Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Крицкая Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты разработки модели профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе. Описаны практические варианты совершенствования подготовки будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности, указаны мероприятия предполагаемые для осуществления подготовки студентов психолого-педагогического направления подготовки к здоровьесберегающей деятельности. Представленная модель включает 4 блока: целевой блок, содержательный блок, операционно-деятельностный блок, оценочно-результативный блок. Целевой блок содержит цель, задачи и принципы модели. Основная работа со студентами предполагает ориентацию на следующие компоненты: гносеологический, аксиологический и практический. Операционно-деятельностный блок включает основные формы, средства и методы работы с будущими педагогами-психологами. Оценочно-результативный блок подразумевает оценку результатов профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления ориентируясь на критерии эффективности. Применение на практике данной модели планируется на базе ФГБОУ ВО «Амгу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Крицкая Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF A PSYCHOLOGIST TEACHER FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN A SMALL RURAL SCHOOL

The article presents the results of developing a model of professional training of a teacher-psychologist for health-saving activities in an ungraded rural school. The practical options for improving the training of future psychologists for health-saving activities are described, the activities intended for the implementation of the preparation of students of the psychological and pedagogical direction of preparation for health-saving activities are indicated. The presented model includes 4 blocks: the target block, the content block, the operational and activity block, the evaluative and effective block. The target block contains the purpose, tasks and principles of the model. The main work with students assumes orientation to the following components: epistemological, axiological and practical. The operational-activity block includes the main forms, means and methods of working with future educational psychologists. The evaluative-productive block implies the evaluation of the results of the professional training of students in the psychological and pedagogical direction, focusing on the efficiency criteria put forward. The practical application of this model is planned on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Amur State University».

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Модель профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе

Иванова Елена Александровна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Амурский государственный университет E-mail: 2009_irbis@mail.ru

Крицкая Анастасия Олеговна

студент, кафедра педагогики и психологии. Амурский

государственный университет

E-mail: anastasiya.kritskaya99@yandex.ru

В статье представлены результаты разработки модели профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе. Описаны практические варианты совершенствования подготовки будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности, указаны мероприятия предполагаемые для осуществления подготовки студентов психолого-педагогического направления подготовки к здоровьесберегающей деятельности. Представленная модель включает 4 блока: целевой блок, содержательный блок, операционно-деятельностный блок, оценочно-результативный блок. Целевой блок содержит цель, задачи и принципы модели. Основная работа со студентами предполагает ориентацию на следующие компоненты: гносеологический, аксиологический и практический. Операционно-деятельностный блок включает основные формы, средства и методы работы с будущими педагогами-психологами. Оценочно-результативный блок подразумевает оценку результатов профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления ориентируясь на критерии эффективности. Применение на практике данной модели планируется на базе ФГБОУ ВО «Амгу».

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, модель, профессиональная подготовка, педагог-психолог, образовательный процесс.

о с

CJ

см см о см

03

Профессиональная подготовка педагогов-психологов к решению вопросов охраны здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий в малокомплектной сельской школе обусловлена тем, что здоровье является первой и главенствующей потребностью человека, определяющей его качественную жизнедеятельность и гармоничное развитие. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Исходя из ранее проведенного анализа, были выявлены условия профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе требующие более широкого спектра выполнения [4]. Модель рассчитана на студентов психолого-педагогического направления подготовки.

Цель: организация профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегаю-щей деятельности в малокомплектной сельской школе.

Задачи:

1. Формирование знаний и представлений о здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе.

2. Развитие у педагогов-психологов представления о методах формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся сельской малокомплектной школы.

3. Становление умений и навыков применения здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности педагога-психолога.

Разработка модели осуществляется на основе методологических подходов:

1) аксиологического (ценностного) подхода, с позиций которого рассматриваются личностно значимые для субъекта образовательного процесса ценности, а также нравственные и социальные ценности, являющиеся наиболее значимыми для профессиональной деятельности, в области здо-ровьесбережения сельских школьников;

2) компетентностный подход, позволяющий определить профессиональные компетенции и значимые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности [5].

В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста делается на универсальные компетенции, которые позволяют выпускнику ориентироваться в здоровьесберегающей деятельности.

