избыточной, методически неоправданной компьютеризации образовательного процесса чревато хаотизацией последнего и, как следствие, снижением качества языковой подготовки слушателей, что нашло дополнительное подтверждение в ходе преподавания в дистанционном формате. Вынужденный резкий переход на удаленный тип взаимодействия со студентами в 2020-2021 учебном году показал необходимость тщательного, методически выверенного внедрения новых инструментов преподавания.
Несомненно, различные аспекты такого перехода на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 еще предстоит обстоятельно рассмотреть и глу-
Библиографический список
боко осмыслить на предмет повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в российских университетах.
Важно понимать, что предлагаемый новыми технологиями инструментарий носит лишь вспомогательный характер по отношению к классическим подходам к обучению студентов и никак не может их заменить. В то же время грамотное использование современных технологических решений действительно позволяет повысить качество подготовки слушателей. Реализация этих возможностей, впрочем, неосуществима без соответствующего уровня компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава.
1. Использование групп в Whatsapp в качестве альтернативного средства коммуникации и системы мотивации в высшем образовании. Revista ESPACIOS. 2018; Vol. 29.
2. Мохаммад M., Ибрагим И. Эффективность использования аутентичных материалов в продвижении разговорного английского языка. International Journal of English Language Teaching. 2019; Vol. 7, № 8: 23 - 27.
3. Гунюч С., Бабаджан Н. Интеграция технологии в преподавание и изучение английского языка. The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017; Vol. 5, № 2: 349 - 358.
4. Карр Н. Скользящие по поверхности: что интернет делает с нашими мозгами. 2011. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=566650&p=2
5. Смит А., Уайт М. и др. Руководства по видеоконференциям для изучающих медицину в Австралии. ANZ J Surg. 2012; № 82 (10).
6. Доггетт А. J Ind Teach Educ. Видеоконференции в учебной аудитории: что думают студенты? 2008; № 44 (4): 29 - 41.
7. Авдеева Е.Л., Танцура Т.А., Чикилева Л.С. и др. Современные тенденции в цифровом иноязычном образовании: вызовы и перспективы. Москва: Научные технологии, 2021.
References
1. Ispol'zovanie grupp v Whatsapp v kachestve al'ternativnogo sredstva kommunikacii i sistemy motivacii v vysshem obrazovanii. Revista ESPACIOS. 2018; Vol. 29.
2. Mohammad M., Ibragim I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya autentichnyh materialov v prodvizhenii razgovornogo anglijskogo yazyka. International Journal of English Language Teaching. 2019; Vol. 7, № 8: 23 - 27.
3. Gunyuch S., Babadzhan N. Integraciya tehnologii v prepodavanie i izuchenie anglijskogo yazyka. The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017; Vol. 5, № 2: 349 - 358.
4. Karr N. Skol'zyaschie po poverhnosti: chto internet delaet s nashimi mozgami. 2011. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=566650&p=2
5. Smit A., Uajt M. i dr. Rukovodstva po videokonferenciyam dlya izuchayuschih medicinu v Avstralii. ANZ J Surg. 2012; № 82 (10).
6. Doggett A. J Ind Teach Educ. Videokonferencii v uchebnoj auditorii: chto dumayut studenty? 2008; № 44 (4): 29 - 41.
7. Avdeeva E.L., Tancura T.A., Chikileva L.S. i dr. Sovremennye tendencii v cifrovom inoyazychnom obrazovanii: vyzovy i perspektivy. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2021.
Статья поступила в редакцию 11.02.22
УДК 37.013
Kaibov A.M., Deputy Head, Center for State Expertise of the National Guard Troops of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: abdel13@mail.ru
A MODEL OF A PEDAGOGICALLY EXPEDIENT SYSTEM OF MATERIAL AND MORAL STIMULATION OF OFFICERS-EXPERTS OF THE CONSTRUCTION DIVISION OF THE RUSSIAN GUARDING COMPLEX AND THE CONDITIONS FOR ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION. The article deals with issues of moral and material incentives for officers-experts of the Rosgvardiya construction complex (Russian Guarding Division). The analysis of the effectiveness of methods of moral and material incentives for officers-experts of the Rosgvardiya construction complex for the quality of their official (service-expert) duties is carried out. Based on the conducted research, an extensive original author's set of incentives is proposed. The classification of pedagogically expedient material and moral incentives is made. The implementation of a set of incentives determined the features of the developed model. Modeling is considered from the position of pedagogically expedient stimulation of expert officers, the main characteristics of the model of moral and material stimulation of expert officers, as well as the main components of the motivational structure of expert officers are presented.
