Научная статья на тему 'Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учетом их индивидуальных ритмов'

Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учетом их индивидуальных ритмов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / RATING SYSTEM / БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / BIORHYTHMOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Булгакова О.В.

The competences of the prospective specialist, competitive in the present labor market environment, should be formed based on the students' knowledge of fundamental disciplines, being the core of university education. The process of acquisition of necessary knowledge is a complicated task both for students themselves and for teachers. Solution of this task consists, first of all, in development of students’ creative skills during the whole learning process, increase of their intellectual potential, activity and independence. Despite the process of teaching and forming students’ educational competences traditionally associated with different methods of the knowledge transfer and, ultimately, only the independent work of students and monitoring of its performance in case of appropriate organization contributes to formation of their skill of independent thinking and the creative approach to solution of problems in education and life. The purpose of the present study was to prove the expedience of introducing the rating system in view of the biorhythmological approach. The use of the rating system for assessment of students’ knowledge is assumed to be an efficient method of enhancement of the learning motivation, quality of knowledge and educational competence of future specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Булгакова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учетом их индивидуальных ритмов»

УДК: 796.011.1

ОРГАНИЗАЦИЯ

рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учетом их индивидуальных ритмов

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Булгакова Сургутский государственный университет, Сургут

ORGANIZATION OF RATING SYSTEM FOR KNOWLEDGE ASSESSMENT OF STUDENTS OF FACULTIES OF SPORT SUBJECT TO THEIR INDIVIDUAL RHYTHMS V.D. Povzun, professor, Dr.Hab. A.A. Povzun, associate professor, Ph.D.

V.V. Apokin, associate professor, Ph.D.

O.V. Bulgakova, associate professor, Ph.D.

Surgut state university, Surgut Key words: educational process, quality of education, independent work of students, rating system, bio-rhythmological approach. The competences of the prospective specialist, competitive in the present labor market environment, should be formed based on the students' knowledge of fundamental disciplines, being the core of university education. The process of acquisition of necessary knowledge is a complicated task both for students themselves and for teachers. Solution of this task consists, first of all, in development of students' creative skills during the whole learning process, increase of their intellectual potential, activity and independence. Despite the process of teaching and forming students' educational competences traditionally associated with different methods of the knowledge transfer and, ultimately, only the independent work of students and monitoring of its performance in case of appropriate organization contributes to formation of their skill of independent thinking and the creative approach to solution of problems in education and life. The purpose of the present study was to prove the expedience of introducing the rating system in view of the biorhythmological approach.

The use of the rating system for assessment of students' knowledge is assumed to be an efficient method of enhancement of the learning motivation, quality of knowledge and educational competence of future specialists.

Ключевые слова: образовательный процесс, качество образования, самостоятельная работа студентов, рейтинговая система, биоритмологический подход.

Формирование профессиональных качеств будущего специалиста, конкурентоспособного в условиях современного рынка труда, должно опираться на знание студентами прежде всего фундаментальных дисциплин, составляющих ядро университетского образования. Процесс приобретения студентами необходимых знаний является сложной задачей и для них самих и для преподавателей, и решение этой задачи заключается в первую очередь в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности [1, 2]. И хотя традиционно процесс обучения и формирования образовательных компетенций студентов связывают с различными способами передачи знаний, в конечном итоге лишь самостоятельная работа студентов и контроль за ее выполнением, при соответствующей организации, способствуют формированию у них самостоятельности мышления и творческого подхода к решению образовательных и жизненных проблем.

Цель исследования - обосновать целесообразность введения рейтинговой системы с точки зрения биоритмологическо подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Контроль уровня получаемых студентом знаний может быть достаточно традиционным. Так можно проверять и оценивать качество конспектирования лекций (что чаще всего нецелесообразно), точность и качество выполнения лабораторных работ, навыки работы с приборами, умение вести наблюдение, проводить необходимые расчеты, описывать и анализировать результаты, формулировать выводы по полученным в рамках эксперимента результатам, пользоваться каталогами и справочниками и т. д. Однако следует отметить, что качество

учебной работы заметно повышается при введении рейтинговой системы контроля, поскольку это позволяет систематически и дифференцированно оценивать все виды деятельности студентов, а им самим рационально распределять свою учебную нагрузку и по времени, и по видам деятельности для получения наилучшего результата, то есть реализовать на практике принцип свободы выбора.

