ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Прудникова Надежда Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления (ВШГУ) Балаковского филиала РАНХиГС, доцент
Nadezhda N. Prudnikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Public Administration (Graduate school of Public Administration) of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: nadkap1@yandex.ru УДК 378.44
Применение модели flipped learning в процессе формирования иноязычной компетенции студентов российских вузов*
Application of the flipped learning model for EFL instruction in the institutions of higher education in Russia
Теория и практика смешанного обучения - актуальный вопрос российской и зарубежной лингводидактики. Однако, применение перевернутой модели обучения в процессе преподавания английского языка как иностранного до сих пор недостаточно изучено. Статья рассматривает перевернутую модель обучения как инструмент интериоризации студентов при переходе к автономному дискурсу на изучаемом языке. Мультимодальные ресурсы и стратегия скаффолдинга представлены как средства обеспечения индивидуальной траектории усвоения материала и контекстно-обусловленного аспектного обучения английскому. Различные интерактивные формы организации учебного материала и средства развития его рефлексивного понимания обозначены как механизм повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова и словосочетания: английский язык как иностранный, перевернутое обучение, скаффолдинг, интериоризация, контекстно-обусловленное обучение, интерактивные формы организации учебного материала, рефлексивное понимание.
The theory and practice of the blended learning is a topical matter both in Russian and international linguo-didactics. However, there is still a gap in examining application of the flipped learning model for the EFL instruction. The paper considers the flipped learning model as a tool for interiorisation of students during switching them to autonomous discourse in a target language. It describes multimodal texts and instructional scaffolding as the means for developing individualized instruction and teaching different aspects of a target language under the context-based approach. The mechanism for effective EFL teaching implies reflexivity and interactive forms of material presentation for the students.
Keywords: English as a Foreign Language (EFL), flipped learning model, scaffolding, interiorisation, context-oriented approach, interactive forms of material presentation, reflexivity.
*Статья публикуется в рамках всероссийской конференции, посвященной Дню российской науки, состоявшейся 7 февраля 2020 года в Балаковском филале РАНХиГС
1. Введение
Эпоха, пришедшая на смену постмодернизму, характеризуется теоретиками культуры как автомодернизм в силу корреляции технологической автоматизации и автономии человека. Цель модерна, как определяет её Р. Сэмюэлс, заключается в производстве обособленных сфер капитализма, демократии и науки [1]. При автомодернизме происходит слияние триады упомянутых элементов и трансформация их взаимоотношений, вызванная высокотехнологичной глобализацией. Местом смешения и циркуляции этих областей становится интернет, в результате чего политика оказывается предметом бизнеса и развлечений, а наука популяризуется и превращается в товар [2, с. 205].
Автомодернизм Р. Сэмюэлса, наряду с проектом диджимодернизма британского литературоведа Алана Кирби, акцентирует внимание на том, как новые технологии перекраивают ткань социальных отношений. Цифровые телекоммуникации обосновывают дистанционное выполнение профессиональных и иных обязанностей. Помимо прочего, это означает независимость позиции студентов высших учебных заведений, автономность их передвижения в реальном и виртуальном пространстве. Активность обучающихся, направленная на поиск, восприятие и анализ информации, становится единицей обучения.
Новые формы образовательного взаимодействия допускают необязательность непосредственного общения обучающихся с преподавателем. Последний перестает быть основным носителем учебной информации, обеспечивая фасилитатацию коммуникации обучающихся с вирутальным миром [3, с. 73]. Логика образовательного процесса меняется, поскольку содержание и процесс обучения адаптируются к потребностям обучающихся.