Key words: system of material and moral incentives for expert officers, methods of motivational influence, the main characteristics of model of moral and material incentives.
А.М. Каибое, зам. нач. Центра государственной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Москва, E-mail: abdel13@mail.ru
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОФИЦЕРОВ-ЭКСПЕРТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСГВАРДИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы морального и материального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии. Проведен анализ эффективности методов и способов морального и материального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии за качество выполнения их служебно-экспертных обязанностей. На основе проведенных исследований предложен обширный оригинальный авторский комплекс стимулов. Произведена классификация педагогически целесообразных материальных и моральных стимулов. Реализация комплекса стимулов определила особенности разработанной модели. Моделирование рассмотрено с позиции педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов, представлены основные характеристики модели морального и материального стимулирования офицеров-экспертов, а также основные компоненты мотивационной структуры офицеров.
Ключевые слова: система материального и морального стимулирования офицеров-экспертов, способы мотивационного влияния, основные характеристики модели морального и материального стимулирование.
Актуальность проектирования модели педагогически целесообразной системы материального и морального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии высока и обусловлена необходимостью повышения эффективности деятельности офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии, от которых в значительной степени зависит материально-техническое обеспечение успешного выполнения поставленных задач.
Об этом свидетельствуют статистические данные: показатели сроков и качества рассмотрения проектов офицерами-экспертами при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации в течение трех лет до начала проведения научного исследования (2017-2019) находились в относи-
тельно низких значениях. Изучение причин сложившегося положения дел показало, что основной сдерживающей причиной роста качества служебно-экспертной деятельности офицеров-экспертов выступает отсутствие педагогически обоснованной системы стимулирования, которая сводилась только к выплате денежных премий, причем без учета условий, в которых выполняются служебные функции, и индивидуального вклада каждого в решение общей задачи. Как результат, не происходило полного раскрытия личностно-субъектного потенциала офицеров-экспертов.
Вышеописанные условия определили цель исследования - разработка модели педагогически целесообразной системы материального и морального сти-
мулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии и поиск оптимальных условий ее реализации.
Формулировка цели определила основные задачи исследования, к которым мы, основываясь на анализе научной литературы и опыте автора, отнесли:
- анализ и характеристику методов морального и материального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии;
- разработку авторской классификации комплекса стимулов офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии и педагогически целесообразных материальных и моральных стимулов;
- выявление и характеристика основных компонентов мотивационной структуры офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии.
Под системой материального и морального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии понимается компонентный и функциональный комплекс педагогически обоснованных способов влияния на их мотивацию, приводящих к повышению заинтересованности [1] и проявлению инициативы в служебной деятельности, росту профессионализма и качества выполнения экспертных функций. Она характеризуется:
- составом (материальные, моральные, комплексные стимулы);
- структурой (связями между стимулами и мотивационными компонентами, которые служат для обеспечения реализации витальных потребностей; инициирования самозащиты; поддержания статуса; активизации познания и активизации самовыражения; закрепления необходимых смысловых, целевых, операциональных установок, торможения негативных побуждений);
- функциями (активизирующая, инициирующая, закрепляющая, поддерживающая, тормозящая);
- правилами применения (справедливость, соразмерность, целенаправленность, индивидуальный подход, технологичность).
Под моделированием системы педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии понималась разработка логической схематической конструкции, отражающей релевантные свойства реально создаваемого комплекса педагогически целесообразных стимулов, правил их применения в условиях осуществления офицерами-экспертами служебной деятельности и позволяющий изучать различные его аспекты [2]. Модель педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов обладает репрезентативностью и отражает основные свойства системы стимулирования. То есть в данном случае модель выступает образцом реальной системы материального и морального стимулирования офицеров-экспертов, которые должны быть созданы в подразделениях строительного комплекса Росгвардии.
