4. Philip R. Popple, Leighninger L. Social work, social welfare, and American society. Boston: Allyn & Bacon, 2011.
5. Бочкарева И.А. Новые подходы к организации практики в основной образовательной программе подготовки бакалавров. Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2009; № 12: 1371.
6. Жедунова Л.Г, Посысоев Н.Н., Соотношение академического и практического знания в подготовке магистров, обучающихся по программе «Психологическое консультирование». Ярославский психологический вестник. 2016; № 35: 58 - 60.
7. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. Москва: Академия, 2005.
8. Dunn M., Rice M. Community, Towards Dialogue: A Self-Study of Online Teacher Preparation for Special Education. Studying Teacher Education. 2019; № 15 (2): 160 - 178.
9. Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Содержание и организация практики студентов - социальных педагогов в высшем учебном заведении. Тамбов, 2000.
10. Целых М.П. Практика в системе подготовки социальных работников в США. Таганрог: Издательство ТГПИ, 2001.
11. Serhiychuk O., Bahno Yu. The Role of Pedagogical Practice in Preparing Future Teachers for Professional Activity. Humanitarian Bulletin of the Pereiaslav-Khmelnytskyi Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University: Collection of Scientific. 2014: 118 - 127.
12. Бабалян И.Г. Волонтерство в решении проблем социализации детей-сирот (на примере школы социального волонтерства «ОТКРОЙ МИР»). Вестник Калужского университета. Серия 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2020; Т. 3, № 4 (9): 20 - 26.
13. Ващенко Д.Г., Судиловский Д.А., Волков А.Д. Волонтерство в социальной сфере. «Серебряное волонтерство». Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2020: 124 - 126.
14. Григорьева Ю.А. Волонтерство в социальном воспитании детей в трудной жизненной ситуации. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2018; № 1: 59 - 60.
15. Agnew Elizabeth N. From charity to social work: Mary E. Richmond and the creation of an American profession. Urbana: University of Illinois Press, 2004.
16. Жылдызбек К.А. Роль и значение волонтерства в формировании социокультурных компетенций студентов ВУЗА. Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2018; № 4 (46): 150 - 152.
17. Кунцевич Е.В. Волонтерство как фактор профессионально-личностного развития студента педагогического ВУЗА. Вестник современных исследований. 2018; № 12.1 (27): 117 - 121.
18. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г., Калашников В.Г. Психология и педагогика контекстного образования. Москва: Нестор-История, 2018.
19. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
References
1. Molodcova T.D., Gura V.V., Shalova S.Yu. Cennosti i smysly psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2: 24 - 30.
2. Celyh M.P. Professional'noe obrazovanie: poisk novyh form i metodov obucheniya social'nyh pedagogov. CREDEEXPERTO. 2018; № 2 (17): 266 - 274.
3. Shalova S.Yu. Professional'no-pedagogicheskie cennosti v sovremennom obschestve. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; № 5: 15 - 21.
4. Philip R. Popple, Leighninger L. Social work, social welfare, and American society. Boston: Allyn & Bacon, 2011.
5. Bochkareva I.A. Novye podhody k organizacii praktiki v osnovnoj obrazovatel'noj programme podgotovki bakalavrov. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn. 2009; № 12: 1371.
6. Zhedunova L.G., Posysoev N.N., Sootnoshenie akademicheskogo i prakticheskogo znaniya v podgotovke magistrov, obuchayuschihsya po programme «Psihologicheskoe konsul'tirovanie». Yaroslavskij psihologicheskij vestnik. 2016; № 35: 58 - 60.
7. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya. Moskva: Akademiya, 2005.
8. Dunn M., Rice M. Community, Towards Dialogue: A Self-Study of Online Teacher Preparation for Special Education. Studying Teacher Education. 2019; № 15 (2): 160 - 178.
9. Nikitina L.E., Simonovich V.L. Soderzhanie i organizaciya praktiki studentov - social'nyh pedagogov v vysshem uchebnom zavedenii. Tambov, 2000.
