Научная статья на тему 'МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В САМОРАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ'

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В САМОРАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов Олег Александрович, Чайка Валерия Павловна

Обоснованы и раскрыты особенности создания информационно-консультационных служб по различным сценариям с учетом развитости районов. Также в статье рассматривается содержание функций, присущих информационно-консультационным службам.Features of creation of information and consulting services according to various scenarios taking into account development of areas are proved and opened. As in article the content of the functions inherent in information and consulting services is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В САМОРАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 332.135

Кудряшов О. А., Чайка В. П.

Kudryashov O. A., Chayka V. P.

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В САМОРАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

PLACE OF INFORMATION AND CONSULTING SERVICE IN SELF-DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Обоснованы и раскрыты особенности создания информационно-консультационных служб по различным сценариям с учетом развитости районов. Также в статье рассматривается содержание функций, присущих информационно-консультационным службам.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, производственные структуры, информационные ресурсы.

Features of creation of information and consulting services according to various scenarios taking into account development of areas are proved and opened. As in article the content of the functions inherent in information and consulting services is considered.

Key words: information and consulting service, production structures, information resources.

Кудряшов Олег Александрович -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 35-59-80 E-mail: oleg_kudriashov@mail.ru

Чайка Валерия Павловна -

доктор экономических наук,

доцент, руководитель Высшей школы агробизнеса (МВА)

Тел.: 8-499-977-92-19 E-mail: vpchayka@gmail.com

Kudryashov Oleg Alexandrovich -

Ph.D. in Pedagogy,

Docent of Department of tourism

and hospitality business

Stavropol State Agrarian University

Tel.: (8652) 35-59-80

E-mail: oleg_kudriashov@mail.ru

Chayka Valeriya Pavlovna -

Doctor of Economics,

Head of the Higher school of agrobusiness (MBA) Tel.: 8-499-977-92-19 E-mail: vpchayka@gmail.com

Все исследования и практические шаги последнего десятилетия в отношении информационно-консультационной службы (ИКС) аграрной отрасли России сводились к двум аспектам: правовой формы деятельности структур и экономического статуса. Потребовалось несколько лет, чтобы пилотный проект ИКС, который принял для финансирования МБР (Мировой банк реконструкции и развития), трансформировался в несколько равнозначных вариантов структурного построения [1, 2].

Наиболее массовой оказалась структура, описанная в пилотном проекте, когда ее основу составляют районные ИКС при административных органах. Аналогичные структуры были созданы на региональном и федеральном уровнях. Имея все основные правовые, организационные, функциональные и кадровые нормативы, эти службы постепенно расслоились на три неодинаковых по количеству. Примерно 30 % региональных структур освоило вмененные им функции и стали приносить пользу аграрным предприятиям данной территории, постепенно завоевывая авторитет профессиональной службы. 50-60 % служб не поднялись до уров-

ня необходимой с точки зрения крестьянства структуры и функционируют с минимальным перечнем услуг, являясь постоянным объектом критики и расформирования или преобразования. Около 10 % служб не смогли пройти даже стадию формирования, хотя в рамках кредита и они получали современное оборудование, штаты, транспорт. Причину такой картины следует искать в некомпетентности назначенных кадров и непонимании роли службы со стороны руководителей регионов.

Параллельно этой структуре создавались и развивались службы ИКС при техникумах и колледжах (районный уровень), при НИИ и вузах (региональный уровень) и успешно наращивали свою деятельность, обладая потенциалом специалистов различного направления.

На начальном этапе воссоздания ИКС была принята концепция бесплатного оказания услуг товаропроизводителям, используя бюджет территорий соответствующей принадлежности. Собственно в дальнейшем оправдалось предположение, что на частично платные услуги можно переходить после окончательного принятия полезности их для аграриев. В ряде регионов поспешили с таким переходом, ори-

: № 1(13), 2014

ентируясь на ложные признаки рыночных отношений и постепенно скатились к услугам, не имеющим прямого отношения к производству. Массово был освоен механизм подготовки так называемых бизнес-планов, смысл которых сводился только к обоснованию получения кредитов.

