личностного и профессионального статуса посредством публичного признания заслуг, а также материального выражения признательности, способствующего удовлетворению материальных потребностей. Способ наиболее эффективен в сочетании с привлечением к участию в принятии решений, проявлением доверия, возможностью обучения.
В процессе исследования была осуществлена классификация педагогически целесообразных материальных и моральных стимулов при работе с офицерами-экспертами строительного комплекса по видам стимулирования, представленная в табл 1. В основу формирования классов-стимулов был положен признак соотнесения свойств к материальным или моральным стимулам. Исследование показало, что имеется группа стимулов, имеющих дуальные свойства (материальные и моральные).
Таким образом, модель, рассматриваемая нами как результат исследования на данном этапе, включила основные принципы применения способов материального и морального стимулирования офицеров-экспертов:
- справедливость, означающую объективность оценки результатов служебной деятельности экспертов в установленные сроки и заслуженные меры стимулирования;
- соразмерность, показывающую, что на основе объективной оценки отношения и результатов служебно-экспертной деятельности [9] офицеров-экспертов к ним были применены адекватные оценке способы стимулирования;
Библиографический список
- целенаправленность, основное содержание которого заключается в применении таких способов материального и морального стимулирования, которые наибольшим образом способствуют достижению цели;
- индивидуальный подход [10], выраженный в учете стремления офицеров-экспертов к личностному и профессиональному росту, скорости данного роста, стартовых условий и особенностей индивидуального восприятия мер стимулирования;
- технологичность, проявляющуюся в научно обоснованном, логично-последовательном, оптимально выбранном и обеспечивающем достижении поставленной цели использования стимулирующих средств влияния на офицеров;
- публичность применения способов стимулирования означает, что используемые процедуры применяются открыто и гласно.
Содержание данных принципов вследствие широкой интеграции материальных и моральных методов, а также с учетом особенностей строительного комплекса Росгвардии включает авторскую позицию и впервые представлено с позиции повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров-экспертов.
Дальнейшая перспектива разработки модели педагогически целесообразного стимулирования офицеров-экспертов и реализации ее в управленческом процессе предполагает повышение роста профессионализма и качества выполнения экспертных функций как факторов повышения производительности труда, что, по нашему мнению, имеет существенную практическую значимость.
1. Черненко К.А. Формирования мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2005.
2. Смирнов А.Э., Пискунов А.Р Военно-профессиональная мотивация. Молодой ученый. 2016; № 30 (134): 336 - 372.
3. Петкин А.В., Пузиков О.П., Цариев Е.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ. Вестник Бурятского государственного университета. Философия. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-voenno-professionalnoy-deyatelnosti-kursantov-institutov-voysk-natsionalnoy-gvardii-rf
4. Бобков О.Б., Виноградова ГА. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов вуза. Известие Самарского научного центра Российской академии наук. 2012; Т. 14, № 2: 116 - 122.
5. Перфильев И.В, Чернявская Е.Ю. Современные тенденции развития образования и их воздействия на состояние человеческих ресурсов. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Волгоград, 2014; № 3 (9): 127 - 132.
6. Одегов Ю.Г, Федвенка А.А., Дашкова Е.С. Мотивация трудовой деятельности: учебно-практическое пособие. Москва: Альфа-Пресс, 2009: 320 - 336.
7. Шарухин А.П. Воспитание военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2020.
8. Бекирова М.Г, Перфильева И.В., Чуб М.В. Мотивация как процесс трудовой деятельности. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал 2015. Available at: https://cyberleninka.ru
9. Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов. Диссертация ... канд. психологических наук. Москва, 2010.
10. Жура С.Ф. Психологические особенности трудовой мотивации в условиях военной службы. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014; Т. 2: 117 - 120.
References
1. Chernenko K.A. Formirovaniya motivacii voenno-professional'noj deyatel'nosti kursantov vuzov inzhenernyh vojsk. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2005.
2. Smirnov A.'E., Piskunov A.R. Voenno-professional'naya motivaciya. Molodoj uchenyj. 2016; № 30 (134): 336 - 372.
3. Petkin A.V., Puzikov O.P., Cariev E.A. Formirovanie motivacii voenno-professional'noj deyatel'nosti kursantov institutov vojsk nacional'noj gvardii RF. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-voenno-professionalnoy-deyatelnosti-kursantov-institutov-voysk-natsionalnoy-gvardii-rf
4. Bobkov O.B., Vinogradova G.A. Faktory, vliyayuschie na formirovanie uchebno-professional'noj motivacii kursantov vuza. Izvestie Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2012; T. 14, № 2: 116 - 122.