10. Celyh M.P. Praktika v sisteme podgotovki social'nyh rabotnikov v SShA. Taganrog: Izdatel'stvo TGPI, 2001.
11. Serhiychuk O., Bahno Yu. The Role of Pedagogical Practice in Preparing Future Teachers for Professional Activity. Humanitarian Bulletin of the Pereiaslav-Khmelnytskyi Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University: Collection of Scientific. 2014: 118 - 127.
12. Babalyan I.G. Volonterstvo v reshenii problem socializacii detej-sirot (na primere shkoly social'nogo volonterstva "OTKROJ MIR"). Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1: Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. 2020; T. 3, № 4 (9): 20 - 26.
13. Vaschenko D.G., Sudilovskij D.A., Volkov A.D. Volonterstvo v social'noj sfere. «Serebryanoe volonterstvo». Aktual'nye voprosy organizacii volonterskoj deyatel'nosti v ramkah podgotovki k Universiade 2019: lingvoperevodcheskij, psihologo-pedagogicheskij, organizacionno-upravlencheskij i social'nyj aspekty: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2020: 124 - 126.
14. Grigor'eva Yu.A. Volonterstvo v social'nom vospitanii detej v trudnoj zhiznennoj situacii. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy iperspektivy. 2018; № 1: 59 - 60.
15. Agnew Elizabeth N. From charity to social work: Mary E. Richmond and the creation of an American profession. Urbana: University of Illinois Press, 2004.
16. Zhyldyzbek K.A. Rol' i znachenie volonterstva v formirovanii sociokul'turnyh kompetencij studentov VUZA. Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta. 2018; № 4 (46): 150 - 152.
17. Kuncevich E.V. Volonterstvo kak faktor professional'no-lichnostnogo razvitiya studenta pedagogicheskogo VUZA. Vestniksovremennyh issledovanij. 2018; № 12.1 (27): 117 - 121.
18. Verbickij A.A., Larionova O.G., Kalashnikov V.G. Psihologiya ipedagogika kontekstnogo obrazovaniya. Moskva: Nestor-Istoriya, 2018.
19. Kompetentnostnyjpodhod vpedagogicheskom obrazovanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2005.
Статья поступила в редакцию 16.02.22
УДК 378
Shcherbaneva A.V., senior teacher (English language), Department of English for Professional Communication, Financial University
under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AVShcherbaneva@fa.ru
SOME ASPECTS OF TEACHING ENGLISH USING MODERN TECHNOLOGY. The article tackles upon issues of English language teaching using the opportunities, provided for by modern technologies. The author relies on studies conducted by foreign and Russian scholars who looked in detail into certain aspects of this issue. There have been provided certain theoretical and practical findings accounting for the advantages and disadvantages of using modern technological solutions in the process of English language teaching for university students. Specific examples have been given to illustrate how to use these developments while teaching business English. The author points out at the necessity to stick to a balanced approach to English language teaching, which has been proven by the practice of teaching business English to the students of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Key words: online teaching, Internet resources for teaching English, advantages and disadvantages of using modern technologies in higher education.
А.В. Щербанееа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AVShcherbaneva@fa.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются вопросы преподавания английского языка с использованием возможностей, которые предоставляют современные технологии. Автор опирается на работы зарубежных и российских исследователей, детально рассмотревших отдельные аспекты данной темы. Приведены теоретические и практические наработки, объясняющие положительные и отрицательные стороны использования современных технологических решений в процессе преподавания иностранного языка студентам высшей школы. На конкретных примерах проиллюстрировано возможное использование данных наработок в рамках курса делового английского языка. Автор указывает на необходимость сбалансированного подхода к преподаванию английского языка, что подтверждается практикой работы со студентами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн ресурсы для преподавания английского языка, достоинства и недостатки современных технологий в высшей школе.
Выбор данной темы в качестве предмета исследования является актуальным в силу того, что новые технологические решения, прежде всего в сфере информационных технологий, предоставляют широкие дополнительные возможности в деле языковой подготовки учащихся высшей школы. Целью настоящей работы является анализ этих возможностей и их использования для эффективной интеграции новых технологий в учебный процесс.
