Научная статья на тему 'Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills'

Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / JUNIORSKILLS / TRAINING OF SCHOOLCHILDREN / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL ATTITUDE / SPIRAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Восторгова Е.В., Махотин Д.А., Михайлов В.В.

JUNIORSKILLS Раскрываются современные подходы к профессиональной подготовке школьников в логике формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Предлагается модель профессиональной подготовки школьников на основе описания профессиональных ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Восторгова Е.В., Махотин Д.А., Михайлов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of professional training of students on the basis of standards JuniorSkill

Modern approaches to professional training of schoolchildren in the logic of formation of professional competences. The model of professional training of schoolchildren on the basis of the description of professional competences according to JuniorSkills standards is offered. Keywords:

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills»

SO ВЕСТНИКPMAT№ 3 • 2018

УДК 373.6

Е.В. ВОСТОРГОВА, Д.А. МАХОТИН, В.В. МИХАЙЛОВ

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ JUNIORSKILLS

Раскрываются современные подходы к профессиональной подготовке школьников в логике формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Предлагается модель профессиональной подготовки школьников на основе описания профессиональных компетенций по стандартам движения JuniorSkills.

Ключевые слова: профессиональная подготовка школьников, профессиональные компетенции, профессиональная ориентация, спиральная модель, JuniorSkills.

Modern approaches to professional training of schoolchildren in the logic of formation ofprofessional competences. The model ofprofessional training of schoolchildren on the basis of the description of professional competences according to JuniorSkills standards is offered.

Keywords: training of schoolchildren, professional competencies, professional attitude, spiral

model, JuniorSkills.

Введение

Профессиональная подготовка школьников является одним из этапов школьного технологического образования и отражает возможности для освоения обучающимися профессиональных компетенций или получения профессии среднего профессионального образования. Сегодня реализуются разные модели профессиональной подготовки школьников - на базе общеобразовательных организаций, на базе колледжей, на базе центров дополнительного образования.

В современных условиях профессиональную подготовку школьников понимают как процесс овладения профессиональными (производственно-технологическими) знаниями, умениями, навыками и трудовым опытом в специ-

© Восторгова Е.В., Махотин Д.А., Михайлов В.В., 2018

ально созданных условиях (производственных или близких к ним в форме лабораторий, мастерских, конструкторских бюро и проч.), приводящих к возможности получения профессии/ профессиональных компетенций и проектирования планов индивидуального профессионального развития [2].

Предлагаемая модель профессиональной подготовки школьников представляет собой обобщение опыта подготовки обучающихся к освоению профессиональных компетенций с целью участия в соревнованиях ^шогБИШ на базе Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета.

Обоснование модели

В основу разработки образовательной модели профессиональной подготовки школьников взята идея спиральной

модели жизненного цикла программного обеспечения. Модель жизненного цикла программного обеспечения - это структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, использования и сопровождения программного продукта. Спиральная стратегия модели (эволюционная или итерационная модель, автор Барри Боэм, 1988) подразумевает разработку в виде последовательности версий, когда в начале проекта определены не все требования; они уточняются в результате разработки версий модели [1].

Данная модель жизненного цикла характерна при разработке новаторских (нетиповых) систем. В нашем случае подготовка команды школьников для соревнований - необычная, отличающаяся от основного образовательного процесса задача и входные данные - навыки учащихся, как правило, слабо диагностируемы и неконкретны. Конкурсные задания соревнований, отражающие требования к профессиональному мастерству (компетенции), меняются с периодичность раз в год.

В начале работы над проектом у заказчика - стандарта ^шогБИк - и разработчика - педагога-наставника или тренера - нет четкого видения итогового продукта - совокупности знаний и умений учащегося (требования не могут быть четко определены) или стопроцентной уверенности в успешной реализации проекта (риски очень велики). В связи с этим принимается решение подготовки школьников по частям с возможностью изменения требований или отказа от дальнейшего развития данной команды школьников либо данного образовательного пути. Результат и коррекция траектории подготовки школьников в этом случае можно наблюдать и оценивать через небольшой промежуток времени,

а именно, после прохождения одной итерации подготовки. Такой подход можно увидеть в других странах, например в США. Согласно принятым стандартам технологическая подготовка школьников в США ведется по принципу спирали, т.е. на каждом этапе обучения должны присутствовать различные учебные разделы, но по мере достижения более высокой ступени образования глубина изучения каждого модуля увеличивается.

