УДК 376.7
Зимакова Лариса Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет
lara_zimakova@mail .ru
Larisa N. Zimakova
Orenburg state pedagogical university
lara_zimakova@mail .ru
Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения)
Model psycho-pedagogical support of school adaptation of migrant children
(at the initial stage of training)
Аннотация. В данной статье обозначен подход к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации на этапе начального обучения. Автором обосновывается актуальность создания системы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях школы и предлагается структурно-функциональная модель этой системы, направленная на решение конкретных проблем детей-мигрантов в адаптационный период.
Ключевые слова: дети-мигранты, школьная адаптация, адаптированность, компоненты программы сопровождения.
Abstract. This article is marked approach to the problem of psycho-pedagogical support for migrant children in the school adaptation in primary education. The author of the urgency of establishing a system of psycho-pedagogical support of migrant children in the school and offers structural and functional model of this system, aimed at solving specific problems of migrant children in the adjustment period.
Keywords: migrant children, school adaptation, adaptation, maintenance program components.
Процессы обновления затронули все сферы жизнедеятельности в нашей стране, в том числе и образование. В данной сфере деятельности произошло смещение акцентов с массовых статистических показателей на индивидуальные потребности, достижения и проблемы. Но, несмотря на это, анализ работ отечественных психологов (И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой и др.) показывает, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе освещены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в общеобразовательных школах различных категорий населения (детей-сирот, детей-инвалидов и др.), и недостаточно разработан вопрос организации и специфики системы сопровождения детей-мигрантов в условиях школы.
Потребность в создании системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального обучения обусловлена, прежде всего, тем, что в младшем школьном возрасте эта категория населения составляет большую (и возрастающую) проблемную социальную группу и нуждается в профессиональной помощи и защите.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности школьника в целом. Поведение становится более целенаправленным, осознанным. Формируется ответственность за свое поведение и элементы самоконтроля. Изменяется содержание процесса общения со сверстниками. Теперь поведение регулируется в большей степени самим ребенком с опорой на те нормы поведения, которые он усвоил. Именно в младшем школьном возрасте дети накапливают опыт саморегуляции поведения и навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Активно происходит освоение новых социальных ролей, нормативных ценностей, формируется представление о себе как личности. Успешность адаптации детей-мигрантов существенно зависит от социального окружения ребенка, от тех людей, которые объясняют ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. С нашей точки зрения, именно на данном этапе дети-мигранты особенно остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.
Процесс школьной адаптации детей-мигрантов мы рассматриваем как совокупный процесс специфической социально-психологической адаптации, включающей в себя как этнокультурную, так и школьную. Межкультурная адаптация нами понимается как целостный многосторонний процесс психологического и социального приспособления к новой культуре, образу жизни и поведению, результатом которого является интеграция в новую культурную среду при сохранении богатств собственной культуры [7, с.277]. Школьная адаптация детей-мигрантов - это частное явление по отношению к общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная адаптация может быть причиной или следствием.
Новая социальная ситуация развития детей-мигрантов при поступлении в школу требует формирования нового адекватного социопсихологического и психофизиологического статуса. Потому, как правило, проблемы адаптации, не будучи решенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза [4, с.546].
В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность.
Исследование, проведенное в школах г.Оренбурга (выборка 140 человек), показало, что проблемы адаптации в большей или меньшей степени присутствуют у всех детей-мигрантов и выражаются они в повышенной тревожности (77% выборки), в низкой успешности в деятельности (86%), в низком социальном статусе (56%). и т.д. Проблема школьной адаптации детей-
мигрантов вызывает необходимость целенаправленного воздействия на течение интеграционных процессов данной категории.
Анализ теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации детей-мигрантов является интегративной технологией, включающей в себя комплекс профилактических, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию психолого-педагогических условий для успешной адаптации сопровождаемого в образовательной среде начальной школы.
Изучив спектр адаптационных проблем детей-мигрантов, мы пришли к выводу о необходимости создания универсальной системы психолого-педагогического сопровождения, позволяющей учитывать специфику и возможности конкретной образовательной среды и адаптантов. Таким образом, нами была разработана структурно-функциональная модель системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов.
Методологической основой моделирования программы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов явились следующие теоретические подходы:
- личностно-ориентированный подход, предполагающий создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, раскрытие возможностей личности, формирование уверенности в себе, развитие личностно значимых и общественно приемлемых способов самореализации (Роджерс, И.С. Якиманская, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.);
- ценностный подход, предполагающий изучение центральных механизмов внутренней регуляции социального поведения личности, приобщение учащихся к ценностям общества, формирование адекватных требованиям образовательной среды способов поведения (Залесский Г.Е, А.В. Бездухов);
- субъектный подход, в центре которого самодетерминация, самоопределение, саморазвитие личности, изучение роли активного, творческого начала в характеристике и поведении личности, изучение основных составляющих «механизмов работы внутреннего мира человека, которые реально обеспечивают ему благополучие, комфортное существование или деформируют его жизненный путь» (Анциферова Л.И.);
- деятелъностный подход, основные положения которого сконцентрированы вокруг изучения психики через изучение деятельности (Рубинштейн С.Л.), и интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания (Леонтьев А.Н.).
