Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Виктория Игоревна

Рассматривается проблема готовности педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. Описывается модель формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании, которая включает в себя теоретико-методологический, операционально-деятельностный и результативно-оценочный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO THE COOPERATION WITH THE STUDENT’S FAMILIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the issue of the teachers’ readiness to the cooperation with the students’ families in the inclusive education. There is described the model of the development of the competence of a future teacher during the cooperation with the students’ families in the inclusive education including the theoretical and methodological, the operational and pragmatist and the resulting and evaluative blocks.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

педагогические науки

В.И. МОРОЗОВА (Москва)

модель Подготовки Будущих педагогов к взаимодеиствию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании

Рассматривается проблема готовности педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. Описывается модель формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании, которая включает в себя теоретико-методологический, операционально-деятель-ностный и результативно-оценочный блоки.

Ключевые слова: взаимодействие педагога с семьей, инклюзивное образование, профессиональная подготовка.

Одним из приоритетных направлений развития современного отечественного образования является инклюзия, под которой понимается доступность образования для всех обучающихся, независимо от их физиологических, психолого-педагогических, социальных особенностей и возможностей. Внедрение инклюзивных практик в образовательные учреждения рассматривается как долговременный процесс, зависящий от множества связанных между собой факторов (менталитет, религия, образовательные парадигмы и др.). При этом в работах современных исследователей (Ainscow, Booth, Dyson [22], Mitchel [28], Nind [29], Winzer [31], С.В. Алехина [1], Е.Н. Кутепова [11], Н.Н. Малофеев [12], О.Г. Приходько [15], Н.Я. Семаго [18]) акцент делается на принятии инклюзии (ценностей, принципов) всеми участниками образовательных отношений, в которых взаимодействие семьи и школы занимает важнейшую роль. Значимость взаимодействия педагогов с семьями обучающихся отражена в Федеральном законе «Об образовании в РФ», Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года, федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в работах современных исследователей-педагогов (А.Н. Анцута [2], Е.С. Евдокимова [16], Н.А. Кузнецова [9], А.А. Терсакова [19], Т.В. Хуторянская [21]), которые описывают

О Морозова В.И., 2021

социально-педагогическую модель деятельности современного педагога, учитывающую происходящие изменения социальной ситуации, влекущей за собой увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями и педагогическую несостоятельность многих родителей.

Цель статьи - охарактеризовать модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. Методы исследования: анализ концепций, теорий, подходов, научной литературы, нормативно-правовых документов, моделирование, синтез, обобщение.

Сравнительный анализ работ зарубежных и российских исследователей (Evans [23], Friend, Bursack [26], Figler [24], В.А. Бого-варова, С.Е. Матвеева, Ф.Г. Мухаметзянова, Н.М. Прусс [5]) показал, что успешность обучения ребенка в инклюзивном образовательном учреждении напрямую зависит от особенностей семейного воспитания (особенно во время формирования у ребенка социальных навыков) и продуктивного взаимодействия родителей со специалистами учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и др. [3]. Для реализации такого продуктивного взаимодействия необходима специальная подготовка будущих педагогов, формирование у них соответствующей профессиональной компетентности. Предметом исследований научных работ последних десятилетий (Florian, Linklater [25], Rabi, Zulkefli [30], Majoko [27], Е.В. Богданова [4], И.В. Возняк [6], Л.В. Горюнова [7], О.С. Кузьмина [10], Е.Г. Самарцева [17], В.В. Хитрюк [20]) является содержание понятий «инклюзивная компетентность» или «инклюзивная готовность» педагога и ее формирование. При этом большинство авторов выделяют в качестве основных компонентов такой компетентности когнитивный и личностно-психологический, справедливо обосновывая важность принятия студентом целей и принципов инклюзивного образования, понимания специфики данного процесса, а также готовности к реализации инклюзии в практике работы в школе [13]. Однако лишь в немногочисленных педагогических и психолого-педагогических работах рассматривается содержание компетентности педагога во взаимодействии с семьей в инклюзивном образовании и ее формирование на этапе обучения студента - будущего педагога. Проведенное нами исследование дает основания

