Научная статья на тему 'Значение рефлексивных умений в развитии творческой активности студентов'

Значение рефлексивных умений в развитии творческой активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLECTION / REFLEXIVE SKILLS / CREATIVE ACTIVITY / CLASSIFICATIONS OF CREATIVE ACTIVITY / STUDENTS / INDEPENDENCE / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорина А.В.

The article shows the importance of forming reflexive skills and their connection with the development of creative activity of students in the process of their independent work. Independent work, in particular, solving educational tasks that simulate situations of professional activity, requiring the ability to identify problems and determine the most rational ways to solve them, that is, to apply the acquired knowledge in practice, stimulates the development of creative activity of the individual. The article also analyzes the concepts of "creativity", "reflection", "reflexive skills", "independent work", and provides examples of the classification of creative activity. Based on the analysis of scientific and practical research of scientists and their own developments, the author of the article concludes about the importance of reflection in the development of creative activity, which allows the individual to plan the trajectory of professional and creative self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF REFLEXIVE SKILLS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

The article shows the importance of forming reflexive skills and their connection with the development of creative activity of students in the process of their independent work. Independent work, in particular, solving educational tasks that simulate situations of professional activity, requiring the ability to identify problems and determine the most rational ways to solve them, that is, to apply the acquired knowledge in practice, stimulates the development of creative activity of the individual. The article also analyzes the concepts of "creativity", "reflection", "reflexive skills", "independent work", and provides examples of the classification of creative activity. Based on the analysis of scientific and practical research of scientists and their own developments, the author of the article concludes about the importance of reflection in the development of creative activity, which allows the individual to plan the trajectory of professional and creative self-development.

Текст научной работы на тему «Значение рефлексивных умений в развитии творческой активности студентов»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-350-359

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37 А.В. Шорина

Саратовский социально-экономический институт

филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

г. Саратов, Россия

ms.shorina@list.ru

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

[Anna V. Shorina The value of reflexive skills in the development of creative activity of students]

The article shows the importance of forming reflexive skills and their connection with the development of creative activity of students in the process of their independent work. Independent work, in particular, solving educational tasks that simulate situations of professional activity, requiring the ability to identify problems and determine the most rational ways to solve them, that is, to apply the acquired knowledge in practice, stimulates the development of creative activity of the individual. The article also analyzes the concepts of "creativity", "reflection", "reflexive skills", "independent work", and provides examples of the classification of creative activity. Based on the analysis of scientific and practical research of scientists and their own developments, the author of the article concludes about the importance of reflection in the development of creative activity, which allows the individual to plan the trajectory of professional and creative self-development.

Key words: reflection, reflexive skills, creative activity, classifications of creative activity, students, independence, professional self-awareness, professional motivation.

Инновационное развитие социально-экономической жизни России, влияющее на все институты общества, в том числе, и на образование, предъявляет особые требования к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов. Сегодня востребованы компетентные специалисты, умеющие творчески мыслить и готовые успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в постоянно изменяющихся условиях жизни общества.

Необходимо раскрыть значение одного из важнейших условий развития творческой активности личности - формирование рефлексивных умений у студентов вуза как будущих специалистов в процессе их профессионального

становления. Сформированность рефлексивных умений у студентов как потенциальных специалистов способствует их профессионализации, актуализируясь и совершенствуясь в рамках таких показателей личности как самостоятельность, творческая активность, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание. Таким образом, проблема развития творческой активности и сформированности рефлексивных умений студента вуза представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Теоретический аспект решения данной проблемы требует обращения к понятию «творчество», «творческая активность»; практический аспект предполагает поиск эффективных форм и методов развития творческой активности студентов вуза.

Современные подходы к рассмотрению значения рефлексии в процессе становления личности представлены следующим образом. В рефлексивно-гуманистической психологии (А.В. Растянников, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и другие), рефлексия понимается как осмысление и переосмысление субъектом шаблонов опыта мышления, общения, взаимодействия вплоть до порождения новых содержаний и форм этого опыта, обеспечивающих субъекту новые способы его личностного самоосуществления в постановке и решении на своем жизненном пути различных творческих задач [11, с. 12].