2. Материалы и методы
Flipped learning (перевернутое обучение) и его операционный уровень flipped classroom (перевернутое занятие) - наиболее обсуждаемый вариант организации занятий в формате современного высшего образования. Обоснование данной модели преподавания заключается в инверсии классического варианта построения занятия и самостоятельной работы студентов. В распоряжении преподавателей появляется множество инструментов, включая информационные технологии и формат дистанционной подачи учебного материала в комбинации с традиционным тестированием усвоения. Flipped learning (перевернутое обучение) или inverted model (инвертированная модель) - это частный случай blended learning (смешанного обучения), hybrid learning (гибридного обучения), то есть определенная комбинация дистанционного и очного форматов [4]. Оно представляет собой сплав и результативное использование всех доступных электронных приемов обучения и традиционных очных обучающих мероприятий «преподаватель -студент».
В традиционном обучении активен преподаватель, а студенты выступают в роли слушателей и наблюдателей. Аудиторная работа подразумевает знакомство с новой информацией и программным материалом, а также демонстрацию вариантов проблемных задач. Информация подается фронтально либо как устная лекция, либо в комбинации с презентацией и контекстными заданиями. Преподаватель руководит процессом обучения, а домашняя работа студентов сводится к тщательному разбору поданной в аудитории учебной информации, отработкой практических заданий, повторением или углублением обеспеченного преподавателем понимания материала.
Перевернутая модель перечеркивает традиционный способ усвоения материала. У истоков такого обучения стоят Аарон Сэмс и Джонатан Бергманн - авторы идеи видео-фиксации и трансляции лекций для удаленных обучающихся. Доказанная результативность опыта приводит к интенсификации работы студентов во время аудиторной проверки усвоения знаний. Идея поддерживается преподавателями, готовыми акцентировать самостоятельность обучающихся в процессе ознакомления с материалом и обеспечивать интерактивность текущего и промежуточного контроля. За успешной практикой следует работа над созданием серии видео-лекций, видеоклипов и презентаций.
Было бы слишком просто обозначить суть модели в перевернутом формате процессов преподавания и обучения. Главной целью работы становится предоставление студенту более адресной, углубленной и детализированной помощи со стороны педагога. Большая самостоятельность студентов повышает их ответственность в процессе ознакомления с теорией и интенсифицирует закрепление при непосредственном диалоге с преподавателем во время последующей проверки усвоения [5, p.40]. Очный формат контроля подразумевает также обеспечение нового понимания материала в процессе интерактивных обменов опытом в рамках учебных групп. В идеале аудиторная работа сводится к персонализированному обучению каждого студента посредством точечной помощи преподавателя и учебных взаимодействий в рамках малых групп.
Шаблон перевернутой модели нацелен на самостоятельное получение знаний до аудиторной практики.
Задача осуществляется через дистанционную работу с видео-презентацией, подкастом, электронными инструкциями, демонстрацией, визуализированным исследованием, представленными как контент тематических вебсайтов. Индивидуальная работа может проводиться с помощью чтения рекомендованных традиционных или цифровых книг, а также учебных пособий. Самостоятельный этап внеаудиторной подготовки подразумевает анализ материала либо плановое онлайн взаимодействие со студентами учебной группы по вопросам академических заданий.
Соответственно, последующее аудиторное занятие проводится в активной либо интерактивной форме как углубленное исследование, обобщение, обсуждение или практическая реализация теоретического контента. Преподаватель уделяет больше времени углубленному объяснению, толкованию узких мест и особо сложных моментов, демонстрации и обсуждению результатов автономной исследовательской деятельности студентов. Повышается качество и уровень усвоения программного материала, что особенно важно при компетентностном подходе. Этап рутинной работы по сбору и обмену информацией переносится на домашний формат.
Таким образом, аудиторная работа акцентирует самые сложные концептуальные моменты обучения в форме экспертной фасилитации. Обмен идеями и коллективное решение проблемных задач интенсифицируют усвоение, которое представляется не как проверка пройденного, а как совместное получение нового знания в процессе многовариантных взаимодействий.