Несколько региональных структур (Нижний Новгород, Владимир, Тула и др.), пройдя стадию наращивания функций ИКС и успешно их реализуя, постепенно стали переходить к платным услугам по узкому кругу вопросов перспективного развития. При этом они развили демонстрационные площадки и поля, т. е. пошли по заранее разработанному сценарию, что позволило частично снять нагрузку с регионального бюджета.

По сути дела, за десять лет ИКС АПК России прошла путь возрождения и повторила основные этапы развития, пройденные развитыми странами в ХХ веке. Говорить о том, что эта служба состоялась и приносит пользу сельскому хозяйству, преждевременно, но основа создана, и успех теперь зависит от постепенных и проверенных действий как в плане организационного строения, так и функционального содержания.

Особое положение ИКС должна занимать в общей задаче устойчивого развития территории, реализационный проект которой ставит перед службой специфические задачи.

Реальное содержание функций и задач отраслевой (условное название, отражающее идею участия службы в процессах устойчивого саморазвития территорий) ИКС должно вытекать из концепции устойчивого развития. Прежде всего зададимся вопросом, почему необходимо строить новую службу, если наработан достаточный опыт функционирования подобных структур в отрасли. Рассмотрим основные территориальные сценарии.

Первый сценарий. Район по основным производственным показателям характеризуется как кризисный. Таких показателей предлагается рассматривать три. Первый - отрицательный баланс самообеспечения жителей района основными продуктами питания; второй - урожайность полевых культур ниже средней по аналогичным территориям в данном регионе; третий - продуктивность в животноводстве также ниже средних показателей по региону.

По первому признаку служба консультирования обязана выработать пакет предложений ускоренного наращивания производства собственной продукции и согласно принятой концепции по саморазвитию особое внимание обратить на инновации, касающиеся наращивания товарности подворий. Этот процесс может начинаться с реализации малозатратных проектов в хозяйственную деятельность подворий. Однако без анализа ситуации с самими подворьями, наличием типичных подворий в разрезе поселений эту работу можно осуществлять только виртуально. Следовательно, первую концеп-

туальную функцию начала деятельности ИКС для данного проекта можно сформулировать так: создание базы данных в разрезе подворий, фермерских и коллективных хозяйств всех форм собственности. Эта база характеризуется всеми статистическими характеристиками и постоянно обновляется штатом ИКС района. Перечень вопросов наполнения ее представлен ниже.

1. При выборе типичного района необходимо предусмотреть при прочих равных условиях: наличие транспортных коммуникаций, связи, газификации и электрификации, социального блока, кадрового обеспечения.

2. Статистическая общая характеристика района в разрезе почвенного покрова, метеоусловий, увлажненности, ФАР с исторической справкой его развития, географической и контурной картой с обозначением населенных пунктов и поселений, с транспортной сетью.

3. Общая характеристика данных по населению в разрезе городов, поселков и деревень (станиц).

4. Население аграрного сектора в разрезе каждого поселения в градации: взрослое население, пенсионеры, дети до 16 лет и общее число подворий.

5. В разрезе каждого поселка выделить подворья с полной семьей (муж, жена, дети). Наличие пенсионеров в полной семье выделить.

6. Площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе в разрезе действующих предприятий, фермерских хозяйств, подсобных хозяйств.

7. Площадь угодий по возделываемым культурам, их средняя урожайность.

8. Типовой набор культур для хозяйств района и технологии их производства (перечень операций с указанием состава агрегатов и их производительности).

9. Поголовье животных в разрезе их видов, числа, продуктивности и принадлежности подворьям, хозяйствам всех форм собственности.

10. Машинно-тракторный парк района по маркам тракторов и комбайнов, их возрастом в разрезе хозяйств. Отдельно выделить парк МТС, если она действует в районе.

11. Кадровый потенциал района в разрезе хозяйств и управленческих структур районного звена в разрезе следующих специальностей и по показателям возраста типа специального учебного заведения, пола: экономисты, агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры.

12. Наличие в районе школ, больниц, детских садов, интернатов, домов престарелых.