Т.А. Бондаренко, В.Г. Богин, Л.Г. Борисова, В.Г. Рындак выделяют рефлексию, самоорганизацию и саморазвитие в качестве показателей творческой личности. Рефлексия, по утверждению названных авторов, создает условия для самостоятельного творчества, позволяет успешно экспериментировать, планировать путь саморазвития, формирует методологическую культуру для изменения себя и практики.

А.В. Карпов и И.М. Скитяева особо подчеркивают роль рефлексивных умений и считают, что рефлексивные умения - это «умения занимать позицию наблюдателя со стороны, отходить от деятельности и анализировать трудности организации извне, понимать и оценивать участников, креативно регулировать свою деятельность и моделировать новую» [6].

По мнению Т.Ф. Ушевой, рефлексивные умения способствуют индивидуализации студента и наиболее полному раскрытию его внутреннего потенциала [15, с. 99]. С.В. Балабай и Л.И. Тетюев полагают, что рефлексивные умения предопределяют непросто решение конкретных задач, а осмысленный творческий подход в образовательном процессе [1, с. 195].

Рефлексивные умения - это самостоятельно выполняемые и осознаваемые личностью интеллектуальные действия (анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, самоконтроль, самооценка), обусловленные системой мотивов и личностных смыслов, детерминирующие творческую активность личности на основе усвоенных знаний и приобретённого субъектного опыта [16, с. 43].

Общепринятым в отечественной психологии считается понимание творчества как открытия чего-то нового, что наиболее содержательно сформулировал Л.С. Выготский, который рассматривал творчество как «деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими обнаруживающимся в самом человеке» [5, с. 3]. Подобного мнения придерживаются Н.Е. Воробьев и Э.Ю. Мизюрова, трактуя творчество как «создание качественно новых ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [4, с. 20]. И.Я. Лернер определяет творчество в учебном процессе как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта» [7, с. 19]. Творчеству, по мнению Я. Скалко-вой, присущи «повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и преобразующей деятельности...; сознательная постановка целей; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений и т.п.» [14, с. 57].

В работах данных авторов отмечается некоторая общность позиций относительно творческой деятельности и творческого мышления, которые соотносятся как часть и целое. Я.А. Пономарев утверждает, что «.мышление всегда творческое. Оно возникает в ситуациях, для решения которых у субъекта нет готовых средств, оно направлено на поиск способов изменения условий ситуаций в целях удовлетворения потребностей» [10, с. 79].

По мнению К.Я. Вазиной, деятельность человека является творческой в том случае, когда она осуществляется не по заданному образцу, а возникает в результате рефлексии (обращение к своему личному опыту) [2, с. 64]. Связи рефлексии и творческой активности личности раскрываются и в исследованиях В.И. Андреева, А.А. Бодалева, Н.Е. Воробьева, В.Г. Богина, Э.Ю. Мизюровой, В.А. Петровского, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, Н.И.

Семёнова, Я. Скалковой, С.Ю. Степанова. Творчество, как полагает большинство исследователей (Г.И. Вергелес, Я.А. Пономарёв, А.И. Раев, М.А. Чошанов и другие), опосредуется познавательной самостоятельностью, свидетельствующей о наличии у субъекта способности действовать без посторонней помощи в процессе учения [18, с. 67].

Формирование рефлексивных умений тесно связано с интересом студентов к учебной деятельности, ориентированной на будущую профессию, что обусловливает их познавательную самостоятельность, которая проявляется в инициативе обучающихся в приобретении новой информации, трансформирующейся в знания, и творческую активность по реализации этих знаний на практике. Рефлексия, по словам Я.А. Пономарева, выступает одной из главных характеристик творчества.

Как субъект деятельности человек определяет собственную траекторию профессионально-творческого саморазвития, что проявляется в способности получать, активно преобразовывать и использовать информацию для поиска путей решения поставленных жизнью задач. В силу этого студенты должны приобретать опыт активного учения, который, как утверждает А.А. Вербицкий, позволяет «...достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении» [3, с. 3]. Активность - неотъемлемая характеристика рефлексивной деятельности. К числу факторов, детерминирующих активность познавательной деятельности, следует отнести внешние и внутренние причины, которые «.всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия» [13, с. 241]. Внешние воздействия преломляются через опыт человека, его взгляды и состояния, поскольку фактически опосредованы его собственной активностью.

