УДК 378.1
МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ
М.Г. Сергеева, В.В. Колчина, Ю.В. Савостьянок
Аннотация. Рассматривается модель поэтапной реализации сопровождения профессионально-образовательного развития личности студента (СПОРЛС), разработанная и интегрированная в практику на базе кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов (ИИЯ РУДН). Актуальность исследования обусловлена многочисленными трудностями современного высшего образования, нацеленного на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание стройной и непротиворечивой системы знаний, умений и элементов собственного практического опыта. Предлагаемая модель поэтапной реализации СПОРЛС включает три критерия: мотивационный, когнитивный и прикладной. Авторы данной статьи рассматривают динамику профессионально-личностной эволюции студентов первых двух курсов обучения, применительно к мотивационному критерию. Отмечается, что анализ преобладающих мотивов вносит значительный вклад в изучение психологической специфики учащихся. К участию в исследовании по итогам случайной выборки были привлечены 22 студента (девять юношей и тринадцать девушек), получающих одну и ту же специальность. Проведенное исследование продемонстрировало наличие существенных положительных изменений в уровне мотивации к раскрытию своего профессионально -личностного потенциала у опрошенных студентов. Количество учащихся с высоким и средним уровнем возросло на 13,61 и 4,53% соответственно; а число низкомотивированных молодых людей снизилось на 19,14%.
Ключевые слова: сопровождение профессионально-личностного развития, мотивация, студенты, тестирование, ИИЯ РУДН.
MODEL CONSIDERING PHASED IMPLEMENTATION OF SUPPORTING
PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF STUDENT'S
PERSONALITY: MOTIVATIONAL CRITERION
M. Sergeeva, V. Kolchina, Yu. Savostyanok
Abstract. The model considering the phased implementation of supporting the student's professional educational development (SSPED) is considered, which was developed and integrated into practice at the Department of Social Pedagogy of the Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (IFL RUDN). The relevance of the study is due to the numerous difficulties of modern Higher Education, aimed at developing students' intellectual abilities, creating a coherent and consistent system of knowledge, skills and elements of their own practical experience. The proposed model of SSPED phased implementation includes three criteria: motivational, cognitive and practical. The authors of this article consider the dynamics of the first-year and second-year students' professional-personal evolution in relation to the motivational criterion. It is noted that the analysis of the prevailing motives makes a significant contribution to the study of the students' psychological peculiartiy. A total of 22 students of the same speciality (nine male and thirteen female) were involved in the study being chosen within a random sample. The results of conducted study showed the significant positive changes among the interviewed students in the motivation to reveal their professional and personal potential. The number of students with high and average levels increased by 13.61% and 4.53% respectively, while the number of low motivated students decreased by 19.14%.
Keywords: support of professional and personal development, motivation, students, testing, Institute of Foreign Languages of RUDN University.
Повышенное внимание авторов к вопросам профессионально-личностной эволюции
студентов высших учебных заведений обусловлено многочисленными трудностями современного высшего образования, нацеленного на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание стройной и непротиворечивой системы знаний, умений и элементов собственного практического опыта, которая находит отражение в учебно -воспитательном процессе, профессиональной
деятельности прикладного характера, научно-исследовательской работе, а также в персональной ответственности школьников и студентов за собственное развитие (как личностное, так и профессиональное).
В настоящее время существует обширный пласт научной литературы, посвященной выявлению факторов, способствующих выстраиванию и реализации учебно-воспитательного процесса, который выступает гарантией качественной подготовки молодого
человека к выполнению своих профессиональных обязанностей и благоприятствует
удовлетворению потребности студентов в образовательных услугах высокого уровня.
Опубликовано значительное количество работ, посвященных специфике создания эффективной образовательной среды, базовым принципам организации образовательной деятельности, ориентированной на развитие студентов в контексте получаемой ими профессии [2-6 и др.].
Рассматривается практика интеграции программ сопровождения профессионально-образовательного развития личности студента (далее - СПОРЛС) [1;4;7 и др.]; излагается и анализируется основное содержание
профессионально-образовательного вектора учащегося.
Практикующие специалисты и педагоги-теоретики пришли к выводу, что СПОРЛС предполагает предельно интенсивное
использование личностных ресурсов студентов, определение индивидуальной способности к освоению нового материала и формирование условий, способствующих развитию данной способности, благодаря чему появляется возможность обеспечить поэтапную реализацию СПОРЛС.
