Научная статья на тему 'Потребители и информационная поддержка консультационных центров в аграрной отрасли'

Потребители и информационная поддержка консультационных центров в аграрной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INFORMATION AND CONSULTING CENTERS / CONSUMERS OF SERVICES / MASS MEDIA / AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Алексей Викторович

Необходимость развития информационно-консультационных услуг в аграрной сфере экономики оказывает стимулирующие воздействие на товаропроизводителей, повышает их осведомленность о инновациях и, тем самым, повышает их конкурентоспособность. В зависимости от размера и целевого сегмента, потребители предъявляют разные требования к информации, необходимой им для профессионального ведения хозяйственной деятельности. Для качественной передачи информации целевым группам потребителей, необходимы эффективно направленные инструменты коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to develop information and consulting services in the agricultural sector of the economy has a stimulating effect on producers, increases their awareness of innovation and thus increases their competitiveness. Depending on the size and target segment, consumers have different requirements for the information they need for professional business. For high-quality transmission of information to target groups of consumers, effectively directed communication tools are needed.

Текст научной работы на тему «Потребители и информационная поддержка консультационных центров в аграрной отрасли»

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRICULTURAL ECONOMICS AND POLITICS

Потребители и информационная поддержка консультационных центров в аграрной

отрасли

Customers information support and consultancy centres in the agricultural sector

1\ Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 338.2:631.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18080 Марченко Алексей Викторович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Marchenko A.V., alex100001 @ yandex.ru

Аннотация: Необходимость развития информационно-консультационных услуг в аграрной сфере экономики оказывает стимулирующие воздействие на товаропроизводителей, повышает их осведомленность о инновациях и, тем самым, повышает их конкурентоспособность. В зависимости от размера и целевого сегмента, потребители предъявляют разные требования к информации, необходимой им для профессионального ведения хозяйственной деятельности. Для качественной передачи информации целевым группам потребителей, необходимы эффективно направленные инструменты коммуникаций.

Summary: The need to develop information and consulting services in the agricultural sector of the economy has a stimulating effect on producers, increases their awareness of innovation and thus increases their competitiveness. Depending on the size and target segment, consumers have different requirements for the information they need for professional business. For high-quality

transmission of information to target groups of consumers, effectively directed communication tools are needed.

Ключевые слова: информационно-консультационные центры, потребители услуг, средства массовой информации, аграрное производство.

Keywords: information and consulting centers, consumers of services, mass media, agricultural production.

Для эффективного и конкурентного развития аграрного производства, недостаточно продвигать на рынки инновационные товары и услуги, необходимо научить профессиональных потребителей, как этими новинками пользоваться, где найти необходимую информацию, где получить необходимую консультацию и, при необходимости, обучение. Чтобы возрастал спрос на аграрные инновации, потребитель должен быть осведомлен, обучен и мотивирован.

Центр, по оказанию услуг информационно-консультационного характера для предприятий аграрной сферы экономики должен являться совокупностью дифференцированных по организационно-правовой форме консультационных, информационных и научных организаций, которые взаимодействуют между собой в горизонтальной и вертикальной связи.

В исторический период и на современном этапе функционирования аграрной экономики, большинство предприятий аграрной сферы экономики, не смотря на то, что услуги консультационно-информационного характера не являются дорогими, а некоторые предоставляются за символическую плату или бесплатно, значительного наплыва клиентов не наблюдается. При этом скрытый и потенциальный спрос на услуги данного характера значительный.

Причин этому несколько. Так, в крупных аграрных предприятиях, как правило, обходятся силами своих специалистов, которые самостоятельно осуществляют мониторинг рынков, формирую и анализируя бизнес-аналитику, самостоятельно нарабатывают первичную информацию. Тем самым получают актуальную для своих предприятий информацию. Нередко привлекают специалистов из других организаций.

У фермеров и членов производственных кооперативов недостаточно осведомленности о существовании таких центров. Зачастую специалисты данных предприятий не могут четко сформулировать ту проблему, решение которой они бы могли доверить консультационному центру. К тому же, есть некоторый барьер доверия к специалистам и службам, которые оказывают перечень необходимых услуг информационно-консультационного характера.

