Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
motivation / independent development / students / educational process / formation model / personal characteristics / educational environment / social influences. / мотивация / самостоятельное развитие / студенты / образовательный процесс / модель формирования / личностные характеристики / образовательная среда / социальные влияния.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Махмудова Д. Б.

The article discusses a model of the process of forming motivation for independent development among students. The introduction emphasizes the importance of motivation in the educational process and the need to create conditions conducive to independent work of students. The main part of the work is devoted to the analysis of factors influencing the formation of motivation, such as personal characteristics, educational environment, and social influences. The structure of the model is proposed, including the stages of goal setting, selfregulation, and achievement assessment. Methods of stimulating motivation through interactive technologies, project-based learning and reflection are described. In conclusion, the importance of an individual approach and constant monitoring of the level of motivation to achieve sustainable results in educational activities is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PROCESS FORMATING MOTIVATION FOR INDEPENDENT DEVELOPMENT IN STUDENTS

В статье рассматривается модель процесса формирования мотивации к самостоятельному развитию у студентов. Введение подчеркивает важность мотивации в образовательном процессе и необходимость создания условий, способствующих самостоятельной работе студентов. Основная часть работы посвящена анализу факторов, влияющих на формирование мотивации, таких как личностные характеристики, образовательная среда, и социальные влияния. Предложена структура модели, включающая этапы постановки целей, саморегуляции, и оценки достижений. Описаны методы стимулирования мотивации через интерактивные технологии, проектное обучение и рефлексию. В заключении подчеркивается значимость индивидуального "Экономика и социум" №6(121)-2 2024 www.iupr.ru 1207 подхода и постоянного мониторинга уровня мотивации для достижения устойчивого результата в образовательной деятельности.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ»

Махмудова Д.Б., доктор философии педагогических наук (PhD)

докторант

Научно-исследовательский институт педагогических наук

Узбекистана

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ

Abstract. The article discusses a model of the process of forming motivation for independent development among students. The introduction emphasizes the importance of motivation in the educational process and the need to create conditions conducive to independent work of students. The main part of the work is devoted to the analysis offactors influencing the formation of motivation, such as personal characteristics, educational environment, and social influences. The structure of the model is proposed, including the stages of goal setting, self-regulation, and achievement assessment. Methods of stimulating motivation through interactive technologies, project-based learning and reflection are described. In conclusion, the importance of an individual approach and constant monitoring of the level of motivation to achieve sustainable results in educational activities is emphasized.

Key words: motivation, independent development, students, educational process, formation model, personal characteristics, educational environment, social influences.

Makhmudova D.B., doctor of philosophy of pedagogical sciences (PhD)

doctoral student

Research Institute of Pedagogical Sciences of Uzbekistan

MODEL OF THE PROCESS FORMATING MOTIVATION FOR INDEPENDENT DEVELOPMENT IN STUDENTS

Аннотация. В статье рассматривается модель процесса формирования мотивации к самостоятельному развитию у студентов. Введение подчеркивает важность мотивации в образовательном процессе и необходимость создания условий, способствующих самостоятельной работе студентов. Основная часть работы посвящена анализу факторов, влияющих на формирование мотивации, таких как личностные характеристики, образовательная среда, и социальные влияния. Предложена структура модели, включающая этапы постановки целей, саморегуляции, и оценки достижений. Описаны методы стимулирования мотивации через интерактивные технологии, проектное обучение и рефлексию. В заключении подчеркивается значимость индивидуального

подхода и постоянного мониторинга уровня мотивации для достижения устойчивого результата в образовательной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, самостоятельное развитие, студенты, образовательный процесс, модель формирования, личностные характеристики, образовательная среда, социальные влияния.

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности и личностному развитию специалистов. В условиях быстрого научно-технического прогресса и глобализации рынка труда особенно важным становится формирование у студентов мотивации к самостоятельному развитию. Эта мотивация является ключевым фактором успешного усвоения знаний и навыков, что, в свою очередь, способствует их конкурентоспособности на рынке труда и готовности к постоянному профессиональному росту.Одной из основных задач высшего образования является не только передача знаний, но и развитие у студентов способностей к самостоятельной деятельности и обучению на протяжении всей жизни. Однако достижение этой цели возможно только при условии наличия у студентов внутренней мотивации к самостоятельному развитию. Формирование такой мотивации требует комплексного подхода, который учитывает как личностные особенности обучающихся, так и влияние образовательной среды и социальных факторов. Проблема формирования мотивации к самостоятельному развитию у студентов привлекает внимание многих исследователей. Различные научные школы предлагают свои подходы и модели, направленные на изучение и развитие этой мотивации. Однако, несмотря на обилие исследований, вопрос остается актуальным и требует дальнейшего изучения. Это обусловлено, прежде всего, изменяющимися условиями образовательного процесса, вызванными цифровизацией, развитием дистанционного обучения и увеличением роли интерактивных технологий в обучении. В данной статье представлена модель процесса формирования мотивации к самостоятельному развитию у студентов. В основе модели лежит комплексный подход, который включает анализ факторов, влияющих на мотивацию, таких как личностные характеристики студентов, особенности образовательной среды, и социальные влияния. Важным элементом модели является этапность процесса формирования мотивации, включающая постановку целей, саморегуляцию и оценку достижений. Особое внимание уделено методам стимулирования мотивации. Рассматриваются возможности использования интерактивных технологий, проектного обучения и рефлексии как инструментов повышения мотивации студентов к самостоятельному развитию. Кроме того, обсуждается значимость индивидуального подхода к каждому студенту и необходимость постоянного мониторинга уровня мотивации для достижения устойчивых результатов в образовательной деятельности. Таким образом, представленная в статье модель процесса

формирования мотивации к самостоятельному развитию у студентов направлена на создание эффективной системы мотивации, способной обеспечить высокую образовательную и профессиональную подготовку будущих специалистов. Данная модель может быть полезна преподавателям, методистам и администраторам образовательных учреждений при разработке и реализации образовательных программ и курсов, ориентированных на самостоятельное развитие студентов.