Преимущество метода для студентов заключается в следующем:
1) возможность использовать более качественный, полный и вариативный электронный контент в формате индивидуальной траектории (многократно и в удобном темпе);
2) возможность получать индивидуальную консультацию преподавателя по конкретным заранее подготовленным вопросам (обеспечение полноценной обратной связи со стороны преподавателя);
3) углубленное понимание программных тем как результат командной работы на отчетном аудиторном занятии;
4) выход на более высокий уровень усвоения программного материала (уровень решения ситуативных проблем).
Перевернутое аудиторное занятие - это площадка для сотрудничества, командной деятельности, экстровертированного общения. Это пространство творческого, оценивающего, аналитического и одновременно обобщающего подхода к учебной деятельности. Однако радикальное изменение образовательного подхода влечет за собой и целый ряд проблем как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.
Обозначим некоторые из них:
1) возникает проблема внутренней мотивации обучающихся (студенты должны хотеть именно учиться, развиваться в предметной области, целью их должны стать заявленные в программе компетенции и последующее трудоустройство, а не поощрения в форме текущих оценок;
2) студентам-интровертам гораздо сложнее вести дискуссию, осуществлять обмен идеями, игровые варианты моделирования, записи видеоматериалов, коллективное решение проблем;
3) многие преподаватели сталкиваются с собственной цифровой безграмотностью и вынуждены либо переучиваться, либо менять профиль деятельности.
Проблема внутренней мотивации, безусловно, зависит как от способностей, так и от социализации обучающихся.
А.Н. Леонтьев при определении деятельности обозначает, что только «понимаемые» мотивы при определенных условиях становятся «действенными мотивами» [6, с. 522]. Продуктом учебной деятельности, таким образом, является сам обучающийся, обогащенный новым знанием. Объект учебного процесса представлен двумя аспектами: а) объективным содержанием знания и б) субъектной сферой его присвоения.
Цель цикла учебной деятельности заключается в соединении составляющих его сфер, присвоении учащимся предметного содержания знания. Соответственно, через социализированный личностный смысл ядро предмета смыкается с социальной средой, определяющей ее компоненты: условия, средства, факторы контроля и оценки. Социализированный личностный смысл удерживает индивидуальный мотив и социально обусловленную цель.
Именно внутренняя мотивация является мотивацией развития, а это уже фактор построения предметной структуры учебной деятельности. В результате доминирования исключительно внешних мотивов предметная структура учебной деятельности искажается [7, с. 130].
Социализированные экстраверты наиболее эффективно усваивают информацию в процессе перевернутого обучения. Особенности восприятия реальности интровертом отражаются на качестве усвоения материала и требуют от преподавателя дополнительных усилий.
Интроверты предпочитают работать автономно, по индивидуальной траектории, следовательно, в контексте перевернутого обучения их «итемпзолированность» может стать как проблемой, так и катализатором инноваций. Чтобы стимулировать рефлексивную деятельность, разработчики перевернутых занятий предлагают стратегию "Think, Write, Share" для коллективного размышления, письменной вербализации, составления схемы либо рисования и презентации совместного итогового варианта решения проблемного задания [8]. В подобном контексте проявляются сильные стороны как интровертов, так и экстравертов, как активных, так и рефлексирующих участников команды.
Третья проблема перевернутого обучения связана с кадровым составом и технологическим оснащением самого процесса. В связи с этим, требования к преподавательскому корпусу расширены. Помимо традиционных условий квалификации обозначен ряд новых характеристик:
- системные академические знания,
- владение методикой,
- умение организовать исследовательскую деятельность,
- понимание психологических и коммуникативных особенностей поведения обучающихся,
- обладание высокой информационной культурой в целях проектирования электронных курсов, реализации дистанционного и онлайн-обучения.
3. Результаты
На сегодняшний день приоритетное направление развития ведущих вузов России определено как стратегия вхождения в мировой рейтинг «5-100». В этой связи поставлена задача интенсификации обучения английскому языку и внедрение результативных подходов в повседневную практику обучения.
