Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайка Валерия Павловна, Кудряшов Олег Александрович

Обоснованы и раскрыты особенности построения информационно-консультационных служб для организации эффективного развития региона. Так же в статье рассматривается содержание функций, присущих информационно-консультационным службам.Features of creation of information and consulting services for the organization of effective development of the region are proved and opened. As in article the content of the functions inherent in information and consulting services is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чайка Валерия Павловна, Кудряшов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 332.135

Чайка В. П., Кудряшов О. А.

Chayka V. P., Kudryashov O. A.

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

MODELOF CREATION OF BRANCH INFORMATION AND CONSULTING SERVICE FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Обоснованы и раскрыты особенности построения информационно-консультационных служб для организации эффективного развития региона. Рассматривается содержание функций, присущих информационно-консультационным службам.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, производственные структуры, информационные ресурсы.

Features of creation of information and consulting services for the organization of effective development of the region are proved and opened. As in article the content of the functions inherent in information and consulting services is considered.

Key words: information and consulting service, production structures, information resources.

Чайка Валерия Павловна -

доктор экономических наук, доцент, руководитель Высшей школы агробизнеса (МВА) Тел.: 8-499-977-92-19 E-mail: vpchayka@gmail.com

Кудряшов Олег Александрович -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-59-80

E-mail: oleg_kudriashov@mail.ru

Для специалистов разного уровня и отраслей знания остается непонятным, почему в условиях рыночной системы не следует прибегать, например, к привлечению внешних капиталов. Почему не прибегать к схемам построения частей отрасли во главе с крупными финансовыми или промышленными группами, которые уже добились существенных результатов. Зачем в сложившихся условиях ставить задачи заведомо не решаемые в данных условиях, например, сохранение плодородия почв. Казалось, что на повестке дня стоит вопрос выживания. Тем не менее, в условиях системного кризиса следует прибегать к таким решениям, которые в состоянии в локальных условиях, в типовых ячейках аграрных территорий реализовы-вать не глобальные задачи, а задачи этапного улучшения жизни. Здесь речь не идет об абстрактной категории, все строится на реальных условиях конкретной территории и проживающих на ней людях.

Если все преобразования села в России(как правило, неудачные) всегда планировались и осуществлялись сверху вниз, то в предлагаемом проекте построение системы начинается снизу от отдельного подворья и постепенно

Chayka Valeriya Pavlovna -

Doctor in Economics, Head of the Higher school of agrobusiness (MBA) Tel.: 8-499-977-92-19 E-mail: vpchayka@gmail.com

Kudryashov Oleg Alexandrovich -

Ph.D. in Pedagogy, Docent of Dapartment of tourism and hospitality business Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-59-80 E-mail: oleg_kudriashov@mail.ru

захватывает другие структуры. Но это построение не распространяется беспредельно и завершается границами района. Дальнейшее тиражирование возможно как зеркальное повторение созданного, но с учетом специфики каждой структуры. Принять правила предлагаемого проекта - дело сугубо добровольное и решается не постановлениями, а собранием свободных(в смысле принятия решений) предпринимателей.

В данном рассмотрении необходимо выяснить специфичную роль информационно-консультационной службы, которая группируется на основе совершенно новых функций и задач. Их идентификация для нужд проекта осуществляется также совсем иными способами, причем часть из них основывается на точных расчетах по определенной схеме, а часть на интеллектуальной составляющей специалиста[1].

Овладеть предложенными методами можно на уровне постоянно обновляемых знаний, а они обязаны формироваться в коллективах со статусом научно-образовательного профиля. Второе условие, потребовавшее обратиться к ВУЗам - это наличие в их составе специалистов-исследователей всех профилей аграрной отрасли. Наконец, учебные хозяйства

в

№ 4(16), 2014

Экономика

307

таких институтов могут служить многопрофильными демонстрационными площадками для нужд экспериментального района и специальной подготовки кадров.

Рассмотрим по этапам расширение функций информационно-консультационной службы района во взаимодействии с образовательным учреждением по одной общей проблеме - саморазвитие аграрного района на принятых принципах.

