbayeva Ulbolsyn, Baiymbetova Gulzada, Talgat Nurgul, Alashbayev Erlan. An Importance Of Mutual Assistance Of School And Family In Development Of A Gifted Child // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 136. - P. 405-409.
23. Siefe N. M., Naderi M. Psychology and educational for the children with special needs. Ch. 1. - First ed. / Tehran Arasbaran. - (Persian).
24. Silverman L. K. Asynchronous development // The social and emotional development of gifted children. What do we know? / ed. by M. Neihart, S. M. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. - Washington : Prufrock Pr., Inc., 2002. - P. 31-37.
25. §ukran Tantay, Oktay Kurt. Research on Istanbul Beyazit Ford Otosan primary school for gifted or talented children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No 152. - P. 1022-1028.
Thomas M. S. C., Forrester N. A., Ronald A. Multi-scale modeling of gene-behavior associations in an artificial neural network model of cognitive development // Cognitive Science. - 2016. - No 40 (1). - P. 51-99. - DOI: https://doi.org/10.1111/cogs.12230.