Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка школьников в технологическом образовании: история, подходы, перспективы'

Профессиональная подготовка школьников в технологическом образовании: история, подходы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADVANCED TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махотин Д. А.

Анализируется практика профессиональной подготовки школьников в истории развития трудового обучения и технологического образования. Автор делает выводы об изменении подходов к решению этой проблемы в условиях реализации компетентностного образования и оценивает перспективы развития профессиональной подготовки на уровне основного и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махотин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of students in technological education: history, approaches, prospects

The article analyzes the practice of professional training of students in the history of technological education. The author draws conclusions about the change of approaches to solving this problem in the context of the implementation of competence education and assesses the prospects for the development of vocational training at the level of General education

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка школьников в технологическом образовании: история, подходы, перспективы»

УДК 37.031.4

Д.А. МАХОТИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИЯ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Анализируется практика профессиональной подготовки школьников в истории развития трудового обучения и технологического образования. Автор делает выводы об изменении подходов к решению этой проблемы в условиях реализации компетентностного образования и оценивает перспективы развития профессиональной подготовки на уровне основного и среднего общего образования.

Ключевые слова: технологическое образование, общее образование, трудовое обучение, компетентностный подход, профессиональные компетенции, перспективные технологии, профессиональная подготовка школьников.

The article analyzes the practice ofprofessional training of students in the history of technological education. The author draws conclusions about the change of approaches to solving this problem in the context of the implementation of competence education and assesses the prospects for the development of vocational training at the level of General education.

Keywords: technological education, General education, competence approach, professional competence, advanced technologies, professional training of students.

Профессиональная подготовка рассматривается в педагогических исследованиях и как процесс формирования специальных (профессиональных, технологических) знаний, умений, навыков, компетенций и качеств личности, и как результат такой специально организованной подготовки обучающихся с целью получения той или иной профессии (специальности). Например, в Энциклопедии профессионального образования (1999) под профессиональной подготовкой понимается: 1) совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; 2) процесс сообще-

© Махотин Д.А., 2018

ния учащимся соответствующих знаний и умений [10].

Профессиональная подготовка появилась в связи с профессиональным разделением труда и приобрела массовый характер в процессе развития индустриального производства и необходимости массовой подготовки рабочих кадров. Основой для исследования и реализации на практике профессиональной подготовки является некая совокупность знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности и определенный уровень опыта, перечень которых меняется под влиянием развития научно-технического прогресса и требований экономики и производства к работнику.

Профессиональная подготовка школьников - один из обязательных этапов непрерывной технологической подго-

товки обучающихся, создающих для школьников возможности:

• профессионального самоопределения в мире труда, современных профессий и профессий будущего посредством реализации профессиональных проб и создания профессиональных продуктов (проектов);

• овладения конкретной профессией или профессиональной компетенцией (как составляющей одной или нескольких профессий) на доступном уровне квалификации;

• формирования профессиональной (как компонента технологической) культуры в процессе накопления трудового опыта, который формируется в процессе индивидуального и коллективного (командного) труда, достижения реальных результатов в условиях производственной деятельности и наставничества.

В условиях развития технологического образования и реализации компе-тентностного подхода профессиональную подготовку школьников можно рассматривать как процесс овладения профессиональными (производственно-технологическими) знаниями, умениями, навыками и трудовым опытом в специально созданных условиях (производственных или близких к ним в форме лабораторий, мастерских, конструкторских бюро и проч.), приводящих к возможности получения профессии/ профессиональных компетенций и проектирования планов индивидуального профессионального развития.

Рассмотрим взаимосвязь трудового обучения и предметной области «Технология» с профессиональной подготовкой на разных этапах развития школьного образования.

Профессиональная направленность трудовой подготовки школьников при-

сутствовала на протяжении всей истории отечественной школы и политехнического образования. В начале 1920-х гг. для школ второй ступени были выделены «профессиональные уклоны» образования (по видам труда - индустриальный, сельскохозяйственный, кооперативный, экономический); позже было внесено производственное оборудование и инструменты в учебные мастерские. Опыт деятельности А.С. Макаренко показал, что трудовое воспитание личности возможно только в условиях современного производства, высокого уровня культуры труда и системы наставничества.