С несколько иных позиций к проблеме активности подходит А.Н. Леонтьев, который показывает, что внутреннее (субъект) действует через внешнее, и этим само себя изменяет [8]. Значимым моментом этой деятельности является уяснение субъектом того, посредством каких действий можно достичь нужных изменений. Именно сформированность рефлексивных умений обусловливает успешность этой деятельности.

Н.Е. Воробьев и Э.Ю. Мизюрова определяют творческую активность как «сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процес-

сы... стремление к применению новых приемов преодоления затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач» [4, с. 21].

В многочисленных публикациях психологов и педагогов (Ю.Н. Кулюткин, М.И. Махмутов, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, Г.С. Сухобская, Г.И. Щукина) раскрывается взаимосвязь познавательной деятельности, овладения способами деятельности и творческой активности, в развитии которой особая роль отводится самостоятельности. Однако активность и самостоятельность - понятия не тождественные. Если самостоятельность понимается как способность субъекта действовать без посторонней помощи, то в активности проявляется преобразовательное отношение субъекта к окружающим явлениям и предметам. Более того, существует общепринятое мнение, что активность влияет на прочность усвоения знаний и умений и выступает в качестве предпосылки развития личности. По мнению многих исследователей, характерными особенностями творческой активности являются познавательная самостоятельность, овладение способами деятельности, а самостоятельная творческая деятельность характеризует высокую степень развития субъектности.

Примечательно, что авторы различных классификаций творческой активности основываются главным образом на особенностях деятельности. М.И. Махмутов выделяет репродуктивный, репродуктивно-поисковый и творческий уровни [9], с мнением которого совпадает точка зрения Г.И. Щукиной, обосновывающей репродуктивный, поисково-исполнительский и творческий уровни [19]. В.Г. Рындак рассматривает воспроизводящий, интерпретирующий и творческий уровни [12].

Несмотря на некоторые различия в названиях уровней творческой активности, мнения авторов по данному вопросу практически совпадают, более того, все они выделяют уровень творческой активности. Наиболее оптимальной, на наш взгляд, является классификация уровней творческой активности, предложенная Н.Е. Воробьёвым и Э.Ю. Мизюровой [4], вследствие того, что ими учтены не только характер деятельности, но и ее мотивационный аспект. Основываясь на данных показателях, они выделяют четыре уровня, каждый из которых характеризуется определённой мотивационной составляющей и изменением характера творческой активности.

Уровни творческой активности

Уровни творческой активности Мотивационный компонент Операционный компонент

Пассивный Познавательная инертность Пассивно-ознакомительный характер деятельности

Низкий Требуются систематические побуждения Репродуктивный характер деятельности

Средний Целеустремленность и настойчивость Частично-творческий характер деятельности

Высокий Самопроизвольная активность Творческий характер деятельности

Активизация творческой познавательной деятельности студентов обычно осуществляется посредством оптимально выбранных методов обучения и специально подобранных заданий, которые содействуют формированию их устойчивых интересов, становятся для них побуждающей силой, обеспечивающей успешность учебного процесса. Важно, чтобы студенты при выполнении заданий проявили познавательную самостоятельность, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свое собственное решение.

В развитии творческой активности и формировании рефлексивных умений студентов хорошо себя зарекомендовали учебные задачи-ситуации самостоятельной творческой, профессиональной деятельности: ситуации эвристического поиска, самостоятельного выбора и принятия решения, творческой самореализации.

Проблемное изложение учебного материала помогает студентам в поиске личностного смысла и осознания себя в будущей профессии. Взаимодействие в ходе учебных дискуссий способствует развитию рефлексивных механизмов мышления, самоанализа, самоконтроля, активизирует интерес к познавательным и творческим процессам.

Например, для выявления уровня сформированности рефлексивных умений у студентов нами были разработаны вопросы и задания, дифференцированные по уровням исследовательской самостоятельности:

• низкий уровень (описательно-реферативные работы);

• средний уровень (лабораторные и практические работы);

• высокий уровень (экспериментальные и проблемные творческие работы).

Выбор экспериментальной и проблемной творческой работы свидетельствовал о высоком уровне развития профессионально-рефлексивных умений

студентов, соответственно, в лабораторных и практических работах, в основном, проявлялся средний уровень развития профессионально-рефлексивных умений, а в реферативных - изначально низкий уровень.

Таким образом уровень сформированности рефлексивных умений у студентов как потенциальных специалистов выявляет степень их профессионализации, актуализируясь и совершенствуясь в рамках таких показателей личности как самостоятельность, творческая активность, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание.