Первый шаг в этом направлении требует решения вопроса взаимодействия районной администрации с образовательным учреждением. Такое взаимодействие должно отражать прежде всего три принципиальных вопроса: первый -добровольное с элементами акционерного взаимодействия по реализации проекта устойчивого саморазвития; второй - использование производственной базы института в интересах развития передовых технологий в районе во всех сферах производства; третьей - этапная подготовка специализированных кадров для

реализации и эксплуатации проекта. Это базовая структура взаимодействия, на основе которой будут развиваться и расширяться по мере реализации проекта функции информационно-консультационной службы. Но следует отметить, что на сегодняшний день нет типовой структуры такого взаимодействия. Даже в тех территориях, где роль информационно-консультационной службы взяли на себя образовательные учреждения, они исполняют типовые функции, разработанные в период становления службы. По прошествии десяти лет можно отметить, что службы так и не реализовали в необходимых объемах свои основополагающие функции. Это институт полевого консультирования и система демонстрационных площадок по всем отраслям и опыт в среде товаропроизводителей. Если эти функции не будут реализованы в предлагаемом построении, то проект по саморазвитию территории не будет реализован. Схематично сказанное выглядит следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема трехстороннего взаимодействия

То, что выбрано в качестве основы для объединения в акционерное общество имеет определенный смысл. Здесь, прежде всего, преследуется цель обозначить взаимодействие с позиций рыночных отношений. Если на начальном этапе совместной работы не следует ожидать материальных выгод, поскольку все обозначенные функции сводятся пока к созданию фундамента эффективного внедрения инноваций в производственные структуры района, которые могут начать давать отдачу не ранее чем через сезон, то в дальнейшем они появятся. Тогда участие образовательного учреждения будет иметь финансовую составляющую, которая оговаривается при создании акционерного общества. В качестве пая в общество образовательное учреждение вносит долю затрат на расширение демонстрационных площадок, образовательного цикла для специалистов района и работы консультантов. Эти факторы оцениваются финансовыми затратами и служат отправными показателями при начислении дивидендов.

Теперь рассмотрим типовую схему построения информационно-консультационной службы, принятую в аграрном комплексе России и выясним, почему нельзя ограничиться ею в реа-

лизации данного проекта. Как уже отмечалось, структура информационно-консультационной службы имеет строго выраженную трехуровневую вертикальную конструкцию. Каждому уровню(рисунок 2) предписаны определенные функции и права.

Круг задач первого и второго уровня(федеральный и региональный) не требует прямого контакта с товаропроизводителями и сводится к поиску, идентификации, формированию баз данных и знаний по широкому кругу инноваций. Причем этот процесс строится на двух принципах. По первому информация собирается и структурируется в базах по собственной инициативе штата данного уровня, по второму такая работа ведется на основе конкретной заявке с нижестоящего уровня. Для качественного выполнения этих основных функций был разработан и предложен механизм оценки инноваций [2], где в числе прочего приводился пример существующего положения дел с выходной продукцией НИИ - основы пополнения базы данных об инновациях. Хотя на протяжении многих лет действовал отраслевой регламент заполнения паспортов выходной продукции, фактически этот документ выглядит так, как показано в таблице 1.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник ЛПК

Ставрополья

Рисунок 2 - Типовая схема построения информационно-консультационной службы Таблица 1 - Паспорт информационного ресурса (ИР)

Номер паспорта ИР Шифруется по предложенному классификатору

Шифр паспорта ИР То же

Наименование ИР Солнечная термоэлектрическая установка для автономного энергоснабжения сельского дома

Аннотация:

- краткое описание ИР; Установка предназначена для обеспечения сельского дома электроэнергией и горячей водой на базе местных возобновляемых источников энергии: солнечного излучения и биотоплива (биогаз, дрова, торф и т. п.).