5. Perfil'ev I.V, Chernyavskaya E.Yu. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya i ih vozdejstviya na sostoyanie chelovecheskih resursov. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. Volgograd, 2014; № 3 (9): 127 - 132.
6. Odegov Yu.G., Fedvenka A.A., Dashkova E.S. Motivaciya trudovojdeyatel'nosti: uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva: Al'fa-Press, 2009: 320 - 336.
7. Sharuhin A.P. Vospitanie voennosluzhaschih i sotrudnikov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg, 2020.
8. Bekirova M.G., Perfil'eva I.V., Chub M.V. Motivaciya kak process trudovoj deyatel'nosti. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal 2015. Available at: https://cyberleninka.ru
9. Ulybin S.V. Dinamika razvitiya voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh institutov. Dissertaciya ... kand. psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.
10. Zhura S.F. Psihologicheskie osobennosti trudovoj motivacii v usloviyah voennoj sluzhby. Nauchno-tehnicheskoe i 'ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. 2014; T. 2: 117 - 120.
Статья поступила в редакцию 11.03.22
УДК 377
Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: elm.n@mail.ru
Balyagov V.R., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: baliagov_vr@icloud.com
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE OIL AND GAS TECHNICIANS TO OPERATE WELLS. The article deals with a topical problem of training oil and gas technicians. The paper analyzes modern scientific research defining the concept of "professional readiness", presents the authors' definition of this term, adapted to one of the directions of the oil and gas industry. The features of the work carried out by oil and gas technicians in the course of their work are considered. In order to increase the effectiveness of the formation of professional readiness of future oil and gas technicians, it is proposed to supplement the educational process with computer simulators capable of simulating the processes occurring at the facilities of the oil industry. The results of an experiment on the implementation of pedagogical conditions for the formation of professional readiness for the operation of wells of students are presented.
Key words: professional readiness, oil and gas technician, well operation, computer simulator.
Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: elm.n@mail.ru
В.Р. Балягов, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: baliagov_vr@icloud.com
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ТЕХНИКА НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА К ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН
В статье рассматривается актуальная проблема подготовки техников нефтегазового дела. В работе проводится анализ научной литературы, определяющий понятие «профессиональная готовность», дается авторское определение данного термина, адаптированное к одному из направлений нефтегазовой промышленности. Рассмотрены особенности работ, проводимых техниками нефтегазового дела, в ходе осуществления их трудовой деятельности. Для повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих техников нефтегазового дела предлагается дополнение учебного процесса компьютерными тренажёрами, способными моделировать процессы, протекающие на объектах нефтяной промышленности. Представлены результаты эксперимента по реализации педагогического условия формирования профессиональной готовности к эксплуатации скважин студентов.
Ключевые слова: профессиональная готовность, техник нефтегазового дела, эксплуатация скважин, компьютерный тренажер.
Активная модернизация объектов нефтегазовой промышленности серьезно Рынок труда сегодня заинтересован в пополнении кадрами, адаптированными к современному производству. Для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда приобретает особую актуальность проблема готовности студентов среднего профессионального образования к будущей трудовой деятельности. Основным видом работ, к которым допускаются техники нефтегазового дела, является эксплуатация скважин, а профессиональная деятельность зачастую осуществляется на опасных производственных объектах. А значит, от уровня сформированности профессиональной готовности у будущих техников нефтегазового дела зависит не только эффективность выполнения поставленных задач, но и уровень промышленной безопасности объекта работ, что делает данное исследование актуальным.
Целью данной статьи является повышение эффективности формирования профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих техников нефтегазового дела.
Научная новизна работы заключается в уточнении понятия «профессиональная готовность будущего техника нефтегазового дела к эксплуатации скважин» и в определении педагогических условий формирования профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих техников нефтегазового дела.
Анализ рынка цифровых продуктов показал, что существующие в настоящее время программные обеспечения не в полной мере подходят для формирования профессиональной готовности обучающихся в отделениях среднего профессионального образования. Практической значимостью данного исследования является разработка компьютерного тренажера, способного симулировать процессы, протекающие в ходе эксплуатации нефтяных скважин.
