Научная статья на тему 'Development of the system of agribusiness information and consultation as direction of State Agrarian policy'

Development of the system of agribusiness information and consultation as direction of State Agrarian policy Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AIC / INFORMATION / SERVICES / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Antoshin K.A.

Effective and forward development of agro-industrial production is possible only on condition of continuous providing economic entities with information on the content of innovative technologies and development, and also synthesis of the best domestic and foreign practices. In the conditions of the increasing information streams the most effective mechanism of providing agricultural producers with professional information is creation in regions of information and consulting services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Development of the system of agribusiness information and consultation as direction of State Agrarian policy»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF AGRIBUSINESS INFORMATION AND CONSULTATION AS DIRECTION OF STATE AGRARIAN POLICY

Антошин К.А., аспирант Antoshin K.A., Post-graduate student Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия

Orel State Agrarian University, Orel, Russia E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Эффективное и поступательное развитие агропромышленного производства возможно только при условии постоянного обеспечения хозяйствующих субъектов информацией о содержании инновационных технологий и разработках, а также обобщении передового отечественного и зарубежного опыта. В условиях возрастающих информационных потоков наиболее действенным механизмом обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей профессиональной информацией является создание в регионах информационно-консультационных служб.

ABSTRACT

Effective and forward development of agro-industrial production is possible only on condition of continuous providing economic entities with information on the content of innovative technologies and development, and also synthesis of the best domestic and foreign practices. In the conditions of the increasing information streams the most effective mechanism of providing agricultural producers with professional information is creation in regions of information and consulting services.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

АПК, информация, службы, аграрная политика. KEY WORDS

AIC, Information, Services, Agrarian policy.

Формирование и развитие информационно-консультационных служб является одним из основных направлений аграрной политики правительства РФ. [3] И это подтверждается Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», в котором в качестве меры реализации государственной аграрной политики рассматривается информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи.

Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения и консультирования в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов и расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: - формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;

- предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;

- развитие на федеральном и региональном уровнях учебно-методических центров (УМЦ) по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- интеграция УМЦ с системой информационного обеспечения;

- обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.

В рамках Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2008-2012 гг. на создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства из федерального бюджета предусмотрено выделение 4519,7 млн. руб. На развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства - 5101,3 млн. руб.

Основу сельскохозяйственного консультирования составляют созданные в регионах страны информационно-консультационные службы и центры.

ИКС- это связующее звено между производством, наукой, образованием и органами государственного управления.

Основной целью развития ИКС АПК является содействие эффективному развитию агропромышленного производства, оказание помощи сельским товаропроизводителям в принятии и осуществлении ими обоснованных решений, повышение их профессионального и культурного уровня на базе современных информационных технологий, ускорение научно-технического прогресса с учетом комплексного развития и обеспечения социального и экономического благополучия.

Информационно-консультационная деятельность в России в своем становлении прошла более чем вековой путь, основные этапы ее развития определялись историческими событиями, происходившими в стране, аграрной политикой государства.

В 1891 году была образована первая служба «Общественная агрономия», занимающаяся вопросами рационализации сельского хозяйства земства. В 1918г. при Петровской академии под руководством ученого А.В. Чаянова был создан семинарий по аграрным вопросам, а затем на его базе организован первый в стране НИИ сельскохозяйственной экономики.

С 30-х годов становление и укрепление административно-командной системы на долгие годы прерывает процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений.

Возрождение информационно-консультационных служб в России начинается в девяностые годы за счет международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау и др.). Эти службы, как правило, создавались в виде автономных некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.

Наиболее системно на государственном уровне ИКС начали создаваться в 19951996 гг. благодаря реализации проекта поддержки рыночных реформ в сельском хозяйстве России «АРИС». В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях. На момент окончания проекта таких служб было создано 25. В 2006 году ИКС функционировали уже в 63 регионах страны.

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве является выбор модели, позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Можно выделить следующие базовые модели организации ИКС:

службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;

службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель "land-grant" университетов), сельскохозяйственных колледжей и профильных школ;

фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг; консультационные службы как подразделения коммерческих фирм; частные консультационные службы.

Для современных российских условий характерны ИКС созданные в форме государственных унитарных предприятий (учреждений); в форме автономных некоммерческих организаций; службы на базе институтов переподготовки и повышения квалификации кадров; службы на базе научно-исследовательских институтов.