Разработанная модель системы материального и морального стимулирования офицеров-экспертов включена в дискурс обучения и воспитания офицеров -руководителей экспертных подразделений. Модель представляет копию оригинала идеально организованных и осуществляемых способов [3] стимулирования. В то же время модель не выступает теорией, а является всего лишь одним из ее компонентов, раскрывающих определенный аспект
Модель педагогически целесообразного материального и морального стимулирования, раскрывая специфику использования стимулирования в строительном комплексе Росгвардии, связана общими принципами с системой материального и морального стимулирования офицеров войск национальной гвардии. Поэтому в ней присутствуют как общие, так и специфические черты.
При проектировании модели педагогически целесообразного материального и морального стимулирования учитывалось, что полное тождество между моделью и оригиналом отсутствует [4]. Поэтому необходимо сделать так, чтобы в модели присутствовали нужные для изучения и воспроизводства признаки, на которые и будут ориентироваться офицеры - руководители экспертных подразделений при совершенствовании систем стимулирования, что определяет практическую значимость данной работы.
Одной из основных характеристик спроектированной модели материального и морального стимулирования офицеров-экспертов выступает ее дескриптив-ность, которая в исследовании обозначает максимально полное и объективное описание использования способов материального и морального стимулирования.
При проектировании модели материального и морального [5] стимулирования офицеров-экспертов важно было также понять, в каком виде будет представлена модель. С учетом экспертного мнения и запросов офицеров - руководителей экспертных подразделений было определено, что творческим результатом должна стать модель, представленная в схематическом и описательном виде и позволяющая с высокой долей достоверности понять ее основные характеристики и воспроизвести в других условиях.
Опора на исходные положения позволила сформулировать правила проектирования модели материального [6] и морального стимулирования офицеров-экспертов:
1) необходимо обеспечить репрезентативность модели материального и морального стимулирования;
2) необходимо обеспечить представленность основных свойств в модели, которые должны быть усвоены офицерами - руководителями экспертных подразделений и воспроизведены при совершенствовании системы педагогически целесообразного материального и морального стимулирования, то есть достижение максимальной релевантности свойств;
3) необходимо обеспечить дескриптивность модели как описание с высокой долей достоверности, позволяющее понять ее основные характеристики и воспроизвести их в других условиях.
Соблюдение сформулированных правил позволило спроектировать модель педагогически целесообразного материального и морального стимулирования офицеров-экспертов.
Модель включает в себя:
1) компоненты мотивационной структуры личности [7] офицера-эксперта строительного комплекса Росгвардии, на которые направлено действие стимулов;
2) комплекс используемых в педагогическом менеджменте материальных и моральных стимулов;
3) правила применения материальных и моральных стимулов по отношению к офицерам-экспертам.
4) оценку достижения результата применения материальных и моральных стимулов по отношению к офицерам-экспертам.
На основе изучения научной литературы, изучения индивидуально-психологических особенностей были выделены основные компоненты мотивационной структуры офицера-эксперта:
1. Смысловые установки:
- осознанная личная востребованность, сформированная на основе понимания решаемых государственных и ведомственных задач и своей роли в достижении поставленных целей;
- доминирующие этические ценности (профессиональный долг, профессиональная честь, личная ответственность) как результат осознания личностных смыслов в системе служебно-экспертной деятельности и отождествления себя с этими смыслами.
2. Рефлексивно-чувственные переживания:
- радость, гордость, удовлетворенность от качественного выполнения поставленных задач, несмотря на все трудности, которые возникают при их решении;
- горечь, сожаление, неудовлетворенность [8] от некачественно выполнения служебно-экспертных обязанностей, особенно по вине офицера-эксперта.
3. Целевые установки (нацеленность на наивысшие результаты), входящие в мотивационную структуру и тесно связанные с личностными потребностями офицера-эксперта. Они определяются смысловыми установками.
4. Стремление к профессиональному развитию, которое выражено в виде проявляемой целенаправленной активности (как реализации потребности в изменении своего потенциального профессионального «Я» в структуре «Я-концеп-ции»).
5. Самореализационные тенденции в служебно-экспертной деятельности, которые проявляются в добросовестном отношении к выполнению своих должностных обязанностей, проявлении инициативы и творчества при решении стоящих задач.
6. Стремление к торможению некритического отношения к себе, допускающего некачественное, недобросовестное выполнение служебно-экспертных обязанностей.
7. Стремление к поддержанию достигнутого положительного статуса (как правило, связанного с ответственностью и профессионализмом офицера-эксперта).