Стремительное развитие науки и техники наложило отпечаток на многие стороны человеческой жизнедеятельности, в том числе на образовательный процесс. С учетом этого многие аспекты такого влияния все еще остаются недостаточно исследованными, и в этом заключается теоретическая значимость работы.
Практическая же ее значимость состоит в том, что рассматриваемая тема имеет ярко выраженный прикладной характер, и результаты исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка высшей школы.
Методы исследования - изучение и анализ новых технологических решений, получивших наибольшее использование в вузовской практике; изучение, анализ научных источников по выдвинутой проблеме.
Для достижения основной цели в рамках данной работы рассмотрены современные технологические решения, которые чаще всего используются в преподавательской практике, учтен как отечественный, так и зарубежный опыт их применения. С теоретической точки зрения интерес представляют труды ряда авторов, уделивших внимание отдельным аспектам этого вопроса. Будет принят в расчет и практический опыт преподавания иностранного языка студентам 1-2 курсов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. При этом уникальность отечественной практики в этой сфере заключается в возможности анализа положительных и отрицательных аспектов вынужденного (в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции) перехода образования в высшей школе в 2020-2021 учебном году с очного на дистанционный формат. По итогам рассмотрения сделан вывод о целесообразности и мере применения тех или иных технологических решений в преподавании иностранного языка студентам.
Благодаря развитию современных технологий появились широкодоступные программные продукты, которые позволяют проводить видеоконференции в режиме реального времени. Функционал таких программ также дает возможность мгновенного обмена сообщениями, текстовыми, графическими и видеофайлами, что повышает эффективность учебного процесса. Наибольшую популярность среди российских пользователей имеют такие платформы, как Skype, Zoom и MS Teams. В связи с ограничениями, которые наложила санитарно-эпидемиологическая обстановка на высшую школу, в том числе и на Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, использование упомянутых платформ при переходе к дистанционному обучению стало настоящей панацеей и позволило обеспечить беспрерывность учебного процесса в условиях распространения COVID-19.
К очевидным плюсам работы на платформе MS Teams стоит отнести отсутствие необходимости тратить время на поддержание дисциплины на занятии. Функционал упомянутой программы блокирует возможность коммуникации студентов между собой без санкций со стороны преподавателя. С учетом имеющегося положительного опыта работы на данной платформе с достаточно высокой степенью уверенности можно сделать вывод о том, что в дальнейшем дистанционная форма взаимодействия преподавателя со студентами станет неотъемлемой частью университетского образования.
Удачно зарекомендовала себя практика использования платформы MS Teams и в рамках программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Так, в январе 2022 года в работе соответствующей программы для сотрудников Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации приняли дистанционное участие профессор Университета Дузце А. Гедикли (Турция), директор центра Efficient Language Coaching Global SLU Р. Пэйлинг (Испания), руководитель программ высшего образования Уолтемского международного колледжа С. Рида (Великобритания) и другие. С учетом объективных сложностей организации очного участия иностранных преподавателей в подобных курсах практика использования технологии дистанционной коммуникации в данном контексте выглядит абсолютно оправданной.
Помимо этого, в начале пандемии из-за санитарно-эпидемиологических ограничений, а затем и в силу удобства на данной платформе проводились различные мероприятия, имеющие косвенное отношение к учебному процессу. Так, в онлайн-формат были переведены ежемесячные заседания департамента. При этом такое поначалу вынужденное решение показало свою эффективность в связи с тем, что преподавание английского языка в университете ведется на разных площадках, некоторые из которых удалены друг от друга на десятки километров. То же касается и научно-практических мероприятий, таких как симпозиумы, конференции и мастер-классы.
Современные технологии позволяют значительно повысить эффективность обратной связи между преподавателем и студентами. Обучающиеся могут получить ответы на вопросы, а также дополнительное разъяснение к домашнему заданию по электронной почте, через социальные сети или приложения, мгновенно передающие сообщения (мессенджеры). Безусловно, возможности, которые в этом плане имели студенты в аналоговую эпоху, были несопоставимы с
современными. Еще 15-20 лет тому назад получить разъяснение преподавателя по изучаемому материалу можно было исключительно очно.