По данным Российского центра сельскохозяйственного консультирования на протяжении 2000-2006 гг. увеличивается количество региональных ИКЦ, созданных в качестве некоммерческих организаций. Если в 2000 г. их было всего 3, то в 2006 г. -20. Увеличение количества некоммерческих организаций идет в основном за счет государственных учреждений. Это связано, прежде всего, с бюджетным финансированием этих служб, поддержкой их в рамках региональных программ и федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Количество же коммерческих организаций уменьшается, т.к. еще не сложились условия для существования консультационных служб за счет оплаты услуг клиентами. Стабильно функционируют службы на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, в 2006 г. произошел рост их количества с 12 до 15. Функции этих учреждений и консультационных служб очень близки, т.к. они работают со взрослым населением, проводя семинары, по новым технологиям, изменениям в законодательстве, разработке бизнес-планов. [2]

Выбор формы организации информационно-консультационной службы осуществляется непосредственно регионом и в наибольшей степени должна соответствовать задачам и функциям службы, а также местным условиям.

Например, в качестве организационно-правовой формы для ИКС Нижегородской области была выбрана форма фонда. Его учредителями являются администрация области, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия и Волго-Окская ассоциация производителей молока и мяса. Ярославский ИКЦ создан на базе института повышения квалификации и переподготовки кадров. Воронежский экстенш-центр создан как структурное подразделение Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д. Глинки. Это позволяет рационально использовать научный потенциал университета Рязанская ИКС сформирована на базе областного и районных управлений сельского хозяйства и продовольствия. В Республики Бурятия образовано ГУП информационно-консультационный центр сельских товаропроизводителей, на который возложены обязанности по оказанию информационно-консультационных услуг.

В Орловской области во всех районах функции ИКЦ возложены на районные управления сельского хозяйства. Активно включился в информационно-консультационное обеспечение АПК Орловский государственный аграрный университет. С 2001 года в вузе ведется подготовка специалистов по направлению «Организация информационно-консультационного обеспечения АПК». Задача профессорско-преподавательского состава состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных оказывать консультационные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В настоящий момент федеральным органом, регулирующим деятельность региональных ИКС является Российский центр сельскохозяйственного консультирования. При РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева функционирует Центр обучения кадров сотрудников ИКС всех уровней.

Потребителями информационных услуг являются все категории хозяйствующих субъектов в аграрном секторе. Основными пользователями являются крупные

хозяйства всех форм собственности, затем крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства. Значительная доля КФХ и ЛПХ в структуре пользователей консультационных услуг объясняется реализацией Национального проекта «Развитие АПК», который дал возможность для развития малых форм хозяйствования. Основные услуги были связаны с оформлением кредитов, написанием бизнес-планов, покупке молодняка скота и техники.

Новый импульс развитию консультационного обслуживания в сельской местности дала ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года». В рамках которой предусмотрено создание и открытие 240 муниципальных ИКЦ.

Объем субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию информационно-консультационного. обслуживания в сельской местности в 2006 г. составил 19,3 млн. рублей (заключены договора на финансирование и открытие 41 муниципального ИКЦ), в 2007 г. - 38,8 млн. рублей (88 ИКЦ). В 2008 г. заявки поступили от 24 субъектов РФ, на финансирование организации муниципальных центров выделяется 39,7 млн. рублей. Наибольшая доля заявок приходится на Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа.

Тематика консультационных услуг очень разнообразна. Наиболее востребованными являются экономика (13,8 %), растениеводство (13,6 %), животноводство (12,8 %), бухучет (12,8 %). [2]

В силу ряда причин разные пользователи имеют свои информационные предпочтения.

В сельскохозяйственных организациях где, как правило, работают специалисты, необходима информация, касающаяся инноваций, современных технологий, опыта других регионов, изменений в законодательстве, налогообложении, информация о ценовом мониторинге и маркетинге.

В сферу их интересов фермеров входит не только получение информации об инновациях или передовом опыте, но и профессиональных знаний. В большинстве фермерских хозяйствах возникают проблемы с подготовкой бухгалтерских и финансовых документов.

Для ведения ЛПХ и занятий садоводством необходимы в основном агротехнические знания.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях свободного рынка аграрный сектор экономики не может функционировать без государственной поддержки. Требуется она и обслуживающим АПК структурам, особенно на начальном этапе их формирования и развития.

Таким образом, создание системы сельскохозяйственного консультирования является одним из методов воздействия государства на повышение эффективности аграрного производства, Исходя из этого вложение средств в развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК должно рассматриваться как выгодное инвестиционное вложение в экономику.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кошелев В.М. Опыт и проблемы становления сельскохозяйственного консультирования в России / В.М. Кошелев // Новое сельское хозяйство. - 2006. -№ 6. - С. 42-47.

2. Демишкевич Г.М. Формирование и развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК / Г.М. Демишкевич // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2007. - № 6. - С. 6-12.

3. Организация информационно-консультационного обслуживания в АПК / Под ред. В.М. Кошелева. - Орел: издательство Орел ГАУ, 2005. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.