Графическое изображение модели представлено на рис. 1
Системообразующим компонентом данной модели является цель психолого-педагогического сопровождения: помощь в решении адаптационных проблем детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Вокруг
цели выстраиваются следующие компоненты: структурно-организационный, функциональный, диагностический и методический. Каждый компонент направлен на решение конкретных задач сопровождения.
Структурно-организационный компонент предполагает взаимодействие всех участников процесса школьной адаптации детей-мигрантов в различных формах:
- работа с педагогами включает в себя психопросвещение и консультирование (семинары, лекции, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, совместная разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ, мониторинг адаптации, психолого-педагогический консилиум);
- работа с родителями включает в себя психопросвещение и консультирование в виде семинаров, лекций, групповых и индивидуальных консультаций;
- работа с детьми-мигрантами и детьми, принимающей стороны заключается в психодиагностике, психопрофилактике и психокоррекции в индивидуальных и групповых формах.
Функциональный компонент обеспечивает взаимодействие структур и блоков модели с учетом механизмов адаптации (физиологических, психологических, социальных, культурных), факторов (групповых и индивидуальных) и условий (социальных, психологических, педагогических) способствующих успешной школьной адаптации.
Диагностический компонент модели предполагает отбор диагностических методик и организацию мониторинга процесса адаптации.
Методический компонент обеспечивает разработку программ психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов с учетом региональной и индивидуальной специфики проблем и возможностей практической реализации.
По содержанию деятельности все компоненты модели делятся на два блока, в соответствии с основными группами адаптационных проблем детей-мигрантов: социально-психологический и психолого-педагогический. Каждый блок нацелен на создание условий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Социально-психологический блок модели предполагает решение адаптационных проблем в части социального статуса, развития личности, эмоционального благополучия адаптанта.
Психолого-педагогический блок предполагает непосредственно психолого-педагогическое сопровождение в части создания условий для обеспечения учебного процесса в вариативной образовательной среде, для оказания реальной помощи детям-мигрантам в овладении знаниями, умениями, навыками, в формировании коммуникативного опыта в совместной деятельности, оказании влияния на успешность ребенка во всех видах деятельности (игре, учении, труде).
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов.
Результаты экспериментального исследования, проведенного в образовательных учреждениях г. Оренбурга, подтверждают эффективность разработанной модели. Программа психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов в начальной школе может быть рекомендована к широкому использованию в системе общего образования.
Литература:
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 426-433.
2. Бездухов, А. В. Теоретические основания формирования этического сознания будущего учителя/ А. В. Бездухов // Мир образования. Образование в мире. - 2009. - N 2 (34). - С.235-241.
3. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности /М.: МГУ, -1994. -138 с.
4. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Питер, 2002. - 672с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Серия: Классическая учебная книга М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
6. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
8. Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников/М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007г, - 160с
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96с.
10. Rogers С. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning // Humanizing Education / Ed. by E.Lecper. Washington, D.C.: National Education Association, 1937. P. 11— 18. Association for Supervision and Curriculum Development.
Literature:
1. Antsyferova L.I. Psychology of personality formation and development / / Man in the sciences. Moscow, 1989. - Р. 426-433.
2. Bezduhov, A.V. Theoretical bases of formation of ethical consciousness of the future teacher / A.V. Bezduhov / / World of Education. Education in the world. -2009. - N 2 (34). - P.235-241.
3. Zaleski G.E. Psychology outlook and beliefs of the person / M.: MSU -1994. - 138p.
4. Karvasarsky B.D. Psychotherapy: Textbook. for schools / Ed. 2nd, revised. -St. Petersburg.: Peter, 2002. - 672p.
5. Leontiev Activities. Consciousness. Personality / Series: Classical educational book M.: Meaning, Academy, 2005. - 352p.
6. Practical psychology of education. / Ed. Dubrovina I.V. 4th ed., Rev. and add. - St. Petersburg.: Peter, 2004 - 592p.
7. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. - M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, "Academic Project", 1999. - 320p.
8. Tsukerman A. Psychological examination of younger schoolboys / M, Izd VLADOS PRESS, 2007, -160p.
9. Yakimanskaya I.S. Student-centered learning in the modern school. - M.: September, 1996. - 96p.
10. Rogers S. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning / / Humanizing Education / Ed. by E.Lecper. Washington, DC: National Education Association, 1937. P. 11 - 18. Association for Supervision and Curriculum Development.