Представленная модель предполагает поэтапную профессиональную подготовку педагога-

психолога к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе. Её детальное рассмотрение необходимо начать с принципов, предусмотренных данной моделью. К ним относятся:

Принцип природосообразности - подразумевается использование таких форм и методов работы со студентами, чтобы организовывать деятельность согласно индивидуальным особенностям, также включается целостное преставление об учащимся со стороны психолого-педагогического знания.

Принцип единства теории и практики - в процессе реализации профессиональной подготовки материал необходимо подбирать таким образом, чтобы у будущего педагога-психолога складывалось общее мнение о непосредственной важности получаемых знаний и то, таким образом их можно применить в дальнейшей работе. Единство теории и практики, это также интеграция теоретических знаний и практических умений, полученная информация должна соответствовать реальной жизни.

Принцип личностной ориентации - будущие педагоги-психологи должны иметь личностные ориентиры на сохранение своего здоровья и занятия спортом. Наиболее важно, чтобы специалист, который осуществляет свою профессиональную деятельность в рамках здоровьесбережения, придерживался основ здорового образа жизни, мог показать на личном примере его пользу.

Принцип системности - относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

Принцип научности и достоверности - применяется для актуализации научных знаний, также в работе применяются только признанные наукой методы работы [1].

Разрабатываемая модель включает работу в рамках трех компонентов: гносеологического, аксиологического, и практического [2]. Профессиональная подготовка будущего специалиста к здо-ровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе узконаправленная имеет свои особенности, но при этом затрагивает обширный диапазон информации. Поэтому целесообразно рассмотреть предполагаемую структуру по каждому компоненту содержательного блока модели.

Гносеологический компонент включает работу будущих педагогов-психологов в рамках учебных занятий и самостоятельной работы. Студенты должны освоить общепрофессиональные, профессиональные и специальные знания. Общепрофессиональные знания, это основа, педагог-психолог должен ориентироваться в своей профессиональной деятельности, понимать её специфику и рамки компетенции. Профессиональные знания включают основу здоровья и здоровьесбережения: сущность, основные принципы, особенности, структуру и т.д. Специальные знания, это узконаправленная информационная база, в нашем случае, это теоретическая составляющая в области здоро-

вьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе. Педагог-психолог должен понимать разницу между сельской и городской школой, специфику применения здоровьесберегаю-щих технологий в сельской малокомплектной школе, особенности сельских школьников и т.д.

Исходя из проведенного исследования, по выявлению педагогических условий профессиональной подготовки педагога-психолога к здоро-вьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе мы предлагаем внедрение в дисциплины тем здоровьесберегающей направленности. Предполагается расширение спектра знаний о здоровьесбережении не только в рамках дисциплины «Здоровьесбережение в образовательных учреждениях», но и в других, наиболее приближенных к организации здоровьесберегаю-щей среды в образовательном учреждении (сельской школы).

Так в дисциплину «Психолого-педагогическая диагностика» можно включить раздел с изучением методов исследования мотивационно-ценностной ориентации школьников, с уклон на выявление значимости здоровья и здорового образа жизни. Для дисциплины «Профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков» возможно, предложить раздел: физическая культура и спорт как способ борьбы с зависимостями у подростков. В дисциплину «Психология развития и возрастная психология» следует добавить тему «Виды физической активности на разных возрастных этапах».

Аксиологический компонент предусматривает работу над ценностной составляющей личности педагога-психолога, в данном случае, это ценность здоровья. В компонент включается: целе-полагание, профессионально-ценностная направленность, позиция, профессионально значимые качества и способности. В процессе работы с ценностными ориентациями студентов предлагается проведение тренингов, деловых игр, экскурсий, бесед и дискуссий. В совокупности использование методов возможно изменение восприятия здоровья как ценности, а также переориентация специалиста на здоровьесберегающую деятельность в сельском образовательном учреждении. Личностная ориентация педагога-психолога на ценность здоровья является одной из гарантий эффективности здоровьесберегающей деятельности специалиста.

В качестве первостепенных мероприятий мы предлагаем организацию экскурсий в анатомический музей Амурской государственной медицинской академии. На базе музея рекомендуется посещение студентами лекций по темам: профилактика врождённых уродств, о влиянии вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение) на развитие плода и строение внутренних органов. Так студенты смогут оценить собственные действия и их возможные негативные последствия.