Целесообразность такого подхода основывается прежде всего на многолетней практике вузовского образования в мире и опыте многочисленных российских специалистов, доказавших высокую эффективность внедрения в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний. Эффективность рейтинговой системы, предложенной нами, при оценке знаний студентов факультета физической культуры, в курсе физиологии была подтверждена психологическими и педагогическими исследованиями, в частности диссертационным исследованием А. В. Салькова [5]. Он доказал, что внедрение рейтинговой системы в образовательный процесс является эффективным средством развития мотивации достижения студентов, создания ситуации успеха. Такой результат, по нашему мнению, особенно значим для спортивных факультетов, где организация учебного процесса с использованием такого подхода особенно целесообразна, поскольку у студентов-спортсменов чрезвычайно развиты соревновательные качества - азарт, стремление к достижению высоких результатов, упорство, трудолюбие, умение концентрироваться в ответственные моменты, которые позволяют значительно повышать эффективность образовательного процесса, качество обучения.

Кроме того, рейтинговая система контроля знаний имеет ряд существенных преимуществ, когда речь идёт о факторах сохранения здоровья и повышении при этом качества образования. Не секрет, что большую часть учебного времени спортсмены проводят на соревнованиях, сборах и иных спортивных мероприятиях, а значит, не могут посещать учебные занятия регулярно, поэтому организация самостоятельной работы в условиях рейтинговой системы ее контроля имеет для них особое значение. Прежде всего потому, что она не только даёт студенту возможность выбрать наиболее удобные и интересные для него виды работ, но, что особенно важно, позволяет самостоятельно определять сроки их выполнения. Таким образом, у студентов развиваются навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, снимаются психологические проблемы, вызванные необходимостью жестко следовать требованиям учебной программы, а также они учатся выбирать и самостоятельно организовывать собственный образовательный процесс. И правильная организация этого процесса, выбор оптимальных сроков и для подготовки, и для выполнения как семестровых, так и текущих заданий, оцениваемых с помощью различных форм контроля, может оказать существенное влияние, на повышение академической успеваемости студентов.

Проблема заключается в том, что сегодня стандартный учебный план абсолютного большинства высших учебных заведений предусматривает жёсткую привязку любых форм учебной деятельности,

а особенно её контроля, к определённым датам, что с точки зрения традиционной организации образовательного процесса абсолютно целесообразно. Но как минимум у студентов спортивных факультетов, а возможно, и других студентов, активно занимающихся спортом, чей индивидуальный спортивный график не менее жёстко привязан к различным спортивным событиям и сопровождающим их мероприятиям, такая ситуация вызывает массу затруднений. Попытки организации свободного графика сдачи любых академических задолженностей не встречает никакого энтузиазма со стороны администрации, хотя де-факто это и имеет место, а сколько-нибудь аргументированные научные доводы в пользу организации свободного образовательного режима практически отсутствуют.

Мы уже показывали [4], что учет индивидуальных ритмов человека, то есть циклических колебаний интеллектуальной, физической и эмоциональной активности студентов [5], может существенно, и при этом организационно, практически безболезненно повлиять на повышение качества образовательного процесса. Основываясь на полученном нами результате, мы полагаем, что несмотря на всю свою уязвимость, гипотеза трёх ритмов может стать достаточно весомым аргументом в пользу индивидуального подхода к расписанию не только семестровых экзаменов, но и любых других форм учебной деятельности, и не только для спортсменов, но и для студентов других специальностей. Более того, мы с полной уверенностью можем утверждать, что такой ритмологический подход позволит не только более оптимально организовать распределение учебных нагрузок спортсменов, но и повысить качество образовательного процесса в целом. Тем более, что концепция новых образовательных стандартов высшей школы строится на идеях системно-деятельностного подхода, в логике которого эффективность деятельности студента и преподавателя, образовательного процесса вуза в целом определяется прежде всего качеством условий, в которых она протекает, а следовательно, игнорировать возможности учета биоритмологического фактора было бы неправильно.

