Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения)'

Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимакова Лариса Николаевна

В данной статье обозначен подход к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации на этапе начального обучения. Автором обосновывается актуальность создания системы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях школы и предлагается структурно-функциональная модель этой системы, направленная на решение конкретных проблем детей-мигрантов в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зимакова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения)»

УДК 376.7

Зимакова Лариса Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет

lara_zimakova@mail .ru

Larisa N. Zimakova

Orenburg state pedagogical university

lara_zimakova@mail .ru

Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения)

Model psycho-pedagogical support of school adaptation of migrant children

(at the initial stage of training)

Аннотация. В данной статье обозначен подход к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации на этапе начального обучения. Автором обосновывается актуальность создания системы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях школы и предлагается структурно-функциональная модель этой системы, направленная на решение конкретных проблем детей-мигрантов в адаптационный период.

Ключевые слова: дети-мигранты, школьная адаптация, адаптированность, компоненты программы сопровождения.

Abstract. This article is marked approach to the problem of psycho-pedagogical support for migrant children in the school adaptation in primary education. The author of the urgency of establishing a system of psycho-pedagogical support of migrant children in the school and offers structural and functional model of this system, aimed at solving specific problems of migrant children in the adjustment period.

Keywords: migrant children, school adaptation, adaptation, maintenance program components.

Процессы обновления затронули все сферы жизнедеятельности в нашей стране, в том числе и образование. В данной сфере деятельности произошло смещение акцентов с массовых статистических показателей на индивидуальные потребности, достижения и проблемы. Но, несмотря на это, анализ работ отечественных психологов (И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой и др.) показывает, что на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе освещены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в общеобразовательных школах различных категорий населения (детей-сирот, детей-инвалидов и др.), и недостаточно разработан вопрос организации и специфики системы сопровождения детей-мигрантов в условиях школы.

Потребность в создании системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов на этапе начального обучения обусловлена, прежде всего, тем, что в младшем школьном возрасте эта категория населения составляет большую (и возрастающую) проблемную социальную группу и нуждается в профессиональной помощи и защите.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности школьника в целом. Поведение становится более целенаправленным, осознанным. Формируется ответственность за свое поведение и элементы самоконтроля. Изменяется содержание процесса общения со сверстниками. Теперь поведение регулируется в большей степени самим ребенком с опорой на те нормы поведения, которые он усвоил. Именно в младшем школьном возрасте дети накапливают опыт саморегуляции поведения и навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Активно происходит освоение новых социальных ролей, нормативных ценностей, формируется представление о себе как личности. Успешность адаптации детей-мигрантов существенно зависит от социального окружения ребенка, от тех людей, которые объясняют ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. С нашей точки зрения, именно на данном этапе дети-мигранты особенно остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.

Процесс школьной адаптации детей-мигрантов мы рассматриваем как совокупный процесс специфической социально-психологической адаптации, включающей в себя как этнокультурную, так и школьную. Межкультурная адаптация нами понимается как целостный многосторонний процесс психологического и социального приспособления к новой культуре, образу жизни и поведению, результатом которого является интеграция в новую культурную среду при сохранении богатств собственной культуры [7, с.277]. Школьная адаптация детей-мигрантов - это частное явление по отношению к общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная адаптация может быть причиной или следствием.

Новая социальная ситуация развития детей-мигрантов при поступлении в школу требует формирования нового адекватного социопсихологического и психофизиологического статуса. Потому, как правило, проблемы адаптации, не будучи решенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза [4, с.546].

В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность.

Исследование, проведенное в школах г.Оренбурга (выборка 140 человек), показало, что проблемы адаптации в большей или меньшей степени присутствуют у всех детей-мигрантов и выражаются они в повышенной тревожности (77% выборки), в низкой успешности в деятельности (86%), в низком социальном статусе (56%). и т.д. Проблема школьной адаптации детей-

мигрантов вызывает необходимость целенаправленного воздействия на течение интеграционных процессов данной категории.

Анализ теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации детей-мигрантов является интегративной технологией, включающей в себя комплекс профилактических, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию психолого-педагогических условий для успешной адаптации сопровождаемого в образовательной среде начальной школы.

Изучив спектр адаптационных проблем детей-мигрантов, мы пришли к выводу о необходимости создания универсальной системы психолого-педагогического сопровождения, позволяющей учитывать специфику и возможности конкретной образовательной среды и адаптантов. Таким образом, нами была разработана структурно-функциональная модель системы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов.