При изучении английского языка в формате перевернутых занятий за рубежом происходит максимальное погружение в возможности электронных ресурсов [9, с. 125].
Подготовительный период (время до очного занятия) подразумевает самостоятельный просмотр студентами коротких видеоматериалов (6-10 минут). Материалы выбираются из открытых источников (например, YouTubeEDU) либо создаются преподавателем самостоятельно (например, с помощью платформы Screenomatic). Постпросмотровые задания закрепляют понимание видеоряда и могут включать варианты интерактивных опросов на уточнение содержания (true/false), многовариантные тесты, тексты с возможностью заполнения пробелов по содержанию (восстановление смысловой ткани повествования). Видео и постпросмотровые задания загружаются на электронную платформу и могут многократно просматриваться и прорабатываться студентами. Оформление заданий предусматривает обратную связь, поэтому некорректные ответы можно исправлять в режиме тренажера, не переживая, что преподаватель фиксирует ошибки. Преподаватели могут удаленно отслеживать активность студентов и в случае невыполнения постпросмотровых заданий предупреждать их по электронной почте о «непосещении» виртуального этапа занятия. В процессе просмотра и выполнения упражнений студенты составляют авторские заметки на английском языке для того, чтобы на этапе очного занятия разобрать непонятные им моменты с преподавателем. На этапе контактной работы также предусмотрены задания для расширения словарного запаса и семантизации профильной лексики в случае аспектного изучения английского (например, академический регистр, деловой английский, английский язык для специальных целей).
Контактный этап преподаватель начинает с опроса студентов по содержанию видео. Обучающиеся обсуждают содержание домашнего задания друг с другом и с преподавателем. Дискуссия проводится с применением ресурса Socrative с мобильных телефонов, что позволяет преподавателю сразу оценивать работу обучающихся. Студентам предоставляют задания рефлексивного типа для работы в малых группах. Задания рассчитаны на активизацию процессов обобщения, оценки и анализа учебного материала и предусматривают устную презентацию итогов работы каждой группы.
Следующий этап предусматривает самостоятельное составление творческого эссе с применением ресурсов Webquest и усвоенной на предварительном этапе лексики. Используя электронные ресурсы, студенты задают вопросы по содержанию задания друг другу и преподавателю.
В случае интеграции перевернутых занятий в программы российских вузов целесообразно вводить отдельные элементы стратегии, так как окончательный переход на обучение с применением электронных платформ пока не регламентирован и не отработан.
Обучающие видео и аудиоматериалы для самостоятельной работы могут быть взяты из разных источников:
- находящиеся в свободном доступе видео-уроки носителей языка по конкретным аспектам языкознания;
- профессиональное видео-сопровождение аутентичных пособий;
- доступные для просмотра либо скачивания англоязычные видеоматериалы официальных вебсайтов;
- подкасты, созданные самим преподавателем или приглашенным специалистом.
Примером оформления контента могут быть видео-лекции, видео-семинары, видеоматериалы дискуссий в режиме реального времени, различная видео-наглядность с применением анимированных файлов.
В России применяются и возможности BYOD-технологии (использование собственных мобильных устройств - Bring your own device technology) в комбинации с возможностями онлайн ресурса Thinglink для создания интерактивных изображений и видео в различных форматах [10, с. 47]. Возможности ресурса допускают для преподавателя создание виртуальных площадок для студенческих групп, блогов, вебинаров, а также импортирование этих продуктов в пространство социальной сети или на адрес электронной почты. Все создаваемые в таком режиме объекты находятся в открытом доступе по ссылке. BYOD реализуется применением мобильного приложения WhatsApp для этапа коллективного обсуждения и выполнения заданий студентами. В режиме «лицом к лицу с преподавателем» осуществляется только очный этап работы, интенсифицирующий коммуникативные возможности обучающихся.