Отметим, что в ряде стран мира уже сегодня активно применяется практика, когда студент в определенный период времени может часть дисциплин учебного плана сдавать по гибкому графику, используя возможности блочно-модульного обучения и опираясь на принцип академической свободы, делегирующей ему не только ответственность за содержание своего учебного плана и качество его реализации, но и возможность согласовывать его исполнение с администрацией вуза, включая сроки сдачи экзаменов и зачетов.

Учитывая наши возможности и условия, мы полагаем, что для факультета физической культуры, студенты которого большую часть учебного времени проводят на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, то есть вне классического, календарно-тематического, учебного процесса, специальная организация самостоятельной работы и рейтинговая система ее контроля имеют важнейшее значение.

Прежде всего ввиду частого отъезда студентов на различные, спортивные мероприятия в систему контроля не могут быть включены лекционные занятия, зато лабораторные занятия, являющиеся основой изучения физиологии, являются для этого отличным материалом. Физиология - наука экспериментальная, и основной формой учебной работы являются лабораторные работы по всем разделам изучаемого курса. Выполнение каждой лабораторной работы внесено в систему рейтингового контроля, в котором по специальной балльной системе оцениваются навыки лабораторной работы, умение поставить эксперимент, проанализировать результат и сформулировать по нему развернутый вывод.

Выполнение всех видов самостоятельной работы осуществляется согласно специально составленному практикуму, включающему не только описание методики выполняемых лабораторных работ, но и достаточно обширный теоретический материал по предмету, необходимый для понимания студентами сути выполняемой работы.

Этот же теоретический материал совместно с материалом учебника является основой для проведения вводного контроля, который позволяет быстро и качественно оценить уровень подготовленности студента к выполнению лабораторной работы. Один из наиболее эффективных способов контроля - предварительный тестовый опрос, позволяющий в короткое время опросить всю группу студентов. Для каждого лабораторного занятия разработаны тестовые вводные задания, включающие пятнадцать вопросов разных типов по основным положениям изучаемой темы.

Вводный контроль хорошо вписывается в рейтинговую систему оценки знаний студентов - каждое задание теста оценивается определенным числом баллов. Прохождение вводного контроля считается успешным в том случае, если студент набрал не менее 60 % от максимальной суммы баллов за все задание. Получившие более низкий балл к лабораторной работе или не допускаются или допускаются с условием выполнения задания этого контроля во внеучебное время. Для этого контроля разработаны другие варианты заданий, а выполнение задания оценивается более низким баллом.

Баллы, полученные в процессе вводного контроля и за выполнение лабораторных работ, являются основными, но не единственными слагаемыми рейтинга. Важная форма самостоятельной работы студентов - выполнение домашних заданий по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Причем к каждому лабораторному занятию формулируется ряд вопросов, для обсуждения которых выделяется специальное время в ходе еженедельных консультаций для студентов. Теоретическое обсуждение этих вопросов не является обязательным, однако наиболее подготовленные студенты могут, таким образом, существенно повысить свой рейтинг по дисциплине. Эта же форма контроля в обязательном порядке используется для студентов, которые не смогли набрать необходимого количества баллов при выполнении основных заданий или по тем или иным причинам отсутствовали на лабораторном и лекционном занятиях.

Учитывая специфику факультета, следует отметить, что студентов, пропускающих занятия, достаточно много. Для уезжающих на длительные тренировочные сборы или соревнования и в силу этого пропускающих целые разделы разработана специальная система индивидуальных заданий по всем изучаемым разделам физиологии. Такое задание включает по возможности простую лабораторную работу, выполнение которой не требует специального оборудования и условий, практическое задание, связанное с анализом физиологического закона или зависимости, и несколько задач. Студент получает такое задание перед отъездом на соревнования и по возвращении сдает его. Выполнение заданий по всем пропущенным темам засчитывает-ся согласно рейтингу и не требует отработок.