Описание модели

Для подготовки участников соревнований ^шогБИШ необходимо создать условия для развития не только профессиональных навыков, которые в совокупности объединяются в понятие НагёэкШэ, но и так называемых БоЛзкПк. Последние связаны не с профессиональным мастерством, а с коммуникациями и навыками, необходимыми для успешной работы в своей сфере деятельности, в команде, в коллективе - с другими людьми. Такой подход при подготовке участников к соревнованиям юниорского уровня значительно повысит их конкурентные преимущества.

Модель включает цели и результаты профессиональной подготовки школьников, направления, содержательные элементы, особенности реализации модели и систему критериев оценки результатов, а также описание условий эффективной реализации модели в образовательной организации (организационных, материально-технических, кадровых, содержательных, процедурных).

Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов ^шогЗкНЬ включает следующие компоненты: целевой блок, содержательный блок, процессуальный (технологический) блок, результативный блок.

82 ВЕСТНИКРМАТ№ 3 • 2018

Целевой компонент отражает основные цели профессиональной подготовки школьников и фактически задает все ключевые направления деятельности:

• создание условий для овладения школьниками профессиональных компетенций (в отдельных случаях -профессией) на основе существующих стандартов профессионального мастерства JuniorSkills;

• профессиональная ориентация школьников в сфере современных и перспективных технологий и профессий будущего посредством реализации профессиональных проб и учебных проектов;

• развитие личностных и метапредмет-ных результатов образования, включая так называемые SoftSkills (навыки работы в команде, сотрудничество, навыки деловых коммуникаций и проч.).

Содержательные направления модели профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills раскрывают актуальные направления профессиональной подготовки, отражающие ориентир на инженерные компетенции и профессии в цифровой сфере. В стандартах JuniorSkills закреплены такие компетенции, как «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Мехатроника», «Инженерный дизайн CAD», «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Электроника», «Аэрокосмическая инженерия», «Электромонтажные работы», «Сетевое и системное администрирование», «Кровельные работы по металлу», «Нейротехнологии», «Лазерные работы», «Лабораторный химический анализ», «Интернет вещей», «Мультимедийная журналистика», «Кулинарное дело», «Графический дизайн», «Агрономия» [4, 5].

Данные содержательные направления в рамках профессиональной подготовки школьников могут быть реализованы:

• в рамках часов, выделяемых на предметную область «Технология»;

• в рамках часов внеурочной деятельности школьников;

• в рамках реализации программ дополнительного образования детей технико-технологической направленности;

• в рамках классов с углубленным изучением отдельных предметов и профильного (предпрофессионального) характера, например инженерных классов, информационно-технологических классов и проч. Процессуальный или технологический

компонент модели отражает логику реализации профессиональной подготовки школьников в образовательном процессе и приоритетные методы и технологии, которые могут быть использованы для достижения планируемых результатов профподготовки школьников.

В основу процессуального компонента положена спиралевидная стратегия реализации профессиональной подготовки школьников на основе стандартов ^шогБИШ, которая включает четыре основных этапа (рис.):

• Анализ (декомпозиция) профессиональной компетенции (через систему конкурсных/учебных заданий).

• Выбор способа решения задания (задачи).

• Реализация учебного проекта (на основе выбранного решения).

• Презентация проекта и рефлексия. Первые два ее этапа представляют ана-

литико-техническую часть и в большей степени относятся к навыкам БоЛЗкПк, другая половина - проектно-техническая часть - связана с навыками НагёБкИЬ.

Наставник или педагог - тренер команды - должен обладать достаточной

профессиональной компетенцией для подготовки команды учащихся к соревнованиям ^шогБИк, сопровождать команду на всех этапах подготовки и соревнований.

Профессиональный консультант должен иметь достаточные знания и опыт по определенной профессии (профессиональной компетенции) для оказания помощи, консультации, оценки результатов работы школьников. Эксперт может представлять бизнес-организацию (специалист) или образовательную организацию (педагог).

Участники команды - учащиеся образовательных организаций общего образования в возрасте от 10 до 17 лет -участники движения ^шогБИШ и соревнований ^шогЗкПк.

Аналитико-техническая часть основана на разборе задания компетенции, условий и подходов к ее решению. В этой части необходимо сделать подробный анализ конкурсного задания, разбить его на подзадачи и обозначить задачи на данную образовательную итерацию. Второй этап - выбор способа решения -реализуется методом проблемного обучения.