Сформулированы положения о том, что для поэтапной реализации СПОРЛС требуются определенные организационные факторы и наличие практико-ориентированной модели, предполагающей строгое соблюдение принципов дифференциации и индивидуального подхода в выстраивании учебно-воспитательного процесса.
Модель поэтапной реализации СПОРЛС разработана и интегрирована в практику на базе кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов (ИИЯ РУДН). Упомянутая модель связана, с одной стороны, с работой преподавателей, создающей необходимые условия для профессионально-личностного развития студентов, а с другой стороны, с интеллектуально-нравственным потенциалом и потребностью учащихся в получении новой информации и использовании этих знаний в реальной жизни. Подчеркнем, что модель поэтапной реализации СПОРЛС имеет комплексную структуру, управленческий характер, а также отличается непрерывностью и направленностью на выполнение прикладных задач.
В процессе определения уровня результативности предлагаемой модели, нацеленной на профессиональное развитие
учащихся, к участию в исследовании по итогам случайной выборки были привлечены 22 студента (девять юношей и тринадцать девушек), получающих одну и ту же специальность. В данной статье мы рассмотрим динамику профессионально-личностной эволюции
студентов в рамках первых двух курсов обучения.
На подготовительном этапе изучаются условия и потенциал осуществления СПОРЛС, проводится выбор технологий, методик, а также средств для определения и оценки результатов, достигнутых посредством применения разработанной нами модели.
Уровень профессионально-личностного развития студентов устанавливается в соответствии с критериями и показателями, использование которых позволяет предложить комплексную адекватную оценку результатов, демонстрируемых участниками исследования, см. таблицу 1.
На следующем, процессуальном этапе, проверялись и, при необходимости, корректировались факторы, способствующие выстраиванию правильного профессионально-образовательного вектора учащихся в контексте высшего образования. Итоги проведенной проверки продемонстрировали, что в ИИЯ РУДН сформированы все условия, требуемые для осуществления эффективной образовательной деятельности.
Оценка результатов, полученных на итоговом (контрольном) этапе эксперимента, реализуется сотрудниками отдела по учебно-методической работе ИИЯ РУДН под непосредственным контролем заместителя директора по учебной работе Е.А. Мраченко. Ответственным за мониторинг знаний студентов на протяжении семестра является сам преподаватель, а организационная составляющая находится в ведении заведующего кафедрой социальной педагогики ИИЯ РУДН, д.пс.н., проф. Л.Ж. Каравановой. В отделе по учебно-методической работе все компьютеры оборудованы специальной программой «Учебный процесс», предназначенной для упорядочивания информации о студентах, их успеваемости и посещаемости. Свободный доступ к систематизированным сведениям о своих учебных достижениях имеют все учащиеся.
Итоги проведенной проверки позволяют утверждать, что профессионально-
образовательный вектор подготовки студентов полностью обеспечен, согласно положениям ФГОС ВО, и организован на высоком уровне. Все студенты в равной степени интегрированы в социальное пространство своего
образовательного учреждения; им предоставлены одинаковые возможности для раскрытия собственного творческого потенциала и
совершенствования своего профессионального мастерства и душевных качеств.
