Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LABOR MARKET / EMPLOYMENT / INFORMATION AND CONSULTING SYSTEMS / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фецкович Игорь Владимирович, Лосева Алла Сергеевна

В статье рассматриваются экономические проблемы развития рынка труда с использованием информационно-консультационных систем. Выделены главные проблемы активного внедрения информационно-консультационных систем и основные факторы, влияющие на их динамичное развитие. Предложены показатели для оценки эффективности информационно-консультационных систем на рынке труда.The article discusses the economic problems of the development of the labor market using information and consulting systems. The main problems of the active implementation of information and consulting systems and the main factors affecting their dynamic development are highlighted. Indicators are proposed for assessing the effectiveness of information and consulting systems in the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

УДК 33

Экономические науки

Фецкович Игорь Владимирович

канд.эк.наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО Мичуринский ГА У Лосева Алла Сергеевна канд.эк.наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Email: Loseva. ange@yandex. ru

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация: в статье рассматриваются экономические проблемы развития рынка труда с использованием информационно-консультационных систем. Выделены главные проблемы активного внедрения информационно -консультационных систем и основные факторы, влияющие на их динамичное развитие. Предложены показатели для оценки эффективности информационно-консультационных систем на рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, информационно -консультационные системы.

Annotation: The article discusses the economic problems of the development of the labor market using information and consulting systems. The main problems of the active implementation of information and consulting systems and the main factors affecting their dynamic development are highlighted. Indicators are proposed for assessing the effectiveness of information and consulting systems in the labor market.

Keywords: labor market, employment, information and consulting systems.

Рынок труда в Российской Федерации в настоящее время рассматривается как особая категория экономических отношений, возникающих посредством

формирования спроса и наличия рабочей силы, способной удовлетворить такой спрос и представляет собой пересечение различных экономических интересов на макро- и микро-уровнях.

Современный рынок труда в России характеризуется довольно высоким процентом безработицы и в то же время нехваткой квалифицированных кадров. Эта ситуация на рынке труда существенно зависит от уровня заработной платы.

Проведенные выборочные исследования на рынке труда по данным Росстата свидетельствуют о том, что численность рабочей силы в Российской Федерации в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2019 года составила 76,2 млн человек. При этом из них 72,7 млн человек рассматривались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн человек классифицировались в качестве как безработных. Общий уровень безработицы в России в ноябре 2019 года составил 4,6 %.

На регистрационном учете в органах службы занятости на конец ноября 2019 года состояло 664 тыс. безработных.

При этом общий уровень регистрируемой безработицы в нашей стране в среднем был равен 0,9 % от численности рабочей силы, учтенной в возрастной категории от 15 до 72 лет.

Проблема занятости остается актуальной и основной причиной является отсутствие опыта работы у молодого поколения, независимо от того, снизился ли этот показатель по сравнению с предыдущим годом.

На начальном этапе своей карьеры выпускник получает работу, требующую значительно меньшего опыта работы при минимальной заработной плате, что также отпугивает молодое поколение.

Многолетний опыт и практика показывают, что профессия, для которой наличие определенной подготовки и квалификации не особенно важна, имеет огромный спрос [1, с. 69].

Целесообразно четкое сосредоточение на вопросах занятости, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферу общественной жизни.

Отсюда следует, что целью социально-экономической политики страны является повышение уровня занятости населения и сосредоточение внимания на мерах по предотвращению и борьбе с безработицей.

Центры занятости, которые являются представителями государства и выполняют свои обязанности, играют огромную роль в регулировании занятости и информировании о наличии вакансий на рынке труда и об оказании помощи безработным.

Реализация программных мероприятий поможет создать условия для устойчивого улучшения рынка труда и будет гарантировать достижение благоприятных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность.

Бурное развитие информационных и коммуникационных систем создает новые формы и виды занятости, повышает гибкость и делает рынок труда более глобальным, расширяет возможности создания качественно новых рабочих мест и их модернизации.

Регулирование занятости характеризуется процессами информатизации различных сфер человеческой деятельности, которые в основном связаны с использованием средств и методов информационно-коммуникационных систем.

Информационно-коммуникационные системы в настоящее время являются основными инструментами, с помощью которых осуществляется модернизация в сфере занятости.

В современных экономических условиях необходимость внедрения информационно-консультационных систем обусловлено переходом мирового общества к принципам развития информационной экономики и значительным ростом влияния информации и знаний на социально-экономические и производственные процессы [2, с. 157].

Проблемы активного внедрения информационно-консультационных систем обусловлены, главным образом отсутствием надлежащего количества квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных

самостоятельно осваивать современные инновационное технологии и инновации.

Динамичное развитие информационно-консультационных систем сдерживается путем влияния следующих внутренних и внешних факторов:

- недостаточное бюджетное финансирование;

- неразвитость платных услуг;

- слабая материально-техническая база;

- отсутствие комплексной методики оценки эффективности функционирования информационно-консультационных систем [4, с. 135].

В современных экономических условиях информационно-консультационные центры, отделы и службы, как правило, функционируют без должного методического обеспечения, четко поставленных концептуальных задач и приоритетов [3, с. 143].

Новый концептуальный подход к исследованию экономического развития информационно-консультационных систем в центрах занятости предполагает поэтапный характер ее внедрения и дает возможность оценки уровня организованности ее элементов, а также экономической эффективности ее функционирования.

Необходимо отметить, что сама информационно-консультационная система экономического эффекта не создает, а экономическая эффективность (как результат деятельности) определяется от совместного пропорционального и скоординированного взаимодействия всех звеньев системы.

Обобщенным критерием экономической эффективности информационно-консультационной системы выступает минимум затрат живого и овеществленного труда [5, с. 176].

При этом, чем больше участков работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение.

Оценку эффективности рекомендуется проводить по следующим показателям:

- стаж профессионально-практической деятельности консультантов;

-средний возраст персонала;

-работоспособность и личные качества консультантов;

-средний уровень годового дохода персонала;

-среднегодовая внутренняя эффективность;

-среднегодовая внешняя эффективность.

Исследования показали, что эффективное развитие информационно -консультационных систем в центрах занятости организуется на основе интеграции деятельности государственных научных, образовательных и рыночных структур.

Библиографический список:

1. Лосева А.С. Развитие экологического учета и анализа на предприятиях агропромышленного комплекса // Лучшая научно-исследовательская работа: сб. статей VI междунар. науч.-прак. конкурса- Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 69-72.

2. Лосева А.С. Учет и аудит материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях / А.С. Лосева // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза, 2017. - С. 157-166.

3. Попова В.Б., Илик В.Ю. Анализ экономических факторов развития Тамбовской области// Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации: материалы VI международной научно-практической конференции, 2017.C. 343-345.

4. Ступаченко А.С, Черных М.С. Роль финансового контроля в обеспечении экономической безопасности организации. EUROPEAN RESEARCH: сб. ст. XII Междунар. науч.-прак. конф. -Пенза, 2017. - С. 135.

5. Фецкович И.В. Методическое обеспечение аудита внеоборотных активов в организациях АПК // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. -№ 2. С. 176-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.