В начальных работах Д. Сьюпера профессиональная готовность рассматривается как «соответствие профессионального развития индивида и круга решаемых им проблем тому уровню и кругу, которых обычно достигают люди его возраста» [1]. Нестерова Л.В. профессиональную готовность определяет как «интегративное качество личности, выражающееся в готовности личности к самостоятельному выполнению действий в сфере заданных технологических процессов, способностью адекватного реагирования на системные изменения» [2]. Баранов В.М. профессиональную готовность видит как «показатель общей культуры личности, заключающийся в позитивной социальной ориентации человека и в значительной степени определяющий его нравственный облик, уровень мастерства, его профессиональную компетентность и надежность» [3]. В других научных источниках «профессиональная готовность рассматривается как инте-гративное понятие, включающее комплекс мотивационных образований, знаний, умений и способов деятельности обучающихся, обусловленных системой сформированных компетенций, ориентацией на ценностное отношение к профессиональной деятельности и устойчивой направленностью правосознания на ее успешное осуществление, соответствующей регуляцией поведения» [4].
Обобщая информацию из представленных источников, определим понятие «профессиональная готовность к эксплуатации скважин будущего техника» «как интегративное качество личности, способной реализовывать приобретенные знания и умения для эффективного производства работ с устройствами, предназначенными для сбора пластовых флюидов (нефти)».
Проанализировав отраслевые нормативно-регламентирующие документы, можно отметить, что рабочие специальности нефтегазодобывающей отрасли в основном привязаны к квалификации, получаемой по итогам выпускных квалификационных работ в учреждениях среднего профессионального образования. Очевидно, что большую часть объектов, на которых осуществляется трудовая деятельность технического персонала нефтегазовых предприятий, составляют нефтегазодобывающие скважины. Это значит, что в большинстве случаев основным показателем, определяющим эффективность труда технического персонала, является их профессиональная готовность к эксплуатации этих скважин. Согласно профессиональному стандарту, основной профессией, связанной с эксплуатацией нефтяных скважин, на которую назначается техник нефтегазового дела, является «профессия оператора по добыче нефти, газа и газового конденсата» [5].
Оператор на профессиональном уровне знает ход движения всех технологических операций, выполняемых рабочими смежных специальностей; умеет применять различные виды контрольно-измерительной техники; владеет методиками выполнения производственных операций.
Успешное формирование профессиональной готовности является одним из ключевых факторов, определяющих успешность профессиональной подготовки технического персонала нефтегазовой промышленности. Однако стоит отметить, что формирование профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих техников тесно связано с опытом успешной практической деятельности, которую студент в процессе профессиональной практики на предприятии и в учебно-профессиональной деятельности в должном объеме приобрести не может. Это связано с режимностью доступа к опасным производственным объектам нефтяной и газовой промышленности. В связи с этим возникла необходимость определения таких педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих техников нефтегазового дела. Одним из таких условий является разработка и внедрение компьютерного тренажера, способного моделировать процессы, протекающие в эксплуатируемой скважине.
В научной литературе понятие «тренажер» определяется как механизм, применяемый в процессе обучения или тренировок, состоящий из трех элементов [6]: конструктивный (трудовое место); модельный (моделирование процессов, протекающих в ходе осуществления трудовой деятельности); дидактический (созданная тренажером образовательная среда).
Реальный физический тренажер, способный моделировать работу настоящей нефтяной скважины, представляет собой конструкцию, устанавливаемую на отдельном полигоне. Основными недостатками данных тренажеров являются травмоопасность в ходе выполнения заданий и значительные материальные затраты со стороны образовательных организаций на приобретение и обслуживание. Поэтому в ходе исследования был рассмотрен альтернативный вариант в виде компьютерного тренажера, который отличается от стандартного тем, что модельный и дидактический компоненты реализовываются на базе персонального компьютера.
В научных источниках понятие «компьютерный тренажер» описывается как комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов» [7]. Основным недостатком компьютерного тренажера можно отметить отсутствие возможности передачи тактильных и силовых ощущений.
Компьютерный тренажер обладает рядом преимуществ: стоимость компьютерного оборудования дешевле стоимости моделей промысловых установок; габариты и особенности эксплуатации персональных компьютеров не требуют строительства отдельных полигонов; простота обслуживания и низкие требования к технической компетентности преподавателей; быстрая настройка параметров обучающей среды без необходимости замены элементов тренажера перед постановкой задач для обучающихся; компьютерный тренажер исключает опасность травмирования обучающегося при выполнении заданий в сравнении с использованием реальных тренажеров.
