МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Поступление детей-мигрантов в школу является наиболее сложным и переломным периодом. В данной статье обозначен подход к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в общеобразовательной школе. Автором обосновывается актуальность создания программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов и предлагается модель этой программы, направленной на решение конкретных проблем детей-мигрантов в адаптационный период. Ключевые слова: миграция населения, психологическая адаптация, дети-мигранты, школьная адаптация, компоненты программы сопровождения.
MODEL PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN SECONDARY SCHOOL
Annotation. The most difficult and crucial period for migrant children is entering school. This article is marked approach to the problem of psychopedagogical support for migrant children in the secondary school. The author of the urgency of establishing a program psycho-pedagogical support of migrant children and functional model of this program, aimed at addressing the specific problems of migrant children in adaptation period.
Keywords: migration, psychological adaptation, migrant children, school adaptation, maintenance program components.
В настоящее время существует большое количество программ сопровождения адаптации детей к обучению в школе, но данные программы, зачастую, не ориентированы на детей-мигрантов, приток которых в общеобразовательные российские школы увеличился. Причины увеличения миграции, как отмечает Т.А. Силантьева, разнообразны и к ним относится: резкое снижение уровня экономического благосостояния людей; вооруженные конфликты (особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, в Молдове, Таджикистане), притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; ухудшение криминогенной обстановки; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; желание попасть на историческую родину [1]. В итоге в одном первом классе могут одновременно присутствовать дети из России и дети-мигранты из разных стран. Дети-мигранты приходят в первый класс с разным знанием русского языка, в тот момент как русские дети уже имеют базу. Ситуация усугубляется тем, что дети-мигранты прибывают со знанием своих традиций, культурных особенностей, ценностей и моделей поведения, но при этом не имеют представления о культурных особенностях России. По наблюдениям В.Ю. Хотинец, в группу риска чаще попадают первоклассники из семей мигрантов. Ситуация усложняется плохим знанием языка, на котором ведется преподавание [2].
Первый год обучения в школе является сложным, переломным периодом в жизни ребенка, меняется весь уклад жизни ребенка, меняется его место в системе общественных отношений. Школа выдвигает новые, более жесткие требования к ребенку. На фоне новых повышенных требований к первокласснику могут возникнуть различного рода сложности в обучении и поведении не только у русских детей, но так же и у детей-мигрантов, которым сложнее вдвойне. Выше сказанное свидетельствует о том, что работа с детьми-мигрантами в рамках образовательного учреждения должна быть многогранной, обширной, сопровождающей. В психолого-педагогическом сопровождении должны принимать участие учителя, воспитатели, родители и специалисты социально-психологической
УДК 159.9.072.432 А.Е. Машкинцева
Anna Mashkintseva
© Машкинцева А.Е., 2015
службы: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Процесс сопровождения должен быть многообразным, продуктивным, интересным для ребенка и включать в себя множество методических приемов.
Психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на решение основных групп проблем:
1) проблемы, связанные с нарушением общения детей-мигрантов (из-за недостаточного знания русского языка). Проблема общения наиболее распространены среди детей-мигрантов. Те, кто приступает к учебе, вынужден в школьной ситуации показывать свое умение общаться с классным руководителем, с другими учителями, со школьной администрацией и, самое главное, с одноклассниками и другими учащимися;
2) проблемы эмоционального плана (тревожность, агрессивность);
3) прочие проблемы, преимущественно связанные с нарушением здоровья детей.
Изучив особенности адаптационных процессов детей-мигрантов, можно говорить о необходимости создания многоцелевой системы психолого-педагогического сопровождения, позволяющей учитывать особенности адаптантов и конкретной образовательной среды. Таким образом, разработана модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе, состоящая из шести этапов.
I этап - просвещение родителей будущих первоклассников. Лекторий на тему: «Успешная адаптация обучающихся к школьной жизни» проводится в декабре, когда школа начинает прием детей в первый класс. Данный лекторий может быть организован в рамках открытых дверей, которые ежегодно проводятся для родителей обучающихся, а так же может быть организован в рамках родительского собрания на базе ДОУ с которым школа состоит в комплексе. Данный лекторий проводит учитель начальных классов или педагог - психолог школы. Данный лекторий затрагивает следующие аспекты и понятия: адаптация и дезадаптация; семья, условия в семье для обучения; влияние отношения родителей к процессу обучения; краткие рекомендации родителям по успешной адаптации детей к школе.
II этап - просвещение родителей первоклассников. В начале учебного года, в сентябре, когда проходит первое родительское собрание, педагог-психолог проводит второй лекторий, на котором знакомит родителей с основными особенностями успешного вхождения ребенка в школьную жизнь. Так же на данном родительском собрании родителям первоклассников сообщается, что будет проводиться обследование на предмет готовности их детей к обучению в школе. Данное обследование рекомендовано Российской академией образования, институтом содержания и методов обучения г. Москвы и включает в себя: 1) пять методик для диагностики первоклассников: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», тест отношений к школе «Домики»; 2) анкетирование родителей, которое проводится с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе; 3) заполнение учителем «Карты первоклассника». Для полноты и достоверности полученных результатов мы включили: 1) оценку родителями и учителями степени трудностей в начале обучения; 2) группу методик для диагностики особенностей социально-личностного развития ребенка: экспертная оценка учителями, классным руководителем и родителями коммуникативных качеств личности ребенка; оценку учителями уровня социального развития ребенка; заполнение классным руководителем карты наблюдения за эмоционально- социальным развитием ребенка; 3) анкету для родителей «Образование ребенка до школы». Родителям первоклассников сообщают, что по результатам обследования сформированы списки детей с проблемами адаптации.