8. Витальные потребности, удовлетворение которых связано, прежде всего, с материальным стимулированием и обеспечением гарантий социально-правовой защиты.
В комплекс стимулов были включены:
1. Разъяснение - способ вербально-убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него смысловых установок принадлежности и этического поведения, а также целевых установок достижения максимально возможного результата, как итогового, так и повседневного. Способ применяется при организации как группового, так и индивидуального стимулирующего влияния на офицеров-экспертов в течение всего времени действия их контракта. К основным правилам эффективного использования стимулирующего потенциала разъяснения относятся целенаправленность, предметность, своевременность, системность, логичность и др.
2. Показ - способ наглядно-убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него смысловых установок принадлежности и этического поведения, а также целевых установок достижения максимально возможного результата, как итогового, так и повседневного. Способ применяется при организации как группового, так и индивидуального стимулирующего влияния на офицеров-экспертов в течение всего времени действия их контракта. Наивысший результат достигается в сочетании с разъяснением, уважительным и справедливым отношением к офицерам-экспертам, этическим поведением и показом личного примера ответственного и профессионального отношения к выполнению обязанностей.
3. Участие в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса посредством предоставления ему возможности вы-
сказать свою обоснованную точку зрения на организацию служебно-экспертной деятельности и реализацию личностно-профессионального потенциала офицеров-экспертов. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом. Может использоваться в течение всего времени службы офицера-эксперта или в отдельные моменты.
4. Доверие (включение в состав актива, значимых профессиональных комиссий, постановка наиболее сложных, творческих задач и др.) - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений.
5. Открытие перспектив - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса, развития устремлений к личностно-профессиональному росту посредством предоставления возможности выбрать соответствующий жизненно-профессиональный путь. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений, проявлением доверия.
6. Требование - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что личностно-про-фессиональный рост осуществляется через преодоление трудностей, а также того, что он в личностно-профессиональном плане не достиг необходимого уровня развития ответственности и/или профессионализма, который [8] позволил бы доверять ему в полной степени. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения к наиболее ответственным и профессионально подготовленным офицерам-экспертам.
7. Контроль - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что он в личностно-профес-сиональном плане не достиг необходимого уровня развития ответственности и/ или профессионализма, который позволил бы доверять ему в полной степени. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения к наиболее ответственным и профессионально подготовленным офицерам-экспертам.
8. Привилегии (создание дополнительных условий для служебно-экс-пертной деятельности) - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса посредством создания дополнительных условий, показывающих признательное отношение к личностно-профессиональ-ным качествам и результатам служебно-экспертной деятельности офицера. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений, проявлением доверия.
9. Материальное поощрение (ценный подарок, денежная премия и денежная надбавка за наличие аттестата Минстроя) - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса посредством публичного признания заслуг, а также материального выражения признательности, способствующего удовлетворению материальных потребностей. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений, проявлением доверия.
10. Замечание - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что он в личност-но-профессиональном плане не достиг необходимого уровня развития ответственности и/или профессионализма, который позволил бы доверять ему в полной степени. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения, контролем и требованием.
11. Предупреждение - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что он в лич-ностно-профессиональном плане не достиг необходимого уровня развития ответственности и/или профессионализма, который позволил бы доверять ему в полной степени. Может быть публичным и индивидуально-непубличным. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения к наиболее ответственным и профессионально подготовленным офицерам-экспертам, контролем и требованием.
12. Моральное поощрение (благодарность, грамота) - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного личностного и профессионального статуса посредством публичного признания профессионально-этических сторон офицера и его заслуг, позволяющий удовлетворить моральные потребности. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений, проявлением доверия.
13. Критика - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что его показатели в лич-ностно-профессиональном плане стали изменяться в худшую сторону, хотя объективных факторов, которые могли бы влиять на проявление данного процесса, нет. В связи с этим офицеру следует проанализировать [6] сложившуюся ситуацию, обнаружить внутриличностные причины и внести коррективы в свое профессиональное поведение. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения к наиболее профессионально подготовленным офицерам-экспертам, контролем и требованием.