Возможно проведение занятий с элементами тренинга на темы: «Здоровье - главная цен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ность человека», «Моё здоровье», «Ценность жизни». Занятия направлены на проработку студентами своих жизненных установок, переосмысление жизненных ориентиров и поведения, осознание ценности жизни и здоровья. Помимо занятий с элементами тренинга необходима организация беседы и дискуссии со студентами психолого-педагогического направления подготовки в следующих направлениях: ценность жизни, пагубные привычки, физическая и социальная активность, влияние стрессовых ситуаций и т.д.

После принятия студентом ценности здоровья и здорового образа жизни, а также освоения необходимой теоретической базы студенты психолого-педагогического направления должны овладеть практическими умениями. Практический компонент подразумевает овладение педагогом-психологом следующими умениями:

- рефлексивные - органичный комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося;

- прогностические - способность прогнозирования деятельности педагога-психолога как процесс получения опережающей информации о результатах здоровьесберегающей деятельности. Это позволяет предвидеть, влияние негативных факторов, какие могут быть ошибки при восприятии материала учащимися в связи с имеющимися у сельских школьников житейскими представлениями и, напротив, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого. Без прогностических умений не обойтись и в том случае, если педагог-психолог обращается к проблеме выдвижения близких, средних и далеких перспектив развития коллектива и личности, в частности это работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся сельской малокомплектной школы.

- аналитические - это умение наблюдать, анализировать и оценивать. Умение анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия.

- здоровьесберегающие - это активная форма поведения, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности [2]. Организуя работу с педагогами-психологами

по становлению практического компонента мы предлагаем проведение мероприятий на базе кафедры психологии и педагогики в здоровьесберегающей направленности. Можно рекомендовать 5 следующие мероприятия: спортивный флэш-моб о «Будь с нами - живи активно!», конкурс проектов й «Профессиональные ценности в работе педагога° психолога», деловая игра «Путь от стресса к гар-SB монии».

Неотъемлемой частью освоения практических умений будущего специалиста является прохождение практик, включенных в образовательный процесс. Там студенты смогут закрепить полученные умения и усовершенствовать их. Также важно привлекать педагогов-психологов к участию в спортивных мероприятиях, организуемых в ФГ-БОУ ВО «АмГУ» [8].

Организуя профессиональную подготовку педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе необходимо определить формы деятельность:

- познавательно-исследовательская деятельность: участие в Научной конференции «День науки», проведение исследований в области здоровьесбережения и здорового образа жизни, написание научных работ и их публикация (примерные темы: исследование участия студентов в здоровьесберегающих мероприятиях, условия в образовательном процессе негативно влияющие на здоровье субъектов образования, исследование ценности здоровья среди школьников и т.д.);

- коммуникативная деятельность: взаимодействие двух и более людей, направленное на согласованное объединение усилий, налаживание отношений и достижение общего результата в освоении знаний умений и навыков в области здоровьесбережения;

- двигательная деятельность: активное включение студента в мероприятия здоровьесберега-ющей направленности (спартакиады, спортивные соревнования, волонтерство в организациях здравоохранения), с целью освоения необходимых навыков помогающих в организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности;

- проективная деятельность: создание психолого-педагогического продукта (проект улучшения системы здоровьесбережения в образовательных учреждениях), обладающего субъективной и объективной новизной, решающего проблему здоровьесбережения. Продуктом проектной деятельности является решение конкретной проблемы, а также: формирование опыта, расширение кругозора, совершенствование профессиональных умений, повышение профессиональной компетенции.

К средствам организации профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесбере-гающей деятельности относятся:

- учебно-методические и наглядные пособия (наглядная демонстрация студентам связи здоровья и образа жизни, влияющих негативных факторов, негативных последствий вредных привычек и т.д.);

- научная и справочная литература (изучение специальной литературы, в области здоро-вьесбережения и прилегающих наук, в процессе самостоятельного изучения, либо в рамках занятий);

- технические средства;

- средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, психогимнастика) [6].

Реализовать содержание профессиональной подготовки к здоровьесберегающей деятельности возможно посредством методов активного обучения:

1. Не имитационные методы, в основе которых лежит создание модели здоровьесберегающих действий профессиональной деятельности и ее анализ в процессе обсуждения, дискуссии обучающегося и преподавателя.

2. Имитационные методы, использующие дидактические возможности игровой деятельности (имитация производственной (проблемной) ситуации в игровом сюжете, рефлексия процесса и результата игры) и коллективного мышления (ситуационные решения, тренинги и др.) [7]. Помимо методов активного обучения предусмотрено использование в профессиональной подготовке педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности соревновательного метода и метода демонстрации:

Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. К примеру, в рамках профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесбере-гающей деятельности данный метод возможно использовать в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Метод демонстрации заключается в том, что студентам предоставляют возможность ознакомиться с реальным опытом организации здоро-вьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе, с использованием технических средств, а также непосредственного посещения образовательных учреждений.