В 1960-е гг. появились специализированные курсы для старшеклассников (2 часа в неделю), трудовые политехнические практикумы по металлообработке, обработке тканей, автоделу, электротехнике, машиностроительному черчению и проч.

В 1970-е гг. была сформирована система межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК) и профессиональной ориентации школьников, основными задачами которых были ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии [4].

Профили трудового обучения учащихся в МУПК определись с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. В итоге в советской школе было сформировано около 120 типовых программ профессиональной подготовки школьников.

В 1984 г. был принят новый документ «Основные направления реформы обще-

образовательной и профессиональной школы», в котором ставилась задача коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность обучения; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи. Все это говорит о том, что был взят курс на профессиональную направленность обучения школьников [5].

В 8-9-х классах вводится профильная подготовка и изучение курса «Основы производства. Выбор профессии», которая продолжалась в 10-11-х классах. Было объявлено о необходимости изучения новой техники и технологии, автоматических манипуляторов (промышленных роботов). Велся разговор об обязательном профессиональном обучении всех старшеклассников, о том, что «в перспективе это приведет к сближению и объединению общеобразовательной и профессиональной школ, что явится дальнейшим развитием и воплощением ленинских идей о единой, трудовой, политехнической школе» [5].

В конце 1980-х гг. все чаще стали говорить, что школа не выполняет свои функции как в плане общего образования, так и в трудовой (профессиональной) подготовке школьников. Практика профессиональной подготовки учащихся была в основном направлена на освоение наиболее распространенных рабочих профессий и была достаточной слабой (ниже уровня квалификационных требований).

При этом отдельные практики работы в УПК, школах, ориентированных на конкретный завод или сельское хозяйство, а также на востребованные

профессии и специальности говорили о возможности развития такого подхода к трудовому воспитанию и формированию профессиональных умений и навыков школьников.

В 1993 г. введение в первые государственные образовательные стандарты общего образования такой новой образовательной области, как «Технология», позволило усилить интеграцию предметов, отражающих содержание трудового обучения школьников - технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд и черчение. Появились и новые разделы технологической подготовки, связанные с инженерной экологией, электрорадиотехнологиями, домашней экономикой и предпринимательством.

Обязательный минимум содержания общего среднего (полного) образования по технологии [3] определил подходы к технологической подготовке обучающихся на последующие годы. Были установлены уровни технологической подготовки - общеобразовательный, профильный, или углубленный, профессиональная подготовка. В соответствии с этой логикой в содержании обучения старшеклассников были выделены общий и специальный технологические компоненты.

Общий технологический компонент как унифицированная составляющая включал следующие линии: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры; основы профессиональной ориентации. На основе общего технологического компонента был разработан модуль «Основы технологической культуры», предполагающий его изучение в любом профиле старшей профильной школы.

Содержание специальной технологической подготовки обучающихся в 10-11 классах всегда предусматривал вариативный и непрерывных характер технологической подготовки по традиционным направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственные виды труда), но на более глубоком уровне его освоения или по конкретной области трудовой деятельности человека - профилю. В зависимости от материально-технической базы образовательного учреждения, кадрового потенциала, пожелания обучающихся и их родителей, технологическая подготовка по определенному профилю могла переходить в профессиональную.

Обязательно в специальном технологическом компоненте должны были изучаться вопросы, связанные с деятельностью обучающихся по художественному конструированию, дизайну изделий и моделей, выполнению практических заданий и проектов, изучению истории развития техники и технологий, современных энерго- и материа-лосберегающих, безотходных и других перспективных технологий. Профили технологической подготовки рассматривались в контексте областей трудовой деятельности, представленных в обобщенном виде и, как правило, по отраслевому признаку. Например, блок «Промышленность» мог быть представлен профилями «Металлообработка», «Деревообработка», «Электротехника», «Радиоэлектроника» и проч.; блок «Сфера обслуживания» - профилями «Торговля и общественное питание», «Информационный сервис» и проч.

Организация профессиональной подготовки для обучающихся 10-11 классов осуществлялась на основе требований к подготовке по рабочим профессиям, перечням профессий рабочих и должно-

стей служащих для подготовки учащихся общеобразовательных учреждений [3] на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений НПО и СПО. Основной идеей профессиональной подготовки старшеклассников стало обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.