14. Наказание - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью формирования у него понимания того, что он допустил серьезную ошибку в служебно-экспертной деятельности, причины которой кроются в личностно-профессиональном плане. Наличие ошибки свидетельствует о том, что он не достиг необходимого уровня развития ответственности и/или профессионализма, который позволил бы доверять ему в полной степени. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением и показом личного примера, а также примера доверительного отношения к наиболее ответственным и профессионально подготовленным офицерам-экспертам, контролем, критикой и требованием.
15. Возможность обучения - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него уверенности в том, что он по своим личностным качествам необходим государству, и государство заботится о росте его профессионализма, который выступает конкурентным преимуществом в системе профессиональных взаимоотношений; кроме того, метод способствует развитию чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в совместном обсуждении поставленных задач и принятии решений, проявлением доверия.
16. Денежное довольствие и социально-правовая защита - базовый способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью понимания им того, что осуществляемая служебно-экспертная деятельность имеет высокую общественную значимость, входит в структуру ценностей, формирует и поддерживает социальный, профессиональный и моральный статус офицера и создает условия для удовлетворения базисных потребностей личности.
17. Личностно-профессиональная поддержка - способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него уверенности в том, что он не останется один на один с трудностями, требующими оказания необходимой помощи. Метод способствует развитию чувства ответственности перед служебным коллективом. Способ наиболее эффективен в сочетании с разъяснением.
18. Денежная надбавка к денежному довольствию за наличие аттестата Минстроя России - базовый способ убеждающего воздействия на сознание офицера-эксперта с целью поддержания у него чувства ответственности и собственного личного и профессионального достоинства, подтверждения положительного
Таблица 1
Классификация применяемых для стимулирования офицеров-экспертов способов мотивационного влияния
Виды стимулирования Способы стимулирования
Моральное Выговор
Снятие ранее наложенного взыскания
Критика
Контроль
Доверие
Замечание
Предупреждение
Личностно-профессиональная поддержка
Благодарность
Награждение грамотой
Материальное Денежное содержание и социально-правовая защита
Ценный подарок
Денежная премия
Денежная надбавка за наличие аттестата Минстроя
Комплексное Открытие перспектив
Выдвижение на вышестоящую должность
Создание дополнительных условий для служебно-экс-пертной деятельности
Возможность обучения
личностного и профессионального статуса посредством публичного признания заслуг, а также материального выражения признательности, способствующего удовлетворению материальных потребностей. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в принятии решений, проявлением доверия, возможностью обучения.
В процессе исследования была осуществлена классификация педагогически целесообразных материальных и моральных стимулов при работе с офицерами-экспертами строительного комплекса по видам стимулирования, представленная в табл 1. В основу формирования классов-стимулов был положен признак соотнесения свойств к материальным или моральным стимулам. Исследование показало, что имеется группа стимулов, имеющих дуальные свойства (материальные и моральные).
Таким образом, модель, рассматриваемая нами как результат исследования на данном этапе, включила основные принципы применения способов материального и морального стимулирования офицеров-экспертов:
- справедливость, означающую объективность оценки результатов служебной деятельности экспертов в установленные сроки и заслуженные меры стимулирования;
- соразмерность, показывающую, что на основе объективной оценки отношения и результатов служебно-экспертной деятельности [9] офицеров-экспертов к ним были применены адекватные оценке способы стимулирования;
Библиографический список
- целенаправленность, основное содержание которого заключается в применении таких способов материального и морального стимулирования, которые наибольшим образом способствуют достижению цели;
- индивидуальный подход [10], выраженный в учете стремления офицеров-экспертов к личностному и профессиональному росту, скорости данного роста, стартовых условий и особенностей индивидуального восприятия мер стимулирования;
- технологичность, проявляющуюся в научно обоснованном, логично-последовательном, оптимально выбранном и обеспечивающем достижении поставленной цели использования стимулирующих средств влияния на офицеров;
- публичность применения способов стимулирования означает, что используемые процедуры применяются открыто и гласно.
Содержание данных принципов вследствие широкой интеграции материальных и моральных методов, а также с учетом особенностей строительного комплекса Росгвардии включает авторскую позицию и впервые представлено с позиции повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров-экспертов.
Дальнейшая перспектива разработки модели педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов и реализации ее в управленческом процессе предполагает повышение роста профессионализма и качества выполнения экспертных функций как факторов повышения производительности труда, что, по нашему мнению, имеет существенную практическую значимость.
1. Черненко К.А. Формирования мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2005.