Методологической основой моделирования программы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов явились следующие теоретические подходы:

- личностно-ориентированный подход, предполагающий создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, раскрытие возможностей личности, формирование уверенности в себе, развитие личностно значимых и общественно приемлемых способов самореализации (Роджерс, И.С. Якиманская, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.);

- ценностный подход, предполагающий изучение центральных механизмов внутренней регуляции социального поведения личности, приобщение учащихся к ценностям общества, формирование адекватных требованиям образовательной среды способов поведения (Залесский Г.Е, А.В. Бездухов);

- субъектный подход, в центре которого самодетерминация, самоопределение, саморазвитие личности, изучение роли активного, творческого начала в характеристике и поведении личности, изучение основных составляющих «механизмов работы внутреннего мира человека, которые реально обеспечивают ему благополучие, комфортное существование или деформируют его жизненный путь» (Анциферова Л.И.);

- деятелъностный подход, основные положения которого сконцентрированы вокруг изучения психики через изучение деятельности (Рубинштейн С.Л.), и интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания (Леонтьев А.Н.).

Графическое изображение модели представлено на рис. 1

Системообразующим компонентом данной модели является цель психолого-педагогического сопровождения: помощь в решении адаптационных проблем детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Вокруг

цели выстраиваются следующие компоненты: структурно-организационный, функциональный, диагностический и методический. Каждый компонент направлен на решение конкретных задач сопровождения.

Структурно-организационный компонент предполагает взаимодействие всех участников процесса школьной адаптации детей-мигрантов в различных формах:

- работа с педагогами включает в себя психопросвещение и консультирование (семинары, лекции, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, совместная разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ, мониторинг адаптации, психолого-педагогический консилиум);

- работа с родителями включает в себя психопросвещение и консультирование в виде семинаров, лекций, групповых и индивидуальных консультаций;

- работа с детьми-мигрантами и детьми, принимающей стороны заключается в психодиагностике, психопрофилактике и психокоррекции в индивидуальных и групповых формах.

Функциональный компонент обеспечивает взаимодействие структур и блоков модели с учетом механизмов адаптации (физиологических, психологических, социальных, культурных), факторов (групповых и индивидуальных) и условий (социальных, психологических, педагогических) способствующих успешной школьной адаптации.

Диагностический компонент модели предполагает отбор диагностических методик и организацию мониторинга процесса адаптации.

Методический компонент обеспечивает разработку программ психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов с учетом региональной и индивидуальной специфики проблем и возможностей практической реализации.

По содержанию деятельности все компоненты модели делятся на два блока, в соответствии с основными группами адаптационных проблем детей-мигрантов: социально-психологический и психолого-педагогический. Каждый блок нацелен на создание условий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.

Социально-психологический блок модели предполагает решение адаптационных проблем в части социального статуса, развития личности, эмоционального благополучия адаптанта.

Психолого-педагогический блок предполагает непосредственно психолого-педагогическое сопровождение в части создания условий для обеспечения учебного процесса в вариативной образовательной среде, для оказания реальной помощи детям-мигрантам в овладении знаниями, умениями, навыками, в формировании коммуникативного опыта в совместной деятельности, оказании влияния на успешность ребенка во всех видах деятельности (игре, учении, труде).

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов.

Результаты экспериментального исследования, проведенного в образовательных учреждениях г. Оренбурга, подтверждают эффективность разработанной модели. Программа психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов в начальной школе может быть рекомендована к широкому использованию в системе общего образования.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 426-433.

2. Бездухов, А. В. Теоретические основания формирования этического сознания будущего учителя/ А. В. Бездухов // Мир образования. Образование в мире. - 2009. - N 2 (34). - С.235-241.

3. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности /М.: МГУ, -1994. -138 с.

4. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Питер, 2002. - 672с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Серия: Классическая учебная книга М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

6. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

8. Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников/М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007г, - 160с

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96с.

10. Rogers С. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning // Humanizing Education / Ed. by E.Lecper. Washington, D.C.: National Education Association, 1937. P. 11— 18. Association for Supervision and Curriculum Development.

Literature:

1. Antsyferova L.I. Psychology of personality formation and development / / Man in the sciences. Moscow, 1989. - Р. 426-433.

2. Bezduhov, A.V. Theoretical bases of formation of ethical consciousness of the future teacher / A.V. Bezduhov / / World of Education. Education in the world. -2009. - N 2 (34). - P.235-241.

3. Zaleski G.E. Psychology outlook and beliefs of the person / M.: MSU -1994. - 138p.

4. Karvasarsky B.D. Psychotherapy: Textbook. for schools / Ed. 2nd, revised. -St. Petersburg.: Peter, 2002. - 672p.

5. Leontiev Activities. Consciousness. Personality / Series: Classical educational book M.: Meaning, Academy, 2005. - 352p.

6. Practical psychology of education. / Ed. Dubrovina I.V. 4th ed., Rev. and add. - St. Petersburg.: Peter, 2004 - 592p.

7. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. - M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, "Academic Project", 1999. - 320p.

8. Tsukerman A. Psychological examination of younger schoolboys / M, Izd VLADOS PRESS, 2007, -160p.

9. Yakimanskaya I.S. Student-centered learning in the modern school. - M.: September, 1996. - 96p.

10. Rogers S. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning / / Humanizing Education / Ed. by E.Lecper. Washington, DC: National Education Association, 1937. P. 11 - 18. Association for Supervision and Curriculum Development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.