13. Наличие в районе промышленности переработки сельскохозяйственной и другой продукции.

110

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

14. Характеристика руководящего звена района (глава, отраслевые руководители) по возрасту, образованию, стажу работы.

Собранные статистические материалы заполняются в таблицы произвольной формы.

На основе такой базы определяются объемы возможного наращивания продукции и доведения их до уровня положительного баланса между производством и потреблением жителями района. Но для выполнения еще одного основополагающего принципа в проекте саморазвития, т. е. при отказе от внешнего заимствования, необходимо определить источники подготовительного этапа наращивания товарности - малозатратные инновации, формирующие инновационный фонд. Эту функцию можно сформулировать так: создание базы данных по малозатратным инновационным проектам гарантированной рентабельности. Но наличие такой базы еще не дает оснований к решению самой проблемы. Теперь необходимы шаги, обосновывающие в конкретных расчетах реализацию выдвинутых в едином ключе сформулированных функций.

База данных малозатратных проектов может содержать проекты, принадлежащие к растениеводству и животноводству, а может и не содержать. Вполне вероятен вариант, когда в набор подобных проектов попадут новации из смежных областей. Например, для создания инновационного фонда будет предложено каждому подворью применить способ проращивания семян для стимулирования носкости кур. Но могут инновации напрямую касаться одной из отраслей, и тогда ее внедрение будет решать обе задачи - наращивание фонда инноваций и получение дополнительной продукции.

Первые реализационные шаги в этом направлении потребуют организационного построения всей системы. Для сохранения достигаемых эффектов по наращиванию объемов продукции и формированию фондов необхо-

димо создавать структуру, охраняющую товаропроизводителей от посредничества, сводящего любой эффект к нулю [3]. Первым таким объединением окажется сбытовой кооператив подворий. Но обоснование и правовое оформление простейшего объединения требует особых знаний и шагов по реальному созданию и деятельности подобных формирований. Этой важной деятельности ИКС должно быть уделено особое внимание, и функции в данном направлении можно сформулировать так: разработка преемственных вариантов построения объединений товаропроизводителей на основе правовых регламентов. Схематично первый сценарий можно представить следующим образом (рис. 1).

При этом следует заметить, что подобные функции по обозначенным темам не являются типовыми или обязательными в рамках сложившейся теории и практики деятельности ИКС районного уровня. Следовательно, данная схема может распространяться исключительно на структуры ИКС, которые включаются в реализацию проектов по саморазвитию территорий. Необходимо также выяснить возможности типового штата ИКС района создать и на их основе разрабатывать предложения для осуществления первого описанного сценария.

В принципе, если перед всей службой поставлены подобные вопросы, то формирование баз данных и знаний возможно. Для этого потребуются усилия Федерального центра консультирования и региональных структур, с которыми в качестве заказчика взаимодействует районная ИКС, хотя первую базу они могут создавать сами во взаимодействии с районными структурами управления. Но при такой постановке вопроса очевидно, что речь может идти о формализованных сведениях, которые не могут учитывать специфику данной территории. Вот почему предлагается для поставленных целей прибегнуть к новой схеме построения консультационного обслуживания.

Рисунок 1 - Варианты построения производственных структур по первому сценарию

: № 1(13), 2014

Она включается в общую схему построения консультационной службы для конкретного проекта.

Второй сценарий. Он характеризует район как благополучный с точки зрения среднестатистических показателей. Если баланс потребления и производства положителен в пользу последнего и если показатели производственной деятельности лежат в диапазоне среднерегио-нальных показателей, то перед районом может стоять только одна задача - повышать рентабельность. Но рентабельность формируется из множества факторов, которые реализуются таким же множеством приемов. В данном случае есть смысл рассматривать два фактора - ресурсосбережение и ускоренное накопление инновационных фондов за счет проектов более масштабных, чем те, о которых речь велась выше.