Таблица 1 - Потенциальные потребители консультационных услуг по

сегментам рынка

ПотрЕонтелв услуг

в2в В2С КС

Лнлльсе 0 01СП&ные хозяйства Крестьяне кве, фермерские хозяйства СеЛЬСКОШ^ННСГЕе иные презжрнлтжя Свдобфды- лможг5ле Государствен ные н мулЕовоальв ые гчре*дееля

Повышение плоддрвдня земли Повышений продуктвЕноств зенлн Повышение ПрО^уКТВЕКОСЛЕ Повышение продуктввкостЕ Стратеги! раЗЕЕТЕЛ террЕггорнк

Елръса: ёале:оиил к Е;:елк1едя1:в рашенкн Есрьоа : болезншн к Е?езкте.гя1:н растений Есрьса : болезнями растенли с ёолетняын к рзшенхи Стратегиг развит иа ^тр^^тией

Применение селышнызянсгЕе ННЫХ КуЛЪТур. НОЗЫЕ С^р1Б У. ТеХНОЛЛГПН ЕСЗДЕЛЫЕШЛЯ ЕКЕдрЕнше с елышнызянс пенных Еулыур, нэБые ;о?та Н ТЫШОЛВГЕН Е£^ДЕЛЫЕ£НЛЯ Ор г анх з анис ннс -технологические ыеропрнхтга ста НЕППЛЬЗОЕЗЛИЮ нозесх лультур н сортов на осиозе УЧУ^* ЛТГРУЧТ.гу Технологий ЗЧЕШЕ прок эе-псс тбеншш д-еягелъносгв ВстдЕлыванле и }:хол ;з кулетураил прог^л^о: раЗЕЕТЕЛ гтр^слей

Конгультириянн « по Бопрасаз: хранено к перЕреботЕЛ произведенной рас1енкЕЕОдлесЕЭ У. ттрп ТТТПТЛ1 Екзвес-спаннроЕанне Консультирована е ПО Егпросвд ^готовки. хрзлзниг н перЕ;?лботЕл продукции растенвевс] детва КоигулыироЕЯ еле ПО ыщросаы глготоеып хранвннг к ПерЕрабОТЕЛ продукции расгенве е □ дсге 3 Сгздат-зге банка иьшоЕагнк

Хранение в переработка ПрО-^ЛДЛНН ШИЕОГИПЕОДСТВа Еопросы 31ти:атл:э:(нл Ееленхя учета у. кгвтро.-ч 2 хозяйств вднон ДЕгтел:,в]астк Аудиторе кал ДЕгтельнисть садоводство. цветоводство, ландшафтная ярянтектура Ош:Еле.-бкие июз о е алзк ннч> Н ПОЛХ1ХЕН Е РЗГКОНЕ

Пс'Еышенин продуктивности А ИкПП^Т Правовое ЕОВГуЛЫВрОВЯЖНЕ Р£5рабЭ1И£ юлтще:. гздобьс; к перслЕпгизных пл£ное и прогнозов Елагоус тройств г гз^ктгрин л рЛЗЕЕТНС инфраструктур ы КллроЕое П.Л £ннр 0 Б 3 ни е н ^ЗеспеченкЕ

В пятоус ГрОНСГЕ □ террЕгторвк и рагЕЕТне всцросес 0"гзхнз£лнн зеыпе пользования СтИЫуЛНрОВЯННЕ труда персонала, кадровое еон'гультеронеене Правовое понсультнроняв: не ^"[каБ.-бкив рЕгнола И РЗЗЕНТЕЕ ы

Елръса : ёалетляил АИкптт.т нх профилактика Агрома;:кегинг л логистика

Новые пароды, линин н трассы ■:епЕСЕ;о~озгй:гЕе >::-о.г; тнъп; к птицы ТТсттр: т^ттп утаЕ т ДЕггелъвисгь

Б-зпросЕ[ :[□■;]: меилниеиши ллектрнфккзшл ЫЕЗ^нлгашг в дггдмптмгт

Еопрасы сгроителыггЕЭ. н ремонта жилья к ■:.-::. построек СтрОНТЬПЬСТЕО. землеустройство и кадастровая д-еягелъносгъ

■= инз к " лр о б з ни е строительство, получеЕме лреднтаЕ Форикрованне н СОЕерШСЕСТВОЕЯНВЕ КОрЫОЕОХ СЛЗЫ