- известия вгпу -

Модель процесса формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании

Цель: формирование компетентности во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании

Методологические подходы: личностный, деятельностный, аксиологический

Принципы: коммуникативной направленности; интереса, активности, сознательности и самостоятельности; гуманизации

Компоненты компетентности будущих педагогов во взаимодействии с семьями обучающихся

в инклюзивном образовании

принимать и реализовывать ценности и принципы инклюзивного

образования . _

1

Готовность к активному включению семьи в инклюзивный образовательный процесс

Готовность к применению различных способов и средств педагогической коммуникации и общения

Готовность взаимодействовать в команде

со всеми участниками образовательного процесса

Готовность к рефлексивно-прогностической деятельности

Готовность к профессиональному и личностному развитию

Программа курса

«Основы взаимодействия с семьями обучающихся в инклюзивном образовании»

Содержание: теоретическая часть, практическая часть, модернизированный вариант психолого-педагогической практики

¿Е

Технологии: проблемно-поисковые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, имитационно-игровые технологии и рефлексивные технологии. Формы: лекции, семинарские занятия, задания к психолого-педагогической практике. Методы/техники: кейс-метод, критический анализ проблемной ситуации, защита творческого проекта, подготовка видеообращения, «жужжащие группы», мозговой штурм, разыгрывание ролей, ситуационно-ролевая игра

Г ' Критерии г 1 Л г

г 1

. ^

о о

т и £ «

нО ^

Ч О

^ I

со ш

^ и

Готовность принимать и реализовывать ценности и принципы инклюзивного образования

Готовность к активному включению семьи в инклюзивный образовательный процесс

Готовность к применению различных способов и средств педагогической коммуникации и общения

Готовность взаимодействовать в команде

со всеми участниками образовательного процесса

Готовность к рефлексивно-прогностической деятельности

Готовность к профессиональному и личностному развитию

Уровни: утилитарный, элементарный, функциональный, профессиональный

Результат: сформированная профессиональная компетентность будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании

для понимания профессиональной компетентности педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании как сложного многокомпонентного качества личности педагога, проявляющегося в «иерархи-зированном» наборе готовностей педагога к принятию решений и адекватным им видам деятельности во взаимодействии с субъектами образовательных отношений в инклюзивном образовании. Структурными компонентами данной компетентности выступают готовность принимать и реализовывать сущность и ценности инклюзивного образования, готовность к активному включению семьи в инклюзивный образовательный процесс, готовность к применению различных способов и средств педагогической коммуникации и общения, готовность взаимодействовать в команде со всеми участниками образовательного процесса, готовность к рефлексивно-прогностической деятельности и готовность к профессиональному и личностному развитию [13].

Выстраивая представление о логике формирования данной компетентности, целесообразно обратиться к методу моделирования, позволяющему отразить основные компоненты процесса, его принципы и этапы формирования. При построении модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании мы опираемся на идеи В.С. Ильина о педагогическом процессе как динамической структуре, раскрывающей способ связи состояний процесса, в котором предыдущее определяет следующее за ним во времени состояние; как определенной последовательности частей процесса (этапов, стадий, фаз), которая обеспечивает количественные и качественные изменения свойств личности, при этом переход от одной части к другой осуществляется благодаря усложнению целей процесса и используемых средств развития личности [8].

Модель процесса формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании представлена на рис. на с. 34 в виде системы, которая включает в себя следующие блоки:

- теоретико-методологический;

- операционально-деятельностный;

- результативно-оценочный.

Теоретико-методологический блок объединяет цель, задачи, теоретико-методологические подходы и принципы формирования

кие науки -

компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. В нашем исследовании мы обращаемся к теоретическим основаниям лич-ностно ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов, т. к. формирование осуществляется через открытое взаимодействие равноправных субъектов образовательного процесса, уделяющее внимание личностному развитию каждого субъекта, формированию у него ценностных ориентаций. В рамках перечисленных подходов, опираясь на работы О.В. Павловой, мы предлагаем ряд принципов организации данного процесса: принцип коммуникативной направленности обучения; принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности; принцип гуманизации содержания образования [14].