Таблица 1. - Описание критериев и уровней профессионально-личностного развития студентов
Критерии
Показатели
Методы диагностики
Уровни
« и
н о и я а в и т о
Причины выбора
профессии, стремление к совершенствованию в соответствующей сфере
Методики определения персональной установки на успех и персональной установки на избегание неуспеха, разработанных Т. Элерсом; метод выявления уровня подготовленности к рискованному поведению (А.М. Шуберт)
Высокий: стабильные мотивы
профессионального развития, ярко выраженная готовность к
совершенствованию в выбранной области
Средний: общая вербализуемая профессиональному удовлетворительная
и/или нечетко мотивация к
развитию; готовность к
совершенствованию в выбранной области
Низкий: отсутствие заметной мотивации; формальное, почти равнодушное отношение к совершенствованию в выбранной области_
й ы н в и
н г о К
Специальные знания, стремление к их расширению и
углублению на
протяжении всего обучения в высшем образовательном учреждении (в рамках статьи - в течение первых двух лет обучения)
Модульно-рейтинговый подход к оценке текущей успеваемости студентов, стимулирующий их к проявлению устойчивой активности на протяжении всего семестра (посещение занятий, участие в семинарах и коллоквиумах, подготовка реферата, выполнение
творческих заданий, сдача зачета или экзамена). Каждый вид деятельности соответствует
определенному количеству баллов, которые в итоге дают «рейтинговую» оценку по данной дисциплине
Высокий: глубокие и обширные специальные знания, выраженная потребность в их дальнейшем развитии
Средний: удовлетворительный уровень специальных знаний, наличие потребности в их расширении (как правило, при нежелании «двигаться» вглубь)_
Низкий: формальность, поверхностность имеющихся знаний; слабая потребность в их дальнейшем развитии тем или иным способом
й о н
и
иПр
Выработаны навыки и умения
профессионального характера, базовый профессиональный опыт
Учебно-эмпирическая деятельность, научно -исследовательская работа
Высокий: выработаны необходимые профессиональные навыки и умения, получен богатый профессиональный опыт
Средний: необходимые навыки и умения в целом отвечают предъявляемым требованиям, накоплен некоторый профессиональный опыт_
Низкий: навыки и умения профессионального характера лишь начинают складываться, опыт профессиональной деятельности отсутствует
На контрольном этапе СПОРЛС проводилась комплексная оценка полученных результатов, указывающих на динамику профессионально-личностного развития, результативность непрерывного контроля над учебной активностью студентов, что позволяет авторам данной статьи судить об успешности использования предлагаемой модели в целом и применяемых диагностических методов в частности.
Поскольку поэтапная реализация СПОРЛС способствует главному процессу
профессионально-личностного развития
студентов, то эффективность данного сопровождения нужно определять с учетом того воздействия, которое оно оказывает на упомянутый процесс, исходя из выраженности позитивных и негативных изменений.
Для успешного взаимодействия с учащимися и приобретения базовых сведений об их индивидуальных особенностях организуется опрос с целью определения факторов, мотивирующих студентов к поступлению в
высшее учебное заведение и освоению профессии социального работника. Анализ преобладающих мотивов вносит значительный вклад в изучение психологической специфики учащихся. Установление степени мотивированности студентов позволяет делать выводы об их вовлеченности в учебную деятельность, о близости к мотивационному идеалу (высокому уровню), который, в сочетании с развитыми способностями, позволяет молодым людям достигать намеченных целей, эволюционировать в профессиональном и личностном отношениях.
Результаты проведенного опроса позволяют утверждать, что на момент поступления в вуз (начало первого семестра) 2 студента обладали высоким уровнем мотивации к освоению программы высшего профессионального образования, что соответствует 9,09% от общего числа респондентов; у 8 человек (36,37%) был выявлен средний мотивационный уровень, а больше половины учащихся (12, то есть 54,54%) продемонстрировали низкий уровень заинтересованности в получении высшего образования.
Следующей задачей авторов статьи являлось определение уровня мотивации учащихся по итогам четырех семестров (то есть по окончании второго курса), что позволит сделать вывод об эффективности СПОРЛС по одному из критериев - мотивационному.
Для выявления мотивационного уровня молодых людей по окончании второго курса и установления динамики повышения/снижения данных показателей осуществляется
тестирование студентов по трем известным методикам: определения персональной установки на успех Т. Элерса; персональной установки на избегание неуспеха Т. Элерса; выявления уровня подготовленности к рискованному поведению А.М. Шуберта. В данном опросе приняли участие 100% студентов, задействованных в эксперименте (22 человека).
Тестирование учащихся по методике определения персональной установки на успех Т.
Элерса дало следующую картину: десять опрошенных получили от 17 до 20 баллов, что соответствует достаточно высокому уровню нацеленности на успех; семь студентов набрали от 11 до 16 баллов, показав тем самым умеренное стремление к заметным профессиональным достижениям; результат пяти человек оказался в диапазоне от 1 до 10 баллов, что свидетельствует о слабой мотивации на успех.
Результаты тестирования студентов по методике определения персональной установки на избегание неуспеха, также разработанной Т. Элерсом, сводятся к следующему: четыре участника получили от 17 до 20 баллов, продемонстрировав тем самым высокий уровень подобной мотивации; одиннадцать человек набрали от 11 до 16 баллов, что говорит об их среднем стремлении к избеганию неудач; у семерых студентов оказалось от 2 до 10 баллов, то есть, в соответствии с позицией Т. Элерса, их готовность предотвращать нежелательные ситуации выражена слабо или вовсе отсутствует.