Еще одной формой самостоятельной работы являются семестровые задания, выполняемые студентами на протяжении всего семестра и сдаваемые по мере их выполнения. Такие задания могут быть обязательными, как, например, контрольные работы, с помощью которых проверяется теоретическая подготовка студентов по разделам, которые по тем или иным причинам не включены в лабораторный практикум. Контрольные работы позволяют оценить не просто сумму теоретических знаний, но и умение излагать их письменно, находить дополнительную литературу по теме и использовать ее, умение выделять главное. Написание контрольной работы -обязательное задание для каждого студента.

Необязательным, но важным семестровым заданием является решение ситуационных задач по изучаемым темам. Умение решать задачи является хорошим показателем уровня усвоения знаний, но для развития этих навыков в рамках лабораторного практикума времени не остается. Поэтому по каждому изучаемому разделу разработаны ситуационные задачи, которые студенты решают самостоятельно и к моменту завершения темы сдают. Обсуждение правильности решения происходит на консультациях. Правильно решенные задачи оцениваются соответствующим количеством баллов и засчитываются в рейтинг.

Вывод. Выполнение всех видов самостоятельной работы, в комплексе или частично, позволяет студентам более глубоко и полно изучить дисциплину, получить первоначальные навыки профессиональной подготовки и, кроме того, существенно повысить свой образовательный рейтинг, а преподавателю - использовать различные формы поощрения при аттестации студента. По нашему мнению, именно использование рейтинговой системы оценки знаний студентов может быть эффективным средством повышения мотивации обучения, качества знаний и уровня образовательной компетенции будущих специалистов.

Литература

1. Кузнецов Ю.Ф. Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный / Ю.Ф. Кузнецов. - Амрита-Русь, 2006. - 384 с.

2. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 1 - С. 94-95.

3. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной

среды Университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013 - № 7 - С. 87-91.

4. Повзун В.Д. Роль учёта биоритмов в повышении академической успеваемости студентов университета /В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, А.В. Сальков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4 - С. 86-88.

5. Сальков А.В. Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Сальков. - Оренбург, 2002. - 20 с.

References

1. Kuznetsov, Yu.F. Human biorhythms: physical, emotional, intellectual / Yu.F. Kuznetsov. - Amrita-Rus', 2006. - 384 P. (In Russian)

2. Povzun, V.D. Capabilities of the university educational environment in developing the creative potential of sports faculty students / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 1 - P. 94-95. (In Russian)

3. Povzun, V.D. The comparative analysis and ways of development of students' creative potential in the university educational environment / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 7 -P. 87-91. (In Russian)

4. Povzun, V.D. The role of registration of biorhythms in enhancement of the academic performance of university students / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin, A.V. Sal'kov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 4 - P. 8688. (In Russian)

5. Sal'kov, A.V. Educational conditions of development of the achievement motivation in university students: abstract of Ph.D. thesis / A.V. Sal'kov. - Orenburg, 2002. - 20 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 22.06.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.011

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ НА БАЗЕ

НЕЛИНЕЙНОГО СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Аспирантка Н.Р. Усаева

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

В современных условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов специалисты, учёные всё больше внедряют качественно новый, нелинейный синергетический подход. Главная особенность этого подхода в том, что он требует от людей иного мировоззрения, иного стиля управления тренировочными и соревновательными нагрузками, иного понимания роли специальной психологической подготовки спортсмена, непосредственного взаимодействия основных субъектов деятельности, иной дифференциации физических и психических нагрузок в условиях спортивной деятельности.

Цель исследования - анализ управления спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов на базе нелинейного синергети-ческого подхода

Результаты исследования и их обсуждение. Проблемы повышения ресурсов и резервов в процессе управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов в самом обобщенном виде можно рассматривать с позиций техноцентрического и психоцентрического подходов. В техноцентриче-ском подходе человеческие ресурсы рассматриваются как рядоположенные с другими видами ресурсов системы подготовки. Спортсмен в этом подходе рассматривается с позиций его ограничений, как и другие виды ресурсов.