Следовательно, для реализации этого сценария можно сформулировать новую функцию для ИКС - создание базы данных и знаний по проектам ресурсосбережения в технологических процессах производства основных видов продукции на данной территории. В этой базе должны быть сосредоточены избыточные сведения не только по профильной деятельности предприятий района, но и в смежных отраслях и даже в тех, которые не имеют прямого отношения к сельскому хозяйству. Например, разработки в области энергетики, когда с помощью вихревых потоков получается КПД, который не достижим в обычных силовых установках, вполне можно использовать при отоплении поселков, в индивидуальных котельных и т. д.

Ускоренное формирование инновационного фонда по данному сценарию возможно путем реализации среднезатратных проектов в условиях более широкого кооперирования, чем сбытовой кооператив. Эту функцию можно сформулировать так: создание и использование базы данных и знаний по среднезатратным высокорентабельным проектам. Объединение

усилий по наполнению инновационного фонда района средствами, которые можно использовать при освоении баз как первого сценария, так и второго, должно оформляться в виде различных объединений, куда помимо производственных структур в лице подворий, фермеров и коллективных хозяйств должны входить как держатели инновационных знаний, так и управленческие ячейки района, в том числе ИКС (рис. 2).

Третий сценарий. На современном этапе состояния отрасли вряд ли следует рассматривать реально вариант третьего сценария, т. е. того, который характеризует комфортное качество жизни людей, проживающих в районе. Однако, подчиняясь логике рассуждений, рано или поздно наступит период, когда положение дел позволит практически без ограничения по средствам определять пути развития района по программе комфортного качества жизни жителей всех категорий.

Под комфортным качеством жизни будем представлять такие условия, когда: рождаемость превысит смертность, питание всех без исключения жителей будет соответствовать международным нормам как по объемам, так и по номенклатуре, потребительская корзина каждого жителя будет обеспечена необходимыми средствами, проживание, отдых, учеба, спорт, религиозные и ритуальные отправления будут обеспечены ресурсами и объектами. Естественно, что такие условия могут быть обеспечены только высокорентабельным производством, глубокой переработкой получаемой продукции, индустрией, обеспечивающей конкурентность, функционированием районного объединения с наличием всех компонентов и структур. Для таких условий (рис. 3) функционально нужно иметь следующие условия: наличие базы данных по крупным проектам, реализующим общерайонные масштабные задачи, наличие баз по всему набору показателей, отражающих качество жизни.

Рисунок 2 - Варианты построения производственных структур по второму сценарию

112

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

Рисунок 3 - Варианты построения производственных структур по третьему сценарию

Выделенные функции являются в определенной степени оригинальными для рассматриваемых условий, хотя часть баз данных и знаний успешно эксплуатируются в системе. Но в рассмотренном случае они предназначены строго для условий проекта с его строгими ограничениями, под которые и должны формироваться информационные ресурсы. С этой точки зрения их можно отнести к отраслевым, и в их формировании должны участвовать специалисты, которых нет в составе ИКС любого уровня. Именно эту особенность ситуации следует подчеркнуть отдельно.

Для реализации проекта устойчивого саморазвития территории (района) оказывается недостаточно только решения территории заняться таким вопросом. Нужна структура, которая в состоянии не только начать и осуществить формирование информационных ресурсов в виде представленных баз, но и иметь профессиональные кадры всех направлений функционирования отрасли. Такой структурой могут выступать только аграрные вузы или университеты.

Литература

1. Баутин В. М., Козлов В. В., Мерзлов А. В. и др. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2004.

2. Мерзлов А. В. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. М. : Издательство ИГ РАН, 2006.

3. Кудряшов О. А., Чайка В. П. Районный холдинг как форма эффективного сотрудничества // Вестник АПК Ставрополья. СтГАУ. 2013. №4 (12).

References

1. Bautin V. M., Kozlov V. V., Merzlov A.V. etc. Sustainable development of rural territories: strategy and tactics questions. M. : FGNU «Rosinformagrotekh», 2004.

2. Merzlov A. V. Transition to a sustainable development of rural territories: theory, methodology and practice. M. : IG Russian Academy of Sciences, 2006.

3. Kudryashov O. A., Chaika V. P. Regional holding as a form of effective cooperation // Agricultural Bulletin of Stavropol Region / STGAU. Stavropol. 2013. № 4 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.