Стоит отметить, что по сложившейся практике большинство преподавателей Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации предпочитают использовать электронную почту в качестве канала внеаудиторного взаимодействия со слушателями. Вместе с тем есть и такие, кому удобнее использовать групповые чаты в приложениях WhatsApp и Telegram.
Подобная практика уже стала предметом научного рассмотрения. Так, в своей статье [1] группа испанских исследователей на примере использования WhatsApp среди студентов Университета Севильи (Испания) отмечает, что создание посвященных изучаемой дисциплине групповых чатов с участием преподавателя и слушателей позволяет улучшить взаимодействие студентов между собой, а также с преподавателем и повысить уровень их вовлеченности в учебный процесс. Исследователи рекомендуют придерживаться определенных правил при работе в группе в WhatsApp, которые они сводят к базовым установкам на необходимость соблюдения безопасности и проявления уважительного отношения ко всем участникам чата. Отмечается также, что удобство такого формата коммуникации, простота использования, доступность и прикладной характер находят положительный отклик у студентов, которым привычно состоять в различных группах в социальных сетях.
Развитие современных технологий, рост уровня цифровизации человеческой жизнедеятельности и, как следствие, увеличение объема всех видов информации в сети Интернет привели к тому, что на различного рода профильных интернет-ресурсах появилось большое количество аудио- и видеоматериалов, имеющих отношение к обучению деловому английскому. При этом стоит отметить широкую доступность аутентичных англоязычных материалов, которые преподаватели имеют возможность использовать в учебном процессе.
За последние два десятилетия объем онлайн-контента, который может служить хорошим дополнением к базовым учебникам, стал практически безграничным. Его использование в рамках процесса обучения деловому английскому языку позволяет повысить качество преподавания, а также дает слушателям дополнительный стимул принимать активное участие в выполнении аудиторных и внеаудиторных заданий, поскольку параллельно с собственно изучением иностранного языка студенты обогащают свои навыки общения в деловой среде, ориентируясь на лучшие примеры из сферы, первенство в которой принадлежит западной образовательной традиции.
Знакомство со статьями носителей языка, работа с аудио- и видеозаписями из англоязычной среды являются дополнительными источниками мотивации слушателей, позволяют им погрузиться в среду изучаемого языка, почувствовать инокультурную специфику. В этом контексте особую важность приобретает тщательный подбор конкретного вспомогательного аудиовизуального материала и его соответствие установленным программам и уровню языковой подготовки слушателей. При выполнении этого условия аутентичные материалы могут стать органичным дополнением к знаниям, получаемым в рамках изучения профилирующих дисциплин [2].
Так, при прохождении темы «Международная торговля» в ходе обучения студентов второго курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в качестве дополнения могут использоваться статьи c сайта Организации экономического сотрудничества и развития. Например, материал «Where do my things come from? How trade works today» - www.oecd.org/trade/ understanding-the-global-trading-system/how-trade-works/. Естественно, подобные материалы требуют соответствующей методической «доводки». Тем не менее, как показывает практика преподавания, слушатели с интересом знакомятся с ними, выполняют предложенные задания. У них появляется мотивация к дальнейшей самостоятельной работе над повышением уровня владения иностранным языком.
Большим подспорьем в учебно-методической работе вузовского преподавателя иностранного языка являются различные онлайн-платформы и профильное программное обеспечение для составления упражнений, диктантов, проверочных работ. В сети Интернет существует значительное число порталов, функционал которых позволяет выбирать понравившееся упражнение из каталога или даже создавать собственное по одному из представленных шаблонов.
В этом плане стоит отметить порталы Quizlet.com, Quizziz.com и Kahoot. com. Последние два отличаются ориентацией на игровой подход. Добавим также, что и с помощью таких широко распространенных приложений, как Google forms и Microsoft forms, функционал которых выходит далеко за пределы преподавательской работы, можно довольно эффективно создавать проверочные упражнения. Причем работать с ними можно как интерактивно, так и по распечаткам.
Функционал подобных сайтов и приложений довольно широк. Преподаватель может в автоматическом режиме обрабатывать тексты - программа сама генерирует вопросы для проверки понимания прочитанного. Имеется возможность создавать различные интерактивные задания. Например, «Множественный выбор», «Вопросы на "да" / "нет"», «Короткий ответ», «Вставить пропущенное слово».