Существующие в настоящее время компьютерные тренажеры по своему функционалу не в полной мере применимы для формирования профессиональной готовности при обучении студентов профильным дисциплинам и подходят в большей степени для оценки компетентности профессиональных рабочих. Поэтому при обучении студентов среднего профессионального образования профильным дисциплинам был разработан авторский компьютерный тренажер, имитирующий работу нефтегазовой скважины.
Компьютерный тренажер представляет собой прикладное программное обеспечение, разработанное в среде языка программирования С#, способное моделировать рабочее или лабораторное место в цифровом виртуальном обучающем пространстве. Все объекты моделируемой среды (модели реальных фонтанных арматур, запорных устройств и иного оборудования скважин) являются доступными для взаимодействия с обучающимся посредством устройств ввода персонального компьютера (клавиатура, компьютерная мышь). Модели, в свою очередь, обладают реальными свойствами оригинальных объектов. Например, модели оборудования скважин обладают свойством останавливать моделированный процесс течения жидкости, что приводит к росту гидравлического давления внутри системы трубопроводов. На основании пройденного учебного материала посредством тренажера моделируется обучающая среда, состоящая из объектов, имитирующих реальное нефтепромысловое оборудование скважин.
Для определения степени сформированности профессиональной готовности кэксплуатации скважинбылпроведен эксперимент устудентов колледжа по направлению «Нефтегазовое дело» отделения среднего профессионального образованипфилиасеТюменикоио инедпттиального униветсотптапгородеСпу-гуте.
Эктеери д^еутр^м^ал уилвепбеепн^р^пй^е ния естественного хода учебно-воспитательного процесса, запланированного на 2020-2021 учебный год, в двух и эктиериледтелнная). ОTyиесиукенутнлы-юа грунпепро-ходило в традиционном формате. Процесс обучения профильным дисциплинам детолнялсо у^тЛеп^мУсп платфнтст рг^пта-^с^овиупео компьютерного тренажера. Для оценки уровня сформированности профессио-гоупитл^т^п Tе^^Lу^x^^-^^^^^^енl^^с^тeгмнoпoгoл^Jдaкэк<^плyaте^l^)l тква-жккеылтoпpeдeлeныупттниl выюокпй, средвнЯ, соутиИ.
ДиФгнocтиклyуеуст ^п^вн^<вн пpoфлcпиoиелтнoк готоонепти кэтиирyaолуoтнecУтутыуcкулжиу о наеалт экoуфуимриуaпсжекалаl чтости денты обеих групп в большей степени продемонстрировали низкий уровень ее сформированности, так как данный показатель составил 69% и 66% для экспериментальной и контрольной групп. Академическая успеваемость студентов экспериментальной и контрольной групп была сопоставима друг с другом. По результатам диагностики построена диаграмма (рис. 1).
щенной скважины. Данные задачи выполнялись посредством взаимодействия обвааемогос аорелями аИорудоваиаяоафтяныи сювваинвоОунающий сиеде компьютерного тренажера с помощью клавиатуры и компьютерной мыши. В ходе выпсянооивлясоанленне1х зедае компьютерные треные<ер пвоиоводос зопись всех действий обучающихся, и по окончании работы преподавателем оценивал внрправивеперыь(оелввоабрарнсяюдЫныпоапввоы с нейсзвий.
Согласно результатам итоговой диагностики, студентами эксперименталь-емюгрвнсы ооюдееною^д^з^нирован урмзсмь вформировомеосди профсмсдынальныо готовности к эксплуатации скважин выше, чем студентами контрольной группы. BысаниHнpлвeзс(P1%)пыжяюдмийтраснвы эксперим^мячяюа^й -рввмы,^(^гмска1^ в контрольной данный показатель составил только 5%. Также стоить отметить пначетенюноз cнпжeеrаниrнoсаyыoсrьв экcзенеые^^дыеынрьгвврпе в 69% в не-чта е эксперимента до 8% после внедрения компьютерного тренажера. В кон-ынолььмй юдемео вае%оа 0Я%. ео раяяом реодпстатам сформирована диа-фам ма (рис. 2).