В этом перечне были указаны наименования профессий рабочих и должностей служащих по ЕТКС, минимальное количество учебных часов для получения квалификации по профессии, тарифный разряд, который может быть присвоен после полного освоения программы обучения по конкретной профессии и сдачи в установленном порядке квалификационного экзамена. Перечень включал 140 должностей рабочих и 24 должности служащих, по которым было разрешено организовывать профессиональную подготовку старшеклассников [7].

Например, в группе должностей «Механическая обработка металлов и других материалов» были выделены профессии зуборезчика (700 часов), оператора станков с программным управлением (700 часов), сверловщика (490 часов), токаря (490 часов), фрезеровщика (700 часов). В группе должностей «Работы в животноводстве» - профессии дояра (700 часов), животновода (700 часов), кроликовода (700 часов), птицевода (700 часов), пчеловода (700 часов), свиновода (700 часов). Среди должностей служащих можно выделить профессии бухгалтера (840 часов), чертежника (840 часов), машинистки (490 часов) и секретаря-машинистки (840 часов).

Введение в 2002 г. профильного обучения привело к появлению новых моделей профильного обучения (и соответствующих вариантов учебных планов): естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного, технологического. При этом общеобразовательные учреждения не ограничивались в выборе и организации того или иного профиля обучения, а обучающихся в выборе наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов (создающих возможности для индивидуальных образовательных траекторий). Для технологического профиля были предложены следующие варианты его реализации: информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический и по другим сферам специализации (технологии сферы обслуживания, медицины, педагогики и проч.).

Профильными общеобразовательными предметами для технологического профиля были определены информатика и ИКТ (10 часов в неделю за два года обучения в 10-11 классах), математика (10 часов), физика (6 часов), иностранный язык (8 часов). На элективные курсы предполагалось выделять 24 часа, а на учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность - не менее 140 учебных часов за два года обучения.

Если в Москве технологический профиль был не самым распространенным, то в ряде регионах Российской Федерации он стал одним из наиболее массовых для профильных классов.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. раскрывает требования к образовательной области «Технология» для обучающихся 1011-х классов на двух уровнях: базовый

и профильный. Цели технологической подготовки на базовом уровне были направлены на развитие технологической культуры обучающихся без углубленной подготовки в каком-либо направлении; на профильном уровне освоение политехнических и технологических знаний происходит в выбранной сфере технологической деятельности [6]. Такими сферами (профилями) специальной технологической подготовки могли быть следующие (табл.).

Таким образом, профессионализация технологической подготовки была возможна только на уровне старшей профильной школы и должна была создавать необходимые условия для профессиональной подготовки школьников по наиболее востребованным профессиям, в том числе и на основе учета региональной специфики экономики и производства. Реально в течение всего этого времени технологическая и профессиональная подготовка школьников сокращалась как количественно (что связано с уменьшением количества часов), так и качественно с позиции вариативности содержания и ухудшения материально-технической базы.

Практика реализации современной профессиональной подготовки школьников связана с углубленной подготовкой в рамках предметной области «Технология», реализации дополнительных образовательных программ и (или) целенаправленной подготовкой к участию в соревнованиях, основанных на востребованных экономикой профессиональных компетенциях (например, таких как WorldSkiПs, ^шогёкИк и проч.).

В Москве уже несколько лет реализуется проект «Профессиональное обучение без границ», который предлагает профессиональную подготовку школьников по профессиям рабочих,

Профили специальной технологической (профессиональной) подготовки школьников

Сферы экономики Профили подготовки

Сфера промышленного производства Токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования

Сфера сельскохозяйственного производства Овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования

Сфера телекоммуникаций и информационных технологий Операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; радиооператорские работы

Сфера управления Бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента

Сфера строительных и ремонтных работ Архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотничные работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем

Сфера проектирования Художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение

Сфера материально- технического обеспечения Снабжение; заготовка продуктов и сырья

Сфера коммерции Продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции

Сфера декоративно- прикладного искусства Выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий

Сфера сервиса Переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство

должностям служащих за счет городского бюджета. Проект реализуется в целях ранней профессиональной социализации лиц в возрасте до 18 лет, удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном обучении, расширении интереса обучающихся к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих потребности экономики города в профессиональной мобильности молодежи [9].