Операционально-деятельностный блок определяет этапы, содержание, методы, формы и средства формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. Содержание подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании осуществляется через реализацию спецкурса «Основы взаимодействия с семьями обучающихся в инклюзивном образовании». Курс состоит из 72 часов, включающих лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов, а также модернизированный вариант психолого-педагогической практики. В курсе представлены следующие разделы, названия которых отражают тактические задачи, которые должен решить обучающийся в результате успешного их освоения:

- «Инклюзивное образование в России и мире»;

- «Включение семьи в инклюзивный образовательный процесс»;

- «Педагогическая коммуникация и общение в инклюзивном образовании»;

- «Взаимодействие в команде со всеми участниками образовательного процесса»;

- «Рефлексивно-прогностическая деятельность педагога в инклюзивном учреждении»;

- «Профессиональное и личностное развитие педагога».

Курс реализуется на трех уровнях подготовки:

- элементарном (теоретическом);

- функциональном (практическом);

- профессиональном (на уровне психолого-педагогической практики).

Технологиями подготовки являются проблемно-поисковые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, имитационно-игровые технологии и рефлексивные технологии. Формами проведения занятий являются лекции, семинарские занятия, задания к психолого-педагогической практике.

Результативно-оценочный блок связан с определением критериев сформированности компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании и их показателей на разных уровнях сформированности. В данном блоке представлены критерии сформированно-сти компетентности во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании у студентов педагогического вуза (готовность принимать и реализовывать сущность и ценности инклюзивного образования, готовность к активному включению семьи в инклюзивный образовательный процесс, готовность к применению различных способов и средств педагогической коммуникации и общения, готовность взаимодействовать в команде со всеми участниками образовательного процесса, готовность к рефлексивно-прогностической деятельности), их показатели и уровни сфор-мированности.

таким образом, предпринятая попытка создания модели подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании позволила сформулировать следующие выводы.

1. Включение семьи в образовательный процесс, предполагающий активное взаимодействие педагогов с родителями обучающихся, является одним из необходимых условий успешной реализации инклюзивного образования. На сегодняшний день это условие одновременно выступает вызовом реализуемому в вузах процессу подготовки педагогических кадров. При формировании у студента - будущего педагога инклюзивной компетентности в процессе его обучения недостаточно полно рассматривается вопрос готовности учителей к активизации родительского потенциала в инклюзивной школе.

2. Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании представляет собой сложное многокомпонентное качество личности педагога, проявляющееся в «иерархизированном» наборе готовностей педагога к принятию решений и адекватным им видам деятельности во взаимодействии с субъ-

ектами образовательных отношений в инклюзивном образовании.

3. Теоретическая модель процесса формирования компетентности будущего педагога во взаимодействии с семьями обучающихся в инклюзивном образовании представляет собой систему, состоящую из теоретико-методологического, операционально-деятель-ностного и результативно-оценочного блоков.

список литературы

1. Алехина C.B., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.

2. Анцута А.Н. Формирование профессиональной готовности будущего педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2000.

3. Бессарабова И.С., Морозова В.И. Влияние идей постмодернизма на становление инклюзивного образования в США и России // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 72.

4. Богданова Е.В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2016. № 3. URL: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/239/240 (дата обращения: 13.03.2021).

5. Боговарова В.А., Матвеева С.Е., Мухаметзя-нова Ф.Г., Прусс Н.М. Проблемы субъектов инклюзивного образования // Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Между-нар. науч.-практ. конференции ЮНЕСКО (Казань, 15-17 мая 2014 г.): материалы в 3 ч. Казань, 2014. Ч. III. С. 29-32.

6. Возняк И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2017.

7. Горюнова Л.В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2(42). С. 57-63.

8. Ильин В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения. Волгоград, 1978. С. 3-12.

9. Кузнецова Н.А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2016.