34%
0%
0%
Высокий Средний
("Хорошо") ("Удовлетворительно")
экспериментальная группа контрольная группа
Ррт. 1.Диaгслммa лaдпладeллрелypoвеeЛ cфоpминoвысooеаи профеэсионалсной котовностп к эуыплдaтaцие ууеeжoе по результатам на альной диагностики
В дальнейшем студенты контрольной группы проходили обучение согласно yтееуетпрлгpaммд,бeи кнeдoериФ коппвютетноготрвивже методов традиционного обучения.
экспериментальной группы проходили обучение профильным дисциплинам с внедрением компьютерного тренажера. Перед обучаемым формулировалась цель, для достижения которой необходимо выполнить ряд задач посредством взаимодействия с моделированной обучающей средой тренажера. Так, для достижения цели «запустить в работу скважину, оборудованную установкой электроцентробежного насоса» обучаемому необходимо было выполнить следующие задачи в обучающей среде компьютерного тренажера: проверить статус всех моделей запорных устройств фонтанной арматуры (задвижек), произвести запуск моделированной скважины, определить суточный дебит запу-
Библиографический список
50%
Средний Низкий
("Удовлетворительно") ("Плохо")
экспериментальная ■ контрольная
Рис. 2. Диаграмма распределения уровней сформированности профессиональной готовности к эксплуатации скважин по результатам итоговой диагностики
Уточненное понятие профессиональной готовности кэксплуатации скважин будущих техников нефтегазового дела обогатило теорию и практику профессионального образования, что составляет теоретическую значимость работы.
Для повышения эффективности образовательной деятельности в отделен иях среднего профессионального образования созданный компьютерный тренажер позволил имитировать реальную производственную атмосферу в вифтегазовой отрасли, что отражает практическую направленность исследования.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что реализация педагогического условия, заключающегося в разработке и внедрении в учебный процесс компьютерного тренажера, повышает эффективность формирования профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих техников нефтегазового дела при обучении профильным дисциплинам.
Перспективой дальнейшего исследования является разработка и внедрение обучающей компьютерной платформы, в которой реализован процесс моделирования системы сбора и подготовки нефти как сложного комплекса взаимосвязанных производственных процессов.
- 167.
1. Капина О.А. Формирование готовности к выбору профессии в старшем школьном возрасте. Мир науки, куль туры, образования. 2012; № 4: 164 -
2. Нестерова Л.В. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов технического профиля. Наука и школа. 2016; № 3: 89 - 92.
3. Баранов В.М. Формирование профессиональной готовности курсантов юридических вузов к оперативно-розыскной деятельности. Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2007; № 1 (9): 95 - 97.
4. Дрянных Н.В., Лодкина Т.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Вестник Череповецкого государственного университета. 2021; № 1 (100): 180 - 195.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2020 N 642н (зарегистрирован в Минюсте России 20.10.2020 N 60475). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
6. Иорданский М.А., Мухин Н.А. Учебные компьютерные тренажеры - важный класс новых образовательных продуктов. Вестник Мининского университета. 2016; № 2 (15): 11.
7. Римашевский А.А., Ильин В.А. Военное образование в электронной среде. Программные продукты и системы. 2005: 34 - 36.
References
1. Kapina O.A. Formirovanie gotovnosti k vyboru professii v starshem shkol'nom vozraste. Mir nauki, kul' tury, obrazovaniya. 2012; № 4: 164 - 167.
2. Nesterova L.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih specialistov tehnicheskogo profilya. Nauka i shkola. 2016; № 3: 89 - 92.
3. Baranov V.M. Formirovanie professional'noj gotovnosti kursantov yuridicheskih vuzov k operativno-rozysknoj deyatel'nosti. VestnikBelgorodskogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2007; № 1 (9): 95 - 97.
4. Dryannyh N.V., Lodkina T.V. Traktovka ponyatiya «professional'naya gotovnost'» v kontekste podgotovki studentov vuza k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 1 (100): 180 - 195.
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Operator po dobyche nefti, gaza i gazovogo kondensata. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 22.09.2020 N 642n (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 20.10.2020 N 60475). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
6. lordanskij M.A., Muhin N.A. Uchebnye komp'yuternye trenazhery - vazhnyj klass novyh obrazovatel'nyh produktov. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016; № 2 (15): 11.
7. Rimashevskij A.A., Il'in V.A. Voennoe obrazovanie v elektronnoj srede. Programmnyeprodukíy isistemy. 2005: 34 - 36.
Статья поступила в редакцию 21.03.22