2. Смирнов А.Э., Пискунов А.Р Военно-профессиональная мотивация. Молодой ученый. 2016; № 30 (134): 336 - 372.
3. Петкин А.В., Пузиков О.П., Цариев Е.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ. Вестник Бурятского государственного университета. Философия. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-voenno-professionalnoy-deyatelnosti-kursantov-institutov-voysk-natsionalnoy-gvardii-rf
4. Бобков О.Б., Виноградова ГА. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов вуза. Известие Самарского научного центра Российской академии наук. 2012; Т. 14, № 2: 116 - 122.
5. Перфильев И.В, Чернявская Е.Ю. Современные тенденции развития образования и их воздействия на состояние человеческих ресурсов. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Волгоград, 2014; № 3 (9): 127 - 132.
6. Одегов Ю.Г, Федвенка А.А., Дашкова Е.С. Мотивация трудовой деятельности: учебно-практическое пособие. Москва: Альфа-Пресс, 2009: 320 - 336.
7. Шарухин А.П. Воспитание военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2020.
8. Бекирова М.Г, Перфильева И.В., Чуб М.В. Мотивация как процесс трудовой деятельности. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал 2015. Available at: https://cyberleninka.ru
9. Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов. Диссертация ... канд. психологических наук. Москва, 2010.
10. Жура С.Ф. Психологические особенности трудовой мотивации в условиях военной службы. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014; Т. 2: 117 - 120.
References
1. Chernenko K.A. Formirovaniya motivacii voenno-professional'noj deyatel'nosti kursantov vuzov inzhenernyh vojsk. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2005.
2. Smirnov A.'E., Piskunov A.R. Voenno-professional'naya motivaciya. Molodoj uchenyj. 2016; № 30 (134): 336 - 372.
3. Petkin A.V., Puzikov O.P., Cariev E.A. Formirovanie motivacii voenno-professional'noj deyatel'nosti kursantov institutov vojsk nacional'noj gvardii RF. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-voenno-professionalnoy-deyatelnosti-kursantov-institutov-voysk-natsionalnoy-gvardii-rf
4. Bobkov O.B., Vinogradova G.A. Faktory, vliyayuschie na formirovanie uchebno-professional'noj motivacii kursantov vuza. Izvestie Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2012; T. 14, № 2: 116 - 122.
5. Perfil'ev I.V, Chernyavskaya E.Yu. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya i ih vozdejstviya na sostoyanie chelovecheskih resursov. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. Volgograd, 2014; № 3 (9): 127 - 132.
6. Odegov Yu.G., Fedvenka A.A., Dashkova E.S. Motivaciya trudovojdeyatel'nosti: uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva: Al'fa-Press, 2009: 320 - 336.
7. Sharuhin A.P. Vospitanie voennosluzhaschih i sotrudnikov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg, 2020.
8. Bekirova M.G., Perfil'eva I.V., Chub M.V. Motivaciya kak process trudovoj deyatel'nosti. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal 2015. Available at: https://cyberleninka.ru
9. Ulybin S.V. Dinamika razvitiya voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh institutov. Dissertaciya ... kand. psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.
10. Zhura S.F. Psihologicheskie osobennosti trudovoj motivacii v usloviyah voennoj sluzhby. Nauchno-tehnicheskoe i 'ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. 2014; T. 2: 117 - 120.
Статья поступила в редакцию 11.03.22
УДК 377
Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: elm.n@mail.ru
Balyagov V.R., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: baliagov_vr@icloud.com
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE OIL AND GAS TECHNICIANS TO OPERATE WELLS. The article deals with a topical problem of training oil and gas technicians. The paper analyzes modern scientific research defining the concept of "professional readiness", presents the authors' definition of this term, adapted to one of the directions of the oil and gas industry. The features of the work carried out by oil and gas technicians in the course of their work are considered. In order to increase the effectiveness of the formation of professional readiness of future oil and gas technicians, it is proposed to supplement the educational process with computer simulators capable of simulating the processes occurring at the facilities of the oil industry. The results of an experiment on the implementation of pedagogical conditions for the formation of professional readiness for the operation of wells of students are presented.
Key words: professional readiness, oil and gas technician, well operation, computer simulator.
Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: elm.n@mail.ru
В.Р. Балягов, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: baliagov_vr@icloud.com