Отдельно стоит выделить программы, обладающие удобным интерфейсом для планирования занятий. В этом плане наиболее подходящие программные решения предоставляют платформы Asana.com и Trello.com. С их помощью мож-
но довольно эффективно оптимизировать учебно-методическую часть преподавательской работы. Имеющийся на указанных порталах инструментарий будет особенно полезен тем преподавателям, которые одновременно ведут группы разного уровня и по разным программам.
Помимо этого, заслуживает внимания портал Culips.com, на котором собраны тематические подкасты, а также предусмотрены проработка вокабуляра и грамматики и имеются упражнения, позволяющие проверить понимание прослушанного материала. Особой ценностью данного ресурса является то, что авторы аудиозаписей стремились подобрать их таким образом, чтобы слушатели, помимо повышения уровня владения английским языком, получали полезную, познавательную информацию и параллельно с улучшением языковых навыков извлекали для себя дополнительную пользу, своего рода «побочную выгоду».
Особняком стоит сайт Quill.org, который ориентирован на развитие навыков письменной речи. Данный портал располагает удобным интерфейсом для отработки навыков редактирования текстов. Кроме того, программные решения позволяют отрабатывать лексику и грамматику, проводить диагностику студентов.
В целом несомненно, что подобные возможности значительно расширяют инструментарий преподавания иностранного языка, помогают увеличить методический охват изучаемых тем, особенно имеющих отношение к специализированной тематике.
При обучении студентов деловому английскому языку в продолжающих группах свою востребованность показала практика использования англоязычных интернет-ресурсов, посвященных различным аспектам деловой жизни. Слушатели с готовностью выполняют задания на самоподготовку, прибегая к информации, полученной на таких порталах. Дополнительным плюсом в этом контексте можно считать их погружение в иноязычную культуру делового общения. Они вплотную соприкасаются с реалиями западной бизнес-среды, обогащают свое понимание корпоративных процессов, получают дополнительное представление об особенностях своей будущей профессиональной деятельности. При должной подготовке, а также в силу своего прикладного характера, отсутствия академизма и сухости, присущих такого рода заданиям, их отработка вызывает весьма заинтересованное отношение студентов.
В этом плане с положительной стороны можно характеризовать портал Tedtalks.com, на котором размещено большое количество аудио- и видеоматериалов по различной тематике, включая отдельные аспекты деловой жизни, с текстами записей, а также ресурс Breakingnewsenglish.com. На последнем актуальные новости доступны в нескольких аудиоформатах, что позволяет прослушивать записи с различной скоростью (медленное прослушивание, естественная речь, ускоренная) и различным акцентом (британский, американский варианты произношения), размещены и тексты аудио сообщений. Всего на этом сайте имеется более 3 100 уроков по разным актуальным темам, они распределены по 7 уровням знания языка, к каждому отрывку дано множество заданий (до 27 страниц - по грамматике, лексике, скоростному чтению, дискуссии и т.д.), которые можно скачать и распечатать. Для начального уровня языка подходит сайт с новостями, разделенными по трем уровням - newsinlevels.com. На этом портале, помимо новостных материалов, имеются и грамматические упражнения.
Учитывая профессиональную ориентацию студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, для самостоятельной работы вне контекста программы обучения слушателям рекомендуется ряд весьма полезных англоязычных ресурсов. Например, на сайте buildyourstax.com в игровой форме можно погрузиться в мир капиталовложений, финансов и фондовых рынков, а портал bankonitgame.com является довольно продвинутым симулятором для отработки ведения навыков бухгалтерии. Также заслуживает внимания сайт practicalmoneyskills.com, на котором собрана масса сведений по основам финансовой грамотности.
Поступающие на обучение в университет выпускники средних школ, как правило, хорошо знакомы и уверенно владеют программным обеспечением, позволяющим создавать презентации и доклады. В связи с этим положительный отклик среди студентов находят такие домашние задания, выполнение которых требует использования навыков владения программой Power Point и ей подобных. Слушатели охотно готовят короткие доклады и презентации по изучаемой тематике, что ускоряет освоение учебного материала. При этом важно сохранять меру, чтобы время, затрачиваемое ими на работу с программой, не превышало времени, которое уходит непосредственно на отработку языковых навыков.