Одним из направлений внедрения электронного обучения является создание авторских онлайн-курсов в системе дистанционного образования (СДО) LMS MOODLE. Система предназначена для того, чтобы реализовать этапы контроля, корректировки, оценивания, обеспечения преподавателем обратной связи с обучающимися, то есть внедрения обучения английскому языку по требованиям интенсификации способов подачи, усвоения и представления материала.
Преимуществом системы управления электронными курсами MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) является дружественный по отношению к преподавателю интуитивно-понятный интерфейс, не требующий углубленной переподготовки в сфере программирования.
В целях интенсификации формирования иноязычной коммуникативной компетенции на аудиторных занятиях необходимо точечное применение и комплексное использование результатов экспериментальной деятельности, сократических диалогов, дискуссий, рецензирования, обучения на основе подготовленных на английском языке проектов.
Итогом дистанционной самостоятельной работы (синхронизированной с участием преподавателя либо асинхронной), а также последующего очного этапа может стать самостоятельное написание учебного варианта эссе, совместное с преподавателем составление научного доклада, коллективное написание научной статьи.
Возможности модели перевернутого занятия в филиале РАНХиГС города Балаково использовались избирательно на занятиях со студентами третьего курса в рамках дисциплины «Английский язык в области государственного и муниципального управления». Студенты просматривали ряд видеоматериалов по вопросам экономики города и организации работы муниципальных служб в англоязычных странах ("Urban Economics, economy, municipal services in the English-speaking countries").
В качестве электронного контента подобраны мультипликационная презентация "Urban Economics" и видеофильм "Urban development" Постпросмотровые задания представлены контекстными упражнениями на семантизацию профильной лексики и изучение новых понятий (например, local public services, strategic plan, urban development, sustainability, TOD - Transit Oriented Development, smart city и т.д.), прямой и обратный перевод несложных профильных текстов, собеседование по содержанию.
Аудиторный формат работы подразумевает просмотр видео-фрагментов, которые вызвали затруднение при самостоятельной работе, устные сообщения на указанные темы, коллективное обсуждение аналогичных служб своего города, размышления на тему их возможного усовершенствования.
Итогом работы является развернутое эссе на тему "Smart city today and tomorrow". Из всех студентов малой группы, принимавших участие в работе, 80% выполнили ее хорошо по Европейской шкале соответствия оценок (B, C). Внедрение интенсифицированной домашней работы и интерактивного контроля усвоения оказывается достаточно эффективным в предельно короткие сроки.
Следовательно, максимально интенсивно достигается цель внедрения системы перевернутых занятий, поскольку переосмысление самого обучения выводит динамику преподавания и усвоения материала на более высокий качественный уровень (более высокий продуктивный уровень иноязычной коммуникативной компетенции).
4. Выводы
Цифровые телекоммуникационные технологии обеспечивают дистанционное выполнение профессиональных и иных обязанностей.
Данный принцип распространяется и на автономность студентов вузов в реальном и виртуальном пространстве. Из обучаемых они превращаются в обучающихся.
Поскольку содержание и процесс обучения адаптируются к потребностям обучающихся, логика организации учебного процесса тоже меняется.
В распоряжении преподавателей появляются инструменты дистанционной подачи учебного материала в комбинации с традиционным тестированием усвоения. Шаблон flipped learning нацелен на самостоятельное получение знаний до аудиторной практики. Модель реализуется через последовательную организацию трехэтапного обучения:
1) анализ видео, мультимедийного, веб-материала или онлайн взаимодействие со студентами учебной группы по вопросам академических заданий (самостоятельный этап внеаудиторной подготовки);
2) аудиторное занятие в активной или интерактивной форме с преподавателем в роли эксперта-консультанта и фасилитатора;
3) самостоятельное написание эссе по пройденному материалу либо коллективное выполнение проекта со студентами одной группы.