Суть психоцентрического подхода в том, что человек признается самым ценным ресурсом системы подготовки. Это связано с тем, что человеческие ресурсы - самый адаптивный вид ресурсов. Благодаря этому качеству система подготовки способна быстро изменяться в ответ на неожиданные требования внешней среды, сохранять управляемость в условиях нестабильности параметров, временных ограничений и при недостатке других видов ресурсов.

Законы управления основными компонентами физической нагрузки по влиянию на уровень психической подготовленности квалифицированных спортсменов, созданные для линейной системы подготовки, оказываются недостаточными. Чтобы яснее увидеть особенности нелинейности нагрузки, посмотрим, что же такое линейный технократический подход к тренировочной нагрузке. Линейность тренировочной нагрузки мы наблюдаем там, где, во-первых, результат прямо пропорционален воздействию (т. е. большее воздействие нагрузки влечет больший ответ, чем больше нагрузка, тем больше и реакция на неё), во-вторых, целое равно сумме его составляющих (компонентов) и, в-третьих, причина и следствие легко наблюдаемы.

Следствиями из этого будет то, что точность предсказания определяется тщательностью планирования; успешный результат достигается благодаря постоянному контролю, а анализ системы основывается на возможности разложения целого на составные компоненты. Хорошо всем знакомо «строительное» описание построения системы, где нетрудно проследить за той или иной блочной структурой.

В нелинейных системах наблюдается обратное: воздействие и результат не связаны прямой зависимостью. Целое - это не сумма компонентов (частей). Причинно-следственные отношения неочевидны. Динамика развития в силу множества связей непрозрачна. В нелинейной системе описание в виде блоков уступает место сетевым структурам и ни одна из частей не преобладает над другой. Нелинейная система - это иное течение

времени и ощущения пространства. Нелинейный мир - это мир сложности. Ситуация расставания с простотой требует иного стиля мышления, новой психологии управления соревновательным и тренировочным процессом, особенно связанным с психологическим стрессом, так как спортивная подготовка квалифицированных спортсменов всегда детерминируется экстремальными, стрессовыми условиями в пространстве и времени управления и регуляции двигательными действиями и операциями.

Спортивная деятельность в целом характеризуется двумя качественными уровнями: имитационно-репродуктивным (связанным с запрограммированной активностью) и конструктивно-творческим (в рамках которого создается что-то новое). Момент создания нового в спортивном действии обнаруживает парадокс развития, который заключается в том, что если новое возникло из старого, то оно уже содержится в этом старом в некоем скрытом виде и не является принципиально новым (К. Н. Югай). Потому новое должно возникать из нечто такого, чего никогда еще не было, не существовало. Отсюда творческий акт может метафорически пониматься как эмерджентность, процесс возникновения принципиально нового качества, которое является предметом анализа синергетики.

Синергетика, новая междисциплинарная отрасль знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, наука об открытых нелинейные системах, которые обнаруживают состояния динамического хаоса, неопределенности в момент перехода из старого состояния в новое, возвела хаос в ранг научной реальности.

Отмеченное выше предполагает, что спортивная деятельность спортсмена синергийно реализуется в плоскости всех сфер его психической активности, поскольку предполагается, что в акте творчества принимает участие целостный организм человека, все аспекты его психической личности, а творчество продуцируется тогда, когда эти аспекты обнаруживают высокий уровень самоактуализации и самоорганизации.

Главной особенностью спортивной подготовки при этом можно считать ее инновационный характер, ориентацию на постоянную новизну как выход за пределы актуальной данности. В этом, на наш взгляд, и проявляется нелинейный характер творческой деятельности, которая предстает здесь как нелинейный диссипативный, отрытый внешней среде процесс.

Выводы. Спортивная подготовка спортсмена должна реализоваться прежде всего как инновационная психофизическая подготовка, которая проявляется в оригинальном решении специфических психомоторных задач, в импровизации и экспромте двигательных действий и операций, эффективности конкурировать и противостоять соперникам и взаимодействовать с товарищами по команде. Организация нелинейной подготовки учебно-тренировочного процесса позволит спортсменам проектировать индивидуальный алгоритм соревновательной деятельности на основе творчески-рефлексивного осмысления вариантов решения двигательных задач в условиях напряжённой экстремальной деятельности.

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 06.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.