На современном этапе в учреждениях высшей школы правилом хорошего тона стало наличие наряду с классической еще и электронной библиотеки. Возможности, которые предоставляет подобная цифровая база учебных и вспомогательных материалов, активно используются в ходе подготовки студентов по языковым дисциплинам педагогами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Методические разработки, учебники и учебные пособия, а также сборники упражнений, составленные профессорско-преподавательским составом университета, размещены на соответствующем электронном ресурсе, доступ к которому открыт для студентов. Наличие возможности работать с цифровыми версиями учебных материалов позволяет слушателям оптимизировать собственное время. При этом подобный подход экономит учебному заведению средства, которые в «аналоговую» эпоху были бы потрачены на типографские услуги.
В то же время нельзя упускать из вида и ряд недостатков излишней опоры на новые технологии в образовательном процессе. Сегодня технологические
решения позволяют лишь в ограниченной мере заменить или дополнить те функции, которые традиционно выполнял преподаватель. Пока можно говорить исключительно о вспомогательном характере новых технологий в деле преподавания иностранного языка. Безусловно, они все глубже проникают в образовательный процесс и при грамотном использовании существенно повышают его эффективность. Однако очевидно, что роль преподавателя остается центральной и в обозримой перспективе не может быть заменена никакими современными программами.
В этой связи стоит отметить, что порой излишнее увлечение «красивой оболочкой» и эффектностью современных технологий идет не на пользу преподаванию. Как полагают в своей работе "Technology integration in English language teaching and learning" С. Гунюч, Н. Бабаджан, новые технологические решения должны быть тщательным образом калиброваны и интегрированы в учебный процесс, а преподаватели соответствующим образом подготовлены к эффективному использованию нового функционала. Без этого, как отмечают авторы исследования, влияние современных технологий на уровень подготовки слушателей будет, скорее, отрицательным [3].
Вынужденный полный переход на дистанционный формат преподавания в 2020-2021 учебном году со всей очевидностью высветил изъяны, присущие такой форме обучения. В условиях общего низкого уровня самодисциплины, инфантильности и слабой мотивированности на получение знаний, свойственных значительному числу обучающихся 1-2 курсов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, имеющиеся технологические решения не позволяли должным образом контролировать присутствие и активное участие студентов в ходе онлайн-уроков. В результате многие слушатели позволяли себе «отключаться» во время занятий, лишь номинально числясь на них присутствующими, что неизбежно сказывалось на общей эффективности образовательного процесса.
Помимо этого, многие зарубежные исследователи, в частности американец Н. Карр, отмечают, что излишний упор на технологическую начинку учебного процесса не способствует развитию логического мышления слушателей, закрепляет их ориентацию на использование шаблонов в ходе мыслительного процесса, а также усиливает привычку к клиповому восприятию реальности, характерному для выходящего в жизнь поколения, выросшего в период широкой доступности Интернета и социальных сетей. По его мнению, цифровая среда в целом способствует невнимательному чтению, поспешному и рассеянному мыслительному процессу, а также поверхностному восприятию учебного материала, и уже хотя бы в силу этого обучение по «аналоговым» стандартам является более предпочтительным [4].
Примечательно, что изучение удовлетворенности студентов применением технологий дистанционного обучения дало смешанные результаты. С одной стороны, ряд исследователей отмечают энтузиазм слушателей в связи с задействованием новых технологических решений в процессе обучения. Так, в работе австралийских ученых [5] отмечается, что использование видео-конференц-свя-зи является эффективным методом преподавания отдельных аспектов хирургии студентам медицинских вузов, который положительно оценивается слушателями. В то же время, по данным исследования Доггет [6], 80% обучающихся чувствуют себя более комфортно в учебной аудитории, а 57% из них полагают, что удаленный формат получения образования представляет собой дополнительный барьер на пути эффективного взаимодействия с преподавателем.