Проектно-техническая часть - это непосредственное выполнение задачи согласно принятой схеме решения, анализ проблемных участков и работа над ошибками. На этих этапах появляется понимание, какой степени сложности поставить задачу для новой итерации образовательной траектории. Реализация этой части основана на методе про-

Рис. Технологический компонент модели профессиональной подготовки школьников

на основе стандартов ^шогБкШз

84 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2018

ектирования и соревновательном методе. На последнем этапе прикладной части акцент сделан на оформлении и презентации результатов. Создание отчетов о проделанной работе и разработка презентации дает целостное понимание, а также совершенствует личностные навыки и готовит к этапу защиты проектов. На основе рефлексии происходит понимание достижения планируемых результатов, анализ успехов и неудач выбранного способа решения, что позволяет осмыслить пути движения для освоения нового блока компетенции или новой профессиональной компетенции.

Таким образом, каждому этапу освоения профессиональной компетенции соответствует тот или иной приоритетный метод (технология) обучения: на первом этапе - это метод профессиональных проб, на втором - метод проблемного обучения (с разными уровнями его реализации), на третьем - метод учебного проектирования, на четвертом - рефлексивный метод.

Результативный компонент модели профессиональной подготовки школьников отражает:

• результаты освоения конкретной компетенции (с перечнем сформированных профессиональных умений и навыков);

• систему критериев оценки результатов освоения профессиональной компетенции (на основе 2D-оценивания по объективным и субъективным критериям показателям (аспектам));

• уровень развития личностных и ме-тапредметных компетенций школьников;

• профессиональное самоопределение школьников в рамках выбранных/ освоенных профессиональных компетенций и связанных с их применением в профессиях сферах деятельности.

Условиями эффективной реализации модели в образовательной организации (организационными, материально-техническими, кадровыми, содержательными, процедурными и проч.) служат следующие:

• Содержание профессиональной подготовки школьников должно строиться на основе стандартов профессионального мастерства (например, таких, как стандарты ^шогБИШ), отражающих требования к профессиональным умениям и навыкам и соответствующую структуру конкурсных заданий, сформулированных экспертами по данному направлению (компетенции).

• Логика реализации профессиональной подготовки отражает спиралевидную модель, основанную на повторении четырех основных этапов (аналитического, выбора способа решения, реализации учебного проекта, презентации проекта и рефлексии) и приоритетных на каждом этапе методов обучения (метода профессиональных проб, методов проблемного обучения, метода учебного проектирования, рефлексивного метода).

• Профессиональная подготовка должна осуществляться в условиях технологически насыщенной и интерактивной образовательной среды, предоставляя возможность обучающимся погружаться в решение производственно-технологических задач, работать профессиональным инструментом и на реальном оборудовании, выполнять производственные заказы предприятий.

• Основой модели является личность школьника и система его взаимодействий с другими обучающимися, наставниками, профессиональными

консультантами, внутри и между командами учащихся, конкурсантов.

• В процессе овладения профессиональной компетенцией обучающиеся знакомятся с видами работ и возможными профессиями, связанными с данными профессиональными умениями и навыками, что обеспечивает их профориентацию и профессиональное самоопределение.

• Все педагоги и наставники должны иметь опыт реальной профессиональной (производственной) деятельности в выбранной сфере (профессии, компетенции) и/или профессиональную сертификацию по использованию конкретного оборудования, программного обеспечения от производителя (работодателя).

• Обучающиеся должны иметь возможность выбора и освоения не менее двух

1. Ковалев А.А., Микава А.В., Окунев А.В. Применение спиральной модели жизненного цикла для разработки инновационного программного продукта//Инновации и инвестиции. 2013. № 4. С. 19-23.

2. Махотин Д.А. Профессиональная подготовка школьников в технологическом образовании: история, подходы, перспективы // Вестник РМАТ. 2018. № 2. С. 120-127.

3. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическом укладу // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 25-40.

4. Методические рекомендации по развитию

профессиональных компетенций за время обучения в школе (организации дополнительного образования), а также получить возможность прохождения профессиональных проб (разовых, краткосрочных) по 6-8 компетенциям. Предлагаемая для реализации модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills является одним из подходов к овладению учащимися профессиональными компетенциями еще на этапе общего образования, позволяющим им активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства и соревнованиях по методике JuniorSkills (ЮниорПрофи), заложить основы профессионального развития и определиться в выборе пути дальнейшего образования.

движения JuniorSkills. URL: https://irorb.ru/files/ WS/met_rek_po_razvitiyu_juniorskills.pdf

5. О программе ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников ЮниорПрофи (JuniorSkills). URL: https:// juniorskills.ru/about-juniorskills.html

6. Свиридова Н.В. JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников //Евразийский союз ученых. 2017. № 10-3 (43). С. 31-35.

7. Agilemanifesto.org: Statistics and Analysis. Agile Methodologies, Agile Development Process, Manifesto For Agile Software Development related sites. URL: http://agilemanifesto.org

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.