Профессиональная подготовка организуется на базе школ, центров дополнительного образования, колледжей, вузов по двум разным моделям. Первая модель предполагает освоение той или иной профессии, сдачу квалификационного экзамена, по результатам которого школьники получают свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. Свидетельство выдается вместе с аттестатом об общем образовании. Вторая модель предполагает освоение той или иной профессиональной компетенции или модуля профессиональной подготовки, по освоению которого обучающийся сдает квалификационный экзамен и получает соответствующий сертификат. Имея набор сертификатов по профессиональным компетенциям, каждый обучающийся может сдать квалификационный экзамен на профессию (а в принципе может и не сдавать, ограничившись сертификацией по той или иной профессиональной компетенции).

В Московской области разработаны региональные модели технологического образования, которые проходят апробацию [2]. Для учащихся основной школы предлагаются три направления технологической подготовки - инженерно-

технологическая, агротехнологическая и сервис-технологическая, которые на уровне общего среднего образования могут быть реализованы и по программам профессионального обучения. Модели реализации профессиональной подготовки школьников должны учитывать часы и уровень технологической подготовки школьников, которые они получили на уровне основного общего образования за счет уроков технологии, внеурочной деятельности и программ дополнительного образования технико-технологической направленности.

При этом выделяются три траектории профессиональной подготовки школьников.

• Профессиональное обучение на базе колледжей (вузов) (около 700 часов с учетом школьной технологической подготовки), когда обучающиеся старших классов два раза в неделю осваивают профессию на базе учебно-производственных мастерских колледжа, проходят производственную практику и сдают квалификационный экзамен.

• Профессиональная подготовка на базе школы основана на идее углубленной технологической подготовки школьников (с 7-8 класса), создания как варианта специализированного технологического класса, освоении разных модулей технологической и профессиональной подготовки с акцентом на ту или иную сферу производства и (или) блок профессиональных компетенций. Участие в соревнованиях WS, ^ и сертификация отдельных профессиональных компетенций в формате демонстрационного экзамена позволяют выпускнику, помимо документов о профессиональной подготовке, получить еще и определенный опыт практической деятельности. Та-

кая подготовка должна проводиться на основе сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и независимыми центрами сертификации.

• Освоение профессиональных компетенций. Независимо от профиля обучения и класса школьники имеют возможность осваивать профессиональные компетенции по своему выбору (начиная с 7-го класса) по программам элективных курсов, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Примерная трудоемкость освоения компетенции 100-120 часов, включая время самостоятельной подготовки, индивидуальную проектную работу, участие в соревнованиях и олимпиадах. Таким образом за время обучения в школе каждый школьник имеет возможность освоить не менее трех профессиональных компетенций

1. Кальней В.А., Махотин Д.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 65-68.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е., Махотин Д.А. Реализация региональных моделей технологи -ческого образования в Московской области // Академический вестник Академии социального управления. 2018. № 1 (28). С. 37-53.

3. Письмо Минобразования России от 3 июня 1999 г. № 892/11-12 «Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по технологии и особенностях профессиональной подготовки обучающихся».

4. Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г.

5. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Утв. Постановлением Верховного Совета СССР

и получить соответствующие сертификаты и (или) профессию.

Перспективы развития профессиональной (технологической) подготовки школьников напрямую связаны с освоением современных и перспективных технологий, профессиональных компетенций, востребованных в условиях развития цифровой экономики и производства, в том числе с учетом региональных потребностей и рынков.

Структурные изменения на рынке труда, постоянная смена технологий в производственных и социальных процессах, необходимость освоения в течение жизни как минимум 10-12 профессиональных компетенций расставляет другие приоритеты в общем образовании и приводит к необходимости ранней профессионализации школьников и получения ими опыта реальной трудовой деятельности.

от 12 апреля 1984 г. № 13-XI.

6. Приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

7. Перечень профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений// Письмо Минобразования России от 21 мая 2001 г. № 511/13-13 «О перечне профессий для общеобразовательных учреждений».

8. Профессиональная подготовка обучающихся старших классов // Письмо Миноб-рнауки России от 21 июня 2006 г. №2 03-1508 «О Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».

9. Профессиональное обучение без границ [сайт]. URL: https://spo.mosmetod.ru/borderless.

10. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.