Внедрения в учебный процесс наиболее эффективных методов и приемов преподавания, направленных на формирование готовности к здо-ровьесберегающей деятельности студентов предусматривает интеграцию привычных методов обучения, с наиболее специфичными методами. К примеру, студенты на практических занятиях не только находят примеры на вопросы, но и представляют собранную информацию, но практически раскрывают её содержание.

Оценочно-результативный блок модели включает в себя мониторинг сформировавшегося в процессе освоения образовательной программы уровня профессиональной подготовки педагога-психолога к профессиональной деятельности, опираясь на критерии её эффективности. С их помощью можно проанализировать ход и результаты освоения образовательной программы и способность работать в данном направлении. Комплекс критериев, варьируется как по структуре, так и по приоритетам, он заметно отличается от кри-

териев, которые важны для учащихся, но именно опираясь на этот комплекс, чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональные способности, знания, навыки и умения, в области здоровьесберегающей деятельности, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальным нормативам. К наиболее важным критериям эффективности профессионального обучения следует также отнести показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности. Так можно выделить критерии эффективности, которые отражают личностную готовность осуществлять здоро-вьесберегающую деятельность в сельских малокомплектных школах:

- сформированность ценностных ориентаций педагога-психолога на сохранение и укрепление здоровья учеников малокомплектной сельской школы;

- наличие личностной заинтересованности студентов психолого-педагогического направления подготовки в осуществлении здоровьесбе-регающей деятельности;

- поддержание здорового образа поведения в повседневной жизни;

- сформированность необходимых личностных качеств, необходимых при организации здо-ровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе;

- уровень развития рефлексии [3]. Личностные критерии эффективности дают

основу для дальнейшего освоения знаний, умений и навыков. Педагог-психолог должен не только хорошо ориентироваться в потоке информации, но и личным примером показывать учащимся пользу ведения здорового образа жизни и принятия ценности здоровья. Предложенные критерии эффективности отражают профессиональную ориентацию педагога-психолога в своей будущей деятельности.

После оценки специалиста по личностным показателям, необходимо определить, профессиональные навыки и умения необходимые в организации здоровьесберегающей деятельности, в свою очередь, это здоровьесберегающая компетентность педагога-психолога. Здоровьесберегающая компетентность педагога рассматривается как инте-гративная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность осуществлять деятельность по здоровьесбереже-нию, направленную на субъекты образовательного процесса в личностно-профессиональных аспектах на основе знаний, умений, опыта, совершенствования профессионально значимых качеств личности.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Формы: Средства: Методы:

познавательно- - учебно-методические и - активные методы

исследовательская наглядные пособия; обучения;

деятельность; - научная и справочная - соревновательный

- коммуникативная литература; метод;

деятельность; - технические средства; - демонстрация.

- двигательная - средства двигательной

деятельность; направленности.

- проективная

деятельность.

Мониторинг уровня профессиональной подготовки педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности (по компонентам): аксиологический, гносеологический и практический.

Результат: сформированная профессиональная готовность студентов психолого -педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности

в малокомплектной сельской школе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К критериям эффективности профессиональной готовности педагога-психолога к здоровьесбе-регающей деятельности в малокомплектной сельской школе:

- умение применять теоретические знания в области здоровьесбережения в практической деятельности;

- способность поддерживать безопасную образовательную среду в сельской малокомплектной школе;

- овладение методами оценки уровня ценности здоровья и мотивации ведения здорового образа жизни;

- владение приемами повышения ценности и мотивации у сельских школьников;

- способность анализировать и выявлять условия, которые негативно влияют на благоприятное развитие и воспитание личности учащихся;

- применение методов консультирования преподавателей, учеников, родителей в области здо-ровьесбережения;

- умение применять здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога;

- умение выбирать адекватные способы и приемы здоровьесберегающей деятельности;

- свободное владение и оперирование информацией об особенностях работы малокомплектной сельской школы [5].

Приведенные выше критерии эффективности составляют общую картину умений, знаний, навыков и способностей необходимых при осуществлении здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе. Модель представлена на рисунке 1.