Что же до отечественного опыта, то стоит заметить, что большинство студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации склонны широко понимать чувство удовлетворенности от обучения в университете. Помимо непосредственно эффективного получения новых знаний и навыков, в него также чаще всего вкладывается возможность поддержания социальных связей со сверстниками, в том числе и с целью обсуждения пройденного материала и обмена мнениями о полученных знаниях. В этом контексте дистанционное обучение уступает классическим аудиторным занятиям, поскольку не помогает, а, скорее, препятствует достижению указанных целей.
Безусловно, потенциал новых технологий в деле повышения эффективности преподавания иностранного языка весьма значителен. Необходимость его раскрытия предъявляет дополнительные требования к повышению уровня соответствующих компетенций профессорско-преподавательского состава [7]. В этом контексте возрастает актуальность проведения целевых курсов и тренингов для указанной категории вузовских сотрудников.
Помимо этого, в результате существующего поколенческого разрыва между преподавателями и студентами последние в силу объективных причин по умолчанию оказываются более уверенными пользователями современного программного обеспечения. Поэтому соответствие уровню цифровой грамотности слушателей является важным условием действительно эффективного взаимодействия профессорско-преподавательского состава вуза с ними.
Проведенный в рамках настоящей статьи обзор новых технологических решений и практики их применения в преподавании английского языка студентам Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для эффективного использования продвинутых технологий в учебном процессе необходим правильный баланс между традиционными методиками преподавания, давно доказавшими свою оправданность, и использованием современных технологических решений. Его нарушение в пользу
избыточной, методически неоправданной компьютеризации образовательного процесса чревато хаотизацией последнего и, как следствие, снижением качества языковой подготовки слушателей, что нашло дополнительное подтверждение в ходе преподавания в дистанционном формате. Вынужденный резкий переход на удаленный тип взаимодействия со студентами в 2020-2021 учебном году показал необходимость тщательного, методически выверенного внедрения новых инструментов преподавания.
Несомненно, различные аспекты такого перехода на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 еще предстоит обстоятельно рассмотреть и глу-
Библиографический список
боко осмыслить на предмет повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в российских университетах.
Важно понимать, что предлагаемый новыми технологиями инструментарий носит лишь вспомогательный характер по отношению к классическим подходам к обучению студентов и никак не может их заменить. В то же время грамотное использование современных технологических решений действительно позволяет повысить качество подготовки слушателей. Реализация этих возможностей, впрочем, неосуществима без соответствующего уровня компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава.
1. Использование групп в Whatsapp в качестве альтернативного средства коммуникации и системы мотивации в высшем образовании. Revista ESPACIOS. 2018; Vol. 29.
2. Мохаммад M., Ибрагим И. Эффективность использования аутентичных материалов в продвижении разговорного английского языка. International Journal of English Language Teaching. 2019; Vol. 7, № 8: 23 - 27.
3. Гунюч С., Бабаджан Н. Интеграция технологии в преподавание и изучение английского языка. The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017; Vol. 5, № 2: 349 - 358.
4. Карр Н. Скользящие по поверхности: что интернет делает с нашими мозгами. 2011. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=566650&p=2
5. Смит А., Уайт М. и др. Руководства по видеоконференциям для изучающих медицину в Австралии. ANZ J Surg. 2012; № 82 (10).
6. Доггетт А. J Ind Teach Educ. Видеоконференции в учебной аудитории: что думают студенты? 2008; № 44 (4): 29 - 41.
7. Авдеева Е.Л., Танцура Т.А., Чикилева Л.С. и др. Современные тенденции в цифровом иноязычном образовании: вызовы и перспективы. Москва: Научные технологии, 2021.
References
1. Ispol'zovanie grupp v Whatsapp v kachestve al'ternativnogo sredstva kommunikacii i sistemy motivacii v vysshem obrazovanii. Revista ESPACIOS. 2018; Vol. 29.
2. Mohammad M., Ibragim I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya autentichnyh materialov v prodvizhenii razgovornogo anglijskogo yazyka. International Journal of English Language Teaching. 2019; Vol. 7, № 8: 23 - 27.