III этап - коррекционно-развивающие занятия для детей с проблемами адаптации. Цель данных занятий: адаптация первоклассников-мигрантов и первоклассников с иными проблемами в адаптации к школьному обучению через групповое взаимодействие. Логика данных занятий построена в
соответствии с выделенными принципами построения тренинга и определения его содержания. Основным принципом является переход от индивидуальной работы к работе в парах и в группе. Основной задачей индивидуальной работы являются: 1) развитие индивидуальности каждого ребенка, в формировании у ребят интереса друг к другу; 2) адаптация через развитие социального восприятия, т.е. формирование способностей видеть и правильно воспринимать особенности сверстников; 3) адаптация через развитие коммуникативной компетентности; 4) адаптация через изменение эмоционального отношения.
В структуру занятий входят упражнения и задания, направленные на: 1) определение эмоционального состояния в начале и конце занятия; 2) развитие навыков индивидуальной работы; 3) развитие навыков работы в парах; 4) развитие навыков работы в группе. Упражнения и игры, применяемые на занятиях, подбирались в соответствии с выделенными проблемными аспектами поведения детей-мигрантов. Проблемные аспекты концентрируются вокруг эмоциональной и коммуникативной сфер. В работе с эмоциональной сферой используются упражнения для снятия агрессии, тревожности у учащихся, создания позитивного эмоционального настроя у участников тренинга. В работе с коммуникативной сферой используются упражнения и игры, направленные на способность взаимодействовать в парах и в группе, речевые навыки, индивидуальные навыки и умения.
Работая с детьми-мигрантами, психолог выступает в двух ролях: первая - его собственная роль и вторая - учитель-носитель языка. В упражнениях особое внимание уделялось правильному произношению русских слов детьми-мигрантам. Если же была обнаружена ошибка, то психолог переправлял и помогал ребенку произнести тоже слово максимально правильно.
Данные занятия предполагают движение от индивидуальной работы к групповой посредством работы в парах. Содержательно эта работа направлена на развитие у детей социального восприятия и формирования способов и приемов компетентного взаимодействия. Важным условием этого выступает созданный эмоциональный фон. Смена тем происходит по принципу усложнения заданий за счет все более глубокого внедрения в курс. Новая тема содержит основные моменты старой темы и включает в себя новые усложненные элементы. Размер группы: 16-17 чел. Методы и методики занятий: социально-психологический тренинг, психотехники, диагностические методики. Длительность занятия: один астрономический час. Частота проведения занятий и их регулярность: два часа в неделю. Количество занятий: 15 часов.
IV этап - профилактический - включает в себя целый ряд рекомендаций для родителей: 1) рекомендации по посещению групп продленного дня, в которых дети находятся в процессе постоянного взаимодействия с учителями, воспитателями, другими детьми, что облегчает и ускоряет процесс адаптации у детей-мигрантов и детей с иными проблемами в адаптации; 2) рекомендации по работе с классом в целом и с каждым ребенком в отдельности на основании результатов диагностики; 3) консультирование учителей первоклассников по поводу составления различных по сложности заданий для первоклассников; 4) рекомендации для родителей по посещению детьми с трудностями в адаптации (в зависимости от характера выявленной проблемы адаптации) кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, в которых на первый план встает процесс общения через физическое взаимодействие (танцы и пр.). Детям с повышенной тревожностью лучше посещать такие кружки, где в процессе занятий они могут перенести всю тревогу на какой-либо предмет через тактильные ощущения (работу с глиной, пластилином, красками, карандашами, природными материалами, тканями (вышивание), бумагой (оригами)). Детям с повышенной агрессивностью рекомендовано заниматься физической деятельностью с повышенной активностью - легкая атлетика (бег, прыжки в длину и высоту), лыжи (биатлон), играть в неконтактные виды спорта -волейбол, керлинг, ходить в бассейн и на массаж. Детям с низким уровнем готовности к школе пока-
заны дополнительные занятия с учителем. Детям с заниженной самооценкой следует посещать такие кружки и секции как вокал, танцы, театральная студия.
V этап - посещение ребенком специально созданных дополнительных учебных занятий по русскому языку и чтению в рамках школьного компонента.
VI этап - консультирование родителей первоклассников по вопросам адаптации их детей.
Результаты экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательном учреждении г. Москвы, подтверждают эффективность разработанной модели. Программа психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов в начальной школе может быть рекомендована к широкому использованию в системе общего образования.
Библиографический список
1. Силантьева, Т. А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов / Т. А. Силантьева //Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - Вып. 1. - С. 219-222.
2. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. - СПб. : Алетейя, 2000. - 90 с.