педагогические науки

10. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015.

11. Кутепова Е.Н., Черенкова Ж.Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Меж-дунар. науч.-практ. конф. Москва, 26-28 июня 2013 г. М., 2013. С. 588-592.

12. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. С. 1-16.

13. Морозова В.И., Сергеев Н.К. Профессиональная компетентность будущего педагога во взаимодействии с семьей в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях постиндустриального общества // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 10(153). С. 22-31.

14. Павлова О.В. Формирование профессионально-этической культуры студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2020.

15. Приходько О.Г., Югова О.В. Особенности функционирования и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 нояб. 2020 г. Минск, 2020. С. 325-329.

16. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования: кол. моногр. / Е.С. Евдокимова, Н.Г. Зотова, Ю.М. Попова [и др.]. М., 2019.

17. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Шуя - Орел, 2012.

18. Семаго Н.Я. Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия // Инклюзивное образование. М., 2015. С. 40-47.

19. Терсакова А.А. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с семьей в условиях полиэтнической среды: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

20. Хитрюк В.В. Подготовка педагогов для инклюзивной системы образования: в поиске решений // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Между-нар. объединенной науч.-практ. конф. «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения»,череповец, 18 окт. 2019 г. / под ред. О.А. Денисовой. Череповец, 2020. С. 165-171.

21. Хуторянская Т.В. Подготовка студентов педагогического института к сотрудничеству с се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мьей школьника: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2011.

22. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Understanding and developing inclusive practices in schools: A collaborative action research network // International Journal of Inclusive Education. 2004. Vol. 8. P. 125139.

23. Evans I.M. Peer interactions and social acceptance of children with disabilities in inclusive school. Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 2018. Vol. 4. No 9. P. 314-319.

24. Figler C.S. Families with alternative children // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 2017. Vol. 2. No. 13. P. 14-19.

25. Florian, L., Linklater, H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all // Cambridge Journal of Education. 2010. Vol. 40(4).

26. Friend M.V., Bursack W.C. Including students with special needs: A practical guide for classroom teachers. Boston: Allyn& Bacon, 2015.

27. Majoko Tawanda. Teacher Key Competencies for Inclusive Education: Tapping Pragmatic Realities of Zimbabwean Special Needs Education Teachers // SAGE OpenJanuary, March, 2019. P. 1-14.

28. Mitchel D. What really works in special and inclusive education. Using evidence - based strategies. Routleledge, 2015.

29. Nind M. Inclusive research and inclusive education: why connecting them makes sense for teachers' and learners' democratic development of education // Cambridge Journal of Education. Vol. 44(4). P. 525-540.

30. Rabi N.M., Zulkefli M.Y. Mainstream Teachers' Competency Requirement for Inclusive Education Program // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2018. Vol. 8(11). P. 1779-1791.

31. Winzer M.A. Confronting difference: en excursion through the history of special education // Florian L. The SAGE Handbook of special education: Two volume set. 2014. T. I. P. 23-36.

1. Alekhina C.V., Alekseeva M.N., Agafonova E.L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspesh-nosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii // Psi-hologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1. S. 83-92.

2. Ancuta A.N. Formirovanie professional'noj gotovnosti budushchego pedagoga k vzaimodejstviyu s det'mi iz nepolnyh semej: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2000.

3. Bessarabova I.S., Morozova V.I. Vliyanie idej postmodernizma na stanovlenie inklyuzivnogo obra-

* *

*

zovaniya v SSHA i Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3. S. 72.

4. Bogdanova E.V. Struktura inklyuzivnoj kom-petentnosti studentov v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2016. № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/ article/view/239/240 (data obrashcheniya: 13.03.2021).

5. Bogovarova V.A., Matveeva S.E., Muhamet-zyanova F.G., Pruss N.M. Problemy sub#ektov inklyu-zivnogo obrazovaniya // Uchit'sya i zhit' vmeste: sovremennye strategii obrazovaniya lic s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya: materialy Mezh-dunar. nauch.-prakt. konferencii YUNESKO (Kazan', 15-17 maya 2014 g.): materialy v 3 ch. Kazan', 2014. Ch. III. S. 29-32.