1. Факторы, влияющие на мотивацию к самостоятельному развитию, Мотивация к самостоятельному развитию у студентов формируется под влиянием множества факторов. Среди них можно выделить личностные характеристики, особенности образовательной среды и социальные влияния.включают внутренние установки, уровень саморегуляции, стремление к саморазвитию и самооценку. Исследования показывают, что студенты с высоким уровнем внутренней мотивации более склонны к самостоятельному развитию и обучению на протяжении всей жизни. также играет важную роль. Здесь важно создать условия, способствующие активному обучению. Это включает наличие ресурсов, доступных для студентов, поддерживающую и стимулирующую атмосферу в учебном заведении, а также применение современных образовательных технологий. охватывают взаимодействие с преподавателями, однокурсниками, а также влияние семьи и друзей. Поддержка и поощрение со стороны окружающих могут значительно повысить мотивацию студентов к самостоятельному развитию.

2. Этапы процесса формирования мотивации, Процесс формирования мотивации к самостоятельному развитию можно разбить на несколько этапов: На этом этапе студенты должны четко осознать свои учебные и профессиональные цели. Важно, чтобы эти цели были конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени (SMART). Этот этап включает в себя планирование, выполнение и контроль за достижением поставленных целей. Студенты должны научиться самостоятельно планировать свое время, распределять усилия и корректировать свои действия в случае необходимости. Важной частью процесса является регулярная оценка прогресса. Это позволяет студентам видеть результаты своих усилий, что является мощным мотивирующим фактором. Оценка может проводиться как самостоятельно, так и с помощью преподавателей или других студентов.

3. Методы стимулирования мотивации, Существует множество методов, которые могут быть использованы для стимулирования мотивации студентов к самостоятельному развитию: Внедрение технологий в образовательный процесс, таких как онлайн-курсы, интерактивные платформы, виртуальные лаборатории, способствует активному вовлечению студентов и поддержанию их интереса. Этот метод предполагает выполнение студентами реальных проектов, которые имеют

практическую значимость. Проектное обучение развивает у студентов навыки самостоятельной работы, критического мышления и решения проблем. Важно поощрять студентов к регулярному самоанализу и рефлексии. Это помогает им осознавать свои достижения и неудачи, а также строить планы по улучшению своих результатов.

4. Индивидуальный подход и мониторинг мотивации, Для достижения устойчивых результатов в образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Индивидуальный подход включает адаптацию методов обучения под конкретные потребности и способности студентов.Кроме того, важным аспектом является постоянный мониторинг уровня мотивации. Регулярные опросы, интервью и наблюдения помогают выявить изменения в мотивации и вовремя принять необходимые меры для ее поддержания и повышения.

Личностные характеристики включают внутренние установки, уровень саморегуляции, стремление к саморазвитию и самооценку. Исследования показывают, что студенты с высоким уровнем внутренней мотивации более склонны к самостоятельному развитию и обучению на протяжении всей жизни. Важную роль играет самооценка студента: те, кто высоко оценивает свои способности и достижения, обычно проявляют большую активность в самостоятельном обучении. Образовательная среда также играет важную роль. Здесь важно создать условия, способствующие активному обучению. Это включает наличие ресурсов, доступных для студентов, поддерживающую и стимулирующую атмосферу в учебном заведении, а также применение современных образовательных технологий. Интерактивные учебные материалы, доступ к онлайн-ресурсам, возможности для практического применения знаний (например, лаборатории, семинары, практикумы) способствуют формированию интереса к предмету и самостоятельной работе. Социальные влияния охватывают взаимодействие с преподавателями, однокурсниками, а также влияние семьи и друзей. Поддержка и поощрение со стороны окружающих могут значительно повысить мотивацию студентов к самостоятельному развитию. Позитивное взаимодействие с преподавателями, которые выступают не только как источники знаний, но и как наставники, способно существенно увеличить интерес к учебе.

В заключение, можно отметить, что формирование мотивации к самостоятельному развитию у студентов является сложным и многоэтапным процессом, требующим комплексного подхода. Важно учитывать личностные характеристики студентов, особенности образовательной среды и социальные влияния. Применение различных методов стимулирования мотивации, таких как интерактивные технологии, проектное обучение и рефлексия, а также индивидуальный подход и мониторинг, позволяет создать эффективную систему мотивации,

способствующую высокому уровню образовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов.

Использованные источники:

1. Зуева, О. А. (2004). Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования (Doctoral dissertation, [Волгогр. гос. пед. ун-т]).

2. Якушкина, Л. П. (2007). Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе (Doctoral dissertation, ЛП Якушкина).

3. Субботина, Л. Ю. (2011). Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности. Ярославский педагогический вестник, 2(4), 295-298.

4. Ермолаева, В. И. (2004). Организация самостоятельной работы студентов:(на примере преподавания математики) (Doctoral dissertation, [Ульян. гос. пед. ун-т им. ИН Ульянова]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.