- региональные особенности использования ИР; Не обозначены

- объём затрат на освоение, использование и Не представлен

внедрение ИР*;

- эффект от освоения, использования или Не рассчитан

внедрения ИР*;

- примеры освоения, использования или Отсутствуют

внедрения ИР*;

- услуги, которые могут быть оказаны разработчиком при освоении ИР Консультации

Форма представления ИР Отсутствует

Режим доступа к ИР Не обозначен

Условия передачи ИР Не определены

Автор-разработчик ИР Указан

Реквизиты автора ИР Почтовый адрес Указан

Телефон/факс Есть

Эл. почта Нет

Владелец ИР Не указан

Реквизиты владельца ИР Почтовый адрес Нет

Телефон/факс Нет

Эл. почта Нет

Ответственный сотрудник Ф.И.О. Не указаны

ИКС** Телефон

Эл. почта

Важнейшие факторы при принятии решения в пользу освоения проекта. Присутствие этой информации в данном документе ошибочно.

в

№ 4(16), 2014

Экономика

309

Не трудно заметить, что информация размещенная в приведенном документе не может быть использована иначе как формально. Если к ней обращаться с целью выяснения пригодности ее для реализации, то необходимо будет потратить еще немало времени, чтобы добиться истины. Более того в последнее время появилось много заведомо недостоверной информации чисто рекламного характера. Ее авторы сознательно искажают параметры предлагаемых новшеств или представляют их так, чтобы избежать возможной ответственности. Но больше всего недостоверной информации исходит от лиц и организаций, использующих отправные параметры фирм и организаций с солидной репутацией, чтобы сбыть поддельный товар.

Номенклатура инноваций в рассматриваемом проекте настолько обширна и охватывает большое количество отраслей и областей знаний, что небрежное отношение к технологии добычи информации вполне может привести к ситуации, когда будут потрачены время и деньги, а на финише выяснится подлог. Эта ситуация настолько пагубна для проекта, что допускать ее нельзя. Речь идет в данном случае о репутации информационно-консультационной службы в среде товаропроизводителей и если она окажется неустойчивой, то все последующие инновационные шаги будут осуществляться весьма тяжело и с большими затратами. Возможны случаи полных провалов. Тогда и весь проект окажется под угрозой срыва.

Учитывая все это, приходится принять технологию идентификации инновационных потоков, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, как только возникает потребность привлечь какую то конкретную инновационную разработку для использования внутри проекта по саморазвитию, то, прежде всего, производится поэтапная оценка не только информации, но и ее источника. Если принять схему, представленную на рисунке 1, то для условий проекта устойчивого развития района помимо действующих структур(рисунок 2) в процесс включается образовательное учреждение, имеющее с экспериментальным районом прямой договор, который их объединяет в единый коллектив. На образовательное учреждение в первую очередь помимо обозначенных трех задач, ложится обязанность по формированию базы данных и знаний по инновациям в широком диапазоне. Для этой важнейшей деятельности предлагается ниже приводимая последовательность шагов, которая на взгляд автора позволит обезопасить в определенном смысле от негативных последствий, вызванных событиями, которые обозначены выше[3].

Следует отметить, что данная технология в определенной степени применяется образовательными учреждениями для своей непо-

средственной деятельности в области разработок. Любая научная деятельность уже давно не стала не планируемым процессом, и ее обоснование начинается с тщательного обзора положения дел в рассматриваемой области знаний. Особенности прикладных научных разработок полностью подпадают под этот процесс. Поэтому приведенная на рисунке 3 схема этапного продвижения к идентификации инновации не является совершенно новой для штата института.

Представленная последовательность действий позволит избежать системных ошибок и иметь в наборе проекты, отвечающие их паспортным заявленным данным.

Сам процесс выбора инноваций и формирования базы данных по ним может строиться несколькими способами, но они все должны отвечать принципам саморазвития. Если речь идет о полеводстве, то новшество должно проверяться по трем основополагающим критериям, а именно по влиянию на плодородие почвы, по влиянию на экологическую ситуацию и по влиянию на уровень жизни в районе. В животноводстве - критерием оценки опять же служит экология, качество продукции и продуктивность. Но есть новации, которые необходимо будет внедрять в организационно-экономические параметры проекта и их оценка не подпадает напрямую под эти критерии. Например, создание сбытовых кооперативов на начальном этапе реализации проекта может вызвать непонимание и оценить их влияние не удается обычными приемами. В этом случае необходимо иметь аргументы из аналогичных условий или из исторических примеров.