Образовательные учреждения стремятся к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего свободное гармоничное развитие личности без ущерба здоровью учащегося. В ходе работы с будущим педагогом-психологом необходимо оценивать результативность работы по компонентам деятельности. Реализуя модель необходимо ориентироваться на критерии эффективности, которые способствуют определению её целесообразности и результативности. Реализация данной модели предполагает осуществление через учебный план и непосредственно учебный процесс студентов. Таким образом, возможно добиться максимально эффективного результата без отрыва от образовательного процесса.

Литература

1. Камбаров, А.Э. Формирование здорового образа жизни у учащейся молодежи - основа благополучия в обществе / А.Э. Камбаров // European science. - 2020. - № 3

2. Караханян, К.Г. Психолого-педагогические условия вуза, оказывающие влияние на успешность обучения студентов / К.Г. Караханян // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (146). -С.170-172

3. Колпакова, А.Н. Педагогические аспекты изучения динамики формирования установок здорового образа жизни в разновозрастной группе / А.Н. Колпакова // Beneficium. - 2018. - № 2 (27)

4. Крицкая, А.О. Педагогические условия профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности / А.О. Крицкая // Студенческий вестник. -Москва, 2022. - № 20 (212). - Часть 3. - С. 5-7.

5. Манаенкова М.П. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога / М.П. Манаенкова, Е.В. Калякин // Гаудеамус. - 2021. - № 1 (47)

6. Тинькова, Е.Л. Развитие психологической компетентности учителя в области сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса: учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СГПИ, 2019. - 104 с.

7. Ульянычева, Т.А. Инновационные технологии как одно из направлений формирования здорового образа жизни у молодежи / Т.А. Ульянычева // Наука-2020. - 2020. - № 6 (22)

8. amursu.ru [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -Режим доступа: https://www.amursu.ru/sveden/ document/#/kind24

A MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF A PSYCHOLOGIST TEACHER FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN A SMALL RURAL SCHOOL

Ivanova E.A., Kritskaya A.O.

Amur State University

The article presents the results of developing a model of professional training of a teacher-psychologist for health-saving activities in an ungraded rural school. The practical options for improving the training of future psychologists for health-saving activities are described, the activities intended for the implementation of the preparation of students of the psychological and pedagogical direction of preparation for health-saving activities are indicated. The presented model includes 4 blocks: the target block, the content block, the operational and activity block, the evaluative and effective block. The target block contains the purpose, tasks and principles of the model. The main work with students assumes orientation to the following components: epistemological, axiological and practical. The operational-activity block includes the main forms, means and methods of working with future educational psychologists. The evaluative-productive block implies the evaluation of the results of the professional training of students in the psychological and pedagogical direction, focusing on the efficiency criteria put forward. The practical application of this model is planned on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Amur State University».

Keywords: health-saving activity, model, vocational training, educational psychologist, educational process.

References

1. Kambarov, A.E. Formation of a healthy lifestyle among students - the basis of well-being in society / A.E. Kambarov // European science. - 2020. - No. 3

2. Karakhanyan, K.G. Psychological and pedagogical conditions of the university, influencing the success of student education / K.G. Karakhanyan // Young scientist. - 2017. - No. 12 (146). -pp. 170-172

3. Kolpakova, A. N. Pedagogical aspects of studying the dynamics of the formation of healthy lifestyle attitudes in a group of different ages / A.N. Kolpakova // Beneficium. - 2018. - No. 2 (27)

4. Kritskaya, A.O. Pedagogical conditions for the professional training of a teacher-psychologist for health-saving activities / A.O. Kritskaya // Student Bulletin. - Moscow, 2022. - No. 20 (212). - Part 3. - P. 5-7.

5. Manaenkova M.P. Psychological and pedagogical foundations of the professional development of a teacher-psychologist / M.P. Manaenkova, E.V. Kalyakin // Gaudeamus. - 2021. -No. 1 (47)

6. Tinkova, E.L. Development of the teacher's psychological competence in the field of preserving and strengthening the health of the subjects of the educational process: a teaching aid. - Stavropol: SGPI, 2019. - 104 p.

7. Ulyanycheva, T.A. Innovative technologies as one of the directions for the formation of a healthy lifestyle among young people / T.A. Ulyanychev // Science-2020. - 2020. - No. 6 (22)

8. amursu.ru [Electronic resource]: official. website. - Access mode: https://www.amursu.ru/sveden/document/#/kind24

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.