3. Gunyuch S., Babadzhan N. Integraciya tehnologii v prepodavanie i izuchenie anglijskogo yazyka. The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017; Vol. 5, № 2: 349 - 358.
4. Karr N. Skol'zyaschie po poverhnosti: chto internet delaet s nashimi mozgami. 2011. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=566650&p=2
5. Smit A., Uajt M. i dr. Rukovodstva po videokonferenciyam dlya izuchayuschih medicinu v Avstralii. ANZ J Surg. 2012; № 82 (10).
6. Doggett A. J Ind Teach Educ. Videokonferencii v uchebnoj auditorii: chto dumayut studenty? 2008; № 44 (4): 29 - 41.
7. Avdeeva E.L., Tancura T.A., Chikileva L.S. i dr. Sovremennye tendencii v cifrovom inoyazychnom obrazovanii: vyzovy i perspektivy. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2021.
Статья поступила в редакцию 11.02.22
УДК 37.013
Kaibov A.M., Deputy Head, Center for State Expertise of the National Guard Troops of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: abdel13@mail.ru
A MODEL OF A PEDAGOGICALLY EXPEDIENT SYSTEM OF MATERIAL AND MORAL STIMULATION OF OFFICERS-EXPERTS OF THE CONSTRUCTION DIVISION OF THE RUSSIAN GUARDING COMPLEX AND THE CONDITIONS FOR ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION. The article deals with issues of moral and material incentives for officers-experts of the Rosgvardiya construction complex (Russian Guarding Division). The analysis of the effectiveness of methods of moral and material incentives for officers-experts of the Rosgvardiya construction complex for the quality of their official (service-expert) duties is carried out. Based on the conducted research, an extensive original author's set of incentives is proposed. The classification of pedagogically expedient material and moral incentives is made. The implementation of a set of incentives determined the features of the developed model. Modeling is considered from the position of pedagogically expedient stimulation of expert officers, the main characteristics of the model of moral and material stimulation of expert officers, as well as the main components of the motivational structure of expert officers are presented.
Key words: system of material and moral incentives for expert officers, methods of motivational influence, the main characteristics of model of moral and material incentives.
А.М. Каибое, зам. нач. Центра государственной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Москва, E-mail: abdel13@mail.ru
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОФИЦЕРОВ-ЭКСПЕРТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСГВАРДИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы морального и материального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии. Проведен анализ эффективности методов и способов морального и материального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии за качество выполнения их служебно-экспертных обязанностей. На основе проведенных исследований предложен обширный оригинальный авторский комплекс стимулов. Произведена классификация педагогически целесообразных материальных и моральных стимулов. Реализация комплекса стимулов определила особенности разработанной модели. Моделирование рассмотрено с позиции педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов, представлены основные характеристики модели морального и материального стимулирования офицеров-экспертов, а также основные компоненты мотивационной структуры офицеров.
Ключевые слова: система материального и морального стимулирования офицеров-экспертов, способы мотивационного влияния, основные характеристики модели морального и материального стимулирование.
Актуальность проектирования модели педагогически целесообразной системы материального и морального стимулирования офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии высока и обусловлена необходимостью повышения эффективности деятельности офицеров-экспертов строительного комплекса Росгвардии, от которых в значительной степени зависит материально-техническое обеспечение успешного выполнения поставленных задач.
Об этом свидетельствуют статистические данные: показатели сроков и качества рассмотрения проектов офицерами-экспертами при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации в течение трех лет до начала проведения научного исследования (2017-2019) находились в относи-
тельно низких значениях. Изучение причин сложившегося положения дел показало, что основной сдерживающей причиной роста качества служебно-экспертной деятельности офицеров-экспертов выступает отсутствие педагогически обоснованной системы стимулирования, которая сводилась только к выплате денежных премий, причем без учета условий, в которых выполняются служебные функции, и индивидуального вклада каждого в решение общей задачи. Как результат, не происходило полного раскрытия личностно-субъектного потенциала офицеров-экспертов.
Вышеописанные условия определили цель исследования - разработка модели педагогически целесообразной системы материального и морального сти-