6. Voznyak I.V. Formirovanie gotovnosti peda-gogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu detej v sisteme povysheniya kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod, 2017.

7. Goryunova L.V. Model' formirovaniya inklyu-zivnoj kompetentnosti pedagoga v processe ego professional'noj podgotovki // Gumanitarnye nauki. 2018. № 2(42). S. 57-63.

8. Il'in V.S. Problemy teorii pedagogicheskih sistem s pozicij celostnogo podhoda // Vospitanie shkol'nikov v processe obucheniya. Volgograd, 1978. S. 3-12.

9. Kuznecova N.A. Podgotovka budushchih uchi-telej k partnersko-pedagogicheskomu vzaimodejst-viyu s roditelyami shkol'nikov: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2016.

10. Kuz'mina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: dis. . kand. ped. nauk. Omsk, 2015.

11. Kutepova E.N., Cherenkova Zh.N. Gotovnost' pedagoga k deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnoj praktiki // Inklyuzivnoe obrazovanie: praktika, issle-dovaniya, metodologiya: sb. materialov II Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. Moskva, 26-28 iyunya 2013 g. M., 2013. S. 588-592.

12. Malofeev N.N. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej s OVZ: osnovnye polozheniya // Al'ma-nah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2019. № 36. S. 1-16.

13. Morozova V.I., Sergeev N.K. Professional'-naya kompetentnost' budushchego pedagoga vo vza-imodejstvii s sem'ej v inklyuzivnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah v usloviyah postindustrial'nogo ob-shchestva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 10(153). S. 22-31.

14. Pavlova O.V. Formirovanie professional'no-eticheskoj kul'tury studentov vuzov: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2020.

15. Prihod'ko O.G., Yugova O.V. Osobennosti funkcionirovaniya i konsul'tirovaniya semej, vospi-tyvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya // Obrazovanie lic s osobymi obra-

zovatel'nymi potrebnostyami: metodologiya, teoriya, praktika: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 19-20 noyab. 2020 g. Minsk, 2020. S. 325-329.

16. Razvitie vzaimodejstviya pedagogov i rodite-lej v prostranstve sovremennogo obrazovaniya: kol. monogr. / E.S. Evdokimova, N.G. Zotova, Yu.M. Po-pova [i dr.]. M., 2019.

17. Samarceva E.G. Formirovanie professional'-noj gotovnosti budushchih pedagogov k inklyuziv-nomu obrazovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. Shuya - Orel, 2012.

18. Semago N.Ya. Osobyj rebenok v massovoj shkole: special'nye obrazovatel'nye usloviya // Inklyu-zivnoe obrazovanie. M., 2015. S. 40-47.

19. Tersakova A.A. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya k vzaimodejstviyu s sem'ej v usloviyah polietnicheskoj sredy: special'nost' 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya», 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.

20. Hitryuk V.V. Podgotovka pedagogov dlya inklyuzivnoj sistemy obrazovaniya: v poiske reshe-nij // Aktual'nye problemy korrekcionnoj pedagogiki i special'noj psihologii: materialy XII Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf. v ramkah Mezhdunar. ob#edi-nennoj nauch.-prakt. konf. «Special'noe i inklyu-zivnoe obrazovanie: vyzovy, problemy, puti reshe-niya», Cherepovec, 18 okt. 2019 g. / pod red. O.A. Denisovoj. Cherepovec, 2020. S. 165-171.

21. Hutoryanskaya T.V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo instituta k sotrudnichestvu s sem'ej shkol'nika: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2011.

Model of training of future teachers to the cooperation with the student's families in the inclusive education

The article deals with the issue of the teachers' readiness to the cooperation with the students' families in the inclusive education. There is described the model of the development of the competence of a future teacher during the cooperation with the students' families in the inclusive education including the theoretical and methodological, the operational and pragmatist and the resulting and evaluative blocks.

Key words: cooperation of teachers with families, inclusive education, professional training.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.