Применив метод выявления уровня подготовленности к рискованному поведению А.М. Шуберта, мы получили следующие результаты: два студента набрали больше 20 баллов, что указывает на повышенную склонность к рискованным решениям; результат десяти учащихся составил от -10 до +10 баллов, отражая умеренную предрасположенность к неосторожному поведению; оставшиеся 10 участников, получившие меньше 30 баллов, по-видимому, являются весьма осмотрительными личностями.
Обработав полученные данные, мы установили следующие процентные значения мотивационных уровней протестированных студентов, см. таблицу 2.
Итоги сравнительного исследования мотивации молодых людей в самом начале обучения (первый семестр, сентябрь) и в конце второго курса (четвертый семестр, июнь) представлены на рисунке 1.
Критерий Показатель Уровни Процентное значение
Мотивационный Причины выбора профессии, стремление к совершенствованию в соответствующей сфере Высокий: стабильные мотивы профессионального развития, ярко выраженная готовность к совершенствованию в выбранной области 22,70%
Средний: общая и/или нечетко вербализуемая мотивация к профессиональному развитию; удовлетворительная готовность к совершенствованию в выбранной области 40,90%
Низкий: отсутствие заметной мотивации; формальное, почти равнодушное отношение к совершенствованию в выбранной области 36,40%
Таблица 2. - Уровни мотивации студентов ИИЯ РУДН к развитию в рамках будущей профессии
Рисунок 1. - Динамика изменений мотивационного уровня студентов ИИЯ РУДН в процессе профессионально-личностного развития
Проведенное исследование
продемонстрировало наличие существенных положительных изменений в уровне мотивации к раскрытию своего профессионально-личностного потенциала у опрошенных студентов. Произошел переход на более продвинутую ступень развития по рассматриваемому критерию: количество студентов с высоким и средним уровнем возросло на 13,61 и 4,53%, соответственно. При этом нужно отметить, что число
низкомотивированных учащихся снизилось на 19,14%, что, по нашему мнению, следует считать еще более значимым достижением. В дальнейшем авторы статьи планируют проанализировать эффективность поэтапной реализации СПОРЛС по двум оставшимся критериям, предусмотренным в рамках предлагаемой модели - когнитивному и прикладному.
Литература:
1. Корнеева Н.Ю. Технологии модульного обучения как инструмент созидания индивидуальной образовательной траектории обучающегося / Н.Ю. Корнеева, Д.Н. Корнеев, А.А. Лоскутов, Н.В. Уварина // Вестник ЧГПУ. - Изд.: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. - С. 49-55.
2. Львов Л.В. Проблемы моделирования профессионально-образовательной траектории опережающего уровня / Л.В. Львов // Современная высшая школа: Инновационный аспект. - Изд.: Русско-Британский Институт Управления (Челябинск), 2016. -С. 75-88.
3. Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе / Т.Г. Мухина, А.Ю. Сутугин // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 2(34). - С. 276-281.
4. Пахаренко Н.В. Необходимость построения алгоритма индивидуальной образовательной траектории обучающегося / Н.В. Пахаренко //
Инновации. Интеллект. Культура / XXI Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых ученых и студентов. -Тюменский государственный нефтегазовый университет; Тобольский индустриальный институт, 2014. - С. 282-285.
5. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования: монография / М.Г. Сергеева. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. - 422 с.
6. Тахохов Б.А. Индивидуализация в современном педагогическом образовании / Б.А. Тахохов // Педагогика XXI века: Стандарты и практики / Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. - Изд.: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк), 2016. - С. 326-331.
7. Харланова Е.М. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения развития социальной активности студентов: монография / Е.М. Харланова. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 291 с.
Сведения об авторах:
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России), e-mail: [email protected]
Колчина Вера Викторовна (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения, e-mail: [email protected]
Савостьянок Юлия Викторовна (г. Москва, Россия), преподаватель Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов.
Data about the authors:
M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, associate Professor, Senior research associate of NITs-2 of Federal state institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia" (FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia) (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]
V. Kolchina (Yekaterinburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Senior teacher of transport economics Department of the Ural State University of means of communication, e-mail: [email protected]
Yu. Savostyanok (Moscow, Russia), Lecturer of Centre for Further Education, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University).