А важнейшей задачей преподавателей вуза является содействие самостоятельному и заинтересованному участию студентов в учебно-познавательном процессе, активному их включению в творческий процесс, предполагающий овладение ими навыками самостоятельной работы, включая поиск и переработку информации, создание продуктов собственной творческой деятельности на основе формирования и совершенствования профессионально рефлексивных умений [17, с. 37]. Приобретенный в вузе опыт самостоятельной творческой работы на основании профессионально ориентированной рефлексии составит потенциал их профессионально-личностной актуализации и стремления проявить «творческий подход» к решению профессиональных задач в будущем.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Балабай С.В., Тетюев Л.И. Пространство культуры современного образования: философско-педагогические основания // Власть. 2019. Т. 27. № 5.

2. Вазина К.Я. Единство творчества человека и рефлексивных способностей // Вестник ОГУ. 2007. № 4. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ edmstvo-tvorchestva-cheloveka-i-refleksivnyh-sposobnostey (дата обращения 06.02.2020).

3. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. № 3.

4. Воробьёв Н.Е., Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла (на материале преподавания иностранного языка в неязыковом вузе). Волгоград: Перемена, 2001.

5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Воронеж, 1996.

6. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.

8. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987.

9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. М.: Просвещение, 1977.

10.Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

11.Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002.

12.Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург: ОГАУ, 2001.

13.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.

14.Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.

15.Ушева Т.Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций, обучающихся // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41).

16.Шорина А.В., Тельтевская Н.В. Сущность и структура рефлексивных умений // Педагогика и психология образования. 2018. № 2.

17.Шорина А.В. Моделирование процесса формирования рефлексивных умений // Высшее образование сегодня. 2019. № 3.

18.Шорина А.В. Формирование рефлексивных умений у студентов: теоретический анализ / Под науч. ред. Н.В. Тельтевской. Саратов: ИЦ «Наука», 2019.

19.Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов школьников. Ленинград, 1968.

R E F E R E N C E S

1. Balabay S.V., Tetyuev L.I. The cultural Space of modern education: philosophical and pedagogical foundations of // Power. 2019. Vol. 27. No. 5.

2. Vazina K.Y. The Unity of human creativity and reflective abilities // Vestnik OGU. 2007. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-tvorch-estva-cheloveka-i-refleksivnyh-sposobnostey (accessed 06.02.2020).

3. Verbitsky A.A., Bakshaeva N.A. The Problem of transformation of motives in contextual learning // Questions of psychology. 1997. No. 3.

4. Vorob'ev N.E., Mazurova E.Y. Development of creative activity of students at studying of humanitarian disciplines (based on the teaching of foreign language in not language high school. Volgograd, 2001.

5. Vygotsky L.S. Psychology of development as a phenomenon of culture. Voronezh, 1996.

6. KarpovA.V., KitaevaI.M. Psychology of reflection. Moscow, 2002.

7. LernerI.Ya. Problem learning. Moscow, 1974.

8. Leontiev A.N. Psychological mechanisms of motivation of educational activity. Novosibirsk, 1987.

9. Makhmutov M.I. Organization of problem education in school: a book for teachers. Moscow, 1977.

10.Ponomarev Y.A. The Psychology of creativity. M., 1976.

11.Rastiannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. Reflexive development of competence in joint creativity. Moscow, 2002.

12.Ryndak V.G. Creativity. Brief pedagogical dictionary. Orenburg, 2001.

13.Rubinstein S.L. Being and consciousness. Moscow, 1957.

14.Skalkova Ya. Methodology and methods of pedagogical research. Moscow, 1989.

15.Usheva T.F. Reflexive interaction of a social teacher with parents on prevention of social deviations of students // Pedagogical IMAGE. 2018. Vol. 12. No. 4 (41).

16.Shorina, A.V., Teltevskaya N.V. The Essence and structure of reflexive skills // Pedagogy and psychology of education. 2018. No. 2.

17.Shorina A.V. Modeling of process of formation of reflexive skills // Higher

education today. 2019. No. 3. 18. Shorina A.V. Formation of reflexive skills in students: theoretical analysis /

edited by N.V. Teltevskaya. Saratov, 2019. 19.Shchukina G.I. Formation of cognitive interests of schoolchildren. Leningrad, 1968.

_08 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.