Прайме ионсультнроваян е Прим биение совреиенЕых ТёХПОЛСГИН ЛрЕ1 ПерЕрабОТЕЛ ПРОДУКЦИИ

По тематике предоставляемых консультационных услуг, большую часть, более 50%, составляет информация о разработчиках, изготовителях и поставщиках сельскохозяйственной техники, новых технологиях хранения и переработки картофеля и овощей, оперативная ценовая и маркетинговая информация, сведения о порядке налогообложения, о новом законодательстве, о ввозе-вывозе сельскохозяйственной продукции.

Информация о ценах на минеральные удобрения, комбикорма, ядохимикаты, ветпрепараты, а также о возможностях их приобретения; сведения об основных технологиях и о базовом технологическом оборудовании, земельное законодательство и землеустройство; информация о потенциальных инвесторах и кредитодателях интересует владельцев фермерских, личных подсобных хозяйств, садоводов-любителей. Удельный вес таких запросов составляет около 35%. Остальные 10% объема консультационных услуг приходится на Министерства и департаменты. К ним относится обеспечение клиентов информационно-аналитическими, статистическими и материалами законодательного и инновационного характера, господдержки и субсидирования тех или иных сферах агропроизводственной деятельности.

В ряде регионов консультационные подразделения, созданы при министерствах сельского хозяйства, при этом в их структуру входят и демонстрационные площадки.

На этих объектах приводятся показы технических средств и результаты применения инновационных технологий, семинары, бизнес - тренинги.

Опыт по созданию государственной информационно-консультационных служб в России на базе районных управлений сельского хозяйства показал, что нельзя механически привлекать специалистов хозяйств для работы в информационно-консультационной службе.

Во-первых, не все могут перейти от административного стиля общения к функциям советчика, консультанта, готового оказывать помощь по любым вопросам, связанным с деятельностью предприятий.

Во-вторых, большинство специалистов предприятий не владеют методами передачи информации и у них не достаточно навыков использования информационных технологий. Консультантом может быть только высококлассный специалист, желательно, владеющим иностранным языком, в совершенстве владеющий современными знаниями в своей области и отлично ориентирующийся в информационной и производственной сфере.

В идеале модель консультационной службы регионального уровня должна представлять единую систему аграрного консультирования, включающую в себя ядро

государственной службы, а также государственные и коммерческие консалтинговые фирмы.

Таблица 2 - Характер истока консультационных центров разного

ва значения

Параметры Инфсрмационно- Учеоно - Кснсультацнонные

деятельнсст консультационные консультационные центры на базе

и центры центры фермерских

организаций

Цели -с одействие - применение нсбьп: -обеспечение

товаропроизводителям технологий и рругих информацией об

е применении инноваций на инновациях

технологий: производстве; фермерских хозяйств:

-доведение инноваций -методическое -определение

дс осеспечение перспективных

товаропроизводителей внедренческих направлений развития

мероприятий; хозяйств;

-повышение - осуществление связи -повышение

производительности науки с производством; конкурентоспособност

груда; и продукции

фермерских хозяйств:

Задачи -обеспечение -организация учебных -проведение

информацией; мероприятий с целью консультаций для

-создание сазы повышения фермерских хозяйств:

инноваций; квалификации; -определение

-издательская -разработка перспективных

деятельность; методических направлении развития

- консультационная рекомендации по хозяйств - увеличение

деятельность: внедренческим выхода товарной

проотемам; прод^тсции;

ф^гикции организация - срганизация учебных организация

консультационной мероприятий; взаимодействия

деятельнести; - создание условий для консультантов н

- формирование освоения фермеров;

единого товаропроизводителя;.! создание

информационного и новых технологий. информационной базы

пространства техники и др.: вне для пользователей;

территории: учебных центров с -своевременное

- издательская научными и осеспечение фермеров

деятель несть. не следователь скшп информацией об

организациями. инновациях;

-помощь при

внедрении инноваций.

Консультационные центры разного направления расположенные на одной территории на базах различных организаций, могут дополнять функции друг друга и активизировать консультационную деятельность в целом по территории.

К важным инструментам деятельности информационно-консультационной служб также относят средства массовой информации, которые являются составляющий основой массовых методов ИКС.