Преимущество метода при изучении английского языка для студентов заключается в следующем:
1) работа в удобном темпе и возможность пользоваться аутентичным электронным контентом (построение собственной траектории усвоения материала);
2) обеспечение полноценной обратной связи со стороны преподавателя: экспертный консалтинг, фасилитация;
3) углубленное понимание программных тем как результат интенсивной командной работы на отчетном аудиторном занятии;
4) выход на качественно иной уровень решения ситуативных проблем, актуальных для будущей профессии.
Соответственно, специалисты в области лингводидактики активно применяют электронную среду и ресурсы scaffolding (контекстное объяснение, учебное моделирование, видео и графическая поддержка, обучение в сотрудничестве и опора на актуальные ситуации профессии).
В основе технологии лежит представление о том, что более сложные формы мышления возникают в процессе интериоризации, возможной в процессе взаимодействия с другими людьми. Многочисленные исследования на эту тему подтверждают, что правильно выстроенная преподавателем медиация помогает эффективнее осваивать материал неродного языка.
Недостатки метода:
1) проблема недостаточной внутренней мотивации отдельных обучающихся;
2) психологические барьеры студентов-интровертов в процессе интерактивных взаимодействий на аудиторном занятии;
3) недостаточная цифровая грамотность некоторых преподавателей старшего возраста.
Проблема внутренней мотивации решается через активную социализацию и интериоризацию в процессе обучения. Особенности восприятия реальности интровертом требуют от преподавателя дополнительных усилий с целью коррекции (стратегия "Think, Write, Share").
Проблема кадрового состава и технологического оснащения самого процесса перевернутого обучения решается администрацией вуза с помощью организации дополнительного обучения, переподготовки, учебных курсов и закупки соответствующего оборудования.
При изучении английского языка в формате перевернутых занятий за рубежом происходит максимальное погружение в возможности электронных ресурсов.
Интеграция перевернутых занятий в программы российских вузов вводится точечно, в рамках отдельных курсов и по отдельным элементам стратегии.
Реконцептуализация способов подачи, усвоения и использования учебного материала в актуальных ситуациях профессии достигается переосмыслением самого обучения, что выводит динамику преподавания и усвоения материала на более высокий качественный уровень. Формирование иноязычной компетенции в рамках подобной стратегии подводится к возможностям аутентичного и профессионального общения и приближает процесс коммуникации к необходимому современным работодателям варианту подготовки.
Библиографический список
1. Samuels R. New media, cultural studies and critical theory after postmodernism. Automodernity from Zizek to Laclau. New York: Published by Palgrave MacMillan, United Kingdom. 2010. 103 p.
2. Мазоренко Д. А. Автомодернизм после постмодерна. Как выглядит «социальное» в цифровую эпоху? Galactica Media: Journal of Media Studies. 2019. №2. Pp. 202-224.
3. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. №8-9. С. 67-80.
4. Wilson, L.O. The Second Principle. Available at: https://www.academia.edu/36500473 The_Second_Principle.
5. Webb M., Doman E. Does the Flipped Classroom Lead to Increased Gains on Learning Outcomes in ESL/ EFL Contexts. // CATESOL Journal, v28 №1 p39-67 2016.
6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики: монография. - 4-е издание. - Москва: Издательство Московского университета, 1981. - 584 с.
7. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии №5 1987. C.129-138.
8. Jacobs, G. M. Introverts can succeed with cooperative learning. Parole. 2014. № 4(1). Pp. 83-93.
9. Nagwa A. Soliman Teaching English for Academic Purposes via the Flipped Learning Approach. Procedia -Social and Behavioral Sciences. Part of Special issue: 'International Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language, GlobELT 2016. 14-17 April 2016, Antalya, Turkey Edited by Эsmail Hakkэ Mirici, Эsmail Halko Erten, №seyin ^Volume 232, Pages 1-832 (14 October 2016).
10. Minin M.G. Shaykina O.I. "Flipped Classroom" Method With BYOD-Technology Application As A Tool To Develop Communication Skills In Teaching Foreign Languages. // Высшее образование в России 2018. № 1. С. 46-52.