Обобщая приведенные сведения, можно определиться с окончательной моделью информационно-консультационной службы для экспериментального района при реализации проекта устойчивого развития. Она названа отраслевой по той причине, что касается только конкретного проекта и не может действовать для других целей без проверки.

Модель состоит(рисунок 4) из нескольких самостоятельных функциональных блоков, объединенных организационно в акционерное общество. С ними взаимодействуют типовые структуры информационно-консультационной службы регионального и федерального уровня, создавая тем самым возможность использовать все имеющиеся информационные ресурсы отрасли. В то же время функции объединеннойинформационно-консультационной службы в рамках района благодаря потенциалу образовательного учреждения значительно расширяются и к ним прибавляются именно те функции, которые не были освоены.

310

,,„ „„„,„,„,„„,„„. Ставрополья

научно-практический журнал

Отраслевые

каталоги законченных разработок

Паспорта ИР в системе «Росинформсисте

ма»

Авторы инновационных проектов

Публикации в отечествен-ных изданиях(на любых носителях)

Публикации в зарубежных изданиях (на любых носителях)

Промежуточные результаты по оценке информационного ресурса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка паспортов и их дополнение

Оценка организаций, предлагающих инновации

Оценка авторов и авторских коллективов

Уточненные результаты по оценке инновационного ресурса

Полная база данных по информационным ресурсам(собственность ВУЗа)

Районная структура ССК

Региональная структура ССК(по запросу)

Межр айонная структура ССК(по запросу)

Организации и предприятия различных организационно-правовых форм собственности экспериментального района

Рисунок 3 - Схема этапного продвижения к идентификации инновации

в

естник АПК л

Экономика

№ 4(16), 2014

311

Администрация <-

района

Управление сельским хозяйством

X

Консультационная служба района

Производственные объекты района

АО

Районный инновационный фонд

ВУЗ или arpo университет

Служба полевых консультантов

Служба переподготовки кадров

Служба демонстраций опытов

Рисунок 4 - Модель информационно-консультационной службы для экспериментального района

Представленная модель может быть трансформирована в варианты, когда ряд функций будут распределены не только между ВУЗом и информационно-консультационной службой района, но часть из них будут выполнять специалисты управления и администрации. Может быть изменена форма объединения, когда доли участия будут исчисляться иным, чем в составе акционерного общества, путем. Но принцип добровольности в любом варианте должен быть сохранен.

Кадровый состав служб консультирования определяется на основании фактического по-

Литература

1. Кудряшов О. А., Чайка В. П. Место информационно-консультационной службы в саморазвитии территорий // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 1 (13). С. 108-112.

2. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС / В. В. Лазовский [и др.]. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 84 с.

3. Показатели устойчивого развития: структура и методология ООН. Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. 359 с.

ложения дел в районе. Если там уже действует служба консультирования, то необходимо выработать регламенты взаимодействия ее со службами образовательного учреждения, которые присутствовали в его составе и прежде. Речь идет о придании им дополнительных функций. Если в районе такой службы нет, то в зависимости от условий можно не образовывать такую службу в составе районной администрации, а вменить ее функции образовательному учреждению. Но такими условиями должны стать коммуникационные возможности и добровольность принятия такого варианта.

References

1. Kudryashov O. A., Chaika V. P. Mesto of in-formationan-dconsulting serviceins elf de-velopmentof territories // The Messenger of agrarianan dindustrial complex of Stavropol Territory. 2014 . № 1 (13). P. 108-112.

2. Innovative and invest ment activity within X / V. V. Lazovsky [et el.]. M. : FGNU «Rosinfor-magrotekh», 2001. 84 p.

3. Indicators of a sustain abledevelopment: structure and UN methodology. - Tyumen : Publishinghouse of IPOS ofthe Siberian Br-anchof the Russian Academy of Science, 2000. 359 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.