Таблица 3 - Инструменты н технологии для коммуникации с целевыми

группами потребителей

ATL (above the line) ETL (below the line) TTL (through the line)

Включает в себя наружною н внутреннюю рекламу а также рекламу на телевидении и радио, в прессе и интернете, кинотеатрах и других общественных местах Включает в себя такие составляющие, как спонсорство, выставки, дегустации, личные и интернет продажи, инструменты мерченданзннга Комплекс методов коммуникации с потребителем, сочетающим в себе использование как отдельных инструментов как ATL. так н В XL методик

Методы используются на макрс и мезоуровнлх с охватом разных целевых групп существующих и потенциальных потребителей (Лидсе) При таком подходе происходит иошное, но рассеянное БсздейстБне на потребителя. Целевая аудитория не может отреагировать на получаемые из различных СМИ сообщения. Таким образом осуществляется однонаправленная связь без ответной реакции со стороны адресата. Комплекс мер. осуществляемых при использовании BTL-актнЕностей предполагает привлечение внутренних ресурсов предприятия без участия в процессе привлечения специалистов из других организаций.

Базовыми положительными моментами использования методов ATL являются такие черты как масштабность и возможность многократного использования. Потребитель ползает ослыпе стимулов к совершению покупки. Активно применяются ATL методы для следующих целей: -построения брендов, -создание легенды продугкта (сгорителлиаг), формирование имиджа продугкта нли компании. Применяя инструменты BTL-актнЕностей удается получвлъ значительную l'kchomhec, по сравнению с применяемыми инструментами АТЪ-актнЕностей. Помимо этого, прямой контакт с потребителем позволяет выявить стиошенне к продугкту и использовать полученную информацию для ус ОЕершвнстЕсв ання потребительских свойств предлагаемого аграрного продугкта. В таком случае удается использовать положительные стороны обеих методик (ATL и BTL) и добиться более высокого показателя з ффекпжносги за счет эффекта синергии.

Преимущества средств массовой информации перед другими состоит в том, что с их помощью можно:

- быстро и сравнительно недорого донести информацию до значительного количества производителей аграрной продукции, в том числе, за счет создания интернет-сайтов, а при необходимости посадочных страниц;

- эффективно распространять новые идеи и повышать интерес товаропроизводителей к инновациям;

- предупреждать о возможных случаях распространения болезней, массовых появлениях вредителей, карантинных сорняков и других производственных рисках, а в случае необходимости, оказать помощь в неблагоприятных для предприятия ситуациях;

- организовать обмен положительным опытом между аграрными предприятиями из разных территорий;

При работе консультационной службы со средствами массовой информации, следует учитывать, что этот метод передачи информации имеет ряд особенностей.

К ним относится, прежде всего, избирательность. Это касается публикаций, привлечения внимания к информации, ее восприятия и запоминания. Формируя и распространяя информацию, необходимо четко понимать на какой сегмент потребителя она ориентирована, и насколько она будет полезна и доходчива, исходя из целевой аудитории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом средства массовой информации не могут передавать всю, имеющуюся у источников информацию. Решение о том, какую информацию передавать, как правило, принимает редактор, владелец СМИ или правительственные органы в целях осуществления пропаганды своей политики. Подобная информация во многих случаях не вызывает интереса у товаропроизводителей, так как она ангажирована. Поэтому, работники ИКС должны более полно взаимодействовать со СМИ с целью передачи информации, отвечающей потребностям сельских товаропроизводителей. В свою очередь, работникам СМИ следует понимать особенности процесса получения аграрной продукции, жизни трудового коллектива предприятия, быть осведомленными об окружении фирмы, и ее потребностях. Только в этом случае передаваемая информация будет удовлетворять потребности клиентов, формировать и развивать их, способствовать разрешению существующих проблем на предприятии.

Информация нуждается в строгом отборе и ориентирована на избирательное внимание, то есть четко таргетирована. Основной подход по подбору информации о существующих инновациях заключается в том, чтобы она вызывала у товаропроизводителя интерес, была понятная, четкая, конкретная, достижимая, применимая в конкретных условиях хозяйствования. Это будет стимулировать потребителей консультационных услуг более энергичному и эффективному внедрению рекомендуемых перспективных приемов и методов в производство.

Сообщение или публикация должны быть подготовлены для правильного восприятия слушателями, в противном случае она окажется бесполезной. Поэтому, информацию, передаваемую СМИ на широкую аудиторию, необходимо первоначально представить

небольшой группе заинтересованных людей. Такая практика даст возможность убедиться, что информация достоверна, вызывает интерес и воспринимается правильно.

Информационные, рекламно-маркетинговые мероприятия должны быть лаконичными и иметь информативные и разъяснительные цели, написаны или изложены понятным языком.

В то же время следует понимать, что полученная информация не всегда верно может быть интерпретирована, и так как многие люди инертны, с точки зрения активности и внедрения инноваций. Поэтому, то, что было услышано и увидено не всегда будет использовано на предприятии. Оценивая роль СМИ в работе консультационной службы, можно заключить, что они:

- способствуют популяризации и распространению знаний;

- ускоряют продвижение инновационных процессов;

- побуждают к установлению коммуникаций, общению;

- служат укреплению связи работников ИКС, СМИ и науки.

Разные средства массовой информации оказывают неодинаковое влияние на процесс восприятия.

Таблнца 4 - Различия между СМИ н межличностными связям □

Характеристика Калалы межличностного с ощенил Каналы СМИ

1. Потоки информации Двусторонний Односторонний

2-Характер коммуникаций Межличностный (лиц^и к лицу) Безличностный (многоканальный)

3.Наличие обратной сежи Высокое Низкое

Д.Спосооность преодоления селективного процесса Высокая Низкая

¿.Скорость передачи информации массовому потребителю Относительно медленная Относительно высокая

б.Возможность согласования содержания информации с потребителем Большгая Малая

".Стоимость информации на одного потребителя Высокая Низкая

Й.Возможность игнорировать информацию потребителем Низкая Высокая

^-Повторение информации Нет Имеется

10.Источники передачи информации Каждый Эксперты, властные структуры

11 .Возможное влияние информации Формирование и изменение ПОЗИЦИИ Увеличение уровня знаний

Для того, чтобы информация в медийных средствах вызывала интерес у товаропроизводителей, специалисты, должны ставить перед собой следующие задачи:

- точно формулировать, какую цель преследует данная информация;

- решение каких актуальных для товаропроизводителей проблем поднимаются в ней;

- заранее определить для каких групп потребителей предназначена данная информация;

- какой уровень профессионализма тех, кто может являться потенциальным потребителем информации и на сколько она для них будет интересна и понятна.

- является ли платежеспособным и информационно доступным тот сегмент потребителя, для которого разрабатывается конкретный информационный продукт.

Вместе с тем, системная и политика в области формирования консультационно-информационных центров сможет свести интересы как производителей, так и потребителей аграрных продуктов и услуг, сформировать

соответствующий профессиональный кластер, повысить осведомленность и мотивированность аграриев, повышая, с одной стороны их производительность и конкурентоспособность, с другой - эффективно реализовывать государственные программы, направленные на развитие сельских территорий и импортозамещение.

Список литературы

1. Борлакова З. Ю., Кнухова М. З., Топсахалова Ф. М. Формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 166169. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/2848/ (дата обращения: 05.07.2019).

2. Городилов, М.А.Проблемы развития сферы услуг агропромышленного комплекса регионов/ М.А. Городилов, М.С. Оборин // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2018. - № 1. - С. 71-79.

3. Исрафилов Н.Т., Гарявин А.Н., Кецян С.М. Российский современный консалтинг: решение проблем // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №2. https://cyberleninka.ru/article/n/rossivskiy-sovremennvv-konsalting-reshenie-problem

4. Миронова М.Д., Галяутдинова Г.З. Развитие информационно-консультационных услуг в АПК // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15924 (дата обращения: 05.07.2019).

5. Черданцев, В.П. Внедрение телемедицинских технологий для совершенствования социально-экономического развития сельских территорий / В.П. Черданцев// Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7 - С. 198-201.

6. Черданцев, В.П. Методология диагностики компетенций персонала АПК / В. П. Черданцев,А.П.Андруник, Н.Н. Захаров // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций 2014 - № 1-3, с. 31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.